28 МЕНЕДЖМЕНТ
Направления повышения эффективности бизнес-процессов в нефтехимической промышленности
Обосновывается зависимость успешной цифровой трансформации промышленности от модернизации бизнес-моделей. Определяются основные этапы трансформации бизнес-процессов в условиях Индустрии 4.0. Реализация предлагаемых мероприятий позволит обеспечить эффективность управления бизнес-процессами, оцениваемую с помощью измерений на основе ключевых показателей эффективности (КР1). УДК статьи 338
Е.А. Долонина1
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», [email protected]
1 соискатель кафедры логистики и управления, г. Казань, Республика Татарстан, Россия
Для цитирования: Долонина Е.А. Направления повышения эффективности бизнес-процессов в нефтехимической промышленности // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 5. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-5-28-31
ключевые слова
цифровизация, Индустрия 4.0, управление бизнес-процессами (BPM), ключевые показатели эффективности
настоящее время особое внимание уделяется изучению цифровых процессов и цифровых технологий в качестве драйверов роста конкурентоспособности предприятий, способных замедлить экономическую стагнацию в развитых государствах и ускорить экономический рост развивающихся стран. Цифровая трансформация определяется в литературе как «интеграция передовых технологий с физическими и цифровыми системами, наиболее инновационными бизнес-моделями и новыми процессами, а также разработка интеллектуальных продуктов и услуг» [1].
В промышленности цифровая трансформация тесно связана с понятием Индустрия 4.0, «широким и многогранным процессом интеграции физических объектов, человеческих субъектов, интеллектуальных машин и производственных линий в единую автоматизированную информационную систему» [2].
В российской и зарубежной научной литературе цифровизация рассматривается как одно из ключевых условий повышения эффективности промышленных предприятий. Успешная цифровая трансформация промышленности зависит от модернизации бизнес-моделей. Проектирование бизнес-процессов — необходимый инструмент трансформации экономики и перехода к гибким ресурсосберегающим технологиям в промышленности.
Анализ информационных технологий, способствующих развитию новых бизнес-моделей, адекватных цифровой экономике, проведен в работах В. Ниссена, Т. Лезиной, А. Салтана [3], доказавших, что переход к цифровой экономике и интеллектуальному про-
изводству может быть реализован путем модернизации и совершенствования стратегии управления.
Вопросы концепции и технологий умного производства, подходов к цифровой трансформации бизнес-процессов, стратегий цифровизации и новых бизнес-моделей находят отражение в научных трудах А.С. Корецкого [4], А.И. Шинкевича, С.С. Кудрявцевой, М.В. Шинкевич [5, 6, 7]. Исследование С.В. Ореховой [8] посвящено оценке закономерностей, обусловливающих трансформацию бизнес-моделей традиционных промышленных предприятий с учетом особенностей их деятельности. На основе систематизации структурных элементов автор выделяет традиционную, технологическую, сервисную и цифровую бизнес-модели. Особенности трансформации бизнес-процессов промышленного предприятия в условиях цифровизации проанализированы и в наших исследованиях
[9].
При трансформации бизнес-процессов необходимо выполнять следующие этапы: анализ актуальных бизнес-процессов; определение элементов для их внедрения в деятельность предприятия; поиск стратегических направлений цифровизации; выявление ключевых технологий и моделей в соответствии со спецификой деятельности промышленных предприятий.
Трансформация бизнес-процессов — трудоемкий и затратный процесс, однако без их модернизации и адаптации к меняющимся условиям экономики невозможно повысить производительность труда, рентабельность производства, конкурентоспособность отрасли, становится затруднительным переход к стратегии ресурсосбережения в целом. Способствует трансфор-
МЕНЕДЖМЕНТ 29
мации концепция управления бизнес-процессами (BPM), позволяющая внедрять методы и инструменты для их улучшения [10].
Термин BPM имеет несколько значений — от улучшения процессов до интеллектуального управления (iBPM). Он используется как для обозначения общей теории управления изменениями бизнес-процессов, так и более узко, при автоматизированных программных методах управления.
BPM — интегрированный и непрерывный процесс, который в равной степени учитывает технологические и организационные аспекты и включает в себя:
► анализ процессов;
► определение структуры между процессами;
► выбор метода управления;
► моделирование и оптимизацию процессов;
► определение производительности системы измерения и диагностики.
Управление бизнес-процессами позволяет повысить их прозрачность и соответствие внутренним правилам компании, сделать бизнес более эффективным, улучшить качество продукции, снизить затраты, максимально использовать потенциал сотрудников, повысить удовлетворенность клиентов.
Эффективность управления бизнес-процессами обеспечивается путем реализации таких мероприятий, как:
► систематическая проверка моделей бизнес-процессов перед их внедрением с помощью информационной системы (чтобы избежать потенциально дорогостоящих ошибок во время выполнения);
► автоматическое создание настраиваемых моделей процессов из набора вариантов, используемых аналитиками при выборе правильной конфигурации;
► оценка влияния внедрения процессов и их изменений на неожиданные ошибки;
► автоматическое выполнение моделей бизнес-процессов, основанных на строго определенной семантике, с помощью
Проектирование бизнес-процессов — необходимый инструмент трансформации экономики и перехода к гибким ресурсосберегающим технологиям в промышленности
различных информационных систем, поддерживаемых BPM.
Проектирование и моделирование процессов являются начальными мероприятиями при внедрении процессного управления. Моделирование процессов — это полезный инструмент для сбора, формализации и структурирования знаний о бизнес-процессах. Модели могут быть детерминированными, стохастическими, неопределенными, структурированными. Инструменты моделирования могут быть классифицированы на типы, основанные на цепочке бизнес-процессов, такие как сеть Петри, IDEF0, IDEF3, BPMN 2.0, ARIS и т.д.; тип формального описания, такой как WPDL, XML, алгебра процессов, предикативная логика и т.д.; и объектно-ориентированный тип, например IDEF4 и UML.
Технологии Индустрии 4.0 играют ключевую роль в проектировании и моделировании процессов. В контексте управления процессами цифровая трансформация означает преобразование бизнес-операций, услуг и моделей. Выполнение бизнес-процессов в условиях Индустрии 4.0 связано с цифровой фабрикой и применением ки-берфизической системы, позволяющей моделировать процесс с использованием цифровых близнецов.
Основой оценки эффективности бизнес-процесса является его измерение — совокупность процессов, методологий, показателей и технологий для оценки, мониторинга и управления эффективностью процесса. Для измерения и выполнения производительности процесса необходимо применение ключевых показателей эффективности
справка
BPM (Business Process Management) — методика управления компанией, которую противопоставляют функциональному управлению. Она строится вокруг понятия «бизнес-процесс» и определяет его объектом управления. Другими словами, в процессном управлении менеджер управляет бизнес-процессом, а не функциональной единицей вроде отдела или конкретного сотрудника
Бизнес-процесс — цепочка действий, событий и решений, которая производит нужный результат. Компания, которая внедряет процессное управление, учится видеть такие цепочки и регламентирует их. Внедрить бизнес-процессы — значит описать их, обозначить четкие шаги, чтобы сотрудники впредь могли работать по описанной схеме. Бизнес-процессов в компании могут быть десятки и сотни. Их можно разделить на три большие группы: основные процессы, вспомогательные и процессы управления
30 МЕНЕДЖМЕНТ
ственности на каждом этапе цикла управления. Это:
► выработка приоритетных направлений развития предприятия и методов совершенствования и оптимизации имеющихся производственных ресурсов путем создания новых бизнес-моделей;
► анализ экзогенных и эндогенных факторов с целью выбора актуальных на данном этапе стратегий развития предприятия;
► разработка концепции выбора траектории развития и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных целей;
► создание процесса бюджетирования с применением организационной структуры и финансовой составляющей предприятия, на основе чего проводится детализация и конкретизация долгосрочного плана;
► соответствие системы показателей эффективности центрам финансовой ответственности;
► разработка методов контроля, анализа и регулирования эффективности производственно-финансовой деятельности предприятия. ■
Список литературы
1. Tupa J., Steiner F. Industry 4.0 and business process management // Tehnicki Glasnik. — 2019. — Vol. 13(4).
2. Lola I.S., Bakeev M.B. Digital transformation in manufacturing: drivers, barriers, and benefits // Science, Technology and Innovation. Высшая школа экономики. — 2020. — № WP BRP 107/STI/2020.
3. Nissen V. The Role of IT-Management in the Digital Transformation of Russian Companies / V. Nissen, T. Lezina, A. Saltan // Foresight and STI Governance. — 2018. — Т. 12(3).
4. Корецкий А.С. Принципы формирования цифровой экосистемы управления процессами на основе бизнес-модели // Государственное управление. Электронный вестник. — 2021. — № 84.
5. Шинкевич А.И., Кудрявцева С.С., Шинкевич М.В. Тенденции бизнес-решений в развитии интеллектуального производства // Вестник университета. — 2020. — № 8.
6. Kudryavtseva S.S., Galimulina F.F., Zaraychenko I.A., Barsegyan N.V. Modeling the management system of open innovation in the transition to e-economy // Modern Journal of Language Teaching Methods. — 2018. — Т. 8. — № 10.
7. Кудрявцева С.С. Профессиональное образование в технических вузах на основе модели университета 3.0 — подход цифровой экономики // Образование и проблемы развития общества. — 2018. — № 1(5).
8. Орехова С.В. Промышленные предприятия: электронная vs традиционная бизнес-модель // Tеrrа economicus. — 2018. — Т. 16. — № 4.
9. Долонина Е.А. Аналитическое исследование трансформации бизнес-процессов промышленного предприятия в условиях цифровизации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2020. — № 6(85).
10. Hammer M., Champy J. Business process reengineering. — London: Nicholas Brealey, 1993.
ПОЛИГРАФИЯ АСМС (499) 175 42 91
верстка и дизайн полиграфических изделий, полноценная цифровая печать, ч/б копирование
Оптимальность состава показателей, обеспечивающего достижение поставленных стратегических целей и задач
Единство информационного пространства как источника достоверной информации для расчета показателей
Применение общего методического подхода к расчету показателей
Сбалансированность КПЭ, обеспечивающая взаимосвязь между показателями
Согласованность с процессом бюджетирования
Гибкость системы показателей, позволяющая реагировать на изменения внешней и внутренней среды
Принципы ключевых показателей эффективности бизнес-процессов (обобщено автором) [Principles of business processes' key performance indicators]
Статья поступила в редакцию 2.05.2021
(КР1), которые должны быть основаны на ряде принципов (см. рисунок).
Для принятия эффективных управленческих решений промышленным предприятиям необходимо согласовать целевые ориентиры с единой информационной системой. Системный подход к управлению бизнес-процессами предполагает комплексное использование взаимоувязанных показателей, критериев оценки и уровней ответ-
Kompetentnost / Competency (Russia) 5/2021 IV/IAMAOCIV/ICMT 14
ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-5-28-31 MnNrtGCMCNI 31
Directions for Improving Business Processes' Efficiency in the Petrochemical Industry
E.A. Dolonina1, FSBEI HE Kazan National Research Technological University, [email protected]
1 Candidate of Logistics and Management Department, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia
Citation: Dolonina E.A. Directions for Improving Business Processes' Efficiency in the Petrochemical Industry, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 5, pp. 28-31.
In the given article, I have studied the issues of digitalization, which occupy one of the key positions in the field of improving the efficiency of industrial enterprises. Successful digital transformation of the industry depends on the modernization of business models. The main stages of the transformation of business processes in the context of Industry 4.0 are identified. I have proposed various measures, the implementation of which will ensure the effectiveness of business process management. It is revealed, that one of the main issues of evaluating the effectiveness of a business process is its measurement, which requires the use of various key performance indicators. They, in turn, should be based on certain principles.
References
1. Tupa J., Steiner F. Industry 4.0 and business process management, Tehnicki Glasnik, 2019, vol. 13(4), pp. 349-355.
2. Lola I.S., Bakeev M.B. Digital transformation in manufacturing: drivers, barriers, and benefits, Science, Technology and Innovation. Higher School of Economics, 2020, no. WP BRP 107/STI/2020.
3. Nissen V., Lezina T., Saltan A. The Role of IT-Management in the Digital Transformation of Russian Companies, Foresight and STI Governance, 2018, vol. 12(3), pp. 53-61.
4. Koretskiy A.S. Printsipy formirovaniya tsifrovoy ekosistemy upravleniya protsessami na osnove biznes-modeli [Principles of forming
a digital ecosystem of process management based on a business model], Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik, 2021, no. 84, pp. 221-240.
5. Shinkevich A.I., Kudryavtseva S.S., Shinkevich M.V. Tendentsii biznes-resheniy v razvitii intellektuaPnogo proizvodstva [Trends of business solutions in the development of intellectual production], Vestnik universiteta, 2020, vol. 8, pp. 41-47.
6. Kudryavtseva S.S., Galimulina F.F., Zaraychenko I.A., Barsegyan N.V. Modeling the management system of open innovation in the transition to e-economy, Modern Journal of Language Teaching Methods, 2018, vol. 8, no. 10, pp. 163-171.
7. Kudryavtseva S.S. ProfessionaPnoe obrazovanie v tekhnicheskikh vuzakh na osnove modeli universiteta 3.0 — podkhod tsifrovoy ekonomiki [Professional education in technical universities on the basis of the university model 3.0 — approach of digital economy], Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva, 2018, no. 1(5), pp. 53-63.
8. Orekhova S.V. Promyshlennye predpriyatiya: elektronnaya vs traditsionnaya biznes-model' [Industrial enterprise: electronic vs the traditional business model], Terra economicus, 2018, vol. 16, no. 4, pp. 77-94.
9. Dolonina E.A. Analiticheskoe issledovanie transformatsii biznes-protsessov promyshlennogo predpriyatiya v usloviyakh tsifrovizatsii [Analytical study of the transformation of the business processes of industrial enterprise in conditions of digitalization], Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava, 2020, no. 6(85), pp. 189-197.
10. Hammer M., Champy J. Business process reengineering, London, Nicholas Brealey, 1993.
DOI: 10.24412/1993-8780-2021-5-28-31
key words
digitalization, Industry 4.0, business process management (BPM), key performance indicators