Научная статья на тему 'Направления совершенствования налогового контроля'

Направления совершенствования налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
933
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушбокова Р.Х., Хочуева Д.Б.

В настоящей статье рассматриваются основные направления совершенствования налогового контроля в современных условиях. Основное внимание уделяется улучшению организации выездных налоговых проверок, оптимизации критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных и камеральных проверок, формированию более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования налогового контроля»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

© Кушбокова Р.Х.*, Хочуева Д.Б/

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В настоящей статье рассматриваются основные направления совершенствования налогового контроля в современных условиях. Основное внимание уделяется улучшению организации выездных налоговых проверок, оптимизации критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных и камеральных проверок, формированию более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Необходимым условием успешного функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль.

Важнейшими признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массо-

* Заведующая кафедрой Экономической теории, кандидат экономических наук, доцент

♦ Студентка 5 курса специальности «Налоги и налогообложение»

вых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России. Система отбора использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Для осуществления налогового контроля функционирует ряд специализированных органов, сферой деятельности которых является налогообложение. Реализацию единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов осуществляют налоговые органы. Функциями налоговых органов в сфере контроля также наделены таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. К тому же на сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства продолжает динамично развиваться.

В предыдущий трехлетний период особое внимание уделялось повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

С 1 января 2009 года введены в действие изменения в законодательство о налогах и сборах, касающиеся и налогового контроля, а именно:

1. уточнен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки. В соответствии с внесенными изменениями такая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае, если в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию, то камеральная налоговая проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой

проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика;

2. уточнен срок вручения налогоплательщику акта налоговой проверки и решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. в законодательство о налогах и сборах введен запрет на использование налоговыми органами при осуществлении налогового контроля доказательств, полученных с нарушением Кодекса.

Помимо перечисленного с 1 января 2009 года вступили в силу нормы Кодекса об обязательном апелляционном обжаловании, предшествующем обращению налогоплательщика в суд, в случае обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следует отметить, что в последние годы налоговые органы России кардинально изменили формы, методы и приоритеты контрольной работы. Налоговая служба на протяжении ряда лет выстраивала Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Руководство ФНС России неоднократно отмечало, что качественное планирование является одним из условий повышения эффективности налогового администрирования, включающего, с одной стороны, налоговый контроль, а с другой - достижение более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

При этом подчеркивалось, что целью планирования, прежде всего, является концентрация контрольных мероприятий на зонах риска, обеспечение качества контрольных мероприятий, мотивирование налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов и добросовестному их исчислению и уплате.

Ключевыми принципами планирования должны стать: своевременное реагирование на признаки возможного совершения налоговых правонарушений, обоснованность выбора объектов проверки, а также режим наибольшего благоприятствования для тех налогоплательщиков, которые в полном объеме выполняют налоговые обязательства.

Концепция планирования выездных налоговых проверок определила новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, базирующийся на соблюдении определенных принципов реагирования на возможные правонарушения путем анализа всей имеющейся информации о конкретном налогоплательщике. В соответствии с этим подходом именно на основе анализа следует определять круг налогоплательщиков, подлежащих выездному налоговому контролю в первоочередном порядке.

Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях ФНС России настроена на создание режима наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков. Основной же упор в контрольной работе делается именно на «проблемных» налогоплательщиков.

Говоря о действенности налогового контроля, необходимо подчеркнуть, что одной из серьезных проблем, которые мешают созданию эффективной системы налогового контроля, является постепенная трансформация функций налоговых органов из контрольных в фискальные. При формулировании задач, стоящих сегодня перед налоговыми органами, происходит едва уловимая подмена задачи по контролю за правильностью соблюдения законодательства о налогах и сборах задачей по обеспечению поступлений финансовых средств в бюджет в определенном объеме.

При всей видимой схожести названных задач очевидно, что они не тождественны. Как финансовый контролер налоговый орган должен быть, как нам представляется, дистанцирован от решения задач по наполнению бюджета финансовыми ресурсами. Нельзя требовать от финансового контролера объективности при осуществлении мероприятий налогового контроля, если эффективность его деятельности оценивается исходя из объема поступлений, а иногда и доначислений в бюджет.

По нашему мнению, при реформировании системы налогового контроля необходимо пересмотреть сложившийся по факту статус налоговых органов как фискальных органов, ответственных за сбор налогов. Первоочередной задачей контрольного блока должно стать проведение контрольных профилактических мероприятий в отношении отдельных категорий налогоплательщиков с целью пресечения и недопущения ими налоговых правонарушений в своей деятельности. И работа эта должна проводиться таким образом, чтобы она не в коем случае не ущемляла права налогоплательщиков, не была для них обременительной, но они знали и понимали, что налоговые органы проводят постоянный оперативный контроль за их деятельностью.

Критерием же эффективности контрольной работы налоговых органов могло бы стать количество налогоплательщиков, охваченных выездными проверками, и число вынесенных по итогам проверок и не отмененных впоследствии в судах решений налоговых органов.

Немаловажным фактором повышения качества работы налогового органа является вопрос досудебного урегулирования налоговых споров. В настоящее время материалы каждой выездной налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа, что дает возможность подойти более объективно к выявленным нарушениям.

Много внимания в настоящее время уделяется сбору доказательственной базы по нарушениям, выявленным в ходе выездных налоговых проверок. Во внимание берутся только те нарушения, которые налоговые органы могут грамотно обосновать, доказать.

В трехлетней перспективе 2010-2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики и налогового контроля остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени, т.е. Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач. Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим направлением проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Речь идет о следующих стратегических целях:

1. Сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Считаем, что реализация данных целей позволит повысить результативность налогового контроля, тем более что резервы для повышения эффективности контрольной работы у налоговых органов есть.

Список литературы:

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов.

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

3. Смирнова Е.Е. Особенности планирования выездных налоговых проверок // Налоговый вестник. - 2008. - № 10. - С. 105-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.