Научная статья на тему 'Направления использования внутреннего корпоративного блоггинга в деятельности компаний'

Направления использования внутреннего корпоративного блоггинга в деятельности компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛОГ / ТИПЫ / ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ / BLOG / TYPES / PURPOSE OF USE / FIELDS OF APPLICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Елена Михайловна, Красильникова Галина Владимировна

В условиях рыночной экономики финансовый результат компании является основным показателем оценки ее хозяйственной деятельности, на который бесспорно влияет эффективность использования ее трудовых ресурсов. Значительное влияние на рост производительности труда оказывает внедрение достижений научно-технического прогресса, которое в числе прочего проявляется в использовании современных программных технологий. По данным маркетинговой исследовательской компании comScore, Inc. на июль 2009 года Россия занимает первое место в мире по интенсивности использования общественных социальных сетей [10], а внутрикорпоративное социальное программное обеспечение, столь популярное на Западе, до сих пор не получило распространение. В статье рассматривается применение в компаниях сферы услуг блогов, позволяющих оптимизировать коммуникационные бизнес-процессы и повысить эффективность совместной работы сотрудников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In conditions of market economy company's financial results is a key parameter for evaluating its business, which undoubtedly affects the efficiency of its workforce. The introduction of scientific and technological. progress, which, among other things, is involved in the use of advanced software technologies has a significant impact on productivity growth. According to marketing research of comScore, Inc. July 2009, Russia is ranked as the first in the world by the intensity of the use of public social networks [10], and intracorporate social software, so popular in the West, still has not received distribution. This article will discuss in detail the scope of use of blogs in the service company to optimize communications business processes and improve employee collaboration

Текст научной работы на тему «Направления использования внутреннего корпоративного блоггинга в деятельности компаний»

ных резервов, резервов на черный день и резервов в кубышке, когда в учетном менеджменте практикуется показ данных бюджета капитальных расходов на следующий или несколько последующих лет в виде обязательств текущего периода. Тем самым в учет включаются такие суммы, которые в виде обязательств текущего периода записываются отдельной строкой за последней чертой отчета о прибылях и убытках за текущий период по статье специальных расходов и создают тем самым иллюзию поверхностного благополучия [5. С. 182—183].

Вышеназванные и другие подобные финансово-административные уловки скрытия или искажения истинной стоимости активов и обязательств предприятия (например, в связи с конкретным давлением, перегово-

ров с профсоюзами). порождают лишь ответные меры как государственно-репрессивного характера, так и усложнение финансовых механизмов, которые дают возможность выявить эти нарушения. Появляются в связи с проблемой преодоления нарушений и искажений бухгалтерской и финансовой отчетности, новые технологические финансовые разработки. Указанные финансовые технологии применяются в заключении договоров, определяющих порядок предоставления займа, выплата вознаграждения работникам и т.д. [6. С. 13—14].

Таким образом, комплексное и оптимальное применение финансовых коэффициентов на современной методологической основе позволяет правильно и своевременно оценивать финансовую результативность малых предприятий.

Литература

1. Камышалов П.И., Камышалов А.П. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ. М.: Омега-Л, 2006. С. 152—168.

2. Спинелли-мл.С., Розенберг Р.М., Берли С. Франчайзинг: путь к богатству. М.—СПб.—Киев: Вильямс, 2007. С. 25—26.

3. http://www.baskinrobbins.ru (Дата обращения: 15.04.2011).

4. Беннинг С. Финансовое моделирование с использованием EXCEL. 2-е изд. М.—СПб.—Киев: Вильямс, 2007. С. 103.

5. Вальтер Р. Шутце (Walter R. Schuetze). Главный бухгалтер, Департамент надзора. Комиссия по ценным бумагам и биржам США, 22 апреля 1999 г. http: www.sec.gov/news/ speeches Spcha 76. htm. Цит. по: Международные стандарты финансовой отчетности, С. 745—747.

6. Вальтер Р. Шутце (Walter R. Schuetze). Главный бухгалтер, Департамент надзора. Комиссия по ценным бумагам и биржам США, 22 апреля 1999 г. http: www.sec.gov/news/ speeches Spcha 76. htm. Цит. по: Международные стандарты финансовой отчетности, с. 749.

7. Гальцева Е.В. Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг. Дис... к-та экон. Наук. М., 2005.

8. http://www.market-pages.ru/finotch/30.html (Дата обращения: 12.02.2011).

УДК 65.011.46

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОРПОРАТИВНОГО БЛОГГИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ

Крюкова Елена Михайловна, кандидат экономических наук, доцент,

lena-krukova@yandex.ru,

Красильникова Галина Владимировна, аспирант заочной формы, fogata@mail.ru, Институт сервиса, филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

In conditions ofmarket economy company'sfinancial results is a keyparameterfor evaluating its business, which undoubtedly affects the efficiency ofits workforce. The introduction ofscientific and technological

progress, which, among other things, is involved in the use of advanced software technologies has a significant impact onproductivity growth. According to marketing research ofcomScore, Inc. July 2009, Russia is ranked as thefirst in the world by the intensity ofthe use of public social networks [10], and intracorporate social software, sopopularin the West, still has not received distribution. This article will discuss in detail the scope ofuse ofblogs in the service company to optimize communications businessprocesses and improve employee collaboration.

Вусловияхрыночной экономики финансовыйрезультат компании является основным показателем оценки еехозяйственной деятельности, на который бесспорно влияет эффективность использования ее трудовыхресурсов. Значительное влияние нарост производительности труда оказывает внедрение достижений научно-технического прогресса, которое в числе прочего проявляется в использовании современных программных технологий. По данным маркетинговой исследовательской компании comScore, Inc. на июль 2009года Россия занимает первоеместовмире по интенсивности использования общественныхсоциальныхсетей[10], а внутрикорпоративное социальное программное обеспечение, столь популярное на Западе, до сих пор не получилораспро-странение. В статьерассматривается применение в компаниях сферы услуг блогов, позволяющих оптимизировать коммуникационные бизнес-процессы и повысить эффективность совместной работы сотрудников.

Keywords: blog, types,purpose ofuse,fields ofapplication

Ключевые слова: блог, типы, цели использования, области применения

В современной публичной интернет-среде блоги сегодня привлекают огромную аудиторию в России. Прежде чем анализировать развитие данного феномена, определимся с содержанием данного термина. Блог (от англ. weB LOG — «сетевой журнал или дневник событий») представляет собой web-инструмент для обсуждения отдельными лицами или группами лиц вопросов, обмена мнениями, мыслями, опытом, наблюдениями, чувствами. Основное содержимое блога — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа контент. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах) [1]. По данным ROMIR Monitoring, 36% российских интернет-пользователей старше 18 лет читают блоги других авторов, 17%, кроме чтения, сами ведут сетевые дневники (это более 2 млн человек). [3]. На сентябрь 2010 года виртуальное русскоговорящее сообщество одного из самых популярных блоггерских сервисов LiveJournal насчитывало более 1 млн 700 тыс. пользователей. Таким образом, Россия находится на втором месте по количеству зарегистрированных блоггеров после Соединенных Штатов [12]. Наблюдая рост интереса к блогам, игнориро-

вать эту новую появляющуюся информационную среду уже невозможно.

Феномен блоггинга1 не ограничивается исключительно персональными блогами. Многие организации по всему миру создают блоги, руководители компаний, акционеры, вендоры и сотрудники публикуют свои мнения по различным темам. Таким образом, блоги постепенно начинают оказывать влияние и на бизнес. Они предлагают новый способ управления публичными дискуссиями, а также помогают формировать новое экономическое пространство для сотрудничества. В целом, блоги выступают альтернативным источником информации, средством обратной связи с экосистемой компании и выражают ее точку зрения. Однако, несмотря на все преимущества, по данным специалистов компании LEWIS, менее 5% компаний имеют свои корпоративные блоги [9].

В зависимости от аудитории, к которой адресуют свои сообщения организации, выделяют внешние (публичные) и внутренние корпоративные блоги. Для внешних блогов аудиторией является мир, а для внутренних — сотрудники компании.

1 Под блоггингом (от англ. «blogging», сокр. от «weblogging», «блоггинг», «ведение блога») автор понимает процесс создания и ведения блога, состоящий из написания статей, оптимизации и продвижении блога, который выполняется одним или несколькими блоггерами.

Индустриальный эксперт Chris Baggott в процессе становления технологии от ее зарождения до применения в корпоративной среде выделяет 3 поколения блогов: личные дневники, блоги-сообщества, интерактивные блоги. Первое десятилетие блогосфера была заполнена «личными дневниками», где пользователи публиковали новости и краткие заметки о волнующих их вопросах. Очевидно, что такие блоги не могли найти применения в компаниях. Поколение «блогов-сообществ» уже получило некий корпоративный оттенок. Блоггеры продолжали делиться своими мнениями, а другие пользователи могли оставлять свои комментарии. Однако наполнять контентом блоги мог только ограниченный круг людей, в основном это были руководители компаний и идейные лидеры, которые старались упрочнить свою репутацию или заполучить доверие рынка, представляя продукты своей компании. Достигалось это путем формирования бизнес-сообщества вокруг основной идеи, но по сути не несло в себе никакой ценности ни для читателей блогов, ни для самих организаций. Первое и второе поколения блогов не представляли собой какой-либо значимой ценности для организаций. Основной недостаток заключался в отсутствии возможности мотивировать заказчиков к переговорам. Третье поколение «интерактивных блогов» отличает в первую очередь фокус на встроенные маркетинговые инструменты; например, оптимизация веб-сайта в поисковых системах (Search Engines Optimization, сокр. SEO) позволяет достичь высоких позиций по целевым запросам с использованием конкретного набора ключевых слов и увеличить посещаемость ресурса. [12]. Аудиторией читателей корпоративных блогов второго и третьего поколений является внешняя экосистема компании. Поэтому автор предлагает дополнить этапность развития блоггинга, обозначив начало формирования блогов четвертого поколения, — блогов, которые применяются в корпоративной внутренней среде компании.

Специалисты компании LEWIS, специализирующейся на развитии отношений со средствами массовой информации на международном уровне, классифицируют корпоративные блоги по автору и их целевой направленности (табл. 1). Рассмотрим приведенную классификацию более внимательно для более ясного понимания предмета исследования [9].

«Блог руководителя компании» предполагает, что его автором является лидер компании или представитель ее руководящего звена. Такие блоги используются, в первую очередь, для повышения репутации личности автора, это также может позитивно повлиять на восприятие компании и ее продуктов на рынке [4]. Обычно автор излагает свое видение и рассказывает о корпоративной стратегии компании, а если автор является знаменитостью, иногда и о событиях личной жизни [9]. Благодаря персональным блогам топ-менеджмента компания может занять в блогосфере положение организации с передовым мышлением. Блоги топ-менеджмента компании имеют высокий уровень доверия читателей и могут формировать общественное мнение по вопросам, связанным с бизнесом компании, и даже влиять на внесение изменений в законодательство [4]. Кроме того, блоги высшего руководства всегда привлекают внимание СМИ и аналитиков, поскольку рассматриваются как компетентный поставщик информации о стратегии и общей философии компании, отрасли и деловом сообществе в целом [9].

Наличие внутреннего корпоративного бло-га руководителя имеет следующие потенциальные преимущества для компании:

• обновление и расширение видения корпоративной стратегии, миссии и приоритетов на регулярной основе;

• пояснение причин тех или иных действий, принимаемых решений;

• более быстрое донесение информации до сотрудников по сравнению с использованием электронной почты, а также эконо-

Таблица 1

Классификация корпоративных блогов в зависимости от количества авторов и целей

Один человек Несколько человек

Блог компании блог руководителя компании блог компании

Предметный блог экспертный блог тематический блог

Независимый блог блог идеолога индустриальный блог

мия времени руководителя за счет исключения повторных объяснений; • поддержка корпоративной культуры, положительных тенденций, возможность наладить взаимодействие с сотрудниками. «Блог компании» одновременно ведется несколькими сотрудниками различных профилей, нередко добровольцами. Они свободно выбирают тему для освещения: от выхода нового продукта до корпоративных вечеринок. Такой блог компании обычно помогает посторонним лицам лучше понять ее корпоративную культуру.

«Экспертный блог» ведется человеком, который стремится зарекомендовать себя экспертом в какой-либо области. Блог может освещать, например, специфическую продуктовую линейку компании или ее сервис, а может иметь более широкую направленность, например, онлайн маркетинг. Читатели ценят такие блоги за уникальность взглядов и опыт автора, который нередко выступает «миссионером» какой-либо технологии или продукта.

«Тематический блог» так же, как и «экспертный блог», посвящен единственной теме, например, продукту или какому-либо предмету из экспертной области. Но в отличие от экс-

пертного блога его ведут несколько сотрудников, акцент сделан на количестве, а не на качестве подаваемого материала для того, чтобы читатель смог получить исчерпывающую информацию о какой-либо конкретной теме или новостях компании.

«Блог идеолога» — это преимущественно экспертный блог, который явно не принадлежит какой-либо отдельной компании, а ведется предметным экспертом в свободное от работы время. Такие блоги могут возникать, когда компания еще не выработала свою стратегию корпоративного блоггинга, а у сотрудников имеется необходимость в создании блога, или когда компания берет на работу специалиста, который еще до этого момента вел свой блог. В некоторых случаях компании осознанно дают возможность своим сотрудникам вести «независимые» блоги. Однако необходимо отметить, что блогосфера осуждает блоггеров, заявляющих свою независимость, и в то же время получающих вознаграждение от компании за ведение блога.

«Индустриальный блог» очень похож на «тематический блог» с той лишь разностью, что его ведут сотрудники разных компаний, внештатные сотрудники (фрилансеры), не-

Внутренний блоггинг

внутри команды

Рис. Области использования корпоративных блогов внутри компании

коммерческие организации или журналисты. Он также претендует на то, чтобы стать всеобъемлющим источником информации о конкретной индустрии или источником новостей, но в отличие от тематического блога, он нейтрален в отношении какого-либо вендора [6].

Использование блогов в корпоративной среде недостаточно хорошо изучено. В бизнесе блоги востребованы исключительно компаниями-новаторами в качестве экспериментальной технологии, а крупные компании пока им не уделяют должного внимания. В специализированной литературе, посвященной корпоративным блогам, проведено значительное количество исследований практики применения корпоративного блоггинга. Анализируя практику внедрения блогов зарубежными компаниями нами была предложена карта областей применения внутренних корпоративных бло-гов для выявления направлений использования этой технологии при решении различных задач компаний сферы услуг (рис.).

Рассмотрим схему подробнее. Внутренний корпоративный блоггинг является важным средством коммуникаций, особенно для крупных компаний. Некоторые описывают блог-гинг как инструмент выражения страсти к своей работе, средство установления и поддержания коммуникаций внутри организации [5].

В любых компаниях, даже небольших, могут возникать проблемы с внутренними коммуникациями. Внутренний блог можно рассматривать как альтернативу или дополнение к корпоративным собраниям, совещаниям. Особенно это важно для крупных компаний с территориально-распределенной филиальной сетью, когда сотрудники не имеют возможность проводить общие совещания.

Необходимо подчеркнуть преимущества блога как PR-инструмента внутренней среды компании при налаживании контактов между сотрудниками в коллективе, представителями разных уровней иерархии, различными филиалами корпорации.

Из практики известно, что блоги можно использовать как источник передачи информации: сообщать об открытии новых сайтов, анонсировать проекты, размещать резюме об открытии вакансий, сообщать новости компании и отрасли в целом, публиковать заявления высших должностных лиц. Кроме того, если сотрудник отсутствовал на работе некоторое время из-за командировки или отпуска, он

может прочитать блог и быстро восстановить информационные пробелы.

Во многих компаниях электронная почта служит одним из главных инструментов общения, получения информации и решения разнообразных операционных вопросов. Обычно внутри организации электронная почта используется для того, чтобы созывать собрания, рассылать документы и объявления о начале новых проектов, раздавать рабочие задания. Сложность поддержания деловых отношений при помощи обработки большого количества электронных писем сделала блоггинг заманчивым выбором для коммерческого сектора. Перечислим основные преимущества блогов с точки зрения коммуникационной эффективности перед электронной почтой:

• участие в обсуждении всех сотрудников;

• публикация и чтение комментариев, расположенных в хронологическом порядке, всеми сотрудниками;

• доступ к последней версии содержимого блога всех пользователей;

• создание единого архива сообщений и как следствие возможность восстановления последовательности деловой переписки с разными адресатами;

• удобный поиск необходимых сообщений в блогах по категориям.

Как показывают исследования, блоги, выполняя коммуникативную функцию, могут использоваться для поддержания существующих и поиска новых контактов. В ходе опроса блог-геров общедоступного сайта «Живой Журнал» было выявлено, что одни люди заводят блоги для удобства коммуникации с имеющимися знакомыми, другие — для того, чтобы познакомиться с новыми людьми [8]. Подобная аналогия наблюдается и внутри организации: одни сотрудники начинают вести блог или присоединяются к обсуждению какой-либо темы, чтобы расширить круг своих знакомств, найти полезные контакты, другие — чтобы поддерживать коммуникации с уже знакомыми людьми.

Практика показывает, что чем больше компания, тем труднее информировать служащих о положении дел в компании, результатах отчетов о продажах и другой важной текущей информации, подготовкой которой занимаются административные работники. Выделим преимущества наличия в компании административных блогов: сохранность информации, классификация блогов по категориям и как

следствие — удобный поиск. Размещение документов в административном блоге позволяет сократить объем электронной почты, быстро получить информацию, гарантировать сохранность документов и при необходимости получать уведомления об их перемещении. В административном блоге отражается вся текущая жизнь компании, публикуются отчеты о кадровых решениях, важных собраниях, правилах и процедурах решения сотрудниками вопросов личного характера. Административный блог может являться частью интернет-портала компании и одновременно архивом документов.

Кроме указанных преимуществ использования корпоративных блогов, названная технология имеет большое значение в стимулировании развития инновационной деятельности компании: так, согласно исследованию подразделения компании IBM Institute for Business Value «Global CEO Study» 76% руководителей компаний считают, что совместная работа очень важна для инноваций, причем основные источники инноваций — это бизнес-партнеры, сотрудники и заказчики [7]. Руководство компании должно находить способы стимулировать своих служащих делиться инновационными идеями. В некоторых организациях заводят специальные ящики для предложений, в других генерирование новых идей поощряется и вознаграждается, например, участием в прибыли. Однако недостаточно получить отличную идею, ее еще необходимо развить и проработать. Обычно идеи поступают в «сыром», незавершенном виде, и на этом этапе очень полезными оказываются блоги — генераторы идей, поскольку все сотрудники могут внести свой вклад в доведение идеи до совершенства: интересные мысли могут дать толчок к обсуждению, хорошие идеи будут всесторонне рассмотрены и опробованы. Выделим характеристики блога, выполняющего функцию генератора идей:

• равноправие сотрудников;

• участие в обсуждении и комментировании (по желанию, анонимно) всех сотрудников;

• рассмотрение и комментирование всех новых идей высшим руководством;

• вознаграждение сотрудников за стоящие идеи (например, участием в прибыли или бонусами за снижение себестоимости). Таким образом, внутренний блоггинг расширяет круг полномочий сотрудников, налаживает общение, уменьшает объем электронной почты, упрощает управление документооборо-

том и гарантирует своевременное поступление информации всем сотрудникам. Благодаря внутреннему блоггингу сотрудники могут стать более информированными и продуктивными.

Переходя ко второму элементу рассматриваемой схемы «управление проектами» (рис.), отметим, что при работе над проектным заданием необходимо стремиться к достижению следующих целей:

• постоянное информирование всех участников о продвижении проекта;

• архивирование важных документов;

• коллективное обсуждение важных вопросов и проблем;

• вовлечение в работу всех членов проектной команды.

Исследования показывают, что маленькие группы часто показывают более высокие результаты продуктивности, чем большие. Так, сопоставление показателей прибыльности компании и количества ее персонала показало, что продуктивность персонала снижается с ростом организации экспоненциально, каждое увеличение организации в три раза уменьшает продуктивность персонала в два раза, или в другой формулировке, увеличение количества сотрудников на 10% приводит к уменьшению продуктивности каждого на 6,3%. Можно предположить, что снижение продуктивности может быть связано с затруднением сотрудничества, трудностями в обмене идеями и размыванием общего видения, которое происходит с ростом и структурированием организации [6].

Команды производственных, информационно-технических, маркетинговых отделов крупных организаций в большинстве случаев самодостаточны, поэтому у таких команд вполне оправданно наличие своих официальных блогов. Аналогично официальному блогу компании, в блоге отдела кратко и лаконично описываются новости отрасли, размещаются объявления об открытии вакансий, ведутся беседы о делах команды, происходит обсуждение важных рабочих вопросов, а также публикуются напоминания о выполнении разных поручений, информация для других команд, отдельных сотрудников и корпоративных лидеров. В некоторых зарубежных компаниях всем командам вменяется в обязанность вести официальные блоги. Оформив подписку на получение новых сообщений в блогах команд, менеджмент получает возможность всегда быть в курсе происходящего внутри компании. Бло-

ги команд позволяют всем членам команды постоянно общаться, открыто выражать свои мнения в сообщениях и комментариях, вносить предложения и идеи для обсуждения, вступать друг с другом в диалог. Это значительно повышает эффективность работы коллектива. Даже если в компании не принято заниматься блог-гингом, команды для повышения своей эффективности могут вести административные блоги, блоги по управлению проектами, блоги для генерации идей. Внутренние персональные блоги или блоги команд могут использоваться и для документирования рабочих процессов. Блоггеры, для которых документирование не является основной мотивацией, иногда используют сделанные в блогах записи для подготовки формальных документов.

Для успешности проекта, особенно в таких наукоемких отраслях, как банковская, финансовая, образовательная сферы деятельности, область информационных технологий, государственный сектор, неправительственные организации и т.д., важное значение имеет своевременное привлечение предметных экспертов. Экспертом в компании является человек, обладающий обширными и глубокими знаниями, а также практическим опытом в какой-либо сфере деятельности, у кого сотрудники получают необходимые знания при возникновении каких-либо сложных ситуаций. Работа предметных экспертов гарантирует эффективную деятельность, прибыльность и успешность компании, поэтому руководство компании обычно старается удержать самых ценных сотрудников, даже когда приходит время их выхода на пенсию.

Выделим преимущества предоставления экспертам организации возможности вести собственные блоги. С одной стороны, благодаря блогам происходит пополнение базы знаний компании. После ухода предметных экспертов из компании сделанные ими ранее записи остаются в корпоративной базе знаний и могут быть в последующем использованы новыми сотрудниками. Отметим, что благодаря регулярным пополнениям новыми комментариями, мнениями и ссылками, блог становится эффективным фильтром и богатым источником информации. С другой стороны, блоги позволяют одновременно передавать знания широкому кругу лиц, а не в индивидуальном порядке посредством телефонных разговоров, переписки по электронной почте или личных

встреч. Для больших организаций преимущество использования внутреннего блоггинга заключается в возможности находить территориально удаленных экспертов и привлекать их к текущим проектам. Такой подход может сократить процент привлечения внешних консультантов и позволит компании в целом принимать более обоснованные решения.

Третий элемент схемы (рис.) связан с созданием и ведением корпоративной базы знаний организации. Блоги позволяют сформировать среду для общения и выявления «неявных» знаний, их последующую формализацию и фиксацию для накопления базы знаний компании, что особенно важно для предприятий сферы услуг. Некоторые пользователи называют свои блоги персональным архивом информации с расширенными возможностями обратной связи с читателями. Таким образом, с одной стороны, можно говорить, что блог является элементом корпоративной базы знаний компании, а с другой стороны, проводником к ее другим элементам через RSS и механизм уведомления о существовании некоторого другого блога на схожую тематику (trackbacks), а также благодаря возможности обмена закладками. Как следствие, блоги формируют среду неформального обучения: сотрудники могут повышать свою квалификацию, обращаясь к зафиксированным в блогах знаниям.

Последний, четвертый блок целей основывается на аспекте личностного развития. Для сотрудников компании блог является наиболее простой и доступной формой изложения информации об актуальном вопросе, проблеме или событии, значит, является формой творческого самовыражения и самоутверждения личности. Поскольку любой блог несет какую-то информацию о личности автора, он способствует росту его узнаваемости среди коллег и позволяет возбудить интерес окружающих к своей персоне. Поэтому мы рассматриваем блог как средство для самопрезентации автора. E. Jones исследовал вопрос, каким образом человек может привлечь и удержать внимание окружающих. Он выделил пять стратегий управления восприятием, которые используются людьми для самопрезентации: идентификация с окружающими (или схожесть), компетентность, запугивание, пояснение на примере и просьба. Jones отметил, что первые две стратегии — «схожесть» и «компетентность» — наиболее часто используются людь-

ми для усиления своего влияния и укрепления власти. Основная цель одной из наиболее часто используемых стратегий «схожести» — понравиться другим, она проявляется в произнесении позитивных слов относительно других, юморе и умеренности в фамильярности. Цель второй стратегии — «компетентность», она направлена на то, чтобы зарекомендовать себя в глазах окружающих опытным и квалифицированным специалистом. Эта стратегия подразумевается в проявлении способностей личности, квалификации, производительности и достижении результатов. Впоследствии Тгашше11 и Ке8Ье1а8Ьу1Ш установили, что авторы самых популярных блогов наиболее часто прибегают к этим двум стратегиям [3].

С точки зрения саморазвития, публичность электронного дневника заставляет блоггеров постоянно учиться, узнавать новое, более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им в процессе ведения записей самим лучше понимать и анализировать происходящие события.

Блог также может выполнять функцию психологической разгрузки, когда сотрудник может «выплеснуть эмоции» или «изложить наболевшее», получив в ответ эмоциональную поддержку коллег.

Подводя итоги теоретической стороны рассматриваемого вопроса, заметим, что, возникнув результате личной инициативы сотрудника, впоследствии блог может стать активом компании. Для сотрудника блог дает пространство для обмена личным опытом и идеями, возможность фиксирования рабочих практик, поиска и вовлечения в круг своих интересов других сотрудников организации. Это, в свою очередь, может повлиять на ускорение потока информации, повышение производительности, упрочнение репутации сотрудника в компании.

Для более полного раскрытия темы рассмотрим возможные практические примеры использования внутренних блогов в академической и бизнес-среде. В академической среде блоги могут использоваться как преподавательским составом университета, так и его студентами. Выделим три основных направления использования блогов в образовательном учреждении.

Первое направление относится к работе с учебной информацией посредством блога. Она может включать в себя следующие сценарии:

• посвященный учебному курсу блог преподавателя для публикации лекционных заметок;

• коммуникации студентов с преподавателем по учебному курсу;

• закрытый межуниверситетский исследовательский блог.

Вторым направлением применения блог-гинга можно назвать совместную работу научной команды. Примеры включают следующие сценарии использования:

• публикация сотрудниками кафедры новостей по текущим проектам, освещение важных дат и обсуждение общих вопросов;

• обновление информации в блоге рабочей группы;

• информирование рабочей команды о чем-либо (например, об изменении правил доступа к университетским веб-приложениям). Третье направление — организация университетских сообществ. Сценарии организации сообществ включают:

• блоги о студенческой жизни;

• блоги для поддержки студенческих организаций;

• блоги-сообщества общего характера. Блоги организаций коммерческого сектора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во многом аналогичны по целям использования блогам в образовательной сфере. Приведем несколько основных «универсальных» сценариев применения блогов в компаниях сферы услуг в соответствии с предложенной нами ранее схемой (рис.).

1. Сценарии использования блогов для организации внутренних коммуникаций:

• публикация ответов на часто задаваемые вопросы;

• публикация новостных заметок с возможностью их комментирования сотрудниками;

• сбор и публикация заметок о конкурентах (например, информации, полученной в результате телефонного разговора, слухов, предположений о поведении конкурентов, новостей);

• освещение и обсуждение новых идей по усовершенствованию предоставляемых продуктов или услуг; брейнсторминг.

2. Сценарии использования блогов для управления проектами:

• разработка повестки встречи до рабочего совещания, а затем протокола встречи;

• заметки по текущему проекту: руководитель проекта может наблюдать этап-

ность развития проекта, а члены команды оставлять комментарии, что позволяет вносить корректировки по ходу проекта, а не на его завершающем этапе;

• использование «статусных» блогов проекта взамен организации контрольных совещаний.

3. Сценарии создания и ведения корпоративной базы знаний:

• обмен профессиональными экспертными знаниями и знаниями, полученными из ежедневной рабочей практики;

• неформальное обучение сотрудников.

4. Сценарии личностного развития персонала:

• самопрезентация новых сотрудников через персональный блог или комментирование в существующих блогах;

• признание заслуг сотрудников и персональные поощрения;

• развлекательные заметки, видео- и фотофайлы (например, после корпоративной вечеринки) позволяют привнести лич-

ностный аспект в работу, укрепить корпоративный дух и повысить приверженность сотрудников к компании.

Постепенное осознание компаниями преимуществ, которые приносит блоггинг, будет способствовать более широкому применению технологии для решения внутрикорпоративных задач. Правильно составленная стратегия блоггинга позволит улучшить взаимодействие сотрудников внутри компании (между руководством и рядовыми сотрудниками, между единомышленниками или в рамках неоднородных больших проектных команд), будет способствовать неформальному обучению, выявляя различные взгляды сотрудников на одни и те же вопросы, позволит разгрузить электронную почту и предоставит техническую основу для генерирования новых идей, являясь при этом своеобразным архивом, историей фирмы. Грамотное использование блоггинга поможет сделать компанию более гибкой и динамичной.

Литература

1. Блог. [Электронный ресурс] // Русская Википедия. 30.07.2004. Дата обновления 20.05.2010. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Блог (Дата обращения: 30.05.2010).

2. Цифры и факты. Известность блогов выросла вдвое за последние девять месяцев. [Электронный ресурс] / ROMIR Monitoring. 01.06.2006. URL http://romir.ru/news/res_results/281.html (Дата обращения: 20.09.2010).

3. Cho, S. Interpersonal communication between brands and consumers: A self-presentation study ofcorporate blogs. [Электронный ресурс] / School of Journalism and Mass Communication, University of Minnesota. 22.08.2006. Системные требования: Adobe Acrobat reader. URL: http://robertoigaiza.files.wordpress.com/2008/11/art-interpersonal-communication-between-brandsconsumers-cho-2006.pdf (Дата обращения: 30.05.2010).

4. Corporate Blogs in New Zealand: Motivations and Challenges. [Электронный ресурс] / Chua Phaik Harn, A., Deans, K., Parackal, M. ANZMAC. 13.11.2009. Системные требования: Adobe Acrobat reader. URL: http:// www.duplication.net.au/ANZMAC09/papers/ANZMAC2009-452.pdf (Дата обращения: 30.05.2010).

5. Crossing Boundaries: A Case Study of Employee Blogging. [Электронный ресурс] / Efimova, L., Grudin, J. Los Alamitos: IEEE Press. 2007. Системные требования: Adobe Acrobat reader. URL: https: //doc.telin.nl/dsweb/ Get/Document-65836/ (Дата обращения: 12.09.2010).

6. Engelhardt, A. The 3/2 rule ofemployee productivity. [Электронный ресурс] // CYBAEA Journal. 16.10.2006. (Блог Алана Энгельхардта). URL: http://www.cybaea.net/Blogs/Journal/employee_productivity. html (Дата обращения: 30.05.2010).

7. Expanding the Innovation Horizon: The Global CEO Study 2006. IBM Institute for Business Value. March, 2006.

8. Gorny E. Russian LiveJournal: National specifics in the development ofa virtual community. [Электронный ресурс] // Ruhr-Universitaet Bochum. 13.05.2004. Системные требования: Adobe Acrobat reader. URL: http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/en/gorny_rlj. pdf (Дата обращения: 30.05.2010).

9. Mark van der Wolf. The Business Value of Blogging. [Электронный ресурс] / LEWIS Global Public Relations. March, 2007. Системные требования: Adobe Acrobat reader. URL: http://www.lewis360.com/downloads/ Business_value_of_blogging. pdf (Дата обращения: 30.05.2010).

10. Russia has World's Most Engaged Social Networking Audience. [Электронный ресурс] / comScore, Inc. 02.07.2009. URL: http://www.comscore.com/Press_Events/Press_Releases/2009/7/Russia_has_World_s_Most_ Engaged_Social_Networking_Audience (Дата обращения: 20.09.2010).

11. Statistics. [Электронный ресурс] / LiveJournal.com Statistics. 20.09.2010. Дата обновления 20.09.2010. URL: http://www.livejournal.com/stats. bml (Дата обращения: 20.09.2010).

12. Willis, K. What Third Generation Blogging Means to You. [Электронный ресурс] // Compedium Blogware. 01.12.2009. Системные требования: Adobe Acrobat reader. URL: http://compendium.com/landingpages/third_ generation_blogging_whitepaper_dec09nurture. html? utm_medium=email&utm_source=Marketing&utm_camp aign=December+09+Newsletter&utm_content=Get+the+Whitepaper (Дата обращения: 30.05.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.