Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Д.С.

Статья посвящена рассмотрению опыта взаимодействия государства и бизнеса при решении социально-экономических задач. Рассмотрен опыт выстраивания партнёрства государства и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов, использовании механизмов государственно-частного партнерства, а также применение принципов проектного управления. Предложены инструменты для совершенствования взаимодействия государства и бизнеса, в том числе с использованием специализированных информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT PARTNERSHIPS OF BUSINESS AND STATE

The article is devoted to the consideration of the experience of interaction between the state and business in the solution of social and economic problems. The experience of building a partnership between the state and business in the implementation of infrastructure projects, of usage of public-private partnership mechanisms, as well as of application of the principles of project management is considered. Tools for improving the interaction of the state and business, including the usage of the specialized information resources are proposed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА»

УДК 33.334

Быкова Д.С. студент магистратуры 3 курса Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению опыта взаимодействия государства и бизнеса при решении социально-экономических задач. Рассмотрен опыт выстраивания партнёрства государства и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов, использовании механизмов государственно-частного партнерства, а также применение принципов проектного управления. Предложены инструменты для совершенствования взаимодействия государства и бизнеса, в том числе с использованием специализированных информационных ресурсов.

Ключевые слова: партнерство бизнеса и государства, инфраструктурные проекты, государственно-частное партнерство, проектное управление в государстве.

Bykova D.S. student at master's level 3rd year, Department of corporate finance and corporate governance Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow DIRECTIONS OF DEVELOPMENT PARTNERSHIPS OF BUSINESS AND STATE

Abstract: The article is devoted to the consideration of the experience of interaction between the state and business in the solution of social and economic problems. The experience of building a partnership between the state and business in the implementation of infrastructure projects, of usage of public-private partnership mechanisms, as well as of application of the principles of project management is considered. Tools for improving the interaction of the state and business, including the usage of the specialized information resources are proposed.

Keywords: business and state partnership, infrastructure projects, public-private partnership, project management in the state.

Объединение усилий государства и бизнеса для решения важных социально-экономических задач - это та объективная необходимость, с

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 1(17) 2018

http:y/f()rum-nauka.ru

187

которой сталкивается российское общество и без которой невозможно дальнейшее эффективное развитие. Поэтому очень важно, чтобы это объединение усилий было взаимовыгодным, партнёрским - только так оно сможет принести максимальный результат.

Определённый опыт эффективного партнерского взаимодействия государства и бизнеса уже накоплен в рамках реализации инфраструктурных проектов. Именно проекты по развитию инфраструктуры очень наглядно демонстрируют тот взаимный интерес, который может быть у государства и бизнеса: развитая инфраструктура является основой повышения эффективности бизнеса, комфорта населения и развития государства в целом и может оказывать опосредованное влияние на такие важнейшие количественные и качественные макроэкономические параметры как: валовый национальный продукт, уровень занятости населения, мобильность населения, инвестиционный потенциал.

Растущий взаимный интерес государства и бизнеса в реализации совместных инфраструктурных инвестиционных проектов характеризуется объёмами привлеченных в рамках реализации государственных программ Российской Федерации (госпрограммы) средств юридических лиц. По итогам 2016 года объем средств, привлеченных из внебюджетных источников, составил 5,9 трлн. рублей или 28 процентов в общем объеме финансовых ресурсов, направленных на реализацию госпрограмм Российской Федерации, доля государства составила 72 процента [1]. Данное соотношение свидетельствует о готовности бизнеса участвовать в реализации государственных проектов, признавая их высокую эффективность.

Достижению данного результата способствовало активное государственное стимулированию развития механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) и их внедрения в практику реализации различных проектов в составе госпрограмм. Потенциал развития заключается в привлечении частного софинансирования при помощи механизмов ГЧП. При этом необходимо продолжения стимулирования потенциала развития ГЧП через создание системы партнёрских отношений, которое заключается в продолжении консолидации и развитии компетенции заинтересованных сторон.

Компетенции - полномочия, знания, опыт в сфере ГЧП, которыми должны обладать как органы власти, так и бизнес структуры, основанные на соответствующей нормативной правовой базе и эффективном использовании её на практике. В 2016 году была сформирована нормативная правовая база реализации проектов ГЧП на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Это дало толчок для увеличения количества проектов ГЧП. В январе 2017 года было принято решение о реализации уже более 1600 проектов [2]. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, как основы компетенции всех участников ГЧП необходимо продолжить на всех уровнях власти. Планируемое федеральными органами

исполнительной власти внедрение «ГЧП-фильтра» при оценке проектов, предлагаемых в рамках госпрограмм, позволит оптимизировать ресурсы государства и сконцентрироваться на поиске балансов интересов с бизнесом.

В то же время необходимо упрощение процедуры планирования и согласования проектов, реализуемых государством совместно с бизнесом, что позволит без потери качества запускать их реализацию в кратчайшие сроки. Немаловажным является формирование, как у представителей органов власти, так и у представителей бизнес сообщества умений и навыков использования всех имеющихся возможностей для реализации проектов. Данный вопрос целесообразно рассмотреть с точки зрения частичного финансируемого из федерального бюджета централизованного регулярного обучения представителей, как государства, так и бизнеса, практическим основам подготовки, отбора, реализации и мониторинга проектов ГЧП. Необходимо на всех уровнях завершить создание групп профильных специалистов, чей высокий уровень подготовки и умений в реализации проектов будет иметь мультипликативный эффект.

Также важное направление развития партнёрских отношений государства и бизнеса - это консолидация проектов и усилий. Инструментом консолидации проектов государства и бизнеса должны стать госпрограммы. Разработка и реализация госпрограмм переходит к новому этапу развития и усовершенствования, основным вектором которого является внедрение принципов проектного управления.

Для этого, на первом этапе начиная с текущего года и в течение последующих двух лет, апробация принципов проектного управления пройдёт в «пилотном» режиме на примере пяти госпрограмм (Развитие здравоохранения, Развитие образования, Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, Развитие транспортной системы, Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия). В том числе пройдёт апробация погружения в состав госпрограмм проектов, реализация которых осуществляется на основе механизмов ГЧП. Результаты, полученные в рамках «пилотных» госпрограмм, станут основой для совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм, в том числе порядка планирования в составе госпрограмм проектов, реализация которых будет осуществляться при участии бизнеса и за счет привлечения средств из внебюджетных источников.

Использование механизмов проектного управления необходимо распространять как в горизонтальной плоскости, то есть на все государственные программы: федерального, регионального, муниципального уровней, так и в вертикальной плоскости, то есть на госпрограммы и проекты разных уровней, объединенные одной отраслевой спецификой.

Положительным востребованным эффектом такой вертикальной

консолидации должна стать взаимоувязка и синхронизация мероприятий госпрограмм федерального уровня, госпрограмм субъектов Российской Федерации и программ муниципальных образований.

Кроме того, необходимо совершенствование норм, касающихся ответственности государства и бизнеса за достижением запланированных значений целевых показателей реализации совместных проектов.

Использование преимуществ перехода экономики на цифровую среду должно быть использовано в полной мере. Необходимо существенным образом модернизировать автоматизированную информационную систему «Портал Госпрограмм», которую можно рассматривать в перспективе как единую площадку взаимодействия государства, бизнеса и научного сообщества, на которой могут приниматься управленческие решения в отношении проектов, направленных на достижение совместных целей и ключевых показателей эффективности.

С помощью электронных площадок Портала Госпрограмм и Платформы поддержки инфраструктурных проектов [3] нужно синхронизировать работу в направлении формирования и реализации проектов, как на этапе информирования заинтересованных сторон о возможности участия в проектах и также проведение процедур отбора соответствующих участников, так и формирования открытой отчетности о ходе их исполнения.

Консолидация должна коснуться и налаживания эффективных, работающих механизмов межведомственного взаимодействия,

взаимодействия органов власти различных уровней, власти и бизнеса, в том числе упрощение процедур такого взаимодействия, снятия административных барьеров.

Перечисленные механизмы направлены увеличение доли участия бизнеса в реализации госпрограмм. Такое партнерство государства и бизнеса будет способствовать более эффективному использованию имеющихся у сторон ресурсов и развивать наиболее значимые направления с учетом потребностей населения.

Использованные источники:

1. Портал государственных программ Российской Федерации / https://programs.gov.ru/Portal/analytics (дата обращения 05.12.2017).

2. Государственно-частное партнерство / Официальный сайт Министерства экономического развития России / http://economy. gov. ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/ (дата обращения 05.12.2017).

3. Платформа поддержки инфраструктурных проектов / http://www.pppi.ru (дата обращения 05.12.2017).

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 1(17) 2018

http:y/f()rum-nauka.ru

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.