Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)'

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ РФ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / МИРОВОЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотко Андрей Владимирович, Шелковников Сергей Александрович, Кузнецова Инна Геннадьевна, Клюева Ирина Сергеевна

Статья посвящена совершенствованию государственной политики по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай. Объект исследования - деятельность по реализации государственной политики региональных органов власти. Предмет исследования - уровень жизни населения в Республике Алтай. Цель исследования - предложить рекомендации по совершенствованию региональной политики повышения уровня жизни населения. Задачи исследования: рассмотреть сущность государственной политики по повышению уровня жизни населения на региональном уровне; определить эффективность реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай; подготовить рекомендации по повышению эффективности разработки и реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай. Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, обобщение, количественные и качественные методы обработки информации, графический метод, SWOT-анализ. Изучен механизм реализации и полномочия органов власти субъектов РФ в осуществлении региональной государственной политики по повышению уровня жизни населения Республики Алтай. Определена степень эффективности реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в субъекте РФ. Выявлены проблемы и подготовлены рекомендации по повышению эффективности разработки и реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в субъекте РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотко Андрей Владимирович, Шелковников Сергей Александрович, Кузнецова Инна Геннадьевна, Клюева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF REGIONAL POLICY TO IMPROVE THE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION (BASED ON THE MATERIALS OF THE ALTAI REPUBLIC)

The article is devoted to improving state policy to improve the living standards of the population at the regional level and the mechanism for developing state policy in this area. The mechanism of implementation and the powers of the authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the implementation of state policy to improve the standard of living of the population at the regional level has been studied. The effectiveness of the implementation of the regional policy to improve the standard of living of the population in the constituent entity of the Russian Federation has been determined. Problems were identified and recommendations were developed to improve the efficiency of the development and implementation of regional policies to improve the living standards of the population in the constituent entity of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)»

УДК 332.144

DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-10-94-102

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)

DIRECTIONS OF REGIONAL POLICY TO IMPROVE THE STANDARD OF LIVING OF THE POPULATION (BASED ON THE MATERIALS OF THE ALTAI REPUBLIC)

q

И. С. Клюева,

Новосибирский государственный университет экономики и управления,

г. Новосибирск i.s.klyueva@edu.nsuem.ru

I. Klyueva,

Novosibirsk State University

of Economics and Management, Novosibirsk

Статья посвящена совершенствованию государственной политики по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай. Объект исследования - деятельность по реализации государственной политики региональных органов власти. Предмет исследования - уровень жизни населения в Республике Алтай. Цель исследования - предложить рекомендации по совершенствованию региональной политики повышения уровня жизни населения. Задачи исследования: рассмотреть сущность государственной политики по повышению уровня жизни населения на региональном уровне; определить эффективность реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай; подготовить рекомендации по повышению эффективности разработки и реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай. Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, обобщение, количественные и качественные методы обработки информации, графический метод, SWOT-анализ. Изучен механизм реализации и полномочия органов власти субъектов РФ в осуществлении региональной государственной политики по повышению уровня жизни населения Республики Алтай. Определена степень эффективности реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в субъекте РФ. Выявлены проблемы и подготовлены рекомендации по повышению эффективности разработки и реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в субъекте РФ

Ключевые слова: региональная государственная политика; концептуальная основа; уровень жизни населения; процесс управления; субъекты РФ; полномочия органов власти; рекомендации; глобализация; экономика; мировой рынок

The article is devoted to improving state policy to improve the living standards of the population at the regional level and the mechanism for developing state policy in this area. The mechanism of implementation and the powers of the authorities of the constituent entities of the Russian Federation in the implementation of state policy to

А. В. Глотко,

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск ganiish_76@mail.ru

С. А. Шелковников,

Новосибирский государственный аграрный университет,

г. Новосибирск shelkovnikov1@rambler.ru

И. Г. Кузнецова,

Новосибирский государственный аграрный университет,

г. Новосибирск finka31081988@list.ru

A. Glotko,

Novosibirsk State University

of Economics and Management, Novosibirsk

S. Shelkovnikov,

Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk

I. Kuznetsova,

Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk

© А. В. Глотко, С. А. Шелковников, И. Г. Кузнецова, И. С. Клюева, 2021

improve the standard of living of the population at the regional level has been studied. The effectiveness of the implementation of the regional policy to improve the standard of living of the population in the constituent entity of the Russian Federation has been determined. Problems were identified and recommendations were developed to improve the efficiency of the development and implementation of regional policies to improve the living standards of the population in the constituent entity of the Russian Federation

Key words: regional state policy; conceptual framework; living standards of the population; management process; subjects of the Russian Federation; powers of authorities; recommendations; globalization; economy; world market

Б ведение. В настоящее время в экономике всех стран отмечается стремление к глобализации, которое выражается в желании создать единое экономическое пространство, позволяющее упростить многие международные процессы, прежде всего, торговый оборот. С одной стороны, эти процессы положительно влияют на удовлетворение потребностей населения, поскольку многие ранее недоступные товары можно приобрести без особых проблем. С другой стороны, это способствует зависимости экономики определенной страны от изменений на мировом рынке, что может являться причиной неустойчивого развития и определенного дисбаланса в экономике. Сказанное отражает важность регионального развития, за счет которого государство может влиять на уровень жизни населения, корректировать его и способствовать повышению. Уровень жизни населения является значимым показателем конкурентоспособности региона. Именно поэтому исследуемая проблема является достаточно актуальной в современных условиях.

Объект исследования - деятельность по реализации государственной политики региональных органов власти.

Предмет исследования - уровень жизни населения в Республике Алтай.

Цель исследования - предложить рекомендации по совершенствованию региональной политики повышения уровня жизни населения.

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность государственной политики по повышению уровня жизни населения на региональном уровне;

- определить эффективность реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай;

- предложить рекомендации по повышению эффективности разработки и реализации региональной политики по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай.

Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, обобщение, количественные и качественные методы обработки информации, графический метод, SWOT-анализ.

Разработанность темы. Эффективность проводимой государством социально-экономической политики принято оценивать показателем «уровень жизни населения».

«Уровень жизни населения - обеспеченность населения необходимыми для цивилизованной жизни материальными и духовными благами и степень удовлетворённости этими благами» [1].

«Уровень жизни - совокупные условия жизни (труда, быта, досуга) населения страны, соответствующие достигнутому уровню её экономического развития» [2].

«Уровень жизни - уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей, обычно определяется величиной ВВП или ВНП на душу населения, средними доходами семьи, человека в сравнении с прожиточным минимумом в данной стране и в других странах, с потребительским бюджетом семьи» [5].

«Уровень жизни населения региона - это совокупность доходно-потребительских характеристик регионального развития, позволяющая оценить социальные последствия проводимой в регионе государственной и региональной социально-экономической политики» [3].

Принято выделять три основных принципа, на которых основана государственная политика по повышению уровня жизни населения. Наглядно они представлены на рис. 1.

Реализация основных целей государственной политики по повышению уровня жизни населения эффективна в том случае, если она осуществляется на трех основных

уровнях - федеральном, региональном и местном. Чтобы каждый уровень власти имел возможность реализовать указания с учетом особенностей, характерных для региона или даже отдельного населенного пункта, у каждого из уровней власти имеются определенные полномочия.

Основой для управления и регулирования уровня жизни являются государственные программы социально-экономического развития, а также одноименные программы, основной целью которых является повышение уровня жизни, которые могут приниматься на всех уровнях власти [6].

Рис. 1. Принципы государственной политики по повышению уровня жизни населения / Fig. 1. Principles of state policy to improve the standard of living of the population

Для оценки уровня жизни населения существует большое количество критериальных показателей, изучение которых достаточно трудоемко, а с течением времени их использование утрачивает актуальность. Поэтому разработка системы обобщенных показателей и интегрального показателя уровня жизни является чрезвычайно востребованной задачей.

В настоящее время широкое распространение получила классификация показателей, позволяющих оценить уровень жизни

населения, представленная девятью основными критериями [4]:

1) интегральные (индекс развития человеческого потенциала);

2) доходы населения;

3) потребление населением материальных благ и услуг;

4) денежные сбережения;

5) накопленное имущество и жилище;

6) социальная дифференциация населения;

7) уровень бедности (малообеспеченно-сти), доходы малообеспеченных слоев населения;

8) прочие показатели социального аспекта уровня жизни (занятость, продолжительность рабочего дня,недели, свободного времени);

9) демографические показатели уровня жизни (средняя продолжительность жизни, младенческая смертность и т. д.).

Данный перечень показателей является полноценной системой оценки уровня жизни населения.

Уровень жизни населения не всегда определяется уровнем материального достатка и даже не тем, насколько комфортно живется в конкретном населенном пункте. Во многом уровень жизни зависит от того, насколько гибкой является система власти, а также от возможностей населения принимать непосредственное участие в реализации важных решений, касающихся его жизни [7-9]. В качестве примера можно привести возможность обсуждения вопросов, связанных с благоустройством, программ развития определенной территории, вопросов, касающихся развития, модернизации или функционирования социальных объектов. Все это позволяет не только повысить уровень доверия к власти, но и формирует морально-психологический климат в обществе, позволяет гражданам решать часть вопросов самостоятельно [8].

В России пока нет федеральной программы или концепции, которая содержала бы четко сформулированные цели, задачи, критерии, на основе которых может быть оценена эффективность реализации политики в рассматриваемом направлении. По уровню жизни населения принято оценивать эффективность государственного управления в отдельном регионе. Проводимая социальная политика РФ ориентирована на повышение уровня жизни населения и его оценка является одним из критериев эффективности управления на региональном уровне.

Результаты исследования и область их применения. В Республике Алтай нет отдельного закона или программы, которые бы регламентировали политику субъекта РФ в об-

ласти повышения уровня жизни населения. Основным законодательным актом в данной области является Постановление правительства Республики Алтай от 13.03.2018 № 60 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года»1.

В результате реализации Стратегии, согласно долгосрочному прогнозу социально-экономического развития Республики Алтай, ожидается:

«1) рост в 2035 г:

- объемов ввода жилья - в 1,2...1,5 раза (к уровню 2016 г);

- реальных денежных доходов населения - в 1,5...2,4 раза (к уровню 2016 г);

- численности населения - на 5,7...13,5 % (к уровню 2016 г);

2) снижение в 2035 г к уровню 2016 г:

- общей численности безработных - в 1,9...2,7 раза;

3) рост к 2024 г (с сохранением значений показателей не ниже этого уровня на период до 2035 г):

- уровня образования - на 7,23 % (к уровню 2018 г.);

- уровня реальной среднемесячной заработной платы - на 37,3 % (к уровню 2017 г);

- производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики - на 37,6 % (к уровню 2017 г);

- уровня доступности жилья - до 47,4 %;

- доли городов с благоприятной городской средой - до 60 %;

- численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, - до 31 тыс. человек;

- ожидаемой продолжительности жизни при рождении - до 75,51 г;

- естественного прироста населения -до 5,7 человек на 1000 населения;

- количества семей, улучшивших жилищные условия, - до 7,5 тыс. человек;

4) снижение уровня бедности до 10,8 % к 2024 г (с сохранением значений показателей не выше этого уровня на период до 2035 г.)».

Основным интегральным показателем уровня жизни населения является индекс человеческого развития - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно

1 О стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года: Постановление Правительства Республики Алтай [от 13 марта 2018 г. № 60 (в ред. от 16 апреля 2020 г.].

для межстранового сравнения и измерения стик человеческого потенциала исследуемой уровня жизни, грамотности, образованно- территории. Динамика данного показателя сти и долголетия как основных характери- представлена на рис. 2.

0,84 0,835 0,83 0,825 0,82 0,815 0,81 0,805 0,8

2017г. 2018 г. 2019 г.

Рис. 2. Индекс человеческого развития Республики Алтай / Fig. 2. Human Development Index of the Altai Republic

Из представленных данных следует, что названный показатель в рассматриваемом периоде имеет положительную динамику. На основе этого показателя можно сделать вывод, что региональная политика Республики Алтай, направленная на повышение уровня жизни, по итогам 2019 г., имеет положительную тенденцию. Показатель находится в интервале 0,800...0,899, что говорит о высоком уровне человеческого развития.

Прежде, чем разрабатывать рекомендации, необходимо определить сильные стороны региона, которые можно использовать в качестве основы для повышения уровня жизни населения. На основе имеющейся информации представляется целесообразным провести SWOT-анализ с целью определения сильных и слабых сторон региона. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1 / Table 1

Результаты проведения SWOT-анализа Республики Алтай / Results of the SWOT-analysis of the Altai Republic

Внутренние факторы Внешние факторы

Возможности - развитие транспортной инфраструктуры; - увеличение собственных налоговых и неналоговых доходов; - проведение мероприятий по внедрению ресурсосберегающих технологий и оборудования, развитию гидроэнергетики; - развитие региональной инновационной системы Угрозы - ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения; - изменение вкусов и потребностей покупателей; - ожесточение конкуренции; - появление иностранных конкурентов с аналогичными услугами низкой стоимости; - неблагоприятный сдвиг в курсах валют

Сильные стороны - наличие уникальных рекреационных ресурсов; - наличие благоприятных климатических условий; - развивающиеся туристические услуги; - сельское хозяйство - ведущая отрасль; - наличие культурно-исторических объектов - создание туристского кластера; - развитие санаторно-курортного дела; - развитие познавательного туризма - разработка разнонаправленных туристических продуктов; - разработка программ отдыха и оздоровления для людей с разным уровнем дохода; - участие в государственных программах по предоставлению путевок в детские оздоровительные лагеря. Санатории для лечения отдельных категорий граждан

Окончание табл. 1

Слабые стороны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неразвитость транспортной инфраструктуры;

- зависимость от федерального бюджета;

- энергодефицитность;

- применение устаревшего оборудования и технологий в сельскохозяйственном производстве

- строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь с Кемеровской областью и Республикой Казахстан, строительство железнодорожной ветки «Бийск -Горно-Алтайск»;

- развитие туризма за счет маркетинговых мероприятий;

- строительство солнечных электростанций

- участие в федеральных проектах, направленных на развитие транспортной инфраструктуры;

- активное продвижение туристических услуг региона на рынке РФ, участие в государственных программах;

- поддержка отрасли сельского хозяйства, разработка системы грантов, субсидий для развития отрасли

По результатам SWOT-анализа можно сделать вывод о том, что основным преимуществом, выгодно отличающим Республику Алтай от других регионов РФ, являются природно-климатические условия, рекреационные ресурсы, наличие природных памятников, а также чистая, нетронутая человеком природа и уникальное культурное наследие коренных народов. Все это является основой для более масштабного развития туризма в регионе. Однако для этого необходимо устранить имеющиеся слабые стороны (неразвитость транспортной инфраструктуры и т. д.), а также разработать перечень мероприятий, направленных на повышение уровня жизни населения.

Для оценки уровня жизни населения мы предлагаем более упрощенную систему контрольных показателей. Она включает семь групп и 13 показателей:

1. Интегральный показатель:

- индекс характеристики уровня жизни населения.

2. Доходы и расходы населения:

- денежные доходы населения;

- средняя реальная заработная плата и средняя номинальная заработная плата;

- средний размер пенсии;

- потребительские расходы населения;

- структура потребительских расходов.

3. Рынок труда:

- занятость;

- безработица.

4. Дифференциация населения по уровню доходов:

- дифференциация населения по уровню доходов;

- коэффициент Джини.

5. Жилищные условия.

6. Показатели малообеспеченности:

- прожиточный минимум;

- численность населения с денежными доходами меньше прожиточного минимума;

- соотношение темпов прироста величине прожиточного минимума и количества населения, доходы которых меньше прожиточного минимума.

В качестве основных критериев оценки уровня жизни населения определим следующие:

- уровень доходов и расходов населения (в том числе денежных доходов, реальной и номинальной заработной платы, соотношения доходов и потребительских расходов). Эти показатели являются общими и используются для определения многих статистических показателей (Методика их расчета единая, они ежегодно определяются Федеральной службой государственной статистики);

- уровень занятости и уровень безработицы, которые позволяют определить наличие и доступность источников дохода для населения. Расчет двух показателей обусловлен тем, что в Республике Алтай достаточно высокий уровень скрытой безработицы - населения, которое не получает дохода, официально не работает и не обращается в государственную службу занятости. Соотношение этих двух показателей позволит определить объем скрытой безработицы. Эти показатели рассчитываются и Федеральной службой государственной статистики;

- показатель дифференциации населения по уровню доходов, который позволяет определить долю населения региона, находящегося за чертой бедности. Этот показатель является обязательным для ежегодного расчета Федеральной службой государственной статистики. Методика его расчета едина для всех регионов РФ;

- жилищные условия в регионе в виде общего объема жилищного фонда, объема жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, и среднее количество квадратных метров на одного жителя, что позволит определить обеспеченность жильем населения Республики Алтай;

- показатели малообеспеченности населения в виде прожиточного минимума, численность населения с денежными доходами меньше прожиточного минимума, соотношение темпов прироста величине прожиточного минимума и количества населения, доходы которого меньше прожиточного минимума. Все показатели являются основой для расчета большинства социальных выплат;

- итоговым показателем уровня жизни населения принять индекс характеристики уровня жизни населения, который будет определяться на основе данных о здоровье (продолжительность жизни), материального благополучия (ВРП на душу населения), уровня обеспеченности

Расчет среднего темпа прироста Calculation of the average growth

собственным жильем и уровня получающих образование.

Важным моментов в процессе разработки методических рекомендаций является расчет экономической эффективности, который получим от применения предлагаемых мер по повышению уровня жизни населения в Республике Алтай. Расчет экономической эффективности в данном случае производится путем метода экстраполяции, который основан на прогнозировании событий с учетом анализа выборочных показателей за предыдущие годы.

В качестве анализируемых показателей выбраны следующие:

- уровень денежных доходов;

- потребительских расходов;

- объем жилищного фонда.

Для прогнозирования динамики необходимо рассчитать средний темп прироста выбранных показателей. Расчеты среднего темпа прироста выбранных показателей представлены в табл. 2.

Таблица 2 / Table 2

анализируемых показателей / rate of the analyzed indicators

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Темп роста,% 2018 г. / 2017 г. Темп роста,% 2019 г. / 2017 г. Средний темп роста, % Средний темп прироста, %

Денежные доходы, р. 18153 19307 20453 106,4 105,9 106,15 6,15

Потребительские расходы, р. 12371 14077 14973 113,8 106,4 110,10 10,1

Жилищный фонд, тыс. м2 4510,7 4618,0 4718,2 102,4 102,2 102,3 2,3

Среднее значение темпа роста от проведения предложенных мероприятий позволит улучшить рассматриваемые показатели на 6 %, что перекладывается на планирование будущих значений данного перечня показа-

телей. В табл. 3 представлены плановые значения денежных доходов, потребительских расходов жилищного фонда на 2020-2022 гг. с учетом увеличения значения данных показателей на 6 % ежегодно.

Таблица 3 / Table 3

Плановые значения денежных доходов, потребительских расходов, жилищного фонда на 2020-2022 гг. / Planned values of cash income, consumer spending, and housing stock for 2020-2022

Показатель 2019 г. 2020 г. Плановое значение на 2021 г. Плановое значение на 2022 г. Отклонение 2022/2019 гг. Темп прироста 2022/2019 гг., %

Денежные доходы, р. 20453 21680,18 22980,99 24359,85 3906,85 12,4

Потребительские расходы, р. 14973 15871,38 16823,66 17833,08 2860,0 19,1

Жилищный фонд, тыс. м2 4718,2 5001,29 5301,37 5619,45 901,25 19,1

Как видно из табл. 3, экономический эффект ежегодно будет положительным по всем выбранным критериям, так как в динамике за предыдущие годы наблюдалось стабильное их увеличение, которое повлияло и на прогнозные значения в будущем периоде. Денежные доходы к 2022 г достигнут 24359,85 р., что на 3906,85 р., или 12,4 % выше по сравнению с 2019 г Потребительские расходы к 2022 г. увеличатся до 17833,08 р., что на 2860 р., или 19,1 % выше по сравнению со значениями в 2019 г. Жилищный фонд к 2020 г увеличится до 5619,45 тыс. м2. Данный показатель изменится на 901,25 тыс. м2, или на 19,1 % по сравнению с 2019 г

Заключение. Соразмерное увеличение уровня доходов и расходов говорит о положительной тенденции развития общества в сфере материального благополучия,

Список литературы _

в частности уровня доходов, а также и уровня расходов на необходимые для жизнедеятельности нужды. Растут доходы, растут и возможности, проявляющиеся в виде роста потребностей населения. Значение показателя жилищного фонда в динамике до 2022 г. демонстрирует увеличение общего объема фонда жилья, что положительно отразится на качестве уровня жизни населения.

Таким образом, эффектом от предложенных мероприятий будет обеспечение достойного уровня жизни населения или его улучшение. Предложенные мероприятия выражаются высокой социальной и экономической значимостью поставленной цели и задач, достижение которых обеспечить достаточно трудно без применения предложенных мер воздействия.

1. Андросова Г. А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика. СПб.: ТЭИ, 2011. С. 31.

2. Вечканов Г. С. Микро- и макроэкономика // Энциклопедический словарь. Спб.: Лань, 2013. С. 494.

3. Зараковский Г. М., Кулайкин В. И. Объективные и субъективные психологические составляющие качества жизни населения России // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2018. № 3-1. С. 44.

4. Калайдин Е. Н. Развитие методологии количественного представления показателя качества жизни населения и качества трудовой жизни // Теория и практика общественного развития. 2019. № 4. С. 271.

5. Инмаков О. «Простые люди» и индикаторы развития // Экономист. 2019. №11. С. 60.

6. Климкина Л. В. Оценка качества жизни населения региона // Креативная экономика. 2018. № 10. С. 147.

7. Романова И. В., Якимов М. А. Сопоставление уровня жизни населения Забайкальского края: муниципальный срез // Вестник Забайкальского государственного универститета. 2008. № 6. С. 200-217.

8. Рудой Е. В., Поддуева И. С. Ключевые изменения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в РФ // Экономика сельского хозяйства России. 2018. №1. С. 2-11.

9. Сухарев О. С. Уровень и качество жизни населения как критерии измерения результатов экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2017. № 47. С. 5.

References _

1. Androsova G. A. Uroven zhizninaseleniya: suschnost, pokazateli, dinamika (The standard of living of the population: essence, indicators, dynamics). SPb .: TEI, 2011, р. 31.

2. Vechkanov G. S. Entsiklopediya (Encyclopedic Dictionary). SPb.: Lan, 2013, р. 494.

3. Zarakovsky G. M., Kulaykin V. I. Chelovecheskiy faktor: problemy psikhologii i ergonomiki (Human factor: problems of psychology and ergonomics), 2018, no. 3-1, р. 44.

4. Kalaidin E. N. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2019, no. 4, p. 271.

5. Inmakov O. Ekonomist (Economist), 2019, no. 11, p. 60.

6. Klimkina L.V. Kreativnaya ekonomika (Creative Economy), 2018, no. 10, p. 147.

7. Romanova I. V., Yakimov M. A. VestnikZabaykalskogo gosudarstvennogo universtiteta (Bulletin of the Transbaikal State University), 2008, no. 6. p. 200-217.

8. Rudoy E. V., Poddueva I. S. Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii (Economics of Agriculture of Russia), 2018, № 1, рр. 2-11.

9. Sukharev O. S. Ekonomicheskiyanaliz: teoriya ipraktika (Economic analysis: theory and practice), 2017, no. 47, p. 5.

Информация об авторе _

Андрей Владимирович Глотко, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: региональная экономика ganiish_76@mail.ru

Шелковников Сергей Александрович, д-р экон. наук, профессор кафедры учета и финансовых технологий, Новосибирский государственный аграрный университет, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: государственная поддержка сельского хозяйства, устойчивое развитие shelkovnikov1@rambler.ru

Кузнецова Инна Геннадьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры управления и отраслевой экономики, Новосибирский государственный аграрный университет, г , Россия. Область научных интересов: государственная поддержка человеческого капитала, устойчивое развитие сельских территорий finka31081988@list.ru

Ирина Сергеевна Клюева, ст. преподаватель, кафедра экономической теории, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: региональная экономика i.s.klyueva@edu.nsuem.ru

Information about the author_

Andrey Glotko, doctor of economic sciences, associate professor, professor, Economic Theory department, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia. Scientific interests: regional economics

SergeyShelkovnikov, doctor of economic sciences, professor, Accounting and Financial Technologies department, Novosibirsk State Agrarian University, Novosibirsk, Russia. Scientific interests: state support of agriculture, sustainable development

Inna Kuznetsova, candidate of economic sciences, associate professor, Management and Industry Economics department, Novosibirsk State Agrarian University, Moscow, Russia. Scientific interests: state support of human capital, sustainable development of rural areas

Irina Klyueva, senior lecturer, Economic Theory department, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia. Scientific interests: regional economics

Для цитирования_

Глотко А. В., Шелковников С. А., Кузнецова И. Г., Клюева И. С. Направления региональной политики по повышению уровня жизни населения (на материалах Республики Алтай) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. T. 27, № 10. С. 94-102. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-10-94-102.

Glotko A., Shelkovnikov S., Kuznetsova I., Klyueva I. Directions of regional policy to improve the standard of living of the population (based on the materials of the Altai Republic) // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 10, pp. 94-102. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-10-94-102.

Статья поступила в редакцию: 25.11.2021 г. Статья принята к публикации: 06.12.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.