Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зырина А. Р.

В статье рассмотрены основные проблемы и направления развития системы правового воспитания в контексте государственной гражданской службы в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION IN THE CIVIL SERVICE IN RUSSIA

The article considers the main problems and directions of development of the system of legal education in the context of the state civil service in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ»

УДК 34

Зырина А.Р.

магистрант ПФ ФГБОУВО Российский государственный университет правосудия (г. Нижний Новгород, Россия)

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ

Аннотация: в статье рассмотрены основные проблемы и направления развития системы правового воспитания в контексте государственной гражданской службы в Российской Федерации.

Ключевые слова: правовое воспитание, государственная служба, правовая культура.

Одним из важных теоретических и прикладных вопросов исследования правового воспитания и правовой культуры является тема перспектив развития основ правового воспитания на основании существующих проблем в исследуемой области. Стоит отметить, что вопрос развития и совершенствования правового воспитания, как граждан в целом, так и государственных служащих в частности, строится через понимание форм, методов и функций правового воспитания:

1) выявление уровня правового сознания и правовой культуры общества, его структурных звеньев, личности;

2) передача адресатам (воспитуемым) определенной суммы правовых знаний, навыков, умений;

3) формирование правовых идей, чувств, убеждений и трансформация их в правовое сознание и правовую культуру с последующим превращением в образ жизни общества, его страт, групп и отдельных личностей.

Важно отметить, что десятилетия деятельности правоохранителей, органов государственной власти и местного самоуправления дали определенный результат в изменении природы и сущности противоправных деяний. На сегодняшний день те изменения, которые произошли в данной плоскости стали касаться изменения структуры преступности, количество обращений за судебной защитой, ростом числа правовых методов разрешения спорных ситуаций и ростом спроса на юридические услуги. Если в 2010 году к услугам юристов обращались около 17-19% физических лиц трудоспособного возраста, то в период 2020 года их число выросло до, в среднем, 30%. А количество гражданских и административных дел в период с 2000-х до 2020-х выросло в 3,55 раз по отдельным категориям разбирательств [1].

Подобные показатели позволяют отметить, что динамика положительная в части правового воспитания, формирования правового сознания в обществе и формирования, соответственно, определенного уровня правовой культуры.

Вместе с этим, тем усилия, что предпринимаются по правовому воспитанию граждан и государственных служащих не позволяют решительно сокращать коррупционные риски и издержки. Уровень правового воспитания не учитывает вовлеченность граждан в правовые инструменты управления своим муниципальным образованием или регионом, государством. В России отмечается глубокий политический кризис, вызванный изъятием граждан из управленческих отношений, которые формируются в соответствии с правовыми основами и инструментами правового регулирования. Глубина проблемы заключается в том, что общество не находится на уровне правового самосознания, осознания себя как гражданина и личности, права которой охраняются и гарантируются государством. А в случае нарушения этих прав, граждане могут получить защиту со стороны государственных институтов -органов управления или органов судебной власти.

Проблемное поле, существующее в низких темпах формирования правовой культуры в стране и в государственной службе (в частности) позволяет

отметить некоторые направления и перспективы, которые позволяют улучшить ситуацию в данном вопросе.

Прежде всего, к числу таких мер и инструментов следует отнести:

- содействие формированию гражданского общества;

- прозрачность судебной системы;

- пропаганда защиты прав граждан и возможностей судебной власти;

- содействие развитию антикоррупционного законодательства;

- развитие системы юридического образования.

Далее представляется важным рассмотреть каждый из перечисленных пунктов по отдельности, более подробно.

Содействие формированию гражданского общества включает в себя, прежде всего, пропаганда правового поведения и борьба с бытовой коррупцией. Самым эффективным инструментом по профилактике и борьбе с коррупцией остаются меры, направленные на пропаганду отторжения коррупции как инструмента решения проблем в вопросах взаимодействия с органами власти или решения иных личных проблем (так называемая бытовая коррупция). Основная масса преступлений коррупционной направленности осуществляется с согласия, попустительства или по инициативе самих граждан. Бытовая коррупция - самый распространенный вид коррупции и встречается повсеместно. Важно подчеркнуть, что для борьбы с такими проявлениями остается эффективным лишь инструмент пропаганды законопослушного поведения для граждан, начиная с этапа школьного обучения и до всех уровней профессиональной деятельности.

Кроме этого, наибольшую эффективность демонстрируют инструменты массовой цифровизации государственного управления, что позволяет справедливо рассматривать борьбу и профилактику коррупции в новом ключе. Использование цифровых электронных технологий позволяет снизить вероятность возникновения рисков коррупции и значительно сократить время решения определенных проблем. Цифровизация стала тем инструментом,

который способствует решению большинства проблем, связанных с взаимодействием с органами государственной власти и самоуправления. Кроме этого, цифровые инструменты позволяют избегать многих контактов власти и бизнеса, снизить вероятность требования платы за определенные решения или разрешения, а также создает автоматизированную экосистему, в рамках которой государственные или муниципальные служащие выполняют роль операторов, а не источников в вопросе принятия решений. В данном контексте представляется важным отслеживать вопросы применения инструментов цифровизации чтобы снизить негативное влияние рисков коррупции на общественные отношения с участием граждан и служащих.

Кроме этого, важным фактором является поддержка деятельности некоммерческих организаций, которые включают в себя в том числе и поддержку правовых инициатив, развитие правотворчества и правовой культуры, а также деятельность в направлении оказания юридических и иных услуг.

Прозрачность судебной системы включает в себя деятельность по развитию гласности судебных процессов, а также популяризация судебной системы через развитие института судебного делопроизводства. Существующие проблемы судебной власти, прежде всего стремление к процессуальной экономии - это развитие форм процесса, снижающие роль граждан, что негативно сказывается на понимании судебной власти и гарантий защиты прав лиц. Необходимо реформировать судебную систему в направлении развития гласности через активное вовлечение граждан в процессуальную деятельность.

Пропаганда защиты прав и возможностей правосудия - это социально-информационная деятельность, связанная со системой связей с общественностью, которая находит активное применение в ряде органов государственной власти и местного самоуправления. Представляется особенно важным совокупность данных усилий со стороны правоохранительных органов, так как эффективность их деятельности в направлении профилактики борьбы с

преступностью и противоправным поведением является наиболее важным вопросом в повестке работы в социально-информационном поле силовых структур и органов власти и управления.

Про антикоррупционное законодательство можно отметить, что современные нормы борьбы с коррупцией дают большие возможности для обхода со стороны нарушителей действия этих правил. Западный опыт не учитывается в направлении борьбы с коррупцией, а информационное взаимодействие по оценке офшорных схем и приобретаемого имущества за пределами России также находится на низком уровне. Борьба с коррупцией в части анализа происхождения денежных средств, анализа причин наличия определенного имущества - все это создает основания для проблемного поля в данном вопросе. Представляется необходимым проанализировать западный опыт борьбы с коррупцией и создавать условия, схожие с судебной системой, которая гарантирует высокий уровень жизни с серьезными требованиями по должностной этике и отчетности о доходах и происхождении денежных средств. Подобная система могла бы стать хорошим инструментом для мультипликации в другие структуры.

Стоит отметить, что подобная практика в России ведется, соответственно для развития ее необходима политическая воля и определенные усилия.

И, одно из важных направлений, это развитие системы юридического образования. В данном случае речь идет о том, что развитие системы юридического образования могло бы охватывать такие направления деятельности, которые на сегодняшний день формально - затрагивают вопросы системы образования. В вопросе принципов образования особое место стоит уделить и самой системе образования, с учетом того, на сколько она может обеспечить на сегодняшний день исполнение данных принципов.

Формирование нового подхода в виде внедрения образовательных стандартов, нового вида единых государственных экзаменов, корректировки модели управления образовательной средой повлияли на цели и задачи системы

образования, а также подготовили почву для качественного совершенствования всех составляющих системы образования. В контексте принятия и реализации национального проекта «Образование», вопрос о совершенствовании модели управления образованием становится более актуальным.

Под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности. Образование включает в себя и становление мировоззрения. Образовательная сфера транслирует участникам данных отношений знания, информацию, по средствам которой определяется социальная и культурная роль данного процесса. Структурные элементы системы передачи знаний и опыта иллюстрируют социальную и культурную ценность образования.

Транслирование ценностей, вместе с которыми образование охватывает выполнение социальной функции и назначения по обеспечению беспрерывного прогресса в обществе, и формирует его социокультурное значение. Передача данных, наследственной памяти о достижениях общественного прогресса, об истории, об опыте в процессе развития - всё это подчеркивает и актуализирует значение образования в обществе. Переоценить значение образовательной сферы в социальном, государственном, культурном и научном развитие невозможно. По этой причине следует отдельно обратить внимание на то, что данной сфере, безусловно, существуют проблемы. Проблем таких достаточно много и они демонстрируют различного рода упущения, несовершенство самой системы передачи знаний и опыта между субъектами.

Таким образом, намеченные направления и пути решения проблем развития и содействия развитию правового воспитания включают в себя всю совокупность вопросов, обеспечивающих развитие правового воспитания и правовой культуры в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Войде Е.Г. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией // Криминологический журнал, №. 2, 2020, С. 49

Zyrina A.R.

Master's student Russian State University of Justice (Nizhny Novgorod, Russia)

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION IN THE CIVIL SERVICE IN RUSSIA

Abstract: the article considers the main problems and directions of development of the system of legal education in the context of the state civil service in the Russian Federation.

Keywords: legal education, public service, legal culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.