Научная статья на тему 'Направления совершенствования функционирования системы управления деятельностью учреждения дополнительного образования'

Направления совершенствования функционирования системы управления деятельностью учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / CONTROL SYSTEM / ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION / ECONOMIC AND SOCIAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Вячеслав Викторович

Устанавливаются и обосновываются основные направления совершенствования системы управления деятельностью учреждений дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF FORMS OF THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The main directions of improvement of a control system of activity of establishments of additional education are established and locate.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования функционирования системы управления деятельностью учреждения дополнительного образования»

тельно больше, чем наше государство реально вкладывает в сельское хозяйство, По статистическим данным, государство оказывает сельскому хозяйству фактическую помощь в объеме 4,5 млрд долл. По условиям ВТО к 2018 г. наша страна должна достичь этой суммы в виде прямых дотаций, а вложения, связанные с сельхозпроизводством, социальным развитием села и инфраструктуры, не будут ограничены. Таким образом, вступление в ВТО не отразится негативно на финансовом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Литература

1. Выступление В.В. Путина «У сельского хозяйства России очень хорошие показатели и перспективы дальнейшего роста» на встрече с представителями Воронежской области 28 марта 2012 г. // Сельская жизнь. 2012. 3 апр.

2. Демкович В. Банковское кредитование малого и среднего предпринимательства // Деньги и кредит. 2012. № 6. С. 46-49.

3. Санду И., Косолапова М., Свободин В. Оценка финансового состояния предприятия // АПК: Экономика и управление. 2011. № 2. С. 34-40.

КУЗНЕЦОВА ЭЛЬВИРА ГЕОРГИЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (elvira.kuz.70@mail.ru).

KUZNETSOVA ELVIRA GEORGIYEVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Economical Theory and International Relations Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 658:378

В.В. ЛЕБЕДЕВ

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: система управления, учреждение дополнительного образования, экономические и социальные результаты.

Устанавливаются и обосновываются основные направления совершенствования системы управления деятельностью учреждений дополнительного образования.

V.V. LEBEDEV

INTERACTION OF FORMS OF THE ANALYSIS OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Key words: control system, establishment of additional education, economic and social results.

The main directions of improvement of a control system of activity of establishments of additional education are established and locate.

Одним из направлений совершенствования функционирования системы управления деятельностью учреждений дополнительного образования выступает расширение финансирования учебных заведений, обеспечивающего не только объемы оказания образовательных услуг, востребованных потребителями, но и их качество, основные параметры которого должны соответствовать высокому уровню мировых конкурентоспособных услуг.

Развитие финансового менеджмента в учебных заведениях дополнительного образования должно быть направлено на решение таких задач, как:

- устранение значительного недостатка в объеме оперативной информации о финансовых операциях, так как осуществление финансового (бухгалтерского) учета выступает необходимой, но только лишь констатацией состоявшихся операций, не позволяющих в период учета изменить влияние негативных факторов на размеры финансового обеспечения деятельности учебного заведения;

- переподчинение действующего бухгалтерского учета целям налогообложения, так как в настоящее время система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов учебного заведения, обложению налогами фиктивной прибыли, лишает права самостоятельного отнесения расходов на единовременные капитальные затраты и текущие расходы, расходы будущих и текущих периодов;

- наделение планово-экономических, финансовых функциональных подразделений, субъекта управления учебным заведением дополнительного образования такой совокупностью полномочий в рамках устанавливаемых полномочий, которые не допускали бы дублирования управленческих воздействий на образовательный процесс, а также неисполнения ответственных поручений, распоряжений, сложных интеллектуальных, инновационных работ, инвестиционных проектов;

- организация и планирование объемов многоканального и многоуровневого финансирования учреждения дополнительного образования на основе повышения объема знаний и умений, навыков, профессионального мастерства руководителей учебного заведения;

- повышение степени ответственности менеджеров среднего и высшего звена учебного заведения перед учредителями и разноуровневыми органами управления учреждениями дополнительного образования за результаты наступивших последствий принимаемых экономико-организационных, финансовоинвестиционных, маркетинговых и иных решений;

- создание механизма нормативно-правового регламентирования права собственности на имущество образовательного учреждения, приобретенного от внебюджетной деятельности, так как Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит положение о том, что неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, а также доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении государственный органов управления (в то время как Гражданский кодекс предусматривает вещное право бюджетного учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом, полученным от предпринимательской деятельности, а закон Российской Федерации «Об образовании» регламентирует положение о праве собственности бюджетного учреждения на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, на продукты интеллектуального труда, доходы от предпринимательской деятельности и объекты собственности, приобретенные на эти доходы);

- рационализация структуры затрат на осуществление образовательного процесса посредством создания норм и нормативов потребления ресурсов, финансового обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования.

Направлениями совершенствования выполнения образовательного процесса выступают внедрение и эффективное использование компьютеров в планировании, программировании, организации и регулировании процесса оказания образовательных услуг потребителям. При этом объективное текущее и среднесрочное планирование в сочетании с программированием деятельности нуждается в значительном объеме достоверной информации, источниками которой выступают отчетные данные об успеваемости, числе отличников, сведения о социальном устройстве выпускников, о поступлении выпускников в другие учебные заведения, сведения о педагогическом составе, созданных новшествах технологического характера для учебного процесса, учебно-методического комплекса [1].

Оперативный сбор, обобщение, систематизация информации и доведение ее до субъекта управления в процессе оказания образовательных услуг возможны в условиях компьютеризации управления, использующих новейшие информационные технологии. При этом компьютеризация должна стать неотъемлемым информационно-технологическим инструментом в таких видах деятельности, как учебная, педагогическая, управленческая и обслуживающая образовательный процесс.

Повышение уровня организации учебного процесса и качества оказания образовательных услуг учебного заведения на базе использования компьютерных и информационных технологий в педагогической деятельности возможно посредством роста степени информационности учебно-методического материала, наглядности процесса оказания образовательных услуг, систематизации методических положений тренинга, повышения уровня контроля знаний, умений и навыков, развития психолого-педагогического мониторинга успеваемости и поведения обучающихся.

Направлениями повышения экономической и социальной результативности, эффективности функционирования системы управления развитием учебных заведений дополнительного образования выступают создание и внедрение компьютерного программного комплекса «Управление образовательным учреждением», ориентированного субъектом управления процессом оказания образовательных услуг на автоматизированное управление персоналом и контингентом обучающихся (личные карточки, дела преподавателей, обслуживающего персонала, определение уровня текучести кадров, прогнозирование достижения устанавливаемых стоимостных объемов результатов деятельности учреждения дополнительного образования в перспективном периоде времени, составление и анализ форм отчетности учебного заведения). Для обслуживающего учебный процесс персонала учреждения дополнительного образования применение автоматизированного программного комплекса «Управление образовательным учреждением» позволит оперативно и качественно осуществлять сбор, хранение, передачу, обработку и анализ внешней и внутренней информации на высоком уровне качества и своевременного предоставления [2].

Привлекательным с экономической и социальной точек зрения выступает направление совершенствования системы разноуровневого управления учреждениями дополнительного образования, позволяющее в среднесрочном периоде их социально-экономического развития превратить учебные заведения в один из действенных факторов повышения темпов экономического роста, усиления мотивации персонала хозяйствующих субъектов производственной и социальной сферы к высокопроизводительному труду, выпуску качественной продукции, оказанию услуг, развитию взаимовыгодных отношений производителя продукции, услуг и потребителя. При этом система разноуровневого управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждений дополнительного образования должна основываться на опережающем, инновационном характере содержания обучения, учебно-методического комплекса, на ориентации подготовки специалиста высококвалифицированного уровня и профессионального мастерства, индивидуализации учебного процесса, гуманизации и демократизации образовательного процесса.

Ориентация в системе управления развитием учреждений дополнительного образования на эффективное использование учебно-методического, научно-инновационного потенциалов учебного заведения должна быть связана с теми формами и образовательными видами деятельности, в которых имеются предпосылки для достижения наибольших, прежде всего экономических, результатов, что может обеспечить значительные результаты деятельности всего комплекса повышения квалификации и переподготовки руководителей

хозяйствующих субъектов и специалистов на различных уровнях управления образовательными процессами.

Вместе с этим повышение экономической и социальной результативности функционирования системы управления развитием учреждений дополнительного образования в финансовом, социальном, структурно-организационном отношении должно быть ориентировано в текущем и перспективном периодах времени на оптимизацию динамики в сфере занятости граждан, развитие рынков труда и образовательных услуг [3].

Поэтому федеральная сеть учреждений дополнительного образования (государственных и частных) в настоящее время испытывает необходимость решения ряда актуальных, экономически и социально значимых задач, в постановке которых должен быть включен последовательный переход от дискретной к самонастраивающейся системе непрерывного образования. При этом в системе управления образовательным процессом учреждений дополнительного образования принцип непрерывности потребления образовательных услуг может быть успешно реализован в учебных заведениях высшего образования, имеющих в своем составе не только такой вид деятельности, как подготовка специалистов высшей квалификации, но и повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров на факультетах, курсах, специализированных центрах [4].

Целевая направленность системы управления социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования в текущем и перспективном периодах времени, в соответствии с нашими представлениями, должна удовлетворять условиям: формирования, стимулирования и удовлетворения потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров; насыщения рынка труда специалистами высокой квалификации и профессионального мастерства; обеспечения социальной защищенности и занятости специалистов среднего и высшего звена; приведения профессионального потенциала специалистов к мировому уровню; роста, совместно с другими ступенями профессионального образования, совокупного интеллектуального и научно-инновационного потенциала народного хозяйства, регионов, отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов.

Соблюдение указанных выше условий рационализации элементного взаимодействия системы управления социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования требует, на наш взгляд, единства фундаментальных исследований и прикладных разработок, основных теоретических положений, составляющих основу профессиональных знаний, мастерства специалистов, квалифицированных рабочих и служащих, ориентирующих их на дифференциацию широких подходов к постановке и решению современных задач достижения высоких темпов экономического роста, повышения качества продукции, оказываемых потребителям услуг, эффективности использования ресурсов.

Литература

1. Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009.

2. Громов В.В. Планомерность и согласованность перспективного развития учреждений сферы услуг // Вестник Российской академии естественных наук. Сер. экономическая. 2009. № 2. С. 74-77.

3. Драбенко В.А. Эффективность управления в условиях конкуренции // Вестник Российской академии естественных наук. Сер. экономическая. 2010. № 2. С. 26-31.

4. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Экономический механизм стратегического управления развитием вуза. М.: Высш. шк., 2007.

ЛЕБЕДЕВ ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ. См. с. 399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.