ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА INDUSTRY AND REGIONAL ECONOMY
Научная статья Original article УДК 336.12
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_333
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИСКАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ DIRECTIONS FOR IMPROVING THE FISCAL MECHANISM OF THE BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
ь й московский
|P ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Таранова Ирина Викторовна, профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», E-mail: [email protected]
Фомин Александр Анатольевич, профессор, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», E-mail: [email protected]
Багута Николай Александрович, старший преподаватель, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», E-mail: [email protected]
Taranova Irina Viktorovna, Professor, Doctor of Economics, FSBEI HE «Russian state social university», FSBEI HE «The State University for Land Use Planning», E-mail: [email protected]
Fomin Alexander Anatolyevich, Professor, Candidate of Economics, FSBEI HE «The State University for Land Use Planning», E-mail: [email protected]
Baguta Nikolay Alexandrovich, Senior Lecturer at, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A. K. Kortunova - branch of the FSBEI HE «Don State Agrarian University», E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье отражена структура собираемости налогов, динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ за период 2017-2021 гг, обоснованы предложения по совершенствованию бюджетной системы РФ, в частности, уточнены пропорции распределения основных фискальных доходов между уровнями бюджетной системы. Прогнозируемый социально-экономический эффект заключается в увеличении собственные доходов регионов и муниципальных образований РФ, сглаживании межрегиональных диспропорций социально-экономического развития. Результаты исследования могут использоваться органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления при планировании бюджетной и налоговой политики. Abstract. The article reflects the structure of tax collection, the dynamics of tax revenues to the budget system of the Russian Federation for the period 2017-2021, justifies proposals for improving the budget system of the Russian Federation, in particular, the proportions of distribution of the main fiscal revenues between the levels of the budget system are clarified. The predicted socio-economic effect is to increase the own incomes of the regions and municipalities of the Russian Federation, smooth out inter-regional disproportions in socio-economic development. The results of the study can be used by state authorities of the Russian Federation, constituent entities of the Russian Federation, local governments when planning budget and tax policies.
Ключевые слова: бюджет, налоги, нормативы, бюджетная система, регион, социально-экономическое развитие
Key words: budget, taxes, standards, budget system, region, socio-economic development
Введение
В условиях резко усилившегося санкционного давления на экономику Российской Федерации, особое значение приобретает стабильность государственных финансов, основой которой является бюджетная система. Указанные обстоятельства подтверждают актуальность и своевременность научных исследований, направленных на совершенствование фискального механизма бюджетной системы РФ.
Материалы и методы
При подготовке исследования нами использовались такие методы научного поиска, как: сравнение, построение динамических рядов, абстрагирование, анализ и синтез, эконометрическая интерпретации эмпирических данных. Применение указанных методов позволило обеспечить надлежащий уровень достоверности, обоснованности результатов и выводов статьи.
Московский экономический журнал №6 2022
Результаты и обсуждение
На современном этапе бюджетная система РФ сформирована следующими уровнями бюджетов: федеральным, региональным, местным [1]. Права, обязанности, полномочия субъектов бюджетного процесса, механизм взаимодействия различных уровней бюджетной системы установлены федеральными законодательными актами. Бюджетная система является важным компонентом финансовой системы страны и находится в тесной взаимосвязи с налоговой системой, выступающей для неё источником доходов. Налоговое законодательство РФ [3] регламентирует налоговые режимы, сроки, ставки, порядок уплаты налогов и сборов, бюджетное законодательство устанавливает пропорции распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы РФ. В таблице 1 отражены пропорции распределения фискальных доходов бюджетной системы РФ.
Таблица 1 - Действующие в настоящее время нормативы распределения ос-
новных налоговых доходов между уровнями бюджетной системы РФ. % [1]
Вид налога, сбора Бюджет
Федеральный Региональный Местный
Налоги
на прибыль, рассчитанный по ставке 2 % (3 % в 2017 - 2024 гг.) 100 0 0
на прибыль, рассчитанный по ставке 18 % (17 % в 2017 - 2024 0 100 0
гг.)
на добавленную стоимость (НДС) 100 0 0
на имущество организаций 0 100 0
на игорный бизнес 0 100 0
транспортный 0 100 0
на доходы физических лиц (НДФЛ) 0 85 15
водный 100 0 0
на добычу полезных ископаемых
в виде углеводородного сырья (НД11И) 100 0 0
земельный налог 0 0 100
на имущество физических лиц 0 0 100
единый сельскохозяйственный 0 0 100
Акцизы
на спиртсодержащие напитки 16 84 0
на табачные изделия 100 0 0
на транспортные средства 100 0 0
на бензин, дизтопливо. моторные масла 12 88 0
Московский экономический журнал №6 2022
Анализ информации, представленной в таблице 1 позволяет говорить об имеющихся значительных диспропорциях в распределении фискальных доходов между уровнями бюджетной системы РФ. Крупнейшие по объёмам сборов налоги - НДПИ, НДС, -полностью поступают в доход федерального бюджета. Один из наиболее доходных акцизов - акциз на табачную продукцию, — также в полном объёме поступает в бюджет РФ. Российская Федерация имеет долю в сборах налога на прибыль, акцизов на алкогольную продукцию, бензин, дизельное топливо и др. Водный налог в полном объёме зачисляется в бюджет РФ.
Основными источниками собственных фискальных доходов субъектов РФ является группа региональных налогов: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес. Перечисленные налоги в полном объёме поступают в доходную часть бюджетов субъектов РФ, однако в абсолютных значениях уровень поступлений налога на игорный бизнес крайне незначителен. Значимым источником пополнения доходной части бюджетов регионов является сборы НДФЛ, региональная доля в которых составляет (85 %) Важными источниками собственных доходов субъектов РФ являются доли от сборов акциза на алкогольную продукцию (84 %), а также акцизов на бензин, дизтопливо, моторные масла (88 %).
Фискальными источниками доходов бюджетов муниципальных образований являются местные налоги: на имущество физических лиц, земельный, а также единый сельскохозяйственный налог (не относится к категории местных, т. к. представляет собой один и специальных налоговых режимов). Сборы по указанным налогам зачисляются в муниципальные бюджеты в полном объёме. Также важным источником дохода для муниципалитетов является доля в 15 % от сборов НДФЛ.
На рисунке 1 отражена структура собираемости налогов в РФ в 2021 году [4, 5, 6].
Федеральные налоги и сборы
Региональные налоги
Местные налоги
■ Налоги, отн&сящиесл к специальным налоговым режимам
Рисунок 1 — Структура собираемости налогов в РФ в 2021 году
Согласно данных рисунка 1, подавляющее большинство налоговых сборов в РФ в 2021 году приходится на федеральные налоги и сборы, доля которых составляет 95 %, удельный вес региональных налогов составляет около 4 %, местных - около 1 %.
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за период 2017-2021 гг. представлена на рисунке 2 [4, 5, 6].
2С17 г. 2 01В г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
■ Налоговые поступления s бюджетную систему РФ, трлн руб
Рисунок 2 — Динамика налоговых доходов ко нсолндир о ванного бюджета РФ
за период 2017-2021 гг.
Анализ информации рисунка 2 позволяет сказать о том, что за период 2017-2021 г. объём налоговых поступлений в бюджетную систему РФ значительно увеличился: с 23,1 трлн руб. в 2017 г. до 36,6 трлн руб. в 2021 г. (+13,5 трлн руб., +158,4 %). Подобная динамика значительно превосходит темп роста валового внутреннего продукта, а также накопленную инфляцию и свидетельствует о следующих тенденциях:
— увеличении фискального давления на экономику (в частности, повышение ставок налогов, например, НДС с 18 % до 20 % в 2019 г.);
— резком увеличении поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, обусловленную ростом мировых цен на нефть и газ в 2021 году.
В целях совершенствования государственной финансовой системы РФ, повышения эффективности межбюджетных взаимоотношений, нами предлагаются изменения пропорций распределения основных фискальных доходов между уровнями бюджетной системы (таблица 2).
Таблица 2 - Предлагаемая структура распределения доходов бюджетной си стемы РФ
Вид налога, акциза Бюджет
Федеральный Региональный Местный
Налоги
на прибыль, рассчитанный по ставке 2 % (3 % в 2017 - 2024 гг) 100 0 0
на прибыль, рассчитанный по ставке 18 % (17 % в 2017 - 2024 0 50 50
гт)
на добавленную стоимость (НДС) 50 25 25
на имущество организаций 0 50 50
на игорный бизнес 0 100 0
транспортный 0 100 0
на доходы физлиц (НДФЛ) 5 10 85
водный 50 40 10
на добычу полезных ископаемых 100 0 0
в виде углеводородного сырья
земельный 0 0 100
на имущество физических лиц 0 0 100
единый сельскохозяйственный 0 0 100
Акцизы
на спнртсодержащие напитки 15 70 15
на табачные изделия 15 70 15
на транспортные средства 100 0 0
на бензин, дизтопливо. моторные 12 88 0
масла
обосновано авторами по результатам исследования
Представленный в таблице 2 формат распределения основных фискальных доходов позволяет обеспечить бюджеты муниципальных образований и субъектов РФ собственными доходами, что позволит резко сократить объём межбюджетных трансфертов. Это, в свою очередь, значительно снизит нагрузку на органы федерального казначейства, являющегося оператором межбюджетных трансакций, а также документооборот между федеральными, региональными, местными органами власти и управления.
Заключение
В завершение необходимо сформулировать следующие основные выводы: 1. Анализ динамики фискальных доходов бюджетной системы РФ за последние годы свидетельствует об усилении фискальной нагрузки на хозяйствующие субъекты и физических лиц. Среди негативных последствий подобной налоговой политики
необходимо отметить сокращение финансовых ресурсов, доступных организациям и гражданам для осуществления инвестиций, увеличении сроков окупаемости реализуемых инвестиционных проектов, снижении эффективности капиталовложений (отдачи на вложенный капитал), замедлении темпов экономического роста [2, 9]. Особую тревогу вызывает осуществлённое в 2019 г. повышение налога на добавленную стоимость, являющегося, по своей природе, оборотным налогом, провоцирующим рост спроса хозяйствующих субъектов на дорогостоящие краткосрочные кредиты [7, 8], а также усиление инфляционных тенденций в российской экономике.
2. Имеющиеся в настоящее время диспропорции в распределении фискальных доходов между уровнями бюджетной системы РФ провоцируют усиление межрегиональной социально-экономической дифференциации, угрожающей в средне- и долгосрочной перспективах территориальной целостности РФ. Фактическое отсутствие у муниципальных образований собственной доходной базы приводит к невозможности развития социальной, транспортной, жилищно-коммунальной инфраструктуры на местном уровне за счёт собственных средств органов местного самоуправления. Подобная тенденция провоцирует рост социального недовольства граждан.
3. Обоснованные нами предложения по совершенствованию механизма распределения основных фискальных доходов между уровнями бюджетной системы РФ позволяют достичь следующих позитивных социально-экономических результатов: увеличить собственные доходы регионов и муниципальных образований РФ, что позволит ускорить модернизацию социальной, транспортной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, повысить качество жизни граждан; сформировать заинтересованность у руководителей органов местного самоуправления в развитии бизнеса на территориях, т. к. это способствует увеличению налоговых поступлений в местный бюджет; постепенно сглаживать межрегиональные диспропорции социально-экономического развития, наблюдаемые в настоящее время.
Список источников
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Москаленко А. П. Инвестиционное проектирование: основы теории и практики / Москаленко А.П., Москаленко С.А., Ревунов Р.В., Вильдяева Н.И. // Санкт-Петербург, 2018. (1-е, Новое)
3. Налоговый кодекс РФ, часть вторая
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.gov.ru/ дата обращения 8 июня 2022 г.
5. Официальны сайт Министерства финансов РФ https://minfin.gov.ru/ru/ дата обращения 8 июня 2022 г.
6. Официальный сайт Росстата https://rosstat.gov.ru дата обращения 8 июня 2022 г.
7. Таранова И. В. Оценка кредитного риска российских компаний на современном этапе экономики / Таранова И. В., Подколзина И. М., Закалюкина Е. В. // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2021. №3(59). С. 35-42.
8. Таранова И. В. Информационно-управленческое обеспечение финансовой стабильности организаций реального сектора экономики региона / Таранова И. В., Шаврина Ю. О. // Вестник Института мировых цивилизаций. Т. 12. №1 (30). С. 89-95.
9. Anopchenko T. Yu. Diversification of regulatory powers in social, environmental, and economic relations as a factor for stimulating regional development / Anopchenko T.Yu., Lazareva E.I., Murzin A.D., Revunov R.V., Roshchina E.V. // В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems, Volume 206» Heidelberg, 2021. С. 561-570. DOI: 10.1007/978-3-030-72110-7_62
References
1. Byudzhetnyj kodeks RF
2. Moskalenko A. P. Investicionnoe proektirovanie: osnovy teorii i praktiki / Moskalenko A.P., Moskalenko S.A., Revunov R.V., Vil'dyaeva N.I. // Sankt-Peterburg, 2018. (1-e, Novoe)
3. Nalogovyj kodeks RF, chast vtoraya
4. Oficial'nyj sajt Federal'noj nalogovoj sluzhby https://www.nalog.gov.ru/ data obrashcheniya 8 iyunya 2022 g.
5. Oficial'ny sajt Ministerstva finansov RF https://minfin.gov.ru/ru/ data obrashcheniya 8 iyunya 2022 g.
6. Oficial'nyj sajt Rosstata https://rosstat.gov.ru data obrashcheniya 8 iyunya 2022 g.
7. Taranova I. V. Ocenka kreditnogo riska rossijskih kompanij na sovremennom etape ekonomiki / Taranova I. V., Podkolzina I. M., Zakalyukina E. V. // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym hozyajstvom). Ekonomicheskie nauki. 2021. №3(59). S. 35-42.
8. Taranova I. V. Informacionno-upravlencheskoe obespechenie finansovoj stabilnosti organizacij real'nogo sektora ekonomiki regiona / Taranova I. V., Shavrina Y. O. // Vestnik Instituta mirovyh civilizacij. 2021. T. 12. №1 (30). S. 89-95.
9. Anopchenko T. Yu. Diversification of regulatory powers in social, environmental, and economic relations as a factor for stimulating regional development / Anopchenko T.Yu., Lazareva E.I., Murzin A.D., Revunov R.V., Roshchina E.V. // В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems, Volume 206» Heidelberg, 2021. С. 561-570. DOI: 10.1007/978-3-030-72110-7_62
Для цитирования: Таранова И.В., Фомин А.А., Багута Н.А. Направления совершенствования фискального механизма бюджетной системы РФ // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-6-2022-3/
© Таранова И.В., Фомин А.А., Багута Н.А., 2022. Московский экономический журнал,
2022, № 6.