НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
М.Ю. Дворецкий
В статье анализируется актуальная проблема современного российского общества и мирового сообщества в целом. Автор предлагает перспективные направления оптимизации уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с учетом имеющегося позитивного зарубежного опыта борьбы с этим массовым общественно опасным явлением.
Ключевые слова: уголовная ответственность, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, повышение эффективности.
Проблема наркотизации российского общества является многоаспектным социальным, экономическим, правовым и медицинским явлением, создающим в настоящее время реальную угрозу безопасности государства. При этом решение универсальных социальных, экономических и медицинских составляющих находится в основном во внутригосударственном уровне, а правовая сторона имеет также и международный характер.
По мнению экспертов Программы ООН по международному контролю за наркотиками (ЮНДКП), даже несмотря не усиление координации действий и предпринимаемые меры, международному сообществу так и не удалось изменить негативную ситуацию к лучшему. Статистические данные ООН подтверждают тенденцию стабильного роста незаконного оборота наркотиков. В докладе демографического департамента ООН в 2003 г. прогнозировалось, что к 2050 г. население Земли будет примерно 9 млрд человек, а все возрастающая смертность составит более 200 млн человек, в том числе и от массовой болезни наркоманов - СПИДа. Еще около 200 млн человек просто не родятся, так как снижение рождаемости является ярко выраженной общемировой тенденцией. В Российской Федерации к началу 1997 г. население насчитывало 147,5 млн человек, сократившись от уровня 1989 г. на 1,2 млн человек. При этом динамика продолжительности жизни россиян сократилась на 6,6 года для мужчин и на 2,8 года для женщин, что способствовало отставанию России по данному показателю от цивилизованных государств: для мужчин на
16-18 лет, а для женщин - на 10-12 лет. Таким образом, Российская Федерация находится среди стран с низкой рождаемостью. Согласно самым оптимистичным прогнозам демографов, население страны до 2010 г. сократится еще на 7,3 млн человек. В настоящее время численность работоспособного населения Российской Федерации в возрасте старше 16 лет впервые стало меньше, чем пенсионеров. Одновременно количество лиц регулярно употребляющих наркотические средства и психотропные вещества за 17 лет. начиная с 1989 г., возросло почти в четыре раза. К 2000 г. наркоманами в мире являлись 180 млн человек, что составляло более 3 % населения Земли, а уже к 2003 г. их число превысило 200 млн человек, что позволяет констатировать рост этого распространенного, статистически устойчивого социального явления. В целом же наркотрафик оценивается экспертами более чем в 400 млрд долл. США ежегодно, составляя почти 9 % всего мирового товарооборота, и в нем принимают участие до 2 млн человек [1].
Наша страна вплоть до середины 80-х гг. находилась в стороне от мирового наркотрафика. Потребление наркотиков тогда ограничивалось отдаленными районами республик Средней Азии, использованием некоторыми рецидивистами морфия и курением анаши незначительной частью молодежи. Показательно, что в структуре советских правоохранительных органов отсутствовали специальные подразделения по борьбе с наркотиками. В настоящее же время согласно экспертным оценкам, ежегодный оборот наркотиков в Российской Федерации составляет
более 200 т, а международная наркомафия считает ее наиболее перспективным транзитным регионом, сверхдоходным неисчерпаемым рынком сбыта и рентабельной сырьевой базой. Фактически Россия является главным объектом экспансии мирового наркотрафика. В стране постоянно растет доля наркотических средств зарубежного происхождения, достигающая на сегодняшний день свыше 50 % всех употребляемых российскими гражданами наркотиков. Экспертами прогнозируется рост поставок наркотических средств и, прежде всего, героина из Афганистана через среднеазиатские государства. На сегодняшний день в Российской Федерации регулярно употребляют наркотики более 3 млн человек, составляющие 2 % всего населения страны, и это в 2,5-3 раза больше, чем в начале 1990-х гг. Каждый год на территории бывшего Советского Союза реализуется 350400 т героина, что составляет 10 % всего героина, производимого в странах Золотого полумесяца. Россия быстро превращается в крупнейшую наркоимперию, поскольку объем продажи наркотиков в ней ежегодно удваивается, а преступность, связанная с их оборотом, увеличилась в десятки раз. В результате регулярно осуществляемых операций подразделениями МВД, ФСБ, таможенной службы и наркополицейскими из оборота изымается чуть более 1 % всех распространяемых наркотических средств и психотропных веществ. По этому поводу руководитель Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
В. Черкесов констатировал, что «считается эффективной работа спецслужб, когда из оборота изымается от 7 % до 15 % всех наркотиков, и пока мы не можем подойти даже к нижнему порогу этих значений» [2]. Реально сопоставив данные показатели (конфискуемые в настоящее время 500 т наркотиков, составляющих чуть более 1 % от всего распространяемого и 15 % на далекую перспективу противодействия наркотрафику) необходимо сделать вывод о чрезвычайной сложности ситуации в этой сфере.
Одной из основных причин наркотизации российского общества является фактическая недооценка ее социальной опасности, непосредственной угрозы генофонду страны. Крайне неудовлетворительной остается дея-
тельность практически всех органов государственной власти и управления разных уровней по выявлению, постановке на учет, лечению больных наркоманией, их последующей реабилитации и ресоциализации. Исходя из этого, наркотизмом считается распространенное, статистически устойчивое социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и психотропных веществ с соответствующими последствиями. Представляются несоответствующими действительности официальные данные, характеризующие количество лиц, употребляющих наркотики не в медицинских целях. Так, уровень зарегистрированных лиц, больных наркоманией (первичное обращение в медицинское учреждение), вырос с 0,9 % в 1970 г. (1,3 % в 1980 г., 2,1 % в 1985 г., 31,0 % в 1997 г.) до 43,5 % в 2003 г. [3]. Безусловно, это далеко не полные данные в силу высокой латентности наркотизма.
Сведения о зарегистрированных преступлениях, связанных с наркотиками, показывают: во-первых, постоянный рост регистрируемых преступлений, начиная с 1990 г.; во-вторых, наибольшая доля среди них приходится на нелегальное изготовление, или приобретение, или хранение, или пересылку наркотических средств или психотропных веществ. Примечательно, что большая часть этих преступлений совершается без цели сбыта, то есть потребителями наркотиков. Необходимо также отметить низкий удельный вес преступлений, совершаемых наркоманами (0,1-0,3 %) и лицами, находившимися в состоянии наркотического и токсического опьянения (0,2-0,9 %). Материалы уголовных дел свидетельствуют, что большинство преступлений наркоманы совершают ради добычи самих наркотиков или средств для их приобретения. Подавляющую массу осужденных за этот вид преступлений составляют подростки и молодежь в возрасте до 30 лет. Очень высок удельный вес лиц, не имеющих постоянного источника доходов. Устойчиво прослеживается тенденция возрастания доли наркоманов женского пола (с 6,5 % в 1992 г. до 13,1 % в 1997 г.). Безусловно, наркомания относится к условиям, способствующим росту преступности. Число преступлений, связанных с наркотиками (ст. 228-234 УК РФ), в Российской Федера-
ции, неуклонно возрастает (например, если в 1989 г. их было зарегистрировано 13446, то в 2000 г. эта цифра уже составила 243572 преступления, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 12,6 %).
На основании вышеизложенного представляется, что законодателем неудовлетворительно первоначально были сформулированы составы деликтов, непосредственно связанные с рассматриваемым явлением, недостаточно разработана координация деятельности тех субъектов, которые призваны осуществлять контроль и противодействие наркотизации. На наш взгляд, под правовой политикой противодействию наркотизации общества следует понимать научно обоснованную, целенаправленную, системную деятельность, направленную на создание эффективного механизма урегулирования отношений, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, по оптимизации нейтрализации и предотвращения причин и условий, обуславливающих данное явление. Она должна заключаться в разработке и осуществлении нормативно-правового планирования, в принятии законов, в реализации и совершенствовании действующего законодательства. Правовая политика в настоящее время имеет приоритеты, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, ставя главной своей целью позитивное воздействие на причины и условия данного вида преступности, ее динамику и структуру, которые, в первую очередь, приведут к приостановлению роста оборота и незаконного потребления наркотиков, а затем к поэтапному сокращению наркомании и связанных с ней преступлений до минимального уровня опасности для российского общества и государства.
В сформулированных на сегодняшний день законодательных инициативах предложено два концептуальных направления противодействия наркотизации: 1) усиление всех видов юридической ответственности;
2) контроль за государственными служащими. Не ставя под сомнение важность и актуальность их реализации именно в настоящее время, представляется, что они являются только частичным решением этой проблемы. Однако, исходя из заявленной темы, мы проанализируем роль уголовного права в преду-
преждении данного вида преступности через один из основных его институтов. Так, именно посредством института уголовной ответственности определяется, какие виды общественно опасных форм поведения, непосредственно связанных с наркотизацией, объявляются преступлениями, то есть закрепляются масштабом криминализации. Четкость критериев криминализации и прежде всего, социальная обоснованность уголовно-правового запрета выступают своеобразным гарантом по обеспечению прав человека и гражданина в рассматриваемой сфере, так как исключает необоснованное расширение, или наоборот, уменьшение круга деяний, подпадающих под действие уголовного закона. Уголовно-правовая политика осуществляется способами криминализации, декриминализации, пенализации, депенализации, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности, в соответствии со следующими общеправовыми принципами: 1) социальной обусловленности; 2) научной обоснованности; 3) устойчивости и предсказуемости; 4) легитимности, демократической сущности; 5) гуманности и нравственности;
6) справедливости; 7) гласности; 8) сочетание интересов личности и государства; 9) приоритетности прав человека; 10) соответствия с международным стандартам [4]. Предлагаемые меры по усилению уголовной ответственности сводятся в основном к ужесточению санкций в УК РФ и являются реакцией государства на уже совершенное деяние. Данные инициативы представляется возможным поддержать с учетом соразмерности и целей наказания.
Ст. 228 УК РФ в редакции Федерального Закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ и вступившие в силу с 13 марта 2004 г. статьи 2281 и 2282 реализовали принятое законодателем принципиальное решение о разделении ответственности за производство и распространение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и их потребление, при усилении наказания за первое деяние и его ослабление за второе, ужесточив санкцию для наркодельцов и смягчив ее для потребителей. Внесенные изменения и дополнения в УК РФ в целом не затронули либеральную концепцию в сфере социального контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ или анало-
гов, приоритетную для разработчиков ныне действующего уголовного закона. Представляется необходимой более последовательная уголовно-правовая политика по смещению уголовной репрессии с непосредственных потребителей в сторону конкретных организаторов и исполнителей наркооборота.
Приведенные примеры свидетельствуют, что одной из наиболее актуальных глобальных проблем, ставящих под угрозу здоровье людей во всем мире, и имеющих поэтому транснациональный характер, является незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. На сегодняшний день международно-правовые нормы противодействия этому явлению находятся в трех Конвенциях ООН: Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о контроле над психотропными веществами 1971 г., Конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. В системе ООН функционирует Комиссия ООН по наркотическим средствам, Фонд по борьбе со злоупотреблением наркотиками, реализуется Программа ООН по контролю за наркотическими средствами. На имеющейся международно-правовой базе необходимо активизировать деятельность государств по выполнению достигнутых соглашений, совершенствовать национальное законодательство и механизмы противодействия наркотизации.
Действующее законодательство целого ряда европейских стран в значительной мере ограничивает степень общественной опасности хранения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в целях личного потребления от аналогичных действий в целях сбыта. Так, например, в Австрии прокурор правомочен не возбуждать уголовное преследование при условии согласия лица пройти курс лечения, в Греции хранение в целях потребления образует состав преступления, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок от 10 дней до 5 лет для наркозависимых лиц, наркоманы не приговариваются к различным видам наказаний, направляясь на принудительное лечение [5].
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача,
либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) образует состав административного правонарушения. Данным кодеком предусмотрена административная ответственность за незаконное приобретение, либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов (ст. 6.8. КоАП РФ). Уголовная ответственность за аналогичные действия предусмотрена в тех случаях, когда предмет преступления имеет крупный размер, определяемый в соответствии с примечанием 2 к ст. 228 УК РФ.
Необходимо отметить, что заявленная проблема декриминализации незаконных деяний, совершаемых с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами больными лицами, страдающими наркоманией без цели сбыта, обсуждается в отечественной научной литературе на протяжении ряда лет [6]. Главным аргументом сторонников декриминализации является то, что основными формами воздействия на наркозависимых лиц должны быть прежде всего социальные, медицинские и реабилитационные меры, поскольку наркомания есть заболевание, выражающееся в физической и (или) психической зависимости от наркотиков, в непреодолимом влечении к ним, приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма.
Исходя из этого, представляется возможным согласиться с позицией М.Л. Прохоровой о том, что следует четко определиться в решении следующих двух вопросов:
1) кто такой наркоман - больной или преступник; 2) как поступать государству с этой категорией лиц: бороться с ними репрессивными средствами или воздействовать на них путем оказания соответствующей помощи и поддержки медицинскими и реабилитационными средствами [7].
Другим аспектом заявленной проблемы является то, что с конца 1970-х - начала 1980-х гг. распространение наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в нашей стране контролируют представители организованной преступности. До 1992 г. свыше 90 % доходов от наркобизнеса получали выходцы из закавказских республик, к
концу 90-х гг. первое место среди распространителей наркотиков заняли цыгане. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ замкнут на организованную преступность, а сам наркотрафик носит высокоорганизованный характер. В соответствии с имеющимися исследованиями, структура преступной группировки, занимающейся реализацией наркотиков, как правило, выглядит следующим образом. Общая ее численность обычно составляет 10-12 человек, которые делятся на 3-4 бригады, функционирующие автономно и в разных местах, когда в одном месте находится главарь, содержащий кассу, а в другом члены и товар. Группа создается лить на определенное время, затем распускается, чтобы образоваться вновь. По экспертным оценкам, оборот одной такой структурной единицы составляет почти 1 млн долл. США в месяц, а продажа осуществляется по схеме «деньги-товар». Признаками данных групп являются:
1) крайне высокая степень организованности, заключающаяся в наличии руководи-теля-главаря и дифференциации функций исполнителей, в жесткой дисциплине, постоянном применении конспирации, где поведение звеньев иерархической лестницы регламентируется внутренними правилами;
2) наличие постоянных и устойчивых связей с представителями власти на всех уровнях, с руководством правоохранительных органов, государственных предприятий, учреждений и коммерческих структур, используемых для прикрытия преступной деятельности и легализации преступно нажитых доходов;
3) существование систематических связей с профессиональной преступной средой, когда лица, уже имеющие судимость, выполняют роль боевиков, защищая от рэкета, расправляясь с конкурентами и провинившимися членами, получая за это регулярно определенный процент от оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
4) функционирование выделенных структурно органов собственной безопасности, выполняющих разведовательные и контрразведовательные функции, организующие дезинформацию, запугивающих и шантажирующих конкурентов и сотрудников
правоохранительных органов, которых не удалось подкупить;
5) проведение планирования и прогнозирования дальнейшей преступной деятельности;
6) целенаправленное вовлечение в сферу преступной деятельности ученых, врачей, преподавателей, спортсменов;
7) сочетание интернационализации этнических группировок при сохранении земляческого характера их внутренней структуры.
Все это происходит при явной недооценке законодателями и правоприменителями значимости выявления и привлечения к уголовной ответственности именно распространителей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и лиц, склоняющих других к их употреблению. Согласно экспертным данным, латентность преступлений, предусмотренных ст. 230 УК РФ «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», крайне значительна. Так например, в 2000 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 648 преступлений, предусмотренных ст. 230 УК РФ, а к уголовной ответственности за тот же период был привлечен только 61 человек. Согласно имеющейся правоприменительной практике, каждый наркоман, занимающийся распространением наркотиков, обязан в течение года вовлечь и фактически вовлекает в потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в среднем от 5 до 7 человек.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов представляет собой серьезную общественно-политическую проблему, так как вне-лечебное потребление очень быстро разрушает человека социально и физически. Данному болезненному влечению зачастую способствуют такие преступления, как проституция и другие виды антисоциального поведения. Представительную часть наркоманов составляют несовершеннолетние. Наркомания является также и одним из основных средств распространения ВИЧ-инфекции. Согласно статистическим данным устойчиво растет количество лиц, вовлекаемых в потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Именно перечисленные причины побудили законодателя скорректировать свою позицию и скон-
струировать три самостоятельных состава (ст. 228, 2281, 2282 УК РФ), чтобы за разные формы совершения преступления предусмотреть отличные по интенсивности меры уголовной ответственности. Ст. 228 УК РФ содержит примечание 1, предусматривающее возможность освобождения от уголовной ответственности лица за совершенное преступление, предусмотренное данной статьей. Условиями такого освобождения является позитивное поведение виновного лица: добровольная сдача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, активное способствование раскрытию и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом таких средств и веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем. По уголовному закону все эти обстоятельства должны быть установлены одновременно. Поэтому ошибочной следует признать рекомендации о том, что освобождение от уголовной ответственности на основании примечания 1 к ст. 228 УК РФ может быть осуществлено даже при наличии хотя бы одного из указанных в нем обоснований [8]. На наш взгляд, не будет основания освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, но при этом по соображениям личной безопасности заявившего об отказе содействовать раскрытию или пресечению преступной деятельности своих соучастников, либо же, наоборот, содействующего раскрытию преступления, но не сдавшего наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, сославшись на отсутствие у него предмета преступления.
В отечественной юридической литературе имеется мнение о необходимости включения в число обязательных субъективных признаков хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ корыстного мотива [9], что является неверным, поскольку мотивация рассматриваемых действий может быть и другая (например, месть, желание оказать определенную услугу, стремление облегчить страдания своим близким и т. д.). Все они в их совокупности влияют на оценку общественной опасности содеянного и учитываются судом при назначении наказания. Правовое значе-
ние и оценку имеет и цель такого хищения или вымогательства. Так, например, если эти действия были совершены с целью последующего сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, то содеянное должно квалифицироваться по совокупности со ст. 2281, а именно как хищение или вымогательство и приготовление к сбыту, а при незаконном хранении, переработке, перевозке и осуществлении иных действий, совершенных после хищения или вымогательства, содеянное субъектом подлежит уголовно-правовой оценке по ст. 228 и 229 УК РФ.
Одним из наиболее важных направлений совершенствования российского законодательства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков является также установление тождественности понятийно-терминологического аппарата различных отраслей права. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют свыше 60 федеральных законов, в том числе и кодифицированных нормативноправовых актов, почти 100 постановлений Государственной Думы Федерального Собрания, более 180 Указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. В свою очередь, ведомственных нормативных актов по данной теме около 700, а количество международных договоров с участием нашей страны составляет свыше 200 соглашений. Несмотря на такое множество актов в этой сфере актуальной проблемой является нетождественность используемого в них терминологически-понятийного аппарата, что создает существенные противоречия в отечественной правовой системе, препятствующей эффективному противодействию наркотизации. Комплексное решение данной проблемы на разных уровнях, от норм Конституции РФ до нормативных актов субъектов Федерации должно стать предпосылкой для реализации уголовно-правовой политики в этой сфере.
1. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 585-586.
2. Организованная преступность, терроризм и коррупция // Криминологический ежеквартальный альманах. 2003. № 4. С. 8-10.
3. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика. М., 2004. С. 9-11.
4. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Нояб. С. 33.
5. Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. СПб., 2003. С. 222.
6. Аргунова Ю.М., Габиани A.A. Правовые меры борьбы с наркотизмом. М., 1989.
7. Ахметов Г.А., Кадыров ММ. Наркомания: преступность, ответственность. Ташкент, 1989.
8. Лановенко И.П., Светлов А.Я. и др. Пьянство и преступность: история и проблемы. Киев, 1991.
9. Майоров A.A., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступления. СПб., 2002.
10. Ахмадуллин А. Сложности применения ст. 228 УК // Законность. 2000. № 11. С. 26.
11. Прохорова МЛ. Наркотизм: уголовно-право-вое и криминологическое исследование. СПб., 2002. С. 121.
12. Комментарий к УК РФ / под ред. А.И. Бойко. Ростов н/Д., 1996. С. 485.
13. Комментарий к УК РФ. Ростов н/Д., 2002.
С. 336.
14. Семернева Н.К., Николаева З.А., Лиханова Е. С. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Свердловск, 1988. С. 89.
Поступила в редакцию 14.01.2008 г.
Dvoretsky M.Y. Directions of efficiency increase of criminal amenability for illegal circulation of narcotics, psychotropic substances and their analogues in the Russian criminal legislation. In the paper a topical problem of modern Russian society and the world community as a whole is analyzed. The author offers perspective directions of optimization of criminal amenability for illegal circulation of narcotics, psychotropic substances and their analogues in view of an available positive foreign experience of struggle against this mass socially dangerous phenomenon.
Keywords: criminal amenability, illegal circulation of narcotics, psychotropic substances and their analogues, efficiency increase.
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В.Ю. Стромов
В статье автор анализирует реализацию одного из видов наказаний британской системы, сферу его реализации и эффективность. На основании проведенного исследования высказываются обоснованные предложения о направлениях оптимизации лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Ключевые слова: дисквалификация, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, виды наказания.
В зарубежном законодательстве имеются виды наказаний в отношении должностных лиц. Их срок действия продолжительнее, чем в отечественном законодательстве и в основном определяется характером совершенного деяния и рецидивом преступлений. В некоторых странах правила применения дисквалификации зафиксированы в отдельных законах. Так, в Великобритании есть специальный закон о дисквалификации директоров компаний. Согласно ему дисквалификацией признается издание судом приказа о запрете лицу на указанный в нем срок занимать должности директора компании, управляющего имуществом компании (в т. ч. и делах о
банкротстве), как прямо, так и косвенно, а также принимать участие в продвижении, образовании или управлении компанией без специального разрешения суда (ст. 1(1)(а)); специалиста по банкротству (ст. 1(1)(б)); срок этого наказания не определяется в абсолютных величинах. В судебном приказе устанавливаются максимальный и минимальный периоды дисквалификации. Сам приказ вступает в силу через 21 день после его издания (ст. 1(2)). Если приказ издан в отношении лица, к которому уже применяется дисквалификация, сроки, которые указаны во втором и первом приказе поглощаются (ст. 1(3)). Она применяется не только за пре-