Научная статья на тему 'Направления совершенствования герметичности шиберных задвижек магистральных трубопроводов атомных электростанций, нефтяных и газовых трубопроводов'

Направления совершенствования герметичности шиберных задвижек магистральных трубопроводов атомных электростанций, нефтяных и газовых трубопроводов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
610
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕТИЧНОСТЬ / ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ / ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД / TIGHTNESS / THE SLIDING GATE VALVE / PIPE FITTINGS / MAIN PIPELINES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Галактионов О. Н., Суханов Ю. В., Щукин П. О.

Приведены результаты работы по изучению способов повышения герметичности шиберных задвижек для магистрального трубопроводного транспорта атомных электростанций, нефтяной и газовой промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Галактионов О. Н., Суханов Ю. В., Щукин П. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions for improving the tightness of slide gate valves of pipelines of nuclear power plants, oil and gas pipelines

Results of studies on ways to improve the tightness of slide gate valves for the main pipeline transport of nuclear power plants, oil and gas industry

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования герметичности шиберных задвижек магистральных трубопроводов атомных электростанций, нефтяных и газовых трубопроводов»

Направления совершенствования герметичности шиберных задвижек магистральных трубопроводов атомных электростанций, нефтяных

и газовых трубопроводов

О.Н. Галактионов, Ю.В. Суханов, П.О. Щукин Петрозаводский государственный университет

Аннотация: приведены результаты работы по изучению способов повышения герметичности шиберных задвижек для магистрального трубопроводного транспорта атомных электростанций, нефтяной и газовой промышленности.

Ключевые слова: герметичность, задвижка шиберная, трубопроводная арматура, магистральный трубопровод.

Настоящая работа продолжает исследования в сфере оценки направлений повышения эффективности оборудования для атомной энергетики, нефте- и газодобывающей промышленности [1 - 10].

В основу исследований направлений совершенствования шиберных задвижек магистральных трубопроводов атомных электростанций, нефтяных и газовых трубопроводов были положены патентно-информационные исследования.

Одним из важнейших эксплуатационных показателей работы запорной трубопроводной арматуры, в том числе и шиберных задвижек, является обеспечение ими герметичности в затворе.

Возможные причины потери герметичности в затворе: перекос шибера; накопление твердых частиц внутри корпуса между шибером и седлом, износ и заедание уплотнительных поверхностей шибера и седла, перепад давления в трубопроводе.

Так в авторском свидетельстве № 527559 «Двухдисковый затвор» повышения герметичности в затворе предлагается добиться за счет применения двухдискового затвора, содержащего корпус с седлами и две тарелки со скосами, установленные на траверсе с распорными элементами. Отличительная черта конструкторского решения в том, что, с целью

обеспечения начальной герметичности затвора путем прижатия тарелок к седлам было применена сила собственного веса тарелок. Тарелки свободно подвешены с гарантийным зазором в неповоротной и подвижной в осевом направлении траверсе. На боковых участках траверсы находятся распорные элементы, выполненные в виде скосов, которые взаимодействуют с соответствующими скосами на тарелках.

В авторском свидетельстве № 517733 «Шиберная задвижка» предлагается конструкция шиберной задвижки с плавающими седлами, принудительно уплотняемыми на ее рабочей поверхности. Для повышения герметизации по обеим сторонам на шибере, в плоскостях, параллельных оси проходного сечения, жестко установлены две рамки, а на поверхности седел выполнены пазы, в которых расположены продольные стороны рамок, перемещаемые в пазах седел своей средней частью и заклиниваемые в них в обоих крайних положениях.

Аналогичная задача по обеспечению надежной герметизации между запорным органом и седлом решается в авторском свидетельстве № 672417 «Прямоточная задвижка». В корпусе предложенной конструкции задвижки размещены двухдисковый запорный орган. Между дисками запорного органа, смонтирована червячная пара, соединенная с узлом управления, причем диски установлены в ступице червячного колеса с возможностью осевого перемещения при вращении колеса.

Задача по повышению надежности уплотнительного узла затвора за счет исключения контакта металлических поверхностей седла и запорного органа решается в авторском свидетельстве № 1240997 «Уплотнительный узел запорного устройства». Идея предложения в том что, зазор между наружной втулкой и основанием кольцевой расточки сообщен с выходным каналом, а уплотнительное кольцо расположено во внутренней втулке, установленной

неподвижно, при этом наружная втулка выполнена с уплотнением по внешнему диаметру.

В авторском свидетельстве № 2109194 «Задвижка регулирующая» предлагается конструкция шиберной задвижки, которую можно использовать и в качестве регулирующего органа. В конструкции нет вибрации шибера на частичный его подъемах и это исключает возможность повреждения профилированного седла и заклинивания штока, а также размыв кромок шибера с последующим нарушением плотности соединения с седлом. Задвижка включает корпус с подводящим и отводящим патрубками, седлом, диафрагмой, расположенной в подводящем патрубке, шиберным регулирующим органом и штоком. Особенность конструкции в том, что шиберный регулирующий орган выполнен из двух дисков, между которыми расположена пластина, соединенная со штоком, и распорная цилиндрическая втулка с кососрезанными торцевыми поверхностями, а диафрагма выполнена профилированной и установлена в подводящем патрубке.

При эксплуатации шиберных задвижек зачастую возникают ситуации, при которых твердые компоненты рабочей среды, попадают в седловую часть корпуса, и тем самым вызывают перекос шибера, трение его о сальник и седла, отчего происходит «задирание» сальниковой набивки и образуются зазоры в области седел, что в свою очередь приводит к разгерметизации задвижки.

На решение задачи по обеспечению надежного контакта шибера с седлом в закрытом состоянии направлено устройство, описанное в полезной модели № 47471 «Задвижка». Задача решается за счет того, что седло задвижки выполнено в виде металлического кольца и установлено во втулке свободно с возможностью перемещения вдоль оси проходного канала и с зазором относительно торцевой поверхности втулки, а в зазоре свободно размещена волновая пружина. На внутренней поверхности седла,

контактирующей с втулкой, выполнена кольцевая канавка, а в ней находится уплотнительное кольцо. На наружной поверхности втулки, контактирующей с корпусом, выполнена вторая кольцевая канавка, а в ней находится второе уплотнительное кольцо. На верхней части внутренней поверхности корпуса, обращенной к запорному органу, на уровне кромки последнего (при нахождении его в верхнем положении) установлен толкатель с возможностью взаимодействия с фронтальной поверхностью запорного органа. На поверхности корпуса в проходном канале выполнены два прилива с возможностью взаимодействия наклонной поверхности приливов с наклонной кромкой запорного органа. В корпусе установлены также два сквозных винта с возможностью взаимодействия с боковой поверхностью запорного органа. Ходовая гайка установлена в крышке, жестко связанной с корпусом, и выполнена с буртом, а на одной из поверхностей бурта, обращенной к ответному бурту пазу в крышке, установлен подшипник.

В конструкциях арматуры часто применяются технические решения, требующие значительных усилий для перемещения запорного элемента, что ведет к износу поверхностей затвора и потери герметичности. Для уменьшения этой проблемы предлагаются различные решения, но зачастую они сложны по своей конструкции и в изготовлении. Задачей изобретения, описанного в патенте № 2355933 «Запорная арматура с подвижными элементами седел», является создание конструкции запорной арматуры, лишенной выше названных недостатков и обеспечивающей постоянство герметичности при любом давлении транспортируемой среды.

В патенте № 2506483 «Задвижка запорно-регулирующая» решается задача по устранению забивания мелкими инородными частицами, содержащимися в рабочей среде межвиткового пространства пружины, находящейся в нижней части корпуса и поджимающей седло к запорному органу. Поставленная задача решается тем, что шибер задвижки нижней

профилированной частью взаимодействует с пятой, которая подпружинена через нижнее цилиндрическое окно корпуса. В окне корпуса установлена направляющая втулка, в которой коаксиально находится толкатель, взаимодействующий с пятой и стаканом, подпружиненным относительно нижней крышки, закрепленной на корпусе.

Среди иностранных патентов, в которых решается задача создания конструкции задвижки с высокой степенью герметичности в затворе, были выделены:

- пат. DE 2320740 «Absperrschieber, insbesondere fuer gasfoermige medien»;

- пат. DE 3302979 «Shut-off device», в котором решается задача повышения герметичности в затворе при простой и компактной конструкции;

- пат. DE 4310124 «Gate valve and method for its production»;

- пат. EP 0052523 « Gate valve », в котором поставленная задача по повышению герметичности достигается за счет создания усовершенствованной конструкции седел, принудительно прижимаемых к запорному органу;

- патент EP 0450646 «Double plate gate valve»,

- патент GB 1403959 «Parallel plate valve»;

- патент GB 2150265 «Gate valves»;

- патент US 4815702 «Gate valve with poppet closure»;

- патент CN 102374301 «Flat type high-voltage gate valve», в котором предлагается конструкция, обладающая кроме высокой степени герметичности в затворе еще и простой структурой и при этом рассчитанной на работу с высоким давлением со стороны рабочей среды;

На борьбу с накоплением твердых частиц внутри корпуса задвижки направлены следующие технические решения: патент GB 2142121 «Gate valve»; патент CN 201288839 «Metal seal structure of flat gate valve»; патент

CN 201288840 «Protractile slide valve»; патент CN 202691100 «Table gate valve with antifouling structure».

В пат. CN 203009964 «Improved abrasion-resistant movable valve seat» решается задача повышения герметичности при увеличении срока службы задвижки. Те же задачи решаются и в патенте CN 202280860 «Flat plate gate valve for automatically filling seal grease».

В ходе анализа отобранной при выполнении патентно-информационного исследования информации установлено, что технические решения, направленные на повышение герметичности в затворе, в основном связаны с совершенствованием конструкции запорного органа, которое заключается: в обеспечении самоустановки затвора и седла; в снижении металлоемкости (веса); в обеспечении регулирования усилия прижатия в зависимости от давления рабочей среды; в снижении стоимости; в использовании для изготовления уплотнительных колец материала с высокой термостойкостью и стойкостью к агрессивной среде; в изменении форм седла и шибера; в повышении технологичности снижении трудоемкости ремонта; в обеспечении постоянства герметичности при любом давлении рабочей среды, т.е. обеспечение герметичности в независимости от изменения давления рабочей среды.

Работа подготовлена при поддержке Министерства образования и науки РФ по договору № 02.G25.31.0031 по реализации комплексного проекта «Создание высокотехнологичного производства шиберных и клиновых штампосварных задвижек для предприятий атомной, тепловой энергетики и нефтегазовой отрасли с применением наноструктурированного защитного покрытия».

Литература

1. Шегельман И.Р., Васильев А.С., Щукин П.О. Патентный поиск в области конструкций запорной арматуры для АЭС, ТЭС и для

магистрального трубопроводного транспорта // Инженерный вестник Дон»,

2013. №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1770.

2. Shegelman I.R., Shchukin Р.О. Environmentally safe transportation and packaging unit for transportation and storage of spent nuclear fuel // Baltic Rim Economies, 2012. № 4. Р. 46. URL: utu.fi/fi/yksikot/tse/yksikot/ PEI/BRE/Documents/BRE%204-2012%20web.pdf.

3. Shegelman I.R., Romanov A.V., Vasiliev A.S., Shchukin P.O. Scientific and technical aspects of creating spent nuclear fuel shipping and storage equipment // Nuclear Physics and Atomic Energy, 2013. Volume 14, Issue 1. Pp. 33-37.

4. Васильев А.С., Шегельман И.Р., Щукин П.О. Некоторые особенности технических решений на конструкции клиновых задвижек для магистральных трубопроводов предприятий атомной, тепловой энергетики, нефтегазовой промышленности // Инженерный вестник Дона, 2013. № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1827.

5. Васильев А.С., Шегельман И.Р., Щукин П.О., Суханов Ю.В. Некоторые направления патентования корпусов штампосварных клиновых задвижек для магистральных трубопроводов предприятий атомной, тепловой энергетики, нефтегазовой промышленности // Инженерный вестник Дона,

2014. № 1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2245.

6. Васильев, А.С., Щукин, П.О. Развитие патентных исследований для разработки новых технических решений для АЭС, ТЭС и для магистрального трубопроводного транспорта // Наука и бизнес, 2014. № 4(34). С. 50-53.

7. Шегельман, И. Р., Васильев, А. С., Щукин П. О. Некоторые аспекты проектирования запорной аппаратуры для предприятий атомной, тепловой энергетики и нефтегазовой отрасли // Наука и бизнес: пути развития, 2013. № 8(26). C. 94-96.

8. Васильев А.С., Суханов Ю.В., Щукин П.О., Галактионов О.Н. Совершенствование эксплуатационных показателей запорной трубопроводной арматуры // Инженерный вестник, 2014. № 3. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_16_Vasiliev_F.pdf_2464.pdf .

9. Васильев А.С., Шегельман И.Р., Щукин П.О. Некоторые направления повышения технологичности изготовления клиновых задвижек // Перспективы науки, 2014. № 3(54). С. 57-59.

10. Васильев А.С., Шегельман И.Р., Щукин П.О. Некоторые направления повышения ремонтопригодности клиновых задвижек // Глобальный научный потенциал: научно-практический журнал, 2014. №. 3 (36). С. 50-52.

References

1. Shegel'man I.R., Vasil'ev A.S., Shchukin P.O. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1770 (accessed 06.11.2014).

2. Shegelman I.R., Shchukin R.O. Environmentally safe transportation and packaging unit for transportation and storage of spent nuclear fuel // Baltic Rim Economies. 2012. № 4. P. 46. URL: utu.fi/fi/yksikot/tse/yksikot/ PEI/BRE/Documents/BRE%204-2012%20web.pdf (data obrashcheniya 06.11.2014).

3. Shegelman I.R., Romanov A.V., Vasiliev A.S., Shchukin P.O. Scientific and technical aspects of creating spent nuclear fuel shipping and storage equipment // Nuclear Physics and Atomic Energy. 2013. Volume 14, Issue 1. Pp 33-37.

4. Vasil'ev A.S., Shegel'man I.R., Shchukin P.O. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1827 (accessed 06.11.2014).

5. Vasil'ev A.S., Shegel'man I.R., Shchukin P.O., Sukhanov Yu.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. № 1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2245 (accessed 06.11.2014).

6. Vasil'ev, A.S., Shchukin, P.O. Nauka i biznes, 2014. № 4(34). Pp. 50-53.

7. Shegel'man, I. R., Vasil'ev, A. S., Shchukin P. O. Nauka i biznes: puti razvitiya. 2013. № 8(26). Pp. 94-96.

8. Vasil'ev A.S., Sukhanov Yu.V., Shchukin P.O., Galaktionov O.N.

Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. № 3. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_16_Vasiliev_F.pdf_2464.pdf (accessed

06.11.2014).

9. Vasil'ev A.S., Shegel'man I.R., Shchukin P.O. Perspektivy nauki. 2014. № 3(54). Pp. 57-59.

10. Vasil'ev A.S., Shegel'man I.R., Shchukin P.O. Global'nyy nauchnyy potentsial: nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2014. №. 3 (36). Pp. 50-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.