Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
References
1. Yaremenko Yu. V. Teoriya i metodologiya issledovaniya mnogourovnevoy ekonomiki [Theory and methodology of research of multilevel economy]. Moscow, Nauka Publ., 1997. 402 p.
2. Yaremenko Yu. V. Ekonomicheskie besedy [Economic conversation]. Moscow, Tsentr issledovaniy i statistiki nauki Publ., 1999, 268 p.
3. Uil'yamson O. I. Ekonomicheskie instituty kapita-lizma: firmy, rynki, "otnoshencheskaya" kontraktatsiya
[Economic institutes of capitalism: firms, markets, "relational" contracting]. Saint-Petersburg, Lenizdat, CEUPress Publ., 1996, 704 p.
4. Marks K. Kritika politicheskoy ekonomii // Kapital. T. 1. [Critique of Political Economy. Capital Vol. 1]. Moscow, Politizdat Publ., 1988, 773 p.
5. Gubanov S. [New target and the conditions of its solution]. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2013, no. 12, p. 40. (In Russ.)
© KopcyKOBa H. 2016
УДК 338
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
О. Д. Кузнецова, Н. И. Смородинова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрена рентабельность производства - критерий, характеризующий эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: рентабельность, предприятие ракетно-космической отрасли, факторный анализ, финансовые результаты, затраты на производство и реализацию продукции.
DIRECTIONS TO IMPROVE PROFITABILITY
O. D. Kuznetsova, N. I. Smorodinova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article demonstrates production profitability as the criterion characterizing the effectiveness of production-economic activity at an enterprise, including the space industry.
Keywords: profitability, enterprise of rocket-space industry, factor analysis, financial results, production costs and sales.
В настоящее время в условиях рыночной экономики основной целью каждого предприятия является получение прибыли. А её максимизация принадлежит задачам финансовых менеджеров. В роли основополагающих критериев, олицетворяющих эффективность функционирования предприятия, выделяют его прибыльность и рентабельность, т. е. финансовые результаты. Следует подчеркнуть, что наиболее весомыми параметры данных показателей будут в том случае, если предприятие будет результативнее совершать работу.
Под термином «рентабельность» в общем смысле понимают доходность, так как он ведет свое возникновение от слова «рента», буквально означающего доход [1]. Рентабельность, связывая прибыль с инвестированным в него капиталом, позволяет определить наиболее доходные виды деятельности компании.
Показатели рентабельности определяются отношением полученной прибыли к количественному показа-
телю, от которого эта прибыль зависит. Данный показатель выражается в процентах. При расчете показателей рентабельности в качестве числителя могут использоваться такие показатели доходности, как валовая прибыль, прибыль от продаж, балансовая прибыль или чистая прибыль, взятые из формы 2 «Отчет о финансовых результатах». Источниками средств, за счет которых может быть получен результат, являются активы, собственный капитал, себестоимость и др. [2-4].
Существуют многообразные факторы, оказывающие влияние на показатели рентабельности организации, в частности, на рентабельность производства. Одни из них связаны с внутренними процессами организации, другие с внешними условиями среды [5]. Именно квалифицированно проведенный факторный анализ рентабельности выявляет основные факторы, позволяющие повысить прибыльность предприятия. На основании выявленных факторов руководство предприятия сможет принять необходимые управлен-
<Тешетневс^ие чтения. 2016
ческие решения в целях эффективного ускорения экономического роста.
Основные пути совершенствования уровня рентабельности можно представить на рисунке.
При повышении объема продаж растет объем выручки, рост которой непосредственно связан с объемами прибыли, определяющей уровень рентабельности.
Под снижением затрат на производство и реализацию понимается снижение себестоимости производимой продукции путем перехода на более дешевое сырье и материалы, а также сокращение затрат на управленческие и коммерческие издержки.
Внедрение нового инновационного производственного оборудования и прогрессивных технологий, совершенствование организации производства и труда и совершенствование структуры продукции позволят увеличить производительность труда, снизить материалоемкость и фондоемкость выпускаемой продукции и, кроме того, повысить качество производимой товарной продукции.
Реализация перечисленных направлений будет способствовать увеличению уровня рентабельности.
Главными факторами повышения рентабельности производства предприятий ракетно-космической отрасли являются снижение затрат на себестоимость продукции и рост выручки от реализации продукции за счет изменения цен и объема реализованной продукции. Рекомендацией по росту выручки от реализации является выход предприятия на новые рынки сбыта товарной продукции, который способен обеспечить увеличение объема продаж товарной продукции. Кроме того, росту выручки предприятия может способствовать изменение ценовой политики.
Для снижения себестоимости продукции, в частности ее постоянной составляющей, рекомендуется сокращать расходы на ремонт зданий и сооружений, а также осуществлять выплаты премий управляющему персоналу не в полном размере.
Составление прогнозного отчета о финансовых результатах и баланса позволит оценить предложенные мероприятия и сделать выводы об их эффективности.
Направления повышения рентабельности
Увеличение объема продаж
Внедрение инновационных технологий
Совершенствование организации производства
Совершенствование структуры продукции
Снижение затрат на производство и реализацию продукции
Направления повышения рентабельности
Библиографические ссылки
1. Параскан К. Н. Рентабельность предприятия и ее значение в современной экономической практике // Тотальные аспекты инновационных технологий. 2014. № 4. С. 88-91.
2. Вагазова Г. Р., Лукьянова Е. С. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия // Молодой ученый. 2015. № 11.3. С. 13-15.
3. Новиков М. А. Методы оценки и анализа рентабельности производства товара промышленного предприятия // Транспортное дело России. 2014. № 3. С. 24-26.
4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2004. 425 с.
5. Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2008. 208 с.
References
1. Paraskan K. N. Rentabel'nost' predpriyatiya i ee znachenie v sovremennoy ekonomicheskoy praktike // Total'nye aspekty innovatsionnykh tekhnologiy. 2014. № 4. S. 88-91.
2. Vagazova G. R., Luk'yanova E. S. Sushchnost' finansovykh rezul'tatov deyatel'nosti predpriyatiya // Molodoy uchenyy. 2015. № 11.3. S. 13-15.
3. Novikov M. A. Metody otsenki i analiza rentabel'nosti proizvodstva tovara promyshlennogo predpriyatiya // Transportnoe delo Rossii. 2014. № 3. S. 24-26.
4. Savitskaya G. V. Analiz khozyaystvennoy deya-tel'nosti predpriyatiya : uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. M. : Infra-M, 2004. 425 s.
5. Sheremet A. D., Negashev E. V. Metodika finansovogo analiza deyatel'nosti kommercheskikh organi-zatsiy. 2-e izd., pererab. i dop. M. : Infra-M, 2008. 208 s.
© Кузнецова О. Д., Смородинова Н. И., 2016