Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности налогового контроля в РФ'

Направления повышения эффективности налогового контроля в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шурдумова Э.Г., Афаунова Л.Х.

В работе рассмотрены теоретические основы повышения эффективности контрольной работы налоговых органов в рамках налогового администрирования. Предложены направления повышения результативности контрольно-регулятивной составляющей налоговой политики. Проведен анализ видов налогового контроля и актуальные вопросы регламентации налоговых проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности налогового контроля в РФ»

126 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

тов края, что не дает возможности влиять на потенциал развития определенного субъекта [6].

Следует обозначить важные перспективные направления в сфере формирования информационной подсистемы ЮФО:

1) финансирование и инвестирование органами местного самоуправления и субъектами рынка информационных ресурсов;

2) развитие информационных инструментов современной экономики;

3) систематизация и мониторинг данных о состоянии каждой подсистемы мегаполиса;

4) помощь в развитии в областей экономики, входящих в понятие «экономики знаний». Она должна специализироваться на услугах связанных с производством и распространением знаний и информации, в частности, представляющих сферу экспертных знаний высокого уровня, ориентированных на высшую управленческую деятельность.

Список литературы:

1. Котелкин А.А. Международная финансовая система: учебник. - М.: Экономистъ, 2004.

2. Русинов. В.Н. Финансовый рынок: Инструменты и методы прогнозирования. - М., 2000.

3. Финансовые рынки и экономическая политика России: монография. -М.: Научный эксперт, 2008.

4. Финансовые институты и экономическое развитие. Сборник статей. -М.: ИМЭМО РАН, 2006.

5. Финансы: учеб. пособ. / под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2006.

6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика, 2002.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

© Шурдумова Э.Г.* *, Афаунова Л.Х.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В работе рассмотрены теоретические основы повышения эффективности контрольной работы налоговых органов в рамках налогового администрирования. Предложены направления повышения результатив-

* Доцент кафедры Экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент.

* Кафедра Экономики и финансов.

Финансы и налоговая политика

127

ности контрольно-регулятивной составляющей налоговой политики. Проведен анализ видов налогового контроля и актуальные вопросы регламентации налоговых проверок.

Ключевые слова налоговое регулирование, налоговый контроль, администрирование, налоговая проверка, правонарушения, собираемость налогов.

В настоящее время оценка эффективности налогового контроля с целью обеспечения поступления налогов и сборов в бюджетную систему приобретает особую актуальность. Противодействие налоговым утечкам является важной составляющей процесса налогообложения. Сложившаяся в России система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Недостатки налогового контроля приводят к резкому снижению поступления налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений. Качественное решение проблем эффективного прогноза и оптимального планирования собираемости налогов позволит значительно повысить эффективность налогового контроля.

Основным направлением в повышении эффективности деятельности налоговых органов является усиление научного и методического обеспечения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков [1]. Необходимо выработать критерии оценки эффективности деятельности налоговой службы, определить направления развития налогового администрирования, организации эффективной контрольной работы налоговых органов с использованием современных информационных технологий и системы противодействия налоговой преступности. В результате должны быть определены пути повышения эффективности налогового контроля РФ с учетом приоритетов политики налоговой безопасности государства.

В России серьезной проблемой остается уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. В связи с этим важными задачами выступают эффективный выбор объектов налогового аудита и повышения качества проводимых документальных проверок, работа по укреплению налоговой дисциплины и ответственности, разработка эффективных методов контроля и взыскания. Налоговые органы должны не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и оперативно перекрывать возможные каналы возникновения налоговых нарушений (иногда даже неосознанных) посредством совершенствования нормативно-правовой базы. Следует установить жесткий оперативный контроль за соблюдением налогового законодательства, повысить ответственность за уклонение от уплаты налогов. Вместе с тем необходимо также улучшить структуру налоговых органов, изжить коррупцию.

Формирование эффективной налоговой политики предполагает повышение результативности ее контрольно-регулятивной составляющей. В этом направлении может быть предложен ряд соответствующих мер, в частности:

128 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- уточнение отдельных видов налоговых правонарушений, например понятий «сокрытый или заниженный доход (прибыль) или иной объект налогообложения», «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», «ответственность свидетеля...», «отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки...»;

- переход от применяемого в России метода сложения штрафных санкций (порой за одно правонарушение) к методу зачета (поглощения) большей мерой (санкцией) меньшей, что снизит субъективизм в применении штрафов налоговыми органами;

- повышение ставок налогов за пользование природными ресурсами до размеров, при которых внедрение природоохранных технологий и очистных сооружений стало бы выгоднее, чем регулярная уплата в бюджет штрафных налогов;

- усовершенствование системы мер по снижению задолженности налогоплательщиков по налоговым платежам;

- разработка системы мер по снижению задолженности налогоплательщиков по налоговым платежам (восстановление порядка открытия счетов недоимщиков, организация аукционов продажи налоговых долгов, взыскание задолженности за счет имущества, отказ от зачетных схем уплаты налогов и др.);

- разработка подходов и путей повышения эффективности контрольной работы и совершенствования контрольных технологий, в том числе создание более эффективной системы предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Подобная система может быть основана на углубленном автоматизированном камеральном анализе отчетных материалов и экономико-математической модели определения потенциальной суммы налоговых обязательств каждого налогоплательщика;

- разработка автоматизированной системы подготовки и регистрации решений, выносимых по результатам налоговых проверок;

- внедрение мер по усилению контрольной работы с «фирмами-однодневками» и «анонимными» структурами, организациями, представляющими «нулевые балансы»;

- увеличение размера контролируемых службами финансового мониторинга сделок.

Снижение налоговой нагрузки и изменение правил налогообложения позволяют государству ставить вопрос о строгом налоговом контроле. Наведение порядка в этой сфере является не столько даже фискальной задачей, сколько важным элементом создания равной конкурентной среды.

В современных условиях налоговый контроль осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий [2]. При этом исполь-

Финансы и налоговая политика

129

зуются такие методы, как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.

Налоговая проверка представляет собой процессуальное, плановое действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, представленных налогоплательщиком в налоговых декларациях и иных отчетных документах, представляемых в налоговые органы.

Камеральная налоговая проверка в настоящее время является наиболее эффективным методом налогового контроля. Эго форма оперативного реагирования, направленная в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии. В отношении одного налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) налоговые органы не вправе проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Также налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. При этом указанная норма содержит запрет на проведение налоговым органом в течение одного календарного года двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налого -плательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Несмотря на принимаемые меры, остаются проблемными вопросы уклонения налогоплательщиков от выполнения обязанности по уплате налогов, а применяемые нарушителями налогового законодательства формы и способы занижения налогооблагаемой базы усложняются. В этих условиях особую значимость приобретают задачи скорейшего реагирования и обнаружения этих приемов и способов. В настоящее время стоит острая необходимость:

130 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1) изучать вопросы применения на практике законодательства о налогах и сборах Российской Федерации по вопросам организации и проведения налогового контроля;

2) повышать эффективность контрольной работы налоговых органов;

3) разрабатывать пути совершенствования контрольно-проверочной работы налоговых органов;

4) изучать пути, приемы и способы уклонения налогоплательщиков от обязательств по уплате законно установленных налогов и сборов;

5) вести разъяснительную работу по вопросам применения на практике законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

Несмотря на принимаемые законодателем меры по урегулированию вопросов правовой регламентации камеральных налоговых проверок, практика показывает необходимость совершенствования правового механизма проведения налогового контроля в целом и в частности камеральных налоговых проверок.

Как показывает практика, при дополнительном истребовании документов в ходе камеральных налоговых проверок налогоплательщики зачастую отказываются предоставить первичную финансовую и бухгалтерскую документацию и требуют проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогоплательщика [4]. Учитывая особую загруженность работников налоговых органов, проведение выездной налоговой проверки по первому требованию налогоплательщика представляется невозможным. С другой стороны, в связи с неурегулированностью данного вопроса в законодательстве о налогах и сборах инспекторы налоговых органов не вправе в настоящее время требовать от налогоплательщиков первичную документацию. А налогоплательщик, в свою очередь имеет право настаивать на соблюдении порядка выемки и дополнительного истребования документов (ст. 94 НК РФ), так как доказательства, полученные с нарушением установленного порядка, не имеют юридической силы.

На наш взгляд, для заполнения существующего пробела необходимо законодательно урегулировать данные вопросы. К настоящему моменту не урегулированы и вопросы о возможности назначения экспертизы и привлечения специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля [3]. Такая необходимость может возникнуть в тех случаях, когда проверяющими выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах.

Для качественной организации и проведения камеральной налоговой проверки необходимо вести подготовительную работу. Для этих целей необходимо:

- использовать накопительную информационную базу результатов аналогичных проверок за предыдущие периоды как минимум за один год, предшествующий периоду, в котором осуществляется камеральная налоговая проверка;

Финансы и налоговая политика

131

- применять данные правового анализа показателей налоговой отчетности и иной информации о деятельности налогоплательщиков за период, предшествующий периоду, в котором осуществляется камеральная налоговая проверка;

- законодательно урегулировать вопросы получения из различных внутренних и внешних источников информации, позволяющей выявить сферы возможных налоговых нарушений.

Приведенный перечень путей совершенствования проведения камеральной налоговой проверки, конечно же, является не исчерпывающим. И остается необходимость продолжать исследования в данном направлении.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по сост. на 1 марта 2013 года. - М.: Рид Групп, 2013. - 720 с.

2. Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика: учеб. пособие. - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2014. - 272 с.

3. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 415 с.

4. Панагушин В.П. Выявление налоговых ошибок, нарушений, преступлений: учеб. пособие. - М.: ПРИОР, 2013. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.