Научная статья на тему 'Направления развития малого города в современном промышленно развитом регионе'

Направления развития малого города в современном промышленно развитом регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
720
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Талалушкина Ю.Н.

В статье отмечается, что в настоящее время в России наблюдается отставание в развитии малых городов по сравнению с большими. Глубоки различия в стартовых условиях и имеющихся возможностях рыночных преобразований. Изменения в экономической политике государства способствуют позитивному развитию малых городов, но они никогда не смогут выйти из кризиса, если не внести в эту политику коррективы. Предложены конкретные пути возрождения малых городов и их дальнейшего укрепления в сети поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления развития малого города в современном промышленно развитом регионе»

УДК 330.191.4

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОРОДА В СОВРЕМЕННОМ

ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТОМ РЕГИОНЕ

Ю. Н. ТАЛАЛУШКИНА,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры социологии

E-mail: talalushkin@mail. ru

Челябинский государственный университет

В статье отмечается, что в настоящее время в России наблюдается отставание в развитии малых городов по сравнению с большими. Глубоки различия в стартовых условиях и имеющихся возможностях рыночных преобразований. Изменения в экономической политике государства способствуют позитивному развитию малых городов, но они никогда не смогут выйти из кризиса, если не внести в эту политику коррективы. Предложены конкретные пути возрождения малых городов и их дальнейшего укрепления в сети поселений.

Ключевые слова: малый город, развитие, промышленность, предпринимательство.

Малые города — это совокупность поселений, находящихся в особо сложном социально-экономическом положении. Тем не менее малые города составляют основу страны и общества, поэтому решать их проблемы необходимо на местном и федеральном уровнях.

В целях обеспечения условий по созданию социально ориентированной экономики и признавая, что для малых городов характерно общее резкое отставание, сохранение которого гибельно для экономики всей России, на федеральном и региональном уровнях необходимо обеспечить минимально благоприятные условия для того, чтобы запустить в малых городах механизм саморазвития, задействовать их производственный, социальный и интеллектуальный потенциалы в интересах всего народного хозяйства.

Необходимо отметить, что процессы активизации малых городов в нашей стране уже наметились вполне отчетливо. Однако дальнейшее развитие не должно стирать своеобразия и привлекательности малых городов, заслонять то, что составляет их гордость и создает им известность. Нельзя требовать от «рядового» малого города, чтобы он по темпам роста шел вровень с большим. Потолок его развития определен возможностями района и потенциалом экономико-географического положения, его способностью сочетать свое развитие на ресурсах своего района и на дальних экономических связях [4].

Малый город — это «столица» сельского района, курорт, спутник крупного центра, железнодорожный узел, центр угледобычи, центр энергетики при тепловой или при атомной электростанции. Все они малые и все резко различны. У каждого из них, наряду с общими, существуют свои специфические проблемы, связанные или с невыгодным положением, или с «профессиональными» болезнями [3].

Следовательно, и набор средств для активизации малых городов должен быть широк и разнообразен.

Решение задач развития малых городов зависит, в конечном счете, от сформированного экономического механизма, адекватного новым условиям хозяйствования и рыночной экономики.

Он направлен на решение следующих задач [1]: • возрождение хозяйственной деятельности на основе развития различных форм собственности за счет стимулирования деловой активности

- 37

населения и обеспечения условий для предпринимательства;

• социальное возрождение города на основе восстановления социально-экономического потенциала и улучшения качества жизни населения, повышения его общеобразовательного и персонального уровня;

• духовное возрождение города на основе повышения культурного уровня населения, восстановления ценного историко-культурного наследия, исторических традиций и обрядов;

• возрождение духовных ценностей религии;

• возвращение исторических названий городам, улицам и т. д.

Решение этих задач связано с определением конкретных направлений возрождения малых городов в условиях перехода к новым экономическим отношениям. Наиболее важными из них являются:

1) реконструкция и развитие промышленного производства на базе передовых технологий, имеющихся благоприятных условий и предпосылок, а также новых форм хозяйствования.

Переход к рыночной экономике открытого типа, полное устранение государства от решения экономических проблем привели к остановке ряда предприятий отрасли ВПК, машиностроения, легкой, пищевой, лесной и сельскохозяйственной перерабатывающей промышленности, т. е. всех тех отраслей, которые составляли градообразующую основу малых городов. Вымывание отечественных товаров народного потребления с внутреннего рынка вызвало пропорциональный этому процессу спад производства, из-за отсутствия средств на модернизацию производства не могла быть обеспечена необходимая конкурентоспособность этой продукции.

Такое положение привело к потере традиционной хозяйственной специализации города и, в конечном счете, к потере его места в общем экономическом пространстве, к разрушению межотраслевого и финансового балансов, рыночных отношений.

Спад производства влечет за собой и негативные социальные последствия: растет безработица, сокращаются поступления в городской бюджет, который уже не может обеспечить своевременной выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы и пенсий. Становится невозможным развивать социальную сферу и даже поддерживать ее на уровне требований минимальных стандартов. В результате отсутствия средств для осуществления ремонтно-строительных работ приходит в упадок

материальная база (здания, сооружения, сети). В итоге возрастает опасность социального взрыва.

Как показал опыт нашей страны, в данном случае негативный, в качестве способа активизации малых городов чаще всего используется потенциал промышленности. Те из малых городов, которые располагают более благоприятными предпосылками для развития (по сравнению с другими), выбираются для размещения в них крупных промышленных предприятий.

В случае использования потенциала промышленности как рычага подъема малых городов обязателен учет всех выполняемых ими функций, чтобы не произошло подавления их промышленностью. Промышленность в этом случае призвана способствовать укреплению других, свойственных малому городу обязанностей, она должна быть связанной с нуждами окружающего района, ориентироваться на переработку местного сырья или на обслуживание местных потребностей. Желательно руководствоваться рекомендациями по подбору предприятий, которые бы по профилю, размерами и по специализации соответствовали параметрам малого города, его месту в районе и хозяйственному профилю самого района. Приоритетной задачей является сохранение и восстановление жизнеспособных предприятий — с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, производственный потенциал которых может обеспечить товарное наполнение потребительского рынка и вытеснение импорта без масштабных инвестиций и глубокой структурной перестройки [2].

Среди мер по активизации промышленного потенциала малых городов можно выделить:

а) преодоление диспропорции между размещением производства и размещением трудовых ресурсов;

б) преодоление диспропорции между отраслями тяжелой промышленности и отраслями, позволяющими использовать труд женщин и труд молодежи. Это является особой задачей городов — промышленных центров с узкой специализацией. В них должны быть созданы предприятия — «противовесы»: заводы тяжелой индустрии в городах с приоритетом текстильного производства и, наоборот, предприятия легкой промышленности должны быть созданы в городах, специализацией которых является производство угля, руды, металлов, стройматериалов. Это позволяет полнее использовать трудовые ресурсы, излечить «профессиональные» болезни узкоотраслевых центров.

Для обеспечения наполнения потребительского рынка продукцией легкой промышленности должны быть задействованы города, специализирующиеся на текстильной, трикотажной, кожевенно-обувной, ковровой промышленности. Решение проблемы «текстильных городов» требует значительных финансовых ресурсов, которыми государство в настоящее время не располагает. Поэтому, прежде всего, в среднесрочный период предполагается задействовать малые «текстильные города», имеющие на своей территории полный производственный цикл: от обработки сырья до получения готовой продукции в виде тканей. Основные финансовые ресурсы здесь будут направлены на приобретение оборотных средств (сырья, качественных красителей и прочего), на создание специализированной системы высокопрофессионального маркетинга, на развитие оптовой, мелкооптовой и розничной дилерской сети. Государство может также поддержать такие города, разместив на их текстильных предприятиях государственные заказы.

В малых и средних городах — машиностроительных центрах приоритетом государственной поддержки должны стать предприятия по производству оборудования для модернизации производственной базы [7].

В оборонной промышленности государственный заказ в настоящее время снизился до уровня в 8—10 %, в первую очередь прекратили работать предприятия и филиалы именно в малых городах. Конверсионная программа не финансируется и реализуется с большими трудностями. Страна частично потеряла свои крепкие позиции на рынке вооружения, а утерянная ниша тут же заполнилась конкурентами [5].

Среди малых и средних городов — центров ВПК в первую очередь должны быть поддержаны те моноструктурные города и предприятия, в которых имеется потенциал для перехода на выпуск конструктивно и технологически сходной продукции (двойные технологии). Продукция таких производств, как правило, конкурентоспособна на мировых рынках, следовательно, города будут иметь стабильную базу пополнения бюджетов, а федеральный бюджет — надежный источник налоговых доходов.

Поддержка будет оказываться также через размещение государственных заказов предприятиям ВПК, активно осуществляющим конверсионные программы и наращивающим производство

гражданской продукции с применением двойных технологий;

в) решение проблемы создания в перспективе оптимальных промышленных комплексов в районах обработки месторождений каменного угля и других полезных ископаемых, а также в городах, являющихся центрами старых металлургических заводов.

Для стабилизации ситуации в малых городах — центрах угледобычи с шахтами, отнесенными к нерентабельным, реструктуризация угольной промышленности в среднесрочный период должна будет идти не по пути дальнейшего закрытия шахт, а через поиск дополнительных резервов для повышения рентабельности добычи на этих шахтах и сохранения занятости населения. Для этого, прежде всего, совместно силами руководителей предприятий и представителей администраций городов необходимо провести анализ хозяйственной деятельности шахт, намеченных к закрытию (необходимо определить причины нерентабельности каждой отдельной шахты (если низкая рентабельность обусловлена высокими тарифами по перевозке, то необходимо предусмотреть возможность использования угля на месте); в каждом конкретном случае в связи с закрытием нерентабельных шахт необходимо определить последствия их закрытия при: а) полном закрытии и консервации всех работ; б) частичном закрытии; в) консервации с возможным возвращением к добыче в случае резкого возрастания спроса на уголь).

В ряде случаев специализированные центры, которые возникли на разработках месторождений полезных ископаемых (угля, железных и полиметаллических руд, горно-химического сырья), должны сменить специализацию. Горнопромышленным центрам, расположенным в районах с экстремальными природными условиями, к сожалению, уготована недолговечная жизнь. В обжитых районах таким городам необходима перепрофилизация. Необходимо отметить, что опыт в этом деле накоплен значительный.

В малых «угольных» городах в рамках реструктуризации угольной промышленности был осуществлен только первый этап: закрыто большинство шахт на Урале, в Кемеровской области, в Воркуте. В этот процесс были вложены колоссальные финансовые средства. Средства же на структурную перестройку экономики малых городов и для создания альтернативных предприятий никем не предус-

матривались. В результате, большинство городов и поселков в этих регионах, для которых шахты являлись единственным градообразущим предприятием, лишились основы своей жизнедеятельности и находятся на стадии вымирания [5]. Поэтому при реализации первоочередных мер по стабилизации социально-экономической обстановки в угледобывающих регионах необходимо предусматривать в обязательном порядке финансирование комплекса мер по реструктуризации их экономической базы и по обеспечению гарантий социальной защиты населения малых городов угледобывающих регионов в соответствии с региональными и городскими программами их развития;

г) упорядочение структуры хозяйства в городах, являющихся центрами производства сельскохозяйственной продукции.

В городах АПК объектами приоритетной поддержки должны стать мясокомбинаты, жиркомбинаты, сахарозаводы, спиртзаводы.

Развитие этих предприятий в городах АПК одновременно потребует государственной поддержки комбикормовых заводов, племенного и селекционного дела, заводов сельскохозяйственного машиностроения. Такое направление государственного регулирования позволит задействовать потенциал 300 малых городов, обеспечить занятость 1,5 млн чел. При этом нет необходимости в значительных инвестициях, так как мощности существующих предприятий и их основные средства должны быть направлены на пополнение оборотных фондов, а также на создание грамотного менеджмента и маркетинга [7].

Для России есть один путь — путь сохранения промышленности как фундамента экономики при ее эффективной реструктуризации и диверсификации, а также за счет формировании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Все это означает обеспечение промышленного развития городов, в том числе в связи с возможностями высвобождения занятых из сельскохозяйственного производства, которое имеет (в связи с суровыми природно-климатическими условиями) низкую конкурентную способность в международном разделении труда. Уже в ближайшей перспективе малые города могут стать базовыми центрами развития промышленности и иных форм хозяйственной деятельности в сельской местности.

На Урале предлагается развивать, прежде всего, промышленность по обработке сельскохозяйствен-

ной продукции, по глубокой переработке древесины, в том числе на базе отходов, а также производство щебня и сопутствующей продукции на основе действующих карьеров и открытия новых.

Особое направление, очень важное для Урала, — это создание предприятий или цехов по переработке вторичных ресурсов. Это позволит эффективно решать экологические задачи и проблему использования трудовых ресурсов, высвобождаемых с рудников, шахт, перепрофилированных производств тяжелой оборонной промышленности [1].

В отношении малых городов, представленных многими типами, должны быть использованы различные способы их активизации. Внедрение промышленности в малые города — это только один из предлагаемых способов. Гораздо шире нужно активизировать малые города, превращая их в центры отдыха и туризма, усиливая их значение как «столиц» низовых районов;

2) восстановление естественноисторичес-ких, экономических связей с селом с помощью развития функций по обслуживанию окружающих территорий, а также крупных городов. Преимущественное направление активизации малых городов должно осуществляться во взаимодействии с районом, в котором они находятся. Это требует определения места каждого малого города в территориальной организации хозяйства, уточнения его профиля и параметров развития в зависимости от экономической ситуации, возможностей и потребностей в его непосредственном окружении. Решение таких важных проблем территориальной организации хозяйства экономических районов, как создание единых энергетических и транспортных систем, районных баз строительной индустрии, стимулирует активизацию малых городов и помогает приобрести им большую преобразующую силу по отношению к сельской местности, которую они возглавляют и неотъемлемой частью которой они являются.

Чем дальше, тем сильнее в качестве важного фактора активизации малых городов выступают крупные центры. Малый город все чаще становится партнером большого, даже не являясь его спутником;

3) развитие коммерческой деятельности. Придавая особо важное значение бизнесу и предпринимательству для активизации хозяйственной деятельности именно в малых городах и для решения проблемы занятости их населения, необходимо

учитывать, что малый бизнес не компенсирует утраты функций предприятий градообразующей базы и поэтому не может кардинально решить проблемы возрождения экономики малого города.

Вместе с тем для пополнения бюджетов малых городов, снижения напряженности на рынке труда, формирования среднего класса должна быть обеспечена гарантированная государственная поддержка развития малого предпринимательства в производственной сфере, в АПК, в сфере бытовых услуг и ЖКХ малых городов России [7].

Для этого необходимо реализовать Федеральную программу поддержки малого предпринимательства в малых и средних городах и предусмотреть соответствующее финансовое, правовое и организационное обеспечение:

— по формированию инфраструктуры поддержки

малого бизнеса в малых городах (создание бизнес-центров, инновационных центров, консультационных агентств, учебно-деловых центров и прочих);

— по повышению конкурентоспособности малых

предприятий в малых городах (введение единых стандартов на продукцию и услуги, сертификации продукции и услуг, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей);

— по стимулированию организационной деятель-

ности малых предприятий в сфере производства малых городов с помощью создания системы опорных лизинговых центров и специализированных региональных лизинговых компаний;

— по облегчению доступа малого предпринима-

тельства в малых городах к финансовым ресурсам через поддержку образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных и гарантийно-инвестиционных организаций; 4) развитие рекреационной деятельности на основе более полного использования рекреационных ресурсов, включая:

а) восстановление, сохранение и рациональное использование ценного исторического наследия малых городов, памятников архитектуры и национальной культуры;

б) экономическое использование историко-культурного потенциала через развитие туристско-экскурсионной деятельности;

в) развитие городов, богатых природой, как центров отдыха. Их следует оснастить пансионатами и

турбазами, столовыми, ресторанами и спортивными комплексами;

5) создание централизованного фонда капитальных вложений на проведение инженерно-строительных мероприятий в малых городах. Это подготовило бы малые города к развитию и устранило бы тот барьер первоначальных затрат, который часто не хотят преодолевать министерства и ведомства. Желательны меры, обеспечивающие экономическое стимулирование размещения промышленности в малых городах;

6) восстановление и развитие традиционных производств, ремесел и народных промыслов;

7) развитие технополисов и технопарков на территории ряда малых городов, располагающих для этого необходимыми предпосылками. Так, например, для развития наукоемких производств и высоких технологий в настоящее время наиболее эффективным направлением явится поддержка тех городов, в которых возможно создание технополисов. В наибольшей степени этим требованиям отвечают закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и наукограды. Средства должны направляться на создание технопарков и инкубаторов инвестиционного бизнеса, что позволит превратить малые города в богатые источники инноваций;

8) повышение уровня благоустройства жилищ и обслуживания населения, повышение охраны здоровья населения;

9) создание условий для повышения образовательного и профессионального уровня, а также занятости населения [6].

Необходимо отметить, что в настоящее время ситуация несколько стабилизировалась, в том числе и потому, что государственная служба занятости переориентировала свою деятельность на инвестирование отпущенных средств в «человеческий капитал» (организовала обширную сеть профессиональной переподготовки людей, оказавшихся не у дел);

10) создание благоприятной экологической обстановки, что во многом определяет все перечисленное ранее [8].

Несмотря на то, что в определенный период малые города и их экономика практически мгновенно оказались, с одной стороны, вне государственной системы управления экономическим развитием (реформаторами не было предложено ничего, что могло бы помочь малым городам перейти к новой

системе рыночных отношений), с другой стороны, в настоящий момент происходит возрождение малых городов как с помощью указанных ранее способов, так и с помощью других. Важно, чтобы пути активизации малых городов правильно отражали местные условия и то положение, которое занимает город в системе расселения. Кроме того, эти пути должны обеспечивать законодательно-правовые основы бюджетно-налоговой системы на муниципальном уровне, учитывающие особенности экономического развития малых городов.

Поскольку малые города занимают скромное, но по-своему важное место в расселении и территориальном устройстве, то задача по их оздоровлению и укреплению их жизнестойкости, сохранению их именно как малых (так как им присущи свои ценные особенности среды обитания, которые для определенных слоев населения обладают большой привлекательностью) является важной государственной задачей.

Список литературы

1. Возрождение и развитие малых городов России. М.: Панас-Аэро. 1994. С. 254—255.

2. Корнеев Н. В. Социальная модернизация промышленной инфраструктуры городского хозяйства крупных и малых городов // Машиностроитель. 2010. № 9. С. 28—39.

3. Костина О. Специфика малых городов // Кадровик. Кадровый менеджмент: журнал в журнале. 2006. № 9. С. 72—76.

4. Леонова Н. А. Оценка конкурентного потенциала малых городов // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19. С. 100—103.

5. Марков. Е. По-государственному решать проблемы малых городов // Малые города. 1998. № 8—9. С. 15—19.

6. Осипов П. Н. Реализация идеи непрерывного профессионального образования в условиях малого города // Высшее образование в России. 2009. № 5. С.157-160.

7. Социально-экономические проблемы общественного благосостояния малых городов / отв. ред. А. Ю. Шатин. Челябинск: ЧФ ИЭ УрО РАН. 2009.

8. Теоретико-методологические подходы к исследованию самодостаточности малых городов / под ред. Т. А. Верещагиной. Челябинск: ЧелГУ. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.