Научная статья на тему 'Направления совершенствования механизма финансирования региональных целевых программ'

Направления совершенствования механизма финансирования региональных целевых программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Анастасия Владимировна

Проанализированы данные о ходе исполнения долгосрочных целевых программ (ДЦП) Владимирской области в 2012-2013 гг., выявлены проблемы в их реализации, предложены направления совершенствования механизма финансирования (на примере ДЦП «Содействие занятости населения Владимирской области на 2012-2014 гг.»). Результаты могут позволить оптимизировать использование финансовых ресурсов и способствовать эффективности бюджетных расходов в условиях перехода к «программному бюджету».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of improvement of the financial mechanism of regional programs

The data on the execution of long-term programs (ICP) of the Vladimir region in 2012-2013. Identified problems in their implementation, proposed ways of improving the financial mechanism (for example, cerebral palsy «Promoting employment Vladimir region in 2012-2014»). Results may allow to optimize the use of financial resources and contribute to the effectiveness of budget expenditures in the transition to a «program budget».

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования механизма финансирования региональных целевых программ»

А.В. САЛЬНИКОВА

Направления совершенствования механизма финансирования региональных целевых программ

Проанализированы данные о ходе исполнения долгосрочных целевых программ (ДЦП) Владимирской области в 2012-2013 гг., выявлены проблемы в их реализации, предложены направления совершенствования механизма финансирования (на примере ДЦП «Содействие занятости населения Владимирской области на 2012-2014 гг.»). Результаты могут позволить оптимизировать использование финансовых ресурсов и способствовать эффективности бюджетных расходов в условиях перехода к «программному бюджету».

Ключевые слова: долгосрочная целевая программа, механизм финансирования, Владимирская область.

Directions of improvement of the financial mechanism of regional programs. A.V. SAL'NIKOVA.

The data on the execution of long-term programs (ICP) of the Vladimir region in 2012-2013. Identified problems in their implementation, proposed ways of improving the financial mechanism (for example, cerebral palsy «Promoting employment Vladimir region in 2012-2014»). Results may allow to optimize the use of financial resources and contribute to the effectiveness of budget expenditures in the transition to a «program budget».

Key terms: long-term programs, the funding mechanism, Vladimir region.

Содействие занятости населения является одним из приоритетных направлений современной государственной политики РФ. Значительная расходная часть бюджета РФ в ближайшей перспективе будет направлена, в первую очередь, на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами в рамках государственных программ раздела «Новое качество жизни». Одним из инструментов содействия занятости населения являются долгосрочные целевые программы (ДЦП), разрабатываемые субъектами РФ. Сегодня такие программы действуют в Курской, Оренбургской областях, Чукотском автономном округе, Республике Бурятия и многих других регионах России.

Несмотря на имеющийся опыт разработки, принятия и реализации ДЦП, одной из актуальных проблем остается их финансовое обеспечение (как собственно проблемы их финансирования, так и поиск дополнительных источников финансовых ресурсов).

В 2010 г. на территории Владимирской области реализовывалась 31 целевая программа в сфере АПК, здравоохранения, образования, занятости, культуры и т.д., в 2011 г. - 33, в 2012 г. - 36, на 2013 г. была запланирована реализация 40 целевых программ. Особенностью бюджета Владимирской области на 2012-2014 гг. является снижение объема дотаций федерального бюджета с 30 до 22,3 % общего объема доходов. В связи с этим бюджетная политика области в трехлетний период будет направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе в одном из приоритетных направлений - сфере содействия занятости населения.

Переход с 2014 г. к «программному бюджету» и связанная с ним задача повышения эффективности расходования бюджетных средств выдвигает необходимость совершенствования механизма финансирования долгосрочных целевых программ в регионах.

В организации исполнения ДЦП Владимирской области по достижению поставленных в них целей и задач, освоения финансовых средств имеются существенные недоработки.

В I полугодии 2013 г. осуществлялось финансирование и выполнялись мероприятия по 35 из 41 принятой к исполнению целевой программе, на реализацию которых было предусмотрено 40,6 млрд руб., в том числе: из федерального бюджета - 5,37 млрд руб., областного бюджета - 24,2 млрд руб., местных бюджетов - 2,1 млрд руб. и внебюджетных источников - 8,9 млрд руб. Освоение средств по программным мероприятиям составило почти 17 млрд руб., в том числе: из федерального бюджета - 1,98 млрд руб. (37 %), областного бюджета - 12,1 млрд руб. (50 %); местных бюджетов - 842,3 млн руб. (40 %); внебюджетных источников - 2,1 млрд руб. (23,6 %). На реализацию программных мероприятий было использовано 42 % общего объема финансирования, предусмотренного на 2013 г. По многим программам освоение средств незначительно, либо вообще отсутствует [2, 3].

Подобные проблемы отмечались и в 2011-2012 гг. В I полугодии 2012 г. средства областного бюджета, предусмотренные по программам, освоены в сумме 6,6 млрд руб., или 46 % включенных в бюджет. Не заработали в полной мере программы, действие которых начато в 2012 г., и доля освоения запланированных средств по ним не превышает 15 % [4]. Из 20 ДЦП, действовавших в 2011 г., по 13 (65 %) не получены ожидаемые результаты.

Исследователи отмечают, что «использование целевых программ как инструмента достижения конечных целей развития затрудняется отсутствием должного порядка в финансировании программ», «хроническим недофинансированием в связи с плохой разработкой схем

финансирования», «отсутствием реальных источников финансового обеспечения ключевых мероприятий программ» [1, 5].

В целях совершенствования механизма финансирования региональных целевых программ на примере долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Владимирской области на 2012-2014 гг.» могут быть внесены следующие предложения.

1. В условиях ограниченности средств федерального бюджета в среднесрочной перспективе стоит задача расширения привлечения средств из других источников. Альтернативными источниками являются небюджетные финансовые ресурсы - средства частного бизнеса, фондов, населения и др. Целесообразным представляется внедрение механизма формирования и распределения финансовых ресурсов в рамках фонда содействия занятости населения. Предпочтение следует уделять смешанным источникам финансирования, поскольку они могут включать и средства бюджетов, и средства иных лиц, заинтересованных в исполнении программы (см. рисунок).

2. В настоящее время сложилась ситуация, когда предприятия и организации практически не инвестируют средства в профессиональное развитие своих работников, также как и вновь создаваемые предприятия, привлекая подготовленную рабочую силу, никак не компенсируют затраты на их подготовку. Данные затраты финансируются из средств областного бюджета. В целях повышения эффективности расходования средств федерального и областного бюджетов предлагается направлять 30 % безработных, находящихся на учете, на профобу-чение согласно заявкам работодателей и за счет их средств.

Источники денежных средств фонда содействия занятости населения

3. Большая часть средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения активных мероприятий по содействию занятости населения, в 2012 г. была направлена на развитие структуры органов службы занятости и внедрение информационных технологий. Мероприятия по содействию занятости населения в рамках решения данной тактической задачи могут быть более эффективными, если вкладывать средства во внедрение современных технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан, обращающихся к услугам центров занятости населения, продолжительность участия граждан в активных и пассивных программах содействия занятости населения, предоставлять более качественные услуги. Наиболее перспективным направлением активной политики содействия занятости населения, несомненно, является использование интенсивных технологий обучения. Они способствуют ускорению процесса обучения, что влияет на сокращение сроков безработицы, а также позволяют охватить большую категорию лиц. Особенно эффективным дистанционный метод обучения может стать для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

Таким образом, необходимо формирование механизма финансирования региональных целевых программ, адекватного современному этапу развития экономики. Это позволит оптимизировать использование финансовых ресурсов с целью развития человеческого капитала и будет способствовать эффективности бюджетных расходов в условиях перехода к «программному бюджету».

Литература

1. Айрапетян Н.Г. Методические и организационные механизмы формирования и реализации региональных целевых программ: дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 192 с.

2. Информация о финансировании и реализации долгосрочных (ДЦП), областных (ЦП) и адресных (ОАП) целевых программ за 9 месяцев 2013 года. Режим доступа: http://econom.avo.ru/ (дата обращения 21.01.2014).

3. Комитет по экономической политике администрации Владимирской области. Режим доступа: http://econom.avo.ru/ (дата обращения 21.01.2014).

4. Постановление Губернатора Владимирской области от 04.10.2012 № 1116 «О ходе реализации долгосрочных целевых программ на территории области».

5. Сахарова В.С. Федеральные целевые программы: объём, порядок, источники финансирования // Молодой ученый. 2012. № 10. С. 225227.

References

1. Airapetyan N.G. Metodicheskie I organizatcionnye mehanizmy formi-rovaniya i realizatcii regionalnyh tcelevyh program: dis. ... kand. ekon. nauk [Methodical and organizational mechanisms for the formation and implementation of regional programs: dissertation of the candidate of economic sciences]. Moscow, 2007. 192 p.

2. Informatsiya o finansirovanii I realizatsii dolgosrochnyh (DTSP), ob-lastnyh (TSP) I adresnyh (OAP) tselevyh program za 9 mesyatsev 2013 goda [Information on funding and implementing long-term (LTTP), regional (RTP) and special (STP) programs targeted for 9 months of 2013]. Available at: http://econom.avo.ru/ (accessed 21.01.2014 r.).

3. Komitetpo ekonomicheskoy politike administracii Vladimirskoj oblasty [Economic Policy Committee Vladimir region administration]. Available at: http://econom.avo.ru/ (accessed 21.01.2014 r.).

4. Postanovlenie Gubernatora Vladimirskoj oblasti ot 04.10.2012 №1116 «0 hode realizatcii dolgosrochnyh tcelevyh program na territorii oblasti» [Decision of the Governor Vladimir region of 04.10.2012 № 1116 «On the implementation of long-term programs in the region»].

5. Saharova V.S. Federalnye tselevye programmy: obiyem, poryadok, istochniki finansirovaniya [Federal target programs: volume, order, funding sources]. Molodoj uchenyj=Young scientist, 2012, no. 10, pp. 225-227.

© Сальникова А.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.