НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Дроздовский Г.П., Шоль Н.Р., Юсенхан В.И. (УГТУ, г. Ухта, РФ)
The Scientific studies in the field of ecologies of the ambience industrial wood-uses. Increasing to ecological efficiency and safety of the using the timber machines. The Criteria of the estimation of the ecological interaction forming system "machine -terrain" and value refusal element of the hydraulic drive their element.
В концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года, приоритет отдан Северо-Западной части России и Сибири. Экологическая политика лесозаготовительных регионов должна ориентироваться на сохранение максимальных условий естественного продуктивно - качественного лесовозобновления лесных сырьевых ресурсов после проведения промышленного лесопользования. Значительный объем лесозаготовительных работ смещен в зоны лесосек 3 - 4 категории поверхности (более 70%), экологически неустойчивы к внешнему воздействию. Они характеризуются слабонесущей прочностной способностью, значительной деформируемостью, переувлажнением и композитным составом (минеральные и биологические компоненты почвы). Поэтому определены следующие цель и задачи направленности исследований: цель - повышение экоэффективности и экологической безопасности в процессе применения лесозаготовительных тракторов с гидроприводом технологического оборудования; комплексная задача - обоснование новых структур базовых тракторов, ходовых систем, привода технологического оборудования.
Конкретно, комплексная задача научных исследовании включает следующие направления (обеспечение экологической эффективности использования лесных машин):
1. Проведение научных исследований процессов вариации прочностных параметров поверхности (грунт - почва) лесосек.
2. Теоретические и экспериментальные исследования нового принципа взаимодействия гусеничного движителя с поворотными грунтозацепами (ПГ) с деформируемой поверхностью лесосек или снежным покровом для увеличения коэффициента сцепления, снижения буксования.
3. Разработка критерия оценки уровня экологического взаимодействия тракторов с гусеничным обводом ходовой части с деформируемой поверхностью лесосек в условиях варьирования параметров системы "местность - машина".
4. Разработка направлений оптимизации процессов проектирования тяговой базы лесозаготовительных машин и новых структур опорно-ходовых систем для выполнения экологических требований.
5. Разработка новых критериев функциональной надежности и критичности отказов элементов гидросистем привода технологического оборудования лесозаготовительных машин на базе ГОСТ 27.310-95 "Анализ видов, последствий и критичности отказов" (АВПКО).
Для обеспечения экологической безопасности в процессе применения гидропривода решаются следующие задачи:
1) Обоснования и разработки новых способов тестового диагностирования наиболее критичных элементов гидросистем (золотниковые гидрораспределители и рукава высокого давления - РВД) для определения текущего технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса до разрушения и потери герметичности.
2) Разработка систем предотвращения выброса гидрожидкости в окружающую среду при аварийной разгерметизации гидросистемы.
Применение лесных технологических машин наносит существенный экологический урон природной экосреде за счет разрушения поверхности лесосек.
Основными факторами разрушения поверхности лесосек являются - образование глубокой колеи от действия опорных элементов ходовой части машин в процессе движения с буксованием, особенно при экологически - критических тяговых режимах движения при вывозке древесины, разрушении колеи при маневрах машин.
Отличительной особенностью теоретических исследований по первой части задач является определение закономерностей вариации прочностных свойств деформируемой поверхности с учетом двух природно-естественных факторов: по-
г
казатель консистенции грунта - почвы Вк и глубины деформируемого слоя I % (м). Первый фактор зависит от состава поверхности лесосек и уровня влажности Ж % (15,5 - 40%) и определяет уровни прочностных параметров поверхности [^1С0= /(Вк), где ^ ]- несущая способность грунта, С0 - коэффициент зацепления частиц структуры грунта - почвы; (р® - угол внутреннего трения, влияющих на формирование сил тангенциального отпора поверхности и коэффициент сцепления. Второй фактор - толщина деформируемого слоя Яг определяет сложные неголономные процессы его деформации по глубине,
Указанные факторы в значительной степени определяют экологическую нестабильность поверхности и влияют на опорно-тяговые свойство машин и их проходимость. С увеличением В^ и Яг растет глубина колеи И, увеличиваются силы сопротивления движению и буксование. Проведен теоретический анализ закономерностей вариации указанных факторов [1]. Также проведены исследования экологически - критических режимов взаимодействия тракторов с деформируемой поверхностью.
С учетом модуля осадки е = И ■ Н- и реального коэффициента Кд неравномерности распределения удельного давления двигателя трактора по длине опорной поверхности (Кя > 1,0), разработан теоретический критерий оценки уровня экологического взаимодействия в системе К у в виде [2]
Кэ = ПСЦ-рКРо(8 ■ Кн)-1, (1)
где Псц - критерий проходимости, ср^, - коэффициент сцепления до начала буксования.
Разработанный критерий К позволяет дать оценку уровня экологического взаимодействия в системе "местность - машина" и оптимизировать требования к
параметрам ходовой части тракторов (деформатора в опорной зоне взаимодействия), обосновать рациональную технологию перемещения сырья в пределах лесосеки.
Одним из факторов снижения экологической нагрузки тракторов на поверхность являются исследования применения дополнительных поворотных грунто-зацепов (ПГ) гусениц, взаимодействующих с деформируемой поверхностью по принципиально новому алгоритму (искусственное уплотнение грунта в тангенциальном направлении). Создается дискретный опорный слой поверхности, повышается коэффициент сцепления < (в 1,5 - 2 раза), снижается буксование обвода (увеличивается <кр на начало буксования) и повышается коэффициент использования тяги трактора и его проходимость.
Разработана теория формирования уровня коэффициента сцепления в этом алгоритме взаимодействия [3]. Практической значимостью проведенных теоретических исследовании является оптимизация проектирования систем ходовых частей с гусеничным обводом модульно - сочлененных тракторов.
Второе направление содержит комплекс исследований по обеспечению экологической безопасности в процессе применения гидропривода в условиях реализации большого давления (Р = 15 ^ 25МПа), знакопеременной динамической технологической нагрузки, частых переходных процессов управления с выбросом давления в гидросистеме, интенсивных процессов износа и старения эластомер-ных элементов (РТИ, РВД).
По направлению обеспечения экологической безопасности:
- разработана новая структура понятий надежности (введены качественные показатели надежности);
- на базе анализа структур гидросистем современных лесозаготовительных машин и требований ГОСТ 27.310-95 разработаны коэффициенты функциональной значимости Кфг гидроэлементов; показатели функциональной надежности гидроэлементов гидросистемы Афг и гидросистемы АФГЯ соответственно в виде [4]:
Аф1= КФ1 (1 + К01), (2)
где К, - коэффициент отказов 2 - ых элементов, и
Афгп = 1 -Е Кф,(1 + К01). (3)
2=1
По параметрам Кфг, Афг, АФГЯ обоснован показатель критичности отказов Аю гидроэлементов, с учетом интенсивности отказов ^ по анализу эксплуатационной надежности гидроэлементов в составе гидропривода и гидросистемы в виде:
АКГП = Е —2^ • Кф1(1 + К01)-100%. (4)
и!
Согласно расчетам по разработанной методике наиболее критичными по нарушению экологической безопасности являются гидрораспределители, трубопроводы и РВД. Это позволяет обосновать необходимость разработки систем их тестового диагностирования. Проведены разработки методик и стендов выполнения экспериментальных исследований по определению вариаций диагностических признаков в функции наработки, отражающих степень износа сопряженных дета-
лей распределителей и старения РВД. Для распределителей диагностическим признаком является величина утечки гидрожидкости через зазор сопряжения "золотник - втулка" на турбулентном режиме движения жидкости. Для РВД - изменение частоты собственных колебаний и радиальной податливости (вариация объемной вместимости) в функции наработки.
Получены патенты на способы диагностирования, стенды искусственного износа и старения, стенды проведения диагностических исследований (патенты № 901676, 1393943; авторские свидетельства № 1255772, 1280356).
Направление обеспечения экологической безопасности экосреды от аварийных выбросов гидрожидкости включает разработку устройств перекрытия напорной линии насоса от поврежденных гидролиний с отводом жидкости по аварийной гидролинии в бак (авт. свид. № 1267073; 1368507; 1460440; 1476210; 1657779; 1760193; 1733786).
Таким образом, научные исследования по обеспечению экоэффективности и безопасности применения лесных машин позволяют обосновать необходимые алгоритмы проектирования их элементов и оценки взаимодействия в системе "местность - машина".
Библиографический список
1. Дроздовский, Г.П. Исследование влияния параметров грунта на критерий оценки экологического взаимодействия в системе "местность - машина" [Текст]/ Г.П. Дроздовский // Актуальные проблемы лесного комплекса: сборник научных трудов по итогам МНТК №16. -Брянск: БГИТА, 2006. - С. 11 - 15.
2. Дроздовский, Г.П. Критерий оценки экологического взаимодействия гусеничных лесных машин с поверхностью лесосеки [Текст] / Г.П. Дроздовский, Н.Р. Шоль // Актуальные проблемы лесного комплекса: сборник научных трудов №21. - Брянск: БГИТА, 2008. - С. 195 - 200.
3. Дроздовский, Г.П.Определение коэффициента сцепления гусеничного обвода движителя лесной трелевочной машины с деформируемой поверхностью при различных способах их взаимодействия [Текст]/ Г.П. Дроздовский // Актуальные проблемы лесного комплекса: сборник научных трудов по итогам МНТК №120. -Брянск: БГИТА, 2007.- С. 33-38.
4. Дроздовский, Г.П. Обеспечение функциональной надежности элементов гидропривода оборудования лесных машин их тестовым диагностированием [Текст] / Г.П. Дроздовский, В.И. Юсенхан // Актуальные проблемы лесного комплекса: сборник научных трудов №21. -Брянск: БГИТА, 2008. - С. 200 - 206.