Научная статья на тему 'Направления модификации методики оценки кредитоспособности транспортного предприятия'

Направления модификации методики оценки кредитоспособности транспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / CREDIT ASSESSMENT / RISK MANAGEMENT / FINANCIAL STABILITY / TRANSPORT ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева О. В., Джемаев О. Т.

В статье исследуется проблема определения кредитоспособности в условиях замедления экономического роста, когда транспортным предприятиям для развития будут крайне необходимы заемные средства с целью финансирования основного и оборотного капиталов, а также инвестиционных проектов. В сложившихся условиях изыскание методов и инструментов совершенствования механизмов оценки кредитоспособности заемщика представляется актуальной проблемой не только для банковских институтов, но и для национальной экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main trends of the proposed modification of credit assessment methodology of a transport enterprise

The article presents the new conceptual approach to the development of management methods of credit assessment, based on the research of relevant mathematical toolkit. The present trends foreshadow some scenario when transport enterprises would require borrowed funds for financing facilities of capital and liquidity and investments projects. In the currents conditions the problem of mechanisms' improvements of credit assessment methodology of a borrower becomes more up-to-date not only for banking institutions, but also for the national economy in general.

Текст научной работы на тему «Направления модификации методики оценки кредитоспособности транспортного предприятия»

НАПРАБАЕНИА МОДИФИКАЦИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПPЕДПPИflTИfl

АНДРЕЕВА О.В.,

кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения,

e-mail: a_o_v@mail.ru;

ДЖЕМАЕВ О.Т.,

аспирант кафедры «Экономика и финансы», Ростовский государственный университет путей сообщения, e-mail: j.saves@mail.ru

В статье исследуется проблема определения кредитоспособности в условиях замедления экономического роста, когда транспортным предприятиям для развития будут крайне необходимы заемные средства с целью финансирования основного и оборотного капиталов, а также инвестиционных проектов. В сложившихся условиях изыскание методов и инструментов совершенствования механизмов оценки кредитоспособности заемщика представляется актуальной проблемой не только для банковских институтов, но и для национальной экономики в целом.

Ключевые слова: кредитоспособность; управление рисками; финансовая устойчивость; транспортное предприятие.

THE MAIN TRENDS OF THE PROPOSED MODIFICATION OF CREDIT ASSESSMENT METHODOLOGY OF A TRANSPORT ENTERPRISE

ANDREEVA O.V.,

Ph.D., associate professor of the Department «Economics and Finance», Rostov State University of Railway Transport, e-mail: a_o_v@mail.ru;

DZHEMAEV O.T.,

graduate student of «Economy and Finance», Rostov State University of Railway Transport, e-mail: j.saves @ mail.ru

The article presents the new conceptual approach to the development of management methods of credit assessment, based on the research of relevant mathematical toolkit. The present trends foreshadow some scenario when transport enterprises would require borrowed funds for financing facilities of capital and liquidity and investments projects. In the currents conditions the problem of mechanisms' improvements of credit assessment methodology of a borrower becomes more up-to-date not only for banking institutions, but also for the national economy in general.

Keywords: credit assessment; risk management; financial stability; transport enterprise.

JEL classification: L92.

Особо важное значение в развитии экономики страны играет транспортная отрасль. Железнодорожный транспорт, являясь важнейшим компонентом инфраструктурной матрицы страны, во многом определяет качество комму-

© О.В. Андреева, О.Т. Джемаев, 2013

TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

никаций между отраслями. Однако транспортная отрасль имеет ряд актуальных факторов, определяющих ее дис-функциональность:

S снижение рентабельности, обусловленное ростом цен на энергоносители;

S проблема недофинансирования транспортной инфраструктуры, которая отражается в сдерживании роста других отраслей. К примеру, существующие инфраструктурные ограничения могут не позволить удовлетворить дополнительный спрос на перевозки угля в долгосрочной перспективе. По оценкам Института проблем естественных монополий, существующие темпы инвестпрограммы ОАО «РЖД» не позволят вывезти около половины прогнозируемого прироста угля на период после 2020 г. (Идрисова, 2013).

S ужесточение требований к транспорту со стороны государственных институтов: жесткий контроль над тарифами естественных монополий сдерживает, например, развитие железных дорог, а введение новых требований в отношении срока службы грузовых судов (ликвидация единиц, чей срок эксплуатации более 30 лет) обуславливает переход судовладельцев под иностранные флаги таких государств, как Турция, Мальта, Белиз, Молдавия, Монголия. Последние даже не имеют прямого выхода к морю.

Данные тенденции предопределяют ситуацию, при которой транспортным предприятиям для развития будут крайне необходимы заемные средства с целью финансирования основного и оборотного капиталов, а также инвестиционных проектов. В сложившихся реалиях изыскание методов и инструментов совершенствования механизмов оценки кредитоспособности заемщика представляется актуальной проблемой не только для банковских институтов, но и для национальной экономики в целом (Шелепов, 2012).

Применяемые в современной мировой финансовой практике методики оценки кредитоспособности можно классифицировать по трем направлениям:

1. Система рейтинговой оценки (метод коэффициентов). Представляет собой расчет общей суммы баллов, получаемых путем отбора определенных финансовых показателей и умножением их значений на весовой коэффициент в интегральном показателе. Общий рейтинг позволяет ранжировать потенциальных заемщиков в соответствии с их уровнем кредитоспособности.

2. Прогнозные методики (статистические), основываются на анализе статистических данных с целью оценки вероятности банкротства заемщика.

3. Методы, основанные на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности (Методики CAMPARI, PARTS, «Шесть Си»).

Существующие подходы к анализу имеют значительные недостатки:

S Рассчитываемые финансовые коэффициенты сравниваются с нормативными значениями, которые не имеют объективной обоснованности в разрезе отраслевой принадлежности бизнеса. Более того, существующие нормативные показатели, рассматриваемые в российской практике, порой противоречат друг другу. К примеру, значение коэффициента текущей ликвидности <2 определено Правительством РФ как показатель неудовлетворительной структуры баланса, при этом «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)» определяют допустимые значение этого же показателя в рамках от 1 до 2, т. е. ниже уровня неудовлетворительной структуры баланса.

S Отсутствует градация в уровнях значений показателей, т. е. учитываются лишь варианты: удовлетворяет

нормативу или нет. Отсутствуют варианты степени выполнения норматива (Шелепов, 2012).

S Определенные характеристики заемщика не могут быть формализуемы и отражены в количественном ис-

числении, что влечет за собой высокую степень субъективности со стороны банка, т. е. все весовые коэффициенты, а также критические значения финансовых показателей, устанавливаются эмпирически, методом экспертных оценок.

S Прогнозная методика неприменима в российских реалиях, так как требует широкой репрезентативной вы-

борки по динамике дефолтов, коей не обладают банки. Также в России анализ банкротств предприятий не является адекватным с точки зрения оценки их финансовой устойчивости. Это обусловлено тем, что почти 50% банкротств - криминального характера, т. е. речь идет об умышленном банкротстве субъекта бизнеса вне зависимости от его состояния накануне этого события. Данный недостаток обуславливает неспособность российских банков при оценке кредитоспособности учитывать будущие тенденции и давать прогнозы. Однако данный параметр критически важен для предприятий транспортной отрасли, чья деятельность характеризуется цикличностью. В связи с этим, транспортная организация может столкнуться с серьезными трудностями при получении кредита в момент сезонного спада, даже если обладает высокой платежеспособностью.

S Высоки уровни операционных рисков, поскольку кредитный менеджер банка часто может быть не заинте-

ресован в точном анализе кредитоспособности. Оценка риска в данной ситуации может стать простой формальностью. Кредитный менеджер порой идет на искажения финансовой отчетности с целью «подогнать» рассчитываемые показатели под нормативы, чтобы выполнить план по кредитам в конкретном месяце. Однако банк старается застраховать себя от возможного невозврата, поднимая ставки процентов по кредитам, от чего страдает бизнес.

S Низкая проработанность и обоснованность системы оценки вторичного залога. Именно залог в отношении

транспортного предприятия-заемщика играют ключевую роль, поскольку этот способ обеспечения является основным и самым приемлемым. В качестве залога при этом выступают основные фонды компании, ее

НАПРАВЛЕНИЯ МОДИФИКАЦИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ... 51

транспортные единицы. Однако предприятия часто сталкиваются с недооценкой своего движимого имущества вследствие того, что банк не обладает специальными методиками и компетентными экспертами и стремится компенсировать это посредством сверхобеспечения. То есть сумма залога составляет 120-150% от общего объема кредита, а сам залог оценивается с применением большого количества понижающих экспертных поправок, чья обоснованность вызывает вопросы.

Устранение вышеперечисленных недостатков видится первостепенной задачей в системе стимулирования взаимодействия банковской системы и транспортной отрасли, а также в создании основополагающих условий обеспечения экономического роста и стабилизации конъюнктуры рынка страны.

По нашему мнению, инициация пилотного проекта, ориентированного на консалтинговую поддержку бизнеса как компонента кредитного продукта, может преодолеть кризис доверия в российской экономике и способно сформировать положительный имидж сложных финансовых продуктов. В частности, представляется обоснованным использовать инструментарий нечеткой логики в сочетании с тренд-сезонной моделью прогнозирования и модификацией механизма оценки залога в соответствии с рекомендациями Ассоциации Российских Банков (АРБ).

В российской практике кредитования самым распространенным методом оценки кредитоспособности является метод финансовых коэффициентов. В пользу данного метода говорят простота и дешевизна анализа и возможность автоматизации, позволяющей сократить трудозатраты. При оценке кредитоспособности банки чаще всего подвергают анализу коэффициенты, характеризующие ликвидность, управление активами, источниками средств, рентабельность. Полученные значения сравниваются с нормативными и оцениваются по параметру «истина/ложь» (удовлетворяется или нет). Однако не учитывается степень отклонения результата от его норматива.

Для нивелирования недостатков данного метода представляется целесообразным применение метода нечеткой логики. Предметом нечеткой логики является построение моделей приближенных человеческих рассуждений при описании различных процессов, явлений, объектов и использование их в компьютерных системах (Андреева, 2012). В классической математической логике обязательным условием выполнения являются бинарные операции, т. е. принимающие два аргумента (0;1) и возвращающие один результат. Именно такой логикой оперируют компьютерные интеллектуальные системы, требующие большой точности входных данных. Однако чем сложнее описываемая система, тем ниже шанс дать ей точные характеристики. Как уже говорилось ранее, в анализе кредитоспособности широко применим инструмент экспертных оценок. Это объясняется способностью человеческого интеллекта давать корректную характеристику явлению (событию) при недостаточной четкости входных данных, основываясь на знаниях, опыте и пр. Именно метод нечеткой логики позволит преобразовать структурированные человеческие измышления в работающий компьютерный алгоритм.

В широком смысле нечеткая логика - это нечеткое множество, для описания которого применяется понятие лингвистической переменной. Она состоит из названия; множества своих значений (терм-множество). Его элементы - это названия нечетких переменных; область рассуждений (множество Х); алгоритм, по которому каждому значению нечеткой переменной присваивается нечеткое подмножество множества Х.

К примеру, рассмотрим понятие «Уровень ликвидности» (название лингвистической переменной). Базовое терм-множество будет состоять из четырех нечетких переменных: «Низкий», «Удовлетворительный», «Нормальный», «Высокий». Область рассуждений принимаем в виде Х=[0;3,5]. Далее для каждой из четырех переменных задается интервал значений и функция принадлежности, которая определяет численную степень, насколько фактическое значение удовлетворяет нормальному уровню.

При оценке финансового состояния заемщика применяются также другие лингвистические переменные, соответствующие коэффициентам, и в зависимости от их значимости рассчитывается итоговый коэффициент кредитоспособности.

Использование методик нечеткой логики позволит формализовать показатели, необходимые для определения кредитоспособности, и за счет применения нечетких градаций переменных усовершенствовать методику ранжирования заемщика и составить более ясное представление о его финансовом состоянии.

Тренд-сезонная модель прогнозирования широко применяется в логистике для предсказания сезонных колебаний с целью рационализации объема товарно-материальных ценностей на складах в текущий момент времени. С некоторыми корректировками, данная модель может быть применима для анализа сезонных колебаний предприятия-заемщика. С ее помощью банк может прогнозировать будущие колебания в деятельности заемщика, однако следует учитывать, что речь не идет об абсолютном прогнозе. Чем шире прогнозируемый временной интервал, тем выше вероятность погрешности. Тем не менее, данный метод позволит банку разработать оптимальную стратегию кредитования для данного контрагента и соотнести сроки и объемы погашения кредита с сезонными результатами деятельности последнего.

Как уже говорилось выше, транспортные организации сталкиваются с проблемой недооценки их залога (движимого имущества). Поэтому методики его оценки должны быть скорректированы. Достаточно проработанную методику предлагает АРБ в своих методических рекомендациях ^а/!еН, 1965)

Агрегируя рекомендации АРБ, можно сделать следующие предложения по совершенствованию методики оценки кредитоспособности транспортной компании.

1. Осмотр имущества, его правовую и физическую идентификацию. рекомендуется проводить непосредственно оценщику. В качестве оценщика видится целесообразным привлечение специалистов, обладающих необходимым техническими знаниями, поскольку кредитный инспектор не всегда способен дать адекватную оценку имущества в

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

силу своей некомпетентности в данном вопросе. В настоящее время специалисты-оценщики широко применяются в страховой деятельности и выполняют важнейшую роль в процессе урегулирования убытков.

2. Формирование вывода о степени ликвидности объекта залога. Ликвидность рассчитывается на основании прогнозов о сроках реализации имущества на рынке по его рыночной цене. Итоговый вывод об уровне ликвидности имеет градацию: высокий уровень (1-2), средний - (3-6), низкий (7-18).

3. Методические рекомендации предлагают применение двух основных методов расчета стоимости объекта залога: затратный и сравнительный.

Преимущества затратного метода:

S позволяет оценить стоимость узкоспециализированных единиц имущества, вторичный рынок которых ограничен;

S в расчете учитывается физический износ, функциональное и экономическое (внешнее) устаревание.

Однако данный метод требует особого внимания при расчете индексации балансовой стоимости, поскольку должен учитывать, что в балансовую стоимость объекта может входить стоимость доведения, а также тот факт, что объект мог быть передан с баланса другого юридического лица по остаточной стоимости.

Преимущества сравнительного подхода:

S является менее трудоемким, нежели затратный;

S при условии развитости вторичного рынка высокоэффективен в применении к оценке подержанных объектов.

Как правило, именно этот метод является преимущественным при оценке предмета залога в деятельности банков. Однако не уделяется должное внимание вопросам установления аналогичности объекта залога сравниваемым единицам. Также банками применяются завышенные поправки на торг.

Консолидируя все вышесказанное, следует отметить, что совершенствование методик и инструментария по оценке кредитоспособности является целесообразным для обеих сторон кредитной сделки: для банка и транспортного предприятия-заемщика. В связи с этим, предлагается создать и развить систему тесного сотрудничества между двумя этими контрагентами.

Современная тенденция российского бизнеса характеризуется низкой финансовой грамотностью среди управленческого звена хозяйствующих субъектов. В связи с этим, управлению кредитоспособности не уделяется должное внимание. На практике случаются конфликты между заемщиками и кредиторами, так как заемщики порой не осознают причин отказа в выдаче кредита либо жесткого лимитирования его суммы.

В данной ситуации целесообразно добавление консалтингового компонента к кредитным продуктам, используемым транспортными компаниями. С одной стороны, это позволит банкам разработать новую кредитную политику, базирующуюся на условии, что заемщик сотрудничает с компетентными консультантами и выполняет их рекомендации. Благодаря этому, банк сможет более эффективно управлять кредитными рисками, особенно при долгосрочном кредитовании, что отразится в увеличение объема кредитов, а также выдаваемых сумм. С другой стороны, данное сотрудничество положительно скажется и на деятельности самого заемщика. Во-первых, меньшие кредитные риски у банка означают меньшие проценты на кредитные продукты, а во-вторых, выполняя рекомендации специалистов, транспортная организация сможет повысить эффективность своей деятельности, рационализировать грузо- и пасса-жирооборот, локализовать и устранить слабые стороны.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева О.В. (2012). Роль интегрированных систем менеджмента в обеспечении инновационно-инвестиционной модели развития крупных отраслевых корпораций // Вопросы регулирования экономики. Т. 3. № 4. С. 125-131.

Идрисова А. (2013). Уголь ищет дорогу // Газета «Гудок». № 80.

Шелепов В.Г. (2012). Методика оценки кредитоспособности заемщиков с использованием инструментов нечеткой логики // Экономические науки. № 4.

Методические рекомендации Комитета по оценочной деятельности Ассоциации российских банков (2011) / Оценка имущественных активов для целей залога. М.

Zadeh L.A. (1965). Fuzzy sets // Information and Control. Vol. 8. No. 3.

REFERENCES

Andreeva O.V. (2012). The role of integrated management systems to provide innovative investment model of development of large industrial corporations. Questions of economic regulation. T. 3. ^. 4. P. 125-131. (In Russian.)

IdrissovaA. (2013) . Coal is looking for a way. Newspaper "Godok" . ^. 80.

Shelepov V.G. (2012). Methods of assessing the creditworthiness of borrowers using the tools of fuzzy logic. Economics. ^. 4. (In Russian.)

Guidelines of the Committee on Evaluation of the Association of Russian Banks (2011). Estimation of property assets for collateral. M. (In Russian.)

Zadeh L.A. (1965). Fuzzy sets. Information and Control. Vol. 8. №э. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.