Научная статья на тему 'Направления корректировки экономической политики России'

Направления корректировки экономической политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
682
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС / SYSTEMIC CRISIS / УПРАВЛЯЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / CONTROLLED PARAMETERS OF ECONOMIC GROWTH / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / RE-INDUSTRIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукин Евгений Владимирович

В статье представлены направления корректировки экономической политики России. Исходя из анализа развития экономики, выявленных проблем в сфере регулирования общественного воспроизводства и имеющихся ресурсов и предпосылок восстановления экономического роста в России показано, что приоритетными направлениями государственной экономической политики должны стать стимулирование активности экономической деятельности в реальном секторе экономики, развитие внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, переход к инновационной модели экономики. В качестве основных мер по развитию реального сектора экономики и возрастанию доходности его деятельности выделены увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке за счет сокращения спроса на импорт; загрузка высвободившихся конкурентоспособных мощностей; расширение производства инвестиционных товаров; сохранение и дальнейшее развитие выстроенной институциональной структуры финансовой поддержки предприятий АПК; удешевление оборотного капитала за счет обеспечения стабильности валютного курса рубля и устойчивого снижения уровня процентных ставок; рефинансирование потребности российских предприятий в оборотных средствах; предотвращение роста прямой и косвенной налоговой нагрузки на бизнес и население; ограничение роста цен на услуги «инфраструктурных монополий» (электроэнергия, газ, транспорт), а также на моторное топливо. Доказано, что важным фактором роста экономики является наличие платежеспособного потребительского спроса. Представлены возможные направления стимулирования активности в инвестиционной сфере. Показаны необходимость новой наукоемкой индустриализации экономики России и усиления интеграции добывающего и обрабатывающего секторов народного хозяйства, возможные технологические цепочки в экономике страны. Выявлены ключевые управляемые факторы и параметры неоиндустриального развития экономики. На основе математических расчетов доказано, что такое развитие требует динамичного и масштабного повышения следующих базисных параметров народнохозяйственной системы: мультипликатора добавленной стоимости (до 12-14 и выше); доли автоматизированных рабочих мест (до 25-30% в секторах материального производства); производительности труда (с темпом роста не менее 9% в год); качества и конкурентоспособности продукции (рост экспорта готовой продукции на 15-20% в год); реальной покупательной способности населения, товаропроизводителей и государственного бюджета (с темпом не ниже 7% в год); доли внутреннего фонда накопления (не менее 30% ВВП); эффективности капитальных вложений в секторах материального производства (не менее 35-40%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variants of Adjustments to Russian Economic Policy

The article presents the variants of adjustment of the economic policy of Russia. Based on the economic development and the problems identified in the sphere of regulation of social reproduction, the resources available and the prerequisites for the recovery of economic growth in Russia, the authors showed that the priority areas of the state economic policy should be the promotion of economic activity in the real economic sector, the development of domestic consumer and investment demand, the shift to an innovative economic model. The main measures for the development of the real economic sector and income raise of its activities are the increase in the share of domestic goods in the domestic market by reducing import demand; loading if spare competitive capacities; capital goods production expansion; preservation and further development of the established institutional structure of financial support of agricultural enterprises; reduction of price of working capital by ensuring stable ruble exchange rate and a steady decline in interest rates; refinancing the needs of Russian enterprises for working capital; prevention of increase in direct and indirect tax burden on business and the population; limiting the increase in prices for services of “infrastructural monopolies” (electricity, gas, transport), as well as on engine fuel. It has been proved that an important factor in economic growth is effective consumer demand. The paper offers possible ways of stimulating investment activity, proves the necessity of new high-tech industrialization of the Russian economy and increasing the integration of extractive and manufacturing sectors of the economy, presents possible process chains in the economy. Key controllable factors and parameters of neo-industrial economic development have been identified. On the basis of mathematical calculations, it has been proved that such development requires increased dynamic enhancing of the following basic parameters of economic system: added value multiplier (12-14 and over); the proportion of computer assisted operations (up to 25-30% in the sectors of material production); labor productivity (with growth rate o f over 9% per year); product quality and competitiveness (end product export rise by 15-20% per year); real purchasing power of the population, producers and state budget (with the rate of at least 7% per year); the share of domestic accumulation fund (GDP not less than 30%); the effectiveness of capital investments in the sectors of material production (not less than 35-40%).

Текст научной работы на тему «Направления корректировки экономической политики России»

Экономика территорий

УДК 338.45(470.12) ББК 65.305.02(2Рос-4Вол)

© Лукин Е.В.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

ЛУКИН ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: lukin_ev@list.ru

В статье представлены направления корректировки экономической политики России. Исходя из анализа развития экономики, выявленных проблем в сфере регулирования общественного воспроизводства и имеющихся ресурсов и предпосылок восстановления экономического роста в России показано, что приоритетными направлениями государственной экономической политики должны стать стимулирование активности экономической деятельности в реальном секторе экономики, развитие внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, переход к инновационной модели экономики. В качестве основных мер по развитию реального сектора экономики и возрастанию доходности его деятельности выделены увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке за счет сокращения спроса на импорт; загрузка высвободившихся конкурентоспособных мощностей; расширение производства инвестиционных товаров; сохранение и дальнейшее развитие выстроенной институциональной структуры финансовой поддержки предприятий АПК; удешевление оборотного капитала за счет обеспечения стабильности валютного курса рубля и устойчивого снижения уровня процентных ставок; рефинансирование потребности российских предприятий в оборотных средствах; предотвращение роста прямой и косвенной налоговой нагрузки на бизнес и население; ограничение роста цен на услуги «инфраструктурных монополий» (электроэнергия, газ, транспорт), а также на моторное топливо. Доказано, что важным фактором роста экономики является наличие платежеспособного потребительского спроса. Представлены возможные направления стимулирования активности в инвестиционной сфере. Показаны необходимость новой наукоемкой индустриализации экономики России и усиления интеграции добывающего и обрабатывающего секторов народного хозяйства, возможные технологические цепочки в экономике страны. Выявлены ключевые управляемые факторы и параметры неоиндустриального развития экономики. На основе математических расчетов доказано, что такое развитие требует динамичного

и масштабного повышения следующих базисных параметров народнохозяйственной системы: мультипликатора добавленной стоимости (до 12-14 и выше); доли автоматизированных рабочих мест (до 25-30% в секторах материального производства); производительности труда (с темпом роста не менее 9% в год); качества и конкурентоспособности продукции (рост экспорта готовой продукции на 15-20% в год); реальной покупательной способности населения, товаропроизводителей и государственного бюджета (с темпом не ниже 7% в год); доли внутреннего фонда накопления (не менее 30% ВВП); эффективности капитальных вложений в секторах материального производства (не менее 35-40%).

Экономический рост, системный кризис, управляемые параметры экономического роста, экономическая политика, новая индустриализация.

После глобального системного кризиса 2008-2009 гг. мировая экономика постепенно восстанавливается. Вместе с тем появившиеся в последнее время признаки некоторого оживления деловой активности и небольшой рост производства пока не переросли в процесс стабильного и динамичного экономического подъема, сохраняется неопределенность в отношении перспектив развития мировой экономики. Необходимы всеобъемлющие структурные реформы, изменяющие не только темпы, но и качество экономического роста, его источники, механизмы и социальные последствия [5].

Преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса и выход на траекторию устойчивого экономического роста - центральная проблема мировой экономики [15]. Чрезвычайно остро она стоит перед Российской Федерацией.

По итогам 2015 года по абсолютному показателю валового внутреннего продукта в объеме 1176,0 млрд долл. США Россия занимает 15 место, пропустив вперед США (18124,7), Китай (11211,9), Японию (4210,4), Германию (3413,5), Великобританию (2853,4), Францию (2469,5), Индию (2308,0), Бразилию (1903,9), Италию (1842,8), Канаду (1615,5), Южную Корею (1435,1), Австралию (1252,3), Мексику (1232,0), Испанию (1230,2) [13]. На фоне двух-, трехкратного отставания от

ведущих экономик мира по величине ВВП на душу населения Российская Федерация демонстрирует очередное падение экономики. По итогам 2015 года по величине валового внутреннего продукта в расчете на душу населения (сократившегося с 13872 долл. США в 2014 году до 9054 долл. США в 2015 году) Россия находится на 66 месте среди стран мира. Согласно прогнозу МВФ, 2016 год для российской экономики будет сложным, ВВП сократится еще на 14,5% и составит 7742 доллара США на душу населения [13].

В национальной экономике нарастают кризисные явления: спад объемов внутреннего продукта, зависимость его динамики от цен на мировом рынке на сырьевые ресурсы, свертывание инвестиционных процессов, затухание инновационной деятельности, ведущие в конечном итоге к снижению уровня и качества жизни россиян.

Между тем, к началу 2016 года в российской экономике сложился уникальный набор позитивных факторов [4]. Во-первых, произошла адаптация экономики к новым ценовым пропорциям, обеспечившая рост прибыльности большинства видов экономической деятельности. Во-вторых, в результате спада значимая часть высокоэффективных производственных мощностей, введенных в строй в последние 5-7 лет, оказалась незагруженной. В-третьих, численность за-

нятых в реальном секторе из-за низких темпов высвобождения работников соответствует более высоким параметрам выпуска, что отчасти снимает проблему ограничений по трудовым ресурсам и позволяет достаточно быстро наращивать объемы производства. В-четвертых, произошло вытеснение импорта с внутреннего рынка, обеспечившее значительное пространство для расширения спроса на отечественную продукцию.

Реализовать имеющиеся возможности позволит корректировка государственной экономической политики. Ее основная задача на ближайшую перспективу должна заключаться в том, чтобы, опираясь на внутренние источники финансирования, трансформировать имеющиеся предпосылки в действующие факторы роста.

Исходя из анализа развития экономики [7], выявленных проблем в сфере регулирования общественного воспроизводства [8; 9] и имеющихся ресурсов и предпосылок восстановления экономического роста в России приоритетными направлениями государственной экономической политики должны стать стимулирование активности экономической деятельности в реальном секторе экономики, развитие внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, переход к инновационной модели экономики.

I. Стимулирование активности

экономической деятельности

в реальном секторе экономики

Развитие отраслей экономики, производящих товары (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, строительство), во всех развитых странах является приоритетным направлением государственной экономической политики. Приоритетность развития таких отраслей убедительно доказывает межотраслевое моделирование, которое позволяет просчитать последствия для экономики

от развития этих секторов. Так, например, рост выпуска в обрабатывающих производствах США на 110% влечет рост ВВП этой страны на 101,5%, обеспечивает повышение численности занятых на 100,8% (в том числе в промышленности - на 105,4%), фонда оплаты труда - на 101,1%. В результате следующее за этим увеличение потребления, валовых инвестиций, деловых запасов, экспорта и снижение импорта товаров и услуг ведут к позитивному повышению сальдо экспорта и импорта, образованию профицита внешнеторгового баланса, укреплению национальной валюты, снижению инфляции.

Необходимость развития реального сектора экономики подтверждают значения коэффициентов полных затрат1 (рис.). Отрасли с высоким мультипликатором очень важны для развития экономики страны, так как они выступают локомотивами развития всех остальных отраслей экономики. Предприятия именно этих отраслей должны быть приоритетными для органов власти при выборе объектов инвестирования.

Основными мерами по развитию реального сектора экономики и увеличению доходности его деятельности являются следующие.

1) Увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке за счет сокращения спроса на импорт. Существенное падение физических объемов импорта (на 20-40% в реальном выражении в зависимости от товарной группы [10]) привело к переключению части внутреннего спроса на отечественную продукцию, что поддержало объемы внутреннего производства.

1 Коэффициенты полных затрат учитывают затраты, связанные с производством того или иного товара не только прямо, но и косвенно через другие товары, участвующие в его производстве. Чем выше коэффициент полных затрат, тем длиннее цепочка производства товара, тем она сложнее и технологичнее, тем больше в ней переделов.

Обрабатывающие производства 2,36

Сельское и лесное хозяйство 2,20

Транспортные и складские услуги 1,95

Строительство 1,93

Информационные услуги 1,84

Искусство, развлечение, отдых, проживание, питание и услуги 1,82

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,72

Образовательные услуги, здравоохранение и социальная помощь 1,72

Добыча полезных ископаемых 1,71

Правительство 1,65

Профессиональные и деловые услуги 1,64

Финансы, страхование, недвижимость, аренда и лизинг 1,60

Другие услуги, за исключением государственных 1,60

Розничная торговля 1,58

Оптовая торговля 1,53

Рис. Коэффициенты полных затрат в отраслях экономики США*, долларов на 1 доллар продукции (в среднем за 1997-2014 гг.)

Источник: Input-Output Accounts Data [Electronic resource] / Bureau of Economic Analysis. - Available at : http://bea.gov/industry/io_annual.htm

* Данные по США приводятся иллюстративно исходя из предположения о примерной схожести технологических процессов в соответствующих видах экономической деятельности в разных странах.

2) Загрузка высвободившихся конкурентоспособных мощностей в металлургии, химии, гражданском машиностроении (включая гражданский сегмент ОПК), производстве строительных материалов и других отраслях, завершивших инвестиционные циклы.

3) Расширение производства инвестиционных товаров путем расширенного воспроизводства в машиностроении. Первоочередные направления и меры государственной политики по развитию машиностроения заключаются в следующем:

- поддержка экспорта машиностроительной продукции в отраслях с высокой долей поставок на внешний рынок (авиастроение и производство космической техники - 30%; производство добывающей и строительной техники - 10%; станкостроение - 10%, в т. ч. производство кузнечно-прессового оборудования -до 50%);

- реструктуризация накопленной задолженности машиностроительных производств;

- для структурообразующих производств инвестиционного машиностроения - расширение стимулирования низкокапиталоемких проектов по повышению локализации производства и снижению зависимости от импортных комплектующих.

4) Сохранение и дальнейшее развитие выстроенной институциональной структуры финансовой поддержки предприятий АПК. Развитие агропромышленного комплекса способно оказать серьезную поддержку процессам восстановления экономического роста. Во-первых, ряд отраслей АПК продолжает быстро наращивать производства в рамках процессов импортоза-мещения. Во-вторых, развитие АПК создает условия для восстановления роста в сопряженных отраслях, генерируя спрос на их продукцию, в том числе на высокотехнологичные и инвестиционные товары и услуги. В-третьих, АПК способствует решению таких общеэкономических задач, как снижение инфляции на потребительском рынке и сокращение давления продовольственного импорта на обменный курс рубля.

5) Удешевление оборотного капитала за счет обеспечения стабильности валютного курса рубля и устойчивого снижения уровня процентных ставок. При этом одной из главных задач снижения стоимости заимствований является предотвращение избыточного перетока средств из производственного сектора в финансовую сферу. Ее решение также возможно лишь при условии устранения девальвационных ожиданий бизнеса. Кроме того, эта мера должна дополняться использованием иных механизмов (например, введением льгот для банков, которые в обмен на снижение ставок процента обеспечивают кредитами определенные направления бизнеса и принимают на себя риски кредитования оборотного капитала).

6) Рефинансирование потребности российских предприятий в оборотных средствах. Необходимый предприятиям объем средств должен быть доведен до них через механизмы возвратного финансирования.

7) Предотвращение роста прямой и косвенной налоговой нагрузки на бизнес и население с помощью исключения перераспределения так называемых «де-вальвационных доходов» предприятий в пользу бюджета через ужесточение фискальной политики. Как показывает опыт, изъятые в результате жесткой фискальной политики доходы предприятий не направляются на развитие, а тратятся, как правило, на текущие расходы бюджета.

8) Ограничение роста цен на услуги «инфраструктурных монополий» (электроэнергия, газ, транспорт), а также на моторное топливо. При опережающем росте тарифов в этом секторе ряд преимуществ от девальвации курса будет утрачен. В то же время нельзя ограничивать рост цен в пределах, не покрывающих объективно растущие издержки естественных монополий.

II. Стимулирование внутреннего

потребительского спроса

Важный фактор роста экономики -наличие платежеспособного потребительского спроса. Эффект от повышения доходов населения и связанных с ними потребительских расходов начинает проявляться очень быстро, в течение месяцев. Одновременно он создает предпосылки для долгосрочного роста, поскольку дает возможность предприятиям, обслуживающим потребительский спрос, получать приращение ресурсов для инвестиций.

Однако, по оценке Минэкономразвития, вклад расходов на конечное потребление домашних хозяйств в рост ВВП в 2015 году снизился на 4,6%, в 2016-2018 гг. прогнозируется его слабый рост (табл. 1).

В связи с этим необходимо осуществлять поддержку уровня доходов населения и уровня бюджетных расходов на социальные нужды, в том числе, как минимум, -номинального роста заработной платы в бюджетной сфере и пенсий. Вызванное приростом потребительских и социальных расходов увеличение совокупного спроса станет важнейшим фактором, который сам по себе может вернуть российскую экономику к положительным темпам роста.

Другой возможностью стимулирования внутреннего потребительского спроса является увеличение доходов населения за счет повышения эффективности и производительности труда. Эта задача может быть решена благодаря внедрению передовых социальных, управленческих и производственных технологий, улучшению качества жизни и условий труда населения, предупреждению эмиграции квалифицированных кадров, снижению потерь рабочего времени, сокращению болезней и ранней смертности. В связи с этим к числу приоритетных мер в сфере трудовых ресурсов, нацеленных на восстановление экономического роста, необходимо отнести следующие:

Таблица 1. Вклад компонентов конечного использования в темпы прироста ВВП РФ, % к предыдущему году

Показатель 2014 г. 2015 г. (оценка) 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Прогноз

ВВП использованный 0,7 -3,9 0,7 1,9 2,4

1. Расходы на конечное потребление, в т. ч.: 0,6 -4,7 0,1 1,2 1,4

домашних хозяйств 0,7 -4,6 0,2 1,0 1,2

государственного управления 0,0 -0,2 -0,1 0,2 0,2

2. Валовое накопление, в т. ч.: -1,6 -5,1 0,8 0,9 1,1

валовое накопление основного капитала -0,4 -2,1 -0,4 0,4 0,5

изменение запасов -1,1 -2,9 1,2 0,5 1,8

3. Чистый экспорт, в т. ч.: 1,8 5,8 -0,2 -0,3 -0,1

экспорт товаров 0,0 -0,1 0,3 0,4 0,6

импорт товаров 1,8 5,9 -0,5 -0,7 -0,7

Источник: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. / Минэкономразвития. -С. 49-50.

- сбережение трудовых ресурсов на основе снижения смертности населения (особенно мужчин в трудоспособном возрасте), укрепления здоровья нации, улучшения условий труда и экологической обстановки, предупреждения эмиграции квалифицированных кадров;

- поддержание уровня расходов на здравоохранение и образование, который обеспечивает как краткосрочный эффект в виде прироста конечного спроса, так и долгосрочный эффект в виде повышения качества человеческого капитала.

III. Стимулирование

инвестиционной активности

Качественный рост экономики невозможен без инвестиций. Одним из основных источников инвестиций в развитых странах выступает прибыль самих предприятий. Складывающиеся в России пропорции в распределении первичных доходов экономики затрудняют увеличение относительного объема прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и потенциально идущей на инвестиции. В 2015 году валовая прибыль экономики составила 34,2% ВВП, что ниже значений развитых стран (США - 37,9%, Германия - 37,6%; табл. 2). По оценке Минэкономразвития, в 2016-2018 гг. ситуация существенно не изменится.

В связи с этим государство должно стимулировать активность в инвестиционной сфере, привлекая для этих целей средства населения и бюджета. Возможными направлениями такой политики могут стать:

- снижение процентных ставок и бюджетное стимулирование;

- повышение привлекательности вложения средств в финансовые инструменты для населения;

- осуществление крупных инвестиционных проектов.

IV. Переход к инновационной

модели развития

Изменение качества экономического роста, создание экспортного потенциала российской экономики требует более глубоких изменений в экономической системе страны, значительного роста эффективности производства и увеличения затрат на исследования и разработки.

В качестве важнейшего драйвера экономического роста большинства промышлен-но развитых и развивающихся стран, вставших на путь инновационного развития, выступает новая индустриализация. Такой курс направлен на структурные изменения в индустриальной базе национальных хозяйств за счет широкомасштабных внедрений инноваций и перевода промышленных

Таблица 2. Структура ВВП РФ по источникам доходов, % к итогу

Показатель 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Прогноз

ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Оплата труда наемных работников 45,4 40,2 43,8 49,6 52,0 52,9 53,0 53,3 53,4

Чистые налоги на производство и импорт 11,9 17,1 19,7 17,8 15,6 12,9 12,6 12,3 12,1

Валовая прибыль экономики 42,7 42,7 36,5 32,6 32,4 34,2 34,4 34,5 34,5

Источники: Данные СНС Росстата; Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. / Минэкономразвития. - С. 53.

производств различных секторов экономики на новую высокотехнологичную основу и реализуется государствами на основе формирования новой промышленной политики. Это позволяет решить целый ряд важнейших проблем: повысить конкурентоспособность производства по широкому кругу отраслей, увеличить производительность труда, создать новые рабочие места, что, в конечном счете, создаст предпосылки для обеспечения устойчивой динамики экономического роста. Проблема перехода к инновационной модели развития остро стоит и перед Россией.

Содержанием новой индустриализации является процесс распространения «прорывных технологий», который охватывает как формирование новых отраслей и секторов промышленности, воспроизводящих эти прорывные технологии, так и их распространение в традиционных отраслях промышленности и секторах национального хозяйства, что требует соответствующей модернизации производственного аппарата [11].

Согласно методологии национального счетоводства, ВВП, или конечный спрос (У), включает заработную плату V (выражает интерес работника); валовую прибыль 5 (интерес частного собственника) и государственный бюджет Ь (интерес совокупного, социального капитала) [6]:

У = V + 5 + Ь (1)

Следовательно, ВВП можно увеличивать за счет отдельных его элементов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время действует вариант с максимизацией прибыли промежуточного выпуска2 [3]:

[AX + (s^ max)] + (v + b)^ min = Х (2)

Однако такой вариант несовместим с максимизацией не только заработной платы, но и госбюджета (феномен офшо-ризации собственности и прибыли). Результаты функционирования такой экономической модели, приведенные выше, доказывают необходимость ее изменения.

Требованиям и задачам модернизации экономики страны, проведения новой индустриализации отвечает прежде всего курс на максимизацию зарплаты и госбюджета, а также минимизацию прибыли промежуточных стадий производства в составе Y Основное уравнение межотраслевого баланса при этом принимает вид [3]:

AX + [(v + b)^ max + (s^ min)] = Х (3)

Этим требованиям более всего соответствует вертикально интегрированная форма организации народного хозяйства. Как показывает практика3, все известные

2 Согласно основному уравнению межотраслевого баланса АХ + Y = X, где АХ - промежуточное потребление, Y - конечное потребление, X - валовой выпуск [6].

3 Если обратиться к группировке корпораций США по концентрации капитала и прибыли, то увидим, как в период 1970-2005 гг. неуклонно и систематически укреплялись доминирующие позиции крупнейших, вертикально интегрированных структур с капиталом более 1 млрд долл. В 1970 г.

ныне передовые достижения и эффекты высокотехнологичного прогресса реализуемы только в условиях единых вертикально интегрированных цепочек добавленной стоимости, в рамках экономики многоотраслевых национальных и транснациональных корпораций на базе смешанной, планово-интегрированной экономической системы, которая использует и косвенные, и прямые методы регулирования ключевых воспроизводственных пропорций, начиная с накопления капитала и его эффективности.

Для решения задачи проведения новой индустриализации России в соответствии с законом вертикальной интеграции, суть которого состоит в том, что промежуточные производства имеют нулевую рентабельность, следует запретить извлечение прибыли из промежуточного производства, допуская ее извлечение из производства конечной продукции [2]. Действительно, многоотраслевые корпорации извлекают прибыль не из создания средств производства, не из сырья и полуфабрикатов, а из производства продукции высших переделов. Нефтяные корпорации торгуют не нефтью, а продуктами глубокой нефтепереработки; машиностроительные - не алюминием, медью, чугуном, сталью, а двигателями, станками, машинами, самолетами; электронные -

крупные вертикально интегрированные корпорации обладали 48,8% совокупного капитала, 51,9% - прибыли; в 2005 г. их доля поднялась, соответственно, до 83,2 и 86%. Сопоставима также их доля в экспорте, накоплениях, НИР и НИОКР, инновациях. Короче говоря, в развитых странах полностью доминирует экономика корпораций, а не малых предприятий. Безраздельно господствует именно экономика вертикальной интеграции, в отличие от пореформенной России, где возобладала экономика частнокапиталистической стихии, дезинтеграции и децентрализации. На ведущих направлениях неоиндустриализации - электроника и технотронное двигателестроение - господство ТНК просто безоговорочное [3].

не кремнием и редкоземельными металлами, а микропроцессорами и цифровой техникой.

Решение задачи неоиндустриализации России потребует осуществления общегосударственной программы вертикальной интеграции народного хозяйства. Основой экономики страны должны стать созданные государственные корпорации, имеющие в своем составе технологически сопряженные производства средств производства, важнейшим приоритетом - возрождение и развитие диверсифицированного отечественного машиностроения, которое будет обеспечено конечным спросом. Специалисты ИНП РАН указывают на возможную реализацию следующих технологических цепочек в экономике России [1; 12]:

- оборонно-промышленный комплекс -станкостроение и отрасли, его комплектующие, современное приборостроение;

- отрасли топливно-сырьевого сектора и энергетика - тяжелое и энергетическое машиностроение - станкостроение;

- транспортное машиностроение -станкостроение;

- АПК - сельскохозяйственная техника - станкостроение;

- лесной комплекс - оборудование для заготовки, переработки и обработки древесины - станкостроение;

- текстильная и легкая промышленность - оборудование для текстильной, швейной и обувной промышленности -станкостроение;

- строительный комплекс - производство современных стройматериалов -строительная техника различного назначения - станкостроение.

Модель новой индустриализации должна стать новой экономической моделью России. При этом, как показало исследование [8; 9], ключом к решению проблемы экономического развития нашей страны является динамичное и масштабное повы-

шение следующих базисных параметров народнохозяйственной системы:

- мультипликатора добавленной стоимости (до 12-14 и выше);

- доли автоматизированных рабочих мест (до 25-30% в секторах материального производства);

- производительности труда (с темпом роста не менее 9% в год);

- качества и конкурентоспособности продукции (рост экспорта готовой продукции на 15-20% в год);

- реальной покупательной способности населения, товаропроизводителей и государственного бюджета (с темпом не ниже 7% в год);

- доли внутреннего фонда накопления (не менее 30% ВВП);

- эффективности капитальных вложений в секторах материального производства (не менее 35-40%).

Перечисленные системные параметры довольно жесткие, но они вполне реалистичны для экономической системы передового интегрированного типа. Модель новой индустриализации содержит фундаментальные источники экономического роста, являясь моделью прогрессивной структурной диверсификации отечественной экономики и увеличения производительности труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Восстановление экономического роста в России [Текст] : научный доклад / руководитель и отв. редактор: академик В. В. Ивантер. - М., 2016. - 32 с.

2. Губанов, С. С. Трудовая парадигма: А. Смит против «неоклассики» [Текст] / С. С. Губанов // Экономист. - 2009. - № 3.

3. Губанов, С. С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция [Текст] / С. С. Губанов. - М. : Книжный Мир, 2012. - 224 с.

4. Ивантер, В. В. Стратегия перехода к экономическому росту [Текст] / В. В. Ивантер // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 1. - С. 3-8.

5. Ильин, В. А. Проблемы эффективности государственного управления. Тенденции рыночных трансформаций. Кризис бюджетной системы. Роль частного капитала. Стратегия-2020: проблемы реализации [Текст] : монография / В. А. Ильин, А. И. Поварова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. - 188 с.

6. Леонтьев, В. В. Межотраслевая экономика [Текст] / В. В. Леонтьев. - М. : Экономика, 1997. - 479 с.

7. Лукин, Е. В. О факторах роста экономики [Электронный ресурс] / Е. В. Лукин // Вопросы территориального развития. - 2016. - № 2. - Режим доступа : http://vtr.vscc.ac.ru/article/1819

8. Лукин, Е. В. Параметры технологического развития экономики России [Электронный ресурс] / Е. В. Лукин // Вопросы территориального развития. - 2015. - № 7 (27). - Режим доступа : http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module=Artides&action=view&file=article&aid=5245

9. Лукин, Е. В. Параметры технологического развития экономики России [Текст] / Е. В. Лукин // Вестник НГУЭУ - 2016. - № 1. - С. 44-51.

10. Национальные счета России [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_15

11. Новая индустриализация как условие формирования инновационной модели развития российской экономики [Текст] : научный доклад / руководитель Е. Б. Ленчук. - М. : Институт экономики РАН, 2014. - 58 с.

12. Новая экономическая политика - политика экономического роста [Электронный ресурс] / В. В. Ивантер. - Режим доступа : http://viperson.ru/data/201305/klmjcjbljjujsjtljtjcjb.pdf

13. Самые богатые страны мира 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://investorschool. ru/samye-bogatye-strany-mira-2015

14. Input-Output Accounts Data [Electronic resource] / Bureau of Economic Analysis. - Available at : http://bea.gov/industry/io_annual.htm

15. Raa, T. The Economics of Input-Output Analysis [Text] / T. Raa. - Cambridge : Cambridge University Press, 2005. - 212 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лукин Евгений Владимирович - кандидат экономических наук, научный сотрудник, и. о. заведующего лабораторией моделирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: lukin_ev@list.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Lukin E.V.

VARIANTS OF ADJUSTMENTS TO RUSSIAN ECONOMIC POLICY

The article presents the variants of adjustment of the economic policy of Russia. Based on the economic development and the problems identified in the sphere of regulation of social reproduction, the resources available and the prerequisites for the recovery of economic growth in Russia, the authors showed that the priority areas of the state economic policy should be the promotion of economic activity in the real economic sector, the development of domestic consumer and investment demand, the shift to an innovative economic model. The main measures for the development of the real economic sector and income raise of its activities are the increase in the share of domestic goods in the domestic market by reducing import demand; loading if spare competitive capacities; capital goods production expansion; preservation and further development of the established institutional structure of financial support of agricultural enterprises; reduction of price of working capital by ensuring stable ruble exchange rate and a steady decline in interest rates; refinancing the needs of Russian enterprises for working capital; prevention of increase in direct and indirect tax burden on business and the population; limiting the increase in prices for services of "infrastructural monopolies" (electricity, gas, transport), as well as on engine fuel. It has been proved that an important factor in economic growth is effective consumer demand. The paper offers possible ways of stimulating investment activity, proves the necessity of new high-tech industrialization of the Russian economy and increasing the integration of extractive and manufacturing sectors of the economy, presents possible process chains in the economy. Key controllable factors and parameters of neo-industrial economic development have been identified. On the basis of mathematical calculations, it has been proved that such development requires increased dynamic enhancing of the following basic parameters of economic system: added value multiplier (12-14 and over); the proportion of computer assisted operations (up to 25-30% in the sectors of material production); labor productivity (with growth rate o f over 9% per year); product quality and competitiveness (end product export rise by 15-20% per year); real purchasing power of the population, producers and state budget (with the rate of at least 7% per year); the share of domestic accumulation fund (GDP not less than 30%); the effectiveness of capital investments in the sectors of material production (not less than 35-40%).

Economic growth, systemic crisis, controlled parameters of economic growth, economic policy, re-industrialization.

REFERENCES

1. Ivanter V. V. Vosstanovlenie ekonomicheskogo rosta v Rossii: nauchnyi doklad [Economic growth recovery in Russia: academic report]. Moscow, 2016. 32 p.

2. Gubanov, S. S. Trudovaya paradigma: A. Smit protiv «neoklassiki» [Labor paradigm: A. Smith against "neo-classicism"]. Ekonomist [The Economist], 2009, no. 3.

3. Gubanov S. S. Derzhavnyiproryv. Neoindustrializatsiya Rossiii vertikal'naya integratsiya [Sovereign breakthrough. Neo-industrialization of Russia and vertical integration]. Moscow: Knizhnyi Mir, 2012. 224 p.

4. Ivanter V. V. Strategiya perekhoda k ekonomicheskomu rostu [Strategy of transition to economic growth]. Problemy prognozirovaniya [Forecasting issues], 2016, no. 1, pp. 3-8.

5. Ilyin V. A., Povarova A. I. Problemy effektivnosti gosudarstvennogo upravleniya. Tendentsii rynochnykh transformatsii. Krizis byudzhetnoi sistemy. Rol' chastnogo kapitala. Strategiya-2020: problemy realizatsii: monografiya [Problems of public administration efficiency. Trends in market transformations. Crisis of budgetary system. Role of private capital. Strategy-2020: problems of implementation: monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2014. 188 p.

6. Leont'ev V. V. Mezhotraslevaya ekonomika [Inter-industry economy]. Moscow: Ekonomika, 1997. 479 p.

7. Lukin E. V. O faktorakh rosta ekonomiki [Economic growth factors]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Territorial development issues], 2016, no. 2. Available at: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1819

8. Lukin, E. V. Parametry tekhnologicheskogo razvitiya ekonomiki Rossii [Technological development of the Russian economy]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Territorial development issues], 2015, no. 7 (27). Available at: http://vtr.isert-ran.ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=5245

9. Lukin E. V Parametry tekhnologicheskogo razvitiya ekonomiki Rossii [Parameters of technological development of the Russian economy]. VestnikNGUEU [Vestnik NSUEM], 2016, no. 1, pp. 44-51.

10. Natsional'nye scheta Rossii [Russia's national accounts]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service] Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_15

11. Lenchuk E. B. Novaya industrializatsiya kak uslovie formirovaniya innovatsionnoi modeli razvitiya rossi-iskoi ekonomiki: nauchnyi doklad [Neo-industrialization as a condition for the formation of an innovative model of Russian economic development: academic report].Moscow: Institut ekonomiki RAN, 2014. 58 p.

12. Ivanter V. V. Novaya ekonomicheskaya politika - politika ekonomicheskogo rosta [New economic policy -the policy of economic growth]. Available at: http://viperson.ru/data/201305/klmjcjbljjujsjtljtjcjb.pdf

13. Samye bogatyestrany mira 2015 [World's richest countries 2015]. Available at: http://investorschool.ru/ samye-bogatye-strany-mira-2015

14. Input-Output Accounts Data. Bureau of Economic Analysis. Available at : http://bea.gov/industry/io_an-nual.htm

15. Raa T. The Economics of Input-Output Analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 212 p.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Lukin Evgenii Vladimirovich - Ph.D. in Economics, Research Associate, Acting Head at the Laboratory for Modelling and Forecasting of Socio-Economic Development of Territories at the Department of the Issues of Socio-Economic Development and Management in Territorial Systems. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: lukin_ev@list.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.