Научная статья на тему 'Направления развития рыночной политики транспортных компаний на основе концепции маркетинга'

Направления развития рыночной политики транспортных компаний на основе концепции маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
99
40
Поделиться
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ / ГРУЗООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Протасова Людмила Геннадьевна, Филиппов Максим Анатольевич

Приведена динамика материальных потоков и грузооборот по видам транспорта в России с 2000 по 2011 г. Проанализированы проблемы и предложены направления совершенствования российского логистического рынка.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Протасова Людмила Геннадьевна, Филиппов Максим Анатольевич,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Направления развития рыночной политики транспортных компаний на основе концепции маркетинга»

ПРОТАСОВА Людмила Геннадьевна

Доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой управления качеством

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-82 е-таИ: ukpt@usue.ru

ФИЛИППОВ Максим Анатольевич

Аспирант кафедры управления качеством

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-82 е-таИ: ukpt@usue.ru

Направления развития рыночной политики транспортных компаний на основе концепции маркетинга

Ключевые слова транспортная логистика; индекс развития логистики; материальные потоки; грузооборот.

Аннотация Приведена динамика материальных потоков и грузооборот по видам транспорта в России с 2000 по 2011 г. Проанализированы проблемы и предложены направления совершенствования российского логистического рынка.

Логистика - сравнительно новая для России отрасль. Потенциальный объем российского логистического рынка, по оценкам экспертов, уже сегодня может составлять примерно 45 млрд дол. Однако транспортной логистике не хватает эффективного управления и стратегии развития транспортной отрасли. К сожалению, пока оценить качество государственного регулирования в транспортной отрасли можно только на основании международных рейтингов.

По данным Всемирного банка, по индексу развития логистики в 2009 г. Россия заняла 94-е место, улучшив свое положение на 5 позиций в сравнении с 2007 г. Россию в рейтинге обгоняют не только признанные логистические лидеры - Германия, Сингапур, Швейцария, но и такие страны, как Коста-Рика, Уганда, Гондурас, Сирия, Конго, Гватемала и Египет и др. Среди стран БРИК по уровню развития логистики Россия занимает последнее место.

Однако имеются и положительные сдвиги в отрасли: совершенствуется логистическая инфраструктура (+10 позиций), повышается качество таможенного обслуживания (+21 позиция), увеличиваются возможности отслеживания груза (+22 позиции). К сожалению, снижается уровень логистической компетенции специалистов (-5 позиций) [1].

Социально-экономическое значение логистики рассмотрено в работе 2], логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия и страны - в [3].

Динамика материальных потоков и грузооборота по видам транспорта приведена в табл. 1.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

© Протасова Л. Г., Филиппов М. А., 2012

Таблица 1

Материальные потоки по видам транспорта в России, млн т [4]

Вид транспорта 2000 2001 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Транспорт, всего: 7 907 8 200 8 488 8 978 9 167 9 300 9 450 9 451 7 469

железнодорожный 1 047 1 058 1 084 1 221 1 273 1 312 1 345 1 304 1 109

автомобильный 5 878 6125 6 348 6 568 6 685 6 753 6 861 6 893 5 240

трубопроводный 829 853 899 1 024 1 048 1 070 1 062 1 067 985

морской 35 34 37 29 26 25 28 35 37

внутренний водный 117 129 119 135 134 139 153 151 97

воздушный 0,8 0,9 0,9 0,9 0,8 0,9 1,0 1,0 0,9

Из табл. 1 следует, что с 2000 по 2008 г. наблюдалась положительная динамика увеличения материальных потоков, в основном за счет железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. К особенностям железнодорожного транспорта относятся универсальность, высокая пропускная способность и регулярность («всепогодность») перевозок. При средней грузонапряженности железных дорог России 25-27 млн т-км/км на отдельных направлениях она достигала 90 млн т-км/км в год и более. Скорость доставки грузов в среднем составляет 260-270 км/сут, при маршрутных перевозках - 350-370 км/сут [4; 5].

В 2009 г. из-за мирового экономического кризиса произошло резкое снижение материальных потоков, в основном за счет автомобильного транспорта. Данный вид транспорта характеризуется высокой маневренностью, возможностью прямой доставки грузов «от двери до двери» и сравнительно высокой скоростью доставки грузов (500-800 км/сут). Однако средняя себестоимость перевозок грузов автомобильным транспортом в 20-25 раз выше, чем железнодорожным. При перевозке грузов в автопоездах по хорошим дорогам она снижается вдвое. Тем не менее производительность труда на автомобильном транспорте самая низкая - около 140-160 тыс. приведенных тонно-километров на одного работника 4; 5].

В 2010 г. наблюдалась положительная динамика грузооборота по сравнению с 2009 г. в среднем на 106,9% (табл. 2).

Таблица 2

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Динамика грузооборота транспорта по России в 2010 г. [4]

Период Грузооборот, млрд т-км Динамика, %

к соответствующему периоду 2009 г. к предыдущему периоду 2010 г.

Январь 391,7 112,2 94,4

Февраль 366,1 110,4 93,5

Март 409,0 112,2 111,7

Итого за I квартал 1 166,7 111,6 95,9

Апрель 396,2 115,6 96,9

Май 399,1 114,2 100,7

Июнь 376,1 109,3 94,2

Итого за II квартал 1 171,4 113,0 100,4

Итого за I полугодие 2 338,1 112,3

Июль 387,6 101,1 103,1

Август 390,2 101,4 100,7

Сентябрь 389,6 102,5 99,8

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Итого за III квартал 1 167,4 101,7 99,7

Окончание табл. 2

Период Грузооборот, млрд т-км Динамика, %

к соответствующему периоду 2009 г. к предыдущему периоду 2010 г.

Январь-сентябрь 3 505,5 108,5

Октябрь 419,9 104,6 107,8

Ноябрь 413,5 103,3 98,5

Декабрь 413,9 99,7 100,1

Итого за IVквартал 1 247,2 102,5 106,8

Всего за 2010 г. 4 752,8 106,9

В сентябре 2011 г. наблюдалось незначительное увеличение грузооборота по сравнению с сентябрем 2010 г. за счет автомобильного, водного и трубопроводного транспорта, значительно уменьшился грузооборот морского транспорта (см. рисунок).

Автомобильный Внутренний водный Трубопроводный Железнодорожный Воздушный Морской

-26 -24 -22 -20 -18 -16 -14 -12 -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 12

Изменение грузооборота транспорта в сентябре 2011 г., % к соответствующему месяцу предыдущего года [4]: прирост, снижение (-)

Объемы перевозок грузов в сентябре 2011 г. составили 754,8 млн т, при этом большая часть (544,9 млн т) приходится на автомобильные перевозки (табл. 3). Возможно, это связано с реформированием железной дороги, нехваткой железнодорожных вагонов, появлением дополнительных административных барьеров между подразделениями и организациями, занимающимися оформлением соответствующих разрешений, и т.п.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таблица 3

Объемы перевозок грузов транспортом по России [4]

Показатель Сентябрь 2011 г., млн т % Январь-сентябрь 2011 г., % к январю-сентябрю 2010 г. Справочно:

к сентябрю 2010 г. к августу 2011 г. Сентябрь 2010 г., % Январь-сентябрь 2010 г., % к январю-сентябрю 2009 г.

к сентябрю 2009 г. к августу 2010 г.

Перевозки грузов транспортом: 754,8 107,9 100,3 107,2 102,8 101,1 102,2

железнодорожным 102,6 100,6 97,3 103,0 103,1 97,2 109,6

автомобильным 544,9 109,4 101,3 107,7 102,2 102,2 99,2

Окончание табл. 3

Показатель Сентябрь 2011 г., млн т % Январь-сентябрь 2011 г., % к январю-сентябрю 2010 г. Справочно:

к сентябрю 2010 г. к августу 2011 г. Сентябрь 2010 г., % Январь-сентябрь 2010 г., % к январю-сентябрю 2009 г.

к сентябрю 2009 г. к августу 2010 г.

морским 3,1 103,3 98,5 93,1 80,9 101,2 99,1

внутренним водным 20,1 124,7 97,2 124,3 116,5 94,8 102,1

воздушным (транспортная авиация) 0,1 97,7 98,6 104,9 123,6 109,3 135,5

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

трубопроводным: 84,0 104,8 98,5 108,0 104,6 100,9 109,9

газ 37,3 100,8 102,6 105,6 105,6 108,4 116,4

нефть 44,2 109,8 96,1 110,9 103,2 95,4 103,8

нефтепродукты 2,4 86,2 83,7 100,5 112,7 94,0 108,3

Положительную динамику демонстрирует и трубопроводный транспорт, который целесообразно использовать при транспортировке сырьевых ресурсов (нефти, газа) из мест добычи к местам распределения, при мощности потоков от сотен тысяч до миллионов тонн в год. Кроме того, себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам в 3-4 раза ниже себестоимости соответствующих железнодорожных перевозок. В связи с высокой степенью механизации и автоматизации операций производительность труда на трубопроводном транспорте самая высокая - более 12 млн т-км на одного работника [2; 3; 5].

В сентябре 2011 г. грузооборот транспорта, по оценкам, составил 391,4 млрд т-км, в том числе железнодорожного - 169,2; трубопроводного - 185,7 млрд т-км (табл. 4). Наблюдаемый рост грузооборота трубопроводного транспорта связан с сырьевой направленностью экономики России.

Таблица 4

Грузооборот транспорта по России [4]

Показатель Сентябрь 2011 г., млрд т-км % Январь-сентябрь 2011 г., % к январю-сентябрю 2010 г. Справочно:

к сентябрю 2010 г. к августу 2011 г. Сентябрь 2010 г., % Январь-сентябрь 2010 г., % к январю -сентябрю 2009 г.

к сентябрю 2009 г. к августу 2010 г.

Грузооборот транспорта: 391,4 100,5 98,4 103,8 102,5 99,8 108,5

железнодорожного 169,2 99,9 95,0 105,4 102,9 97,7 109,1

автомобильного 20,2 111,8 102,1 111,3 111,9 102,3 110,6

морского 6,5 75,6 99,5 76,5 85,4 101,1 102,9

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

внутреннего водного 9,2 109,1 94,5 109,5 99,5 94,1 105,1

воздушного 0,4 96,3 96,5 103,9 129,4 107,5 140,7

трубопроводного 185,7 100,6 101,4 102,8 102,4 101,8 108,2

Образование Единой таможенной территории России, Казахстана, Белоруссии в 2010 г., скорее всего, будет способствовать активизации транспортной логистики в нашей стране. Однако этого явно недостаточно. Необходимо развитие дорожной ин-

фраструктуры, а также финансовая поддержка (например, в виде льготного и долгосрочного кредитования) отечественных компаний, логистических операторов и др.

Источники

1. Исследования рынков и материалы ИКАР. Режим доступа : http://www.ikar.ru /research.

2. Основы логистики : учеб. для вузов / под ред. В. В. Щербакова. М. : Питер, 2009.

3. Марусева И. В., Котов В. В., Савченко И. Я. Логистика : концепция и функции, складирование, запасы и транспорт, моделирование потоков / под общ. ред. И. В. Ма-русевой. СПб. : Питер, 2008.

4. http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_01/IssWWW.exe/Stg/d09/2-1-8.htm.

5. Шаш Н. Н., Азимов К. А., Шепелева А. Ю. Логистика : конспект лекций. М. : Юрайт, 2010.