И. А. Коноплева,
кандидат технических наук, доцент кафедры АОЭИ, филиала ВЗФЭи в г. Архангельске
Направления
развития информатизации в медицинских образовательных учреждениях
Для повышения эффективности управления и повышения качества образовательного процесса в медицинских образовательных учреждениях необходимо, чтобы организация информатизации охватывала все основные направления и структурные подразделения высшего учебного заведения. Направлениям развития АИСУ в медицинском образовательном учреждении посвящена данная статья.
Для повышения эффективности управления и повышения качества образовательного процесса в медицинских образовательных учреждениях необходимо, чтобы организация информатизации охватывала все основные направления и структурные подразделения высшего учебного заведения.
При этом под информатизацией понимается процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов путем автоматизации информационного процесса.
В соответствии с базовым понятием информатизацию в образовательном учреждении медицинского профиля необходимо ориентировать на определение конкретных действий, которые должны обеспечить развитие следующих основных направлений:
1) организация и развитие автоматизированной информационной системы управления (АИСУ) высшего медицинского учебного заведения;
2) внедрение информационных технологий в процесс реализации теоретических и практических форм обучения;
3) организация и внедрение системы телемедицины.
1. Организация и развитие автоматизированной информационной системы управления (АИСУ) высшего медицинского учебного заведения
АИСУ в медицинском образовательном учреждении должна развиваться с учетом современных информационных и телекоммуникационных технологий. Необходимо внедрять переход от локальной автоматизации управления функциями отдельных подразделений к созданию единой корпоративной системы управления.
Применение в ходе организации автоматизированной информационной системы управления научно-обоснованной методики обеспечивает системный подход к разработке АИСУ, охват всех основных этапов жизненного цикла системы, концептуальную разработку и внедрение системы, многокритериальную оптимизацию проектных решений, создание системы с заданными свойствами.
Базовой платформой АИСУ должна являться единая корпоративная информационная система, построенная с использованием современных технологий управления данными. При этом в основу построения АИСУ должны быть положены следующие критерии реализации информатизации медицинского образовательного учреждения:
ц количество персональных компьютеров и охват компьютеризацией структурных подразделений медицинского ВУЗа;
ц внедрение современных программных продуктов в образовательный и организационно-управленческий процесс;
Экономика, Статистика и Информатика 63 №1, 2007
_
ц охват структурных подразделений телекоммуникационной системой передачи информации с выходом в мировое информационное пространство;
При этом организация АИСУ должна создаваться поэтапно. В основу работы должна быть положена концепция единого информационного пространства деятельности учебного заведения и вытекающая из нее концепция интеграции информационных ресурсов.
Единое информационное пространство — это совокупность информации, которая:
ц циркулирует в границах определенной системы;
ц в необходимой и достаточной степени характеризует функционирование системы по достижению стоящих перед ней целей;
ц функционирует на основе единых унифицированных правил сбора, регистрации, хранения, передачи, обработки и использования информации;
ц осуществляет информационную поддержку принятия управленческих решений;
ц обеспечивает согласованность с другими системами всех иерархических уровней управления и структурных подразделений учебного заведения медицинского профиля;
ц обеспечивает нормативно-правовую поддержку административно-управленческого аппарата.
Для доступа к данным должны использоваться унифицированные или совместимые программные средства, позволяющие в максимальной степени обеспечить пользователей общими информационными ресурсами с разграничением по уровням доступа и организацией парольной защиты.
С точки зрения идеологии информационного общества, функционирование высшего учебного заведения, имеющего несколько учебных и лечебных баз, а также филиалов, невозможно без использования корпоративной вычислительной сети.
Под корпоративной вычислительной сетью понимается интегриро-
№1, 2007! 64
ванная многомашинная, распределенная система одного учреждения, имеющего территориальную рассре-доточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных сетей структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.
Использование корпоративной сети высшего медицинского образовательного учреждения создает техническую платформу для:
ц формирования единого информационного пространства медицинского вуза;
ц обеспечения применения новых информационных технологий в учебной работе;
ц организации системы дистанционного образования;
ц конфиденциальности внутрисе-тевых информационных обменов;
ц рациональной технически и экономной, с точки зрения финансовых затрат, схемы предоставления интернет-ресурсов пользователям сети;
ц обеспечения эффективности совместной работы специалистов вуза;
ц рационального использования персональных компьютеров, их периферийных устройств и программного обеспечения;
ц сокращения объема бумажных технологий в сфере администрирования и учебной работы,
ц быстроты, простоты и удобства доступа к совместно используемым данным.
На первом этапе реорганизации телекоммуникационной структуры медицинского учебного заведения необходимо объединить все локальные вычислительные сети, расположенные в структурных подразделениях вуза, высокоскоростным каналом связи.
Для объединения всех структурных подразделений, расположенных на значительном удалении от административно-управленческого аппарата целесообразно организовать виртуальную частную сеть, которая позволяет взаимодействовать удаленным пользователям через Интер-
нет так же, как если бы они находились в одной локальной сети, образуя таким образом единую информационную структуру. Для обеспечения подключения к сети медицинских специализированных кафедр, не имеющих выхода в Интернет, следует обеспечить данным кафедрам беспроводные средства подключения к глобальной сети и как следствие, к виртуальной частной сети вуза.
Виртуальная сеть позволит ускорить документооборот, упростит обслуживание аппаратного и программного обеспечения ПК и позволит техническому персоналу своевременно оказывать помощь удаленным пользователям. Вместе с внедрением виртуальной частной сети необходимо организовать внедрение системы электронного документооборота с использованием электронной подписи для удостоверения подлинности документа.
2. Внедрение
информационных
технологий
в процесс реализации
теоретических
и практических форм
обучения
Для повышения качества образования в настоящее время все большее значение приобретает использование современных информационных технологий. Информатизация высшего медицинского образования — это составная часть глобального процесса, реализуемого в рамках федеральной целевой программы: «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)» (постановление Правительства РФ № 630 г. август 2001 г.).
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс позволяет:
ц обеспечить преподавателей медицинского ВУЗа современным инструментарием ведения образовательного процесса;
ц повысить эффективность обучения за счет визуализации преподаваемого материала;
ц обучить студентов навыкам ра-
боты с современными средствами вычислительной техники;
ц повысить качество подготовки квалифицированного специалиста медицинского профиля.
Образовательный процесс в медицинском образовательном учреждении является ведущим направлением деятельности всех структурных подраз делений. Внедрение информационных технологий позволит значительно повысить его эффективность, качество организации теоретических и практических форм обучения, осуществлять постоянный контроль за проведением занятий, обеспечить мониторинг за текущими и остаточными знаниями студентов и т.д.
Для повышения эффективности функционирования учебно-методического управления медицинского ВУЗа следует:
ц разработать и внедрить систему методического сопровождения учебного процесса на электронных носителях информации;
ц разработать и внедрить в образовательный процесс автоматизированную систему тестирования студентов;
ц организовать автоматизированную систему мониторинга оценки качества субъектов образовательного процесса;
ц организовать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава медицинского вуза в области образовательных информационных технологий.
Современные инновационные технологии в образовании потребовали коренной перестройки учебного процесса. Визуализация материала позволяет повысить эффективность образовательной деятельности, с меньшими временными затратами освоить объемный материал, определенный учебными планами. В связи с этим лекционные аудитории и некоторые медицинские практикумы следует стационарно оборудовать презентационными средствами — персональным компьютером, мультимедиа проектором, экраном, акустической системой. Оборудование должно постоянно находиться в
учебных помещениях, что упростит внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс.
Для оптимизации учебного процесса необходимо также создание специализированных компьютерных классов, в которых можно будет проводить занятия по отдельным дисциплинам, соответствующим определенной направленности. Классы могут быть разделены по следующим специализациям:
ц классы для тестирования студентов по медицинским специальностям;
ц класс для преподавания дисциплин медицинского направления;
ц класс для работы с офисными приложениями и Интернетом;
ц класс для работы с мультимедиа системами.
Количество классов каждой специализации рассчитываются из потребностей всех учебных подразделений медицинского вуза.
Специализация класса позволит существенно уменьшить затраты на приобретение лицензионного программного обеспечения, т.к. в класс для работы с офисом и Интернетом нет необходимости в дорогом программном обеспечение для работы с графикой. Также это позволит стабилизировать расписание учебных занятий и распределение кабинетов преподавателям.
Дистанционное обучение является естественным развитием заочной формы организации учебного процесса. Достоинствами дистанционного обучения является, прежде всего, возможность организации части образовательного процесса в местах проживания студентов, экономия расходов студентов на выезд в сессионный период за счет уменьшения количества сессий и т.д.
Дистанционные принципы обучения и методы обмена информацией позволяют студентам в процессе выполнения практических и лабораторных работ проконсультироваться с преподавателем по той или иной проблеме, обсудить спорные вопросы с сокурсниками. Обучаемые и преподаватели могут воспользоваться элек-
тронной почтой и участием в дискуссиях в режиме on-line, обмениваться не только текстовой и графической, но звуковой и видео- информацией.
Организация такой формы обучения требует поддержки со стороны специализированных информационных служб в части обеспечения приема внеаудиторных работ у дистанционно обучающихся студентов в электронном виде соответствующими структурными подразделениями, развивающими дистанционную форму обучения, и обеспечение отправки отзывов преподавателей студентам.
Кроме того, совместно с библиотекой и учебным управлением необходимо организовать разработку электронных методических и образовательных материалов, обеспечить их запись на машинные носители информации и обеспечить доступ студентов к информационным образовательным ресурсам путем пересылки машинных носителей, либо путем организации доступа к ним на сайте образовательного учреждения медицинского профиля.
При этом следует учитывать, что одним из важнейших компонентов обучения является контроль знаний, который завершает совокупность технологических приемов образовательной системы. Его задача заключается не в ситуативном или выборочном контроле, а в определении степени усвоенности знаний и овладении навыками каждым студентом по всему спектру проблем изученной дисциплины.
В этом случае в качестве средства проверки усвоенного материала, как правило, выступают тесты, которые предназначены для определения уровня знаний в отдельных модулях изучаемых предметов. На основании полученных объективных данных преподаватель дает оценку представленных знаний. Тем самым устраняется субъективизм, волюнтаризм и случайность в оценке достигнутых знаний и умений студента.
Задачей информатизации медицинского вуза также является организация дистанционного тестового
Экономика, Статистика и Информатика 65 №1, 2007
контроля знании студентов, что также возможно организовать в электронной форме, используя для этого ресурсы саИта образовательного учреждения.
При этом в разрезе дистанционного обучения следует максимально использовать Интернет. Следует подчеркнуть, что в учебном процессе Интернет ориентирован на выполнение двух основных функциИ:
ц прямоИ — это off-line и on-line ресурсы, являющиеся компонентами учебного занятия (лекции, семинара, или лабораторной работы);
ц косвенноИ — это off-line и online ресурсы, направленные на получение учебноИ информации преподавателями и студентами, а также на помощь в самоподготовке.
Прямое использование сети Интернет состоит в применении интерактивных программ, обеспечивающих учебное занятие в ходе очного его проведения, в обеспечении on-line заочного (дистантного) образования, осуществляемого по IP-ка-налам.
Прямое использование Интернет позволит организовать на базе соответствующих кафедр проблемно-ориентированное обучение (ПОО).
Под проблемно-ориентированным обучением понимается педагогическая стратегия, особыИ стиль постижения знаниИ, при котором возможным становится полноценное овладение проблемоИ с глубоким, активным, стоИким контекстуализи-рованным, освоением материала реальных жизненных ситуациИ при максимальном использовании доказательно обоснованных мировых информационных ресурсов (В.С.Шухов, 2000 г ).
В настоящее время ситуация изменилась: студент при наличии ограниченных временных рамок учебного цикла практически не может быть реальным полноценным соучастником лечебно-диагностического процесса. Моделирование конкретных клинических ситуации с воспроизведением этапов диагностического и лечебного процесса через рас-
смотрение многошаговых ситуационных задач, созданных на основе компьютерных программ с гипертекстом и графическим подкреплением. Все это возможно реализовать посредством прямого использования Интернет.
Косвенное применение интернет-технологий в учебном процессе не влияет принципиально на методику проведения занятия, являясь лишь мощным информационным каналом, поддерживающим получение учебных и справочных материалов.
При наличии развитой безбумажной системы администрирования, каналы Интернет обеспечивают удаленное взаимодействие обучаемых с кафедрами и деканатами (в виде заданий и результатов контроля, доступа к специализированным базам данных и т.д.).
3. Организация и внедрение системы телемедицины
Система телемедицины является новым инструментом повышения качества медицинской помощи и финансовой эффективности здравоохранения России. Основными направлениями телемедицинских систем являются:
ц проведение медицинских консультаций и дистанционного медицинского обучения;
ц предоставление услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором;
ц обмен медицинскими знаниями на расстоянии для повышения эффективности профилактики здоровья, повышения качества оказания медицинской помощи и социальной поддержки населения.
Для реализации основных функций телемедицинских систем необходимо в перспективе использовать специализированные программно-аппаратные комплексы, которые позволят:
ц на базе видеоконференций передавать высококачественные меди-
цинские статические и динамические изображения;
ц организовать многоканаль-ность передачи медицинской информации, совместную работу с медицинскими изображениями, возможность стыковки с медицинскими информационными системами и работу с любыми каналами связи;
ц организовать удаленный обмен медицинскими знаниями в объеме адекватном уровню оказания качественной медицинской помощи и социального обеспечения граждан России.
Специализированные программные продукты для организации и внедрения телемедицинских систем должны поддерживать:
1) растровые медицинские изображения. Динамические и статические изображения получаемые от медицинских диагностических приборов визуализации (УЗИ, эндоскопия, микроскопы, видеокамеры операционных и т.д.);
2) векторные медицинские изображения. ЭКГ, энцефалография, функция внешнего дыхания и другие данные функциональной диагностики;
3) данные лабораторных и исследований. Клинический и биохимический анализ крови и других биологических жидкостей;
4) данные клинических исследований. Данные, получаемые при непосредственном взаимодействии врача и пациента;
5) анамнез заболевания;
6) внешний вид. Мимика, изображения кожи, движения и другие статические и динамические изображения высокого качества.
Таким образом, ориентация на развитие телемедицины позволит внедрить систему повышения квалификации для медицинских работников, заключать договоры с медицинскими учреждениями о консультативной помощи кафедр медицинского образовательного учреждения, разработать программные продукты для обработки специализированных массивов данных для решения конкретных задач медицинских учреждений и т.д.
№1, 2007