Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РОССИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / ПРАВОСУДИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРЕСТУПНИК / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / JUVENILE JUSTICE / JUSTICE / JUVENILE OFFENDER / PROTECTION OF CHILDREN / FAMILY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яценко Ангелина Михайловна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме совершенствования ювенальной системы в Российской Федерации. Раскрывается содержание понятия «ювенальная юстиция». К тому же рассматривается процесс становления и развития институтов ювенальной юстиции, при этом отдельное внимание уделяется специфике формирования указанных институтов в России. Также выделяются характерные особенности скандинавской и континентальной моделей ювенальной юстиции. Обосновываются мысли о существовании проблем жестокого обращения с детьми, возрастания уровня подростковой преступности. Анализируются все аргументы «за» и «против» совершенствования ювенальной юстиции в Российской Федерации. В конечном итоге объясняется необходимость формирования в Российской Федерации действительного, отвечающего потребностям российского общества, механизма по защите прав несовершеннолетних с опорой на опыт зарубежных государств, где особо значимым является принцип индивидуального подхода к каждой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF WORK OF JUVENILE SYSTEM AND THE NEED OF ITS IMPROVEMENT IN RUSSIA

The article is devoted to the current problem of improving the juvenile system in Russia. The content of the concept of “juvenile justice” is revealed. The process of formation of juvenile justice institutions is considered, with special attention paid to the specifics of the formation of these institutions in Russia. The characteristic features of the Scandinavian and continental models of juvenile justice are highlighted. The author substantiates the idea of the existence of problems of child abuse, an increase in the level of juvenile delinquency. The arguments “for” and “against” the improvement of juvenile justice in Russia are analyzed. As a result, the need for the formation in the Russian Federation of an effective mechanism for protecting the rights of minors based on the experience of foreign states, where the principle of an individual approach to each individual is of particular importance, is explained.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 343.1

DOI 10.34076/2658-512X-2020-4-155-173

Яценко Ангелина Михайловна (yacenko.angelina@mail.ru) Студентка Института государственного и международного права Уральского государственного юридического университета

Angelina A. Yatsenko Ural State Law University Institute of State and International Law, Student

Научный руководитель: Мальцев Николай Васильевич

Профессор кафедры теории и практики управления Уральского государственного юридического университета,

Доктор экономических наук Academic supervisor: Nikolay V. Maltsev Professor of Management Theory and Practice department

Ural State Law University Doctor of Economic Sciences

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РОССИИ DIRECTIONS OF WORK OF JUVENILE SYSTEM AND THE NEED OF ITS IMPROVEMENT IN RUSSIA

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме совершенствования ювенальной системы в Российской Федерации. Раскрывается содержание понятия «ювенальная юстиция». К тому же рассматривается процесс

становления и развития институтов ювенальной юстиции, при этом отдельное внимание уделяется специфике формирования указанных институтов в России. Также выделяются характерные особенности скандинавской и континентальной моделей ювенальной юстиции. Обосновываются мысли о существовании проблем жестокого обращения с детьми, возрастания уровня подростковой преступности. Анализируются все аргументы «за» и «против» совершенствования ювенальной юстиции в Российской Федерации. В конечном итоге объясняется необходимость формирования в Российской Федерации действительного, отвечающего потребностям российского общества, механизма по защите прав несовершеннолетних с опорой на опыт зарубежных государств, где особо значимым является принцип индивидуального подхода к каждой личности.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, правосудие, несовершеннолетний преступник, защита детей, семья, воспитание.

Abstract: The article is devoted to the current problem of improving the juvenile system in Russia. The content of the concept of "juvenile justice" is revealed. The process of formation of juvenile justice institutions is considered, with special attention paid to the specifics of the formation of these institutions in Russia. The characteristic features of the Scandinavian and continental models of juvenile justice are highlighted. The author substantiates the idea of the existence of problems of child abuse, an increase in the level of juvenile delinquency. The arguments "for" and "against" the improvement of juvenile justice in Russia are analyzed. As a result, the need for the formation in the Russian Federation of an effective mechanism for protecting the rights of minors based on the experience of foreign states, where the principle of an individual approach to each individual is of particular importance, is explained.

Keywords: juvenile justice, justice, juvenile offender, protection of children, family, education.

Цель проведенного исследования - это определить направления развития и функционирования ювенальной юстиции в условиях современной российской

действительности. Идея совершенствования ювенальной системы в Российской Федерации широко обсуждается общественностью, встречая как положительную, так и отрицательную реакцию со стороны многих юристов, ученых и населения. Однако правозащитники все больше склоняются к мнению о том, что развитие институтов ювенальной системы в России позволит решить многие актуальные в сфере защиты прав детей задачи, среди которых возможно отметить создание особенной системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, расширение полномочий социальных органов и решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними.

Историческое развитие ювенальной юстиции

Ювенальная юстиция в виде свода специализированных правил возникла еще с развитием института семьи в древности. В римском праве нести ответственность за антиобщественное поведение детей являлось обязанностью главы семьи - pater familias, однако в связи с начавшимся позднее процессом расширения прав отдельных членов семьи, ростом их самостоятельности за ними стала признаваться и личная ответственность. Однако во многих памятниках римского права можно найти указания на прощение, оправданное несовершеннолетием, как например, в случаях, если совершивший преступление не понимал характер своего проступка, либо если сам этот проступок был незавершенным.

Игнорирование особенностей детской и подростковой психики характерно для периода Средних веков. Помимо привлечения едва еще достигших 7-летнего возраста детей к осуществлению ими процессуальных действий, смысл которых им не мог быть еще понятен, к несовершеннолетним также применялась смертная казнь, пытки, заключение в тюрьмах вместе со взрослыми [1, с. 21]. Для большей наглядности необходимо сфокусировать внимание на 164 статье из «Каролины», уголовно-судебного уложения Карла V: «...но если вор по своему возрасту приближается к четырнадцати годам и кража значительна или же обнаруженные при том вышеуказанные отягчающие обстоятельства настоль опасны, что злостность может восполнить недостаток возраста, то судья и шеффены должны вопросить...

ответа, должно ли подвергнуть такого малолетнего вора имущественным или телесным наказаниям, или смертной казни»1.

В современном значении ювенальная юстиция появляется в юридической литературе Х1Х-ХХ столетий. Законодатель того времени шел по пути выделения несовершеннолетних преступников как особую категорию и регламентации их прав и обязанностей путем создания четкой системы правовых норм. Признавалась не только неотвратимость ответственности малолетних за свои преступления, но также еще и необходимость защиты их интересов, как отдельных личностей. Все это в дальнейшем привело к раздвоению в понимании «ювенальной юстиции»: это и правовая основа привлечения детей к ответственности, отличная от норм традиционного уголовного права, и система охраны прав несовершеннолетних. В настоящее же время есть все основания говорить о существовании судебной ювенальной юстиции как части более комплексной ювенальной системы. Поэтому, рассуждая о мерах, принимаемых в целях защиты детей, следует обращать особое внимание не только на проблемы, связанные с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних, но также и на работу социальных органов, и на важность осуществления профилактической деятельности в сфере преступности несовершеннолетних, и на роль семьи в воспитании ребенка.

Ювенальная юстиция в современный период

Идея по созданию специальных детских судов нашла широкое применение в конце XIX века в США. В 1899 году в Чикаго был создан первый Особый суд по делам касающихся несовершеннолетних. Впоследствии же опыт по введению ювенальных институтов переняли многие государства и к настоящему времени сложились три главных модели ювенальной юстиции: англо-американская, континентальная и скандинавская [2]. Но несмотря на наличие специфических черт у каждой из данных моделей, объединяющими являются следующие особенности ювенальной юстиции: преобладание в ней воспитательного характера правосудия

1 Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V / пер., предисл., примеч. Булатова. С.Я. Алма-Ата, 1964.

над карательным, нацеленность на гармоничное развитие личности и особенное внимание к профилактике правонарушений среди детей и подростков.

Междисциплинарный характер ювенальной юстиции, а именно, как считает М. Р. Арпентьева, ее расположение на пересечении 3 областей научного знания: этологии (науки, изучающей генетически обусловленное поведение животных, в том числе человека), психологии социального познания и психологии права -определяет сложность закрепления в нормативных актах принципов, касающихся защиты прав несовершеннолетних [3, с. 13]. К основополагающим документам следует отнести следующие: Конвенцию о правах ребенка 20 ноября 1989 г.2, Пекинские правила 1985 г.3, Европейскую социальную хартию 1996 г.4. Конвенция о правах ребенка, очевидно, занимает важнейшее место в системе международных документов в области ювенальной юстиции. В частности, в ней содержится норма: «Все государства-участники признают права ребенка и подростка на достойное обращение по отношению к нему, развивая в нем уважение к свободам и правам человека, учитывая его стремления к сотрудничеству и возраст правонарушителя, обвиняемого или виновного» (ст. 40). Также в данном документе предусмотрены гарантии защиты прав несовершеннолетних преступников.

Скандинавская модель ювенальной юстиции

Одной из первых стран, подписавших указанную конвенцию, была Швеция, в которой и был создан наиболее интересный и значимый пример скандинавской модели ювенальной юстиции. На сайте журнала «Мел», посвященного проблемам

2 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.

3 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты 29.11.1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml (дата обращения: 03.05.2020).

4 Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в Страсбурге 03.05.1996 г.) // http://www.consultant.ru URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (дата обращения: 03.05.2020).

образования и воспитания детей, опубликована статья Анны Топилиной, которая является социальным работником из Швеции. Данная статья посвящена самым актуальным вопросам о системе ювенальной юстиции в указанном государстве, в том же числе относительно различных мистификаций о деспотичном характере работы шведских социальных органов [4]. В центре же внимания автора статьи оказывается принцип шведских ювенальных структур «bamets Ь^а» (интересы ребенка), согласно которому родители не имеют ни какого права рассматривать своих детей как собственность, а социальные службы - противоречить потребностям ребенка. Организации и учреждения занимаются защитой прав и свобод несовершеннолетних, которые страдают от какого-либо насилия в семье, а также которые имеют поведенческие проблемы (такие как, к примеру, разного рода зависимости или склонности к делинквентному поведению).

Деятельность социальных работников в Швеции является довольно значимой составляющей системы ювенальной юстиции, поскольку без функционирования социальных служб невозможно было бы говорить о возможности предотвращать развитие детской преступности и останавливать произвол некоторых взрослых по отношению к детям. Идеологическая обоснованность скандинавской модели ювенальной юстиции пронизана идеями недопустимости какой-либо жестокости в среде воспитания ребенка, потому что подобное неблагоприятное воздействие на неокрепшую психику ребенка может стать предпосылкой для формирования в личности установок на совершение противозаконных деяний. Поэтому любой человек, заметивший за взрослыми недопустимое с его точки зрения поведение по отношению к несовершеннолетнему может сообщить об этом в специальные органы. Следует уточнить, что большинство подобных заявлений, называемых в Швеции «заявлениями о беспокойстве», заканчивается звонком родителям.

Деятельность социальных органов не направлена на изъятие ребенка из его родной среды; даже если та или иная семья испытывает определенные сложности, связанные с материальными нуждами, ей как правило пытаются оказать помощь предоставлением жилья или пособия. Если же родители вследствие ограниченных

возможностей здоровья физически не могут выполнять необходимые действия (как пример, брать ребенка на руки), для помощи им выделяются специальные ассистенты. Однако, чтобы социальные службы пошли на контакт и принимали необходимые меры для сохранения целостности семьи, необходимо выстраивать доверительные отношения между родителями и ассистентами.

Также, решение об изъятии ребенка из семьи не принимает один человек. Это длительная процедура, состоящая из нескольких стадий и предполагающая участие многих должностных лиц и государственных структур. Стоит разобрать пример «крайней» ситуации. К сожалению, иногда бывают случаи, когда факт применения к ребенку насилия в семье становится очевидным и изъятие его из неблагополучной среды является единственным верным решеним. В подобных случаях обязательным является участие органов полиции: сотрудники занимаются сбором доказательств и опросом свидетелей. После всех необходимых стадий работы с выяснением обстоятельств социальная служба решает вопрос связанный с тем, нуждается ли ребенок в защите. Для этого приглашают экспертов. Решение о взятии ребенка под опеку принимается судом первой инстанции. Социальные службам ставится в обязанность следить за качеством опеки, общаться с ребенком и его опекунами. Разумеется, никто не застрахован от того, чтобы стать ошибкой системы, а ювенальная юстиция - есть ни что иное, как механизм со своими правилами и нормативно-правовой основой. Как представляется, и здесь верным решением является готовность сотрудничать с теми, кто профессионально видит проблему и хочет помочь [4].

Континентальная модель ювенальной юстиции

Представляет определенный интерес континентальная модель ювенальной юстиции. В частности, в ФРГ, основы уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних зафиксированы в законе 1953 года «О ювенальных судах»5. Согласно этому нормативному акту, несовершеннолетние классифицированы по

5 Артеменко Н. В. Особенности ответственности и наказания несовершеннолетних в уголовном праве Француской Республики // Ученые записки ДЮИ. Т. 19. - Ростов-на-Дону: -Изд-во ДЮИ, 2002. С. 24-35.

трем категориям: малолетние (до 14 лет), подростки (от 14 до 18) и молодежь (от 18 до 21 года). Именно это разделение предопределяет успешное функционирование принципа индивидуального подхода. Ювенальные суды в Германии выступают особенными подразделениями общеуголовного суда, но при этом они образуют свою собственную систему, которая отличается признаками самостоятельности, специализированности структуры и отдельной системой правовых актов.

Законом, который регулирует во Французской Республике осуществление правосудия в интересах несовершеннолетних, является акт от 2 февраля 1945 г. № 45-174 «О правонарушениях несовершеннолетних»6. Материалы относительно несовершеннолетних правонарушителей, а также тех лиц, которым ставится в вину совершение противоправного деяния в отношении несовершеннолетнего, анализируются исключительно в ювенальных судах. При выборе же кандидатур на должность ювенального судьи особое внимание уделяют отношению этого человека к детям и к вопросам детства вообще.

История развитие институтов ювенальной юстиции в России: предыстория вопроса

В России к идеям ювенальной юстиции обращались еще дореволюционные ученые. Значительный вклад в развитие системы ювенальной юстиции в России внес Люблинский П. И. - криминолог, юрист, и создатель системы российской ювенальной юстиции. Признавая важность развития в России системы подобных судов, он настаивал на том, чтобы они также занимались исследованием причин, толкающих подростков на совершение преступлений. Ученый также высказал свое опасение о существующей в государстве «карательной» уголовной политики в отношении «ранних преступников» [5, с. 161]. Но сформированная в первые десятилетия XX века модель ювенальной юстиции своего дальнейшего развития в сторону гуманизации не получила, так как анализ правовых актов 1930-1940 гг. позволяет выявить выраженный «карательный» характер правосудия в отношении

6 Соколов А., Предеина И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // Российская юстиция. № 3. Март 2004 г. // URL: https://base.garant.ru/5133464/ (дата обращения: 03.05.2020).

несовершеннолетних. Даже борьбу с подростковой и детской преступностью, не скрывая, называли способом «выявления врагов народа», когда речь шла об их родителях [6, с. 22].

Необходимость же совершенствования ювенальной юстиции в современной России в последнее время активно обсуждается в научных кругах. На фоне же заметно усиливающихся тенденций к гуманизации юридической ответственности все большее внимание уделяется развитию органов и институтов, нацеленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Обратившись к действующему российскому законодательству, необходимо упомянуть о том факте, что уголовная ответственность для несовершеннолетних наступает по некоторым категориям уголовных дел с момента достижения ими четырнадцатилетнего возраста (ст. 20 Уголовного кодекса РФ)7, но данные дела рассматривают суды общей юрисдикции, а не специально созданная для этого структура. В 2010 г. проект федерального конституционного закона № 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ»»8 (как раз таки в части создания ювенальных судов) был отклонен во втором чтении Государственной Думой Российской Федерации. Тем не менее в Российской Федерации все-таки действуют созданные еще в советские времена комиссии по делам несовершеннолетних, порядок функционирования которых определен в законодательных актах, например, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»9. Кроме того, с 2009 года в нашей стране была учреждена

7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. и допол. в ред. от 18.02.2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. № 25. с изм. и допол. в ред. от 18.02.2020 г.

8 Постановление ГД ФС РФ от 15.02.2002 г. N 2473-Ш ГД «О проекте Федерального конституционного закона N 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» // «Собрание законодательства РФ», 25.02.2002 г., N 8, ст. 789

9 Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // Российская газета. 1999. № 121. Ст. 3177 с изм. и допол. в ред. от 24 апреля 2020 г.

должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка10. На данный момент эту должность занимает А. Ю. Кузнецова.

Ювенальная юстиция в России: за и против

Несмотря на тот факт, что ювенальная юстиция находится лишь на начальном этапе становления в РФ, у нее есть как сторонники, так и противники. Согласно социологическим опросам, людей, придерживающихся ниже перечисленных позиций, гораздо больше, чем тех людей, кто не согласен с этим: 62% «против» ювенальной юстиции и всего 25% «за» ее введение [7]. В частности, противники ювенальной юстиции приводят вполне разумный аргумент, что органы контроля получат неограниченные возможности для злоупотребления правом на изъятие ребенка из семьи, а создание дополнительных служб и организаций приведет к увеличению бюрократического аппарата и усилению коррупционных тенденций, при этом нормы законодательства о ювенальной юстиции вступят в противоречие с традиционными и религиозными представлениями о семье и детстве.

Следует также отметить, что отношение к ювенальной юстиции во многом зависит от того, представителей какой социальной группы спрашивают об этом. Так, противниками, как правило, выступают религиозные люди, не обладающие в должной мере необходимой информацией по данному вопросу [8, с. 136]. Из-за недостаточной осведомленности отдельные утверждения выглядят абсурдными. К примеру, высказываются опасения о включении в учебные планы курсов по сексуальному просвещению с младшей школы. Но образовательные программы разрабатывает Министерство просвещения РФ11, от которого будет зависеть, что окажется включенным в учебные планы и факультативные занятия. Сами же по себе ювенальные структуры, такие как например специальные некоммерческие организации, явно не имеют цели навязывать детям информацию, к восприятию которой они еще могут быть не готовы.

10 Указ Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» от 01.09.2009 г. № 986 // Российская газета. 2009 г. № 165. Ст. 4312 с изм. и допол. в ред. от 15.01.2019 г.

11 Минпросвещения России // https://edu.gov.ru (дата обращения: 27.07.2020).

Также распространенным заблуждением противников ювенальной юстиции является мнение о том, что эти органы никому не подотчетны и не подконтрольны. Но однако ювенальные институты подлежат проверкам со стороны прокуратуры или Министерства юстиции, а при наличии развитого гражданского общества за функционированием данных структур вполне могут наблюдать и общественные организации независимо государства.

Также сторонниками законодательного оформления ювенальных структур, как правило, являются те, чья профессиональная деятельность связана с защитой прав детей [9, с. 40]. Получается, что люди данных профессий серьезно оценивают риски: насколько может быть неправильным назначать одинаковые наказания как взрослым, так и несовершеннолетним преступникам; рассчитывать, что суровое наказание исправит малолетнего, а не нанесет ущерб его не сформировавшейся должным образом психике.

Из вышеизложенного следует то, что только благодаря развитым институтам защиты прав детей в государстве произойдет снижение уровня преступности несовершеннолетних и улучшение микроклимата в российских семьях. Поскольку подобные институты новы для России, их необдуманное введение действительно может сопровождаться различными сложностями. Необходимым представляется достижение консенсуса между теми, кто считает введение ювенальной юстиции желательным, и теми, кто яростно выступает против этого. Прежде всего, так как обе стороны по-разному понимают термин, насчет которого спорят.

Ювенальная система - это не механизмы отобрания детей от своих родителей, в случае если последние не оказывают им необходимой заботы, это прежде всего совокупность органов, которая занимается защитой детских прав и сохранением целостности семьи. Опасения людей, касающиеся вопросов принятия российской общественностью новых структур и нормативных актов, вполне оправданы, но, на взгляд автора, институты ювенальной юстиции не следует рассматривать как институты с исключительно карательной функцией.

Роль ювенальной юстиции в борьбе с жестоким обращением с детьми

Целесообразным в рамках рассматриваемого направления представляется рассмотрение конкретных проблем, связанных с правами детей в семье, а также с возросшим в настоящее время уровнем преступности несовершеннолетних лиц. Характер же семейных и межличностных отношений в современном российском обществе определяется динамично изменяющимися социально-экономическими обстоятельствами, из-за которых семья как социальный институт теряет свою значимость: увеличивается количество разводов и неполных семей, усиливаются тенденции к жестокому обращению с детьми. В правовом государстве ребенку должно быть предоставлено право на самозащиту, а для осуществления этой цели необходимы специальные гос. органы, ответственные за принятие и рассмотрение жалоб от пострадавших несовершеннолетних. К сожалению, распространенная в подростковой среде правовая безграмотность не позволяет каждому ребенку обратиться за квалифицированной помощью. К тому же, необходимо учитывать еще и тот факт, что субъектами насилия выступают либо родители, либо иные лица, пользующиеся определенным авторитетом, из-за подобного многим детям психологически сложно жаловаться на их действия.

Следует также отметить особую важность указанного направления работы ювенальной системы, поскольку именно от той атмосферы, в которой происходит становление личности ребенка, зависит формирование его мировоззрения. Чаще всего оказывается, что чем опаснее окружающая детей семейная обстановка, тем выше вероятность возникновения у них делинквентных наклонностей.

Если же остановиться более подробно именно на проблеме психического состояния несовершеннолетнего, который стал жертвой жестокого обращения, довольно очевидным выступает факт психологической подавленности указанных несовершеннолетних лиц, их неспособности ясно и четко сформулировать свою позицию. Соседи, родственники, педагоги и врачи, другими словами, все те, кто очевидно способен заметить неадекватные проявления взрослых по отношению к детям, обязаны сообщать об этом в органы опеки и попечительства, но однако,

на сегодняшний день таких обращений практически не наблюдается12, что лишь свидетельствует о другой проблеме - слабом развитии гражданского общества.

Попытаться решить указанную проблему можно с опорой на опыт Франции -страны, являющейся хорошим примером континентальной системы ювенальной юстиции. Именно в этом государстве существует специальный номер телефона, по которому каждый очевидец может рассказать о фактах жестокого обращения с несовершеннолетним. О указанной возможности защиты права должны знать в первую очередь сами дети. Также в качестве решения данной проблемы можно рассмотреть создание специальных кризисных центров для тех, кто нуждается в защите от бытового насилия и организацию общественного наблюдения за теми семьями, в которых имеет место быть такое насилие [10, с. 130].

Влияние ювенальной юстиции на предупреждение преступности среди несовершеннолетних лиц

Вопросы о предотвращении подростковой преступности находятся в сфере основных задач государства. Тем не менее, к сожалению, причинам, побуждающим детей на совершение противоправных деяний, не уделяется должного внимания. Опасность оказаться в трудных жизненных ситуациях для подростков, не всегда способных здраво оценить все сложности и найти верное решение в силу своих психолого-возрастных особенностей, недостаточно освещают в воспитательных и образовательных учреждениях. Не у каждого ребенка есть реальная возможность обратиться в специальные службы психолого-педагогической помощи без страха быть непонятым или неуслышанным, и потому они зачастую находят поддержку в организованных преступных группах или начинают самостоятельно нарушать законадательные нормы.

Однако, более очевидной является проблема правовой безграмотности, что также выступает причиной совершения детьми преступлений и правонарушений. По причине недостаточного внимания составителей образовательных программ к таким важным вопросам уголовного права, как к примеру превышение пределов

12 Семья, материнство и детство // gks.ru URL: https://www.gks.ru/folder/13807 (дата обращения: 27.07.2020).

необходимой обороны, или ответственность за драку с телесными повреждениями различной степени тяжести, или за истязания сверстников и за многие иные виды преступлений множество школьников лишены возможности узнать, как защитить себя и не выйти при этом за установленные законом рамки. Любая самооборона должна быть осторожной13, ведь порой ответная реакция на действия обидчика может привести к серьезным последствиям, от которых не смогут уберечь даже родители: будь то конпенсация за причинение вреда здоровью и имущественного ущерба, либо же уголовная ответственность для несовершеннолетнего, если он уже достиг 14-летнего возраста (ст. 20, 37 Уголовного кодекса РФ).

Важно, чтобы ребенку было ясно объяснено, в чем разница между обыденным представлением о справедливости и юридическим. С точки зрения закона имеет значение не сама обида, на которую жертва отреагировала агрессивным образом и совершила вследствие своих действий преступление, а зафиксированный ущерб, факт причинения которого подтверждают разного рода доказательства [11].

Правовой институт ювенальной юстиции, в особенности, сформированный по схожим принципам с такими странами, как Франция и Германия, позволят наиболее эффективным образом повлиять на сокращение числа правонарушений, совершаемых подростками. Ведь в таком случае особенно необходимым будет принцип индивидуального подхода к несовершеннолетнему. Таким образом, при органах внутренних дел Российской Федерации целесообразным представляется создание обособленных подразделений, которые подобно правоохранительным органам были бы уполномочены прибегать к применению силы и специальных средств, а также - являлись бы отдельной структурой, включающей в свой состав профессиональных педагогов, психологов, медиков и социологов, действительно способных проводить профилактическую работу с несовершеннолетними лицами для предотвращения новых преступлений [12, с. 63].

13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 года N 19 г. Москва «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» // rg.ru URL: https://rg.ru/2012/10/03/plenum-dok.html (дата обращения: 27.07.2020).

Проблема декриминализации преступности несовершеннолетних

Кроме вышеперечисленного для российской действительности характерна проблема декриминализации подростковой и детской преступности. Слишком снисходительное, а иногда даже равнодушное отношение правоохранительных органов и судов к противоправным антиобщественным деяниям, совершенным несовершеннолетними, тщательно замаскировано ими под следование традициям гуманизма. К тому же, фактически, до достижения ребенком 14 лет юридическая ответственность не предусмотрена, а до 16 лет - подросток не отвечает за такие свои опасные деяния, как распространение наркотических средств или истязания (ст. 87 Уголовного кодекса РФ). Из этого положения могут извлечь выгоду, например, наркодилеры, активно набирающие в курьеры и закладчики школьников, которые фактически не подлежат ответственности за такие действия.

Излишняя мягкость к ребенку-преступнику и полное освобождение его от уголовной ответственности не отвечает потребностям современного общества. В странах с развитыми институтами ювенальной юстиции возраст привлечения к уголовной ответственности довольно низок. Во Франции, например, полноценно могут осудить несовершеннолетнего с 13 лет, а в Великобритании - этот возраст равняется 10 годам (взависимости от состава преступлений). Во Франции проследить работу ювенальной юстиции возможно на всех стадиях осуществления правосудия: начиная со следствия и заканчивая контролем за надлежащим исполнением наказания в отношении несовершеннолетнего. До принятия окончательного решения по делу ювенальному судье нужно надежно убедиться в эффективности предлагаемых воспитательных мер, ведь главной задачей действующей в стране системы является психологическое сопровождение преступивших закон молодых людей для улучшения ресоциализации и сокращения рецидивов.

В России уровень рецидивной преступности среди подростков держится на отметке 67 % [13, с. 16]. Функционирующие на основе уголовно-исполнительного законодательства воспитательные колонии не способны полностью искоренить антисоциальные аспекты поведения у отбывающих в них наказание подростков,

так как длительная изоляция и принудительное ограничение свободы не влияют на формирование зрелых личностных структур, а также моральных представлений. В связи с этим в европейских странах действуют службы пробации осуществляющие применение эффективных методов коррекции детского миропонимания. Заключение

Исходя из вышеизложенных соображений, касающихся сущности системы ювенальной юстиции, ее различных моделей, и ее минусов и плюсов, следует сделать вывод о том, что интересы детей объективно нуждаются в повышенной защите относительно того, как данная защита обеспечивается сейчас. На фоне неутихающих споров о улучшении системы ювенальной юстиции в Российской Федерации сложно сейчас говорить о том, действительно ли слепое копирование существующих ювенальных органов Запада действительно нужно нашей стране. Ведь введение ювенальных судов по принципу «прямо здесь и сейчас» станет системным нарушением конституционного принципа российского правосудия -равенства перед законом и судом.

Допустимым вариантом будет формирование, с опорой на опыт государств с наиболее развитыми ювенальными системами, своего собственного механизма защиты прав и свобод несовершеннолетних лиц, с внесением соответствующих изменений в законодательство. Важно учитывать и то, что Российская Федерация является многонациональной страной и одной из огромнейших по территории. Очевидно, что оставлять эту проблему без внимания нельзя, если каждый из нас заинтересован в повышении статуса семьи, снижении детской преступности и, в целом, в предоставлении более широких возможностей всестороннего развития для каждой личности.

Библиографический список

1. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного процесса, уголовного права и криминологии. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001. - 272 с.

2. Три модели ювенальной юстиции: международный опыт // URL: https:// pravovsem59.ru/pravovoe-prosveshchenie/analitika/tri-modeli-yuvenalnoy-yustitsii-mezhdunarodnyy-opyt_1531366878/ (дата обращения: 19.05.2020).

3. Арпентьева М. Р. Вопросы ювенальной юстиции // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №5-1. С. 13-19.

4. «Вы слышали, там за любой чих детей забирают». Правда и мифы о работе ювенальной юстиции в Швеции // URL: https://mel.fm/mirovoy_opyt/8602513-anna_topilina (дата обращения: 13.03.2020).

5. Люблинский, П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрас-те:Социально-правовые очерки. - М.: Юр. изд-во Наркомюста, 1923. - 300 с.

6. Асанова Н. К., Вайснер Н. А., Иванова Г. П. Программа декриминализации подростковой среды в РФ 1-е изд. - М.: Благотворительный фонд «Шанс», 2017. - 44 с.

7. Отношение российского общества к ювенальной юстиции // URL: https://wek. ru/otnoshenie-rossijskogo-obshhestva-k-yuvenalnoj-yusticii (дата обращения: 13.03.2020).

8. Ткаченко А. В. Ювенальная юстиция в России: за и против // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. №1. С. 130-140.

9. Сарпионова Д. В., Баженов Л. А. К вопросу о ювенальной юстиции в РФ // Отечественная юриспруденция. 2020. С. 39-41.

10. Прокошкина Н. И. Юв. юст. как гарантия защиты прав несовершеннолетних // Вестник СГЮА. 2012. №4 (87). - С.125-132.

11. «Просто дай ему сдачи». Немного правового самосознания для ребенка в домашних условиях // URL: https://mel.fm/blog/serge-parkhomenko/30654-prosto-day-emu-sdachi-nemnogo-pravovogo-samosoznaniya-dlya-rebenka-v-domashnikh-usloviyakh (дата обращения: 13.03.2020).

12. Беженцев А. А. Ювенальная юстиция: зарубежный опыт и перспективы его использования в Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. №1 (77). С.58-64.

13. Лелеков В. А. Преступный рецидив несовершеннолетних и его предупреждение // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. №4 С. 15-23.

Bibliography

1. E. B. Melnikova, Juvenile Justice: Issues of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology (2nd ed.), Delo, 2001, at 272.

2. Three Models of Juvenile Justice: International Experience, https://pravovsem59. ru/pravovoe-prosveshchenie/analitika/tri-modeli-yuvenalnoy-yustitsii-mezhdun-arodnyy-opyt_1531366878/ (accessed May19, 2020).

3. M. R. Arpentieva, Questions of Juvenile Justice, (2016) Science. Thought 5-1, at 3-19.

4. "You've Heard Children Out There Are Taken Away for No Reason" Truth and Myths about the Work of Juvenile Justice in Sweden (2020), https://mel.fm/miro-voy_opyt/8602513-anna_topilina (accessed May 5 2020).

5. P. I. Lublinsky, Fighting the Crime of Childhood and Youth: Social and Legal Essays, Legal Publishing House of the People's Commissariat of Justice, 1923, at 300.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. N. K. Asanova, N. A. Waisner, G. P. Ivanova, Program of Decriminalization of the Adolescent Environment in the Russian Federation (1st ed.), Charitable Foundation "Chance", 2017, at 44.

7. Attitude of Russian Society to Juvenile Justice, https://wek.ru/otnoshenie-rossijsk-ogo-obshhestva-k-yuvenalnoj-yusticii (March 13, 2020).

8. Tkachenko A. V. Juvenile justice in Russia: pros and cons // Socio-economic and humanitarian journal of Krasnoyarsk State Agrarian University. 2018. №. 1. at. 130-140.

EMMrlHM j

OF LEGAL

RESEARCH

9. Sarpionova D. V., Bazhenov L. A. On the issue ofjuvenile justice in the Russian Federation // Domestic jurisprudence. 2020. at. 39-41

10. N. I. Prokoshkina, Juvenile Justice As a Guarantee of Minors'Rights Protection, (2012) Bulletin of the Saratov State Law Academy 4 (87), at 125-132.

11. "Just Hit Him Back". A Bit of Legal Awareness for a Child at Home, URL: https://mel.fm/blog/serge-parkhomenko/30654-prosto-day-emu-sdachi-nemno-go-pravovogo-samosoznaniya-dlya-rebenka-v-domashnikh-usloviyakh (March 13, 2020).

12. A. A. Bezhentsev, Juvenile Justice: Foreign Experience and Prospects of Its Use in Russia, (2018) Bulletin of the Saint Petersburg University of the Internal Affairs of Russia 1 (77), at 58-64.

13. V. A. Lelekov, Criminal Recidivism of Minors and Its Prevention, (2014) Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 4, at 15-23.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.