Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КЛАСТЕРА'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЭКОНОМИКА / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ / РЕГИОН / БЮДЖЕТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейбалаева Джамиля Куберовна, Рашидова Меседо Абдулварисовна, Омаева Камила Тимуровна

Развитие перерабатывающего кластера региона нуждается в формировании и развитии эффективной системы государственного регулирования. Она должна реализовываться через систему договоров, планов, программ, прогнозов. При этом важным методом управления является рациональное использование средств бюджетов разных уровней. Для этого следует их взаимоотношения осуществлять через гарантирование долговых обязательств местных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE MODEL OF STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF A PROCESSING CLUSTER

The development of a processing cluster in the region needs to develop and promote an effective system of state regulation. It should be implemented through a system of contracts, plans, programs, projections. An important method of management is the rational use of funds of budgets of different levels. To do this, their relationship to exercise through guaranteed debt obligations of local authorities.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КЛАСТЕРА»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КЛАСТЕРА

Бейбалаева Джамиля Куберовна,

д.э.н., доцент кафедры экономики и дизайна, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический

университет», город Махачкала Рашидова Меседо Абдулварисовна, Омаева Камила Тимуровна,

студентки 2-го курса отделения экономики и дизайна ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», город Махачкала

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE MODEL OF STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF A PROCESSING CLUSTER Beybalaeva Jamila Kuberovna, doctor of Economics, associate Professor, Department of Economics and design FGBOU VPO "Dagestan state pedagogical University, Makhachkala

Rashidova Macedo Abdulvarisovna, student of the 2nd course of the Department of Economics and design of FGBOU VPO "Dagestan state pedagogical University, Makhachkala

Omaeva Kamila Timurovna, student of the 2nd course of the Department of Economics and design of fsbei HPE "Dagestan state pedagogical University, Makhachkala АННОТАЦИЯ

Развитие перерабатывающего кластера региона нуждается в формировании и развитии эффективной системы государственного регулирования. Она должна реализовываться через систему договоров, планов, программ, прогнозов. При этом важным методом управления является рациональное использование средств бюджетов разных уровней. Для этого следует их взаимоотношения осуществлять через гарантирование долговых обязательств местных властей. ABSTRACT

The development of a processing cluster in the region needs to develop and promote an effective system of state regulation. It should be implemented through a system of contracts, plans, programs, projections. An important method of management is the rational use of funds of budgets of different levels. To do this, their relationship to exercise through guaranteed debt obligations of local authorities.

Ключевые слова: кластер, экономика, перерабатывающий, регион, бюджеты, управление, регулирование. Keywords: cluster, Economics, processing, region, budgets, management, regulation.

На современном этапе развития перерабатывающий кластер Республики Дагестан нуждается в формировании и развитии такой системы государственного регулирования, которая должна выполнять следующее:

> не допускать ограничения экономической свободы товаропроизводителей и действия рыночных стимулов их деятельности;

> способствовать формированию и развитию рынка, не препятствуя интенсивному становлению прямых межреспубликанских и межрегиональных экономических связей;

> соответствовать тем функциям управления и регулирования на каждом уровне, которые позволяют оптимально реализовать внутренние возможности данной территории по решению тех или иных экономических и экологических задач;

> носить социально-ориентированный характер, включая реализацию социальных гарантий всему населению, а также материальную поддержку наименее обеспеченным его группам;

> быть направленной на обеспечение жестких норм природопользования и охраны окружающей среды;

> обеспечивать реализацию целевых региональных программ развития перерабатывающего кластера, имеющих четкие количественные ориентиры;

> базироваться на использовании репрезентативной (самодостаточной) системы экономических показателей и нормативов развития перерабатывающего кластера.

В основе формирования новой системы регулирования развития перерабатывающего кластера должны лежать следующие исходные положения [1]:

> определяющими в системе экономических интересов, реализуемых в границах общего рыночного пространства, выступают интересы соответствующих районов;

> районы добровольно, исходя из своих долгосрочных целей и экономических интересов, проводят согласованные мероприятия по развитию перерабатывающего кластера (с учетом их синхронизации), а также устанавливают единые правила функционирования через поэтапную унификацию своего хозяйственного законодательства.

Считаем, что новая система управления развитием перерабатывающего кластера региона на практике должна реализовываться через систему договоров, планов, программ, прогнозов. Технология разработки этих документов должна учитывать механизм взаимного согласования предложений районов по сферам совместного их ведения исходя из принципа консенсуса или в соответствии с иными определяющими принципами [3].

В систему документов, необходимых для управления развитием перерабатывающего кластера региона следует включить:

> концепцию экономического развития перерабатывающего кластера республики, программу приватизации государственной и муниципальной собственности;

> комплексный анализ экономического развития перерабатывающего кластера республики, включающий оценку факторов, способствующих и препятствующих ее эффективному развитию в условиях рыночной экономики;

> экономический прогноз развития перерабатывающего кластера республики и ее регионов в условиях рыночной экономики;

Система государственного регулирования развития перерабатывающего кластера региона будет развиваться в соответствии с процессами поэтапного формирования рыночного механизма хозяйствования (рисунок 1) [1].

Предлагаем через государственные дотации и субсидии оказывать поддержку отдельным подотраслям и районам. В унитарном государстве субсидии (часть государственных доходов, переданных в местные бюджеты) являются прерогативой центрального правительства, в то время как в федеральных государствах они могут выдаваться местным органам как федеральным правительством, так и членами федерации. В отдельных случаях (главным образом в странах с федеративным устройством) субсидии могут быть предоставлены регионам России (и даже местными органами) самому федеральному правительству. Субвенции (т. е. субсидии целевого назначения) часто предполагают долевое участие правительства в финансировании мероприятий, проводимых местными органами. Использование системы субсидий вызвано не столько необходимостью ликвидации дефицита местных бюджетов, сколько потребностью правительства заставить местные власти проводить нужную региональную политику [1].

Считаем, что регулирование цен должно осуществляться государством по определенным видам товаров и услуг путем установления различных тарифов для отдельных категорий потребителей. Это касается, прежде всего, продукции государственного сектора экономики.

Кроме того, следует задействовать такой механизм государственного регулирования как финансирование через специальные бюджетные фонды целевых региональных программ. Эти фонды повышают маневренность и мобильность финансовой системы. Мобилизуя дополнительные средства, правительство получает резерв на случай возможных финансовых затруднений. К прямым ме-

> комплексные экономические планы-прогнозы развития перерабатывающего кластера;

> двухсторонние и многосторонние экономические договоры (межгосударственные соглашения);

> межрайонные территориальные и республиканские комплексные целевые программы развития перерабатывающего кластера.

тодам государственного регулирования развития перерабатывающего кластера относится и государственная контрактная система (в переходный период, например, государственный или республиканский заказ на товары, поставляемые по межправительственным соглашениям) [1].

Считаем, что по товарам, поставляемым на экспорт в соответствии с госзаказом из бюджета организации, выдавшей госзаказ предприятию, следует выделять адресную попродуктовую дотацию, а в случае убыточности экспорта компенсировать все издержки по производству экспортной продукции.

Предлагаем к финансированию государственных контрактов развития перерабатывающего кластера привлечь, помимо средств государственного бюджета, средства целевых фондов, банковские кредиты и т. д. На основе контрактной системы путем разработки механизма подряда и субподряда могут осуществляться взаимоотношения между районами, в частности во внешней торговле.

Важнейшим методом управления развитием перерабатывающего кластера АПК региона является использование средств бюджетов разных уровней [2].

В частности, предлагаем взаимоотношения республиканских и местных бюджетов осуществлять различными путями, например, через гарантирование долговых обязательств местных властей (т. е. обеспечение им льготных условий получения займов), освобождение от уплаты тех налогов, которые местные органы власти выплачивают своими облигациями, целевые дотации и кредиты для финансирования самостоятельно осуществляемых местными властями проектов и программ или прямое целевое финансирование местных проектов и программ, имеющих межрайонное значение.

Государственное регулирование

Прямые методы

Косвенные методы

Производители

Потребители

J

Рисунок 1. Государственное регулирование в перерабатывающем кластере

Литература

1. Бирман Г., Шмид С. Экономический анализ инвестиционных проектов. / Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых. - М. Банки и биржи. ЮНИТИ., 1997.

2. Кэмпбелл Р. Макконнел, Стэнли Л. Брю. Экономикс. Т. 1, 2. - М.: Республика, 1992.

3. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М. Эдиториал УРСС, 2003.

ХЕДЖИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕВАЛЬВАЦИИ ПО МСФО

Бейсенбаева А. К.

Доцент, КазНУ имени Аль-Фараби, Казахстан, г.Алматы

Набиева А. М.

Преподаватель, УМБ. Казахстан, г.Алматы

HEDGING OF CURRENCYRISKS IN THE CONDITIONSOF DEVALUATIONONIFRS

A.K.Beysenbaeva, Associateprofessor, Kazakh National University named after Al - Farabi, Kazakhstan, Almaty А.М. Nabyeva, Teacher, University of International Business, Kazakhstan, Almaty

АННОТАЦИЯ

Становление рыночной экономики в нашей стране девальвациянациональной валюты и возрастающий потенциал для усиления давления на тенге, инструменты хеджирования валютных рисков остаются невостребованными. Также в статье рассматриваются порядок организации учета хеджирования в условиях инфляции и использованию на практике банковской деятельности, даны рекомендации разработать необходимые мероприятии.

Ключевые слова: Хеджирование, своп, валюта, фьючерс, МСФО.

ABSTRACT

Formation of market economy in our country devaluation of national currency and the increasing potential for strengthening of pressure upon tenge, instruments of hedging of currency risks remain unclaimed. Also in article are considered an order of the organization of the accounting of hedging in the conditions of inflation and to use in practice of bank activity, recommendations to develop necessary action are made.

Keywords.Hedging, swap, currency, future, IFRS.

To designate different methods of insurance of exchange risk by purchasing or selling foreign currency in the banking, stock exchange and commercial practice uses the term "hedge" (which means in English "hedge" - "fencing"). In a narrow sense, hedging means that hedgers take out insurance for the currency risk by creating counter-claims and liabilities in foreign currency.[1]

The traditional and most common type of hedging are urgent (forward) transactions from foreign currencies. For example, a French company is expecting in 6 months' supply of US dollars do hedging by selling future revenue dollars for francs for a fixed rate of 6 months. Making a forward transaction, the company creates an obligation to deliver the sold dollars to balance the requirements of existing dollar. In the case of the devaluation of the currency of payment (dollar) the losses of the export contract will be covered by foreign exchange gains on forward exchange contracts. The importer, on the other hand, buys in advance foreign currency, if the expected increasing of the currency of payment fixed in the contract.

Similarly, the foreign investor insures the risk associated with a possible depreciation of the currency in which investments are made, by selling it for a certain period in order to protect their assets from losses. The hedger on the market of currency futures - the buyer of a futures contract receives a guarantee that if there is an increasing of the foreign currency on market "spot" (cash transactions) he can buy it at a more profitable rate fixed at the conclusion of the futures contract. Thus, the losses on cash transaction are

compensated by profit in the futures exchange market with an increasing of foreign currency and vice versa.[2]

The exchange rate in the market "spot" approaches with the course of the futures market as it approaches the period of performance of the futures contract. Therefore, the main objective of currency futures - compensation of foreign exchange risk, and not obtaining foreign currency. Therefore, hedgers typically close their foreign exchange positions on the last trading session (working sessions), making a profit or a loss by paying the futures market (margin).

Despite the last devaluation of national currency and growing potential for increasing pressure on the tenge, hedging instruments of currency risks in Kazakhstan remain unclaimed.

Hedge accounting can be used for various purposes but the essence of hedge accounting is only one thing: the elimination of the volatility in the income and outcome statement, and therefore, the view internal and external users reporting more reliable and accurate information.

For example, IFRS (IAS) 39 requires maintaining of the counting of banking position at amortized cost while derivative instruments, covering, for example, interest rate risk in the banking book are counted at fair value, which can lead to a significant distortion of the statement of incomes and outcomes as towards a significant overestimation or underestimation of the significant financial results of the bank. As a consequence, there is a risk that the bank's management while making decision will be guided by a distorted, inaccurate information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.