Научная статья на тему 'Направления развития интегрированных систем менеджмента качества в IT-компаниях'

Направления развития интегрированных систем менеджмента качества в IT-компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
IT-КОМПАНИИ / СМК / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ISО СЕРИИ 9000

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. В.

Произведены планомерные работы по анализу, изучению, систематизации опыта внедрения интегрированных систем менеджмента качества в соответствии со стандартами ISО серии 9000. Исследовано влияние ИСМ на деятельность компании сферы информационных технологий. Были определены векторы развития интегрированных систем менеджмента качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления развития интегрированных систем менеджмента качества в IT-компаниях»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

2. Демографическое будущее России. Под ред. Л.Л. Рыбаковского и Г.Н. Кареловой. М. 2010

3. Захарова, О.Д. Демографические процессы / О.Д.Захарова // Рыбаковский Леонид Леонидович демограф, социолог, д.э.к., профессор, главный научный сотрудник Института социально - политических исследование РАН [Электронный ресурс] / Рыбаковский Л.Л. - Режим доступа: ://rybakovsky.ru/uchebnik1a5.html

5. Морозова, Е.А. Демографическая ситуация и ее влияние на социально - экономическое развитие региона / Е.А. Морозова, А.Н. Челомбитко, Л.М. Андреева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 213 - 219.

6. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.1994

7. Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики). Под ред. Г.Н. Кареловой и Л.Л. Рыбаковского. М.2010

© Пуртова О. П., 2018

УДК 338

Н.В. Семенова

бакалавр, Университет ИТМО г. Ярославль, РФ E-mail: semenova_nv@bk.ru Научный руководитель: Н.В. Кузнецов к.э.н., доцент Университета ИТМО, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: kuznetsov_nv@list.ru

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА В IT-КОМПАНИЯХ

Аннотация

Произведены планомерные работы по анализу, изучению, систематизации опыта внедрения интегрированных систем менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO серии 9000. Исследовано влияние ИСМ на деятельность компании сферы информационных технологий. Были определены векторы развития интегрированных систем менеджмента качества

Ключевые слова

IT-компании, СМК, менеджмент качества, система менеджмента качества, ISO серии 9000

В начале XXI века произошло определение и становление новых условий развития в научно-технологической и социально-экономической сферах, данное явление обусловлено эпохой глобализации мировой экономики и касается абсолютно всех участников мировых отношений (стран, регионов, отраслей и т.д.). Ужесточение глобальной конкуренции, которая охватывает рынки товаров, рабочей силы и технологий предъявляет более жестокие и высокие требования к человеческому капиталу, производительности, качеству, способности к модернизации и непрерывному развитию для компаний всех сфер.

Быстроменяющиеся условия внешней среды определяют важные элементы, без которых современные

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х компании не смогут выжить и занять высокие рыночные позиции. К этим элементам отнесем конкурентоспособность, ориентация на заказчика, уровень системы управления бизнес-процессами и само качество. Определим, что данные факторы имеют первостепенное и основополагающее значение для компаний сферы информационных технологий.

Чтобы обладать конкурентоспособностью на мировом глобальном рынке и соответствовать возрастающим ожиданиям различных групп потребителей, современным предприятиям необходимо сопоставлять уровень качества выпускаемой ими продукции и оказываемые услуги с потенциальными конкурентами и решать проблему соответствия международным стандартам.

Проблема повышения качества и конкурентоспособности отечественных товаров является особенно актуальной. «Интегрированные системы менеджмента качества в общей системе управления компанией содействуют организациям в постоянном совершенствовании продукции и процессов, а также повышении удовлетворенности потребителей»[7, с. 16]. «Системный подход к менеджменту качества побуждает компании анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции соответствующего ожиданиям потребителей качества, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии»[5, с. 123]. Стремление российских IT-компаний интегрироваться в мировую экономику требует создания интегрированных систем менеджмента качества, отвечающих семейству международных стандартов ISO 9000.

Практика показывает, что проектная деятельность IT-компаний - это сложный, многогранный процесс. Для успешного выполнения и сдачи проекта необходимо правильно организовывать процессы работы, контроля качества, следить за соблюдением исходных данных, сроков и требований, описанных в техническом задании. Из-за несовершенной системы контроля качества, некорректного ведения проекта, недостаточного уровня знаний и подготовки сотрудников в области качества, не редким оказывается, что проекты затягиваются или вовсе не выполняются.

Для того чтобы избежать «провала» при выполнении проектов в IT-компании, автором рекомендовано уделить особое внимание интегрированной системе менеджмента качества и особенно направлениям ее развития.

Первоочередным является создание отдела контроля качества разработки, за счет этого произойдет увеличение штата сотрудников. Обучение персонала является ключевым процессом в работе создаваемого отдела и в интегрированной системе менеджмента качества в целом. Основной целью обучения является обеспечение компании квалифицированными кадрами, которые способны в последствие эффективно выполнять задачи и обязанности.

Необходимо осуществлять обучение по двум направлениям:

- профессиональная подготовка и переподготовка;

- обучение в области качества разрабатываемого программного обеспечения. Приобретение знании и навыков в данной области и воспитание у каждого сотрудника чувства ответственности за качество ПО.

Задачи обучения в области обеспечения качества состоят в том, чтобы;

- довести до каждого работника в приемлемой для него форме политику Компании в отношении качества;

- ознакомить персонал с принципами и структурой системы качества Компании;

- обеспечить овладение персоналом знаниями, методами и навыками, необходимыми для правильного выполнения работ в соответствии с требованиями действующей в Компании нормативной, технологической и другой документации, в том числе документации по интегрированной системе менеджмента качества.

Обучение персонала - это основа для реализации и успешного функционирования ИСМ и, в конечном счете, эффективной деятельности IT-компании любого уровня развития и масштаба.

Обязательным условием развития внедряемой ИСМ является разработка нормативной документации. Акцентируем внимание на Политике в области качества.

В соответствии с определением, приведенным в ГОСТ КО 9000:2015, «политика в области качества содержит основные направления и намерения организации в области качества»[4, с. 5]. «Другими словами,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х политика в области качества - это приоритеты и принципы в развитии компании для улучшения качества продукции (услуг), повышения удовлетворенности потребителей, совершенствования элементов системы управления компанией учетом требований различных заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, подрядчиков, партнеров, общества в целом)» [9, с. 35].

«В политике в области качества организация указывает основные задачи, решение которых обеспечит выход компании на более высокий качественный уровень» [8, с. 123]. «Это открытый и публичный документ, создающий имидж компании для всех заинтересованных сторон. Документально оформленная политика в области качества демонстрирует всем, и в первую очередь коллективу компании, что высшее руководство организации не на словах, а на деле проявляет приверженность к развитию компании и на этой основе стремится к повышению благополучия коллектива организации» [10, с. 148].

При изготовлении высокотехнологичных, узкопрофильных, уникальных продуктов и услуг не может не зайти речь об актуальности использования ИСМ.

Интегрированная система менеджмента качества - это «система бизнес-процессов, созданная в соответствие с целями, миссией и стратегией организации, которая направлена на усовершенствование и укрепление стабильности качества продукции или услуг и повышения потребительского удовлетворения, данная система отвечает требованиям сразу нескольких международных стандартов» [1, с. 13].

Интеграция систем менеджмента качества создает условия для инновационного и технологического развития, а также способствует укреплению конкурентных позиций предприятий.

Таким образом, стандартизация IT-компаний и «адекватное внедрение ИСМ может перевернуть сознание российских предпринимателей в области качества и управления, стать помощником в повышении конкуренции, в том числе и на международном уровне» [6].

Однозначно можно говорить о том, что более активное внедрение интегрированных систем менеджмента качества и поиск путей развития системы на базе IT-компаний позволит гарантировать высокое качество программного обеспечения, которое будет выражаться в сокращении ошибок, сохранять и наращивать конкурентные преимущества не только на местных, но и международных рынках.

Список использованной литературы:

1. Баранникова И.В., Ландер А.В. Метрология, стандартизация, сертификация в АСУ: учебное пособие для вузов / Баранникова И.В., Ландер А.В. - М: Горная книга, 2011. - 91 с.

2. Васюхин О.В., Варзунов А.В. Информационный менеджмент: краткий курс / Васюхин О.В., Варзунов А.В. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. - 119 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [Электронный ресурс] URL: httр://dосs.сntd.ru/dосumеnt/1200124393 (дата обращения 30.05.2017).

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [Электронный ресурс] URL: httр://guaр.ru/guaр/standart/kaсh/gоst_r_isо_9001-2015^df (дата обращения 10.02.2018).

5. Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент [Электронный ресурс] URL: URL: httр://sосiоlinе.ru/filеs/5/51/druсkеr.рdf (дата обращения 29.05.2017).

6. Компания «Стек» [Электронный ресурс] URL: httр://staсk-it.ru/ (дата обращения 29.05.2017).

7. Николаев М.И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством / Николаев М.И. -Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 - 116 с.

8. Смолянкин Г.В. Качество продукции и его показатели [Электронный ресурс ] URL: httр://naukоvеdеniе.ru/РDF/27TVN614.рdf (дата обращения 10.02.2018).

9. Тушавин В.А. Научные основы автоматизированных комплексных систем управления качеством услуг в сфере информационных технологий [Электронный ресурс] URL: httр://bgsсiеnсе.ru/lib/528/ (дата обращения 10.02.2018).

10.Херсонская Л.Н. Анализ типовых ошибок при внедрении на отечественных предприятиях международных систем качества / Херсонская Л.Н. - Российское предпринимательство, 2000. - № 10 (10), С. 78-84

11.Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер .- М. : Эксмо, 2007. - 864 с.

© Семенова Н.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.