Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности использования инструментария GR-менеджмента'

Направления повышения эффективности использования инструментария GR-менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GOVERNMENT RELATIONS MANAGEMENT / GR / GR-MANAGER / THE INTERACTION BETWEEN THE BUSINESS COMMUNITY AND THE PUBLIC SECTOR WITH THE STATE / GR-МЕНЕДЖЕР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА С ГОСУДАРСТВОМ / ADVERTISING / LEGAL DEFINITION / LEGAL ADVERTISING / FOREIGN COUNTRIES / DIRECT MARKETING / SALES PROMOTION / PUBLIC RELATIONS / THE EUROPEAN CONVENTION ON TRANSFRONTIER TELEVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шетов Артур Арсенович

Статья посвящена рассмотрению вопросов управления взаимодействием организации с государством, эффективному использованию инструментария GR-менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF GROWTH OF GR-MANAGEMENT TOOLS EFFICIENCY

The article considers the issues of relationship management organization with the state, the effective use of tools GR-management.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности использования инструментария GR-менеджмента»

УДК 334.02

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕ КТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ GR-МЕНЕДЖМЕНТА

аспирант, преподаватель кафедры экономической теории и предпринимательства

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: shetov_artur@mail.ru Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов управления взаимодействием организации с государством, эффективному использованию инструментария GR-менеджмента.

Ключевые слова: GR-менеджер, взаимодействие бизнес-сообщества и общественного сектора с государством.

Повышение эффективности взаимодействия бизнеса и общественного сектора с государством требует использования современных инструментов управления данными процессом. Подобным инструментом является GR-менеджмент (от англ. Government relations management - «управление связями с органами государственной власти»). Расширение направлений деятельности организации, в которых используется механизм GR-менеджмента, будет способствовать упрочнению взаимоотношений бизнеса и государства. На наш взгляд, можно выделить следующие основные направления совершенствования взаимодействия организаций с органами государственной власти:

1) совершенствование взаимодействия в налоговой сфере;

2) GR - сопровождение инвестиционной деятельности компании;

3) создание правовой базы сотрудничества с органами власти;

Одним из перспективных направлений использования методов GR-менеджмента является инвестиционная сфера. Необходимость активного использования методов GR при осуществлении инвестиционной деятельности объяснятся тем, что для эффективной реализации того или иного инвестиционного проекта зачастую требуется активное взаимодействие с государственными органами власти. Можно обозначить несколько существенных условий успешной реализации инвестиционного проекта в контексте взаимодействия с государством:

1) обеспечение благоприятного административного климата;

2) получение доступа к ресурсам, контролируемых государством (земля, природные ископаемые, инфраструктура и т.д.).

Кроме того, благосклонность государственных органов к инвестиционному проекту может обеспечить повышение уровня рентабельности проекта за счет получения государственных льгот и преференций при реализации проекта, в том числе налоговых льгот.

В данном вопросе необходимо учитывать то, что одним из принципов осуществления государственной инвестиционной политики является принцип организации взаимодействия с предприятиями в целях мобилизации в инвестиции их собственных средств, и то, что важнейшее значение для создания благоприятного инвестиционного климата имеет сотрудничество органов власти с бизнес - структурами. Осознавая то, что увеличение объема привлекаемых в экономику инвестиций является непременным условием повышения темпов экономического роста, государство в последние годы осуществляет целый ряд мер, направленных на поддержание инвестиционной деятельности бизнеса. Кроме этого, привлечение

Шетов

Артур

Арсенович

инвестиций, в том числе «прямых иностранных инвестиций имеет особое значение для стран с переходной экономикой» [1, с. 25].

Вышесказанное показывает то, что эффективное взаимодействие с органами власти не только является необходимым условием успешной реализации инвестиционного проекта, но и позволяет повысить рентабельность реализации проекта за счет получения экономических преференций от государства.

Для обеспечения эффективного взаимодействия с органами власти в инвестиционной сфере необходимо осуществить целый ряд вЯ-мероприятий, предваряющих и сопровождающих реализацию инвестиционного проекта.

Прежде всего, инвестор должен изучить и проанализировать стратегические интересы и целевые ориентиры органов власти, на территории которого собирается реализовывать инвестиционный проект. Данные анализа информационного пространства позволят определить приоритетные для органов власти направления экономического развития, в которых инвестиционные проекты имеют наибольшую перспективу получения государственной поддержки.

В процессе вЯ-сопровождения инвестиционной деятельности необходимо осуществлять мониторинг федерального и регионального законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, в том числе определяющего механизмы реализации программ и мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности.

Инвесторы должны активно участвовать в деятельности коллективных и совещательных комиссий при органах власти, что способствует установлению прямых взаимосвязей с органами власти. При главах практически всех регионов России созданы советы по инвестициям. Участие в деятельности данных консультативных органов позволяет получать актуальную информацию от органов власти, презентовать свои проекты перед органами власти, обозначать проблемы, которые стоят перед инвесторами.

Одним из важнейших условий для организации эффективных коммуникаций инвесторов с органами власти, является участие в конгрессно-выставочной деятельности. Международные и российские форумы, конгрессы и выставки помогают презентовать проекты компании, привлечь к ним внимание представителей органов власти.

Формой взаимодействия инвесторов и государства может быть участие в мероприятиях государственно-частного партнерства. Реализация проекта ГЧП позволяет создать определенный уровень доверия к компании со стороны органов власти.

На следующем этапе с помощью коммуникационных механизмов вЯ-менеджмента компания должна представить свой инвестиционный проект органам власти, обосновать его социально-экономическую эффективность и доказать необходимость поддержки инвестиционного проекта органами государственной власти.

Итогом деятельности вЯ-департамента может стать подписание договора (меморандума) о взаимопонимании с органом государственной власти, в котором закрепляются взятые на себя органом власти обязательства по поддержке инвестиционного проекта. В совокупности, обозначенные выше меры должны обеспечить благоприятный административный климат для реализации инвестиционного проекта, а при необходимости получение государственных льгот и преференций.

Необходимо отметить, что инвесторы должны уделять особое внимание взаимодействию с федеральными институтами развития - Инвестиционным Фондом Российской Федерации, государственной корпорацией «Внешэкономбанк», ОАО «Российская венчурная компания» [2, с. 227].

Одним из актуальных направлений использования механизма вЯ-менеджмента является налоговая сфера. Использование методов вЯ в налоговой сфере позволяет фирме минимизировать свои налоговые издержки. Кроме того, гармонизация отношений налогоплательщиков и налоговых органов является важнейшей предпосылкой для эффективного

функционирования налоговой системы государства, обеспечения благоприятных условий для развития бизнеса, следовательно, необходимым условием устойчивого развития всей национальной экономики [3, с. 416]. Исходя из этого, использование методов GR-менеджмента в налоговой сфере обеспечивает соблюдение баланса интересов и решение целевых задач всех субъектов налогового процесса.

Целью реализации GR в налоговой сфере для фирмы является минимизация издержек налогообложения с помощью формирования долгосрочных и взаимовыгодных отношений компании с налоговыми органами.

Использование механизмов GR-менеджмента в деятельности крупной компании способствует преодолению серьезных препятствий для деятельности хозяйствующих лиц в контексте защиты своих прав и реализации бизнес-процессов с наименьшими налоговыми рисками.

Осуществление взаимодействия с органами власти в первую очередь является функцией руководителя организации. Основными субъектами GR в налоговой сфере являются: GR-менеджер, налоговый менеджер корпоративной налоговой службы фирмы (далее КНС) и консалтинговые компании («большая четверка» и т.д.). Организация сама решает, иметь ли в своем штате специалиста по работе с органами власти или же обращаться к услугам консалтинговых компаний. В то же время, необходимо отметить, что пользование услугами консалтинговых компаний или штатных специалистов в сфере GR при взаимодействии с налоговыми органами могут позволить себе, конечно же, только крупные организации [4, с. 932].

Задачи, которые стоят перед специалистами в области GR в налоговой сфере можно объединить в две группы:

1) взаимодействие с органами государственной власти в вопросах оптимизации налогового бремени;

2) взаимодействие с налоговыми органами по вопросам администрирования налогов.

Одной из важных задач GR-менеджеров в налоговой сфере является обеспечение получения компанией налоговых льгот и изменение ставок налогообложения. Это особенно актуально для крупных компаний и компаний, реализующих новые проекты и расширяющих свои производственные мощности.

Среди вопросов, связанных с взаимодействием с налоговыми органами по вопросам начисления и уплаты налогов можно выделить следующие:

1) повышение эффективности бизнес-процессов в результате налаживания сотрудничества с налоговой службой;

2) налаживание системы коммуникаций с налоговой службой в целях оперативного консультирования по различным вопросам в области налогообложения;

3) взаимодействие с налоговыми инспекциями в целях обеспечения объективности проводимых проверок;

4) взаимодействие с налоговыми органами по вопросам начисления налогов;

5) решение вопросов, возникающих в результате технических сбоев или неправомерных действий налогоплательщика или налогового инспектора.

Дальнейшее использование механизма GR-менеджмента во взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов позволит повысить эффективность взаимодействия между субъектами налоговых отношений, что приведет к сокращению издержек налогообложения и улучшит условия ведения бизнеса в России.

Важным направлением совершенствования деятельности GR-менеджеров является дальнейшее углубление работы в правовой сфере. GR-менеджеры, при решении вопросов компании, должны пользоваться различными правовыми механизмами взаимодействия бизнес-сообщества с государством, так как это позволяет обеспечить реализацию целей организации через участие в правотворческом процессе, изменять их регулирующее воздействие на организацию.

В России общественные отношения в сфере взаимодействия бизнес-сообщества и некоммерческого сектора с органами государственной власти регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 09.02.2009 № 8 «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 №82 «Об общественных объединениях», Законом Российской Федерации от 07.07.1993 № 5340-1 «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации», и рядом других, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

С начала 2000-х годов в нашей стране были законодательно закреплены такие важнейшие инструменты реализации интересов и потребностей предпринимательского сообщества и некоммерческого сектора, как общественное обсуждение проектов нормативно -правовых актов, оценка их регулирующего воздействия [5], мониторинг правоприменения, институт саморегулируемых организаций, система общественных палат, а также общественных советов при государственных органах. Благодаря конструктивному диалогу бизнеса, власти и институтов гражданского общества действующее российское законодательство динамично модернизируется, создавая новые институты прозрачного взаимодействия.

Так, в марте 2013 года в России создан новый институт выдвижения и реализации общественных инициатив посредством рассмотрения проектов федеральных нормативно -правовых актов с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [6]. Посредством данного интернет-ресурса граждане и группы могут инициировать принятие законов, направленных на решение актуальных проблем социально-экономического развития страны. Следует отметить, что данный ресурс дает возможность цивилизованно доносить свою точку зрения до органов власти.

Таким образом, на наш взгляд GR-менеджеры в своей деятельности должны активно использовать такие правовые инструменты как:

1) инициирование и экспертное сопровождение принятия нормативно-правовых актов;

2) заключение договоров о сотрудничестве с органами власти:

3) мониторинг регулирующего воздействия.

В целом, использование механизма GR-менеджмента в инвестиционном, налоговом и правовом направлениях деятельности бизнеса, на наш взгляд, приведёт к повышению его рентабельности, обеспечит конструктивные взаимоотношения с органами власти.

Литература

1. Grosse R. International Business and Government Relations in the 21st Century. - Cambridge,

2005.

2. Мостов Ю.М. Развитие инфраструктуры в условиях глобализации: особенности взаимо-

отношений государства и бизнеса // Экономические науки. 2011. № 1 (74). - С. 227-231.

3. Зутиков И.А. Баланс интересов налоговых органов и налогоплательщиков в российском

праве // Налоги и налогообложение. 2014. № 4. - С. 414-423.

4. Кудрявцев А.В., Шетов А.А. Использование методов Government relations в налоговой

сфере // Налоги и налогообложение. 2014. № 10. - С. 926-940.

5. Толстых П.А. В России появился еще один институт профессионального взаимодействия

бизнеса и власти // Российская газета. 09.08.2011. № 809 (27).

6. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2014 №183 «О рассмотрении общест-

венных инициатив, направленных гражданам Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный. - Дата обновления: 27.07.2014.

Shetov Artur Arsenovich, postgraduate student teacher of Cathedra of Economic theory and En-trepreneurship, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: shetov_artur@mail.ru.

DIRECTIONS OF GROWTH OF GR-MANAGEMENT TOOLS EFFICIENCY

Abstract

The article considers the issues of relationship management organization with the state, the effective use of tools GR-management.

Keywords: Government relations management, GR, GR-Manager, the interaction between the business community and the public sector with the state.

References

1. Grosse R. International Business and Government Relations in the 21st Century. - Cambridge, 2005.

2. Mostov Ju.M. Razvitie infrastruktury v uslovijah globalizacii: osobennosti vzaimootnoshenij gosudarstva i biznesa // Jekonomicheskie nauki. 2011. № 1 (74). - S. 227-231.

3. Zutikov I.A. Balans interesov nalogovyh organov i nalogoplatel'shhikov v rossijskom prave // Nalogi i nalogooblozhenie. 2014. № 4. - S. 414-423.

4. Kudijavcev A.V., Shetov A.A. Ispol'zovanie metodov Government relations v nalogovoj sfere //

Nalogi i nalogooblozhenie. 2014. № 10. - S. 926-940.

5. Tolstyh P.A. V Rossii pojavilsja eshhe odin institut professional'nogo vzaimodejstvija biznesa i vlasti // Rossijskaja gazeta. 09.08.2011. № 809 (27).

6. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 04.03.2014 №183 «O rassmotrenii obshhestvennyh iniciativ, napravlennyh grazhdanam Rossijskoj Federacii s ispol'zovaniem internet-resursa «Rossijskaja obshhestvennaja iniciativa»// Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tant Pljus». - Rezhim dostupa: lokal'nyj. - Data obnovlenija: 27.07.2014.

УДК 323

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Султанов аспирант кафедры политологии и этнополитики,

Алексей Южно-Российский институт управления - филиал

Бжамалудинович Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: enigmaann@bk.ru Аннотация

В статье рассматриваются геополитические угрозы военной составляющей национальной безопасности, определяются основные этапы геополитической модернизации Вестфальской модели международных отношений. Отмечается, что попытки построения однополярного мира со стороны США несут серьезную угрозу военной безопасности Российской Федерации, что вынуждает ее усиливать отечественный военно-промышленный комплекс.

Ключевые слова: национальная безопасность, военная безопасность, военная политика, геополитические процессы, система международных отношений.

Геополитические вызовы и угрозы, обострившиеся в начале 21 века, поставили Россию пнред необходимостью пересмотра всей стратегии обеспечения ее национальной безопасности, в первую очередь, военной. Современная война приобретает совершенно иной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.