Научная статья на тему 'Направления ограничения и контроля риска институциональными инвесторами'

Направления ограничения и контроля риска институциональными инвесторами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РИСКОВ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ СРЕДСТВ / INSTITUTIONAL INVESTORS / RISK MANAGEMENT BY INSTITUTIONAL INVESTORS / PERSONAL FUNDS INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Елена Николаевна, Крылов Илья Александрович

Статья посвящена исследованию деятельности институциональных инвесторов и рискам, возникающим при их деятельности. Выделены основные принципы, необходимые для регулирования рисков при совершении высоко рискованных операций институциональными инвесторами. Даны рекомендации в отношении свода правил торговли, риск менеджмента и мани менеджмента. В статье предложено исследование и свод правил по контролю и регулированию за рисками при работе институциональных инвесторов с высоко рискованными инструментами. Применение данного метода позволит существенно сократить риски потери капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Елена Николаевна, Крылов Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREAS OF LIMITATION AND RISK CONTROL BY INSTITUTIONAL INVESTORS

The article studies institutional investors’ activities and risks they face. It names the main principles required for risk control when settling a risky venture by the institutional investors. The authors give guidelines regarding trade rules, risk management and money management. The undertaken research suggests a number of rules for control and regulation the risks by the institutional investors. Implementation of the method allows reducing substantially the risk of capital loss.

Текст научной работы на тему «Направления ограничения и контроля риска институциональными инвесторами»

УДК 330.332.1

Александрова Елена Николаевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

Крылов Илья Александрович

магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента

Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

НАПРАВЛЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ РИСКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМИ ИНВЕСТОРАМИ

Alexandrova Elena Nikolaevna

PhD in Economics, Assistant Professor of the International Economics and Management Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

Krylov Ilya Aleksandrovich

Applicant for a Master's Degree, Global Economy and Management Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

AREAS OF LIMITATION AND RISK CONTROL BY INSTITUTIONAL INVESTORS

Аннотация:

Статья посвящена исследованию деятельности институциональных инвесторов и рискам, возникающим при их деятельности. Выделены основные принципы, необходимые для регулирования рисков при совершении высоко рискованных операций институциональными инвесторами. Даны рекомендации в отношении свода правил торговли, риск менеджмента и мани менеджмента. В статье предложено исследование и свод правил по контролю и регулированию за рисками при работе институциональных инвесторов с высоко рискованными инструментами. Применение данного метода позволит существенно сократить риски потери капитала.

Ключевые слова:

институциональные инвесторы, регулирование рисков институциональных инвесторов, инвестирование личных средств.

Summary:

The article studies institutional investors’ activities and risks they face. It names the main principles required for risk control when settling a risky venture by the institutional investors. The authors give guidelines regarding trade rules, risk management and money management. The undertaken research suggests a number of rules for control and regulation the risks by the institutional investors. Implementation of the method allows reducing substantially the risk of capital loss.

Keywords:

institutional investors, risk management by institutional investors, personal funds investment.

По уровню развития институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, страховщиков) Россия заметно отстает не только от развитых стран, но и от многих развивающихся экономик. По данным международной статистики [1] в 2010 г. по показателю доли в ВВП Россия занимала 44 место из 47 стран по размерам пенсионных резервов; 45 место из 46 стран по стоимости активов открытых и интервальных инвестиционных фондов; 32 место из 33 стран по стоимости инвестиционных активов страховых организаций [2].

Развитию институциональных инвесторов в отечественной практике препятствуют ограниченность привлекательных для граждан, надежных и экономически эффективных механизмов долгосрочных сбережений; нерешенность проблем пенсионной системы; недоверие населения к действующим сберегательным институтам; низкий уровень финансовой грамотности населения.

Население России, являясь не достаточно грамотным в финансовых аспектах, не может достаточно хорошо разобраться и осознать систему и выгоду от инвестирования своих личных сбережений в надежные инвестиционные фонды, ПИФЫ и другие инструменты для инвестирования, которые предлагают институциональные инвесторы. В то же время в стране создаются и функционируют различные финансовые пирамиды, которые не имеют никакого экономического обоснования эффективности инвестирования в них, но схема получения прибыли для населения является понятной и доступной. По этой причине многие граждане России относят свои средства в данные организации, которые агитируют финансовую независимость в случае инвестирования в их работу.

По данным ОАО «Сбербанк» и ОАО «Тройка Диалог», которые объединяют свои усилия для популяризации рынка коллективных инвестиций, доля российского рынка инвестиционно-

банковских услуг в Российской Федерации будет расти [3]. Вместе с тем популярность паевых инвестиционных фондовы в Российской Федерации очень низка, особенно по сравнению с ведущими иностранными государствами. Проблема заключается в том, что население недостаточно понимает проблематику, связанную с необходимостью в сбережениях, пенсионном обеспечении и инвестировании личных средств. На российском рынке недостаточно предоставлены паевые инвестиционные фонды, используемые во всем мире в качестве основого инструмента для долгосрочного накопления капитала.

Многие институциональные инвесторы, функционирующие на российском рынке, предлагают доходность 20-100 % ежемесячно, подтверждая это результатом своей работы. Граждане верят в эти цифры и стремятся инвестировать свои средства именно в такие высокодоходные инструменты. К сожалению, инвестирование в такие структуры, как фонды коллективного инвестирования, не государственные пенсионные фонды и страховые компании не может гарантировать получения дохода. Поэтому необходимо внедрять современные инвестиционные продукты, которые заслуживали бы высокую степень доверия и надежности. Добиться этого результата можно с помощью регулирования риска при работе институциональных инвесторов на финансовых рынках. Регулированием должно заниматься государство в лице Федеральной службы финансовых рынков.

Внедрение современных инвестиционных продуктов, заслуживающих высокую степень доверия и надежности, требует улучшения законодательства, а также подходов к регулированию таких инструментов, как ПИФ и ОФБУ, упорядочивания нормативной базы государственных органов, привлечения саморегулирующих организаций к контролю за инвестиционными фондами, а также повышения их значимости [4].

На финансовом рынке России существуют два схожих инструмента коллективного инвестирования - ПИФ и ОФБУ, которые имеют разные принципы регулирования, что вызывает путаницу и не позволяет эффективно работать регуляторам. Из-за отсутствия твердой сегментации рынка в зависимости от квалификации инвесторов создается препятствие для эффективного регулирования и не позволяет развиваться данному сегменту рынка [5].

ФСФР регулирует паевые инвестиционные фонды, когда как ЦБ РФ регулирует ОФБУ, и не согласованность их действий препятствует развитию.

Для решения отмеченных проблем, на наш взгляд, обоснованы следующие основные меры:

- принятие законопроектов и подзаконных актов, включающих свод правил риск менеджмента и мани менеджмента, которых должны придерживаться институциональные инвесторы при работе на финансовых рынках;

- исключение противоречия в документах и нормативных актах федеральной службы финансовых рынков и центрального банка России;

- совершенствование налогового режима для управляющих капиталом и инвесторов;

- разделение типов фондов в зависимости от уровня риска, прописанное в законодательстве;

- создание экспертного управления, ответственного за контроль над рисками при работе институциональных инвесторов.

Для контроля соблюдения рисков институциональными инвесторами могут быть также предложены следующие требования к работе институциональных инвесторов, включающие необходимые аспекты риск менеджмента, мани менеджмента, а также некоторых нормы совершения сделок с различными инструментами на финансовом рынке. Таким образом, свод правил торговли и риск менеджмента, мани менеджмента, которого управляющий обязан жестко придерживаться включают:

1) требования к объему открытых позиций и порядку их открытия (Мани Менеджмент): максимальный объем позиции - 10 % от капитала. То есть для капитала 5 000 долл. максимально допустимый суммарный лот 0,5. Максимально допустимый суммарный лот при открытии локовых позиций 20 % (1 лот при 5 000);

2) требования к внутреннему РМ (риск менеджменту) для открываемых позиций: обязательное выставление стоп-приказов! Риск при срабатывание стоп-лосов по всем открытым позициям не должен превышать риска К рассчитанного по формуле в п. 5. Оптимальное соотношение риска к профиту 1:3 (рекомендация);

3) требования к внешнему РМ для предотвращения большого количества убыточных трейдов:

- работа должна быть принудительно остановлена при убытке по открытым позициям внутри дня при достижении риска R до следующего дня;

- торговля будет принудительно останавливаться при 5 подряд убыточных сделках;

- торговля будет принудительно останавливаться при не соблюдении ММ, указанного в п.1;

- торговля будет принудительно останавливаться при открытых позициях без стоп-ордеров по открытым позициям, включая локирующие позиции;

4) условия торгов в торговой сессии, а также время работы управляющего: управляющий должен обозначить промежуток времени, в рамках которого он собирается производить торговые операции;

5) требования к максимальной просадке по счету от максимального уровня (drawdown). Размер риска должен быть рассчитан по следующей формуле (1):

R=r+10%*P, (1)

где r - начальный риск на капитал (5 %), а P - прибыль, полученная за период с начала торгов.

Таким образом, если прибыль управляющего составила 1 000 долл. с начала торгов и депозита в 10 000 долл., его максимальный риск не должен превышать 500+10%*1 000 = 600 долл.

6) требования к защите текущей прибыли:

- при достижении в открытых позициях прибыли в размере 3 % от капитала переставлять стоп-приказ в без убыток;

- при достижении в открытых позициях прибыли в размере 7 % от капитала передвигать стоп-приказ на уровень защиты прибыли в размере 3 %, либо при добавлении прибыльной позиции устанавливать стоп-приказы на без убыток;

- при достижении в открытых позициях прибыли в размере 10 % и более передвигать стоп-приказы на уровень 5 % прибыли;

7) требования к усреднениям и добавлениям:

- добавлять позицию необходимо только при текущей прибыли по инструменту при сохранении общего риска, указанного в п. 5;

- усреднение разрешено только в объеме равном половине от объема усредняемой позиции, с условием соблюдения РМ и рассчитанного риска R п. 5.

Предлагаемый свод правил по контролю и регулированию за рисками при работе институциональными инвесторами с высоко рискованными инструментами позволит существенно сократить риски потери капитала при работе на финансовых рынках. Очевидно, что исключить абсолютно все риски невозможно. Но данная схема позволит не потерять быстро весь капитал. То есть она ограничивает убыток внутри торгового дня, допустим, на 5 % от капитала, когда история знает много случаев, когда за 1 торговый день управляющие компании теряли около 100 % своих средств. Работая по данной схеме, они потеряли бы только 5 %. Также придерживаясь указанных правил, высока вероятность защиты уже накопленной прибыли.

Что касается роли государства в снижении рисков в деятельности институциональных инвесторов, то она видится в регулировании данной деятельности. При этом речь идет не только о противодействии разного рода аферам, которые можно проводить с помощью финансовых рынков, но и о работе на поднятие авторитетности данного института, повышении безопасности вложения средств путем принятия законодательных актов и создания экспертного управления, в задачи которого и входит мониторинг того, на сколько сильно рискует тот или иной профессиональный участник рынка.

В заключении отметим, что в рамках решения проблематики, связанной с повышением финансовой грамотности населения в направлении осуществления сбережений, пенсионного обеспечения и инвестирования личных средств, государству необходимо взять на себя задачу по повышению уровня финансовых и инвестиционных знаний населения. Представляются целесообразными курсы финансовой грамотности в школах и университетах, на крупных предприятиях, в государственных и муниципальных компаниях и управлениях. При управлении институциональными инвесторами средствами населения функцию регулирования и контроля за риском берет на себя также государство в лице ФСФР. Представляется, что предлагаемые в статье меры будут способствовать как повышению интереса к инвестированию среди населения, так и существенному снижению рисков потери денежных средств.

Ссылки:

1. Doing Business-2011. URL: http://www.doingbusiness.org/reports

2. Национальное Рейтинговое Агентство. URL: http://www.ra-national.ru

3. Всемирная организация кредиторов (WOC). URL: http://woc-org.com

4. ЮНКТАД. Статистическая база. URL: http://www.unctad.org/fdistatistics

5. Росстат. URL: http://http://www.gks.ru

References (transliterated):

1. Doing Business-2011. URL: http://www.doingbusiness.org/reports

2. Natsional'noe Reytingovoe Agentstvo. URL: http://www.ra-national.ru

3. Vsemirnaya organizatsiya kreditorov (WOC). URL: http://woc-org.com

4. YUNKTAD. Statisticheskaya baza. URL: http://www.unctad.org/fdistatistics

5. Rosstat. URL: http://http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.