Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С САМОУБИЙСТВАМИ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С САМОУБИЙСТВАМИ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / СОДЕЙСТВИЕ / СКЛОНЕНИЕ / ПОСОБНИЧЕСТВО / СОУЧАСТИЕ / SUICIDE / ASSISTANCE / INDUCEMENT / COMPLICITY / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамурадов С. И., Монахова Л. В.

Введение . По данным ВОЗ, Россия находится на третьем месте по частоте самоубийств, превышая по числу суицидов на душу населения среднемировые показатели в 2,5 раза, поэтому совершенствование правового механизма охраны жизни человека продолжает оставаться актуальным вопросом. Важным элементом в системе такого механизма являются нормы уголовного права, обеспечивающие безопасность жизни человека. В российском законодательстве предусмотрены нормы уголовной ответственности за преступления, связанные с самоубийствами: ст. 110, ст. 110.1 и ст. 110.2 УК РФ. Изложенное обусловливает актуальность темы статьи. Цель работы - выявить направления совершенствования нормативно-правовой основы противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях. Материалы и методы : материалами для настоящей статьи послужили Конституция РФ, УК РФ и иные правовые акты, посвященные различным аспектам деятельности органов государственной власти по предупреждению преступлений, связанных с самоубийствами. В работе были использованы следующие методы: системный, комплексный, логико-юридический, конкретно-правовой, сравнительно-правовой и другие. Результаты исследования, обсуждения. Исследование вопросов противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях, выявило необходимость использования комплексного подхода к научно-теоретическому осмыслению спектра вопросов организации такого противодействия со стороны органов государственной власти. Исследование позволило предложить новые подходы к квалификации преступлений, предусмотренных статьями 110, 110.1 и 110.2 УК РФ. Разработан комплекс предложений, направленных на совершенствование уголовно-правового противодействия данным негативным явлениям. Заключение . Нами был сделан вывод о том, что статьи 110 и 110.1 УК РФ обладают значительным сходством, и, совершая предусмотренные в них деяния, виновное лицо стремится к одному и тому же результату. Объединение данных статей УК РФ будет способствовать оптимизации законодательства, обеспечит должную емкость уголовно-правовых предписаний и облегчит работу правоприменителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE REGULATORY FRAMEWORK FOR COMBATING SUICIDE CRIMES IN MODERN CONDITIONS

Introduction . According to WHO, Russia is in the third place in terms of suicide rate, exceeding the world average number of suicides per capita by 2.5 times, so the improvement of the legal mechanism for the protection of human life continues to be relevant. An important element in the system of such a mechanism is the rules of criminal law ensuring the safety of human life. Russian legislation provides for criminal liability for crimes related to suicide: article 110 of the Criminal Code, article 110.1 of the Criminal Code and article 110.2 of the Criminal Code. This makes the topic of the article relevant. Purpose . The purpose of the work is to identify ways to improve the legal and regulatory framework for combating suicide-related crimes in modern conditions. Materials and methods . The materials for this article were the Constitution of the Russian Federation, the Criminal Code of the Russian Federation and other legal acts dealing with various aspects of the activities of state authorities to prevent crimes related to suicide. The following methods were used: systemic, complex, logical-legal, specific-legal, comparative-legal, etc. Results, discussion . The study of the issues of combating crimes related to suicide in modern conditions, revealed the need to use an integrated approach to scientific and theoretical reflection of the range of issues related to the organization of such counteraction by state authorities. The research allowed us to offer new approaches to the qualification of crimes provided for by Articles 110, 110.1 and 110.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. A set of proposals aimed at improving criminal law against these negative phenomena has been developed. Conclusion . We concluded that articles 110 and 110.1 of the Criminal Code of the Russian Federation have considerable similarities, and by committing the acts provided for therein, the perpetrator seeks the same result. Combining these articles of the Criminal Code of the Russian Federation will contribute to the optimization of legislation, ensure the proper capacity of criminal law regulations and facilitate the work of the law enforcement officer.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С САМОУБИЙСТВАМИ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 343.3/.7

DOI: 10.30914/2072-6783-2020-6-2-182-186

Направления совершенствования нормативно-правовой основы

противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях

С. И. Шамурадов, Л. В. Монахова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. По данным ВОЗ, Россия находится на третьем месте по частоте самоубийств, превышая по числу суицидов на душу населения среднемировые показатели в 2,5 раза, поэтому совершенствование правового механизма охраны жизни человека продолжает оставаться актуальным вопросом. Важным элементом в системе такого механизма являются нормы уголовного права, обеспечивающие безопасность жизни человека. В российском законодательстве предусмотрены нормы уголовной ответственности за преступления, связанные с самоубийствами: ст. 110, ст. 110.1 и ст. 110.2 УК РФ. Изложенное обусловливает актуальность темы статьи. Цель работы - выявить направления совершенствования нормативно-правовой основы противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях. Материалы и методы: материалами для настоящей статьи послужили Конституция РФ, УК РФ и иные правовые акты, посвященные различным аспектам деятельности органов государственной власти по предупреждению преступлений, связанных с самоубийствами. В работе были использованы следующие методы: системный, комплексный, логико-юридический, конкретно-правовой, сравнительно-правовой и другие. Результаты исследования, обсуждения. Исследование вопросов противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях, выявило необходимость использования комплексного подхода к научно-теоретическому осмыслению спектра вопросов организации такого противодействия со стороны органов государственной власти. Исследование позволило предложить новые подходы к квалификации преступлений, предусмотренных статьями 110, 110.1 и 110.2 УК РФ. Разработан комплекс предложений, направленных на совершенствование уголовно-правового противодействия данным негативным явлениям. Заключение. Нами был сделан вывод о том, что статьи 110 и 110.1 УК РФ обладают значительным сходством, и, совершая предусмотренные в них деяния, виновное лицо стремится к одному и тому же результату. Объединение данных статей УК РФ будет способствовать оптимизации законодательства, обеспечит должную емкость уголовно-правовых предписаний и облегчит работу правоприменителя.

Ключевые слова: самоубийство, содействие, склонение, пособничество, соучастие.

Для цитирования: Шамурадов С.И., Монахова Л.В. Направления совершенствования нормативно-правовой основы противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 182-186. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-182-186

Directions for improving the regulatory framework

for combating suicide crimes in modern conditions S. I. Shamuradov, L. V. Monakhova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. According to WHO, Russia is in the third place in terms of suicide rate, exceeding the world average number of suicides per capita by 2.5 times, so the improvement of the legal mechanism for the protection of human life continues to be relevant. An important element in the system of such a mechanism is the rules of criminal law ensuring the safety of human life. Russian legislation provides for criminal liability for crimes related to suicide: article 110 of the Criminal Code, article 110.1 of the Criminal Code and article 110.2 of the Criminal Code. This makes the topic of the article relevant. Purpose. The purpose of the work is to identify ways to improve the legal and regulatory framework for combating suicide-related crimes in modern conditions. Materials and methods. The materials for this article were the Constitution of the Russian Federation, the Criminal

© Шамурадов С. И., Монахова Л. В., 2020

Code of the Russian Federation and other legal acts dealing with various aspects of the activities of state authorities to prevent crimes related to suicide. The following methods were used: systemic, complex, logical-legal, specific-legal, comparative-legal, etc. Results, discussion. The study of the issues of combating crimes related to suicide in modern conditions, revealed the need to use an integrated approach to scientific and theoretical reflection of the range of issues related to the organization of such counteraction by state authorities. The research allowed us to offer new approaches to the qualification of crimes provided for by Articles 110, 110.1 and 110.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. A set of proposals aimed at improving criminal law against these negative phenomena has been developed. Conclusion. We concluded that articles 110 and 110.1 of the Criminal Code of the Russian Federation have considerable similarities, and by committing the acts provided for therein, the perpetrator seeks the same result. Combining these articles of the Criminal Code of the Russian Federation will contribute to the optimization of legislation, ensure the proper capacity of criminal law regulations and facilitate the work of the law enforcement officer.

Keywords: suicide, assistance, inducement, complicity, partnership.

For citation: Shamuradov S.I., Monakhova L. V. Directions for improving the regulatory framework for combating suicide crimes in modern conditions. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law ". 2020, vol. 6, no. 2, pp. 182-186. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-182-186 (In Russ.).

Алгоритм организационно-правовых мер противодействия суицидальным преступлениям со стороны государства, а также иных общественных органов предусматривает комплекс законодательно регламентированных профилактических, превентивных, организационных, правовых и социально-экономических мер в целях выявления, предупреждения и устранения рассматриваемых преступлений.

Предупреждение самоубийств в обществе с помощью регламентированных законом мер противодействия является базовым элементом системы профилактики преступлений, которые выражаются в организации деятельности, побуждающей к совершению суицидов, а также доведения, склонения к самоубийству, либо содействия ему.

Однако главной задачей российского уголовного законодательства в настоящее время по-прежнему остается выработка законодательных способов противодействия суицидам. Еще недавно преступление, предусмотренное статьей 110 УК РФ, законодатель относил к преступлениям средней тяжести, несмотря на его высокую общественную опасность. В 2017 году были внесены дополнения в закон, которые устанавливали ответственность за преступления, связанные с самоубийствами.

Кроме того, кодекс был дополнен несколькими статьями, которые регламентируют ответственность за организацию деятельности, содействие совершению, а также склонение к самоубийству.

Введение новых дополнений было обусловлено появлением большего количества преступных деяний, связанных с суицидами, а соответственно, и появлением новых объектов и субъектов этих преступлений. Эти нововведения направлены на предотвращение суицидальных преступлений, в них обозначены меры, призванные предотвратить негативное влияние на людей, а значит, защитить их жизнь и здоровье.

Изменение государственной уголовной политики в области охраны жизни выразилось в принятии законодателем ряда норм, установивших дополнительную ответственность в связи с «суицидальными» противоправными деяниями. В частности, Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ УК РФ был дополнен ст. 110.1 (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства) и ст. 110.2 (организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства)1.

Наметившаяся положительная динамика совершенствования уголовного закона в рассматриваемой области, к сожалению, не только сохранила проблемы уголовно-правовой оценки преступной причастности к самоубийству, но

1 Федеральный закон от 07.06.2017 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 24. Ст. 3489.

и способствовала возникновению ряда новых вопросов, что привело к дополнительным проблемам у правоприменителей [5, с. 78].

Так, оказание помощи в совершении преступления в уголовном праве принято рассматривать в качестве содействия противоправному деянию. В свою очередь запрет на содействие совершению самоубийства установлен в ч. 2 ст. 110.1 УК РФ[1, с. 179]. Анализ ее положений дает основания заключить, что законодатель закрепил исчерпывающий перечень действий, охватывающих общее понятие содействия совершению самоубийства, при этом полностью продублировав их из ч. 5 ст. 33 УК РФ, где речь идет о деятельности пособника при соучастии в преступлении. Проведенная законодателем параллель между пособничеством в преступлении и содействием совершению самоубийства заставляет правоприменителя резонно задаваться вопросом относительно обязательности установления объективных и субъективных признаков соучастия в случаях содействия совершению самоубийства. Согласимся с экспертами, что ответ на данный вопрос должен быть отрицательным хотя бы потому, что самоубийство либо покушение на него законодательно не рассматривается в качестве преступного поведения [9, с. 37].

Необходимо отметить и то, что использование в описании объективной стороны содействия совершению самоубийства только деяний, входящих в круг пособничества преступлению, породило проблемы в квалификации такого содействия, характерные и для самого преступного пособничества. Думается, что ограниченный перечень действий пособника не охватывает всех случаев оказания содействия совершению анализируемого деяния. Например, содействие преступлению в виде финансовой помощи преступнику с учетом буквального толкования уголовного закона нельзя относить к пособничеству в преступлении [4, с. 261]. Следовательно, предоставление денежных средств лицу, решившему совершить суицид, используя которые, он затем приобретает средства либо орудия для совершения самоубийства, нельзя признавать в качестве запрещенных деяний, предусмотренных ч. 2 ст. 110.1 УК РФ.

Речь о самоубийстве необходимо вести исключительно тогда, когда лишение жизни стало результатом самостоятельных и осознанных действий потерпевшего, предвидевшего наступ-

ление летального исхода [3, с. 90]. Вследствие этого Р. Шарапов справедливо отмечает, что из сферы суицидального поведения должны быть исключены случаи, когда опасные для жизни действия не связаны с осознанными представлениями о собственной смерти [10, с. 81].

Неспособность лица осознавать характер и значение совершаемых в отношении его действий в силу болезненного состояния психики либо возраста Верховный Суд РФ признает психической беспомощностью потерпевшего1. В практике применения уголовного закона утвердилось правило квалификации, согласно которому склонение либо содействие самоубийству лица, сознание и воля которого ограничены, следует признавать убийством путем посредственного совершения преступления [2, с. 76].

Проблемой в настоящее время видится то, что среди ученых нет единства в понимании психического отношения виновного к общественно опасным последствиям в квалифицированных составах содействия суициду [6, с. 211]. Обратим внимание и на то, что сами поводы возникновения проблем в установлении вины при ассисти-рованном самоубийстве при наличии отягчающих обстоятельств были созданы законодателем путем закрепления в статье рассогласованных между собой положений закона.

Так, ч. 5 ст. 110.1 УК РФ устанавливает повышенную ответственность в случаях, когда деяния, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 этой статьи, в конечном итоге имели своим результатом самоубийство либо покушение на него несовершеннолетним, или лица, которое заведомо для виновного находилось в беспомощном состоянии, материальной либо иной зависимости от виновного, или женщины, которая заведомо для виновного находилась в состоянии беременности. Тем не менее в диспозициях норм, закрепленных в ч.ч. 1 и 2 ст. 110.1 УК РФ, нет упоминания о специальных признаках потерпевшего. Напротив, указанный перечень потерпевших предусмотрен в качестве отягчающих обстоятельств, но в ч. 3 ст. 110.1 УК РФ, о которой в ч. 5 указанной статьи упоминаний нет.

В части 6 ст. 110.1 УК РФ закреплена ответственность за действия, повлекшие самоубийство

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 3.

двух или более лиц, когда такие последствия наступили в результате деяний, указанных в ч. 1 , 2 и 3 данной статьи. Вместе с тем ответственность за сам факт содействия совершению самоубийства в отношении двух и более лиц без наступления последствий имеет место только в п. «в» ч. 3 ст. 110.1 УК РФ.

Думается, что отличие содействия от иных форм причастности к самоубийству заключается в том, что лицо, оказывающее помощь потерпевшему в причинении себе смерти, проявляет свою преступную деятельность после возникновения у последнего решимости совершить акт суицида [7, с. 435]. Своим поведением виновный только укрепляет уже возникшее помимо его воли желание лица лишить себя жизни, а не побуждает потерпевшего к этому.

При разграничении содействия совершению самоубийства и организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства (ст. 110.2 УК РФ), необходимо принять во внимание, что любого вида содействие, так же как и склонение, невозможно квалифицировать в качестве абст-

рактного понятия - они всегда ориентированы на конкретных адресатов. Для анализируемой преступной деятельности как характерный признак возможно определить отсутствие конкретизации жертв преступного поведения [8, с. 11].

Также необходимо принять во внимание, что на основании ст. 110.2 УК РФ ответственность предусматривается исключительно в связи с организацией деятельности, которая ориентирована на цель побудить к совершению суицида, но не собственно организацию содействия для совершения самоубийства. Очевидно, что случаи, когда лицом организуется предоставление физической либо интеллектуальной помощи в целях совершения суицида со стороны конкретного потерпевшего, необходимо квалифицировать по ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 110.1 УК РФ.

Таким образом, полагаем, что предложенные правила квалификации ассистированного самоубийства дают возможность в какой-то степени разрешить ряд имеющихся в правоприменительной практике проблем, явившихся следствием системной несогласованности уголовно-правовых положений в сфере противодействия преступной причастности к самоубийствам.

Литература

1. Епанчинцева T.A. Самоубийство: законодательные, психологические и криминологические аспекты // Евразийский юридический журнал. 2Gi8. № ii (i26). С. i78-180.

2. Жаркова M.A. Основные меры но предотвращению и профилактике самоубийств в России // Закон и нраво. 2018. № i2. С. 75-76.

3. Жирнов A^. Уголовная ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (ст. iiG.i. УК РФ) // Человек и общество. 2Gi8. № 4. С. 9G-93.

4. Карагодин В.Н. Расследование умышленных преступлений против жизни, ноловой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних: монография. М. : Проспект, 2Gi8. 32G с.

5. Крылова Н.Е. Ответственность за доведение до самоубийства и причастность к самоубийству другого лица но уголовному нраву Российской Федерации: оценка законодательных новелл // Уголовное нраво. 2Gi8. № i. С. 75-82.

6. Лелеков ВА. Концептуальные проблемы предупреждения суицидов // Российский криминологический взгляд. 2019. № i. С. 2iG-219.

7. Папоян A.A. Уголовно-правовые средства противодействию суициду в молодежной среде // Человек: преступление и наказание. 2Gi8. Т. 25. № 3. С. 434-438.

8. Положий Б.С. Дифференцированная профилактика суицидального поведения // Суицидология. 2Gi2. Т. 3. № i. С. 8-12.

9. Сичкаренко ATO. Aссистированное самоубийство // Законность. 2Gi9. № 5. С. 34-39.

10. Шарапов Р.Д. Квалификация преступлений, связанных с вовлечением в самоубийство и иное опасное для жизни поведение // Уголовное нраво. 2017. № 6. С. 78-83.

References

1. Epanchintseva G.A. Samoubiistvo: zakonodatel'nye, psikhologicheskie i kriminologicheskie aspekty [Suicide: legislative, psychological and criminological aspects]. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2018, no. 11 (126), рр. i78-180. (In Russ.).

2. Zharkova M.A. Osnovnye mery po predotvrashcheniyu i profilaktike samoubiistv v Rossii [Basic measures to prevent and prevent suicide in Russia]. Zakon i pravo = Law and Legislation, 2018, no. 12, pp. 75-76. (In Russ.).

3. Zhirnov A.D. Ugolovnaya otvetstvennost' za sklonenie k soversheniyu samoubiistva ili sodeistvie soversheniyu samoubiistva (st. 110.1. UK RF) [Criminal liability for inducement to commit suicide or assist suicide (Art. 110.1. of the RF Criminal Code)]. Chelovek i obshchestvo = Man and Society, 2018, no. 4, pp. 90-93. (In Russ.).

4. Karagodin V.N. Rassledovanie umyshlennykh prestuplenii protiv zhizni, polovoi svobody i neprikosnovennosti nesovershen-noletnikh: monografiya [Investigation of intentional crimes against life, sexual freedom and inviolability of minors: monograph]. Moscow, Prospect Publ., 2018, 320 p. (In Russ.).

5. Krylova N.Ye. Otvetstvennost' za dovedenie do samoubiistva i prichastnost' k samoubiistvu drugogo litsa po ugolovnomu pravu Rossiiskoi Federatsii: otsenka zakonodatel'nykh novell [Liability to incitement to suicide and involvement in suicide of another person under Criminal Law of the Russian Federation: evaluation of legislative novelties]. Ugolovnoe pravo = Criminal Law, 2018, no. 1, pp. 75-82. (In Russ.).

6. Lelekov, V.A. Kontseptual'nye problemy preduprezhdeniya suitsidov [Conceptual problems of suicide prevention]. Rossiiskii kriminologicheskii vzglyad = Russian Criminological Outlook, 2019, no. 1, pp. 210-219. (In Russ.).

7. Papoyan A.A. Ugolovno-pravovye sredstva protivodeistviyu suitsidu v molodezhnoi srede [Criminal Legal Means of Countering Suicide among Young People]. Chelovek:prestuplenie i nakazanie = Man: Crime and Punishment, 2018, Vol. 25, no. 3, pp. 434-438. (In Russ.).

8. Polozhy B.S. Differentsirovannaya profilaktika suitsidal'nogo povedeniya [The different prevention of suicidal behavior]. Suitsidologiya = Suicidology, 2012, vol. 3, no. 1, pp. 8-12. (In Russ.).

9. Sichkarenko A.Y. Assistirovannoe samoubiistvo [Assisted suicide]. Zakonnost Journal = Legality, 2019, no. 5, pp. 34-39. (In Russ.).

10. Sharapov R.D. Kvalifikatsiya prestuplenii, svyazannykh s vovlecheniem v samoubiistvo i inoe opasnoe dlya zhizni povedenie [Classification of crimes associated with involvement into suicide and other life-threatening conduct]. Ugolovnoe pravo = Criminal Law, 2017, no. 6, pp. 78-83. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 24.05.2020 г.; принята к публикации 18.07.2020 г.

Submitted24.05.2020; revised 18.07.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

About the authors

Шамурадов Сейитмурат Ильясович

магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, simyon92@mail.ru

Seyitmurat I. Shamuradov

Graduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, simyon92@mail.ru

Монахова Лариса Вячеславовна

доцент кафедры уголовного права и процесса, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, laranka@mail.ru

Larisa V. Monakhova

Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, laranka@mail.ru

УДК 343.1

DOI: 10.30914/2072-6783-2020-6-2-187-195

Уголовно-процессуальное регулирование

понятия и системы следственных действий С. А. Яковлева, Д. В. Шарова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Сущность следственных действий определяется целями и задачами досудебного уголовного производства. По материалу проверки и уголовному делу производство следственных действий направлено на формирование доказательств, определяющих верную квалификацию преступления, создание условий надлежащего уголовного преследования лица, причастного к совершению преступления и законного и обоснованного применения к нему уголовного закона, а также восстановления объекта, охраняемого уголовным законом, нарушенного преступным деянием. Специфическая особенность определения дополнительной цели производства следственных действий на стадии возбуждения уголовного дела связана с установлением наличия или отсутствия признаков преступления и решения вопроса возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела. Уголовно -процессуальный закон не раскрывает понятия и перечня следственных действий, что создает затруднения в определении действий, запрещенных осуществлять после приостановления предварительного расследования уголовного дела. Следственные действия и иные процессуальные действия отнесены законодателем к способам собирания доказательств. Применение законодателем в ч. 1 ст. 86 УПК РФ понятия «иные процессуальные действия» создают проблемы отграничения следственных действий от иных процессуальных. Наблюдается «путаница» в определении перечня следственных действий, когда законодатель, регламентируя в ст. 164-170 УПК РФ общие правила производства следственных действий, в их перечень включает наложение ареста на имущество, реализацию, утилизацию или уничтожение вещественных доказательств. Эти действия не носят познавательного характера. Авторы предлагают закрепить в п. 41.1 ст. 5 УПК РФ понятие следственных действий как «регламентированные нормами глав 24-27 УПК РФ уголовно-процессуальные действия, осуществляемые уполномоченным должностным лицом в целях формирования доказательств, имеющих значение для расследования преступления и разрешения уголовного дела». В процессуальном механизме производства следственных действий должны быть заложены фундаментальные положения законности, требующие четкую правовую регламентацию производства каждого следственного действия, что по сути является постулатом.

Ключевые слова: иные процессуальные действия, порядок производства следственных действий, производство следственных действий по постановлению уполномоченного должностного лица, производство следственных действий по постановлению суда, протокол следственного действия, следователь, следственные действия, уголовно-процессуальные действия, формирование уголовно-процессуальных доказательств.

Для цитирования: Яковлева С.А., Шарова Д.В. Уголовно-процессуальное регулирование понятия и системы следственных действий // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 187-195. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-187-195

Criminal procedural regulation of the concept

and system of investigative actions S. A. Yakovleva, D. V. Sharova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

The essence of investigative actions is determined by the goals and objectives of pre-trial criminal proceedings. According to the verification material and the criminal case, the investigative actions are aimed at forming evidence that determines the correct qualification of the crime, creating conditions for proper criminal prosecution of a person involved in the commission of a crime and the legal and justified application of criminal law to him, as well as the restoration of an object protected by the criminal law, violated by a criminal act. A specific feature of determining the additional purpose of investigative actions at the stage of initiation of criminal proceedings is associated with the establishment of the presence or absence of signs of a crime and the decision

© Яковлева С. А., Шарова Д. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.