Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / РЫНКИ УСЛУГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ЛЬГОТЫ / РАДИОНАВИГАЦИЯ / МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / АВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабли Илькнур Рахибович

Развитие воздушного транспорта в нашей стране зависит от определения направлений и применения этих направлений. Транспортный сектор оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и является важной частью благосостояния населения. В современное время развитие транспортного комплекса имеет важное значение, поскольку воздушный транспорт играет важную роль в перевозке как грузов, так и людей. В статье определены направления устойчивого развития цифровой деятельности на воздушном транспорте, даны рекомендации по формированию цифровой среды деятельности. В исследовании использовались методы синтеза и анализа. Оригинальность и научная новизна исследований состоят в определении направлений развития воздушного транспорта, выявлении приоритетов развития его инфраструктуры для совершенствования воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN DEVELOPMENT OF AIR TRANSPORT IN AZERBAIJAN

The article discusses the trends in development of air transport in Azerbaijan. Mobility sector has a great influence on the economic development of the country, it is an important part of the welfare of population. Nowadays the development of air transport plays an important role both in transportation of goods from one place to another, as well as in carriage of people. We have used methods of synthesis and analysis in the study. The article defines the directions for the sustainable development of digital activities in air transport, gives recommendations on the formation of a digital environment for activities. The originality and scientific novelty of the research lies in determining the directions for the development of air transport, identifying priorities for the development of its infrastructure.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ»

Научная статья УДК 338.47

DOI 10.18101/2304-4446-2022-4-102-108

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

© Раджабли Илькнур Рахибович

докторант,

Бакинский университет бизнеса,

AZ1122, Азербайджан, г. Баку, ул. Г. Зардаби, 88А

irahiboglu@mail.ru

Аннотация. Развитие воздушного транспорта в нашей стране зависит от определения направлений и применения этих направлений. Транспортный сектор оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и является важной частью благосостояния населения. В современное время развитие транспортного комплекса имеет важное значение, поскольку воздушный транспорт играет важную роль в перевозке как грузов, так и людей.

В статье определены направления устойчивого развития цифровой деятельности на воздушном транспорте, даны рекомендации по формированию цифровой среды деятельности. В исследовании использовались методы синтеза и анализа. Оригинальность и научная новизна исследований состоят в определении направлений развития воздушного транспорта, выявлении приоритетов развития его инфраструктуры для совершенствования воздушного транспорта.

Ключевые слова: стратегия, рынки услуг, модернизация, лицензирование, льготы, радионавигация, метеорологическое оборудование, авиация.

Для цитирования

Раджабли И. Р. Направления развития воздушного транспорта в Азербайджане // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2022. № 4. С. 102-108.

Введение

Транспортный сектор играет важную роль в развитии экономики Азербайджанской Республики, поэтому здесь развиваются все направления транспорта. Сфера охватывает производство товаров и услуг, распределение произведенной продукции и деятельность в области потребления в целом. В связи с этим транспортный сектор играет неоспоримую роль в экономическом развитии. Одной из сфер транспортной отрасли является воздушный транспорт — самый дорогой и быстрый вид. Воздушный транспорт перевозит не только пассажиров, но и животных и другие грузы. Наиболее характерные черты этого вида: быстрота, удобство, безопасность, надежность, большие затраты на страховку, аккуратность, соответствующая грузовая площадка и т. д. Все эти характеристики взаимосвязаны и важны для развития транспортных услуг. Характеристики транспорта распространяются не только на авиацию, но и на все виды транспорта в целом. Также учитываются маневренность, скорость как один из важных факторов в воздушном транспорте. При рассмотрении маневренности и скорости транспорта

речь идет не только о частоте перемещения клиентов из одного места в другое, но и о частоте перевозки их груза.

В Азербайджанской Республике есть только один международный аэропорт — Порт им. Гейдара Алиева. Международный аэропорт находится в районе Бина города Баку. Он охватывает поселок Бина, находящийся в северо-восточной части Баку на расстоянии 20 км от него. Название аэропорта было изменено 10 марта 2004 г.

Аэропорт Гейдара Алиева отвечает всем международным стандартам. Вообще расположение любого аэропорта во многом зависит от ее географической точки расположения. Географическое местонахождение аэропорта очень удобное. Аэропорт обслуживает маршруты в северо-западном и северно-южном направлениях страны [2]. Авиакомпания «Азал» имеет ряд подразделений:

• Azal avia;

• Cargo air;

• Azal helicopters;

• Azal azero.

Компания «Азал», работающая в авиации Азербайджана, развивается динамично, что позволило компании расширить спектр услуг. «Азал» выполняет как внутренние, так и международные перевозки. В числе частных авиационных компаний, работающих в Азербайджане, состоят следующие:

• Turan Air авиакомпания;

• Silk Way Airlines авиакомпания;

• Imair Airlines авиакомпания [3].

Если посмотрим на маршрутную сеть авиакомпании «Азал», то увидим, что доступно более 40 маршрутов. У Azal есть рейсы в 25 стран. По статистическим данным, в 2016 г. компания «Азал» перевезла более 2 миллионов пассажиров.

В Азербайджане практически ежегодно реализуются программы развития гражданской авиации. Важнейшей из этих программ является восстановление аэропортов в регионах Азербайджана. Результатом реализации программы является восстановление портов в Лянкяранском и Загатальском районах. Помимо Бакинского одним из развивающихся аэропортов автономной республики считается Нахчыван. Аэропорт Нахчыванской автономной республики играет важную роль как во внутренних, так и в международных грузоперевозках. В настоящее время продолжаются процессы грузоперевозок и приемки грузов с территории Нахчывана в такие страны, как Турция, Россия. Нахчыванский аэропорт имеет взлетно-посадочную полосу грузоподъемностью до 400 тон.

Транспорт, особенно гражданская авиация, оказывает существенное влияние на эффективное развитие экономики в целом и является одной из сфер инфраструктуры, от которой она существенно зависит. Все виды любой транспортной отрасли очень сложны, поэтому возникает проблема координации работы на макроуровне и согласованного развития всех видов транспорта, и решение этой проблемы является одним из важных условий экономической эффективности. Как и вся транспортная продукция, авиатранспортная продукция имеет ряд специфических особенностей, накладывающих отпечаток на технологические процессы, характер потребления и структуру рынка. Таким образом, авиаперевозки более важны для перевозки скоропортящихся грузов и грузов с высокой стоимо-

стью. Хотя авиаперевозки составляют всего 0,5% общего объема грузоперевозок (по всему миру), в стоимостном выражении на авиаперевозки приходится 35% общего объема торговли.

Развитие туризма также зависит от доступности по воздуху. Достаточное развитие аэропортовой инфраструктуры в городах региона, расположенных вблизи популярных туристических направлений, может сыграть фундаментальную роль в качестве катализатора местного экономического развития. В целом авиатранспортная сфера считается одной из основных составляющих мировой экономической системы. В одном из основных показателей на воздушном транспорте экономия времени, контроль скорости и гибкость рассмотрения считаются одними из основных аспектов. Кроме того, одной из основных задач воздушного транспорта является усиление контроля за развитием воздушного транспорта [5]. На их основе важно выстроить механизм планомерного увеличения авиаперевозок, полного восстановления безопасности пассажирских перевозок, повышения технико-экономических показателей. Формирование авиаперевозок обусловлено многими факторами. Исходя из этого формирование графиков движения в основном зависит от пассажироперевозок, потребностей пассажиров на этих направлениях, социальной структуры страны, изменчивости погодно-климатических условий, конкурентоспособности компаний.

Гибкость транспортного сектора является одним из важных факторов повышения обороноспособности Азербайджанской Республики, а также обеспечения реализации прав граждан посредством транспорта. Основная цель транспортной отрасли в стране наряду с удовлетворением растущего спроса заключается в приспособлении к правильному выбору направлений социально-экономического развития авиакомпаний. В связи с этим необходимо определить основные направления развития авиатранспортной системы исходя из меняющихся условий и задач, поставленных государством в области развития транспортной отрасли.

Приоритетными направлениями развития авиатранспортной инфраструктуры в Азербайджанской Республике являются:

• оптимизация количества международных аэропортов;

• перевод опорных аэропортов под единую систему;

• создание систематического механизма контроля в управлении воздушным движением;

• техническая модернизация аэропорта в соответствии с современными и международными требованиями.

Воздушный транспорт активно развивается и постоянно оснащается новой техникой и оборудованием. При развитии воздушного транспорта следует определить развитие рынка услуг в этой сфере и выбрать направления развития. Тенденции развития рынка авиатранспортных услуг следующие:

• разделение потенциальных конкурирующих фирм и монополий в сфере авиаперевозок;

• сокращение естественно-монопольного сектора;

• устранение необоснованных экономических и административных барьеров для конкуренции эксплуатантов воздушного транспорта;

• совершенствование «разрешительной» системы авиатранспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия воздушных транспортных средств и услуг предъявляемым требованиям (сертификация воздушных транспортных средств);

• постепенный переход от регулирования цен к свободному рынку цен;

• стимулирование деловой активности в сфере авиаперевозок в различных сегментах рынка;

• правовое разделение транспортного сектора и их защита от недобросовестной конкуренции.

Создание здания аэропорта для пассажирских перевозок в Азербайджанской Республике относится к 1933 г. Первое двухэтажное здание аэропорта на территории Бакинского аэропорта было построено и сдано в эксплуатацию в 1965 г. Роль Гейдара Алиева как выдающегося лидера в становлении и развитии аэропорта нашей республики очень велика. В 1980-х гг. Гейдар Алиев способствовал созданию аэровокзального комплекса, начиная с выполнения проектных работ. Проектные работы в основном проводились после восстановления независимости республики. Открытие этого комплекса состоялось в 1999 г. В связи с развитием Бакинского аэропорта были созданы дополнительные взлетно-посадочные полосы, улучшены системы управления полетами с новым оборудованием, модернизировано радионавигационное и метеорологическое оборудование, проведены другие необходимые работы. В то же время на одном из важных этапов развития воздушного транспорта в Азербайджане гражданская авиация вступила в фазу интенсивного развития в регионах страны. В 2004 г. был открыт Нахчы-ванский аэропорт, отвечающий международным стандартам. Одна из программ развития аэропорта включает социально-экономический аспект. Эти программы развития в основном охватывали период 2006-2008 гг. По мере реализации были построены и введены в эксплуатацию аэропорты Гянджа, Загатала, Ленкорань, Габала, Евлах.

«Бута Airways» является структурным подразделением «Азербайджанских авиалиний» (AZALКомпания была основана в декабре 2016 г. и запущена в сентябре 2017 г. В настоящее время Лоукостер выполняет международные рейсы в Россию, Турцию, Украину, Грузию, Иран и Болгарию, в том числе из аэропортов Баку и Гянджи. С момента своего создания «Buta Airways» пользуется большим спросом как среди граждан Азербайджана, так и в других странах. Пассажиропоток на рейсах составляет не менее 85% по большинству маршрутов. Флот «Бута Airways» состоит из современных и комфортабельных самолетов Embraer E190.

В результате определения направлений развития воздушного транспорта в Азербайджане, применения новой техники и технологий в этой транспортной сфере произошли существенные изменения.

Развитие авиакомпаний Азербайджанской Республики

Год ЗАО «Азербайджанские авиалинии»

2017 Компания Skytrax назвала международный аэропорт им. Гейдара Алиева лучшим аэропортом среди всех аэропортов России и СНГ

2017 «Бута Airways», входящая в состав ЗАО AZAL, запустила малобюджетные авиалинии

2018 В международном аэропорту им. Гейдара Алиева состоялась официальная церемония открытия Азербайджанского центра эффективности использования, стратегии и развития воздушного пространства (ASEC)

2018 Европейский центр управления воздушным движением (ЕВРОКОНТРОЛЬ) подписал официальное соглашение с AZANS о признании Азербайджана партнером Евроконтроля

2018 Международный аэропорт им. Гейдара Алиева признан британской компанией Skytrax лучшим аэропортом России и СНГ

2018 «Азербайджанские авиалинии» признаны Skytrax «лучшей региональной авиакомпанией в Центральной Азии и Индии»

2019 «Азербайджанские авиалинии» признаны Skytrax «лучшей региональной авиакомпанией в Центральной Азии и Индии»

2020 По данным Официального справочника авиакомпаний (OAG) — авиационной аналитики, «Азербайджанские авиалинии» были признаны самой пунктуальной авиакомпанией Европы в 2019 г.

2020 Международный аэропорт им. Гейдара Алиева подтвердил статус «Лучший аэропорт среди аэропортов России и СНГ» ^ку^ах)

2021 После длительного перерыва в небе Карабаха вновь были переданы радиосигналы национальных навигационных систем. Эти сигналы впервые были приняты самолетами Национального перевозчика Азербайджана (AZAL)

2021 Международному аэропорту Гянджи присвоен новый код IATA

Данные предоставлены заместителем директора Департамента гражданской авиации Азербайджанской Республики Гаджиагой Алиевым.

Как было отмечено выше, после восстановления независимости Азербайджанской Республики в воздушном транспорте был достигнут ряд значительных успехов. Благодаря мерам, предпринятым Гейдаром Алиевым, были сформированы авиапарки в следующем составе: Boeing-727, Boeing-757, A 320, Gulfstream, ATR-72, EC-155, S-92, Boeing-767, Boeing-747-400, Embraer-170/190, A-340 [8].

Из таблицы видно, что в 2017-2021 гг. воздушный транспорт в Азербайджане добился многого. В настоящее время определены пути повышения эффективности авиаперевозок:

• признание равных возможностей для участия как государственного, так и частного секторов в воздушном транспорте;

• анализ существующих пробелов в эффективности и целевых показателях и определить уровень помощи, необходимой для повышения производительности и уровня обслуживания как в аэропорту им. Гейдара Алиева, так и в региональных аэропортах;

• обеспечение прозрачности и подотчетности в деятельности ЗАО «Азербайджанские авиалинии»;

• применение корпоративного управления в деятельности ЗАО «Азербайджанские пвиалинии» [10].

Вывод. В Азербайджане внедряется процесс применения новой техники и технологий, приняты меры по максимальному положительному влиянию на образ жизни за счет удовлетворения растущих потребностей в авиатранспортных услугах и маневренности населения, реализации надежной, здоровой, доступной транспортной политики в интересах экономического роста. В современное время воздушный транспорт является одним из наиболее динамично развивающихся

видов транспорта, и воздушный транспорт играет важную роль в основных направлениях народного хозяйства и развития гражданской авиации.

Развитие воздушного транспорта весьма значимо для страны. Это в основном связано с реализацией целей развития транспортной системы, непосредственными социально-экономическими приоритетами, совпадающими с переходом в фазу опережающего экономического роста. Так же, как транспортный сектор оказывает значительное влияние на экономику страны, он оказывает значительное влияние на развитие инфраструктуры страны. Наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением транспортная сфера страны играет важную роль в решении социальных, экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов, удовлетворяя основные потребности общества.

Литература

1. Bagirov F. Olkanin sosial-iqtisadi inki§afinda mqliyyatm rolunun yuksaldilmasi istiqamatlari. Baki, 2009.

2. Алиев Э. А. Транспорт в международной договорной практике Азербайджанской республики. Москва: Монограф, 2005. 150 с.

3. Mammadov Z.S. Xazar regionunda Naqliyyatin inki§afimn muasir xususiyyatlari. Azarbaycan. E. A. Xabarlari. 1987. № 5.

4. URL: https://az.trend.az/azerbaijan/politics/2266596.html.

5.file:///C:/Users/ithel/Desktop/backup/doktorluq/dissertasiya%20melumatlar%C4%B1/Mu xtarova-R-fiq-Faiq-q-z-%20(1) .pdf

6. "Key issues for digital transformation in the G20", OECD, 2016.

7. Digital economy: a new paradigm of global information society. Sergiy Tsyganov, Viktoriya Apalkova. Ekomomicke rozhlady — Economic Review, Volume 45. 3/2016.

8. URL: https ://bna. az/az/qanun/210.

9. Мирзаев Р. Транспортные коммуникации и геополитика в регионе Великого шелкового пути // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 2. С. 109-119.

10. Uniform Rules Concerning the Contract for International Carriage of Goods by Rail (CIM) (COTIF, Berne 1980, entered into force 1st May 1985) http://www.miripravo.ru/forms/ perevoz/rail/cim_e.htm.

Статья поступила в редакцию 21.10.2022; одобрена после рецензирования 01.11.2022; принята к публикации 01.11.2022

TRENDS IN DEVELOPMENT OF AIR TRANSPORT IN AZERBAIJAN

Ilknur R. Rajabli

Doctoral Student

Baku Business University,

88a G. Zardabi St., Baku AZ1122, Azerbaijan

irahiboglu@mail.ru

Abstract. The article discusses the trends in development of air transport in Azerbaijan. Mobility sector has a great influence on the economic development of the country, it is an important part of the welfare of population. Nowadays the development of air transport plays an important role both in transportation of goods from one place to another, as well as in carriage of people. We have used methods of synthesis and analysis in the study. The article defines the directions for the sustainable development of digital activities in air transport, gives recommendations on the formation of a digital environment for activities. The origi-

nality and scientific novelty of the research lies in determining the directions for the development of air transport, identifying priorities for the development of its infrastructure. Keywords: strategy, service markets, modernization, licensing, privileges, radio navigation, meteorological equipment, aviation.

For citation

Rajabli I. R. Research of the Features of Financing Higher Education in the Context of Training Programs and Cost Groups of Majors. Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2022; 4: 102-108 (In Russ.).

The article was submitted 21.10.2022; approved after reviewing 01.11.2022; accepted for publication 01.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.