Научная статья на тему 'Направления совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации'

Направления совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1389
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Е. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы эффективной реализации основных функций налогового администрирования: учет и регистрация налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки, осуществляемые территориальными налоговыми органами в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации»

23 (161) - 2013

Налоговое регулирование

УДК 336.201

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. В. НИКУЛИНА,

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, аспирант кафедры налогов и налогообложения E-mail: eknikulina@rambler. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные проблемы эффективной реализации основных функций налогового администрирования: учет и регистрация налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки, осуществляемые территориальными налоговыми органами в Российской Федерации.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговая проверка, администрирование.

Налоговое администрирование представляет собой инструмент, который демонстрирует результат общей налоговой политики, оказывающей основное влияние на государственный бюджет.

Задачи налогового администрирования осуществляются системой налоговых органов и предусмотренными законодательством нормами и процедурами.

Основными функциями налогового администрирования являются:

- учет и регистрация налогоплательщиков;

- текущий налоговый контроль;

- налоговые проверки.

Все три функции тесно связаны и взаимодействуют между собой, в том числе в аспектах несовершенства налогового администрирования.

На нынешнем этапе развития налоговой системы Российской Федерации актуальной проблемой учета и регистрации налогоплательщиков и последующего текущего налогового контроля является получившее в последние пять лет распространение так называемых технических и фиктивных организаций.

Огромная территория нашей страны, уровень безработицы в регионах, правовая безграмотность населения и его социальный статус позволяют недобросовестным налогоплательщикам находить варианты регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей на подставных лиц, зарегистрированных в различных субъектах РФ, зачастую по утерянным паспортам, и на лиц, имеющих алкогольную или наркотическую зависимость и психические отклонения.

Широко распространена регистрация организаций по несуществующим договорам аренды помещений на юридические адреса с целью получения необоснованной выгоды и во избежание налоговой и уголовной ответственности. Еще большему распространению проблемы регистрации по «массовым» юридическим адресам способствовала возможность представления регистрационных документов о первичной и повторной регистрации с введением системы представления документов че-

Налоговое регулирование

23 (161) - 2013

рез Интернет и по телекоммуникационным каналам связи через провайдеров, в том числе через сайты государственных услуг.

До настоящего времени не усовершенствована система электронной подписи документов и проверки ее подлинности, онлайн-сервисы работают в тестовом режиме, что позволяет недобросовестным плательщикам уходить от налогообложения и налогового контроля.

Миграция между налоговыми органами является сегодня одним из основных способов ухода от налоговых проверок, текущего налогового контроля и уплаты причитающихся налоговых платежей в бюджет.

Недобросовестные люди пользуются несовершенством взаимодействия между налоговыми органами субъектов РФ, хорошо осведомлены о сроках передачи информации и уходят от налогообложения, что влечет за собой колоссальные потери бюджета, рост налоговой задолженности, безнадежной к взысканию, и неэффективные показатели работы налоговых органов.

Направлениями совершенствования налогового администрирования в части учета и регистрации налогоплательщиков могут быть:

- ужесточение контроля прежде всего за первичной регистрацией с отказом принимать документы от представителей по доверенности;

- совершенствование баз данных налоговых органов с целью ограничения регистрации организаций «массовыми» учредителями, руководителями, а также на подставных лиц;

- закрытый перечень условий, позволяющих смену налогового органа с обязательным условием отсутствия задолженности перед бюджетом, а также незаконченных мероприятий налогового контроля и случаев неявки в налоговый орган должностных лиц организации [1]. Необходимо установление ограничений по

регистрации организаций на один юридический адрес, для каждого региона России может быть свое пороговое значение, например, для Москвы и Санкт-Петербурга не более 20 организаций на один юридический адрес, такое же ограничение необходимо установить и для руководителей и учредителей организаций. Регистрирующий орган должен иметь актуальные и полные информационные базы об адресах, учредителях, руководителях и их участии в организациях на всей территории страны.

Налогоплательщик призван быть заинтересованным в своем позитивном налоговом облике и не должен создавать препятствий для проведения мероприятий налогового контроля и исполнения обязанности платить налоги.

Актуальными проблемами также являются регистрация организаций резидентами офшорных зон и вывод денежных средств за рубеж. Решением тут является более тесное взаимодействие ФНС России с налоговыми службами других стран с целью легализации таких доходов и уплаты необходимых налогов.

Необходимо усиление контроля за продажей недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, за рубеж и последующей продажей резидентам Российской Федерации. Такие операции зачастую носят фиктивный характер, и в них участвуют заинтересованные лица РФ для ухода от налогообложения, а чаще просто ради вывода денежных средств за рубеж, в том числе бюджетных.

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами-однодневками, однако реально не работают и не оказывают услуг. Примером таких схем являются отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников. Лицами, участвующими в схеме, являются:

- принципал - российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует агент;

- агент - лицо, формально действующее в интересах принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора;

- покупатель - лицо, приобретающее товары, работы, услуги принципала.

Схема получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае может выглядеть следующим образом.

Принципал в рамках своей основной деятельности номинально привлекает агента для выполнения определенных задач, в частности для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, переговоры с ними и подготовку контрактов ведут должностные лица принципала. Функция агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения.

23 (161) - 2013

Налоговое регулирование

Представленная схема приводит к получению принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и к занижению налога на прибыль организаций.

Наряду с использованием в финансово-хозяйственной деятельности фирм-однодневок распространена схема получения необоснованной налоговой выгоды в связи с приобретением ценных бумаг.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

- налогоплательщик - российская организация;

- владельцы ценных бумаг (как правило, нерезиденты Российской Федерации).

Схема получения необоснованной налоговой выгоды подразумевает под собой приобретение ценных бумаг. Их выпуск в таких случаях проводит компания, как правило, зарегистрированная в офшорных территориях и не ведущая финансово-хозяйственной деятельности, не имеющая активов под обеспечение выпуска, банковской гарантии, поручительства третьих лиц. При этом объем выпуска ценных бумаг может быть значителен.

Акции реализуются заранее определенному кругу лиц со значительной рассрочкой платежа, при этом оплата ценных бумаг предусмотрена позднее даты их погашения. Иначе говоря, размещение и последующая реализация не направлены на привлечение денежных средств.

В дальнейшем данные ценные бумаги вносятся в уставный капитал реально действующих российских организаций. Они в свою очередь реализуют полученные ценные бумаги фирмам-однодневкам с убытком, включая в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость ценных бумаг по данным налогового учета у передающей стороны.

В этом случае необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму полученного убытка [3].

Указанные методы ухода от налогообложения намного ранее появились за рубежом. Эти проблемы ежегодно обсуждаются на конгрессах Организации экономического сотрудничества и развития и Международной финансовой ассоциации. Разработан ряд законов, позволяющих уменьшить количество такого рода операций и нарушений законодательства [6].

На сегодня в налоговом законодательстве РФ существуют два вида налоговых проверок - камеральные и выездные.

Наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка. Согласно отчету о результатах контрольной работы налоговых органов (форма 2-НК) за 2011 г. сумма дополнительно начисленных налогов (включая налоговые санкции и пени) по выездным налоговым проверкам составила 84,3 %, по камеральным проверкам - 15,7 %, за I полугодие 2012 г. сумма дополнительно начисленных платежей (включая налоговые санкции и пени) по выездным налоговым проверкам составила 84,81 %, по камеральным проверкам - 15,19 % [7].

За последние пять лет показатели эффективности результатов камеральных налоговых проверок значительно снизились. Например, за 2008 г. сумма дополнительно начисленных налогов (включая налоговые санкции и пени) по выездным налоговым проверкам составила 75,1 %, по камеральным проверкам - 24,9 %. Сумма дополнительно начисленных налогов по камеральным налоговым проверкам ежегодно снижается в среднем на 2 %.

На взгляд автора, снижение доначислений по результатам камеральных налоговых проверок произошло с введением закрытого перечня случаев, когда налоговым органом могут быть истребованы документы у налогоплательщика для проведения углубленной камеральной налоговой проверки:

• если плательщик использует налоговые льготы, могут быть истребованы документы, подтверждающие право на эти льготы;

• если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

• при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, проверяющий вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Налогового кодекса РФ правомерность применения налоговых вычетов [2, ст. 88]. Требовать документы, необходимые для камеральной проверки, налоговые органы могут только в ходе ее проведения [4, 5].

В настоящий момент камеральная налоговая проверка представляет собой исследование своевременности представления налоговой отчетности, визуальную ревизию заполнения и составления налоговой отчетности, изучение расчета налогооблагаемой базы и итоговых сумм налога, сопоставление параметров с отчетными показателями предыдущих

Налоговое регулирование

23 (161) - 2013

отчетных периодов, а также оформление результатов в случае выявления нарушений.

Таким образом, целью камеральной проверки является контроль лишь за налоговой дисциплиной налогоплательщика, а не выявление нарушений в налоговом учете в результате сокрытия доходов, завышения расходов и т. д.

При условии, что выездной налоговой проверке подлежат 0,6-2 % всех налогоплательщиков в год, количество последних без выявленных нарушений крайне велико. Если 99 % выездных налоговых проверок эффективны, т. е. по их результатам вынесены решения о привлечении к налоговой ответственности с суммами дополнительно начисленных налогов (включая налоговые санкции и пени), то сколько налогоплательщиков не охвачены налоговыми проверками в случае, если не заявлены налоговые льготы и право на возмещение налога на добавленную стоимость (НДС) из бюджета?

Значит, налогоплательщик может не заявлять о налоговых льготах и праве на возмещение НДС из бюджета, допускать нарушения налогового учета, законодательства и никогда не быть проверенным налоговыми органами. Такая ситуация недопустима: бюджет теряет огромные суммы налогов - как минимум 2 % налоговых поступлений ежегодно.

Необходимо расширить перечень прав налоговых органов для истребования документов о деятельности налогоплательщика в ходе камеральной налоговоой проверки, например в случаях убыточной деятельности налогоплательщика, наличия информации о сделках между взаимозависимыми лицами, с фиктивными организациями и участниками вывода денежных средств за рубеж.

Целью налогового администрирования является предупреждение налоговых правонарушений,

следовательно, высокая эффективность налоговой системы.

Нельзя сказать, что налоговая система нашей страны развивается по аналогичному с другими странами сценарию. Необходимо учитывать такие особенности, как величина территории, социальная и демографическая ситуация, основные проблемы которой -нестабильный уровень безработицы и грамотности населения, низкие показатели социальных выплат. Но основной проблемой нашей страны является тяжелейший и запоздалый переход к рыночной экономике.

Открывшиеся перспективы в переходный период практически единовременно породили множество схем ухода от налогообложения и нарушений налогового законодательства, которые в комплексе выявили его несовершенства и слабости. Избавиться от них по всем направлениям налогового контроля в условиях постоянного развития российской и мировой экономик за короткий срок невозможно.

Список литературы

1. Зуйкова Л. П. Налоговые проверки - 2011// Экономико-правовой бюллетень. 2011. № 6.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. О представлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций: письмо ФНС России от 28.12.2012 № АС-4-2/22619@.

4. Письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75.

5. Письмо Минфина России от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471.

6. Tax Havens: International Tax Avoidance and Evasion, 65th Congress of the International Fiscal Association, Paris 2011. URL: http://www. crs. gov.

7. URL: http://www. nalog. ru/nal_statistik/ forms stat.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.