Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности деятельности финансовых институтов развития в условиях импортозамещения в российской Федерации'

Направления повышения эффективности деятельности финансовых институтов развития в условиях импортозамещения в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ / РАЗВИТИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ВНЕШЭКОНОМБАНК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / FINANCIAL INSTITUTION / DEVELOPMENT / IMPORT SUBSTITUTION / VNESHECONOMBANK / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боровкова В. А., Стрельцын М. И.

Предмет. Правительство РФ приняло решение о курсе на импортозамещение в целях решения взаимосвязанных задач модернизации экономики, усиления ее независимости и перевода на инновационную модель роста. Важная роль в реализации программ импортозамещения отведена отечественным финансовым институтам развития. В связи с этим важнейшей задачей является разработка направлений повышения эффективности их деятельности. Цели. Раскрыть экономическую сущность финансовых институтов развития, определить их в контексте реализации программ по импортозамещению в РФ и разработать направления и мероприятия по повышению эффективности деятельности российских финансовых институтов развития. Методология. В работе использованы общенаучные методы и способы познания социально-экономических явлений и процессов (комплексность, системность, наблюдение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические, графические и др.), методы системного анализа, аппроксимации и прогнозирования, экономико-математическое моделирование. Результаты. С точки зрения теоретических результатов разработана собственная трактовка финансовых институтов развития, определены проблемы функционирования, пути их решения и направления по повышению эффективности их функционирования. Практический аспект содержит анализ деятельности отечественных финансовых институтов развития, их проектов в рамках импортозамещения, а также результаты прогнозирования и аппроксимации экономического эффекта от проектов по импортозамещению с помощью адаптивной модели Брауна. Выводы. Направлениями повышения эффективности деятельности отечественных финансовых институтов развития в рамках реализации программ по импортозамещению являются: создание условий для роста их участия в программах по импортозамещению; предоставление конкурентного доступа субъектам российской экономики к финансированию через финансовые институты развития; обеспечение благоприятного частно-государственного партнерства в реализации программ импортозамещения; проведение систематического мониторинга деятельности финансовых институтов развития; разработка системы их эффективной координации. Повышение эффективности деятельности отечественных финансовых институтов развития позволяет достигнуть положительного социально-экономического эффекта для государства и общества, обеспечить импортоопережение и финансовую независимость экономики России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areas for improving the performance of financial institutions for development in line with the import substitution initiative of the Russian Federation

Importance Financial development institutions play an important role in implementing import substitution programs. In this respect, it is especially important to outline areas for increasing the efficiency of their operations. Objectives The research unveils the economic substance of financial development institutions, determines them within the implementation of import substitution programs in the Russian Federation and outlines areas and activities to enhance the performance of the Russian financial development institutions. Methods The research involves general methods for studying socio-economic phenomena and processes (comprehensiveness, consistency, observation, comparison, analysis, synthesis, deduction, statistical, graphic methods, etc.), methods of system analysis, approximation and forecasting, and mathematical modeling in economics. Results Based on theoretical perspectives, we made our own interpretation of financial development institutions, determined operational issues, solutions and areas for increasing the efficiency of their performance. The practical aspect represents an analysis of national financial development institutions and their performance, their import substitution projects, and results of forecasts and approximation of the economic effect the import substitution projects might have, using the Brown adaptive model. Conclusions and Relevance To enhance the performance of national financial development institutions as part of import substitution programs, it is necessary to create conditions for their more active participation in import substitution programs, provide the Russian businesses with a competitive access to finance through financial development institutions, ensure favorable public private partnership as part of import substitution programs, monitor the performance of financial development institutions on an ongoing basis and design a system to effectively coordinate them.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности деятельности финансовых институтов развития в условиях импортозамещения в российской Федерации»

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 48 (2016) 34-49 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Надежность финансовых институтов

ISSN 2073-4484 (Print)

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виктория Анатольевна БОРОВКОВАа% Марк Игоревич СТРЕЛЬЦЫН"

а доктор экономических наук, доцент, профессор Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация vaborovkova@mail. ru

b студент Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация markstreltsyn@gmail. com

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 08.09.2016 Принята в доработанном виде 02.10.2016 Одобрена 17.10.2016

УДК 336.13.051 JEL: С51, Е65, G23, 043

Ключевые слова:

финансовый институт, развитие, импортозамещение, Внешэкономбанк, эффективность

Аннотация

Предмет. Правительство РФ приняло решение о курсе на импортозамещение в целях решения взаимосвязанных задач модернизации экономики, усиления ее независимости и перевода на инновационную модель роста. Важная роль в реализации программ импортозамещения отведена отечественным финансовым институтам развития. В связи с этим важнейшей задачей является разработка направлений повышения эффективности их деятельности.

Цели. Раскрыть экономическую сущность финансовых институтов развития, определить их в контексте реализации программ по импортозамещению в РФ и разработать направления и мероприятия по повышению эффективности деятельности российских финансовых институтов развития.

Методология. В работе использованы общенаучные методы и способы познания социально-экономических явлений и процессов (комплексность, системность, наблюдение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические, графические и др.), методы системного анализа, аппроксимации и прогнозирования, экономико-математическое моделирование. Результаты. С точки зрения теоретических результатов разработана собственная трактовка финансовых институтов развития, определены проблемы функционирования, пути их решения и направления по повышению эффективности их функционирования. Практический аспект содержит анализ деятельности отечественных финансовых институтов развития, их проектов в рамках импортозамещения, а также результаты прогнозирования и аппроксимации экономического эффекта от проектов по импортозамещению с помощью адаптивной модели Брауна.

Выводы. Направлениями повышения эффективности деятельности отечественных финансовых институтов развития в рамках реализации программ по импортозамещению являются: создание условий для роста их участия в программах по импортозамещению; предоставление конкурентного доступа субъектам российской экономики к финансированию через финансовые институты развития; обеспечение благоприятного частно-государственного партнерства в реализации программ импортозамещения; проведение систематического мониторинга деятельности финансовых институтов развития; разработка системы их эффективной координации. Повышение эффективности деятельности отечественных финансовых институтов развития позволяет достигнуть положительного социально-экономического эффекта для государства и общества, обеспечить импортоопережение и финансовую независимость экономики России в целом.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В настоящее время в условиях кризисной ситуации и западных санкций как никогда остро встал вопрос не только о конкурентоспособности нашей экономики, о ее дальнейших путях развития, но и об экономической безопасности страны в целом. Это прежде всего связано с тем, что жизненно важные экономические отрасли России значительно зависимы от западных

технологий. Так, по оценкам Минпромторга России, наша страна импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении - 70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции - от 50 до 90% деталей [1, с. 4]. В настоящее время говорить о

самодостаточности и высокой

диверсифицированности экономики России не приходится, однако обширный ресурсный, кадровый и научный потенциал позволяет выявить широкие перспективы и наметить пути выхода из сложившейся ситуации. Одним из таких направлений является курс на импортозамещение.

Правительство РФ приняло решение о курсе на импортозамещение в начале 2014 г. На заседании комиссии по импортозамещению премьер-министр РФ Д.А. Медведев заявил: «Нам необходимо замещать важнейшие сегменты национального хозяйства, которые критически важно производить в нашей стране» [2, с. 18]. Таким образом, основной упор должен быть сделан лишь на ключевые точки, которые в дальнейшем смогут стать необходимой базой для поднятия российской экономики в целом. Важная роль в реализации программ импортозамещения отведена именно отечественным финансовым институтам развития как механизмам эффективного финансирования и это не случайно.

Развитие экономики РФ на протяжении последнего десятилетия осуществляется в условиях глобализации, роста

интернационализации финансовых рынков, увеличения объема трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции. России удалось достигнуть определенных результатов в становлении и развитии финансового рынка, но в контексте глобальной конкуренции рынок находится на недостаточно высоких позициях. Так, согласно Индексу финансового развития, разработанному МВФ1, РФ в целом по уровню финансового развития уверенно превосходит средний показатель стран с развивающимися рынками и находится на уровне таких стран как Бразилия, Индия, Южная Африка и Китай. Однако по показателям эффективности, доступности и глубине финансовых институтов Россия значительно отстает от

1 Financial Development Index, ежегодно рассчитываемый МВФ. Индекс оценивает следующие параметры: глубину, эффективность и доступность отдельно для финансовых рынков и финансовых институтов.

уровня стран с развивающимися рынками, БРИКС2.

В связи с этим важной задачей в контексте импортозамещения в настоящее время остается повышение уровня развития финансовых институтов и формирование в РФ системы эффективно функционирующих финансовых институтов развития (ФИР).

Рассмотрению роли и деятельности финансовых институтов посвящено много работ. Среди них можно выделить работы отечественных и зарубежных ученых: А. Карася [3], М. Куделича [4], М. Кульчиевой [5], Е. Ленчук [6] Е. Йескомбе [7], Ф. Теппо [8] и др.

Однако обобщение отечественных и зарубежных теоретических и практических разработок в области финансовых институтов развития позволяет авторам прийти к заключению о недостаточном освещении этой проблемы.

Рассматривая отечественную литературу (ЭБС «Книгофонд», «Лань», «Юрайт», «Айрбукс» и др.) и публикации (электронные сборники публикаций официального сайта «ВАК», «Е-лайбрари», «Вестник МГУ», «Вестник СПБГУ» и др.) по данной тематике четкого определения термина «финансовые институты развития» не дано.

В нормативно-правовой базе РФ отсутствует определение ФИР, тем не менее, в распоряжении Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» присутствует пункт о «формировании комплексной системы финансовых институтов развития»3.

2 Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов. (утверждены Банком России).

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=EXP&n=644772

3 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).

По официальной информации Минфина России под термином «институты развития» понимаются хозяйствующие субъекты, которые осуществляют функции по поддержке малого и среднего предпринимательства, стимулированию развития инноваций, ликвидации технологического отставания и развитию социальной сферы4.

Согласно информационно-аналитическим материалам ГК «Внешэкномбанк» ФИР являются специализированными организациями с государственным участием, на которые возлагаются особые функции по поддержке долгосрочного финансирования общественно значимых проектов, способствующих экономическому росту, диверсификации и модернизации экономики и решению социальных задач5.

В материалах зарубежных мировых организаций аббревиатура ФИР трактуется также неоднозначно.

В глоссарии официального документа ООН ФИР обозначаются как DFI's (Development Finance Institutions) - находящиеся под государственным контролем организации, занимающиеся инвестированием в проекты и преследующие при этом двоякую конечную цель: стимулировать процессы развития в развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой и сохранить собственную финансовую жизнеспособность6.

По данным Всемирного банка, ФИР являются финансовыми организациями, созданными государством или с его участием и служат с одной стороны содействию повышения конкурентоспособности национальной экономики и уровня жизни населения страны,

4 Минфин России. Деятельность институтов развития. URL: http://economy.gov.ru/minec/activi1y/sections/instdev/institute

5 ГК Внешэкономбанк. Информационно-аналитические материалы. Финансовые институты развития экономик АТЭС. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/apec2 0120906_2.pdf

6 ООН. Конвенция по борьбе с опустыниванием. URL: https://documents-dds-

ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G11/632/14/PDF/G1163214.pdf?

OpenElement

а с другой - содействуют экономическому и социальному развитию развивающихся стран'.

Согласно трактовке Международного валютного фонда, финансовые институты развития - это государственные структуры, функционирование которых нацелено на финансовую поддержку экономической деятельности, способствующей социально-экономическому развитию страны и развивающихся стран8.

Систематизируя разнообразие взглядов отечественных и зарубежных ученых и специалистов, авторы выработали свою трактовку этого понятия. Финансовые институты развития - это подконтрольные государству специализированные организации, осуществляющие функции по поддержке финансирования общественно значимых проектов, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики и экономики развивающихся стран.

Исходя из данной нами трактовки понятия ФИР, определим главную их цель -функционирование в качестве катализатора, помогающего компаниям реализовывать свои инвестиционные проекты, содействующее социально-экономическому развитию страны и (или) региона, тем самым снижая уровень инвестиционных рисков и увеличивая привлекательность для инвесторов в целях соинвестирования проекта.

Задачами ФИР являются:

• преодоление «провалов» рынка в сфере инноваций;

• устранение институциональных провалов (формирование отсутствующих, но критически важных сегментов рынка);

• развитие экономической и социальной инфраструктуры;

7 The World Bank. Facilitating Market Development. URL: http://www-

wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/I B/2013/11/28/000442464_20131128144144/Rendered/PDF/83056 0BRI0Focu0Box0379882B00PUBLIC0.pdf

8 The International Monetary Fund. Financing for development. URL: http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2015/061515.pdf

• элиминирование существенных региональных дисбалансов развития [9, с. 113].

Функциями отечественных ФИР, в частности ГК «Внешэкономбанк», являются:

1) осуществление оценки социально-экономической эффективности проектов развития в целях их финансирования;

2) сопровождение инвестиционных проектов долгосрочными кредитами;

3) оказание технической помощи отраслям экономики, являющимся ключевыми для роста;

4) выполнение каталитической роли в привлечении инвесторов для крупных финансовых операций;

5) снижение негативного влияния финансовых кризисов путем нециклического финансирования и предложения кредитных ресурсов в период спада производства [10, с. 30; 11, с. 702].

Важно понимать, что цель и функции ФИР зависят от макроэкономической ситуации в той или иной стране или регионе, уровня развития рыночных механизмов, идеологических установок. Например, в условиях экономических санкций западных стран и кризисной ситуации в российской экономике в 2014 г., реализация антикризисных мер была закреплена за крупнейшим российским ФИР - ГК «Внешэкономбанк» в официальных документах:

- Федеральном законе от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» (действующая ред. 2016);

- утвержденных Банком России «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов».

Основываясь на материалах Международного финансово-банковского форума государств -участников СНГ, проходившего с 5 по 6 ноября 2015 г. в Минске, в которых были рассмотрены российские институты развития,

мы выделили из общей массы именно финансовые институты развития, исходя из выполняемых ими функций9 (рис. 1).

Проанализировав приведенные данные, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в России функционируют восемь ФИР, общей задачей которых является предоставление финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов и оказание поддержки инновационному процессу. Основные характеристики ФИР приведены в табл. 1.

Анализ данных таблицы свидетельствует, что крупнейшими ФИР по суммарным активам явились ГК «Внешэкономбанк», АО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и АО «Россельхозбанк». Образованными ими ключевыми направлениями финансирования накопленным итогом стали инновационные проекты - 94%, АПК - 93% , медицина - 56%. Исходя из объема кредитного портфеля и доли направления деятельности ФИР, в количественном выражении в данные направления было инвестировано 1 198, 822 и 489 млн руб. соответственно. Суммарный кредитный портфель ФИР составляет 60,7% от общих активов и равняется 4,8 трлн руб., которые были направлены в основном на финансирование АПК и производство высокотехнологичной продукции (ОПК, инновационные технологии и медикаменты).

Анализ информации, представленной в СМИ (РосБизнесКонсалтинг, «РИА Новости», «Эксперт РА» и пр.), а также на сайтах самих ФИР и в научных трудах Ю. Симачева [12], Т. Орловой [13], А. Балисацана [14], В. Ли [15] позволяет выявить основные направления функционирования российских ФИР (рис. 2).

Таким образом, деятельность российских ФИР в основном направлена на поддержку и финансирование приоритетных и критически необходимых секторов народного хозяйства России, что важно для нашей страны в целях

9 Международный финансово-банковский форум государств-участников СНГ. URL: www.confer.fbc-cis.ru/ppt/andrianov.ppt

усиления экономической независимости и ухода от сырьевой зависимости.

Исходя из того, что ГК «Внешэкономбанк» является крупнейшим отечественным ФИР и выполняет функции не только банка развития, экспортно-импортного банка, управляющего пенсионными накоплениями граждан РФ, но и расчетного центра Российской Федерации с иностранными государствами, мы рассмотрим роль и эффективность функционирования российских ФИР в рамках политики импортозамещения на его примере (табл. 2).

Внешэкономбанк является крупнейшим российским финансовым институтом развития, который предоставляет суммы свыше 1 млрд руб. тем организациям, которые в рамках политики импортозамещения производят и реализуют импортозамещающие товары и услуги. Деятельность данных организаций сосредоточена в тех секторах национальной экономики, в которых имеется существенная (более 50%) зависимость от импортной продукции. Ожидаемым результатом реализации проектов по импортозамещению является:

— получение прибыли;

— создание и развитие инфраструктуры (в области импортозамещения);

— создание новых рабочих мест;

— снижение уровня безработицы и социального напряжения в стране в целом.

Таким образом, деятельность ГК «Внешэкономбанк» в рамках реализации программ импортозамещения обеспечивает:

— развитие отечественных производителей на различных сегментах рынка;

— стимулирование роста конкурентоспособности отечественных организаций;

— рост инвестиционной и бизнес-активности отечественных организаций.

Главное в любой деятельности, в том числе в деятельности ФИР, - это прежде всего экономический эффект от реализации проектов. В целях его определения мы оценим вклад проекта в агрегированный показатель,

например, прогнозируемый ВРП Брянской области, и на его основе сделаем вывод об экономическом эффекте. Непосредственно на ВРП Брянской области (см. табл. 2) влияют:

— увеличение объема производства;

— увеличение числа занятых, а, следовательно, увеличение доходов и потребления населения Брянской области;

— снижение импорта высококачественной говядины и одновременное повышение экспортного потенциала области;

— увеличение доходов бюджета;

— увеличение притока инвестиций благодаря ГЧП.

В целях определения экономического эффекта от проекта в ВРП Брянской области, используем адаптивную модель прогнозирования Брауна 2-го порядка, рассчитав по квартальным данным ВРП прогнозное значение на I квартал 2018 г. -3 года с момента запуска (I квартал 2015 г.) комплекса по производству

высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота в Брянской области.

Обоснование выбора модели Брауна обусловливается ее предназначением: использование для аппроксимации (приближения) и прогнозирования экономических показателей (ВРП), которые формируются под воздействием большого количества факторов, выделить которые либо невозможно, либо по которым отсутствует информация. Второй порядок модели обусловлен ее способностью быстро приспосабливать свою структуру и параметры к изменяющимся условиям, и отражать развитие в виде параболической тенденции с « у скор ение м» (ф ин ансир о в ание ГК «Внешэкономбанк») [16, с. 227].

Результаты проверки полученной модели Брауна 2-го порядка на статистическую значимость и адекватность представлены в табл. 3.

Полученные результаты свидетельствуют как о статистической значимости модели в целом, так и ее параметров, высокой степени

детерминации параметров (91,6%) и точности модели для определения тенденции и прогнозирования, которая имеет вид:

А[0 ]

у = [6Р2 + (6 - 5а)ат + а2т2] -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А[1]

— [6Р2 + 2(5 - 4а)ат + 2а2т2] +

А 2

+ [2Р2 + (4 - 3а)ат + а2т2] ±8,

где у( - прогнозное значение экономического показателя (ВРП) в периоде 7;

в - параметр бета, равный 1 - а;

а - параметр сглаживания;

т - период упреждения (прогнозирования);

А[0] - свободный параметр уравнения полиномиальной регрессии 2-го порядка;

А[1] -линейный прирост уравнения полиномиальной регрессии 2-го порядка;

А[2] - ускорение роста уравнения полиномиальной регрессии 2-го порядка;

8 - ошибка прогнозирования.

Графическая иллюстрация модели представлена на рис. 3.

Анализ данных рис. 3 свидетельствует, что начиная с I квартала 2015 г., наблюдается резкий рост ВРП Брянской области, благодаря:

— увеличению объема производства говядины на 30 тыс. т/год;

— снижению импорта говядины на 7% и увеличению ее экспорта;

— созданию более 15 000 рабочих мест;

— увеличению доходов и потребления населения области;

— привлечению частных инвестиций, то есть благодаря проекту, финансируемому Внешэкономбанком, что явилось ускорением роста ВРП.

Прогнозируемый экономический эффект согласно модели Брауна составит:

— фактический ВРП (I кв. 2015 г.) равен 62,2 млрд руб., прогнозный (I кв. 2018 г.) -105,21± 8, где 8 = 6,38 млрд руб.;

— аб с о л ю тн ы й пр и р о с т р ав е н : 105,21 - 62,2 = 43 млрд руб., относительный

прирост - 105,21 / 62,2 х 100% - 100% = = 69,15%;

— коэффициент эластичности параметра А[2] (ускорение роста) равен 0,216%, то есть при изменении параметра А[2] на 1% своего значения результативный показатель (ВРП) изменится на 0,216% своего значения;

— экономический эффект от проекта, финансируемого Внешэкономбанком, равен: 43 млрд руб. х 0,216 = 9,3 млрд руб.; вклад в ВРП - 21,6% за 3 года.

Таким образом, деятельность Внешэкономбанка как финансового института развития в контексте реализации программ по импортозамещению способствует значительному социально-экономическому развитию и подчеркивает ключевую роль отечественных ФИР в реализации данных программ. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть проблемы функционирования отечественных ФИР и предложить пути их решения (табл. 4).

В целях повышения эффективности деятельности ФИР в рамках реализации программ по импортозамещению в России нами были разработаны направления повышения эффективности функционирования российских ФИР с учетом результатов исследований Т. Кулаковой [18],

Л. Васильевой [19], А. Кузнецова10 в данной области (табл. 5).

Прорыв в повышении эффективности деятельности российских ФИР обеспечит:

— импортозамещение критически важных сегментов российской экономики;

— усиление конкурентоспособности бизнес-среды;

— ускоренное распространение новых технологий в экономике РФ;

10 Кузнецов А.Ю., Стрельцын М.И. Роль российских финансовых институтов развития в условиях импортозамещения в РФ // Финансовые институты Российской Федерации: материалы круглого стола. URL: http://tei. spbstu.ru/novosti/246-finansovo-ekonomicheskij-fakultet/2695-kruglyj-stol-na-temu-finansovye-instituty-rossijskoj-federatsii.html

■ развитие высокотехнологичных производств;

— активизацию политики.

внешнеэкономическом

Таким образом, повышение эффективности деятельности отечественных ФИР в условиях

импортозамещения позволяет достигнуть не только положительного экономического и социального эффекта как для государства, так и для общества, но и обеспечить импортоопережение и финансовую независимость экономики России в целом.

Таблица 1

Сравнительная характеристика финансовых институтов развития в РФ на 01.01.2015 г., млн руб. Table 1

Comparative description of financial development institutions in the Russian Federation as of 1 January 2015, million RUB

Название института (тип ФИР) Суммарные активы Уставной капитал Кредитный портфель Приоритетные направления деятельности

ГК «Внешэкономбанк» (банк развития) 3 609 507 1 993 Инновационные проекты - 34%. АПК - 18%. 1Т-технологии - 13%

Российская венчурная компания (инвестиционный фонд) 1 436 301 916 Медицина - 27%. Инновационные проекты - 24%. Электроэнергетика - 12%

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (инвестиционный фонд) 1 113 182 834 Инновационные проекты - 36%. Медицина и биотехнологии - 29%. Современные материалы и технологии их создания - 27%

АО «Россельхозбанк» (банк развития) 915 248 617 АПК - 75%. Личное подсобное хозяйство - 16%. Фермерские хозяйства - 6%

Инвестиционный фонд РФ (инвестиционный фонд) 457 153 294 Развитие транспортной инфраструктуры -45%. Развитие промышленных отраслей - 30%. Развитие инновационной инфраструктуры -5%

АО «Роснано» (финансовая корпорация) 194 62 123 Наноматериалы - 57%. Оптика и электроника - 19%. Медицина и фармацевтика - 8%

ГК «Ростехнологии» (финансовая корпорация) 108 58 38 ОПК - 71%. Инновационная инфраструктура - 11%

АО «Росинфокоминвест» (инвестиционный фонд) 79 52 17 Информационно-коммуникационные технологии - 82%. Топливно-энергетический комплекс - 7%

Источник: рассчитано по данным годовых отчетов Инвестиционного фонда РФ, Внешэкономбанка, РВК, Роснано, Россельхозбанка, Ростехнологии, Росинфокоминвеста, Фонд содействия инновациям

Source: Authoring based on annual reports of the Investment Fund of the Russian Federation, Vnesheconombank, Russian Venture Company, Rosnano, Russian Agricultural Bank, Rostec, Rosinfocominvest, Fund for Small Business Development in Science and Technology

Таблица 2

Проекты по импортозамещению (2014-2020 гг.), финансируемые Внешэкономбанком Table 2

Import substitution projects (2014-2020) funded by Vnesheconombank

Сущность проекта Направление Заемщик Объем финансирования Ожидаемый результат от реализации проекта

Создание комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота в Брянской области АПК Группа компаний Аш1гех 571,1 млн долл. и 66 млн евро Увеличение объема отечественного производства говядины на 30 тыс. т/год. Снижение импорта говядины высших категорий качества на 7%. Создание более 15 000 рабочих мест. Снижение безработицы на 4,5%. Проект государственно-частного партнерства: на 1 руб. инвестиций ВЭБа планируется привлечь 15 руб. частных инвестиций в АПК Брянской области

Строительство волоконно-оптических линий связи Информационно- коммуникационные системы ООО «Евразийская Телекоммуникационная Компания» 1,9 млрд руб. Бюджетный эффект -1,3 млрд руб. Расширение зоны покрытия линиями связи на 221,4 км2. Предоставление доступа к линиям связи 368,1 тыс. чел.

Создание семейства российских самолетов Sukhoi Superjet 100 Авиастроение ПАО «Вертолеты России» 1,2 млрд долл. (34,5 млрд руб.) Налог на имущество -5,3 млн долл. Налог на прибыль -1,2 млрд долл. НДС в бюджет -180,4 млн руб. Создание 1 500 новых рабочих мест

Реконструкция и модернизация ПАО «Хабаровский НПЗ» Химическая и нефтегазохимическая промышленность ПАО «Хабаровский НПЗ» 768 млн долл. (23 млрд руб.) Бюджетный эффект -6,7 млрд руб. Создание 400 новых рабочих мест

Завершение инвестиционной программы и восстановление финансовой устойчивости ПАО «Амурметалл» Металлургия ПАО «Амурметалл» 7,5 млрд руб. Бюджетный эффект -1,3 млрд руб. Сохранение более 4 000 рабочих мест

Строительство Балкерного терминала по перевалке угля в порту Ванино Транспортная инфраструктура НАО «Дальтрансуголь» 4,5 млрд руб. Бюджетный эффект -более 1 млрд руб. Создание 450 новых рабочих мест

Источник: ГК «Внешэкономбанк». Информационно-аналитические материалы. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/apec20120906_2.pdf

Source: Vnesheconombank, information and analytical materials.

Available at: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/analytics/apec20120906_2.pdf

Таблица 3

Результаты проверки полученной модели Брауна второго порядка на статистическую значимость и адекватность Table 3

Results of the verification of the Brown model of the second order in terms of its statistical significance and adequacy

Показатель Значение Интерпретация

Коэффициент корреляции R 0,957 По шкале Чеддока имеется весьма высокая степень связи между результативным фактором У1. и определяющими параметрами А1 и А2

Коэффициент детерминации R2 0,916 Степень детерминации определяющих параметров равна 91,6%

Средняя ошибка аппроксимации А 8,9% Уравнение является достаточно точным для выявления тенденции

Коэффициент асимметрии. Коэффициент эксцесса 0,72 0,12 Распределение считается близким к закону распределения Гаусса

Наблюдаемый критерий Фишера "^набл' Критическое значение Фишера "крит 249,84 2,01 Уравнение признается значимым, так как " б > " набл крит

Наблюдаемый критерий Стьюдента параметров А1 и А2 ^абл. Критическое значение Стьюдента t крит 3,29 и 6,36 2,07 Параметры А 1 и А 2 признаются значимыми, так как t б > t набл крит

Критерий RS. Интервал при 20 < п < 30, k = 2 3,75 [3, 18; 4,49] Критерий RS падает в интервал, то есть наблюдается соответствие закона распределения остаточной последовательности нормальному закону по критерию RS

Исправленный критерий Дарбина - Уотсона ^испр-Критическое значение критерия Дарбина - Уотсона й?крит при 20 < п<30, k = 2 1,57 1,1 Уровни ряда независимы, автокорреляция отсутствует, так как ^крит < ^испр < 2

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 4

Проблемы функционирования российских финансовых институтов развития и пути их решения Table 4

Operational issues of the Russian financial development institutions and solutions

Проблема функционирования Пути решения проблем

Неточности и расхождения нормативно-правовой базы РФ с международным правом ООН Вариант I. Разработать и внести понятие «финансовые институты развития» в законодательство РФ. Вариант II. Минфину РФ или Банку России составить глоссарий, в котором будет отражен этот термин

Наличие фундаментальных проблем (по показателям эффективности, доступности и инструментарию) в процессе инвестирования Обеспечить наличие квалифицированных кадров в области экспертизы инвестиционных проектов с целью достижения адекватного инвестиционного выбора в соответствии с реализацией стратегии по модернизации экономики

Территориальные диспропорции финансирования в РФ (огромные суммы инвестиций (более 60%) направлены лишь на развитие проектов, реализуемых в центральной части России) Создать механизм территориальной передачи проектов от одних ФИР к другим («инновационный лифт») в целях усиления координации в достижении общей цели и снижения территориальных диспропорций

Огромные риски долгосрочного инвестирования, связанные с неожидаемым низким уровнем их окупаемости Перенять зарубежный опыт по созданию двусторонних ФИР, тем самым снизив инвестиционный риск, подняв качество экспертизы оценок проектов

Слабо развита система нефинансовой поддержки инвестиционных проектов Создать механизмы нефинансовой (организационной, кадровой, информационно-консультационной, научной, технической и др.) поддержки

Недостаточное участие частных инвесторов в проектах ФИР и нарушение принципа частно-государственного партнерства Создать прозрачный процесс взаимоотношений экономических субъектов, тем самым обеспечив частно-государственное партнерство

Наличие теневых явлений (например, 24.02.16 был отстранен глава ВЭБа из-за нецелевого финансирования и убытка в 2015 г. в размере 324 млрд руб.) Разработать методику оценки рисков ФИР и контроля за ними (например, аналогичную зарубежной IFC's Development Outcome Tracking System)

Источник: Иванов В.В., Нурмухаметов Р.К. Финансовые институты развития: особенности и перспективы // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 1. С. 47-55. [17, с. 54].

Source: Ivanov V.V., Nurmukhametov R.K. [Special-purpose financial institutions: specifics and development prospects]. Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Ser. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment = Scientific Journal NRUITMO. Series Economics and Environmental Management, 2016, no. 1, pp. 47-55. (In Russ.) doi: 10.17586/2310-1172-2016-9-1-47-55 [17, с. 54]

Таблица 5

Направления повышения эффективности функционирования финансовых институтов развития в рамках реализации программ по импортозамещению в России

Table 5

Areas for improving the performance of financial development institutions as part of import substitution programs in Russia

Направление Мероприятия

Создание условий для роста участия ФИР в программах по импортозамещению в РФ Обеспечение качественных условий для дальнейшего роста участия ФИР в программах по импортозамещению в РФ, в том числе посредством повышения уровня подготовки квалифицированных кадров для ФИР, обеспечения максимальной отдачи размещенных ресурсов с точки зрения долгосрочного экономического роста, позволит создать новые рабочие места, увеличить объем налоговых поступлений, повысить спрос на инновации, а также будет способствовать диверсификации российской экономики и повышению эффективности использования доступных финансовых ресурсов

Предоставление конкурентного доступа субъектам российской экономики к финансированию через ФИР Обеспечение экономики ресурсами посредством повышения доступности ресурсов и снижения стоимости финансирования ФИР предполагает создание условий для удовлетворения на конкурентных принципах потребностей по финансированию импортозамещающих предприятий, формирование соответствующей инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий, повышение качества и доступности информации

Обеспечение благоприятного взаимодействия государства (в лице ФИР) и частного бизнеса как субъектов инновационного развития в реализации программ импортозамещения Для достижения успешной реализации стратегии по импортозамещению в РФ предполагается выстраивание эффективных механизмов ЧГП, направленных на координацию усилий ФИР и частного бизнеса. Ведь импортозамещение требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение систематического мониторинга деятельности ФИР Разработка системы адекватной оценки макроэкономических рисков и вознаграждений между участниками проектов с целью недопущения конфликтов интересов сторон. Разработка электронной системы раскрытия подробной информации обо всех ФИР, финансируемых проектах ФИР, с целью обеспечения прозрачности, предупреждения злоупотреблений и теневых явлений

Разработка системы эффективной координации ФИР Обеспечение предоставления ФИР консалтинговых услуг. Создание механизма передачи проектов от одних ФИР к другим («инновационный лифт») в целях усиления координации в достижении общей цели

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Классификация российских институтов развития Figure 1

Classification of the Russian development institutions

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Ключевые направления функционирования российских ФИР Figure 2

Key areas of the Russian financial development institutions' operations

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Результаты аппроксимации и прогнозирования ВРП Брянской области по адаптивной модели Брауна за 2010-2017 гг. (параметр сглаживания а = 0,4), млрд руб.

Figure 3

Results of approximating and forecasting GRP of the Bryansk oblast in line with the Brown adaptive model for 2010-2017 (smoothing parameter а = 0,4), billion RUB

II III IV 1 II III IV 1 II ' III IV 1 II III | IV 1 II III 1IV 1 II III IV 1 II III IV 1 II III

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

—— Фактическое значение ____Линия тренда

—Прогнозное значение ......... Верхняя граница -.-.- Нижняя граница

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата. Национальные счета. ВРП в текущих ценах. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#

Source: Authoring based on data of Rosstat. National accounts. GRP at current values. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#

Список литературы

1. Неелов Ю.В. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации // Аналитический вестник. Сер. Проблемы национальной безопасности. 2014. № 27. С. 4-6.

2. Чернышова М.В. Современные проблемы развития институтов финансового рынка России // Проблемы современной экономики. 2015. № 25. С. 17-21.

3. Карась А.А., Молодан И.В. Введение инновационных финансовых институтов как перспективность развития российской экономики // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2. № 11. С. 571-573.

4. Куделич М.И. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности институтов развития в РФ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 82-88.

5. Кульчиева М.Б., Лазаров Б.А. Роль финансовых институтов в современном экономическом развитии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-3. С. 518.

6. Ленчук Е.Б. Финансовые институты развития в решении задач технологической модернизации и инновационного развития // Федерализм. 2015. № 4. С. 7-24.

7. Yescombe E.R Principles of Project Finance // Academic Press. 2 ed. December 9, 2013. 560 p.

8. Felin T., Kauffman S., Koppl R., Longo G. Economic Opportunity and Evolution: Beyond Landscapes and Bounded Rationality // Strategic Entrepreneurship Journal, 2014, vol. 8, no. 4, pp. 269-282.

9. Финансовые институты развития: особенности стратегического управления / под ред. В.Д. Андрианова. М.: Экономика, 2013. 278 с.

10. Смирнов А.Л., Путилин В.И. Особенности деятельности банков развития на кредитном и финансовом рынках // Банковское дело. 2011. № 4. С. 29-32.

11. Gerasimov A.N., Grigorieva O.P., Gromov Y.I., Levchenko S.A., Oboturova N.P. Features of the Spatial Socio-Economic Systems Development in the North Caucasus Federal District // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 29. Iss. 5. Р. 699-705.

12. Симачев Ю., Кузык М., Иванов Д. Российские финансовые институты развития: верной дорогой? // Вопросы экономики. 2012. № 7. C. 4-29.

13. Орлова Т. Институты развития как катализаторы инновационной активности // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5. C. 8-19.

14. Sustainable Economic Development: Resources, Environment, and Institutions. Academic Press. 2014. 532 p.

15. Ли В.А. Финансовые институты развития как инструмент инфраструктурного обустройства макрорегионов // Труды VII Всероссийского симпозиума по экономической теории. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016. С. 121-124.

16. Куклина С.К. Роль финансовых инноваций в развитии современной экономики // Актуальные проблемы современной экономики: сборник материалов научной конференции. Улан-Уде: Восточно-сибирский государственный университет технологий и управления,

2016. С. 223-229.

17. Иванов В.В., Нурмухаметов Р.К. Финансовые институты развития: особенности и перспективы // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2016. № 1. С. 47-55.

18. Кулакова Т.А., Коверзнева С.А. Перспективы новых институтов развития стран БРИКС // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Вып. 1. Ч. 4. С. 100-102.

19. Васильева Л.В. Институциональные аспекты инновационного развития экономики: зарубежный опыт // Друкеровский вестник. 2016. № 3. С. 58-69.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Reliability of Financial Institutions

AREAS FOR IMPROVING THE PERFORMANCE OF FINANCIAL INSTITUTIONS FOR DEVELOPMENT IN LINE WITH THE IMPORT SUBSTITUTION INITIATIVE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Viktoriya A. BOROVKOVAa% Mark I. STREL'TSYNb

a St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation vaborovkova@mail. ru

b St. Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 8 September 2016 Received in revised form 2 October 2016 Accepted 17 October 2016

JEL classification: C51, E65, G23, O43

Keywords: financial institution, development, import substitution, Vnesheconombank, effectiveness

Abstract

Importance Financial development institutions play an important role in implementing import substitution programs. In this respect, it is especially important to outline areas for increasing the efficiency of their operations.

Objectives The research unveils the economic substance of financial development institutions, determines them within the implementation of import substitution programs in the Russian Federation and outlines areas and activities to enhance the performance of the Russian financial development institutions.

Methods The research involves general methods for studying socio-economic phenomena and processes (comprehensiveness, consistency, observation, comparison, analysis, synthesis, deduction, statistical, graphic methods, etc.), methods of system analysis, approximation and forecasting, and mathematical modeling in economics.

Results Based on theoretical perspectives, we made our own interpretation of financial development institutions, determined operational issues, solutions and areas for increasing the efficiency of their performance. The practical aspect represents an analysis of national financial development institutions and their performance, their import substitution projects, and results of forecasts and approximation of the economic effect - the import substitution projects might have, using the Brown adaptive model.

Conclusions and Relevance To enhance the performance of national financial development institutions as part of import substitution programs, it is necessary to create conditions for their more active participation in import substitution programs, provide the Russian businesses with a competitive access to finance through financial development institutions, ensure favorable public private partnership as part of import substitution programs, monitor the performance of financial development institutions on an ongoing basis and design a system to effectively coordinate them.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Neelov Yu.V. [Prospects of import substitution in the Russian Federation]. Analiticheskii vestnik. Ser. Problemy Natsional'noi Bezopasnosti = Analytical Bulletin. Series National Security Issues, 2014, no. 27, pp. 4-6. (In Russ.)

2. Chernyshova M.V. [Contemporary issues of developing financial institutions in Russia]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2015, no. 25, pp. 17-21. (In Russ.)

3. Karas' A.A., Molodan I.V. [Integration of innovative financial institutions as a prospect for developing the Russian economy]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki = Actual Problems of Aviation andAstranautics, 2015, vol. 2, no. 11, pp. 571-573. (In Russ.)

4. Kudelich M.I. [Improving the statutory and legislative regulation of development institution in the Russian Federation]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2016, no. 2, pp. 82-88. (In Russ.)

5. Kul'chieva M.B., Lazarov B.A. [The role of financial institutions in modern economic development]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, no. 6-3, p. 518. (In Russ.)

6. Lenchuk E.B. [Financial institutions for development as part of addressing issues of technological upgrade and innovative development]. Federalizm = Federalism, 2015, no. 4, pp. 7-24. (In Russ.)

7. Yescombe E.R. Principles of Project Finance. Academic Press, 2013, 560 p.

8. Felin T., Kauffman S., Koppl R., Longo G. Economic Opportunity and Evolution: Beyond Landscapes and Bounded Rationality. Strategic Entrepreneurship Journal, 2014, vol. 8, no. 4, pp. 269-282. doi: 10.1002/sej.1184

9. Finansovye instituty razvitiya: osobennosti strategicheskogo upravleniya [Financial development institutions: specifics of strategic governance]. Moscow, Ekonomika Publ., 2013, 439 p.

10. Smirnov A.L., Putilin V.I. [Specifics of operations of banks for development in the credit and financial markets]. Bankovskoe delo = Banking, 2011, no. 4, pp. 29-32. (In Russ.)

11.Gerasimov A.N., Grigorieva O.P., Gromov Y.I., Levchenko S.A., Oboturova N.P. Features of the Spatial Socio-Economic Systems Development in the North Caucasus Federal District. World Applied Sciences Journal, 2014, vol. 29, no. 5, pp. 699-705. doi: 10.5829/idosi.wasj.2014.29.05.13906

12. Simachev Yu., Kuzyk M., Ivanov D. [Russian financial development institutions: are we on the right way?]. Voprosy Ekonomiki, 2012, no. 7, pp. 4-29. (In Russ.)

13. Orlova T. [Development institutions as catalysts of innovative activity]. Problemy teorii ipraktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2012, no. 5, pp. 8-19. (In Russ.)

14. Sustainable Economic Development: Resources, Environment, and Institutions. Academic Press, 2014, 532 p.

15. Li V.A. [Financial institutions for development as a tool for creating infrastructure in the macroeconomic regions]. Trudy VII Vserossiiskogo simpoziuma po ekonomicheskoi teorii: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. 7th Russian Symposium on the Economic Theory]. Yekaterinburg, Institute of Economics of Ural Branch of RAS Publ., 2016, pp. 121-124.

16.Kuklina S.K. [The role of financial innovation in the development of contemporary economy]. Aktual'nye problemy sovremennoi ekonomiki: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. Current Issues of Contemporary Economy]. Ulan-Ude, East Siberia State University of Technology and Management Publ., 2016, pp. 223-229. (In Russ.)

17. Ivanov V.V., Nurmukhametov R.K. [Special-purpose financial institutions: specifics and development prospects]. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Ser. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment = Scientific Journal NRU ITMO. Series Economics and Environmental Management, 2016, no. 1, pp. 47-55. (In Russ.) doi: 10.17586/2310-1172-2016-9-1-47-55

18.Kulakova T.A., Koverzneva S.A. [Prospects of new development institutions in the BRICS countries]. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2016, iss. 1-4, pp. 100-102. (In Russ.)

19.Vasil'eva L.V. [Institutional aspects of innovative economic development: foreign experience]. Drukerovskij vestnik, 2016, no. 3, pp. 58-69. (In Russ.) doi: http://dx.doi.org/10.17213/2312-6469-2016-3-58-69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.