References
1. Popova V.E. Osnovy organizacii sistemy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya // Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2017. № 9 (17). P. 618-619.
2. Stepashin S.V., Stolyarov N.S., SHohin S.O., ZHukov V.A. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol': uchebnik dlya vuzov. - SPb.: Piter, 2004. 557 p.
3. ZHukov V.A., Openyshev S.P. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol'. - M.: RASKHN, 1999. 385 p.
4. Simenko I.V., Pereverzeva T.V. Konceptual'nye osnovy gosudarstvennogo finansovogo kontrolya raskhodov byudzheta na finansirovanie social'noj sfery // Vestnik Instituta ehkonomicheskih issledo-vanij. 2018. № 2 [10). P. 5-12.
5. Kvachahiya L.L. Ob ehffektivnosti modeli otechestvennoj sistemy zdravoohraneniya v sravnenii s razvitymi stranam // Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018. № 3 [36). P. 9.
6. Orlova V.V. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' kak vazhnejshij instrument optimizacii byudzhetnogo processa. - M.: Gosudarstvennyj universitet ehkonomiki, statistiki i informatiki (MEHSI), 2010. 144 p.
7. Bogma K.A. Osobennosti gosudarstvennoj politiki v sfere zdravoohraneniya // Zdravoohranenie Ros-sijskoj Federacii. 2016. T. 60. № 3. P. 162-167.
8. Kuz'menko V.V. Finansovyj kontrol' v sisteme upravleniya byudzhetnymi resursami. - Stavropol': Severo-Kavkazskij gosuniversitet, 2011. 193 p.
УДК 332 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-1-111-116
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ]! ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
Захаров кандидат экономических наук, доцент кафедры социальных
Константин технологий и массовых коммуникаций в спорте, Национальный Сергеевич государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (190121, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35). E-mail: [email protected] Аннотация
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что во всем мире роль и вклад туризма в экономику страны постоянно повышаются, но в России, обладающей существенным туристским потенциалом, его развитие ограничивается низким уровнем развития инфраструктуры. Проведенный анализ статистических данных позволил выявить основные недостатки функционирования туристской отрасли, а также сформулировать ключевые направления совершенствования инфраструктурного обеспечения туризма в России.
Ключевые слова: инфраструктура туризма, составляющие инфраструктуры туризма, туристская сфера, динамика показателей развития, туризм, национальная экономика, российская туристская отрасль, мировой рынок туристских услуг, въездной туризм.
Успешный опыт зарубежных стран доказывает высокую значимость туризма, представляющего собой одну из наиболее высокодоходных отраслей национальной экономики. Развитие туристской индустрии является важным экономическим фактором, влияющим на формирование доходной части бюджета как субъектов Российской Федерации, так и государства в целом [1]. Несмотря на то, что Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, она не способна занимать лидирующее места на мировом рынке туристских услуг, принимая всего 1 % мировых туристских потоков. В результате наша страна существенно отстает от развивающихся и развитых государств по вкладу туристской отрасли в ВВП страны вместе с мультипликативным эффектом. Так, даже такое небольшое государство, как Мальта, продемонстрировало в 2018 г. удельный вес туризма в ВВП с учетом мультипликативного эффекта на уровне 27,1 %, Финляндия - 8,3 %. При этом туризм в Российской Федерации внес в развитие национальной экономики всего 4,8 %х.
Россия на мировом уровне широко известна как государство с великой культурой и искусством. В нашей стране насчитывается огромное количество природных и культурных
1 Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: knoema.ru/atlas.
достопримечательностей, а также других объектов туристского показа [2]. Индекс конкурентоспособности сферы туризма и путешествий России в 2018 г. позволил ей занять всего лишь 43-е место среди 136 государств. И хотя наша страна улучшила свои показатели в данной сфере на две позиции в сравнении с индексом 2015 г. и на 20 позиций в сравнении с 2013 г., сегодня есть существенные ограничения и барьеры, которые не позволяют России в полной мере реализовать свой туристский потенциал. Можно согласиться с мнением многих специалистов, которые выделяют следующие основные факторы, которые сдерживают развитие российского туризма: неразвитость и недостаточно высокое качество туристской инфраструктуры в большинстве субъектов Российской Федерации, кроме того, низкие темпы ее совершенствования [3-5].
В состав инфраструктуры туризма входят следующие объекты: учреждения культурно-досугового типа, в том числе: предприятия общественного питания, театры, цирки, зоопарки, музеи, гостиницы и иные средства размещения, автомобильные дороги с твердым покрытием, различные виды транспорта (воздушный, водный и пр.) и т.д.
В табл. 1 представлена динамика развития составляющих инфраструктуры российской туристской отрасли.
Таблица 1
Динамика показателей развития туристской инфраструктуры
Показатели 2012 2016 2017 2018 2018 в % к 2012
Количество профессиональных театров 604,0 661,0 665,0 651,0 107,8
Количество цирков 68,0 63,0 67,0 65,0 95,6
Количество зоопарков 29,0 30,0 31,0 31,0 106,9
Количество музеев 2578,0 2731,0 2758,0 2742,0 106,4
Количество организаций культурно-досугового типа, тысяч единиц 46,6 42,1 40,3 41,3 88,6
Количество объектов культурного и археологического наследия, тыс. единиц - 91,7 98,5 98,2 107,1
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения 7866,0 10714,0 13957,0 14948,0 190,0
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, тыс. км 665,0 1024,0 1045,0 1054,0 158,5
Источник: составлена автором на основе данных Росстата1.
Как мы видим из данных табл. 1, к объектам инфраструктуры туризма России по данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на конец 2018 г. относятся: 2742 музея, 98,2 тыс. памятников истории и культуры, 651 театр, 31 зоопарк, 65 цирков, 41,3 тыс. организаций культурно-досугового типа.
Обладание высоким уровнем культурного и исторического наследия помогает России продолжать развивать данный сектор инфраструктуры туризма, однако развитие происходит не по всем направлениям. Так, данные табл. 1 показывают слегка наметившуюся тенденцию снижения количества организаций культурно-досугового типа (-11,4%); цирков (-4,4%). Одновременно с этим за последний год были сокращены показатели по количеству организаций культурно-досугового сектора, музеев, цирков, театров в сравнении с 2016 г.
Следует отметить также невысокие темпы развития культурно-досугового сектора в инфраструктуре туризма России, в который включаются культурно-спортивные комплексы, дворцы и дома культуры, национально (этно)культурные центры и пр. На данный момент можно отметить недостаточное количество крупных массовых объектов развлекательной индустрии (тематических парков, аквапарков и др.). Серьезным недостатком в культур-но-досуговом секторе инфраструктуры туризма можно назвать неудовлетворительное состояние её объектов в малых и крупных городах России [6].
Говоря о развитии инфраструктуры туризма, нельзя обойти вниманием сферу гостеприимства, предоставляющую услуги размещения и являющуюся ключевым фактором и основой сферы туризма. В России отмечается недостаток недорогих гостиниц, их плохая
1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main.
инфраструктура, что ограничивает прежде всего развитие международного въездного туризма и расширение его в различные регионы. Это сказывается на том, что иностранные туристы практически не выезжают дальше Санкт-Петербурга и Москвы.
Вместе с этим количество средств размещения гостиничного типа характеризуется стабильным увеличением. Рост данного показателя в 2018 г. в сравнении с 2012 г. составил 201,4 % (106 % в сравнении с 2016 г.). Помимо этого, проведенные исследования демонстрируют, что современные показатели обеспеченности средствами размещения в российских городах почти в два-три раза меньше средних показателей обеспеченности гостиничными номерами в европейских государствах1. Также можно отметить существование дефицита гостиничных средств размещения туристского класса (двух-, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта в малых и крупных городах России2.
Немаловажным сектором деятельности гостиничной индустрии являются предприятия питания. В Российской Федерации существует достаточно развитая широкая сеть предприятий общественного питания, однако уровень технического состояния её объектов и самих средств размещения ежегодно снижается (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика уровня технического состояния материальной базы туризма3
Показатели: 2012 2015 2016 2017 2018
К-т износа, основных фондов, %
гостиницы и рестораны 41,2 42,7 37,6 37,8 32,9
транспорт и связь 56,4 58,3 55,8 56,0 56,5
К-т обновления основных фондов, %
гостиницы и рестораны 3,7 3,5 2,8 4,5 4,1
транспорт и связь 3,0 4,0 3,2 3,6 3,2
Источник: составлена автором на основе данных Росстата4.
Как мы видим по данным табл. 2, темпы обновления основных фондов ресторанов и гостиниц относительно низкие, так как уровень износа ключевых составляющих материальной базы туристской индустрии весьма высок.
По нашему мнению, важное значение в развитии туризма в России имеет транспорт. Государство обладает широко развитой транспортной сетью, которая включает сеть железнодорожных и воздушных, речных и морских маршрутов, а также автомобильных дорог, которые связывают Россию почти со всеми странами мира [7].
Анализ данных табл. 3 показывает, что за исследуемый период транспортный комплекс работал стабильно и удовлетворял потребности в транспортных услугах, за исключением автобусного и внутреннего водного транспорта.
Таблица 3
Динамика перевозок пассажиров различными видам транспорта, млн чел.5
Виды транспорта 2012 2015 2016 2017 2018 2018
абс. выр. % к 2012 г.
железнодорожный 947 1080 1076 1025 1040 1121 118,3
автобусный 13434 11587 11554 11523 11296 11184 83,3
воздушный 59 86 95 94 91 108 183,1
морской 1,5 0,5 6,9 9,6 13,0 11,7 780
Внутренний водный 16 13 13 14 13 13 81,3
Источник: составлена автором на основе данных Росстата6.
1 Гостиничный рынок Казани: ценовые войны и бум хостелов/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.business-gazeta.ru/text/81253/
2 Там же.
3 Основных составляющих.
4 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main.
5 В т.ч. в туристических целях.
6 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main.
Особую роль в развитии туризма играет воздушный транспорт. За семь лет исследуемого периода перевозки пассажиров воздушным транспортом выросли в 1,8 раза. При этом существенное внимание уделяется развитию аэропортовой и аэродромной инфраструктуры и реализации мер по обеспечению повышения доступности транспортных услуг для населения. Так, только в 2017 г. осуществлена реконструкция и строительство 26 аэропортовых комплексов РФ. Реализован масштабный проект по строительству аэропортовой инфраструктуры, не имеющий аналогов в современной истории России, - аэропорт «Платов»1. На развитие аэропортовой инфраструктуры гражданской авиации в 2017 г. было израсходовано 38955,1 млн руб.2 Проводится большая работа по обновлению парка самолётов. Средний возраст пассажирских самолетов в 2017 г. составил 15 лет. Этот показатель на 20,2 % лучше, чем в 2016 г.3
Россия обладает значительным потенциалом развития водного туризма - перспективного и экономически эффективного направления туристической отрасли в целом. В России внутренние водные пути проходят по территории 60 субъектов, протяженность внутренних водных путей на начало 2019 г. составляет 101,5 тыс. км. Функционирование водного транспорта обеспечивается мощностью российских портов, которая процентов на 15-20 выше, чем активность заходов пассажирских судов4.
На протяжении семи лет объем пассажиропотока внутреннего водного транспорта сократился в общем на 16,1 %, а на туристских маршрутах ещё существеннее - на 43,1% (табл. 4). При этом пассажирооборот на туристских маршрутах сократился всего на 28,6 % из-за более протяженных маршрутов.
Таблица 4
Пассажирооборот и перевозки пассажиров внутреннего водного транспорта на экскурсионно-прогулочных и туристских маршрутах
Показатели 2012 2017 2018 2018
абс. выр. % к 2012
Перевозки пассажиров, всего млн. чел. 16062,5 12576,4 13583,9 13468,4 83,8
на туристских маршрутах 575,1 282,1 277,6 327,5 56,9
на экскурсионно-прогулочных маршрутах 2913,9 2174,6 2046,0 1979,0 67,9
Пассажирооборот внутреннего водного транспорта - всего, млн пассажиро-километров 770,9 522,6 496,0 550,5 71.4
из них: на туристских маршрутах 471,4 315,8 285,8 335,4 71,1
на экскурсионно-прогулочных маршрутах 74,8 51,8 49,3 50,3 67,2
Источник: составлена автором на основе данных Росстата5.
Мы согласны с точкой зрения многих исследователей, считающих, что к сдерживающим факторам развития водного туризма можно отнести:
- проблемы речной инфраструктуры (недостаток комфортабельных речных вокзалов, проблемы модернизации гидротехнических сооружений и др.);
- отсутствие современной портовой (причальной) инфраструктуры, необходимой для обслуживания и приема судов прогулочно-экскурсионного и круизного флота, прогулочных, туристских, спортивных катеров и яхт;
- старение отечественного речного и морского флота. Средний возраст судов водного транспорта - около 43 лет. Понимая значимость обновления объектов речного флота, в планы развития речной инфраструктуры входит до 2030 г. довести средний возраст объектов
1 Доклад « О реализации транспортной стратегии РФ на период до 2030 года Отчетный период: 2018 год» Москва 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mintrans.ru/ministry/targets/187/191/documents.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main.
грузового судоходства до 25,4 года, а туристических судов - до 30 лет. Предусматривается также строительство 55 круизных судов для использования на туристских маршрутах1;
- отсутствие необходимой инфраструктуры для яхтенного туризма и др.
Для развития въездного и внутреннего туризма важное значение имеет автобусный транспорт. Сократились перевозки пассажиров автобусным транспортом на 16,7 % (за 7 лет), что связано в значительной степени с плохим состоянием автобусов и автомобильных дорог. Средний возраст пассажирских автобусов на 2018 год составил 10,9 лет, что на 0,4 лет больше, чем в 2017 г.2.
За последние годы были предприняты значительные усилия, направленные на дорожное строительство.
Показатели ввода в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования на региональном уровне (нарастающим итогом с 2012 г. с учетом строительства и реконструкции региональных дорог с софинансированием из федерального бюджета) в 2018 г. увеличилось на 1,8 тыс. км по сравнению с 2017 г. и составило 10,3 тыс. км3.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения за 2018 год увеличилась на 1,1 тыс. км по сравнению с 2017 г. и составила 53,1 тыс. км4.
Улучшается качество автомобильных дорог. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в 2018 г. увеличилась на 6,6 % по сравнению с 2017 г.5
В 2018 г. введены в эксплуатацию после строительства и реконструкции 347,4 км автомобильных дорог федерального значения. В 2018 г. обеспечен ввод в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения на условиях государственно-частного партнерства в объеме 69,5 км6.
В 2018 г. протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, обеспечена в объеме 41 246,2 км и составила 77,8 % от их общей протяженности7.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что инфраструктура туризма является важнейшим фактором, сдерживающим развитие туризма в России, поскольку не соответствует международным требованиям к объектам туристской сферы. Вместе с тем, государство вкладывает значительные средства для совершенствования туристской инфраструктуры, что обусловливает положительную динамику развития таких её составляющих, как транспорт (железнодорожный, воздушный, морской), объекты культурного и археологического наследия, гостиницы и аналогичные средства размещения, автомобильные дороги с твердым покрытием и др.
Литература
1. Колпакиди Д.В. Совершенствование региональной инфраструктуры туризма // Известия СПбГЭУ. 2014. №6 (90). С. 64-90.
2. Величкина А.В. Оценка развития туристской инфраструктуры региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №2 (32). С. 239-250.
3. Степанова С.В. Туристская инфраструктура приграничных регионов России: состояние и проблемы развития // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2014. №2 (70). С. 51-64.
1 Доклад « О реализации транспортной стратегии РФ на период до 2030 года Отчетный период: 2018 год» Москва 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: / / www.mintrans.ru/ ministry/targets/187/191/documents.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
4. Кормишова А.В. Формирование инфраструктурного обеспечения развития туризма в российских регионах // Современные инновации. 2017. №2 (16). С. 30-32.
5. Ермилова В.В., Мальцева С.Г., Захаров К.С. Современные проблемы туристской индустрии: Монография. - Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2018. - 215 с.
6. Мальцева, С.Г., Ермилова, В.В., Волков, П.А., Захаров, К.С. Устойчивое развитие региона: спортивный и туристский аспекты (на примере функционирования олимпийский объектов г. Сочи) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2017. № 10. С. 29-32.
7. Мальцева, С.Г., Ермилова, В.В., Захаров К.С. Влияние спортивного мегасобытия, Чемпионата мира по футболу 2018, на развитие спортивно-событийного туризма в Российской Федерации: Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2017 г., посвященной Дню российской науки / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПБ.: [б.и.], 2018. Ч. 1. С. 112-114.
Zakharov Konstantin Sergeevich, Candidate of Economic Sciences, Assistant professor of department «Social technologies and mass communication in sports», Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (35, st. Decembrists, Saint-Petersburg, 190121, Russian Federation]. E-mail: [email protected]
DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF INFRASTRUCTURAL SUPPORT OF THE RUSSIAN TOURISM INDUSTRY Abstract
The relevance of this article is due to the fact that all over the world the role and treasure of tourism in the country's economy is constantly increasing, but in Russia, which has significant tourist potential, its development is limited by the low level of infrastructure development. The analysis of statistical data made it possible to identify the main shortcomings in the functioning of the tourism industry, as well as to formulate key areas for improving the infrastructure of tourism in Russia.
Keywords: tourism infrastructure, the making tourism infrastructures, the tourist sphere, dynamics of indicators of development, tourism, national economy, the Russian tourist industry, the world market of tourist services, entrance tourism.
References
1. Kolpakidi D.V. Sovershenstvovanie regional'noj infrastruktury turizma // Izvestiya SPbGEHU. 2014. №6 (90]. P. 64-90.
2. Velichkina A.V. Ocenka razvitiya turistskoj infrastruktury regiona // EHkonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2014. №2 (32]. P. 239-250.
3. Stepanova S.V. Turistskaya infrastruktura prigranichnyh regionov Rossii: sostoyanie i problemy razvitiya // Izvestiya Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. EHkonomika i upravlenie. 2014. №2 (70]. P. 51-64.
4. Kormishova A.V. Formirovanie infrastrukturnogo obespecheniya razvitiya turizma v ros-sijskih re-gionah // Sovremennye innovacii. 2017. №2 (16]. P. 30-32.
5. Ermilova V.V., Mal'ceva S.G., Zaharov K.S. Sovremennye problemy turistskoj industrii: Monografiya. -Nacional'nyj gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P.F. Lesgafta, Sankt-Peterburg. - SPb.: [b.i.], 2018. - 215 p.
6. Mal'ceva, S.G., Ermilova, V.V., Volkov, P.A., Zaharov, K.S. Ustojchivoe razvitie regiona: sportivnyj i turistskij aspekty (na primere funkcionirovaniya olimpijskij ob"ektov g. Sochi] // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya «EHkonomika i pravo». 2017. № 10. P. 29-32.
7. Mal'ceva, S.G., Ermilova, V.V., Zaharov K.S. Vliyanie sportivnogo megasobytiya, CHempiona-ta mira po futbolu 2018, na razvitie sportivno-sobytijnogo turizma v Rossijskoj Federacii: Materialy itogovoj nauchno-prakticheskoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Nacional'nogo gosudar-stvennogo Universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P.F. Lesgafta, Sankt-Peterburg za 2017 g., posvyashchennoj Dnyu rossijskoj nauki / Nac. gos. un-t fiz. kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P.F. Lesgafta, Sankt-Peterburg. - SPB.: [b.i.], 2018. CH. 1. P. 112-114.