Научная статья на тему 'Направления развития информационно-коммуникационных технологий в социальных системах'

Направления развития информационно-коммуникационных технологий в социальных системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / SOCIAL SYSTEM ACTIVITY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / AUTOMATED INFORMATION SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INFORMATION INTERACTION / ORGANIZING / CONTROLLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеенков Андрей Анатольевич

В статье рассматриваются основные компоненты социальной системы, показано наличие взаимосвязанных направлений в деятельности социальной системы: организация и управление. Далее автором указывается особая роль информации в управлении социальной системой. Также предлагаются пути совершенствования информационного взаимодействия социальных систем на основе единой платформы распределённой обработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеенков Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SOCIAL SYSTEMS

The main components of social system are considered in the article, the presence of organizing and controlling, as interdependent directions of social system activity is shown. Then author points out distinctive role of information in social system management. The ways of social systems informational interaction, basing on distributed information processing platform, is also proposed.

Текст научной работы на тему «Направления развития информационно-коммуникационных технологий в социальных системах»

9. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006.

С. 863.

10. Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2003.192 с.

11. Hahn, G. (2007). Russia's Islamic Threat. New Haven, CT, and London, UK: Yale University Press.

12. Abdul-Zahra, Q & Murphy, B. (2009). Iraq Arrests Female Suicide Bomber Recruiter. // Associated Press. URL: http:/www.huffingtonpost.com/ 2009/02/03 (дата обращения: 30.11.2012).

УДК 004.9

Алексеенков А .А.

Направления развития информационно-коммуникационных технологий в социальных системах

В статье рассматриваются основные компоненты социальной системы, показано наличие взаимосвязанных направлений в деятельности социальной системы: организация и управление. Далее автором указывается особая роль информации в управлении социальной системой. Также предлагаются пути совершенствования информационного взаимодействия социальных систем на основе единой платформы распределённой обработки информации.

Ключевые слова: социальная система; деятельность социальной системы; информация; организация; управление; информационно-коммуникационные технологии; автоматизированная информационная система; информационное взаимодействие.

Из огромного количества существующих систем первоочередной интерес представляют социальные системы, выделение которых обусловлено исключительной ролью людей в обеспечении их деятельности.

Под социальной системой (далее - Система) будем понимать целостное образование, главными компонентами которого являются люди, вещи и отношения, взаимодействие которых направлено на достижение цели Системы в целом. Для Системы являются обязательными следующие характеристики: деятельность, задачи, функции, принципы деятельности [1].

Цель выступает в качестве важнейшего системообразующего фактора, объединяющего людей в едином стремлении к её достижению с помощью ими же самими выбранных средств, рассматриваемых в качестве задач и функций.

Задачи Системы, являясь вторым уровнем её дерева целей, определяют укрупнённые направления деятельности Системы, группы однородных функций - средства достижения главной цели системы. Содержание задач социальной системы полностью зависит от предназначения Системы, т.е. цели её создания.

Функции Системы как направления деятельности, раскрывающие и конкретизирующие социальное предназначение Системы, описываются на последующих уровнях дерева целей Системы. Функции, их характер и направленность определяют организационную структуру Системы, разделение труда, формы и методы деятельности и другие характеристики Системы.

Деятельность как способ существования Системы предусматривает, во-первых, реализацию заданной комбинации информационных, материальных, энергетических процессов, обеспечивающих преобразование входных материальных потоков (загрузки) Системы в требуемый «конечный продукт» - результат, во-вторых, активное взаимодействие её элементов (в частности субъекта и объекта управления) между собой и внешней средой.

Общим моментом в деятельности социальных систем является, то, что любая Система представляет собой материальный объект, помещённый в материальную среду и оперирующий информацией как продуктом самоотражения Системы и отражения Системой окружающей среды.

Эффективность деятельности Системы неразрывно связана с её непрерывным совершенствованием и развитием. Развиваться с качественными изменениями, с возрастанием уровня организации способны лишь открытые системы, в которых каждый процесс предстает как противоречивое единство внутренней и внешней среды.

Деятельность открытой Системы протекает одновременно в двух взаимосвязанных и взаимообуславливающих направлениях: функционирование и развитие. Протекая одновременно, эти процессы имеют разную направленность. При этом содержание понятия «развитие» полностью совпадает с содержанием понятия «организация», содержание понятия «функционирование» полностью совпадает с содержанием понятия «управление».

Организация - совокупность действий, направленных на создание и развитие Системы, с выполнением основных функций: прогнозирование, моделирование, контроль.

Управление - поддержание Системы в пределах (рамках), установленных действующими нормативными и правовыми актами, определяющими цели, задачи, функции и порядок функционирования социальной системы.

Данное соответствие, во-первых, никогда не бывает абсолютным, а всегда лишь приблизительным, во-вторых, есть результат «подвижного равновесия» системы с её внешней средой [2].

Так как Человек является не просто главным компонентом Системы, но и её творцом, её главной движущей силой, то управление людьми в Системе стоит над управлением вещами.

Основными функциями процесса управления являются: планирование, регулирование (оперативное управление), контроль. Именно посредством функции регулирования осуществляется непосредственное управление Системой. Основные управленческие функции связываются в единый процесс управления такими действиями, как коммуникации и принятие решений [3].

В реальности управление Системой осуществляется в условиях недостатка информации, т.к. для узлов управления Система является частично наблюдаемой, частично управляемой, частично познаваемой, т.е. отражение Системой самой себя и окружающей среды не является абсолютно истинным, а принимаемые решения - безукоризненными.

Информация проявляется в самых разнообразных физических, экономических и социальных явлениях. Понятие «информация» традиционно истолковывается как совокупность сведений, определяющих меру знаний о тех или иных объектах, процессах, событиях, явлениях, их взаимосвязи, существующая в виде данных независимо от самого объекта и от того, будет ли эта информация кем-то и когда-то использована. Данные представляют собой набор конкретных значений количественных или качественных параметров, характеризующих объект.

Законодатели и юристы России руководствуются понятием, изложенным в ст. 2 [4] «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». В технике даётся более узкое понятие, включающее в себя совокупность закодированных сведений, являющихся объектом хранения, передачи и преобразования (обработки).

Однако если информация как некоторое отражение реальности может существовать независимо от восприятия её человеком, то говорить о ценности и потребительской стоимости информации можно только в связи с её использованием для какой-либо цели.

Так как для методологии исследования систем управления центральным моментом является представление об управлении как о принятии решений в условиях различной степени неопределённости. Информация здесь оценивается в зависимости от её влияния на

процессы принятия и реализации решений и определяется как совокупность сведений об изменениях в Системе и окружающей среде, уменьшающая степень неопределённости знаний о конкретном объекте, в результате обмена сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Действительно ценной является только информация, уменьшающая неопределённость в конкретной управленческой ситуации.

В этом смысле информация - один из ключевых ресурсов, представляющий в одно и то же время как предмет труда субъекта управления, так и результат (продукт) его работы [3]. Процесс управления как процесс выработки управляющих воздействий является информационным процессом, основанным на переработке входной информации в результатную информацию, используемую для принятия решений, и проявляется в информационном и коммуникационном аспектах. Для получения ценной, пополняющей знания информации, необходимо анализировать факты, обрабатывать количественные и качественные сведения (данные).

Но, несмотря на то, что информация в социальной системе отражает реально протекающие процессы, между материально-вещественными и информационными процессами не может быть полного однозначного соответствия. Поэтому все преобразования информации обязательно должны оцениваться с точки зрения адекватности отражения результатной информацией объективно существующих факторов, т.е. ценность содержимого тезауруса на каждом уровне Системы рассматриваться с точки зрения его прагматической информационной ценности.

Информационный аспект управления Системой состоит, прежде всего, в выполнении информационных функций управления: познавательно-аналитической, оценочно-экспертной, морально-правовой, прогнозно-целевой и документационно-архивной [5]. Выполнение каждой информационной функции, в свою очередь предполагает выполнение конечного множества операций по преобразованию информации (получение, сбор, обработка, передача информации и т.п.).

Компоненты Системы в процессе её деятельности неизбежно взаимодействуют между собой и с внешней средой. Такое взаимодействие предполагает наличие связей, через которые движутся потоки информации, запитывающие все подсистемы и побуждающие Систему к достижению цели.

Однако Система существует как некоторое целостное образование, когда обеспечена связность Системы - т.е. состояние мощность (сила) существенных связей между элементами Системы в любой момент времени больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой [6].

Для информационных связей оценкой реальной мощности может служить действительная величина потока информации, и в общем случае при оценке мощности информационных связей необходимо учитывать качественные характеристики передаваемой информации (ценность, полезность, достоверность и т. п.).

Коммуникационный аспект управления в Системе состоит, во-первых, в обеспечении открытости Системы - взаимодействия компонентов Системы друг с другом и внешней средой по замкнутым информационным контурам прямой и обратной связи, во-вторых, -в обеспечении связности системы.

На сегодняшний день потоки информации, циркулирующие в Системе, настолько велики, что давно превысили человечески возможности их переработки в необходимом темпе. Для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информационном обслуживании, с учётом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды, в информационные контуры встраиваются элементы информационной инфраструктуры, базирующейся на технологиях, позволяющих обрабатывать информационные массивы быстро, точно, с минимальной затратой сил и времени.

Информационные контуры вместе с такого рода встраиваемыми средствами сбора, обработки, хранения информации, а также персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образуют относительно самостоятельную автоматизированную информационную систему (АИС).

АИС должна быть достаточно широкой, распределённой (сегментированной) и разнокачественной, с тем, чтобы обслуживать как отдельные элементы, так и Систему в целом. Требования, предъявляемые к АИС, не зависят от формы собственности и сферы деятельности Системы, а функционал аппаратно-программных решений АИС должен соответствовать процессам деятельности, функции автоматизированных рабочих мест - должностным обязанностям сотрудников.

Центральным и одним из наиболее сложных вопросов при решении задач автоматизации и оценки эффективности управления является модельное представление Системы как объекта исследования.

Информационная модель Системы МИ со связями с внешней средой может быть представлена в следующем виде:

M и=ССВ^ С ^ ВН];

где ССВ - модель связей Системы с внешней средой, коммуникационная матрица «протоколов», МС, MВН - информационные поведенческие модели Системы и её внешней среды соответственно.

В свою очередь при построении информационно-коммуникационной модели иерархически управляемой Системы МС следует взять за основу многоуровневую систему информационных потоков, состоящих из цепочек «владелец-потребитель» [7]. Данная структура выглядит следующим образом:

Мс=Сс[Мву,Мну,Моу];

и представлена следующими частными моделями:

СС - коммуникационная схема, отражающая связность компонентов Системы;

МВУ - субъект управления верхнего уровня (ведущий), обеспечивающий общесистемное управление (развитие), и осуществляющий манипулирование знаниями;

МНУ - субъект управления нижнего уровня (ведомый), осуществляет управление процессами деятельности Системы;

МОУ - объект управления - уровень технологических процессов, осуществление которых является социальной функцией системы, нижний уровень Системы. Объект управления является источником первичных сведений, образующих информационное поле Системы -основу формирования иерархического информационного потока для более высоких уровней иерархии Системы. Информационные объекты при агрегировании на последующих уровнях Системы объединяются в конечное множество составных единиц информации (метаданных) до тех пор, пока вся структура не сойдется на верхнем уровне к множеству эталонных классов информационных объектов, предметной области Системы [8].

Несмотря на то, что на сегодняшний день все современные информационные технологии так или иначе связаны с применением вычислительной техники, применительно к деятельности социальных систем целесообразно использовать более широкое понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) как совокупность средств и методов сбора, накопления, хранения, поиска и передачи сведений для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Анализ нормативной базы, в частности, федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Информационное общество (2011-2020 годы)» [9, 10] показывает, что применительно к социальным системам можно определить две основных группы целей развития, внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий:

1. Обеспечение открытости Системы:

1.1. Построение единой платформы распределённой обработки информации.

1.2. Построение единого информационного пространства с внешней средой (другими социальными системами).

2. Повышение эффективности управления Системой:

2.1. Переход на безбумажные технологии.

2.2. Сокращение затрат на управление.

2.3. Усиление прозрачности процессов управления.

Первая группа целей является наиболее сложной, требует проведения комплекса мероприятий организационного и технического характера на общесистемном уровне.

Так как в процессе деятельности указанной выше структуры с расщеплённым субъектом управления генерируется иерархический информационный поток, а обработка информации (особенно в человеко-машинной системе) вызывает необходимость манипулировать с отдельными информационными элементами, необходимо определить структуру понятий, информационных объектов (метаданных), характеризующих процессы и направления деятельности Системы, и обеспечивать их формализацию и стандартизацию.

В этом случае, для каждого уровня иерархии Системы определяющими будут подмножества классов объектов, характеризующих компоненты: «люди», «вещи», «отношения» (процессы деятельности). Степень разветвления такой структуры и число её уровней характеризует тезаурус Системы. На базе данной метаинформации будет осуществляться согласование тезаурусов при информационном взаимодействии [12].

Свойства алгоритмов обработки информации на каждом уровне Системы будут, во-первых, представлять функцию от массива метаданных и ценности этой информации в контексте проблемной ситуации, во-вторых, определяться концептуальной схемой предметной области Системы.

На сегодняшний день, основными недостатками большинства эксплуатируемых автоматизируемых информационных систем являются:

1. Изолированность друг от друга внутренних информационных систем организаций и учреждений.

2. Асинхронный характер обмена файлами (электронными документами - ЭД), обеспечивается средствами транспортных подсистем, например, электронной почты.

3. Отсутствие координации и унифицированных на основе какой-либо базовой платформы подходов при создании информационных систем, приводящее к дублированию разработок однотипных программных решений, невозможности обмена информацией между различными информационными системами.

Вторым важным направлением обеспечения достаточного уровня открытости Системы является построение и совершенствование её коммуникационной матрицы на основе результатов исследования информационных контуров и потоков информации между объектами внутри Системы и внешней средой.

Такая коммуникационная схема, являясь информационным отображением связности Системы в понятиях открытых систем, будет представлять собой совокупность взаимодействий компонентов и модулей информационного процессора её человеко-машинной АИС: вертикальных - интерфейсов, и горизонтальных - протоколов.

Так как в Системе главными действующими элементами - и объектами и субъектами управления являются люди (индивиды и их группы), технические компоненты не могут рассматриваться как однопорядковые с человеком и его социально обусловленными действиями. Использование информации в Системе основывается на социальном опыте - ранее накопленных сведениях, представленных в виде знаний, практических навыков и т.п., поэтому реализация процессов деятельности (не только информационных) Системы находится под влиянием социально-психологических особенностей людей.

Эффективность реально осуществляемых информационных процессов зависит не только от систем документооборота и средств связи, но и от структуры социальных ролей в Системе.

Исходя из сказанного, необходимо указать, деятельность по достижению второй группы целей развития ИКТ в Системе должна прежде всего предусматривать ролевой подход, учитывающий определённый функционал по обработке информации, при подготовке документов, регламентирующих деятельность структурных подразделений и должностных лиц Системы (положения, должностные регламенты, инструкции и т.д.).

Подчеркнем, что различные информационно-технические и аппаратно-программные новшества следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления в Системе.

При этом степень автоматизации функций управления должна определяться необходимостью и возможностями формализации процесса управления, т.к. развитие информационно-коммуникационных технологий должно соответствовать не только условиям снижения стоимости хранения и передачи семантической единицы информации, но и обеспечивать удешевление операций на единицу действий (транзакцию). Это условие может соблюдаться только при обеспечении соответствия этим принципам существующих отношений в социальной системе. Развёртывание и активное развитие АИС не уменьшающих стоимость транзакции лишено смысла [11].

Приведенный базовый перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть изменён с учётом специфики и особенностей функционирования АИС конкретной Системы.

Литература

1. Вильямский В.С. Основы организации деятельности социальных систем (на примере муниципальных образований России). Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 544 с.

2. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2 т. М.: «Экономика», 1989.

3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: «Дело», 2000. 393 с.

4. Федеральный закон от 27.07. 2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

5. Граждан В.Д. Теория управления. М.: «Гардарики», 2005. 416 с.

6. Информационные технологии управления: Учебное пособие /Под ред. Ю.М. Черкасова. М.: ИНФРА-М, 2001. 216 с.

7. Букатова И.А., Макрусев В.В. Современные информационные технологии управления. М: РИО РТА, 2003.

8. Денисов А.А. Информационные основы управления. Л.: Энергоатомиздат. Ленинградское отделение, 1983. 72 с.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)». Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 г. №1815-р «О Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

11. Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент: уч. пособие. М.: ВолтерсКлувер, 2010.

432 с.

12. Айламазян А.К. Информация и информационные системы. М.: Радио и связь, 1982. 161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.