Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СБЫТА НОВОГО ПРОДУКТА'

НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СБЫТА НОВОГО ПРОДУКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОРТФЕЛЬ ЗАКАЗОВ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барданосова А.А., Марченко К.П., Тельнова Н.Н.

В данной статье рассмотрены направления планирования сбыта нового продукта их особенности. Планирование сбыта нового продукта на новом рынке и на известном.This article discusses the areas of demand planning new product features, sales planning new market and known. Sales planning new product in a new market and known.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СБЫТА НОВОГО ПРОДУКТА»

томах. Том 2-й.- с. 134-136.

7. Особенности проектного управления в органах государственной власти / Козьева М.С. Ершова И.Г./ Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.) / Под ред. д.э.н. А.В. Полянина. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - С. 82-85.

Барданосова А. А. бакалавр экономики Марченко К. П. бакалавр экономики Тельнова Н.Н., к.э.н. научный руководитель, доцент кафедра «Предпринимательства и мировой экономики»

СтГАУ Россия, г. Ставрополь НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ СБЫТА НОВОГО ПРОДУКТА Аннотация: в данной статье рассмотрены направления планирования сбыта нового продукта их особенности. Планирование сбыта нового продукта на новом рынке и на известном.

Ключевые слова: планирование сбыта производимой продукции, производственная мощность предприятия, стратегическое планирование, портфель заказов, корреляционный анализ, регрессионный анализ.

THE DIRECTION OF THE DEMAND PLANNING NEW PRODUCT Abstract: this article discusses the areas of demand planning new product features, sales planning new market and known. Sales planning new product in a new market and known.

Keywords: sales planning of products, production capacity, strategic planning, product portfolio, correlation analysis, regression analysis.

В рыночной экономике стратегическое планирование предприятия базируется в основном на удовлетворении конкретных потребностей и требований потенциальных потребителей. Планирование сбыта производимой продукции - это систематический экономический анализ, реализация плановых расчетов и принятие решений по управлению для всех функций маркетинга, проектирования, организации производства, реализации, обновления или замены производимых и продаваемых предприятием товаров. Стратегический план-прогноз дает возможность каждой организации с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующую программу производства в течение длительного периода, чтобы координировать производство и реализацию произведенной продукции.

Планирование продаж новых продуктов более рационально осуществлять на известном рынке. Под известным рынком

подразумеваются: военные заказы и поставка товаров по долгосрочным контрактам, заказы государственных организаций. В планировании сбыта на известном рынке главным моментом является разработка портфеля заказов предприятия.

Под портфелем заказов предприятия понимается количество продукции, которое необходимо изготовить в течение определенного периода времени и поставить клиентам в соответствии с заказами или контрактами. При формировании портфеля заказов отдел сбыта занимается координацией поступающих заказов с возможностями организаций с имеющимися у предприятий производственными мощностями, обеспеченностью финансовыми и материальными ресурсами, научно-техническим потенциалом. Эту работу отдел сбыта проводит вместе с финансовым и другими подразделениями предприятий, производственным отделом.

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный годовой выпуск продукции соответствующего качества при заданной номенклатуре и ассортименте. В соответствии с этим предполагается применение прогрессивных норм использования оборудования и площадей, разработке технологических процессов и современной организации производства. Переход к работе в рыночных условиях требует, чтобы организации своевременно реагировали на изменения внешних условий и гибкой стратегии поведения.

Также планирование продаж новых продуктов рационально осуществлять и на свободном рынке. Выделяют следующие основные направления в планировании сбыта на свободном рынке: разработку планов сбыта, прогноз сбыта продукции, предпочтение наиболее эффективных каналов сбыта, распределение объема продаж товаров по регионам.

Подробнее рассмотрим одно из направлений планирования сбыта на свободном рынке, к которому относится прогнозирование сбыта продукции. Рыночное прогнозирование объема сбыта продукции выполняется с помощью как количественных, так и неколичественных методов.

К количественным методам прогнозирования сбыта продукции относятся такие, как: регрессионный и корреляционный анализ, методы экстраполяции, метод Бокса-Дженкинса, анализ временных рядов.

С помощью регрессионного анализа можно выделить факторы, которые влияют на объем сбыта, в виде регрессионной модели и воспользоваться полученной моделью для прогнозирования сбыта продукции.

Корреляционный анализ помогает отобрать такие факторы, которые влияют на сбыт продукции, определить степень взаимодействия между выбранными факторами и объемом сбыта и спрогнозировать сбыт конкретного товара в будущем.

Метод экстраполяции основывается на определении сложившихся в

прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития исследуемого экономического явления или процесса и в перенесении этих закономерностей на будущее развитие объекта прогнозирования.

Метод Бокса-Дженкинса широко используется в развитых странах в целях прогнозирования объемов сбыта. Суть данного метода состоит в создании и выборе с помощью компьютерной техники такой математической модели, которая лучше всего отражает результат ранее существующих объемов сбыта.

Анализ временных рядов является статистическим методом прогнозирования, данная группа методов позволяет на основе математических моделей спрогнозировать объемы сбыта продукции.

В основе неколичественных методов прогнозирования лежат экспертные оценки управляющих, суждения торговых агентов и потребителей. Прогнозирование сбыта продукции на основе экспертных оценок руководителей высшего звена предприятия обладает следующими преимуществами: возможностью оценки разных точек зрения, а также оперативностью получения результатов. Недостатком этого метода является распространение ответственности между управляющими.

Преимущество прогноза сбыта на основе мнений торговых агентов состоит в том, что он может быть дифференцированным, то есть, в разрезе товаров, территорий и потребителей. Минусом указанного метода прогноза может быть вероятность неверной оценки сбыта из-за отсутствия знаний торговыми агентами экономических факторов и планов предприятия.

Недостаток прогнозирования сбыта продукции на основе мнений покупателей заключается в субъективном подходе. Например, потребитель товара не может точно сказать, в каком количестве данный товар он планирует купить в будущем.

Среди неколичественных методов прогнозирования сбыта выделяют метод экспертных оценок Дельфи. Сущность данного метода состоит в том, что сбор суждений экспертов о допустимых объемах сбыта определенного товара выполняется путем анкетирования в несколько этапов. При этом все эксперты дают прогнозы самостоятельно, не опираясь на мнения других экспертов. В процессе обработки полученных результатов компетентность каждого из экспертов можно оценить с помощью специального коэффициента.

Выбор конкретного метода прогнозирования находится в тесной взаимосвязи с задачами, которые ставит перед собой организация. В практике прогнозирования сбыта с целью получения достоверных результатов эффективнее будет использовать сочетание разных методов. Только таким образом можно получить достоверный прогноз.

Бывают следующие виды прогноза продаж продукции: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочный прогноз - от 5 до 25 лет, среднесрочный - от 1 до 5 лет, а краткосрочный - от 3 до 12 месяцев.

Долгосрочные и среднесрочные прогнозы имеют особое значение для производителей промышленных товаров и потребительской продукции, долгосрочного пользования, потому что фирмы должны планировать заранее производственные мощности. Долгосрочное прогнозирование продаж является необходимым условием для разработки стратегического плана предприятия, а среднесрочное используется в целях проверки того как осуществляется развитие компании, предусмотренное долгосрочным прогнозом. Краткосрочный прогноз объема продаж приносит большую пользу в подготовке маркетинговых планов сбыта, графиков планирования производства и управления запасами готовой продукции. Еще следует отметить одно из направлений, такое как составление плана сбыта. Важной частью маркетингового плана сбыта является система планов, в том числе стратегического (долгосрочного) и среднесрочных планов предприятия, а также годовые и краткосрочные планы сбыта.

В стратегическом плане предприятия должны определятся в будущем самые важные рынки сбыта, развитие передовых технологий, выпуск важнейших видов продукции, основные принципы взаимодействия с внешней средой деятельности на рынках. Ответственность за разработку стратегического плана несут руководители. Среднесрочный план определяет стратегический план предприятия.

Годовой план реализации продукции необходимо разрабатывать в трех вариантах: пессимистическим, оптимистическим и более вероятным. Пессимистичный вариант предполагает наихудшие внешние и внутренние условия деятельности и как они могут обеспечить выживание компании в случае неблагоприятного развития ситуации на рынке. Оптимистичный вариант плана направлен на благоприятную конъюнктуру рынка. Этот план должен быть целью отдела сбыта предприятия. После обсуждения плана сбыта, согласования его с возможностями плана предприятия план подлежит утверждению со стороны руководства и передаче в отдел сбыта для осуществления.

Реализация плана сбыта должна постоянно контролироваться, квартальные планы должны быть скорректированы в соответствии с результатами, достигнутыми в предыдущий период. Например, если ближе к окончанию первого квартала, стало известно, что не будет выполняться план второго квартала, это исправляется в сторону снижения с учетом нынешней ситуации. В соответствии с этим необходимо, чтобы план сбыта был гибким. В конце года осуществление плана анализируется и определяются конкретные причины его недовыполнения или перевыполнения.

Таким образом, сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей. Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (доходы, прибыль, рентабельность). От сбыта зависят производство и материально -

техническое обеспечение. В процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.

Использованные источники:

1. Маркова, В.Д. Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко. -М.: Проспект, 2013. - 216 с.

2. Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 256 с.

3. Таранов П.М., Российская экономика в контексте тенденций международной торгово-экономической политики / П.М. Таранов // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №10-1(63-1). - С. 94-98.

4. Таранов П.М. К вопросу о протекционизме в первые годы глобального экономического кризиса / П.М. Таранов, А.С. Панасюк // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2015. - №2(41). - С. 95-101.

5. Тельнова Н.Н., Современные каналы сбыта переработанной продукции фермерских хозяйств / Н.Н. Тельнова, А.В. Тенищев // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития современной науки. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ставропольский филиал. Ставрополь, 2016. С. 132-135.

Беляева Е.Д. студент, 4/8 Собченко Н.В., к.э.н. научный руководитель, старший преподаватель Ставропольский государственный аграрный университет ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Финансовая политика предприятия направлена на построение эффективной системы управления финансами, в целях достижения стратегических и тактических задач его деятельности.

В широком смысле, финансовая политика предприятия - это деятельность субъектов хозяйствования, направленных на достижение конкретных целей, с использованием финансовых отношений[1]. Финансовая политика разрабатывается только по тем направлениям финансовой деятельности, которые требуют обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели финансовой деятельности. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности может носить многоуровневый характер, например, в рамках политики формирования финансовых ресурсов предприятия могут быть разработаны политика формирования собственных финансовых ресурсов и политика привлечения заемных средств. В свою очередь, политика формирования собственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.