Ермакова E.A.
д.э.н., профессор, Саратовский социально-экономический институт (филиал РЭУ)
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРАУДФАНДИНГОВОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ
Ключевые слова: краудфандинг, краудинвестинг, инновации, инструменты финансирования.
Keywords: crowdfunding, equity crowdfunding, innovation, financial instruments.
В Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран, идет активный поиск эффективного подхода, который бы, с одной стороны, опирался на всесторонний анализ и понимание глобальных инновационных процессов, особенностей развития высокотехнологичных мировых рынков, а с другой - учитывал текущее состояние отечественной инновационной сферы, ее сильные и слабые стороны, тот социально-экономический контекст, в котором предстоит осуществить переход к инновационной экономике, основанной на знаниях. Курс на инновационную экономику взяли все страны мира. Так, если сравнить современный мировой рынок высоких технологий (объем которого составляет порядка 3 трлн. долл.) и рынок энергетических ресурсов (объем - 700 млрд. долл.), то их соотношение составит 4:1. В течение ближайших лет (до 2020 г.) прогнозируется динамичный рост объема рынка высокотехнологичной продукции до 10-12 трлн. долл. по основным направлениям, и относительное падение рынка энергетических ресурсов -до 1 трлн. 200 млн. долл.1 Таким образом, в глобальном масштабе произойдет кардинальное изменение инновационной и традиционной ресурсной базы, которое составит 10:1. В последние годы расходы на освоение составляющих новый уклад технологий и масштаб их применения растут с темпом около 35% в год2.
Важнейшими элементами и основой здоровой экономики в большинстве стран являются малый бизнес и создание новых инновационных предприятий. Неоклассическая модель экономического роста Солоу-Свона показывает, что экономический рост тесно связан с инновационным уровнем страны3. Малый бизнес вносит существенный вклад в развитие инновационной экономики многих стран: во Франции - 4,2%, в США, Германии и Италии - более 5, Канаде, Великобритании - более 10%4. В современной российской экономической практике доля малого бизнеса в ВВП не превышает 17% (в развитых странах - около 50%), а доля инновационного малого бизнеса не превышает 1% ВВП. При этом российская модель финансирования инноваций характеризуется ограниченным доступом к финансовым ресурсам и возрастающей потребностью малого бизнеса и стартапов в привлечении небольших сумм для начального финансирования при наличии свободных денежных средств населения, не задействованных в финансировании инноваций, и расширении возможностей Интернет-технологий в финансовых отношениях.
На сегодняшний момент ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой. Несмотря на увеличение расходов на исследования и инновации их результативность и эффективность не растут. Рост бюджетного финансирования, направляемого на поддержку исследований и разработок, на развитие сектора генерации знаний, не привел к должному росту инновационной активности предприятий. Основной дефицит рынок испытывает в инвесторах, которые рисковали бы на ранней стадии. Существующие источники финансирования, включая инструменты финансовой поддержки со стороны государства, покрывают инвестиционные потребности малых и средних инновационных компаний не более чем на 10-15%5. На финансирование посевной стадии в России приходится меньше 5% доступных на рынке денег6. В результате в России назрела проблема внедрения альтернативных инструментов финансирования инновационного бизнеса на ранних стадиях его развития.
Новым финансовым инструментом становится краудфандинг или народное финансирование (от англ. сrowd funding, CTowd - «толпа», funding - «финансирование») как коллективное сотрудничество людей, которые доброволь-
1 Кузык Б. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. - М., 2009. - № 1. - С. 56-67.
2 Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике. Доклад РАН России / Под ред. академиков А. Д. Не-кипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. - М.:, 2013. - http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=4f0a07fe-8853-4eda-9428-574f5fc f0654#content
3 Solow R.M. A Contribution to the Theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. 1956. - N 70. - P. 65-94.
4 Новиков А. А. Ресурсы и факторы инновационного развития российской экономики // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. - № 4. - С. 6. - http://naukovedenie.ru/PDF/132evn412.pdf
5 Опыт формирования зон инновационного роста: достижения и ошибки. - http://www.raexpert.ru/docbank/38c/7cb/150/ 560e945f7460925d2ec6055.pdf
6 Национальная ассоциация бизнес-ангелов. - http://rusangels.ru/naba/investors/business-angels-investment/
но объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. В настоящее время краудфандинг зарекомендовал себя как полноценный финансовый инструмент, причем инвестиций на посевной стадии. Краудфандинг позволяет вовлечь финансовые ресурсы населения в инновационную деятельность и увеличить тем самым финансирование высокорискованного инновационного бизнеса на ранних этапах развития.
Инновации нуждаются в начальном или посевном капитале для формирования модели бизнеса, команды и прототипа технологии или сервиса. Именно это и есть узкое место инновационных проектов, т.к. традиционные финансовые институты (и даже венчурные фонды) обычно не вкладывают деньги в стартапы на ранних стадиях их развития. По европейским данным ЕАVC на 2009 г. из 1200 частных инвестиционных фирм только 0,6% вкладывали в стартапы на ранних стадиях.
Под краудфандингом мы понимаем инструмент коллективного финансирования конкретных проектов или целей (культурных, социальных, благотворительных, коммерческих, производственно-технологических) посредством перераспределения финансовых ресурсов между широкой общественностью и предпринимателями, пользующимися Интернетом, безвозмездно либо в обмен на денежные или неденежные вознаграждения.
Данное определение позволяет выделить несколько важных характеристик краудфандинга как финансового инструмента. Во-первых, краудфандинг считается более доступным источником в сравнении с другими традиционными вариантами финансирования новых компаний (включая и венчурное финансирование). В этом краудфандинг близок к неформальному инвестированию, например, семейному (друзья и члены семьи) или ангельскому капиталу. Во-вторых, краудфандинг возникает и развивается исключительно благодаря Интернет-технологиям. В-третьих, этот финансовый инструмент позволяет привлечь в качестве инвесторов широкий круг непрофессиональных инвесторов, обычных людей из «толпы». В-четвертых, в краудфандинговой модели финансирования инноваций инвесторы ищут компании, в то время как во всех иных моделях в большинстве случаев компании сами ищут инвесторов.
Возможность использования краудфандинга для финансирования инноваций определяется рядом тенденций и факторов его развития:
- технологические достижения и развитие социальных средств массовой информации. Современный уровень развития технологий позволяет пользователям Интернета вступать в онлайн-сообщества по интересам, чтобы обмениваться идеями и решать насущные проблемы;
- отказ от посредничества. Обеспечивается прямая связь покупателей с продавцами, создателей с инвесторами и проектов с сообществами. Традиционные бизнес модели слишком сложны и требуют больших временных и финансовых затрат;
- малый бизнес испытывает трудности с привлечением начального капитала. Стартапы сталкиваются с большими трудностями, пытаясь привлечь небольшие суммы для начального финансирования (до 1 млн. долл.).
- краудфандинговый эффект - «парадигма сдвига». Предприниматели начинают осваивать краудфандинговый способ финансирования, благодаря которому они получают не только необходимый стартовый капитал, но и дополнительную рекламу через социальные сети, и бесценные отзывы от потребителей. Многие инвесторы осознают, что они могут участвовать в реализации проектов от начала до конца, отслеживая процесс их развития и помогая по мере сил;
- внедрение акционерного краудфандинга.
Краудинвестинг (акционерный краудфандинг) позволяет обеспечить огромную мобилизацию капитала для инвестирования в инновации за счет снижения входных барьеров и подлинной трансграничности. Развитие всех существующих краудфандинговых платформ идет в направлении создания больших возможностей и снижения рисков для краудинвесторов с целью минимизации махинаций и пирамид.
По мнению представителей Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, к 2020 году объём денежных средств, инвестируемых квалифицированными инвесторами-физическими лицами в стартапы через механизмы краудфандинга в США и Великобритании, превзойдет текущие объемы прямых инвестиций в стартапы через механизмы ангельского инвестирования в 4-6 раз1. Практически весь объем новых денег поступит от инвесторов, которые в настоящий момент не инвестируют в стартапы из-за отсутствия удобного для них механизма инвестирования и доступа к информации о стартапах. Среднее время, необходимое стартапу для привлечения инвестиций до 500 тыс. долл., сократится до 21 дня с момента начала размещения.
Краудфандинг как инструмент финансирования радикально изменит ситуацию на всем рынке прямых и венчурных инвестиций - произойдет постепенное нивелирование, а в дальнейшем и исчезновение фондов как посредников между инвесторами, предоставляющими капитал для инвестиций в неторгуемые ценные бумаги в процессе прямого и венчурного инвестирования и эмитентами ценных бумаг. Пока же фонды прямых инвестиций и венчурные фонды являются безальтернативным каналом для компаний, не имеющих доступа к рынку публичных ценных бумаг. Таким образом, краудфандинг подрывает монополию венчурных фондов на капитал, одновременно значительно увеличивая прозрачность рынка. По мнению российских аналитиков, «распространение краудфандинга достаточно быстро приведет к появлению производных финансовых инструментов, например, индексных фондов, правомерно инвестирующих во все без исключения стартапы, отвечающие определенным минимальным критериям»2. Такие инструменты могут оказаться для крупных инвесторов венчурных фондов интереснее, чем управляемые инвестиции в те же стартапы, не в последнюю очередь вследствие того, что вознаграждение индексных фондов на порядок меньше, чем принятые в венчурной индустрии системы платы за управление (2% от суммы активов под управлением) и вознагра-
1 Четыре мобильности: вызовы России в 2015-2030. - С. 38. - http://ac.gov.rU/files/publication/a/1711.pdf
2 Там же, с. 39.
ждение за успех (20% от прироста инвестированного капитала)1. По оценкам, только 10-25% венчурных фирм, которые в настоящее время действуют в индустрии, могут значительно ускорять развитие стартапов, с которыми они ра-ботают2. Капитал, который не будет направлен институциональными инвесторами в венчурные фонды, перераспределится в краудфандинговые порталы и производные от них инструменты, то есть будет инвестироваться напрямую без посредников.
Проблемы и ограничения для развития рынка краудинвестинга заключаются в следующем:
1. институциональные: отсутствие законодательной основы; неготовность регуляторной среды с точки зрения удобства осуществления инвестиций большим числом инвесторов через онлайн платформы и защиты прав инвесторов и предпринимателей при краудинвестинге;
2. рисковые: сложности управления рисками массовых непрофессиональных инвесторов из-за их низкой инвестиционной и технологической грамотности; неотработанные на текущий момент бизнес-модели развития платформ краудинвестинга в мире (ранняя стадия развития рынка) и соответственно процедур работы с инвесторами и проектами - является риском для платформы; риск раскрытия и воровства информации связанной с интеллектуальной собственностью для соискателей инвестиций (предпринимателей); риск мошенничества для инвесторов в целом со стороны соискателей инвестиций, негативный опыт с обманными схемами (на примере МММ);
3. рыночные: отсутствие культуры коллективных частных инвестиций, что ограничивает развитие краудинве-стинга как массового направления инвестиций в целом; отсутствие вторичного рынка; неликвидность инвестиций для массового инвестора.
Для нивелирования или снижения ограничений для развития краудинвестинга необходимы:
- инструменты аккредитации инвесторов (внешние законодательство и внутренние - требования платформы);
- создание механизмов минимизации рисков для непрофессиональных инвесторов на краудинвестинговой платформе;
- стимулирование прихода на рынок разных типов частных инвесторов (налоговые льготы, дополнительное финансовое плечо, другие инструменты);
- создание положительного имиджа краудинвестинга в широких слоях населения, что будет во многом зависеть от эффективности самих этих инвестиций через платформу;
- привлечение на внутренний рынок нерезидентов.
1 Четыре мобильности: вызовы России в 2015-2030. -
2 Там же, с. 40.
С. 39. - http://ac.gov.rU/files/publication/a/1711.pdf 551