Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ГИДРОЭНЕРГЕТИКА / ПРОГНОЗ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев В.В.

Надёжность и эффективность работы электроэнергетической отрасли является важнейшим условием стабильности и развития экономики. Не смотря на реструктуризацию отрасли и разделение её на ряд независимых компаний, с целью сохранения управляемости и надёжности работы энергосистемы в будущем составляются перспективные планы развития, общие для всех субъектов электроэнергетики. Целью написания статьи является формирование предложений о наиболее оптимальных направлениях развития российской электроэнергетике. Для достижения поставленной цели исследования использованы такие методы научного и общелогического познания как: табличный метод, анализ и синтез. В статье подробно рассмотрены планы развития российской энергосистемы до 2035 года и уже достигнутые отраслью результаты на 2020-21 г.г. Выделены три стратегических пути дальнейшего роста и модернизации отрасли: концентрация внимания на строительстве гидроэлектростанций вместо малоэффективной ВИЭ-энергетики с целью достижения долей генерации ТЭС-АЭС-ГЭС в процентном соотношении 55 % - 20 % - 25 %; кардинальное обновление оборудования тепловой энергетики с целью повышения его эффективности; ориентир на электрификацию общественного транспорта как основной источник роста потребления электроэнергии. Статья может быть полезна статистикам, исследователям в области электроэнергетики и электроэнергетического строительства. Направлениями дальнейшего исследования могут стать более подробные расчёты экономики работы различных видов генерации электроэнергии, сравнение их влияния на окружающую среду в течение жизненного цикла, вопросы утилизации отходов и демонтажа источников энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF GENERATING CAPACITIES OF THE ELECTRIC POWER INDUSTRY OF RUSSIA

The reliability and efficiency of the electric power industry is the most important condition for the stability and development of the economy. Despite the restructuring of the industry and its division into a number of independent companies, in order to maintain the controllability and reliability of the energy system in the future, long-term development plans are drawn up that are common to all subjects of the electric power industry. The purpose of writing the article is to form proposals on the most optimal directions for the development of the Russian electric power industry. To achieve the goal of the study, such methods of scientific and general logical knowledge as the tabular method, analysis and synthesis were used. The article discusses in detail the plans for the development of the Russian energy system until 2035 and the results already achieved by the industry for 2020-21. Three strategic ways for further growth and modernization of the industry have been identified: focusing on the construction of hydroelectric power plants instead of inefficient renewable energy in order to achieve generation shares of TPP-NPP-HPP in a percentage ratio of 55 % - 20 % - 25 %; cardinal renovation of thermal power equipment in order to increase its efficiency; a benchmark for the electrification of public transport as the main source of growth in electricity consumption. The article may be useful to statisticians, researchers in the field of electric power industry and electric power construction. Directions for further research may be more detailed calculations of the economics of operation of various types of electricity generation, comparison of their impact on the environment during the life cycle, issues of waste disposal and dismantling of energy sources.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ»

ский учет. - 2020. - № 11.

6. Международный стандарт финансовой отчетности (LAS) 16 «Основные средства», введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н (ред. от 17.02.2021).

7. Полонская О. П. Актуальные вопросы в учете и оценке основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 / О. П. Полонская, О. А. Филатова, М. А. Долгова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 33(1). - С. 258-262.

8. Сигидов Ю. И. Амортизация основных средств: вопросы теории и методики учета: монография / Ю.И. Сигидов, Н.Ю. Мороз. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 175 с.

9. Федосеева О.И. Повышение эффективности использования капитальных вложений в КСП (на примере хозяйств северной зоны Краснодарского края) / Федосеева О.И. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Краснодар: КубГАУ, 2000. - С. 126. References:

1. Adamenko A.A. Fixed assets: concept, classification, normative regulation of their accounting / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, M.S. Vasilenko // Natural Humanitarian Research. - 2019. - No. 4 (26). - S. 230-234.

2. Getman V.G. Comparative analysis of the use of fair value and alternative valuation methods in IFRS / V.G. Getman, V.S. Kartashov // International Accounting. - 2021. - No. 9. - P. 986 - 1000.

3. Klychova G.S. Development of the theoretical foundations of internal control of fixed assets / G.S. Klychova, A.R. Zakirova, K.Z. Mukhamedzyanov, A.S. Khusainova // International Accounting. -2021. - No. 9. - S. 1017 - 1032.

4. Kopylova E.K. FSBU 6/2020: debatable aspects of the use of depreciation elements of fixed assets / E.K. Kopylova, T.I. Kopylova // International Accounting. - 2021. - No. 5. - P. 548-574.

5. Kosorukova I.V. Formation of the fair value of assets in Russia: comparative analysis, problems and solutions / I.V. Kosorukova, A.A. Abalkin // International Accounting. - 2020. - No. 11.

6. International Financial Reporting Standard (LAS) 16 "Fixed Assets", put into effect on the territory of the Russian Federation by Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 28, 2015 No. 217n (as amended on February 17, 2021).

7. Polonskaya O.P. Topical issues in accounting and valuation of fixed assets in accordance with FSBU 6/2020 / O.P. Polonskaya, O.A. Filatova, M.A. Dolgova // Natural Humanitarian Research. - 2021. -No. 33(1). - S. 258-262.

8. Sigidov Yu. I. Depreciation of fixed assets: issues of theory and accounting methods: monograph / Yu.I. Sigidov, N.Yu. Freezing. - M.: INFRA-M, 2019. - 175 p.

9. Fedoseeva O.I. Improving the Efficiency of Using Capital Investments in KSP (on the example of farms in the northern zone of the Krasnodar Territory) / Fedoseeva O.I. // Dissertation for the co-search for the degree of candidate of economic sciences. - Krasnodar: KubGAU, 2000. - P. 126.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-144-151

В.В. Лебедев - заместитель генерального директора по экономике, ПАО «Квадра», соискатель ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС»,

V.V. Lebedev - Deputy General Director for Economics, PJSC "Quadra", competitor of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Technological University "MISIS".

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF GENERATING CAPACITIES OF THE ELECTRIC

POWER INDUSTRY OF RUSSIA

Аннотация. Надёжность и эффективность работы электроэнергетической отрасли является важнейшим условием стабильности и развития экономики. Не смотря на реструктуризацию отрасли и разделение её на ряд независимых компаний, с целью сохранения управляемости и надёжности рабо-

ты энергосистемы в будущем составляются перспективные планы развития, общие для всех субъектов электроэнергетики.

Целью написания статьи является формирование предложений о наиболее оптимальных направлениях развития российской электроэнергетике. Для достижения поставленной цели исследования использованы такие методы научного и общелогического познания как: табличный метод, анализ и синтез.

В статье подробно рассмотрены планы развития российской энергосистемы до 2035 года и уже достигнутые отраслью результаты на 2020-21 г.г. Выделены три стратегических пути дальнейшего роста и модернизации отрасли: концентрация внимания на строительстве гидроэлектростанций вместо малоэффективной ВИЭ-энергетики с целью достижения долей генерации ТЭС-АЭС-ГЭС в процентном соотношении 55 % - 20 % - 25 %; кардинальное обновление оборудования тепловой энергетики с целью повышения его эффективности; ориентир на электрификацию общественного транспорта как основной источник роста потребления электроэнергии.

Статья может быть полезна статистикам, исследователям в области электроэнергетики и электроэнергетического строительства. Направлениями дальнейшего исследования могут стать более подробные расчёты экономики работы различных видов генерации электроэнергии, сравнение их влияния на окружающую среду в течение жизненного цикла, вопросы утилизации отходов и демонтажа источников энергии.

Abstract. The reliability and efficiency of the electric power industry is the most important condition for the stability and development of the economy. Despite the restructuring of the industry and its division into a number of independent companies, in order to maintain the controllability and reliability of the energy system in the future, long-term development plans are drawn up that are common to all subjects of the electric power industry.

The purpose of writing the article is to form proposals on the most optimal directions for the development of the Russian electric power industry. To achieve the goal of the study, such methods of scientific and general logical knowledge as the tabular method, analysis and synthesis were used.

The article discusses in detail the plans for the development of the Russian energy system until 2035 and the results already achieved by the industry for 2020-21. Three strategic ways for further growth and modernization of the industry have been identified: focusing on the construction of hydroelectric power plants instead of inefficient renewable energy in order to achieve generation shares of TPP-NPP-HPP in a percentage ratio of 55 % - 20 % - 25 %; cardinal renovation of thermal power equipment in order to increase its efficiency; a benchmark for the electrification of public transport as the main source of growth in electricity consumption.

The article may be useful to statisticians, researchers in the field of electric power industry and electric power construction. Directions for further research may be more detailed calculations of the economics of operation of various types of electricity generation, comparison of their impact on the environment during the life cycle, issues of waste disposal and dismantling of energy sources.

Ключевые слова: возобновляемая энергетика, гидроэнергетика, прогноз, электроэнергетика, электроэнергетическое строительство.

Keywords: renewable energy, hydropower, forecast, electric power industry, electric power construction.

Актуальность исследования вызвана значительными изменениями в государственном планировании развития российской электроэнергетики за последние несколько лет. С 2017 года была отменена ранее Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., принята новая Генеральная схема до 2035 г. [10], которая в свою очередь также подверглась преобразованиям в конце 2021 г. [11]. Постоянная актуализация долгосрочных планов развития с одной стороны требует повышенного внимания со стороны исследователей, с другой - показывает, что разработчики следуют за запросами отдельных субъектов отрасли и приводят планы в соответствие с потребностями экономики.

Будущее российской электроэнергетической отрасли является предметом оживлённого интереса со стороны ряда исследователей. В целом, авторы публикаций едины во мнении, что основные фонды электроэнергетики России в основном устарели и требуют замены и предлагают различные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее заметными являются работы авторов: Беляев Л.С. [1], Богуш Б.Б. [2], Дускабилова З.Т. [3], Кейлин И.А. [4], Макаров О.А.[5], Новикова О.В. [6], Цыпин А.П. [7], Шенцев И.О. [8].

Общим недостатком данных публикаций является недостаточное внимание к актуальным планам в области электроэнергетики - Генеральным схемам размещения объектов электроэнергетики с учётом последних изменений. Настоящее исследование посвящено подробному рассмотрению текущей версии Генеральной схемы, а также предложены три стратегических направления модернизации российской электроэнергетической отрасли.

Базовым документом, определяющим будущее состояние российской электроэнергетической отрасли, является Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики (далее в тексте статьи - Генеральная схема), которая на данный момент существовала в двух версиях:

- Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. [9];

- Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 г. [10].

Первый документ [9] до окончания срока своего действия утратил силу в 2017 г. с

введением второй версии Генеральной схемы [10]. Первоначальная схема предусматривала к 2020 году рост энергопотребления в России до 1684,9 млрд. кВт*ч в базовом и до 1969,7 млрд. кВт^ч в максимальном варианте. Фактически потребление составило в 2020 г. всего лишь 1034 млрд. кВт^ч. Необходимая мощность электростанций к концу срока реализации Генеральной схемы 2020 оценивалась в 347 ГВт. Фактически - 245 ГВт. Во второй версии Генеральной схемы целевые показатели значительно сокращены: потребность в мощности станций к 2035 году оценена только в 269 ГВт.

В Распоряжении Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. № 3320-р [11] незначительно уточняются планируемые объёмы электроэнергетического строительства в сторону уменьшения ввода тепловых и атомных станций при росте ВИЭ-генерации.

Генеральной схеме в новом варианте [10, 11] присущи несколько недостатков.

1. Первый - строительство, отложенное на последний этап реализации программы, а вывод мощностей, напротив, в основном на начало. До 2025 года планируется сокращение установленных мощностей АЭС и ТЭС с небольшим наращиванием ГЭС и ВИЭ. Основные же планируемые Генеральной схемой объекты тепловой энергетики рассчитывается вводить к 2030 году, энергоблоки атомных станций - к 2035. (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Планируемая (базовый вариант) и фактическая установленная мощность станций на конец года в зоне централизованного энергоснабжения, ГВт. (источник - составлено автором по данным [10-12])

Тип станций 2015 факт % 2020 план % 2020 факт % 2025 план % 2030 план % 2035 план %

АЭС 27,2 11,2 29,4 11,8 29,4 12,0 27,8 11,2 26,8 10,4 32,4 12,0

ГЭС 50,6 20,8 52,0 20,8 49,9 20,4 53,4 21,5 55,0 21,4 55,0 20,5

ТЭС 164,5 67,6 165,1 66,1 163,3 66,6 159,9 64,5 168,3 65,5 174,9 65,0

ВИЭ 0,9 0,4 3,3 1,3 2,8 1,1 6,7 2,7 6,7 2,6 6,7 2,5

Итого: 243,2 249,8 245,3 247,7 256,8 269,0

Из таблицы 1 следует, что ближайшие 5 лет не планируется заметного увеличения установленной мощности станций. Строительство основных объёмов новых мощностей АЭС и ТЭС декларируется к 2030 году и позднее.

Для иллюстрации рассмотрим плановые и фактические (до 2021 г.) показатели ввода и вывода (т.е. отражающими скорость обновления) мощностей в ЕЭС России (таблица 2).

Таблица 2 - Ввод и вывод мощности в Единой энергосистеме России за 2016-2035 г.г., МВт (источник - составлено автором по данным [10-12])

Ввод мощности в ЕЭС России, МВт 20162020 план 20162020 факт в т.ч. 2019 факт 2020 факт 2021 факт 20212025 план 20252030 план 20302035 план

1 2 3 4 5 6 7 8 9

АЭС 4579 4594 1181 0 1188 2388 2968 7906

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8 9

ГЭС 802,0 863,0 346,0 20,9 0 1100 1482 0

ТЭС 8775 9738 914,4 636,9 286,1 10338 17810 17028

ВИЭ 2353 2300 528,5 1207 1242 3371 13,0 25,0

Итого: 16510 17495 2970 1865 2716 17197 22273 24959

Вывод мощности в ЕЭС России, МВт 20162020 план 20162020 факт в т.ч. 2019 факт 2020 факт 2021 факт 20212025 план 20252030 план 20302035 план

АЭС 2417 2417 0 1000 1000 4036 4000 2297

ГЭС 0 38,0 2,0 28,3 0 0 0 0

ТЭС 8967 9677 1744 2225 896,8 16263 9719 10460

ВИЭ 10,4 5,7 0 0 0 0 0 0

Итого: 11394 12138 1746 3253 1897 20299 13719 12757

Всего за 2016-2025 г.г. запланирован ввод 81 ГВт, вывод - 58 ГВт. То есть за 20 лет полностью обновлено будет не более 30 % мощностей. Таким образом, можно отметить заниженные планы по обновлению оборудования электростанций. Хотя в уточнённой Генеральной схеме [11] сообщается, что к 2035 году выработает свой ресурс 129,2 ГВт мощностей тепловых электростанций, которые потребуют обновления или вывода из эксплуатации.

Судя по тенденции 2020-2021 г.г., плановые показатели обновления мощностей российской энергосистемы за 2021-2025 г.г., в частности тепловых электростанций, достигнуты не будут, поскольку за 2019-2021 г.г. скорость ввода ТЭС постоянно падает, и за 2021 г. построено менее 3 % планового пятилетнего показателя 2021-2025 г.г. При этом скорость ввода объектов «зелёной» генерации идёт с опережением графика - за 2021 г. мощности увеличились на 1242 МВт, что составляет 37 % планового показателя на 2021-2025 г.г.

2. Следующий существенный недостаток Генеральной схемы 2035 - это отсутствие внимания к гидроэнергетике. Хотя в редакции 2021 года [11] плановые показатели ввода ГЭС немного увеличены. Богуш Б.Б. в качестве задачи-минимума для российской энергетики считает необходимым сохранение доли ГЭС в выработке электроэнергии в России на уровне не менее 20 % [2]. Однако, Генеральная схема предусматривает постепенное сокращение выработки на гидростанциях до 14,8 % в 2035 году (таблица 3), что является негативным моментом при наличии значительных экономических гидроэнергетических ресурсов в России и направлении энергетической политики на сокращение углеродных выбросов.

Таблица 3 - Производство электроэнергии в зоне централизованного энергоснабжения (план до 2035 г. и факт до 2020 г.), млрд. кВт*ч. (источник - составлено автором по данным [10-12])

Тип станций 2015 % 2020 план % 2020 факт % 2025 план % 2030 план % 2035 план %

АЭС 195,5 18,6 215,7 20,1 215,7 20,6 213,5 18,3 209,3 16,5 238,0 17,5

ГЭС 168,5 16,1 185,5 17,3 207,4 19,8 192,4 16,5 198,8 15,7 201,0 14,8

ТЭС 683,4 65,1 665,0 62,1 620,6 59,3 746,5 63,9 841,3 66,5 901,3 66,4

ВИЭ 2,5 0,2 4,9 0,5 3,4 0,3 16,4 1,4 16,5 1,3 16,6 1,2

Итого: 1050 1071 1047 1169 1266 1357

В ущерб развитию освоенной гидроэнергетики предпочтение отдаётся развитию ВИЭ. Точнее, лишь солнечной и ветроэнергетике, хотя величина генерации (см. таблицу 3) ВИЭ-источников даже к 2035 году предполагается относительно небольшой - не более 1,2 % от общего производства электроэнергии в стране. При этом в общей установленной мощности станций ВЭС и СЭС должны составить около 2,5 % (см. таблицу 1). Это обстоятельство связано с низким КИУМ ветряных и солнечных станций по сравнению с традиционной генерацией (порядка 15 % для СЭС и 27 % для ВЭС при среднегодовом КИУМ АЭС России выше 80 %, и около 45-50 % для ГЭС и ТЭС).

Однако, принимая во внимание скорость ввода солнечных и ветряных станций, превышающую плановые показатели, можно полагать, что к 2035 году реальные показатели установленной мощности ВИЭ-источников будут выше запланированных.

Стоит отдельно отметить, что нестабильность выработки объектами солнечной и ветровой генерации требует строительства накопителей электроэнергии для сглаживания неровности производства. Однако, при бурном строительстве объектов ВИЭ-энергетики в России (в 2020 и 2021 ввод СЭС и ВЭС превышает объёмы строительства других типов станций) не наблюдается соответствующего ввода гидроаккумулирующих станций или подобных объектов, способных накапливать энергию в периоды пиков производства на СЭС и ВЭС. Между тем, лишь ГАЭС в настоящее время могут обеспечить накопление электроэнергии в полном соответствии с критериями надёжности работы энергосистемы в целом.

Другими словами, сложившаяся схема функционирования ВИЭ-энергетики работает в ущерб остальным станциям, отдавая экономически и технически необоснованный приоритет в мощности возобновимой генерации (программа ДПМ ВИЭ предусматривает обязательный выкуп мощности у производителя по завышенным ценам). Но при этом, в связи с отсутствием накопителей энергии, возникает техническая необходимость в наличии «горячего» резерва в виде тепловых энергоблоков, которые вынуждены простаивать «в ожидании» момента, когда выработка солнечной или ветровой энергии снизится в силу объективных природных обстоятельств. Данное обстоятельство отрицательно влияет на рентабельность объектов тепловой энергетики и может поставить под угрозу надёжность работы энергосистемы, если суммарная мощность источников «зелёной» энергетики составит значительную величину, которую нельзя будет «зарезервировать» иными источниками генерации.

Также стоит отметить, что ввод станций других типов «зелёной» энергетики на фоне ВЭС и СЭС остаётся незаметным. При этом в России есть значительный потенциал других видов возобновимой энергии. К примеру, существуют нерешённые проблемы утилизации отходов, в том числе отходов отрасли лесопиления, есть значительные запасы термальных вод. Но такие работающие установки являются в основном результатом частных инициатив, а не целенаправленной государственной поддержки. В частности, как квалифицированный источник ВИЭ в России работает только ТЭЦ «Белый ручей», работающая на отходах лесопиления. Биогазовых установок зарегистрировано как квалифицированные объекты - 2, объектов генерации на свалочном газе - 1, геотермальной генерации - 2. В то же время количество квалифицированных объектов ВИЭ солнечной генерации в России 96, а ветровой -36 (данные Ассоциации «НП Совет рынка» на 01.01.2021 г.)

То есть, в настоящее развитие ВИЭ-энергетики в России практически осуществляется в сторону только солнечной и ветровой. Очевидно, это происходит больше из политических соображений, чем с точки зрения экологической или экономической целесообразности.

3. Стоит отметить, что показатели роста потребления электроэнергии планируется обеспечивать за счёт электрификации общественного и личного транспорта. Однако, текущие программы (в том числе Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года и Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года) не содержат конкретных целевых показателей развития электротранспорта в стране. Фактически же сети городского электротранспорта не развиваются или сокращаются практически во всех городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Предполагаемая замена - электробусы - в подавляющем количестве эксплуатируется только в двух мегаполисах. В остальных городах они исчисляются единицами.

Исходя из данного обзора, можно сформулировать 3 стратегических направления модернизации отрасли.

I. Планируемые до 2035 г. объёмы ввода/вывода электростанций в тепловой энергетике составляют около 30 % от их суммарной мощности (54 ГВт из 174,9 ГВт). Поэтому к 2035 году в основе российской электроэнергетики по-прежнему будут находиться в большинстве своём тепловые электростанции, оборудование которых выработало свой ресурс.

Стоит отметить, что ещё 43 ГВт тепловых электростанций планируется модернизировать в рамках программы КОММОД (до 2031 г.). Однако, это не равноценно новому оборудованию, т.к. в ряде случаев касается только замены отдельных узлов основного генерирующего оборудования или котлоагрегатов. В целом же к 2035 г. новое оборудование или модернизированное в рамках КОММОД составит 55% суммарной мощности ТЭС, что представляется недостаточным показателем для обеспечения надёжности работы российской энергосистемы.

Поэтому главным стратегическим направлением развития отечественной энерготрасли должна стать полная модернизация или замена оборудования тепловых электростанций, т.к. именно они были и в обозримой перспективе останутся основным источником электроэнергии в России.

II. Вторым стратегическим направлением развития отечественной электроэнергетики должно быть ускоренное гидроэнергетическое строительство взамен менее эффективных станций солнечной и ветроэнергетики. В том числе это касается малых ГЭС, не требующих создания больших водохранилищ. А также ГАЭС для компенсации прерывистой генерации новых ветряных и солнечных электростанций и для увязки постоянной генерации АЭС с переменной фактической нагрузкой, т.е. с целью улучшения КИУМ атомных станций в перспективе в среднем до 90 %.Иными словами, ГАЭС - необходимое условие качественной работы не только ветровой и солнечной, но и атомной энергетики.

Строительство ГЭС не только будет способствовать сокращению углеродных выбросов, но и положительно повлияет на экономику страны в целом, поскольку гидроэнергия обходится на оптовом рынке в 6-10 раз дешевле электроэнергии, поставляемой АЭС, и до 30 раз дешевле поставок с объектов тепловой энергетики. Оборудование ГЭС (плотины) строятся с расчётом на столетний срок эксплуатации, что также даёт преимущество ГЭС перед остальными видами генерации, особенно солнечными станциями, работа которых рассчитана не более чем на 30 лет, а утилизация оборудования в нашей стране не отработана и не предусмотрена в планах развития ВИЭ-энергетики.

Кроме того, доля вырабатываемой энергии, используемой для собственных нужд, у ГЭС является наименьшей из всех видов генерации, а маневренность (скорость ввода агрегатов на полную мощность) - наивысшая.

III. Нарастающий демографический кризис, усиливаемый пандемией СОУШ, не позволяет прогнозировать значительный рост энергопотребления в стране. Экспортный потенциал из приграничных государств есть только у Финляндии, Украины и Китая. Однако, Финляндия стабильно из года в год закупает примерно один и тот же объём электроэнергии, и рост финского потребления маловероятен. Украина - рынок крайне нестабильный по политическим обстоятельствам. Экспорт же в Китай физически ограничен мощностью Восточной энергосистемы, поскольку передача энергии в Китай из других энергосистем сейчас невозможна. Крупное электроэнергетическое строительство Дальнем Востоке, исключительно нацеленное на экспорт в Китай, представляется нецелесообразным. Так как значительная доля экспортной составляющей поставит надёжность работы всей энергосистемы в зависимость от внешнего рынка.

Исходя из этого, значительный рост энергопотребления можно ожидать лишь на транспорте. Поэтому третьим стратегическим направлением развития отечественной электроэнергетики должно стать планирование роста и модернизации установленной мощности электростанций в увязке с конкретными показателями развития электротранспорта, в том числе городского электротранспорта в противовес современному сокращению трамвайных и троллейбусных сетей. Именно электрификация транспорта может стать основным драйвером развития отечественной электроэнергетики в ближайшие годы. Причём это должно касаться не только мегаполисов, но также больших и крупных городов с населением более 100 тыс. человек.

Россия обладает значительными запасами горючих полезных ископаемых. Поэтому тепловая энергетика всегда будет основой российской структуры генерации электроэнергии.

Соответственно, для повышения надёжности работы энергосистемы требуется модернизация и обновление в первую очередь оборудования тепловых электростанций. Целесообразным будет иметь долю других видов генерации - атомной и водяной - по 20-25 %. Солнечная же и ветровая энергетика малоконкурентны в российской среде в высокими запасами гидро- и энергоресурсов и вряд ли получат заметное развитие в отсутствие государственной поддержки после окончания действия программ ДИМ ВИЭ и ДПМ ВИЭ 2.0. Декларируется, что дальнейшего продления поддержки «зелёной» генерации после 2035 г. не будет (см. таблицу 1 - отсутствие планов роста установленной мощности ВИЭ-генерации после 2025 года). Хотя в Генеральной схеме оговорено, что рассмотрен и дополнительный сценарий увеличения мощности ВИЭ-генерации до 11,6 ГВт к 2035 г. (в базовом и минимальном сценариях -6,7 ГВт к 2035 г.).

Прогнозируется, что основным источником роста потребления электроэнергии в будущем будет транспорт. Причём целесообразнее сосредоточить внимание на уже развитых повсеместно даже в небольших городах сетях электротранспорта: трамвае и троллейбусе, метро (города-миллионники), чем на электробусах и электромобилях, эксплуатация которых без господдержки представляется неэффективной по сравнению с уже освоенными видами транспорта и возможна только в мегаполисах.

Источники:

1. Беляев Л.С. Проблемы электроэнергетического рынка. - Новосибирск: Наука, 2009. - 296 с.

2. Основные положения программы развития гидроэнергетики России до 2030 года и на перспективу до 2050 года / Б. Б. Богуш, Р. М. Хазиахметов, В. В. Бушуев [и др.] // Энергетическая политика. - 2016. - № 1. - С. 3-19.

3. Дускабилова, З.Т. Электроэнертегика России: проблемы и стратегические направления развития отрасли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - №9. - С. 116-128.

4. Кейлин, И.А. Рынок электроэнергетики в России: особенности формирования, текущая оценка и перспективы развития // Образование и право. 2021. №4. С. 338-344.

5. Макаров, О. А. Анализ проблем современной электроэнергетической отрасли и стратегические пути их решения в соответствии с концепцией Энергетической стратегии до 2035 года / О. А. Макаров, Е. А. Барбашина // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. - № 2(68). - С. 366-373. - DOI 10.20914/2310-1202-2016-2-366-373.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Новикова, О. В. Оценка результативности государственных программ обновления основных фондов в энергетике / О. В. Новикова, Ю. В. Ортикова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - Т. 17. - № 3(396). - С. 538-555. - DOI 10.24891/ni.17.3.538.

7. Цыпин, А. П. Статистический анализ последствий реформ в электроэнергетике России / А. П. Цыпин, А. А. Сапарова // Интернет-журнал Науковедение. - 2017. - Т. 9. - № 2. - С. 53.

8. Шенцев, И. О. Проблемы и перспективы развития электроэнергетики в России / И. О. Шенцев, Д. О. Шенцева // Молодежь и XXI век - 2015 : материалы V Международной молодежной научной конференции: в 3-х томах, Курск, 26-27 февраля 2015 года / Ответственный редактор: Горохов А.А.. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2015. - С. 242-245.

9. Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. № 215-р - Об одобрении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

10. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2017 г. № 1209-р - Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года.

11. Распоряжение Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. № 3320-р - О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2017 г. № 1209-р.

12. Системный оператор Единой энергетической системы - Отчеты о функционировании ЕЭС [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.so-ups.ru/functioning/tech-disc/tech-disc-ups/ (дата посещения: 07.02.2022).

References:

1. Belyaev L.S. Problems of the electric power market. - Novosibirsk: Nauka, 2009. - 296 p.

2. Bogush B. B., Khaziakhmetov R. M., Bushuev V. V. [et al.] Main provisions of the Russian hydropower development program until 2030 and for the future until 2050 // Energy Policy. - 2016. -No. 1. - P. 3-19.

3. Duskabilova, Z.T. Electric power industry of Russia: problems and strategic directions of the

industry development // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2016. - No. 9. - S. 116-128.

4. Keilin, I.A. Electricity market in Russia: features of formation, current assessment and development prospects // Education and Law. 2021. №4. pp. 338-344.

5. Makarov, O. A. Analysis of the problems of the modern electric power industry and strategic ways of their solution in accordance with the concept of the Energy Strategy until 2035 / O. A. Makarov, E. A. Barbashina // Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. - 2016. -No. 2 (68). - S. 366-373. - DOI 10.20914/2310-1202-2016-2-366-373.

6. Novikova, O. V. Evaluation of the effectiveness of state programs for the renewal of fixed assets in the energy sector / O. V. Novikova, Yu. V. Ortikova // National interests: priorities and security. -2021. - T. 17. - No. 3 (396). - S. 538-555. - DOI 10.24891/ni.17.3.538.

7. Tsypin, A. P. Statistical analysis of the consequences of reforms in the electric power industry of Russia / A. P. Tsypin, A. A. Saparova // Science Journal Internet Journal. - 2017. - T. 9. - No. 2. - P. 53.

8. Shentsev, I. O. Problems and prospects for the development of the electric power industry in Russia / I. O. Shentsev, D. O. Shentseva // Youth and the XXI century - 2015: materials of the V International Youth Scientific Conference: in 3 volumes, Kursk , February 26-27, 2015 / Managing editor: Gorokhov A.A.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of February 22, 2008 No. 215-r - On the approval of the General Scheme for locating electric power facilities until 2020.

10.Decree of the Government of the Russian Federation dated June 9, 2017 No. 1209-r - General layout of electric power facilities until 2035.

11.Decree of the Government of the Russian Federation of November 25, 2021 No. 3320-r - On Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of June 9, 2017 N 1209-r.

12.System operator of the Unified Energy System - Reports on the functioning of the UES [electronic resource]. - Access mode: https://www.so-ups.ru/functioning/tech-disc/tech-disc-ups/ (date of visit: 02/07/2022).

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-151-159

И.С. Лебедева - к.э.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, ФГБОУ ВО КубГМУ, kinnas@mail.ru,

I.S. Lebedeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of public health, healthcare and history of medicine, Kuban State Medical University;

П.В. Лебедев - к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии ФПК и ППС, ФГБОУ ВО КубГМУ, pavel.lebedev@inbox.ru,

P.V. Lebedev - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of infectious diseases and epidemiology FAS and PTS, Kuban State Medical University.

ТЕНДЕНЦИИ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ TRENDS IN SOLVING STAFF PROBLEMS IN HEALTH CARE

Аннотация. С момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), государство на протяжении всего периода принимает необходимые меры поддержки граждан и бизнеса. Меры поддержки также были разработаны и для специалистов отрасли здравоохранения, работающих с COVID-19. Изменения коснулись системы медицинского образования и начала трудовой деятельности. Утратили силу ряд ранее действовавших нормативно-правовых актов. Принят новый приказ, касающийся аккредитации специалистов (№1081н). Однако остается актуальной проблема нехватки врачей и среднего медицинского персонала. Кадровый дефицит оказывает негативное воздействие на функционирование как отдельного учреждения, так и всей отрасли. Принятые меры по привлечению врачебных кадров в амбулаторно поликлиническое звено за счет изменения этапности подготовки специалистов и возможности работы участковым терапевтом при получении первичной аккредитации дали положительный результат -численность врачей терапевтического профиля в 2020 г. составила 24,6 % от численности врачей всех специальностей, однако дефицит терапевтов все еще остается. Ключевыми проблемами нехватки кадров являются: низкая оплата труда у молодых специалистов, длительный период обучения специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.