основе использования накопленного мирового опыта, ведению широкомасштабных работ по созданию экологически чистой сельскохозяйственной продукции, использованию инновационных проектов при решении прикладных проблем сельского хозяйства и внедрению системы банковского кредитования финансирования инновационных проектов, эффективному использованию трудовых ресурсов в сельском хозяйстве и повышению доходов сельского населения.
Список литературы
1. Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг. [Текст]:Стат. сб. - Т.: «0'2Ьек181;оп», 2011.- 136 с.
2. Данные статистики Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.uz.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Сайфуллаева Нигора Закиралиевна, ассистент Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
В статье освещаются приоритетные направления привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов и рассматриваются подходы к усовершенствованию государственной инвестиционной политики.
Одним из важных направлений экономической политики, проводимой в Узбекистане, является обеспечение устойчивого экономического развития регионов нашей страны. Экономика страны представляет собой целостную систему, состоящую из совокупности отдельных регионов, поэтому обеспечение развития каждого региона формирует фундамент непрерывного развития нашей страны.
Таким образом, при привлечении прямых иностранных инвестиций важное место занимают созданные в стране и её регионах инвестиционная привлекательность и относительные преимущества. Именно эти факторы принимаются во внимание инвесторами.
В нашей стране преобладающая доля финансирования Программы инвестиций на 2014 год по плану приходится на средства предприятий (32 процента), доля прямых иностранных инвестиций составляет 23 процента. Объём инвестиций, введенных в экономику нашей страны за последние десять лет, увеличился в 3,2 раза, заслуживает внимания тот факт, что объём прямых иностранных инвестиций за этот период возрос в 22 раза.
Опыт достигнутого подтверждает то, что продолжение начатой работы в сфере создания специальных промышленных зон, таких, как Навои и Ан-
грен, а также систем логистики и транспортной инфраструктуры, полностью отвечает нашим целям.
Согласно Закону РУз «О мерах по обеспечению гарантий и защите прав иностранных инвесторов», в случае, если изменение законодательных норм приведёт к ухудшению условий инвестирования, по отношению к зарубежным инвесторам на протяжении 10 лет применяется законодательство, которое действовало в период введения инвестиций.
Сообразуясь с уровнем либерализации экономики и расширения объема привлекаемых иностранных инвестиций, государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает привлечение иностранных инвестиций непосредственно в новые проекты, а также направление преобладающей части субъектов частного предпринимательства в инвестиционную деятельность. Важное место здесь занимает стимулирование потока иностранных инвестиций и вместе с тем поощрение участия в этой деятельности субъектов национальной экономики.
За короткий период обретения государственной независимости в Узбекистане была создана законодательная база инвестиционной деятельности. В этих законодательных актах были комплексно отражены широкие правовые гарантии и привилегии для привлечения иностранных инвестиций.
Благоприятная инвестиционная среда, созданная в стране, характеризуется политической и экономической устойчивостью государства.
Для того чтобы установить международные инвестиционные отношения, необходимо считаться с интересами других государств, корпораций, финансовых и кредитных институтов и индивидуальных инвесторов, могущих вкладывать свои инвестиции.
Основная задача государственного регулирования инвестиционной деятельности в стране, привлекающей иностранные инвестиции - достижение сбалансированности их альтернативных пропорций, создание равных для всех правовых условий и гарантий их реализации в действительности. Здесь, на наш взгляд, целесообразно осуществлять привлечение иностранных инвестиций в индивидуальном порядке, согласовав гарантии и условия налогообложения в каждом отдельном случае.
В Республике следует направить внимание на государственное регулирование инвестиционной деятельности, закупку производственных технологий, овладение глобальными знаниями, совершенствование регулирующей роли налогов, усиление их стимулирующей роли. Главная задача здесь заключается в предложении зарубежным партнёрам наиболее эффективных направлений вложения капитала, обозначении сфер взаимных интересов, предоставлении инвесторам гарантий и защите их прав.
На протяжении 2011-2015 годов предполагается направить в 2 раза больше инвестиций, чем за последние пять лет, в общей сложности 77,4 миллиарда долларов. Удельный вес инвестиций в основной капитал по отношению к валовому внутреннему продукту составляет не менее 24 %, что
обеспечивает ускоренное осуществление структурных преобразований и модернизации экономики.
Основная часть финансирования инвестиционных проектов осуществляется за счет мобилизации внутренних ресурсов. Ожидается, что в последующие годы этот показатель будет составлять 70 % от объёма валовых капитальных вложений.
Эти средства будут образованы, в первую очередь, за счет увеличения собственных средств предприятий, осуществляющих техническое и технологическое обновление и модернизацию производства, дальнейшего уменьшения налогового бремени, укрепления ресурсной базы коммерческих банков и увеличения доходов населения, получаемых от предпринимательской деятельности.
В привлечении внутренних ресурсов при реализации проектов, направленных на формирование инфраструктуры, реконструкцию и модернизацию производства, особое место занимает Фонд Развития и Реконструкции Республики Узбекистан. Принимая во внимание усиление роли структурных преобразований данного фонда, в ближайшие годы ожидается мобилизация 15,216 миллиарда долларов за его счет.
В 2011-2015 годы Фондом Развития и Реконструкции будет направлено более 2,792 миллиарда долларов для финансирования проектов, направленных на развитие топливно-энергетической отрасли, машиностроения и автомобилестроения, повышение эффективности мощности выработки энергии и диверсификацию в отрасли электроэнергетики, комплексную модернизацию металлургической промышленности, развитие транспортной и производственной инфраструктуры.
Одно из приоритетных направлений развития нашей страны в последующие годы - создание ещё более благоприятной инвестиционной среды в целях увеличения объёма привлекаемых прямых иностранных инвестиций и обеспечения гарантий зарубежным инвесторам, а также укрепления их доверия.
Реализация этих задач на протяжении 2011-2015 годов обеспечит привлечение прямых иностранных инвестиций общей стоимостью 13 миллиардов, что в 1,7 раз превышает величину этого показателя за предыдущие пять лет. Эти средства будут направлены на реализацию более 320 крупных инвестиционных проектов при участии иностранных инвесторов в целях создания новых промышленных предприятий, способных обеспечить производство конкурентоспособной готовой продукции с применением самых передовых технологий и более глубокой переработкой сырьевых ресурсов, а также могущих обеспечить повышение экспортного потенциала страны и создание новых рабочих мест.
При привлечении в экономику иностранных инвестиций следует уделять особое внимание увеличению доли прямых частных иностранных инвестиций. При решении задачи структурной перестройки отраслей и регио-
нов можно достичь повышения эффективности прямых иностранных инвестиций, а также реализации государственной инвестиционной Программы Узбекистана, потому что преобладающая часть прямых инвестиций гарантируется государством, что нам всем хорошо известно.
Поэтому при привлечении в экономику Узбекистана прямых иностранных инвестиций, как и любых иностранных инвестиций вообще, мы считаем, необходимо осуществлять следующие мероприятия по следующим направлениям:
- чёткое разграничение прав собственности и полномочий между хозяйствующими субъектами, вышестоящими органами и органами местной власти;
- создание нормативной базы законодательства по устойчивой внешнеэкономической торговле, в том числе, в отношении свободных экономических зон и концессий;
- создание системы льгот для реального функционирования иностранных инвесторов в некоторых отраслях и регионах (в том числе, в свободных экономических зонах);
- сокращение налогов и упрощение налоговой структуры;
- формирование эффективного механизма страхования иностранных инвестиций;
- продажа производственных предприятий и предприятий по оказанию услуг иностранным инвесторам.
Реализация предложенных мер позволит не только улучшить уже созданные условия, льготы и преимущества для инвесторов, но также могут служить основой повышения социально-экономических возможностей отдельно взятых регионов, увеличения валового регионального продукта и, в конечном счёте, по утверждению главы нашего государства, улучшения благосостояния и уровня жизни населения.
Мы полагаем, что внедрение предложенных рекомендаций даст возможность активно привлекать иностранные инвестиции в национальную экономику и обеспечить стабильность инвестиционной среды.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» (№719-1, 24.12.98г.);
2. Андрианов А.Ю., Валдайцев С.В., Воробьёв П.В.и др. Инвестиции. Учебник. -М.: Проспект, 2008. - 584 с.
3. Расулов Н.Н. Стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Узбекистана. Учебник. - Ташкент.: Фан, 2003, - 165 с.
4. Самарходжаев Б.В. Инвестиции в Республике Узбекистан. Ташкент.: Фан, 2003г. -158 с.
5. Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. -272 с.