Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности маркетинговой политики предприятия в условиях финансового кризиса (на примере авторитейла)'

Направления повышения эффективности маркетинговой политики предприятия в условиях финансового кризиса (на примере авторитейла) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МАРКЕТИНГ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / АВТОМОБИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голов Петр Валерьевич

Проведен анализ особенностей функционирования рынка по продажам автомобилей в условиях финансового кризиса. Предложены рекомендации по совершенствованию маркетинговой политики компаний, специализирующихся на продажах автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The actual situation on the car selling market is observed. Particular features of the work of the car selling companies in the period of the financial crisis are analyzed. Recommendations for marketing control policy of car selling companies are proposed.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности маркетинговой политики предприятия в условиях финансового кризиса (на примере авторитейла)»



При уровне значимости 95 % коэффициент детерминации для (7) составляет 0,981, уравнение и параметры уравнения значимы. Для (7) не удается предложить функцию, аналогичную (6). При п = 2 примем значение поправочного коэффициента равным нулю, при п = 3...7 нагляднее представить (7) в следующем виде:

к = 0,075 + 0,05(п - 3), п = 3...7, (8)

где 0,075, или 7,5 % - значение коэффициента при п = 3; 0,05, или 5 % - средний темп прироста

коэффициента при увеличении группы охвата на одну радиостанцию.

Таким образом, рассчитанные в статье поправочные коэффициенты для вычисления приближенного охвата группой газет или радиостанций с учетом пересечений целевых групп СМИ второго порядка и методика расчета охвата могут применяться рекламодателями в медиа-планировании при наличии ограниченного объема информации о размерах целевых групп СМИ и их пересечений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климин А.И. Медиапланирование своими силами. Готовые маркетинговые решения (+СБ). СПб.: Питер, 2007. 192 с.

2. Климин А.И., Кузьмин В.Е. Моделирование забываемости рекламы //Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. С. 315-326.

3. Шматов Г. А. Основы медиапланирования: эв-

ристический подход. Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2007. 384 с.

4. Agostini M. How to estimate unduplicated audiences // Journal of Advertising Research. March 1981.

5. URL: www.alcherkesov.narod.ru/students/marketing/ lectures.html

6. URL: www.gortis.info

УДК 339.187.2

Голов П. В.

Направления повышения эффективности маркетинговой

политики предприятия в условиях финансового кризиса

(на примере авторитейла)

Сложившаяся в условиях финансового кризиса ситуация, несомненно, оказывает влияние на все отрасли экономики, в том числе и на автомобильный бизнес. За первые шесть месяцев 2009 года россияне приобрели 729 тыс. автомобилей. По этому показателю Россия заняла 5-е место в Европе, пропустив вперед Германию (2 млн 59 тыс. машин), Францию (1 млн 131 тыс.), Италию (1 млн 128 тыс.) и Великобританию (924 тыс. автомобилей). Год назад расстановка сил на европейском автомобильном рынке была иная. Апрель 2008 года войдет в историю российского автомобильного рынка - за месяц было продано чуть более 273 тыс. легковых автомобилей, не считая 20 тыс. легких грузовичков и фургонов! Это рекорд отечественного автомобильного рынка. За первые шесть месяцев 2009 года ввоз подержан-

ных иномарок фактически прекратился - около 8 тыс. (год назад - 190 тыс.). Причина тому - введение новых таможенных пошлин. Продажи импортируемых новых автомобилей тоже упали в наибольшей за последние годы степени - на 54 %. Впрочем, по объемам они по-прежнему доминируют - 350 тыс. единиц импорта против 193 тыс. "исконно российских" автомобилей "Лада", УАЗ и ГАЗ (минус 46 %) и 179 тыс. иномарок российской сборки, которые наименее пострадали от кризиса (минус 39 %).

В столь сложных условиях компаниям - продавцам автомобилей приходится оперативно вносить коррективы в свою инвестиционную, продуктовую и маркетинговую политику. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на

основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях экономического кризиса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы. Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий развития бизнеса, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микроуровне.

В нынешних сложных экономических условиях основными проблемами в автомобильном бизнесе, на наш взгляд, являются:

выбор методов привлечения клиента к деятельности организации;

прогнозирование состояния рынка; выбор методов позиционирования продуктовой линейки предприятия.

Создание разветвленной системы маркетинга на предприятии позволяет решить эти и множество других вопросов именно силами предприятия.

Рассмотрим направления маркетинговой политики предприятия в сфере продажи автомобилей и отметим ее особенности в период экономического кризиса на примере одного из региональных мультибрендовых автосалонов. Автосалон работает на региональном рынке более шести лет, занимается продажей и обслуживанием автомобилей отечественного и импортного производства, как новых, так и бывших в употреблении. С октября 2008 по январь 2009 года спад продаж составил по сравнению с продажами за аналогичный период прошлого года 40 %. Указанные обстоятельства требуют изменения маркетинговой политики и определения наиболее эффективных методов повышения ее эффективности с учетом особенностей регионального рынка.

Изучив аналитические данные российского автомобильного рынка, представляется целесообразным рассматривать следующие направления повышения эффективности маркетинговой политики.

Товарная политика. В период кризиса все игроки автобизнеса вынуждены изменить товар-

ную политику. Ассортимент автомобилей, имеющихся в наличии в рассматриваемом автосалоне, значительно изменился. Если до кризиса потребители ввиду больших очередей на популярные модели (ждать приходилось до года) покупали почти любые модели автомобилей, лишь бы они были в наличии, то сейчас в салоне можно увидеть только самые популярные автомобили, спрос на которые стабилен, и модели низкой ценовой категории (бюджетные автомобили). На наш взгляд, в сложившейся ситуации маркетинговой службе необходимо более тщательно анализировать информацию о продажах. Если в отделе продаж или финансово-экономической службе накапливается информация об экономических успехах или неудачах предприятия, то служба маркетинга должна изучать и анализировать результаты деятельности предприятия в разрезе предпринимаемых им действий на рынке.

Заметный отпечаток на товарную политику региональных фирм - продавцов автомобилей наложила политика банков относительно кредитования юридических лиц. Ставки по кредитам на развитие бизнеса значительно возросли, а автосалоны закупают автомобили большей частью на заемные средства. Поэтому из-за падения продаж дилерам очень невыгодно держать в наличии на складе большое количество автомобилей. После нескольких месяцев их простаивания на складах продавцы автомобилей вынуждены продавать их себе в убыток, чтобы погасить кредиты.

Рассматривая товарную политику, необходимо отметить рост вторичного автомобильного рынка за первые шесть месяцев 2009 года. По данным отдела продаж регионального автосалона, в среднем на один новый проданный автомобиль приходятся два-три подержанных. Эту ситуацию можно объяснить несколькими причинами. В связи с повышением процентных ставок по автокредиту на новые автомобили и неуверенности в будущих доходах многие потенциальные покупатели отказываются от покупки нового автомобиля в кредит и приобретают подержанный за наличный расчет. Необходимо отметить, что речь идет не о подержанных автомобилях, ввезенных из-за рубежа, а об автомобилях, изначально купленных новыми внутри страны, так как ввоз подержанных автомобилей из других стран стал невыгоден из-за повышения налоговых ставок.

В данном автосалоне наблюдается также рост числа клиентов, пользующихся системой

трейд-ин. Из-за уменьшения доходов многие клиенты предпочитают обменять свой более дорогой автомобиль на более дешевый с доплатой автосалона. Ввиду расширения вторичного автомобильного рынка руководством компании было принято решение развивать направления продажи подержанных автомобилей вплоть до создания отдельного автосалона, специализирующегося на продаже подержанных автомобилей.

Ценовая политика. В условиях падения рынка производители и продавцы ведут активнейшую ценовую конкуренцию, привлекая покупателей беспрецедентными скидками и маркетинговыми акциями. Рассмотрим самые популярные и эффективные меры по ценовому стимулированию спроса в рассматриваемом региональном автосалоне.

Прежде всего это простое снижение розничной цены автомобиля - скидка может составлять от скромных 10 до 30-35 % от первоначальной стоимости. Предлагаемые сейчас скидки касаются преимущественно нераспроданных автомобилей 2008 года выпуска. Эти машины ввозились в Россию по старым, более низким таможенным ставкам и оплачивались по более низкому курсу валют. В настоящее время на автомобильном рынке распространены два основных варианта предоставления скидок. Первый вариант: показывается цена на новый автомобиль 2009 года, которая рассчитывается, исходя из текущего курса валют и новых таможенных пошлин, и называется цена машины, за которую дилер заплатил в 2008 году при других валютных ценах и пошлинах. Разница здесь может доходить до 15-20 %. Второй вариант: объявляется курс евро, например на уровне 35 р., и продаются автомобили 2008 года, за которые дилер заплатил по этому, а не по сегодняшнему курсу. В таком случае разница с ценой по нынешнему курсу может достигать 30 %.

Рассмотрим, насколько эффективны упомянутые выше скидки и другие маркетинговые акции на региональном рынке и могут ли они удержать падение продаж. Анализ показал, что наиболее успешны те маркетинговые мероприятия, которые сообщают своей целевой аудитории понятную выгоду и конечную стоимость покупки, т. е. главное при продвижении акции не дезинформировать клиента только для того, чтобы привлечь внимание, а дать клиенту реальную информацию о его выгоде. Однако скидки далеко не всесильный инструмент противодействия кризису. Они не могут выправить ситуацию, когда рынок неумолимо

идет ко дну. Возникают закономерные вопросы: как долго автомобильные дилеры смогут предоставлять скидки и дисконты и насколько хватит ресурса, чтобы сбивать растущие из-за девальвации и повышенных таможенных пошлин цены? С одной стороны, представители автомобильных компаний утверждают, что скидки закончатся, как только на складах закончатся автомобили 2008 года выпуска. Однако, по мнению аналитиков, скорее всего, это пустые разговоры и ведутся они только затем, чтобы у покупателя появилось ощущение, что он может не успеть воспользоваться уникальным предложением.

Учитывая сложную ситуацию на автомобильном рынке, можно предположить, что скидки и акции прочно войдут в маркетинговую политику региональных автомобильных дилеров минимум на ближайший год как наиболее успешные методы стимулирования спроса.

Сбытовая политика. Система сбыта товара -одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. Анализ сбытовой политики очень важен для дистрибьюторов и дилеров в период финансового кризиса. Дистрибьюторы делают ставку на наиболее активных партнеров в регионах, объединяют свои усилия с различными страховыми компаниями и банками, для того чтобы предложить потребителю новые продукты, которые привлекут внимание и будут конкурентоспособны в условиях обострившейся конкуренции.

Приоритетным направлением по совершенствованию сбытовой политики, над которым сейчас активно работают маркетологи автомобильных компаний, является разработка собственных кредитных схем. Отсутствие приемлемых условий приобретения автомобиля в кредит - одна из причин падения спроса. До кризиса порядка 30-40 % машин приобреталось в кредит. После повышения кредитных ставок (в некоторых случаях они превысили 30 % годовых в рублях) число желающих приобрести автомобиль в кредит резко сократилось - сегодня так продается менее 10 % от общего числа реализуемых машин.

Принятая государственная программа субсидирования кредитных ставок по продажам автомобилей, производимых на территории России, оказалась не слишком эффективной. В условиях дефицита качественного предложения многие автопроизводители сейчас активно разрабатывают собственные кредитные программы. Они действуют в двух основных направлениях: зарубежный

бренд создает в России свою дочернюю финансовую структуру или же активно сотрудничает с российскими банками-партнерами. Наиболее распространен второй вариант - сотрудничество с существующими банками менее затратно для производителей и компаний-дистрибьюторов, чем создание собственных финансовых институтов. Для коммерческих банков данное сотрудничество тоже выгодно, поскольку оно привлекает в банк новых клиентов, что важно в период финансового кризиса.

Если рассматривать специальные кредитные программы на примере региональных игроков автомобильного бизнеса, то стоит отметить самый распространенный недостаток совместных программ банков с автопроизводителями и автосалонами. Недостаток заключается в том, что покупателю трудно узнать реальные условия и реальную переплату. Это вызывает недовольство и недоверие потребителя. Но положительных сторон все же больше. Во-первых, кредитные ставки по субсидированным программам от производителей и автосалонов существенно ниже, чем у большинства коммерческих банков. А во-вторых, условия получения кредитов гораздо более мягкие. Речь идет о перечне документов, необходимых для предоставления в банк. По информации отдела продаж рассматриваемого автосалона, государственная программа льготного кредитования почти не повлияла на положение дел на региональном автомобильном рынке. Клиентов автосалона не устраивает большое количество предоставляемых документов и большой первоначальный взнос, который необходимо сделать для покупки автомобиля.

Политика продвижения товара на рынке. Под продвижением понимается совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить. Современные организации используют сложные коммуникационные системы для поддержания внимания потребителей к их бизнесу. Продвижение продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методов стимулирования продаж и методов связи с общественностью.

Снижение продаж в период финансового кризиса заставляет автомобильных дилеров эконо-

мить и на продвижении товаров и услуг. Большинство игроков автомобильного рынка планируют сокращать бюджеты на рекламу пропорционально сокращению объемов продаж, по минимуму закладывают расходы на рекламные мероприятия, полиграфическую продукцию. Реклама - одна из главных статей сокращения издержек для автодилеров. На наш взгляд, значительно сокращать рекламную кампанию в условиях острой конкуренции неправильно. В условиях всеобщего падения спроса скидки, распродажи и специальные предложения необходимо активно рекламировать среди целевой аудитории. Следовательно, маркетологам фирм - продавцов автомобилей необходимо более тщательно анализировать эффективность рекламы. Нельзя допустить, чтобы сокращение затрат затронуло эффективные виды рекламы. Это может привести к потере потенциальных клиентов. По результатам опроса клиентов регионального мультибрендового салона, в период кризиса наибольшее распространение получили следующие виды рекламы (ранжирование в соответствии с частотой использования):

1. Наружная реклама.

2. Реклама на радио.

3. Реклама на телевидении.

4. Реклама в печатных СМИ.

5. Рекламная продукция - информационные буклеты, календари визитки.

6. Реклама в сети Интернет.

В результате проведенного анализа можно сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию политики продвижения в период кризиса для средних региональных автосалонов:

увеличение расходов на наружную рекламу;

отказ от рекламы в нескольких региональных глянцевых журналах;

сокращение расходов на рекламную продукцию.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что основными направлениями повышения эффективности маркетинговой политики предприятий в условиях финансового кризиса являются:

оперативное изменение товарной политики в соответствии с изменившейся конъюнктурой рынка;

постоянное стимулирование ценовой политики предприятия путем проведения различных маркетинговых акций, демонстрирующих кли-

Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2009. Экономические науки

ентам реальную выгоду антикризисных предложений;

разработка собственных кредитных предложений для широкого круга клиентов предприятия;

анализ политики продвижения, выявление наиболее эффективных способов продвижения с целью оптимизации расходов на рекламу в условиях снижения продаж.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Попов Е. В. Продвижение товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Авторевю. 2009-10-02. № 3.

3. Альтшулер И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. М.: Вершина, 2006.

4. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Управление, 2005.

5. Азоев Г. Развитие организационных структур автомобильных компаний в условиях усиления конкуренции // Маркетинг. 1996. № 2.

6. URL: www.expert.ru

7. Моисеева Н. К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.