Научная статья на тему 'Направления решения проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае'

Направления решения проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
твердые бытовые отходы / вторичные материальные ресурсы / комплексная система управления отходами / селективный сбор отходов / экологическая культура / муниципальная программа / эффективность. / solid domestic waste / secondary material resources / integrated waste management system / selective waste collection / environmental culture / municipal program / efficiency.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В В. Шестова

Отражены основные факторы, определяющие существование проблем в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае. Описана прогнозируемая ситуация в данной сфере без принятия должных мер по созданию комплексной централизованной системы управления отходами. Обоснована приоритетность решения проблемы в сфере обращения с отходами производства и потребления для социально-экономического развития Краснодарского края. Рассмотрены основные направления решения данной проблемы, в том числе организация селективного сбора отходов, развитие рынка вторичных материальных ресурсов, проведение целенаправленной информационно-разъяснительной работы с населением, и др. Определены направления эффективности от реализации предлагаемых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTION OF SOLVING THE PROBLEM OF SOLID WASTE IN THE KRASNODAR REGION

The main factors determining the existence of problems in the sphere of solid waste management in the Krasnodar region are reflected. The article describes the predicted situation in this area without taking appropriate measures to create a comprehensive centralized waste management system. The priority of solving the problem in the field of waste management of production and consumption for the socio-economic development of the Krasnodar region. The main directions of solving this problem, including the organization of selective waste collection, the development of the market of secondary material resources, carrying out targeted outreach to the population, and others. The directions of efficiency from implementation of the offered actions are defined.

Текст научной работы на тему «Направления решения проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае»

НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

В.В. Шестова, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10591

Аннотация. Отражены основные факторы, определяющие существование проблем в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае. Описана прогнозируемая ситуация в данной сфере без принятия должных мер по созданию комплексной централизованной системы управления отходами. Обоснована приоритетность решения проблемы в сфере обращения с отходами производства и потребления для социально-экономического развития Краснодарского края. Рассмотрены основные направления решения данной проблемы, в том числе организация селективного сбора отходов, развитие рынка вторичных материальных ресурсов, проведение целенаправленной информационно-разъяснительной работы с населением, и др. Определены направления эффективности от реализации предлагаемых мероприятий.

Ключевые слова: твердые бытовые отходы, вторичные материальные ресурсы, комплексная система управления отходами, селективный сбор отходов, экологическая культура, муниципальная программа, эффективность.

В настоящее время одной из основных проблем коммунального хозяйства Краснодарского края является проблема обращения с твердыми бытовыми отходами. Для края эта проблема с точки зрения экологии и по уровню опасности для здоровья населения считается первостепенной. Основными факторами, определяющими существование проблемы в сфере управления отходами, являются:

- несовершенство системы санитарной очистки территории, большинство объектов размещения отходов не соответствует существующим природоохранным требованиям;

- отсутствие системы вовлечения твердых бытовых отходов в повторный хозяйственный оборот, неэффективность системы приема вторичных материальных ресурсов;

- недостаточность государственного регулирования в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, отсутствие правовых и экономических условий по привлечению малого и среднего бизнеса в данную сферу [1].

Таким образом, на территории Краснодарского края отсутствует комплексная система управления отходами. Сущест-

вующая система не имеет четкой стратегии и централизованного управления. Система сбора, сортировки и переработки отходов несовершенны. Игнорируются современные технологии переработки, недостаточно специализированных предприятий по переработке отходов. Большая часть бытовых и промышленных отходов, в том числе опасных, складируется на свалках без сортировки и обезвреживания. В то же время, как показывает мировая практика, захоронение отходов не решает проблему и является тупиковым направлением [2].

Без принятия должных мер в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами прогноз развития ситуации будет выглядеть следующим образом:

1. Экологический аспект. Система бесконтрольного размещения отходов может являться причиной ухудшения экологической обстановки в крае. Данная негативная ситуация сказывается на почвах, вызывая снижение их плодородия. Сточные воды свалок являются загрязнителями литосферы и гидросферы ртутью, мышьяком, цианидами, тяжелыми металлами в радиусе 500-600 метров, а по отдельным компонентам - до 1500 метров. Территории сва-

лок служат источниками загрязнения атмосферного воздуха смесью различных газов и продуктами горения.

2. Экономический аспект: продолжение расширения площадей, отводимых под свалки (полигоны) отходов, и связанного с этим изъятия земель из хозяйственного оборота, снижение инвестиционной, туристической и миграционной привлекательности Краснодарского края [3].

Таким образом, сохранение сложившихся тенденций в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами может привести к дальнейшему ухудшению качества жизни и экологической безопасности населения и туристов, число которых неуклонно возрастает. В связи с этим решение проблемы обращения с отходами производства и потребления является приоритетной задачей социально-экономического развития Краснодарского края. Для успешного решения данной проблемы необходимо формирование единой краевой комплексной системы управления в области переработки мусора, которая должна включать в себя следующие направления:

1. Организация селективного (раздельного) сбора отходов.

В настоящее время состав твердых бытовых отходов резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов, следовательно, приоритетной становится организация селективного сбора отходов, предусматривающая установку специальных контейнеров для селективного сбора бумаги, стекла, пластика, металла в жилых кварталах. Такая система наиболее полно отвечает экологическим требованиям, позволяет сократить количество отходов для захоронения и площадь участков захоронения, решить задачи обеспечения возврата в производство утильных компонентов отходов, получить дополнительный доход от реализации вторичных ресурсов, существенно улучшить экологическую ситуацию в крае.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусмат-

ривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другое), определяется органами местного самоуправления. Пищевые и органические отходы необходимо собирать отдельно и вывозить либо на переработку, либо на утилизацию специализированным транспортом. Промышленные отходы должны храниться на территории предприятий согласно лимитам на размещение отходов, а затем вывозиться на специализированные предприятия по переработке.

За рубежом концепции обращения с отходами дали емкое название «Zero waste», что переводится как «Ноль отходов» или «Ноль потерь». Там все начинается с раздельного сбора мусора в специальных разноцветных контейнерах под стекло, бумагу, пластик и т.п. На соответствующих предприятиях весь этот мусор почти полностью утилизируется, обретая затем новую жизнь. Например, из него получают до трети потребляемого алюминия, до половины бумаги и стекла [4].

2. Развитие рынка вторичных материальных ресурсов. Органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края должны создаваться условия для сбора и сдачи вторичного сырья предприятиями и населением, в том числе создание на территории населенных пунктов сети стационарных пунктов приема вторичных материальных ресурсов, организация передвижных пунктов сбора вторичного сырья.

Вторичная переработка не только уменьшает количество мусора и свалок, но и помогает беречь природные ресурсы, уменьшая необходимость горных выработок, вырубки деревьев и т.п. Более того, переработка мусора позволяет зарабатывать деньги (и при этом создавать новые рабочие места), что подтверждает опыт многих стран. Из переработанного мусора можно получать широкий перечень товаров, в том числе стройматериалы и топливо. А современные мусоросжигательные заводы без вреда для экологии могут вырабатывать электрическую и тепловую энергию [5].

3. Проведение целенаправленной информационно-разъяснительной работы с

населением с целью воспитания экологической культуры и формирования ответственного подхода к обращению с отходами, в том числе:

- разработка и реализация программ повышения экологической культуры;

- разработка и внедрение системы стимулирования заинтересованности населения в раздельном сборе отходов;

- проведение конференций, круглых столов, выставок по соответствующей тематике с привлечением образовательных учреждений;

- информирование населения через средства массовой информации о том, какие экологические и экономические результаты влечет раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться и т.д.;

- различные средства социальной рекламы - телевизионные передачи, издание и распространение листовок, буклетов, установка баннеров и рекламных щитов, разъясняющих цели и смысл проведения акции по раздельному сбору отходов [6].

4. Разработка необходимой нормативно-правовой базы, в том числе генеральной схемы очистки территории, порядка раздельного сбора отходов, муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок обращения с различными видами отходов.

5. Использование методов экономического регулирования, стимулирующих раздельный сбор отходов, в том числе:

- предоставление льготных кредитов и налоговых льгот по местным налогам для предприятий, занимающихся переработкой отходов;

- реализация дифференцированной тарифной политики в сфере обращения с отходами;

- развитие государственно-частного партнерства и привлечение инвестиций в развитие отрасли обращения с отходами.

Эта индустрия может дать дополни-

жеты всех уровней, но ее развитие невозможно без частных капиталовложений, а значит - важно заинтересовать в этом бизнес. Одним из стимулов могли бы стать различные льготы и субсидии [7].

6. Важным методом управления, обеспечивающим комплексное решение проблемы, в настоящее время является программно-целевой. В рамках полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами разработать муниципальные программы по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органам местного самоуправления в указанных программах целесообразно предусмотреть разработку порядка сбора отходов на территории муниципального образования, предусматривающего их разделение на виды, выбор технологии переработки отходов с экологическим обоснованием ее применения, разработку территориальных схем обращения с отходами [8].

Реализация представленных направлений решения проблемы в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами позволит обеспечить:

- экономическую эффективность - увеличение объема использования отходов в качестве вторичного сырья и энергетических ресурсов, возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками, получение дополнительных источников энергии (газ, тепло) и органических удобрений, повышение инвестиционной привлекательности территории;

- экологическую эффективность - минимизация бюджетных затрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды, уменьшение объема размещения отходов на полигонах (свалках), улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки;

- социальную эффективность - создание дополнительных рабочих мест.

тельные финансовые поступления в бюд-

Библиографический список

1. Плотникова Е.В. Проблема обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 6772.

2. Русинова Ю.С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.

3. Русинова Ю.С. Прогнозирование и планирование развития жилищно-коммунального хозяйства на примере Краснодарского края / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Вестник научно-технического творчества молодежи Кубанского ГАУ: в 4-х частях. Составители А.Я. Барчукова, ЯК. Тосунов; под редакцией А.И. Трубилина, отв. ред. А.Г. Кощаев. -2016. - С. 305-309.

4. Плотникова Е.В. Современное состояние и проблемы развития промышленности строительных материалов Российской Федерации // Экономика и управление: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 61-67.

5. Плотникова Е.В. Основные проблемы развития малого предпринимательства на муниципальном уровне и направления их решения // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 72-76.

6. Плотникова Е.В., Сидоренков Б.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, Б.М. Сидоренков // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №9 (98). - С. 539-545.

7. Плотникова Е.В., Мазнинов В.В. Развитие сельскохозяйственной логистической инфраструктуры в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова, В.В. Мазнинов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №3 (92). - С. 1080-1086.

8. Сидоренко Б.М. Программно-целевое регулирование развития малого предпринимательства в Краснодарском крае // Б.М. Сидоренко, Е.В. Плотникова // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 266-271.

THE DIRECTION OF SOLVING THE PROBLEM OF SOLID WASTE IN THE KRASNODAR REGION

V.V. Shestova, student

Trubilin Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The main factors determining the existence ofproblems in the sphere of solid waste management in the Krasnodar region are reflected. The article describes the predicted situation in this area without taking appropriate measures to create a comprehensive centralized waste management system. The priority of solving the problem in the field of waste management of production and consumption for the socio-economic development of the Krasnodar region. The main directions of solving this problem, including the organization of selective waste collection, the development of the market of secondary material resources, carrying out targeted outreach to the population, and others. The directions of efficiency from implementation of the offered actions are defined.

Keywords: solid domestic waste, secondary material resources, integrated waste management system, selective waste collection, environmental culture, municipal program, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.