Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности логистических систем'

Направления повышения эффективности логистических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3416
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МАКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МИКРОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОБЛЕМА / ПУТЬ РЕШЕНИЯ / LOGISTICS / EFFICIENCY / LOGISTICS SYSTEM / MACROLOGISTICS SYSTEM / MICROLOGISTICS SYSTEM / PROBLEM / SOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальсагов Ислам Бекханович

В статье рассмотрена концепция современной логистической системы, коренные проблемы, которые решаются для повышения ее эффективности и основные результаты, достигаемые за счет оптимизации деятельности ключевых областей логистических систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INCREASE IN EFFICIENCY OF LOGISTICS SYSTEMS

In article the concept of a modern logistics system, fundamental issues which are solved for increase in its efficiency and the main results achieved due to optimization of activity of key areas of logistics systems is considered

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности логистических систем»

УДК 331.1

Мальсагов Ислам Бекханович, студент ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Россия, Курск

e-mail: [email protected]

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ

СИСТЕМ

Аннотация: в статье рассмотрена концепция современной логистической системы, коренные проблемы, которые решаются для повышения ее эффективности и основные результаты, достигаемые за счет оптимизации деятельности ключевых областей логистических систем.

Ключевые слова: логистика, эффективность, логистическая система, макрологистическая система, микрологистическая система, проблема, путь решения.

Malsagov Islam Bekhanovich, student FGBOOU WAUGH "The southwest state university", Russia, Kursk

e-mail: [email protected]

DIRECTIONS OF INCREASE IN EFFICIENCY OF LOGISTICS SYSTEMS

Summary: in article the concept of a modern logistics system, fundamental issues which are solved for increase in its efficiency and the main results achieved due to optimization of activity of key areas of logistics systems is considered.

Keywords: logistics, efficiency, logistics system, macrologistics system, micrologistics system, problem, solution.

Российская Федерация постепенно выходит из длительного, серьезного кризиса, спровоцированного мировым финансовым кризисом, конъюнктурой сырьевых рынков (прежде всего «падением» нефтяного рынка), введением против нашей страны экономических санкций, а также структурными проблемами самой экономики государства. Процесс выхода из кризиса должен сопровождаться увеличением объемов производства промышленных и добывающих предприятий, оборота розничной и оптовой торговли, объемов оказания услуг, выполнения работ и т.д. Все это возможно лишь при успешном решении в первую очередь актуальных задач производства.

Среди известных ученых исследователей данной тематики советской эпохи можно выделить Беленького П.Е. и его труды «Управление техническим и организационным развитием предприятия», Васильева В.Н. с работой «Организация производства в условиях рынка», Гинзбурга Е.Г., Каца И.Я. и их совместный проект «Теоретические основы организации промышленного производства», Гончарова В.И., Колосова А. И., Дибниса Г.И. и их исследование «Оперативное управление производством: опыт разработки и совершенствования систем», Летенко В.А., Туровца О.Г. с трудом «Организация машиностроительного производства: Теория и практика» и др.

В настоящее время публикационная активность по тематике совершенствования управления производством промышленного предприятия снизилась. Но продолжают заниматься данной тематикой Л. И. Трусова, В. В. Богданов, В. А. Щепочкин (Организация производства и менеджмент в машиностроении), Медведева С.А. (Основы технической подготовки производства), А.А. Фомин. Цеховая и бесцеховая структуры управления производством. Проблемы внедрения бесцеховой структуры ) и т.д.

Это связано с тем, что технологические новшества, возникшие в то время, уже хорошо исследованы, а новой технологической революции или ее предпосылок пока не наблюдается. Однако, прогресс еще возможен на стыке новых информационных технологий управления производством, активного внедрения робототехники, автоматизированных производственных линий, а

также логистики. При формировании производственных систем, связанных с системами прогнозирования спроса и выполнением индивидуальных требований к товарам массового производства, когда одновременно действуют и дифференциация производства, и его концентрация.

Успешность этого процесса возможна лишь при условии непрерывного повышения эффективности логистических систем, обязательной организационно-технической перестройки. Когда существующее производство, со своим снабжением, внутрипроизводственным перемещением сырья, незавершенного производства и готовой продукции, совершенствуется до оптимального уровня, соответствующего передовым уровням науки, технологии, техники, организации и управления материально-техническими потоками. Возможность найти условия и факторы дальнейшего совершенствования управления производством промышленного предприятия за счет логистических инноваций является основным драйвером, побудившим соискателя заняться этой тематикой.

Логистика является относительно молодой наукой, хотя она и имеет глубокие исторические корни. Быстрое развитие этой науки было достигнуто во время великой отечественной войны, когда она использовалась для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, баз снабжения и транспорта, с целью своевременного обеспечения армии оружием, горюче-смазочными материалами и продовольствием, Постепенно, концепции и методы логистики начали переноситься с военной сферы на гражданскую, сначала как новое научное направление по рациональному управлению движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании перемещения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их основного источника до конечного пользователя.

Одной из основных концепций логистики является концепция логистической системы (ЛС). Эта система логистики представляет собой адаптивную систему обратной связи, которая выполняет определенные логистические функции. Она обычно состоит из нескольких подсистем и развивает связи с внешней средой.

Целью системы логистики является доставка товаров и продуктов в определенное место, в нужном количество и ассортименте, максимально подготовленных для производства или личного потребления при условии не превышения определенном уровня затрат.

Все логистические системы можно разделить на два основных типа.

1. Макрологическая система (МаЛС) - это большая система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленных, посреднических, торговых и транспортных организаций различных отраслей, расположенных в регионах страны или в разных странах. МаЛС представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

2. Микрологические системы (МиЛС). Это подсистемы, структурные компоненты макрологических систем. К ним относятся различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы отдельных подразделений предприятия.

Границы ЛС определяются циклом обращения средств производства. Взаимосвязь ЛС с внешней средой представлена на рис. 1.

Если изучать логистическую систему как сложную систему, в которой действуют отдельные кибернетические особенности управления основным и вспомогательными потоками, требуется учитывать, что действующие ЛС работают как некоторые слабо или значительно структурированные экономические системы, которые координируют процессы и движение объектов.

Финансовые средства,

которые платит логистическая система

за входной материальный поток

В ходящий в логистическую систему материальный поток

Логистическая система

Финансовые средства, которые платит потребитель за получаемый из логистической системы материальный поток

Выходящий из логистической системы материальный поток

Рис. 1. Взаимосвязь логистической системы и внешней среды

Изучение возможностей и способов роста эффективности ЛС систем привело к следующим выводам.

ЛС состоит из трех основных блоков производственного процесса: поставка, производство, маркетинг.

Поставка заключается в перемещении сырья и материалов, комплектующих, запасных частей, составлении договора с поставщиками, которые предварительно проходят процедуру отбора по группе параметров, как экономических, так и технических.

Производство является прямым изменением физико-химических и геометрических свойств материала для получения конечного продукта. Логистический подход к производству заключается в минимизации общих издержек производства.

Продажа продукции, т.е. сбыт или маркетинг, включает в себя транспортировку продукции, выбор вида транспорта, выбор перевозчика (экспедитора), заключение договора с клиентами (потребителями), послепродажное обслуживание и т.д.

Главной особенностью современного бизнеса является идея, что не фирмы конкурируют, а системы снабжения и маркетинга фирм. Неудача или успех системы определяется на рынке конечным покупателем. Получение

правильного продукта в нужном месте в нужное время - это не только требование успеха, но и выживания на рынке. Следовательно, удовлетворенность клиентов и знание рынка являются ключевыми для разработки новой стратегии логистики. Только с полным пониманием потребностей и ограничений рынка компания может разработать стратегию, которая будет удовлетворять как участников логистической системы, так и клиентов.

Варианты по повышению эффективности системы логистики направлены на объединение спроса и предложения за счет сокращения затрат и повышения удовлетворенности клиентов. Это диктует требования по уменьшению неопределенности в логистической системе, насколько это возможно, обеспечивая предсказуемость спроса на предыдущие участки логистической системы. Однако иногда неопределенности трудно избежать из-за характеристик продукта.

Главные проблемы, которые решаются для повышения эффективности логистических систем, можно разделить на следующие области:

1. Запасы. Планирование запасов.

2. Перевозка продукции - выбор вида транспорта, планирование обслуживания клиентов.

3. Складирование и складская обработка - складирование, управление складом, упаковка и т.д.

4. Обработка информации - заказ, прогнозирование спроса.

5. Другие функциональные области логистики - персонал, обслуживающее производство.

Запасы выполняют роль буфера между доставкой, производством и продажами. Они позволяют экономично и эффективно управлять всей производственной системой. Запасы могут быть сконцентрированы непосредственно у производителя, или их хранение может быть приближено к потребителю. В первом случае речь идет о промышленных запасах, во втором -о запасах готовой продукции. Стоимость производственных запасов должна

быть оптимальной для всей производственной системы предприятия. Запасы готовой продукции позволяют быстро реагировать на изменения потребительского спроса, а производственные запасы обеспечивают ритмичность производства.

Транспорт в логистическом подходе объединяет в себя не только транспортировку товаров от поставщика к потребителю, от предприятия до склада, от склада до склада, но и доставку со склада потребителю. Все транспортные связи учитываются, даже если поставщик и потребитель платят за наемный транспорт. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и степень надежности.

Складирование включает складские помещения для хранения ценностей, размещения складов и их использование.

Информация. Любая логистическая система управляется с использованием подсистемы информации и мониторинга, которая генерирует заказы на поставку материальных ресурсов, требования к отправке и транспортировке готовой продукции, поддерживает рациональный объем производственных запасов.

Для выяснения уровня качества и эффективности решений, принятых для оптимизации логистических систем, применяются определенные критерии:

• надежность доставки;

• полный тайминг, с момента получения заказа до поставки партии товаров;

• гибкость поставок;

• наличие запасов на складе поставщика;

• способность предоставлять кредиты, а также ряд других.

Опишем первые из трех указанных критериев.

Надежность доставки. В целом надежность означает сложное свойство системы, состоящее в ее способности выполнять определенные функции, сохраняя свои характеристики в установленных пределах.

Надежность поставки - это способность поставщика выполнять договорные сроки поставки в установленных пределах. Надежность доставки определяется надежностью соблюдения сроков выполнения определенных видов работ, включая процесс доставки.

Важным фактором, влияющим на надежность доставки, является наличие обязательств (гарантий), предусмотренных в договоре, в силу которого поставщик несет ответственность в случае нарушения условий доставки.

Полный тайминг, с момента получения заказа до поставки партии товаров включает в себя:

• время оформления заказа:

• время изготовления (это время добавляется к сроку поставки, если заказанные товары сначала должны быть еще и изготовлены):

• время упаковки:

• время отгрузки;

• время доставки.

Соответствие срокам поставки, указанным в контракте, зависит от того, насколько тщательно поддерживаются вышеуказанные компоненты этого периода. Например, может случиться так, что полученный заказ будет лежать без движения. Плановые сроки изготовления товара или условия перевозки, заявленные экспедитором, не могут соблюдаться.

Гибкость доставки означает способность системы снабжения учитывать особые положения (или пожелания) клиентов. Это включает:

• возможность изменения формы заказа;

• возможность изменения метода передачи заказа;

• возможность изменения типа упаковки и тары;

• возможность снятия заказа на поставку;

• возможность получения клиентом информации о статусе его заказа;

• Отношение к жалобам с неполными поставками.

Эффективность систем логистики будет возрастать при соблюдении следующих условий:

• повышение надежности доставки;

• общее время с момента получения заказа на доставку партии товаров должно быть уменьшаться;

• гибкость поставок должна увеличиваться;

• наличие запасов на складе поставщика: запасы должны быть достаточными для непрерывного производства или торгового процесса, в то время как затраты на заказ, доставку и хранение товаров должны уменьшаться;

• должна быть доступна кредитная схема заказа товаров.

Соотношение важности этих показателей может варьироваться.

Например, в контексте дефицита платежей в связи с финансовыми санкциями в Российской Федерации предоставление кредитов имеет большое значение. В то же время в странах с развитой рыночной экономикой наиболее важным показателем является надежность поставок.

Таким образом, обострение рыночной конкуренции и глобализация экономики, динамичные инновационные процессы во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности государства, вызывают глубокий интерес отечественной науки и практики управления к мировому опыту активизации эффективности логистических систем в промышленном производстве для достижения высокой эффективности и конкурентоспособности предприятий. Что должно привести к росту производительности труда, увеличению заработных плат, повышению долгосрочной устойчивости промышленных предприятий и национальной экономики в целом.

Список источников:

1. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учеб. пособие. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2011. - 124 с.

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних спец. учеб. завед. - 2-е изд. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2015. - 228 с.

3. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. - 271 с.

4. Теория и практика управления затратами, оборотными средствами и запасами промышленного предприятия: Учеб. пособие / Н.С. Шевченко, О.В. Пальцева, С.А. Тиньков и др.; Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева: Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2002. - 182 с

5. Тиньков С.А. Логистика: Краткий конспект лекций / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева: Курск. гос. техн. ун-т. - Курск, 2002. - 71 с.

КБК 2414-0309 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.