Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ В СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ В СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эшелонированная система связи объединений Воздушно-космических сил / интегрированная система спутниковой связи военного назначения / автоматизированная система воздушно-наземной радиосвязи / объединенная система связи / навигации / опознавания и обмена данными / высокоскоростная транспортная сеть связи / совместная (объединенная) система связи вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств / echeloned communication system of aerospace forces associations / integrated military satellite communication system / automated air-ground radio communication system / integrated communication system / navigation / identification and data exchange / high-speed communication transport network / Joint (combined) communication system of the armed forces of the member states of the Commonwealth of Independent States

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Панкратьев А. Н.

В статье проведен анализ потребностей системы управления и возможностей системы связи объединений Воздушно-космических сил в современных вооруженных конфликтах. Показано, что возможности традиционных классических систем связи в настоящее время уже не в полной мере отвечают потребностям органов управления авиацией и войск противовоздушной обороны и не могут в полном объеме обеспечить требуемый информационный обмен между пунктами управления объединений Воздушно-космических сил. Рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность управления объединениями Воздушно-космических сил, и основные тенденции развития системы связи по обеспечению эффективного управления авиацией и войсками противовоздушной обороны. Определены направления развития системы связи объединений Воздушно-космических сил по сбалансированному и комплексному развитию космического, воздушного, морского и наземного эшелонов системы связи. Акцентировано внимание на необходимости формирования организационно-технической структуры, построения и функционирования Совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств в целях обеспечения управления войсками, в том числе авиацией и войсками противовоздушной обороны, с учетом наиболее полного и эффективного использования имеющегося ресурса систем связи. Представлены мероприятия по комплексному развитию эшелонированной системы связи, внедрению передовых технических решений и современных информационных технологий в создание средств авиационной связи, что обеспечит своевременное реагирование на изменения военно-политической и стратегической обстановки, доведение с требуемой достоверностью решений и приказов на применение авиации и войск противовоздушной обороны, обеспечение постоянной готовности к управлению объединениями Воздушно-космических сил в стратегически важных для Российской Федерации районах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Панкратьев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATION SYSTEM OF AEROSPACE FORCES ASSOCIATIONS IN MODERN ARMED CONFLICTS

The article analyzes the requirements of the control system and the capabilities of the communication system of associations of Aerospace Forces in modern armed conflicts. It is shown that the capabilities of traditional, classical communication systems currently no longer fully meet the needs of aviation authorities and air defense forces and cannot fully provide the required information exchange between the control points of the Aerospace Forces. The main factors influencing the effectiveness of the management of aerospace forces associations and the main trends in the development of a communication system to ensure effective management of aviation and air defense forces are considered. The directions of development of the communication system of the Aerospace Forces associations for the balanced and integrated development of the space, air, sea and ground echelons of the communication system have been determined. Attention is focused on the need to form an organizational and staff structure, build and operate a Joint (unified) communication system of the armed forces of the member states of the Commonwealth of Independent States in order to ensure the management of troops, including aviation and air defense forces, taking into account the most complete and effective use of the available resource of communication systems. The measures for the integrated development of a layered communication system, the introduction of advanced technical solutions and modern information technologies into the creation of aviation communications facilities are presented, which will ensure timely response to changes in the military, political and strategic situation, bringing decisions and orders for the use of aviation and air defense forces with the required reliability, ensuring constant readiness to manage aerospace forces in areas that are strategically important for the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ В СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ»

УДК 355.4

ГРНТИ 49.01.11

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ В СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

А.Н. ПАНКРАТЬЕВ, кандидат военных наук

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва)

В статье проведен анализ потребностей системы управления и возможностей системы связи объединений Воздушно-космических сил в современных вооруженных конфликтах. Показано, что возможности традиционных классических систем связи в настоящее время уже не в полной мере отвечают потребностям органов управления авиацией и войск противовоздушной обороны и не могут в полном объеме обеспечить требуемый информационный обмен между пунктами управления объединений Воздушно-космических сил. Рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность управления объединениями Воздушно-космических сил, и основные тенденции развития системы связи по обеспечению эффективного управления авиацией и войсками противовоздушной обороны. Определены направления развития системы связи объединений Воздушно-космических сил по сбалансированному и комплексному развитию космического, воздушного, морского и наземного эшелонов системы связи. Акцентировано внимание на необходимости формирования организационно-технической структуры, построения и функционирования Совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств в целях обеспечения управления войсками, в том числе авиацией и войсками противовоздушной обороны, с учетом наиболее полного и эффективного использования имеющегося ресурса систем связи. Представлены мероприятия по комплексному развитию эшелонированной системы связи, внедрению передовых технических решений и современных информационных технологий в создание средств авиационной связи, что обеспечит своевременное реагирование на изменения военно-политической и стратегической обстановки, доведение с требуемой достоверностью решений и приказов на применение авиации и войск противовоздушной обороны, обеспечение постоянной готовности к управлению объединениями Воздушно-космических сил в стратегически важных для Российской Федерации районах.

Ключевые слова: эшелонированная система связи объединений Воздушно-космических сил, интегрированная система спутниковой связи военного назначения, автоматизированная система воздушно-наземной радиосвязи, объединенная система связи, навигации, опознавания и обмена данными, высокоскоростная транспортная сеть связи, совместная (объединенная) система связи вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств.

Введение. Опыт ведения войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, взгляды ведущих зарубежных государств на формы и способы ведения военных действий свидетельствуют о переносе вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу, повышении роли и места авиации и войск противовоздушной обороны (ПВО) в достижении целей военных действий. В этих условиях отражение воздушно-космического нападения вероятного противника во многом будет предопределять ход и исход военных конфликтов. Созданные в объединениях Воздушно-космических сил силы и средства предназначены для борьбы с воздушным противником и отражения массированных авиационных ударов, при этом обеспечение эффективного управления авиацией и войсками ПВО в современных военных конфликтах в значительной степени зависит от качества функционирования системы связи.

Актуальность. Проблема эффективного управления авиацией и войсками ПВО никогда не теряла своей актуальности, а в связи с существенными изменениями в характере и средствах вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере стала еще острее. В современных условиях значительно изменился характер управления объединениями Воздушно-космических сил, важными особенностями которого стало создание единых автоматизированных контуров управления с беспилотными летательными аппаратами, боевых информационно-управляющих систем и средств спутниковой связи, управление группировками войск разнородного и разновидового состава.

Это подтвердил опыт организации и обеспечения связи в ходе специальной военной операции. Военным действиям стали свойственны скоротечность, избирательность, высокая интенсивность и точность поражения объектов, активное ведение радиоэлектронной борьбы, быстрота маневра различными по масштабу межвидовыми группировками войск, а также новые способы управления авиацией и войсками ПВО, основанные на реализации возможностей системы связи с учетом использования современных информационных технологий [1].

В условиях современных вооруженных конфликтов система управления объединений Воздушно-космических сил предъявляет к системе связи жесткие требования. Возможности традиционных, классических систем связи в настоящее время уже не в полной мере отвечают потребностям органов управления авиацией и войск ПВО и не могут в полном объеме обеспечить требуемый информационный обмен между пунктами управления объединений Воздушно-космических сил [2].

Возникает противоречие между потребностями системы управления и возможностями системы связи, что создает предпосылки для вскрытия противником системы пунктов управления, повышает угрозу дезорганизации системы управления авиацией и войсками ПВО и затрудняет достижение целей операций в воздушно-космической сфере (рисунок 1).

Рисунок 1 - Разрешения противоречия между потребностями системы управления и возможностями системы связи объединений Воздушно-космических сил

Разрешение указанного противоречия возможно путем анализа современных взглядов на применение авиации и войск ПВО, учета возможностей средств разведки и РЭБ противника по

воздействию на систему связи объединений Воздушно-космических сил и оценки возможностей разрабатываемых и создаваемых перспективных комплексов и средств авиационной связи.

Всесторонний учет перечисленных основных факторов позволяет определить направления развития системы связи объединений Воздушно-космических сил в операциях в воздушно-космической сфере. К ним относятся:

- совершенствование способов организации связи, применения средств и комплексов авиационной связи;

- создание перспективной системы обмена данными объединений Воздушно-космических

сил;

- развитие космического, воздушного, морского и наземного эшелонов системы связи объединений Воздушно-космических сил;

- строительство мультисервисной транспортной сети связи в зонах ответственности объединений Воздушно-космических сил.

Целью статьи является рассмотрение направлений развития системы связи объединений Воздушно-космических сил и мероприятий по их комплексной реализации, что обеспечит гарантированное управление авиацией и войсками ПВО в современных вооруженных конфликтах.

Одним из наиболее важных направлений развития системы связи объединений Воздушно-космических сил является сбалансированное и комплексное развитие эшелонированной системы связи, объединяющей ресурсы космического, воздушного, морского и наземного эшелонов системы связи (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура эшелонированной системы связи объединений Воздушно-космических сил

В современных операциях в воздушно-космической сфере все более востребованным становится сигналов управления авиацией и войсками ПВО, а также оперативное предоставление услуг связи в ресурс космического эшелона системы связи, обеспечивающий создание спутниковых линий связи для передачи интересах должностных лиц пунктов управления объединений Воздушно-космических сил [3].

Необходимо отметить, что сеть спутниковой связи функционирует в составе единой и широкополосной систем спутниковой связи и подвергается систематическому программно-

аппаратному воздействию и компьютерным атакам иностранных спецслужб. Для устойчивого функционирования сети спутниковой связи, а также повышения ее разведзащищенности и противодействия преднамеренным помехам противника предлагается реализация комплекса программно-технических мероприятий по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования сети спутниковой связи:

- предоставление дополнительного частотно-энергетического ресурса космических аппаратов связи на резервных частотах и адаптивных радиолиниях;

- установка на центральных земных станциях центров спутниковой связи оборудования, обеспечивающего динамическую регулировку пропускной способности спутниковых линий связи;

- реализация режима работы центральных земных станций по нескольким параллельным спутниковым сетям с динамическим перераспределением абонентских станций, что позволяет нивелировать утечки информации о номиналах используемых частот;

- периодическое обновление специального программного обеспечения модемного оборудования абонентских станций спутниковой связи, что повышает устойчивость спутниковой связи, исключает возможность несанкционированного доступа к каналам управления и позволяет расширить функциональные возможности сети спутниковой связи;

- обеспечение функционирования каналов центральных земных станций спутниковой связи через отдельные перенастроенные стволы космических аппаратов (перераспределение каналов в случайном порядке по стволам космических аппаратов позволяет скрыть принадлежность станций спутниковой связи к сетям Минобороны России);

- создание резервных частотных позиций и ложных несущих, имитирующих работу спутниковых сетей связи;

- изменение режимов работы стволов космических аппаратов (во взаимодействии с центром управления полетами космических аппаратов Минобороны России), через которые функционируют центральные земные станции (снижение коэффициентов усиления), что значительно повышает уровень полезного сигнала по отношению к уровню помехи (энергетический прирост).

Выполнение предлагаемых контрольно-технических мероприятий повышает защищенность информационной инфраструктуры и направлено на исключение несанкционированного доступа к ресурсам транспортной сети связи через ресурсы космических аппаратов связи.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с «Соглашением об использовании систем спутниковой связи военного назначения и их дальнейшем совершенствовании», ратифицированным федеральным законом Российской Федерации от 12 ноября 2019 года № 365-ФЗ, определены направления создания интегрированной системы спутниковой связи военного назначения вооруженных сил государств - участников СНГ за счет развертывания национальных сегментов на современных принципах высокоскоростной передачи информации и унифицированном программно-аппаратном оборудовании с учетом согласованных технических требований [4]. Такими направлениями дальнейшего совершенствования систем спутниковой связи являются:

- организация межгосударственного сотрудничества в создании новых спутниковых систем связи и использовании ресурса пропускной способности ретрансляторов связи действующих космических аппаратов военного назначения;

- предоставление ресурса пропускной способности новых спутниковых систем связи;

- создание интегрированной системы спутниковой связи военного назначения государств -участников СНГ.

Развитие межгосударственного сотрудничества в части построения интегрированной сети спутниковой связи предлагается проводить в направлении реализации принципов построения широкополосной сети спутниковой связи с использованием частотно-энергетического ресурса

космических аппаратов «Благовест» и земных станций спутниковой связи военного назначения. Для этого предлагается выполнение комплекса мероприятий по оформлению паспортов экспортного варианта для центральной земной станции и абонентских переносных станций спутниковой связи. Указанные станции обеспечат организацию высокоскоростных каналов спутниковой связи космических аппаратов «Благовест», «Экспресс» и «Ямал» на всех уровнях управления.

Создание единой системы спутниковой связи нового поколения, а также модернизация земного комплекса станций спутниковой связи наземного, воздушного и морского базирования позволят:

- создать необходимый объем ресурса орбитальной группировки космических аппаратов военного назначения на всех уровнях управления;

- обеспечить устойчивую спутниковую связь в Арктическом регионе Российской Федерации;

- освоить новый миллиметровый диапазон частот в военных целях;

- повысить пропускную способность спутниковых каналов связи.

Реализация основных направлений развития космического эшелона системы связи обеспечит построение взаимоувязанной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры как единой платформы, обеспечивающей устойчивое функционирование автоматизированных систем управления авиацией и войсками ПВО и предоставление должностным лицам объединений Воздушно-космических сил необходимых услуг связи.

Развитие воздушного эшелона системы связи является важнейшим направлением для обеспечения устойчивого управления авиацией и войсками ПВО и включает направления по развитию автоматизированной системы воздушно-наземной радиосвязи; объединенной системы связи, навигации, опознавания и обмена данными; высокоскоростной транспортной сети связи.

Автоматизированная система воздушно-наземной радиосвязи обеспечивает планирование и организацию сетей радиосвязи в образуемых контурах управления авиацией и информационный обмен с наземными пунктами управления. К числу основных задач автоматизированной системы воздушно-наземной радиосвязи относятся:

- информационный обмен между авиационными комплексами и наземными пунктами управления;

- прием от авиационных комплексов разведывательной информации (данных попутной разведки) и информации о воздушной обстановке;

- передача (прием) с воздушных и наземных (морских) пунктов управления и авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения данных о воздушной обстановке;

- автоматизация планирования, организации и оперативного управления связью в воздушном эшелоне системы связи.

Объединенная система связи, навигации, опознавания и обмена данными (ОСНОД) обеспечивает интеграцию независимых информационных сетей в составе требуемой конфигурации, использование единых правил информационного обмена и передачи данных в контурах автоматизированных систем управления.

В структуре ОСНОД возможно построение множества независимых информационных сетей, каждая из которых объединяет требуемых абонентов для решения конкретной функциональной задачи. При этом обеспечивается возможность одновременной работы абонента в нескольких информационных сетях с использованием сетевых протоколов с программируемыми параметрами. Основными задачами ОСНОД являются:

- организация сетей радиосвязи и передачи данных с различной структурой и пропускной способностью;

- возможность одновременной и независимой работы абонентов в различных информационных сетях;

- автоматическая ретрансляция радиосвязи и данных;

- навигационное определение собственного местоположения и взаимных дальностей авиационных комплексов;

- беззапросное координатное опознавание абонентов системы.

Направлениями работ по развитию ОСНОД в настоящее время предлагается определить:

- дооснащение комплексами ОСНОД необходимого состава объектов (авиационных комплексов, воздушных (наземных, корабельных) пунктов управления и узлов связи);

- расширение области применения ОСНОД на основе создания малогабаритных терминалов, в том числе для размещения на беспилотных летательных аппаратах;

- повышение уровня технических и эксплуатационных характеристик терминалов ОСНОД путем разработки нового поколения терминалов с повышенной помехозащитой, пропускной способностью и технической надежностью оборудования.

Высокоскоростная транспортная сеть связи базируется на широкополосных линиях радиосвязи и образует каналы воздушно-наземной спутниковой и радиосвязи, их коммутацию, распределение информационных потоков между пунктами управления и абонентами воздушного, морского и наземного эшелонов системы связи. Основными задачами высокоскоростной транспортной сети связи являются:

- обеспечение устойчивого управления авиационными формированиями (авиационными комплексами) при выполнении поставленных задач;

- выполнение требований по пропускной способности системы связи при обеспечении маневра авиации и переноса усилий с одних направлений на другие;

- непрерывное управление при перемещении пунктов управления объединений Воздушно-космических сил;

- управление авиацией и войсками ПВО при выходе из строя наземных элементов системы связи объединений Воздушно-космических сил.

Реализация перечисленных направлений совершенствования воздушного эшелона системы связи позволит создать мобильную телекоммуникационную платформу, обеспечивающую решение задач высокоскоростного, помехозащищенного информационного обмена в интересах управления авиацией и войсками ПВО в операциях в воздушно-космической сфере.

Немаловажное значение в управлении объединениями Воздушно-космических сил имеет развитие морского эшелона системы связи, оказывающего значительное влияние на управление морской авиацией и силами ПВО флота, а также взаимный обмен ресурсами системы связи для управления авиационными комплексами на удаленных направлениях.

Большой пространственный размах и высокая динамика действий войск в океанских районах и морских зонах, применение противником сил и средств РЭБ для подавления связи определяют основные тенденции развития морского эшелона системы связи по оперативному сбору, обработке и отображению информации о воздушной и надводной обстановке, обеспечению сопрягаемости систем связи и сокращению временных характеристик цикла информационного обмена.

В настоящее время, в соответствии с решением Президента Российской Федерации В.В. Путина, выполняются мероприятия по строительству подводных волоконно-оптических линий связи в рамках Федеральной целевой программы «Создание в Российской Федерации системы глобального мониторинга информационно-телекоммуникационной сети на период до 2026 года». В интересах Минобороны России спланированы мероприятия по строительству подводных волоконно-оптических линий связи и оснащению узлов связи современным телекоммуникационным оборудованием в зонах ответственности Северного и Тихоокеанского флотов.

Применение специализированных приемных и передающих радиоцентров КВ диапазона радиоволн направлено на доведение сигналов управления и обеспечения информационного обмена по низкоскоростным каналам связи с надводными силами флота и авиационными комплексами в дальней и ближней морских зонах. Их использование обусловлено значительной

удаленностью районов выполнения задач силами флота, при которых радиосвязь является основным, а в отдельных случаях единственным родом связи.

Кроме того, необходимо создание мобильных резервов сил и средств связи для наращивания стационарной части системы связи флота, осуществления маневра силами и средствами связи, а также для обеспечения управления в случае выхода из строя элементов стационарной части системы связи флота. Основу мобильного резерва сил и средств связи составляют подвижные узлы связи, узлы связи корабельных и воздушных пунктов управления.

Развитие системы дальней оперативной связи ВМФ направлено на обеспечение устойчивого управления морской авиацией и силами флота на удаленных направлениях в ходе развертывания группировок сил и межфлотских переходов. В ее состав входят территориально-распределенные приемо-передающие радиоцентры, отдельные радиостанции и ресурс спутниковой связи.

Система дальней оперативной связи ВМФ обеспечивает доведение сигналов управления по спутниковым каналам связи и радиолиниям в режиме времени, близком к реальному, с обеспечением требований по скрытности и разведзащищенности информационного обмена.

Так, в январе 2023 года в ходе выполнения задач боевой службы в дальнем морском походе по Атлантическому и Индийскому океанам, а также Средиземному морю система дальней оперативной связи ВМФ обеспечила устойчивую и надежную связь с фрегатом «Адмирал флота Советского Союза Горшков». При проведении учения по применению гиперзвукового ракетного оружия «Циркон» с помощью компьютерного моделирования отработано нанесение ракетного удара по морской цели, имитирующей корабль условного противника и находящейся на расстоянии более 900 км. В ходе выполнения основной задачи фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в дальнем морском походе по обеспечению российского военно-морского присутствия в стратегически важных районах Мирового океана был обеспечен непрерывный и устойчивый информационный обмен и передача данных в готовности к применению ракетных комплексов «Циркон», «Калибр», средств противовоздушной обороны, торпедного вооружения и артиллерии.

Особенности развития наземного эшелона системы связи определяются тенденциями, отражающими коалиционный характер современных вооруженных конфликтов. Военно-политический и экономический потенциал создаваемых коалиций является несоизмеримо большим по своей мощи, чем возможности отдельных государств. Это позволяет существенно повысить уровень информационного воздействия на мировое сообщество, обеспечить необходимую степень изоляции противоборствующей стороны, осуществить плановое распределение невоенных и военных усилий участников коалиции [5].

Поэтому основные направления развития наземного эшелона системы связи определены Соглашением о Совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств -участников Содружества Независимых Государств, ратифицированным федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 2021 года № 240-ФЗ. Указанное Соглашение определяет принципы формирования организационно-технической структуры, построения и функционирования Совместной (объединенной) системы связи в целях обеспечения управления войсками, в том числе авиацией и войсками ПВО, с учетом наиболее полного и эффективного использования имеющегося ресурса систем связи [6]. Для координации и объединения усилий создан Координационный комитет начальников связи во главе с начальником Главного управления связи Вооруженных Сил Российской Федерации и рабочим органом в составе отдела Пункта управления связью Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Необходимо отметить, что работа по обеспечению гарантированного и эффективного функционирования систем связи как важнейших составляющих технической основы управления проводится непрерывно с акцентом на объединение усилий по проведению единой военной и военно-технической политики. Целями при решении задач обеспечения проведения единой военной и военно-технической политики являются:

- обеспечение преемственности в развитии систем, комплексов и средств военной связи на основе их модернизации и реализации научно-технического задела;

- унификация, стандартизация и обеспечение совместимости комплексов и средств связи;

- формирование и совершенствование нормативно-правовой базы в интересах функционирования и развития Совместной (объединенной) системы связи при решении совместных задач;

- обеспечение эффективного управления коалиционными группировками войск на основе использования существующих и создаваемых элементов Совместной (объединенной) системы связи.

Основными направлениями развития Совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств определены:

- повышение эффективности функционирования на основе применения современной высокоскоростной цифровой аппаратуры связи;

- развитие сотрудничества в области разработки и создания совместимых средств и комплексов связи;

- разработка средств цифровой радиосвязи для тактического звена управления;

- расширение спектра проводимых совместных тренировок по связи с применением новых образцов техники связи.

Так, в январе 2022 года в ходе миротворческой миссии ОДКБ по охране наиболее важных государственных и стратегических объектов Республики Казахстан и оказанию помощи казахстанской стороне в поддержании правопорядка подразделениями связи Коллективных миротворческих сил ОДКБ развернуты и обеспечено эксплуатационное обслуживание узла связи командного пункта Коллективных миротворческих сил ОДКБ (Военный институт сухопутных войск, г. Алматы) и узлов связи важных военных, государственных и социально значимых объектов (здание министерства обороны Республики Казахстан, г. Нур-Султан; КП батальонной тактической группы, п. Капчагай; военный арсенал, г. Капшагай; космодром Байконур; аэродром Жетыген; теплоэлектростанции; хлебокомбинаты; телецентры и предприятия водоснабжения).

Специалистами связи организован обмен всеми видами информации через Объединенный штаб ОДКБ (г. Москва) в реальном масштабе времени: защищенная видео-конференц-связь, закрытая телефонная связь, система электронного документооборота, радиосвязь с экипажами самолетов военно-транспортной авиации. Обеспечение связи с Коллективными миротворческими силами осуществлялось в ходе выполнения всего комплекса задач до полной стабилизации обстановки в Республике Казахстан.

Президент Российской Федерации В.В. Путин высоко оценил действия Коллективных миротворческих сил и обеспечение управления ими: «Быстро удалось сконцентрировать наши необходимые силы и средства, ресурсы. Наладить устойчивое управление, организовать взаимодействие. Все буквально как часы сработало: быстро, слаженно и эффективно».

Выводы. Учет опыта организации связи в объединениях Воздушно-космических сил в современных вооруженных конфликтах позволил определить основные факторы, влияющие на эффективность управления объединениями Воздушно-космических сил, и основные тенденции развития системы связи по обеспечению эффективного управления авиацией и войсками ПВО. К их числу относятся:

- создание авиационных формирований на удаленных направлениях в сжатые сроки, захват и удержание господства в воздухе обусловливает применение современных мобильных помехозащищенных средств радио- и спутниковой связи, обеспечение связи с экипажами самолетов на весь радиус боевого применения авиации;

- необходимость создания межвидовой системы информационного обмена, способной адаптироваться к динамичной обстановке, предъявляет требования по принятию на вооружение перспективных комплексов средств автоматизации, обеспечивающих оперативный сбор, обработку и отображение информации о воздушной обстановке и выполнение оперативных расчетов;

- повышение эффективности применения разведывательно-ударных систем и современных средств поражения возможно обеспечить за счет высокой точности целеуказаний, применения роботизированных комплексов, беспилотных летательных аппаратов;

- объективные тенденции по обеспечению готовности к выполнению задач по поражению целей с высокой эффективностью на удаленных направлениях возможны за счет корректировки полетных заданий в воздухе в реальном масштабе времени, применения методов планирования на основе динамической организации связи;

- обеспечение управления войсками (силами) и оружием в сложных географических и климатических условиях требует сокращения временных характеристик цикла управления войсками (силами) и оружием, создания высокоскоростных транспортных сетей связи и передачи данных.

Таким образом, реализация основных направлений развития системы связи, оснащение войск связи Воздушно-космических сил современными комплексами и средствами связи и внедрение передовых технических решений и современных технологий в создание средств авиационной связи обеспечит руководству Вооруженными Силами Российской Федерации своевременное реагирование на изменения военно-политической и стратегической обстановки, доведение с требуемой достоверностью решений и приказов на применение авиации и войск ПВО, что обеспечит постоянную готовность к управлению объединениями Воздушно-космических сил в стратегически важных для Российской Федерации районах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тишков В.В., Иванов В.Г., Лукьянчик В.Н. Обоснование облика построения перспективных комплексов и средств связи на основе опыта организации связи при проведении специальной военной операции // Военная Мысль. 2023. № 9. С. 59-72.

2. Иванов В.Г., Лукьянчик В.Н. Об эволюции теории и практики построения существующих систем связи военного назначения на основе создания мультиконвергентной системы связи группировки войск (сил) на театре военных действий // Военная Мысль. 2021. № 1. С. 66-78.

3. Нестечук А.Н., Крупский К.А., Столяров И.О. Методический подход к моделированию и оцениванию эффективности совместного применения космических навигационных систем в интересах обеспечения группировки войск (сил) // Военная Мысль. 2024. № 1. С. 78-85.

4. Соглашение об использовании систем спутниковой связи военного назначения и их дальнейшем совершенствовании (ратифицировано федеральным законом Российской Федерации от 12 ноября 2019 года № 365-ФЗ).

5. Иванов В.Г., Филин А.В. Особенности построения и функционирования системы связи при выполнении миротворческой операции в Нагорном Карабахе // Военная Мысль. 2022. № 9. С. 75-81.

6. Соглашение о Совместной (объединенной) системе связи вооруженных сил государств -участников Содружества Независимых Государств (ратифицировано федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 2021 года № 240-ФЗ).

REFERENCES

1. Tishkov V.V., Ivanov V.G., Lukyanchik V.N. Substantiation of the appearance of building promising complexes and means of communication based on the experience of organizing communications during a special military operation // Military Thought. 2023. № 9. pp. 59-72.

2. Ivanov V.G., Lukyanchik V.N. On the evolution of the theory and practice of building existing military communication systems based on the creation of a multi-convergent communication system for the grouping of troops (forces) in the theater of war // Military Thought. 2021. № 1. pp. 66-78.

3.Nestechuk A.N., Krupsky K.A., Stolyarov I.O. Methodological approach to modeling and evaluating the effectiveness of joint use of space navigation systems in the interests of providing a grouping of troops (forces) // Military Thought. 2024. № 1. pp. 78-85.

4. Agreement on the Use of Military Satellite Communication Systems and their Further Improvement (ratified by Federal Law of the Russian Federation № 365-FZ of November 12, 2019).

5. Ivanov V.G., Filin A.V. Features of the construction and functioning of the communication system during the peacekeeping operation in Nagorno-Karabakh // Military Thought. 2022. № 9. pp. 75-81.

6. Agreement on a Joint (unified) communication System of the Armed Forces of the Member States of the Commonwealth of Independent States (ratified by Federal Law of the Russian Federation № 240-FZ of July 1, 2021).

© Панкратьев А.Н., 2024

Панкратьев Александр Николаевич, кандидат военных наук, начальник кафедры связи и информационных технологий, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Россия, 119571, г. Москва, пр-т. Вернадского, 100, [email protected].

UDC 355.4

GRNTI 49.01.11

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATION SYSTEM OF

AEROSPACE FORCES ASSOCIATIONS IN MODERN ARMED CONFLICTS

A.N. PANKRATIEV, Candidate of Military Sciences

Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow)

The article analyzes the requirements of the control system and the capabilities of the communication system of associations of Aerospace Forces in modern armed conflicts. It is shown that the capabilities of traditional, classical communication systems currently no longer fully meet the needs of aviation authorities and air defense forces and cannot fully provide the required information exchange between the control points of the Aerospace Forces. The main factors influencing the effectiveness of the management of aerospace forces associations and the main trends in the development of a communication system to ensure effective management of aviation and air defense forces are considered. The directions of development of the communication system of the Aerospace Forces associations for the balanced and integrated development of the space, air, sea and ground echelons of the communication system have been determined. Attention is focused on the need to form an organizational and staff structure, build and operate a Joint (unified) communication system of the armed forces of the member states of the Commonwealth of Independent States in order to ensure the management of troops, including aviation and air defense forces, taking into account the most complete and effective use of the available resource of communication systems. The measures for the integrated development of a layered communication system, the introduction of advanced technical solutions and modern information technologies into the creation of aviation communications facilities are presented, which will ensure timely response to changes in the military, political and strategic situation, bringing decisions and orders for the use of aviation and air defense forces with the required reliability, ensuring constant readiness to manage aerospace forces in areas that are strategically important for the Russian Federation.

Keywords: echeloned communication system of aerospace forces associations, integrated military satellite communication system, automated air-ground radio communication system, integrated communication system, navigation, identification and data exchange, high-speed communication transport network, Joint (combined) communication system of the armed forces of the member states of the Commonwealth of Independent States.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.