Научная статья на тему 'Направления развития теории рыночной конкуренции'

Направления развития теории рыночной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ / ТРИ РОДА КОНКУРЕНЦИИ / ОСНОВАНИЯ / ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ КОНКУРЕНЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ / АНТИНОМИЯ "МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ" / КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА / КОНКУРЕНЦИЯ И СОРЕВНОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрищев Максим Викторович

Рассмотрены семь возможных и необходимых направлений развития теории рыночной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления развития теории рыночной конкуренции»

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Петрищев Максим Викторович

кандидат экономических наук, доцент. Тверской государственный университет, кафедра экономической теории

г. Тверь, Российская Федерация. E-mail: magainm@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены семь возможных и необходимых направлений развития теории рыночной конкуренции.

Ключевые слова: совершенная конкуренция; методология познания конкуренции; три рода конкуренции, основания; процесс и результат конкуренции; ограничения конкуренции; антиномия «монополистическая конкуренция»; конкуренция на рынке труда; конкуренция и соревнование

Код УДК: 339.137.2

Annotation. Seven possible and necessary directions of the development of the theory of market competition are considered.

Keywords: perfect competition; methodology of knowledge of the competition; three sorts of a competition; the basis, process and result of a competition; competition restriction,

В современной экономической науке, исходящей из маржинальной парадигмы, господствует теория «совершенной конкуренции». Согласно ей на рынке существует наперёд заданная для каждого продавца «единая цена каждого блага» [1, с. 655], а сами продавцы это «ценополучатели». Это означает, что «существующая теория совершенной конкуренции ... не содержит связного объяснения того, как формируются цены» [1, с. 654]. Идея «заданной, единой цены» действительно не объясняет, чем, кем, как она задана. Ответ на этот вопрос у неоклассики простой: единая цена задана рынком. Получается тавтология: рыночная цена задана рынком.

В действительности такая «единая, наперёд заданная» цена появилась в экономической науке из-за попытки математического моделирования конкуренции. «Когда экономист с математическими наклонностями стремиться максимизировать прибыль какого-либо производителя, ему приходится записывать уравнение прибыли (= выручка - затраты), а затем максимизировать это выражение, т.е. приравнять к нулю производную прибыли по объёму производства. Затем перед ним встаёт вопрос: как зависит выручка (скажем, рд) от объёма производства? Естественный ответ - определить конкуренцию так, чтобы р не изменялась с изменением д, и тогда кривая спроса будет горизонтальной» [2, с. 306]. Такой ответ, конечно же, не отражает процесса конкуренции, формирующего средние рыночные цены.

Равным образом «в моделях экономического равновесия Л. Вальраса, Дж. Хикса, К. Эрроу, Ж. Дебре математическая интерпретация различных факторов и их взаимодействий приводит к

к математически доказательным идеальным конструкциям, которые, однако, столь абстрагированы от реальной экономической жизни» [3, с. 53].

Одной из причин такого положения является «неразработанность общей теории конкуренции» [4, с. 3], или, иначе говоря, «конкуренция как экономическая категория до сих пор нуждается в уточнении» [5, с. 84], так как «даже среди экономистов нет единства в понимании содержания, которое они вкладывают в термин «конкуренция» [6, с. 4]. И дело не только в уточнении понимания этого термина. «Приходится констатировать отсутствие политико-экономической теории конкуренции в её целостном виде» [7, с. 19].

Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:

1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве и т.д.;

2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции;

а) внутри рынка каждого рода товара;

б) межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия;

в) межотраслевую конкуренцию капиталов;

3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;

4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;

5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»;

6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;

7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников. Наметим вариант движения по этим направлениям, каждое из которых опирается на знание предшествующего ему направления.

Направление первое - методологическое. Для теоретического, т.е. существенного определения рыночной конкуренции любого её рода необходима её идеализация, которая понимается как исследование предмета в его идеальном состоянии, т.е. как 1) не искажённого внешними факторами и 2) мышление о нём как «очищенном» до сути, что даёт «чистое понятие» [8, с. 88] конкуренции. Это делается для того, чтобы в явлениях конкуренции выявить их сущность. Это видение не есть чувственное наблюдение, как полагал К. Менгер, который утверждал, что в науке нужно «свести сложные явления хозяйства к их простейшим элементам, ещё доступным точному наблюдению» [9, с. 62]. Теоретически идеальная, сущность не наблюдаема и выявляется только в мышлении. В этом смысле теория - это «мир мысленных, идеальных конструктов («чистых сущностей») [10, с. 67].

Идеализация отношений конкуренции при её теоретическом отображении означает абстрагирование от субъективных намерений, действий её участников. «Есть разница между теми действиями, которые являются результатом материальных сил, и теми, которые вызываются мышлением и разумом» [11, с. 93].

В теории конкуренции важно выяснить объективно существующие отношения, которые ставят

её субъектов в такое положение, когда они вынуждены делать то, что необходимо во избежание экономической гибели. Этим не отрицается сознание и воля этих субъектов. Напротив, в своей деятельности они должны познать объективную необходимость и направить свою волю к исполнению этой необходимости. Так, покупатель субъективно желает купить качественный товар дешевле, но платит дороже, чтобы купить дефицитный товар, опередив конкурентов.

В теории рыночной конкуренции необходимо изучать закономерное, а не случайное, норму, а не отклонения. Даже если нужно показать отклонения (например, при монополизации рынка), то от чего? Для ответа нужно знать общее, сущность, закон. Единичное не может содержаться в теории рыночной конкуренции, хотя оно присутствует в её явлениях. Пример иной методологии - это требование «освободить наше исследование. от остатков того «объективизма», который на сознательном или бессознательном уровне всё ещё пронизывает многие области нашей науки. мы рассматриваем экономическую теорию как науку, имеющую дело исключительно. с субъективными данными или знаниями» [12, с. 29]. Но, во-первых, не надо путать субъектное с субъективным; во-вторых, это означало бы описание бесконечно большого количества явлений, действий, а не обнаружение их сущности, что и должно быть в теории.

Основанием «совершенной конкуренции» является методологический индивидуализм. В ней рассматриваются не общественно-экономические отношения, а функциональные связи субъектов рынка. Но в теории конкуренции с самого начала должны быть выяснены противоречия частной и общественной деятельности товаропроизводителей, что образует основание их конкуренции. Тогда «индивидуализм» не отбрасывается «голо», а снимается тем, что в теории конкуренции он составляет только сторону указанного противоречия. Если же преувеличивать общественную сторону деятельности товаропроизводителей, как это делает холизм, то рыночная конкуренция в её теории становиться одноплоскостной, как и при абсолютизации индивидуализма. Холизм - это целостность без раздельности, а индивидуализм - это раздельность без целостности.

Только единство противоположностей конкретно-исторических индивида и общества в товарном производстве и обмене, т.е. единство частного и общественного, составляет основание процесса конкурентного принуждения свободных частных индивидов к общественно необходимым их действиям. На это намекал А. Смит в своей «невидимой руке провидения», «ощущая» общественное разделение труда, создающего всестороннюю зависимость независимых товаропроизводителей, которая и выражается в рыночной конкуренции, единственно способной выявить общественное в частном.

Логика исследования рыночной конкуренции должна отразить историю её становления, развития и отрицания. В ином варианте это будет «обзор явлений, но не генетическое исследование» [13, с. 106]. Поскольку историко-генетический подход в теории требует «рассматривать каждое явление в той точке, в которой оно достигло полного и зрелого выражения» [14, с. 242], предметом теории конкуренции может быть только всеобщая, свободная конкуренция на товарных рынках и рынках труда. После знания таковой можно понять, что в процессе монополизации экономики конкуренция становится всё более «несовершенной», ограниченной, несвободной, «ненормальной», перезрелой.

Конечно, общей экономической теории конкуренции недостаточно для понимания всех её конкретных явлений, поскольку её предмет был упрощён, чтобы увидеть её сущность. Но только на основе общей теории можно верно конкретизировать, уточнить особые явления конкуренции, довести исследование до эмпирической данности на институциональном уровне и в маркетинге.

Направление второе - эмпирическое разграничение и теоретическое определение сути трёх родов рыночной конкуренции. Происхождение термина «внутриотраслевая конкуренция» связано с тем, что в классической теории понятия «род занятий», «сфера деятельности», «отрасль»

употреблялись как равнозначные. В современном производстве «отрасль» включает в себя не только подотрасли, но выпуск множества разного рода товаров, что обусловливает и множество рынков этих товаров, а не «отраслевой» рынок. Так, продукция подотрасли «животноводство» идёт на разные рынки - мяса, молока, кож и т. д. Конкуренция ведётся внутри каждого из них и может быть названа «внутрирыночной».

Переход товаропроизводителей из «невыгодных» на «выгодные» рынки, где спрос выше предложения, а рыночная цена товара соответственно выше его стоимости, образует межрыночную конкуренцию, создающую тенденцию общего рыночного равновесия. Межотраслевая конкуренция капиталов составляет третий род конкуренции.

Направление третье - теоретическое установление оснований, условий осуществления, процессов, результатов и взаимодействий трёх родов конкуренции. Основание внутрирыночной конкуренции - это единство частной и общественной сторон деятельности товаропроизводителей. Частный труд не может быть основой меновой сделки. Таковой может быть труд, абстрагированный от частных его моментов, т.е. «снятый» частный труд. Пределом абстракции здесь выступает то, что одинаково в конкретно-частном труде. В абстрактно-общественном труде снимается не всё до «ничто», а только частное. И конкуренция внутри каждого рынка постоянно «перерабатывает» конкретно-частные затраты труда в абстрактно-общественные. Без неё неразрешимы противоречия деятельности товаропроизводителей.

Условием осуществления конкуренции внутри рынка рода товара выступает известное множество его субъектов, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Чем больше ограничивается их количество, тем меньше возможность осуществления основания конкуренции, реализации её нормального процесса.

Процесс внутрирыночной конкуренции продавцов есть сведение разных индивидуальных цен предложения одного рода товара к среднерыночным их значениям. Это сведение как снижение высоких индивидуальных цен и рост низких индивидуальных цен (из-за конкуренции покупателей) обеспечивает их усреднение, «сгущение». Но это «такое всеобщее, ... которое не может быть предъявлено» [15, с. 141], т.е. нет какой-то единой цены, как отдельного особого явления. Ценовая сторона внутрирыночной конкуренции познаётся при допущении равного качества товаров данного рода. И, напротив, при учёте их разного качества при абстракции первоначально равной их цены, в мышлении выделяется неценовая сторона конкуренции. Для её теоретического познания, фиксирующего не только явление разных цен на разнокачественные товары одного рода, но и её суть, необходимо понять определение и измерение количества блага, а не просто товара-вещи и его физической меры. Количество блага определяется как количество вещи нормальной полезности (качества). В итоге ценовая и неценовая стороны конкуренции в своём единстве приводят индивидуальные цены предложения к их примерно средним (в каждый данный период) по роду товара значениям.

На рынках разного рода товаров в каждый данный период существуют разные соотношения спроса и предложения. Это обусловливает движение ресурсов из «невыгодных» рынков в «выгодные», что составляет смысл межрыночной конкуренции. В литературе она известна как проблема общего рыночного равновесия.

Основаниями межрыночной конкуренции являются частное и единичное разделение труда и неравенство спроса и предложения по рынкам. Последнее само порождено противоречием частного и общественного в деятельности товаропроизводителей. Условиями этого рода конкуренции выступают: 1) свобода доступа на высокодоходные рынки; 2) наличие информации у производителей-продавцов о соотношении спроса и предложения на рынке каждого рода товара. Процесс конкуренции здесь состоит в опережении перехода с невыгодных рынков на выгодные.

В этом процессе создаётся (как его результат) постоянно нарушаемая тенденция общего рыночного равновесия.

Межотраслевая конкуренция капиталов внешне подобна межрыночной, но у неё другие основания, процесс и результат. Основаниями этого рода конкуренции выступают: 1) противоречие частной и общественной деятельности капиталов; 2) различие по отраслям капиталовооружённости труда и разной скорости оборота капиталов, что обусловливает различие в них годовой нормы прибыли; 3) закон «на равный капитал - равная прибыль». Условие межотраслевой конкуренции -отсутствие монополистических барьеров к движению капиталов по отраслям, что отчасти снижается по мере развития межотраслевой диверсификации производства. Процесс этого рода конкуренции состоит, как и в межрыночной, в опережении перелива капитала в отрасли с нормой прибыли выше средней.

Исторически внутрирыночная и межрыночная конкуренция существуют тысячелетия, а межотраслевая - столетия. Как только они достигают зрелости, так происходит воздействие межотраслевой на первые два рода конкуренции - цены предложения превращаются в разные индивидуальные цены производства (издержки плюс прибыль).

Направление четвёртое - теоретическое определение ограничения и модификации конкурентного процесса трёх его родов в связи с монополизацией рынков. Основание рыночной конкуренции любого рода, как противоречия частной и общественной сторон деятельности товаропроизводителей, не могут быть осуществлены, если индивидуальная цена предложения одного продавца становиться простым тождеством рыночной цены. Чем меньшее число продавцов участвуют в усреднении индивидуальных цен предложения, тем выше формальность рыночных отношений, больше замещение конкуренции монополией. В двухсторонней монополии исчезает не только рыночное содержание их отношений, но и его внешние признаки.

Реальность такова, что в развитых странах идёт «процесс формирования единого народнохозяйственного комплекса . быстро растут общенациональные технические системы: энергетическая, транспортная, информационно-коммуникативная и т.д.» [16, с. 26]. В господствующей рыночной структуре - олигополии - конкуренция в основе заменена взаимоприспособлением её участников по объёму предложения и цене, «как если бы между ними существовало монополистическое соглашение» [17, с. 83-84].

Направление пятое - разрешить антиномию-проблему «монополистическая конкуренция», в которой на одном структурном уровне соединены противоположности, способные на отдельных рынках существовать (как показывает исторический опыт) друг без друга. Данная антиномия означает, что: 1) она есть не истина, а проблема; 2) в ней нельзя отбросить одну из двух её сторон. Чтобы решить при таком условии данную проблему, необходимо уточнить основание монополистической конкуренции, т.е. смысл дифференциации товаров внутри их родовой общности. Такая дифференциация должна быть настолько существенной, чтобы можно было утверждать, что «каждый продавец обладает абсолютной (курсив мой - М.П.) монополией на свой собственный продукт» [17, с. 36]. Простое разнообразие товаров одного рода не создаёт такой дифференциации, которая образует на конкурентном рынке нишу, защищённую от конкурентов. Не создаёт «монополистической конкуренции» и различие товаров одного рода по их качеству. Оно образует неценовую сторону свободной внутрирыночной конкуренции. Таким образом, продавец данного рода товара конкурирует с другими продавцами товара этого же рода и является монополистом, если он единственный продавец дифференцированного товара. В сфере конкуренции формируются среднерыночные цены предложения единицы блага данного рода, а в сфере продажи дифференцированного товара - его монопольная цена на основе фиксированного его предложения и спроса покупателей.

Направление шестое - на основе общей теории конкуренции развить теорию конкуренции на рынке труда. На нём, по сути, продаётся способность к труду, а труд - это полезность данного товара. Каждый носитель рабочей силы выносит её на рынок как «продукт» своего частного производства, стоимость этого особого товара определяется не частными, а общественно нормальными затратами на жизненные средства для производства рабочей силы нормальной полезности. Поэтому цена труда в стране или в профессии определяется как частное от деления стоимости рабочей силы на её нормальную полезность, т.е. на количество труда, получаемого от нормальной рабочей силы. Эта цена испытывает воздействие и чисто рыночных, а не только воспроизводственных факторов, т.е. соотношения спроса и предложения «труда».

Выявление величины цены труда осуществляется посредством конкуренции нанимателей между собой и продавцов «труда» друг с другом. Первый род такой конкуренции происходит внутри рынка рабочей силы каждой профессии. Ценовая сторона внутрипрофессиональной конкуренции определяется при абстракции равных способностей к труду по профессии. Каждый в ней предлагает рабочую силу как частную по индивидуальной цене. Спрос будет выше на дешёвую нормальную рабочую силу и ниже на такую же, но дорогую. Под действием конкуренции нанимателей первая будет дорожать, вторая - дешеветь, что ведёт к усреднению цены труда нормальных рабочих сил в профессии. Неценовая сторона конкуренции в неё выделяется при допущении разных по полезности рабочих сил и первоначально равных цен их предложения. Спрос на более «качественную» рабочую силу будет (при сделанных в теории допущениях) выше, чем на «некачественную». Соответственно изменятся цены спроса на них.

Межпрофессиональная конкуренция порождена тем, что в одной профессии спрос выше предложения, в другой - наоборот. В первой цена труда выше равновесной, во второй ниже. Из второй профессии в первую происходит (хотя и с затруднениями) перелив рабочих сил.

Монополизация рынка труда ограничивает, а затем и отрицает конкурентный процесс формирования цены труда. Всё более важными тогда становятся соглашения работодателей и профсоюзов при посредничестве государства.

Направление седьмое - сравнительный анализ рыночной конкуренции и соревнования в кооперации наёмного труда по их разным основаниям, процессам и результатам. Внутри системы рыночного хозяйства растут «острова» кооперированного труда от отдельных фабрик до гигантов индустрии и далее к производственным комплексам, объединяющим труд десятков и сотен тысяч наёмных работников. Объективно необходимой общественной формой их соединения в едином процессе труда являются его нормы - нормы рабочего времени на достижение нормы полезных эффектов отдельных трудовых процессов при конкретных условиях производства. В этих нормах абстрагированы особенности рабочих сил участников совместного труда. Они выражают общественно обезличенные затраты труда при конкретных условиях производства на нормальный полезный результат.

Норма рабочего времени - это отношение экономического соревнования. Она не может быть установлена без сравнения разных индивидуальных затрат при равных условиях производства. Как экономическое отношение, соревнование не существует без соответствующего ему присвоения: нормативная мера труда обеспечивает ставку заработной платы, выявленную в конкуренции на рынке труда. Как в конкуренции выявляются средние по рынку цены единицы блага каждого рода, так в соревновании выявляется расценка за выполнение нормы полезного эффекта.

Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования приведено в таблице (Табл. 1)

Таблица 1

Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования

№ п/п Отношения свойства Конкуренция Соревнование

1 содержание понятия сведение частного труда к общественно необходимому сведение личного труда к общественно необходимому

2 сфера действия рынок ^ производство ^ рынок производство ^ распределение ^ производство

3 сфера проявления обмен производство

4 цель субъектов максимизация прибыли максимизация оплаты труда

5 форма общественного труда стоимость норма труда

6 форма общественной оценки цена расценка

7 субъекты частные лица в обмене сотрудники; члены кооперации

8 степень открытости коммерческая тайна публично; обмен опытом

9 последствия снижение издержек; рост качества продукции; разорение и обогащение субъектов развитие способностей к труду

ЛИТЕРАТУРА

1. Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Робертс // Экономическая теория: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 653 - 663.

2. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Дж. Стиглер // Вехи экономической мысли. Т. 2 / под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1995. - С. 299 -328.

3. Скаржинский М.И. Методология экономической науки / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. -Кострома: КГУ, 2006. - 362 с.

4. Клепач А.Н. Теория капиталистической конкуренции: марксистское и буржуазное видение / А.Н. Клепач // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 1991. - № 1. - С. 3 -15.

5. Молоканов В.М. Что следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов / В. М. Молоканов, А. Ф. Московцев // Экономические науки. - 2009. - № 2. - С. 84 - 90.

6. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции / Ю.В. Тарануха // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 1. - С. 4 - 17.

7. Беляева Ю.В. Экономические отношения в инновационно-конкурентной сфере: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Ю.В. Беляев. - Кострома, 2008. - 41 с.

8. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1970. - Т. 1. - 501 с.

9. Менгер К. Избранные труды / К. Менгер. - М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. - 496 с.

10. Лебедев С. А. Уровни научного знания / С. А. Лебедев // Вопросы философии. - 2010. - № 1. -С. 62 - 75.

11.Юм Д. Сочинения: в 2 т.: пер. с англ. / Д. Юм. - М.: Мысль, 1966. - Т. 1. - 847 с.

12.Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция: пер. с англ. / Х. Уэрта де Сото. - М.; Челябинск: ИРИСЭН; Социум, 2008. - 488 с.

13.Веблен Т. Почему экономика не является эволюционной наукой / Т. Веблен // Экономический Вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - Т. 4, № 2. - С. 99 - 111.

14.Ильенков Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. - 2-е изд. -М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

15.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель // Вопросы философии. - 2009. - № 10. - С. 140 - 151.

16.Павлов М.Ю. Потенциал классической политической экономии в XXI веке / М.Ю. Павлов // Экономические науки. - 2011. - № 2. - С. 9 - 30.

17.Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости: пер. с англ. / Э.Х. Чемберлин. - М.: Экономика, 1996. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.