Научная статья на тему 'Направления по организации налогового учета инновационной деятельности в национальных исследовательских университетах'

Направления по организации налогового учета инновационной деятельности в национальных исследовательских университетах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разуваева К.В.

В статье автором сформулировано определение «организация налогового учета». Представлены направления по организации налогового учета инновационной деятельности в национальных исследовательских университетах. Предлагается план статей налогового учета с целью отражения сумм доходов и расходов, приведена сравнительная характеристика норм по налогообложению и правил по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по осуществлению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для определения операций, которые необходимо формировать в налоговых регистрах с целью исчисления налога на прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления по организации налогового учета инновационной деятельности в национальных исследовательских университетах»

УДК 670.0/5:378

НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

К. В. РАЗУВАЕВА,

старший преподаватель кафедры учета, аудита и экономического анализа E-mail: makora@yandex. ru Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье автором сформулировано определение «организация налогового учета». Представлены направления по организации налогового учета инновационной деятельности в национальных исследовательских университетах. Предлагается план статей налогового учета с целью отражения сумм доходов и расходов, приведена сравнительная характеристика норм по налогообложению и правил по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по осуществлению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для определения операций, которые необходимо формировать в налоговых регистрах с целью исчисления налога на прибыль.

Ключевые слова: инновационная деятельность, налоговый учет, национально-исследовательский университет.

Инновационная деятельность на сегодняшний день становится важнейшим направлением российской экономики. Активными участниками инновационного кластера являются представители бизнеса, органы власти, потребители и национально-исследовательские университеты (НИУ). НИУ являются непосредственным участником генерации знаний для разработки инновационных идей, принимают

участие в сотрудничестве с бизнесом для реализации своих научных разработок в процессе производства, заинтересованы в реализации и распространении инноваций, их коммерциализации, тиражировании, стимулировании и в конечном итоге в получении прибыли [2].

Среди факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности, выделяют: недостаток средств финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, устаревшие технологии, ведомственную замкнутость, ограничения со стороны антимонопольного, налогового и амортизационного законодательства [7]. В данной статье рассматривается вопрос, касающийся налогового законодательства, но не с точки зрения налогообложения, а с точки зрения организации налогового учета. В настоящее время официальные методические разработки по организации налогового учета инновационной деятельности в НИУ отсутствуют. Научных исследований по данному вопросу нет. Развитие налогового учета инновационной деятельности в университетской инновационной среде является сложной и важной

проблемой, что свидетельствует об актуальности темы статьи как в теоретическом, так и в практическом плане. Необходимость организации и ведения налогового учета в НИУ возникает в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Вузы являются плательщиками налога на прибыль организаций при осуществлении внебюджетной деятельности, а финансирование инновационных разработок проводится как государством в виде предоставления грантов на конкурсной основе, так и частными инвесторами, в том числе венчурными фондами.

С 01.01.2011 введена в действие ст. 284.1 «Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность» НК РФ, в которой представлены критерии применения нулевой ставки при расчете налога на прибыль организаций для образовательных учреждений. Таким образом, законодатель предоставляет возможность не платить налога на прибыль организаций при соблюдении следующих критериев образовательным учреждением (табл. 1).

Одной из причин, по которой вузы в целом и НИУ в частности не могут применять нулевой ставки при расчете налога на прибыль организаций, является несоблюдение второго критерия. Все условия должны быть соблюдены в совокуп-

ности. Если в течение налогового периода одно из условий перестает соблюдаться, например образовательное учреждение лишили лицензии на право ведения им образовательной деятельности, автоматически организация утрачивает право применения нулевой ставки при расчете налога на прибыль организаций. В случае если образовательному учреждению удалось в одном налоговом периоде соответствовать вышеперечисленным критериям в совокупности и применить нулевую ставку, то в учетной политике в целях налогообложения необходимо отразить информацию об использовании предоставленного права. Необходимо обратить внимание на то, что право ограничено формулировкой абз. 2 п. 1 ст. 284.1 НК РФ, в которой указано, что для целей данной статьи образовательной деятельностью признается деятельность, включенная в соответствующий перечень, установленный Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917 утвержден Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 % по налогу на прибыль организаций. В соответствии с данным документом к образовательной деятельности относится деятельность в рамках реализации программ высшего образования бакалавриата, магистратуры, программы подготовки специалистов. Все программы должны

Таблица 1

Критерии применения нулевой ставки при расчете налога на прибыль для образовательных учреждений

Критерий Соблюдение критерия НИУ

1. Организация имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации Соблюдается

2. Доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ Не соблюдается (от 55 до 80 %) *

3. В штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников Соблюдается

4. Организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок Соблюдается

* Структура внебюджетных средств НИУ в среднем имеет следующую структуру: образовательная деятельность (основная и дополнительная) — 55 %, НИОКР — 15 % и прочее (платные услуги сторонним организациям и населению: информационные, телекоммуникационные, связь, транспортные, хозяйственные, медицинские и т. д.) — 30 %.

быть аккредитованы. Кроме того, к образовательной деятельности относятся основные программы послевузовского образования, дополнительные образовательные программы и профессиональная подготовка [6].

Все вышесказанное еще раз подчеркивает необходимость формулировки направлений по организации налогового учета в НИУ в целом и инновационной деятельности в частности. В статье рассмотрены направления по организации налогового учета налога на прибыль организаций.

Сегодня налогоплательщик самостоятелен в выборе приемов постановки налогового учета. Необходимость организации качественного налогового учета обусловлена необходимостью правильного формирования суммы налога на прибыль организаций. Учитывая сложный характер взаимодействия между внутренними и внешними участниками инновационной деятельности, необходимо создавать в университетской инновационной среде единую информационную систему налогового учета операций по инновационной деятельности. Теоретические аспекты и проблемы развития инновационной деятельности исследованы в трудах зарубежных специалистов: Р. Акоффа, В. Бернеса, Р. Гути, Д. Дорантеса, П. Друккера и других, также и в трудах российских ученых: Л. И. Абалкина, А. И. Анчишкина, М. В. Волын-киной и др. Вклад в развитие налогового учета в теоретическом аспекте в России внесли А. С. Бакаев, Т. Н. Беликова, А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, В. Г. Гетьман, Т. Г. Шешукова, В. В. Худолеев и др. Среди западных ученых проблемами налогового учета доходов и расходов занимались О. Амат, Д. Блейк, Ж. Ришар, Г. В. Симон, М. Р. Мэтьюс, О. Шмайленбах и др. Вопросы налогового учета НИОКР рассматривали М. В. Подкопаев, В. А. Антонец, Я. И. Устинова, В. Р. Захарьин, Ю. М. Лермонтов, К. С. Саенко. В работах данных авторов НИУ не выбраны в качестве объекта исследования. И. В. Богомолова, Е. А. Шевелева в своих исследованиях рассматривают вопросы контроля, аудита и аутсорсинга в деятельности НИУ, но не касаются организации и развития налогового учета.

Подводя итог обзору работ, необходимо отметить отсутствие подходов к решению заявленного вопроса.

Перед тем как перейти к рассмотрению направлений по организации налогового учета инновационной деятельности, обратимся к понятийному аппарату НК РФ на предмет наличия операций инновационного характера. Можно констатировать практически отсутствие термина «инновации». Данное понятие упоминается лишь в нескольких статьях: в названии фонда в подп. 14 п. 1 ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы» НК РФ, п. 45 ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ, ст. 246.1 «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получивший статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов» НК РФ и подп. 3 п. 2 ст. 332.1 «Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки» НК РФ [1]. В НК РФ представлены операции, связанные с НИОКР. Проведение НИОКР считается одним из направлений инновационной деятельности [4, с. 122]. В рамках активной инновационной политики на уровне государства, с переориентацией сырьевой экономики на инновационную, целесообразно включить термины «инновации» и «инновационная деятельность» в НК РФ. Вопрос о сущности данных понятий является весьма актуальным, так как единообразия к трактовке определений среди научного сообщества нет. В рамках данной статьи данная проблема не рассматривается из-за ограничения объема работы, но является весьма актуальной для обсуждения. Для целей настоящей работы предлагается использовать термин «инновационная деятельность», а не «инновации», так как «инновация» является конечным результатом инновационной деятельности, а доходы и расходы возникают на всех этапах формирования инноваций.

Понятие «организация налогового учета» не раскрыто в специальной литературе, но авторы активно употребляют его в своих работах. Большинство авторов рассматривают налоговый учет как систему. К примеру, в работе Т. Г. Шешуковой, П. И. Кустова раскрывается понятие «система налогового учета»: это сознательно и искусственно созданная система сбора, регистрации и обработки хозяйственной и финансовой информации, вклю-

чающая в себя множество элементов налогового учета, совокупность принципов и способов его ведения, образующих определенную его целостность. К элементам налогового учета относятся: доходы, расходы, требования, обязательства, имущество, принятые способы организации и ведения налогового учета, нормативы, установленные налоговым законодательством, и др. [8, с. 19]. Поскольку налоговый учет образуется на стыке противоречий систем бухгалтерского учета и налогообложения, он служит промежуточным звеном между рассматриваемыми системами, где происходят сбор и обработка информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств [8, с. 27].

Под организацией налогового учета инновационной деятельности следует понимать политику руководства, выбранную и зафиксированную в учетной политике в области налогообложения по формированию доходов и расходов при осуществлении инновационной деятельности НИУ в целях исчисления налога на прибыль организаций, и деятельность бухгалтерских служб, реализовавших налоговый учет инновационной деятельности.

В данном определении необходимо подробно остановиться на двух моментах:

1) на специфике организации налогового учета, которую формирует объект (в данной статье объектом выступает НИУ);

2) на направлениях, которые можно отразить и сформировать в учетной политике для целей налогообложения на основании НК РФ, а также на тех направлениях, которые организация должна сформировать самостоятельно при постановке налогового учета.

Рассмотрим первый пункт. Налоговый учет должен быть сформирован с учетом внутренней инновационной инфраструктуры НИУ. Учитывать доходы и расходы можно котловым способом без распределения на источники их формирования, но данный способ абсолютно не нагляден и не учитывает интересов пользователей, особенно внутренних. Второй способ: формировать доходы и расходы по подразделениям, т. е. по точкам их возникновения, с учетом технологического процесса при создании инноваций. При использовании второго способа повышается информативность

учета, поскольку внутренние пользователи могут отследить активных и пассивных участников инновационной деятельности, а также формировать раздельные бюджеты подразделений. Рассмотрим сложившуюся инфраструктуру по реализации инновационной деятельности в НИУ:

1. Формирование центров. Наименование центров и их функции в ряде НИУ представлены в табл. 2.

Альтернативой центров в некоторых НИУ являются следующие отделы:

— планирования и организации исследований и разработок;

— целевых программ и проектов правовой охраны результатов интеллектуальной собственности;

— инноваций;

— развития инновационной деятельности;

— управления интеллектуальной собственностью;

— коммерциализации результатов НИОКР;

— трансфера технологий и др.

2. Создание бизнес-инкубаторов, выполняющих следующие функции:

— содействие и развитие новых инновационных компаний;

— помощь начинающим предпринимателям в реализации их предпринимательских инициатив (формирование бизнес-идеи, проведение маркетингового исследования, подготовка инвестиционного предложения, подготовка технико-экономического обоснования, расчет и формирование бизнес-плана) и т. д.

Встречаются альтернативные названия бизнес-инкубаторов, например инновационный кластер студенческих проектных групп, научно-инновационные площадки, которые прикреплены к кафедрам, инновационно-технологический комплекс, в который входит бизнес-инкубатор малых инновационных предприятий.

3. Функционирование лабораторий и кафедр, необходимых для создания, адаптации технологий и разработок в приоритетных направлениях науки и техники по заказам предприятий.

4. Функционирование технопарков. Миссия — формирование благоприятной среды для организации, развития и деятельности малых предприятий наукоемкого высокотехнологичного бизнеса.

Таблица 2

Функции центров по инновационной деятельности в НИУ

Наименование НИУ Наименование центра Функции центра

1. Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского*1 Инновационно-технологический Предоставляет две услуги: для изобретателей — оптимизация изобретательского процесса; для инвесторов — консультационные услуги

2. Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева*2 Научно-технический Экспертиза инновационных проектов и научно-технических разработок

3. Томский политехнический университет* 3 Трансфера технологий Привлечение внебюджетных средств путем коммерциализации научно-технических и технологических разработок на основе соблюдения баланса интересов всех участников процесса. Технологический аудит научно-технических и технологических разработок и подразделений университета. Проведение поисковых, маркетинговых исследований отечественного и зарубежного рынка и др.

4. Белгородский государственный университет*4 Инновационный научно-образовательный и опытно-промышленный Стратегическое планирование и оперативное администрирование научной, образовательной и инновационной деятельности

5. Московский государственный институт электронной техники* 5 Коммерциализации и и трансфера технологий Систематизирует информацию о перспективных инновационных разработках университета и наукоемких компаний, способствует их передаче в реальный сектор экономики

* ипп. га. *4Ы1р://%'%глг. bsu. edu. ги.

*2 http://www. ssau. ги. *5 http://www. miet. ги.

*3 http://www. tpu. ги.

На практике технопарки включают следующие подразделения:

— производственно-технический отдел;

— конструкторское бюро;

— технологическое бюро;

— лаборатории;

— отдел обеспечения инновационной деятельности (группа маркетинга и реализации, защиты интеллектуальной собственности);

— 1Т-структуры;

— региональные инновационные структуры;

— бизнес-инкубаторы;

— предприятия наукоемкого бизнеса;

— учебно-научно-производственные центры и лаборатории.

5. Функционирование ассоциаций, например в Белгородском государственном технологическом университете (БГТУ) имени В. Г. Шухова1. Они создаются для организации взаимодействия

1 Http://www. Ь8Ш. ги.

и интеграции входящих в них юридических лиц в целях содействия в развитии инновационной деятельности и внедрения результатов научно-исследовательских работ ученых университета и Российской Федерации в целом. Цель ассоциации — содействие развитию научных исследований и внедрению их на производстве, совершенствование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Ассоциация может оказывать следующие услуги:

— конкретная помощь производственным организациям в сертификации продукции;

— разработка и внедрение современных научных достижений;

— содействие в рекламе;

— осуществление консультаций по подготовке диссертаций;

— предоставление информации о научных направлениях различных школ.

6. Создание региональных школ инновационного менеджмента, где осуществляется подготовка высококвалифицированных менеджеров, включая услуги коучинг-центра по венчерному предпринимательству [3, с. 615].

На основании представленной выше инновационной инфраструктуры НИУ целесообразно разработать «налоговый план статей» по учету доходов и расходов на уровне каждого подразделения. Проект (фрагмент) налогового плана статей с учетом этапов инновационного процесса представлен в табл. 3.

Аналогично на этапах освоения, внедрения и коммерциализации инноваций по данному плану необходимо систематизировать доходы и расходы инновационной деятельности. Структура кодировки плана следующая: номер статьи (в соответствии с НК РФ) — наименование подразделения (БИ — бизнес-инкубатор, ИО — инновационный отдел и т. д.) — вид работ (консультирование, технологический аудит и др).

Переходим к рассмотрению второго пункта. Проанализируем положения НК РФ на наличие норм по формированию учетной политики при организации налогового учета. Для этого обратимся к следующим статьям НК РФ: 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе», 313 «Налоговый учет. Общие положения» и 314 «Аналитические регистры налогового учета». Проанализировав основные положения вышеназванных статей, можно констатировать следующее:

1. Налоговая политика составляется для целей налогообложения и отражаются в ней исключительно выбранные налогоплательщиком варианты формирования доходов и расходов.

2. Отсутствует понятие «налоговая политика для целей налогового учета», а значит, не предло-

жены учетные механизмы и варианты организации налогового учета.

3. Единственное, что предлагает НК РФ при организации налогового учета, — это формирование налоговых регистров, которые налогоплательщик должен сформулировать самостоятельно. В рекомендациях «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления налога на прибыль в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» [5] предложены формы регистров налогового учета. Но документ носит рекомендательный характер, нуждается в капитальном обновлении, и предложенные налоговые регистры составлены без учета специфики вида экономической деятельности определенного объекта. Соответственно все предприятия самостоятельно формирует налоговый учет.

Поскольку налоговый учет формируется на стыке систем бухгалтерского учета и налогообложения, он служит промежуточным звеном между рассматриваемыми системами, где происходят сбор и обработка информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств, соответственно важным шагом при организации налогового учета является сравнение норм бухгалтерского (бюджетного) учета с нормами налогообложения.

Проведем сравнительный анализ норм бухгалтерского (бюджетного) учета с нормами НК РФ по учету операций, связанных с НИОКР (табл. 4). Сравним положения ст. 262 «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки» НК РФ и приказа Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инс-

Таблица 3

Проект налогового плана статей

Кодировка плана Расшифровка

1. Этап создания (расходы)

260-подразд. -услуга Ремонт основных средств, связанных с созданием инноваций

262-подразд. -услуга Расходы на НИОКР

264-подразд. — услуга Прочие расходы, связанные с производством и реализацией

265-подразд. -услуга Внереализационные расходы

2. Этап создания (доходы)

249-подразд. -услуга Доходы от реализации

250-подразд. -услуга Внереализационные доходы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трукция № 174н). Для сравнения выберем счета, на которых отражаются расходы по НИОКР. Цель — выявить различия в правилах двух видов учета для определения областей, в которых необходимо организовывать налоговый учет инновационной деятельности. При этом сравниваем исключительно правила по формированию расходов по операциям, связанным с НИОКР (поскольку в данной работе предметом исследования выбрана инновационная деятельность, но в налоговом и бюджетном законодательстве данная терминология отсутствует).

В проведенном сравнении (см. табл. 4) показаны операции, для которых необходимо формировать налоговые регистры, однако из-за ограничения объема работы не все возможные операции были представлены для сравнения.

При дальнейшем формировании учетной политики для целей налогообложения с включением в нее раздела по организации налогового учета в университетской среде необходимо рассмотреть следующие аспекты:

— организационно-технический (распределение ответственности, обязанностей по ведению налогового учета). В настоящее время в организационной структуре вузов предусмотрены два варианта организации бухгалтерского и налогового учета НИОКР: научно-исследовательская часть (НИЧ), и в состав ее входит бухгалтерия НИЧ, которая осуществляет учет данных операций, и общая часть, учет операций по которой ведется централизованной бухгалтерией вузов;

— методический (формирование учетной политики с учетом специфики деятельности НИУ, организация рационального документооборота, разработка регистров и системы учета (частично данный вопрос рассмотрен в настоящей статье)) и др.

а ц

и либ

абТ

Рч &

0

И

Н

а

н

в

о

д

о

н

с

а р

т Я

Ч «

1

«

«

и

и ц

к

у

р

т с н

И

и Ф

рц 5*

Н

п

V© Г4

л

X

л

те т

и н

ав а

р

у ю «

I

е

ч

ю

о р

н

и и

у р

т

и

н

о

=

и и

аци р

е

=

о е и

ани

£

р

е

и

й и-

Я

а

р н

ут

ть

я °

и у

£ е

й О

он

меж

рд

ро оп

ан ф до

ю ф б

I §

жт ое мч мз с

х и кт ае « к

ц

а р

е п о

о про

й о в о т

ат

« 2 уо

рм ти е о тт ас ле пб

О й

рП

рт та

^ %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о в о о

8 а

чо к

5 §

о в ы

н—

а н

;ы го

^ 3

са

^ См в ^ н 2

£ 8 £ §

в" 2 и4

и я

и °

р

д

й о н т о б

а р

а

з

;о А И а

ды уд

& 3

Н * 2 се £ См

В й ° &

§ 2 ов утв

с

а

д

X Ё? Л Д

ы

к

11° ст ри

§ а в

а I я

Л н Ч

< Й 3 ^ ч я

пт

оо об

аа

а

д

у р

т

ао

^ £ I

2лн

Окончание табл. 4

■о О О

а

А <

£

О

£

Сравниваемая операция

Содержание операции по НК РФ

Содержание операции по Инструкции 174н

Проблема

гп

*

Ь

<

х

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

т ■о

г>

<

Л т

3. Материальные расходы

Материальные расходы:

1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров;

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.

Все расходы должны быть непосредственно связаны с выполнением НИОКР

Аналитический учет расходов осуществляется по конкретной теме (договору) заказчика. В расходы по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкгорских и технологических работ (НИ-ОКТР) по договорам с юридическими лицами включаются все расходы, связанные с выполнением темы (работы), в том числе и расходы на приобретение специального оборудования, необходимого для проведения работ. Предусмотрены следующие счета для отражения данных операций:

— 0010500000 «Материальные запасы»;

— 00109603223 «Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг». Бухгалтерский учет хозяйственных операций по приобретению специального оборудования для выполнения НИОКТР по теме (договору) на основании первичных учетных документов отражается по счету 010536000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» и др.

Возможно формирование операций по счетам бюджетного учета с добавлением аналитики возможных операций по НИОКР, но из-за отсутствия классификации «материальные расходы» в бюджетном учете удобнее формировать информацию по данным операциям в регистрах налогового учета

4. Лимитированные расходы

Другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75 % суммы расходов на оплату труда.

Налогоплательщик вправе включать расходы в состав прочих расходов в отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ)

Отсутствует аналогичная операция

В Инструкции № 174н не предусмотрен лимит по учету заработной платы.

Поэтому данную операцию учитывают в налоговых регистрах

5. Расходы заказчика

Стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследователь-ских работ, договорам на выполнение ОКТР — для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика НИОКР

Для отражения аналогичных операций предусмотрены счета:

— 00 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги»;

— 00 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

Возможно формирование операций по счетам бюджетного учета с добавлением аналитики операций по НИОКР

N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

N О

и

Реализация представленных выше направлений позволит организовать прозрачный и рациональный (без дублирования операций) налоговый учет инновационной деятельности в НИУ в рамках существующего налогового законодательства.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. 30.12.2012).

2. Никулина О. В. Реализация экономических интересов участников инновационного процесса // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 25 (232). С. 22—31.

3. Разуваева К. В. Инновационная инфраструктура НИУ // Проблемы инновационного развития территории: междисциплинарный подход. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. НОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права». Ч. 2. Пермь, 2012. 766 с.

4. Разуваева К. В. Развитие налогового учета доходов и расходов НИОКР // Развитие учетно-аналитической и контрольной системы в условиях глобализации экономических процессов: сб. науч. ст. под. общ. ред. Т. Г. Шешуковой. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2012. 168 с.

5. Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления налога на прибыль в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации: рекомендации МНС России.

6. Федорченко Т. А. Особенности формирования учетной политики в целях налогообложения в негосударственных образовательных учреждениях // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 24 (222). С. 46—50.

7. Шевелева Е. А. Бухгалтерский аутсорсинг инновационной деятельности в национальных исследовательских университетах. Оренбург, 2012. 228 с.

8. Шешукова Т. Г. Налоговый учет в кредитных организациях (на примере налога на прибыль): монография / Т. Г. Шешукова, П. И. Кустов; Перм. ун-т. Пермь, 2007. 223 с.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.