Научная статья на тему 'Направления использования в регионах России американского опыта реализации комплекных программ регионального развития'

Направления использования в регионах России американского опыта реализации комплекных программ регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
691
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / АДМИНИСТРАЦИЯ РЕКИ ТЕННЕССИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ГОР АППАЛАЧЕЙ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / INTEGRATED PROGRAMS OF REGIONAL DEVELOPMENT / TENNESSEE RIVER AUTHORITY / APPALACHIAN REGIONAL COMMISSION / REGIONAL MANAGEMENT / STRATEGIC MANAGEMENT / TERRITORIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Батманова Виктория Викторовна

Важнейшими регуляторами территориального развития являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая из них обычно представляет согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, социально-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при государственном участии. Они обеспечивают эффективное решение задач регионального значения в области экономического, научно-технического, экологического развития региона субъекта РФ, экономического района, зоны, города и т. д. В статье приводится международный (американский) опыт реализации крупных региональных программ (Администрация реки Теннесси, Региональная комиссия Аппалачей). Автор считает, что изучение американского опыта реализации территориальных программ развития играет важную роль для модернизации российского стратегического территориального менеджмента. Сделан вывод, что Администрация реки Теннесси является гибкой, адаптирующейся к ситуации структурой, отвечающей вызовам времени и имеющая определенные цели развития территории. Из опыта Администрации реки Теннесси регионам России можно позаимствовать следующие направления: ставить четкие, конкретные цели; ориентироваться на перспективные технологии (энергосбережение); поддерживать предприятия в регионе функционирования за счет повышения социальной ответственности. Опыт работы Региональной комиссии Аппалачей интересен тем, что в ее рамках ставятся не только собственно экономические, но и значимые социальные цели: устранение бедности, создание рабочих мест, обучение населения. При этом составной частью проектов, финансируемых за ее счет, является создание инфраструктуры и диверсификация имеющейся экономической специализации. Неотъемлемой частью планирования становится экономическая оценка не только региона, но и более мелких территориальных единиц, а также последующая корректировка целей при необходимости. Интересным опытом является практика финансирования конкретных проектов, имеющих целью развитие территории. В плане управления важно создание специализированного органа управления, отвечающего за развитие территории и помогающего получить доступ гражданам на местах к федеральным программам. Данная модель может быть использована для депрессивных и проблемных регионов, например, Северного Кавказа или Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF USE IN RUSSIAN REGIONS OF THE AMERICAN EXPERIENCE OF THE REALIZATION OF THE PROGRAMS OF REGIONAL DEVELOPMENT

The main regulators of the territorial development are integrated targeted programs of economic, social and other development of a region. Every program usually presents a complex of targeted scientific and research, project, production, social and research, social and economic, organizational and managerial and other measures realized at the state participation agreed in terms of realization and executives. They ensure an efficient solution of tasks of regional development in the sphere of economic, science and technical or ecological development of a region (subject of the federation, economic region, zone, city and so on). In modern Russia the realization of territorial megaprojects as an important tool of the strategic territorial management is becoming the manifestation of contemporary institutional, organizational and informational transformations of the economic space of the global economic system. In contrast to financial investments, megaprojects are oriented on a real material result, having a considerable prolonged impact on the changes in the economic space. The article provides the analysis of the international (American) experience in the realization of the territorial megaprojects within the strategic territorial development. Author assumes that the study of the American experience of the realization of territorial development programs has an important role for the modernization of the Russian strategic territorial management. The article provides the conclusion that the Tennessee River Authority is a flexible and adaptable for the situation structure responding to the challenges of the time and possessing definite goals for the development. On the basis of the experience of the corporation Russia can use the following directions: to set concrete goals, to use perspective technologies (energy saving), support in the region of the functioning of the enterprises due to its social responsibility. The working experience of the Regional Commission of the Appalachia is interesting by the fact that within its limits not only economic but also important social goals are set: poverty elimination, creation of working places, population education and training. At the same time one of the constituents of the projects financed at its expense is the infrastructure and diversification of the available economic specialization. The inseparable part of the planning is the economic assessment not only of the region but also smaller territorial units and the following correcting of the targets when necessary. The practice of the financing of concrete projects directed towards the development of the territory is found interesting. From the point of view of the management the creation of the specialized authority is important that will be responsible for the regional development and the access of the local citizens to federal programs. This type of the model can be used for depressive and problematic regions of Russia, for instance of the North Caucasus or the Far East.

Текст научной работы на тему «Направления использования в регионах России американского опыта реализации комплекных программ регионального развития»

DOI: http://dx.doi.org/10.15688/)volsu3.2014.3.10

УДК 330.101.542+339 ББК 65.049.(2 Рос)

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

АМЕРИКАНСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКНЫХ ПРОГРАММ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Батманова Виктория Викторовна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета vbatmanova@mail.ru, interec@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация.

Аннотация. Важнейшими регуляторами территориального развития являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая из них обычно представляет согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, социально-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при государственном участии. Они обеспечивают эффективное решение задач регионального значения в области экономического, научно-технического, экологического развития региона - субъекта РФ, экономического района, зоны, города и т. д.

В статье приводится международный (американский) опыт реализации крупных региональных программ (Администрация реки Теннесси, Региональная комиссия Аппалачей). Автор считает, что изучение американского опыта реализации территориальных программ развития играет важную роль для модернизации российского стратегического территориального менеджмента.

Сделан вывод, что Администрация реки Теннесси является гибкой, адаптирующейся к ситуации структурой, отвечающей вызовам времени и имеющая определенные цели развития территории. Из опыта Администрации реки Теннесси регионам России можно позаимствовать следующие направления: ставить четкие, конкретные цели; ориентироваться на перспективные технологии (энергосбережение); поддерживать предприятия в регионе функционирования за счет повышения социальной ответственности.

Опыт работы Региональной комиссии Аппалачей интересен тем, что в ее рамках ставятся не только собственно экономические, но и значимые социальные цели: устранение бедности, создание рабочих мест, обучение населения. При этом составной ча-^ стью проектов, финансируемых за ее счет, является создание инфраструктуры и диверсификация имеющейся экономической специализации. Неотъемлемой частью планирования становится экономическая оценка не только региона, но и более мелких тер-Ю риториальных единиц, а также последующая корректировка целей при необходимости. § Интересным опытом является практика финансирования конкретных проектов, имею-

§ щих целью развитие территории. В плане управления важно создание специализиро-

н

^ ванного органа управления, отвечающего за развитие территории и помогающего по© лучить доступ гражданам на местах к федеральным программам. Данная модель мо-

жет быть использована для депрессивных и проблемных регионов, например, Северного Кавказа или Дальнего Востока.

Ключевые слова: комплексные программы регионального развития, Администрация реки Теннесси, Региональная комиссия гор Аппалачей, региональное управление, стратегическое управление, развитие территорий.

Важнейшим регулятором территориального развития являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа обычно представляет согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при государственном участии. Они обеспечивают эффективное решение задач регионального значения в области экономического, научно-технического, экологического развития региона - субъекта РФ, экономического района, зоны, города и т. д.

Особое значение в контексте дальнейшего развития отечественной экономики имеет изучение зарубежного опыта реализации региональных программ, который может быть использован для совершенствования соответствующих процессов в России.

Региональное целевое программирование является инструментом непосредственного государственного воздействия на экономическое развитие той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов - депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также и про-мышленно развитых, позволяя решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую очередь - выравнивания региональных уровней социально-экономического развития.

В условиях повышения эффективности регионального управления для России может быть полезен анализ имеющегося опыта освоения территорий, связанных общей целью экономического развития. Территориальные программы характерны либо для многих стран

мира, но особый интерес представляют крупные государства (США, Россия) либо территории, объединенные процессами экономической и политической интеграции (ЕС). Актуальность раскрытия данной темы вызвана значимостью достигнутых результатов других стран и сравнительно небольшой доступностью имеющихся публикаций.

В современной России реализация региональных программ развития как актуального инструмента стратегического территориального менеджмента становится проявлением современных институциональных, организационных и информационных трансформаций системы регионального управления страны.

Программы могут быть наполнены проектами, которые будут ориентированы на конкретный материальный результат, оказывающий существенное пролонгированное влияние на преобразование экономического пространства [4, с. 5-14].

Программы территориального развития характеризуются: во-первых, относительной долгосрочностью осуществления; во-вторых, более эффективной и согласованной локализацией в глобальном пространстве; в-третьих, многосубъектной кооперацией капиталов; в-четвертых, распределением эффектов между участниками с учетом доли предоставленного капитала во всех его видах [2, с. 15].

Территориальность в широком смысле присуща всем стратегическим инициативам и, в первую очередь, целевым программам развития субъектов Федерации и включенным в них инвестиционным проектам, которые можно рассматривать как территориальные мегапроекты, обладающие характерными признаками. Перспективным направлением представляется исследование данных проектов, цель, задачи область действия которых распространяются на значительную территориальную зону. Их целевая ориентация связана с решением комплексной проблемы системного характера, которую возможно сформулировать в рамках региональ-

ной программы [6, с. 2-10]. Они меняют экономический ландшафт затрагиваемого осуществлением планируемых преобразований хозяйственного пространства, причем в заданном стратегическом направлении [2, с. 61-62].

Данный факт связан с тем, что экономический процесс «выхватывает» из территории или административного образования определенную часть, которая им затронута. В результате либо изменяется административное районирование, либо появляются органы, позволяющие координировать деятельность на интересующей территории.

Реальные экономические процессы происходят вокруг городских агломераций (Москва, Париж и т. п.), транспортных магистралей (Транссиб), крупных географических объектов, например, рек. В России, на Волге, являющейся крупнейшей транспортной магистралью, развитие получил поволжский район, связывающий экономические центры, расположенные на ней [7]. Поэтому представляется возможным создание специальной региональной программы, имеющей целью решение определенной задачи.

Подобные примеры развития территорий, объединенных рекой или другими географическими объектами, существуют в мире, например, в США, а именно - в зоне реки Теннесси и в регионе гор Аппалачей.

Для России изучение такого опыта может быть полезным, поскольку это практический опыт целенаправленного совершенствования экономической ситуации на территории, связанной общими проблемами. Сравнительный анализ двух крупнейших территориальных проектов в США мог бы быть использован при проектировании схожих программ на территории России.

Одну из первых специализированных региональных программ в мире начала осуществлять Администрация реки Теннесси - открытое акционерное общество или государственная корпорация (public corporation), контрольный пакет акций которой принадлежит государству, а также крупнейшая государственная компания по поставкам электроэнергии. В качестве агентства регионального развития, администрация надежно поставляет конкурентоспособную в ценовом аспекте электроэнергию, поддерживает процвета-

ющую речную систему и стимулирует устойчивое экономическое развитие в интересах государства.

В рамках «нового курса» (1933 г.) в США был принят «Закон об организации государственной корпорации», именуемой «Администрация долины Теннесси» (Tennessee Valley Authority - TVA). Главной целью, постав ленной перед этой государственной корпорацией, было решение наиболее острых социально-экономических проблем региона и обеспечение условий для его последующего развития. Создание TVA и начало ее функционирования облегчалось уже имевшимся в США опытом государственного регулирования речных бассейнов и управления государственными корпорациями, производящими значительную часть электроэнергии [3, с. 380-382].

TVA предоставляет общественным пользователям участки земли и рекреационные услуги, а также оказывает поддержку населению в вопросах экономического развития во всем регионе.

Администрация финансируется за счет прибыли от продажи электроэнергии без субсидий из бюджета, при этом самостоятельно оплачивая все свои программы, включая те, которые касаются защиты окружающей среды, комплексного управления рекой и экономического развития за счет реализации электроэнергии, а также продажи облигаций на финансовых рынках. Общая сумма выпущенных облигаций и банковских билетов представляют собой совокупный долг Администрации [16].

В то же время TVA осуществляет ежегодные платежи, эквивалентные налоговым, государству и бюджетам восьми штатов. За счет этих выплат Администрация является одним из крупнейших «налогоплательщиков» в штатах Теннесси и Алабама. В дополнение к семи штатам и многим округам в регионе долины реки Теннесси, штат Иллинойс и два его округа получают средства от использования залежей угля на его территории. В распоряжении Администрации имеется три ядерных электростанции, 29 гидроэлектростанций, одна гид-роаккумулирующая станция, а с 2000 г. добавилась энергия от трех возобновляемых ресурсов: солнца, ветра и метана [16].

Основной задачей Администрации является содействие экономическому развитию

региона. Самым важным вкладом компании является сохранение низких цен на электроэнергию, что помогает привлечь предприятия, которые создают рабочие места в регионе.

Администрация также влияет на экономическое развитие, содействуя развитию местных коммун посредством стимулирования инвестиций, создания рабочих мест, повышения производительности труда, развития информатизации, поддержки инкубаторов малого бизнеса и поддержки устойчивого развития в регионе.

Кроме того, система водных путей кооперации позволяет осуществлять транспортировку многих товаров насыпным способом, снижая расходы для предприятий региона почти на 550 млн долл. в год и стимулируя других перевозчиков удерживать цены конкурентными [17].

Экономическое развитие является основной целью работы Администрации. Корпорация работает для достижения своей главной задачи существования - стимулирования экономического развития в регионе, который охватывает долина реки Теннесси. В целом политика по экономическому развитию сконцентрирована на трех основных сферах: привлечение новых предприятий; сохранение и удержание существующих компаний в регионе; подготовка и содействие в открытии новых предприятий.

В частности поддержка в долине реки Теннесси идет по следующим направлениям: поддержание низких цен на электричество в регионе, что позволяет привлекать предприятия; сотрудничество с местными жителями коммун в рамках подготовки к открытию бизнеса; осуществление услуг и предоставление финансовых ресурсов, включая инвестирование в новые и развивающиеся предприятия, помощь в выборе площадки для размещения производства, техническое содействие, а также особая поддержка сельского хозяйства и малого бизнеса; предоставление местным властям и властям штатов, входящих в долину реки, ежегодных выплат, равных уплаченным налогам на развитие образования, строительства дорог и прочих инфраструктурных объектов; предоставление грантов Региональной комиссии Аппалачей для помощи в развитии региона, относящегося к зоне гор Аппалачей [17].

Последние достижения в экономическом развитии долины реки Теннесси сводятся к следующему.

Администрация реки Теннесси в 2011 г., а до того - в течение семи лет осуществляла самую важную программу помощи и поддержки, которая была доступна для более чем 44 000 быстро растущих компаний.

Администрацией создана Программа мегасайтов - каталог крупных объектов недвижимости, готовых к промышленному освоению, пять из восьми при этом уже проданы компаниям «Северсталь», «Паккар», «Тойота», «Фольксваген» и «Доу Корнинг/ Хемлок Семикондактор», которые обеспечивают почти 6 000 рабочих мест и 5,5 млрд долл. капитальных вложений [17].

Центр оценки промышленных площадок для информационных компаний имеет целью подготовку местных органов власти к привлечению компьютерных и технологических компаний. К концу 2012 г. более 20 площадок были разработаны и подготовлены для освоения компанией Делойт Консалтинг. Эти места активно рекламировались Администрацией долины и местными властями.

Полезным ресурсом является интерактивный сайт Администрации, который способствует продажам или лизингу промышленных зданий и земель в долине реки посредством распространения информации в глобальных масштабах.

Администрация сознательно удерживает цены на электричество низкими, что приводит к значительной экономии за счет снижения вспомогательной деятельности и увеличения эффективности, что позволило корпорации не повышать оптовую цену на электроэнергию на 2013 г., а также осуществить движение к сохранению одной из самых низких розничных цен на энергию по стране. Семь лет подряд корпорация, по мнению журнала «Сайт Селекшн» («Site Selection»), является одной из лучших организаций для экономического развития. Посредством Инвестиционной инициативы Администрации долины компания позволила своим партнерам создать или сохранить более 48 000 рабочих мест и привлечь более 5,9 млрд долл. капитальных инвестиций во всем регионе [17].

Компания работает над повышением энергоэффективности за счет внедрения оценки энергоемкости домов.

Несмотря на небольшие продажи электричества и доходы 2012 г., связанные с относительно мягкой зимой и спадом в экономике, корпорация улучшила свою финансовую ситуацию и снизила операционные расходы (затраты на содержание). Чистый доход составил 60 млн долл. из 11,2 млрд долл. валовых доходов. Также в 2012 году корпорация увеличила инвестиции в основные фонды, заводы и оборудование [17].

Администрация реки Теннесси в течение продолжительного периода времени работает над улучшением качества жизни и экономического благополучия людей и предприятий в зоне ее деятельности. На протяжении ряда лет, по мере изменения ситуации, корпорация менялась вместе со временем, уточняя свои инструменты работы и восприятие ситуации для того, чтобы лучше реализовы-вать свои стратегические задачи: доступное электричество; развитие промышленности и сельского хозяйства; защита окружающей среды; комплексное управление речной системой; технологические инновации [15].

В то время как стратегическая цель оставалась прежней, деловая среда, в которой функционировала компания, изменялась. Принимая во внимание новые экономические условия, более жесткие стандарты охраны окружающей среды, необходимость модернизировать свои производственные мощности в связи с меняющимися потребностями клиентов, корпорации пришлось уточнить свое стратегическое видение будущего.

В августе 2010 г. совет директоров Администрации принял новый вариант своей стратегии, которая должна помочь компании и стране двигаться к безопасному и экологически чистому энергетическому будущему, используя ядерные мощности, а не уголь. Корпорация планирует не только избавиться от устаревших мощностей, но и производить экологически чистую энергию на газовых ТЭЦ и АЭС.

На ближайшее будущее в рамках долгосрочной стратегии Администрация реки выделила для себя шесть приоритетных сфер, на которых сконцентрирует свои усилия: чистый воздух; энергоэффективность; производство ядерной энергии; дешевое электричество; высокая стабильность поставок энергии; ответственность бизнеса [15].

Для России интересен опыт работы Администрации, поскольку в результате производственной, инвестиционной и инновационной деятельности в регионах постепенно уменьшалась безработица, улучшалась структура занятости, увеличивались доходы населения и расходы местных бюджетов на социальные нужды. Если в начале 1930-х гг. душевой доход населения в регионе был в 2,5 раза ниже среднего по США, то в настоящее время он близок к среднему уровню. В рамках региональной программы производился значительный объем работ по улучшению земель, восстановлению лесов, градостроительству и т. д. [5, с. 223-226].

Роль государства в регулировании деятельности Администрации реки проявляется, прежде всего, в определении и корректировке ее целей и задач, в порядке финансирования и контроля за расходованием средств. С момента создания корпорации и вплоть до конца 1950-х гг. программы Администрации финансировались по специальным статьям федерального бюджета. Доходы от продажи электроэнергии пока еще были недостаточны для крупных инвестиций. В 1959 г. Конгресс США принял Закон о самофинансировании энергетических программ, а к этому времени производственная деятельность корпорации уже приносила достаточные доходы.

Администрация реки Теннесси переживала и трудные финансовые ситуации. Одно время обсуждались предложения о ее реструктуризации и приватизации, однако организация находила новые финансовые решения, снижая свои расходы, привлекая новых инвесторов, выпуская свои ценные бумаги. В 1990-х доходы корпорации от основной деятельности уже составляли несколько миллиардов долларов в год. Благодаря прямому государственному участию Администрация не только занимается коммерческой деятельностью, но и осуществляет крупные мероприятия социального и экологического характера, а также может идти на масштабные инвестиции с длительным сроком окупаемости, неопределенными результатами или создающими «внешние эффекты», не приносящие прибыли. На протяжении почти 70 лет деятельности ее целевые ориентиры пересматривались несколько раз.

Действующий сейчас документ, определяющий цели корпорации, был принят еще в 1983 г. и предусматривает выявление преимуществ и недостатков инвестиционных проектов по четырем аспектам: развитие национальной экономики, улучшение качества окружающей среды, стимулирование регионального развития, решение социальных проблем. В зависимости от целевых ориентиров допускаются различные соотношения «затраты - результаты» («cost - benefit»). Таким образом, корпорация выполняет не только обычные коммерческие операции, но и государственные функции перераспределения доходов для достижения общенациональных целей [15].

Таким образом, можно сделать вывод, что корпорация является гибкой, адаптирующейся к ситуации структурой, отвечающей вызовам времени и имеющей определенные цели развития.

Из опыта Администрации реки Теннесси регионам России можно заимствовать следующие направления деятельности: ставить четкие, конкретные цели; ориентироваться на перспективные технологии при разработке программ (энергосбережение); создавать перечни инвестиционных объектов или проектов; поддерживать предприятия в регионе функционирования за счет повышения своей социальной ответственности. Данная программа может быть использована для решения задач проблемной территории (регионов Дальнего Востока или Северного Кавказа).

Другую важную стратегическую программу территориального развития, которую целесообразно взять для анализа, реализует Региональная комиссия Аппалачей.

Региональная комиссия гор Аппалачей является региональным экономическим агентством развития, которое представляет объединение (ассоциацию) федеральных властей, представителей властей штатов и местных администраций. Регион гор Аппалачей, как определено соответствующими законодательными актами, территория 205 000 квадратных миль (530 948 км2 или 53 094 756 га), которая проходит по хребту гор Аппалачей от юга штата Нью-Йорк до севера штата Миссисипи. 42 % населения региона являются сельскими жителями, по сравнению с 20 % населения страны в целом [14].

В 1965 г. 30 % населения территории жили в бедности, доход на душу населения был на 23 % ниже, чем в среднем по США, высокая безработица и жесткие условия жизни заставили более 2 млн человек покинуть регион в поисках работы [8].

Экономика региона, когда-то зависимая от добычи полезных ископаемых, лесного хозяйства, сельского хозяйства, химической промышленности, тяжелой промышленности, стала более диверсифицированной, и сейчас имеет много промышленных и сервисных отраслей. В 1965 г., один из трех жителей региона Аппалачей жил в условиях бедности, а в 2008 г. этот показатель уменьшился до 18 %. Количество экономически проблемных округов гор Аппалачей снизилось с 223 в 1965 г. до 98 в 2013 году. Количество бедных округов в регионе (те, у которых уровень бедности в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране), снизилось с 295 в 1965 г. до 116 в 2000 [14].

Данные успехи изменили регион от широко распространенной бедности к территории больших экономических контрастов: некоторые административные округа успешно диверсифицировали свою экономику, в то время как другим нужна базовая инфраструктура (дороги и системы канализации). Регион включает 420 округов в 13 штатах, простирается более чем на 1 000 миль (1 609 000 км) и здесь проживает более 25 млн человек.

Но несмотря на прогресс, территория гор Аппалачей все еще не может считаться экономически успешным регионом, как другие территории страны. Центральная зона гор Аппалачей, в частности, борется с экономическими проблемами: высоким уровенем бедности, безработицы, плохим здравоохранением и различиями в уровне образования. Последние экономические данные показывают, что регион во время последней рецессии пострадал значительно сильнее, чем прочие районы страны [12].

Региональная комиссия гор Аппалачей использует свою систему оценки для выявления и контроля экономического состояния регионов. В ее рамках сравниваются базовые экономические показатели округов в зоне гор: средний уровень безработицы за три года, доход на душу населения в рыночных

ценах, а также уровень бедности - по сравнению с национальными средними показателями. Результирующие оценки суммируются и рассчитываются в среднем для создания интегрированного показателя для каждого округа, а затем каждый округ ранжируется согласно оценке интегрированного индекса. Округа подразделяются на депрессивные, те которые находятся на грани риска, конкурентоспособные, а соответствующие индексы корректируются ежегодно на основе доступных данных.

Комиссия понимает, что некоторые территории в стабильных округах имеют значительно более высокий уровень бедности или же более низкий уровень дохода, чем в среднем по стране и поэтому должны считаться экономически депрессивными, а следовательно объектом их помощи. Соответственно, институт развития считает «депрессивными» те округа, чей индекс является рисковым, и «переходными» округа, в которых средний доход семьи не выше 67 % среднего уровня по Америке, а уровень бедности -150 % от среднего пока зателя США [11].

Основная цель организации - содействовать устойчивому экономическому развитию в зоне гор Аппалачей. Этот институт развития был основан в 1965 г. на основе акта Конгресса и состоит из губернаторов 13 штатов, входящих в зону гор Аппалачей и федеральным сопредседателем (координатором), представляющим федеральные власти и назначающимся Президентом США. Каждый год 13 губернаторов выбирают одного из них для того, чтобы быть сопредседателем от штата вместе с федеральным в комиссии. Каждый губернатор назначает заместителя, который контролирует программы региона и содействует тем, кто ищет помощи в их рамках. Интересы штатов в рамках комиссии реализуются при помощи представителей в Вашингтоне, нанимаемых правительством [9]. Участие местных органов власти достигается посредством создания зон местного развития, органов управления, объединяющих агентства из многих округов с советом, состоящим из избираемых официальных лиц, деловых людей и местных лидеров бизнеса [10].

Исполнительный директор возглавляет комиссию, которая состоит из 50 чело-

век, большая часть которых является финансовыми аналитиками и исследователями. Они выполняют программу, определенную партнерами федерации и штатов. Управленческие расходы делятся между федеральным правительством и штатами. Главный офис комиссии расположен в Вашингтоне (Округ Колумбия).

Характерной особенностью деятельности организации является наличие стратегического плана по развитию данной территории, а также комплексный подход к решению следующих основных задач: улучшение ситуации с безработицей и доходов на душу населения с целью достижения уровня, среднего по стране; повышение образовательного уровня населения; развитие и улучшение региональной инфраструктуры; строительство системы автодорог территории с целью уменьшения географической изоляции данной зоны.

В последние годы проекты имели дело с развитием бизнеса, телекоммуникациями, технологической инфраструктурой, доступом к здравоохранению, развитием туризма, строительством автомобильных дорог, а также внедрением основных систем очистки воды и сточных вод.

Каждый год Региональная комиссия гор Аппалачей предоставляет финансирование для нескольких сотен проектов в зоне гор Аппалачей в таких сферах как: развитие бизнеса, образования и переподготовки, телекоммуникаций, инфраструктуры, строительства жилья и систем передвижения, развития инфраструктуры, экспорта и торговли и т. д. Эти мини программы создают новые рабочие места, помогают совершенствовать местные системы водоснабжения и водоотведения, улучшают оснащенность школ, расширяют доступ к системе здравоохранения, содействуют местным территориальным сообществам в сфере стратегического планирования, а также помогают в техническом и управленческом плане новым предприятиям. Специальные фонды предусмотрены для регионов, находящихся в плохом экономическом состоянии.

Региональная комиссия развивает экономику региона посредством Инициативы Регионального развития Аппалачей, которая представляет собой партнерство между Комиссией и десятью федеральными агентства-

ми, которые имеют целью взаимодействовать с местным населением и органами власти для того, чтобы облегчить им доступ к федеральным программам.

Каждый год Конгресс выделяет фонды, которые Комиссия распределяет между штатами. Губернаторы штатов региона гор представляют в Комиссию планы своих расходов на ближайший год, которые включают соответствующие программы. Проекты по расходованию средств просматриваются и одобряются на встрече со всеми губернаторами и федеральным сопредседателем. Затем индивидуальные проекты одобряются федеральным сопредседателем. После этого штаты передают проекты предложений в Комиссию, где каждый рецензируется аналитиком. Процесс завершается, когда федеральный сопредседатель еще раз рассматривает проект и формально его утверждает.

Региональная комиссия Аппалачей присуждает гранты и контракты из фондов, выделяемых ежегодно Комиссии Конгрессом. Гранты выдаются местными органами управления агентствам, а также государственным юридически лицам (организациям экономического развития) и некоммерческим организациям (школам и фирмам, которые строят дешевое жилье). Контракты предоставляются за исследования по темам, которые непосредственно влияют на экономическое развитие в регионе гор Аппалачей [13].

За время действия программы «Аппалачи» благосостояние населения региона значительно выросло, что отвечает ее главной цели. Не все эксперты связывают этот результат непосредственно с реализацией программы, считая, что более важную роль сыграли благоприятные внешние факторы. Несомненно, однако, что именно в рамках программы было осуществлено массовое строительство автодорог, улучшение качества окружающей среды (водных источников, лесов, почв) и состояния социальной сферы (здравоохранение, образование и т. д.). Общенациональная конференция по проблемам регионального экономического развития дала положительную оценку деятельности Аппалаческой региональной комиссии и рекомендовала распространить ее опыт решения междуштатных проблем на другие проблемные территории.

После принятия Закона о развитии Аппалачей ряд штатов выступили с требованиями разработки подобных федеральных программ и для других проблемных территорий. Эта инициатива получила правовую поддержку. В соответствии с Законом об общественных работах и экономическом развитии (1965 г.) Министерство торговли получило право создавать многоштатные регионы экономического развития для разработки и осуществления стимулирующих программ. В этом же законе определены признаки таких регионов: уровень безработицы существенно превосходит средненациональный; уровень доходов на семью существенно ниже средненаци-онального; неудовлетворительное состояние жилищного фонда, здравоохранения, образования; сильная зависимость экономики региона от одной-двух депрессивных отраслей; значительный отток из региона рабочей силы и (или) капитала; отрицательное воздействие на экономику региона структурных сдвигов, обусловленных научно-техническим прогрессом; сильная зависимость от военных заказов; застой и падение промышленного производства [5, с. 223-226].

Опыт работы Региональной комиссии Аппалачей интересен тем, что в ее рамках ставятся не только собственно экономические, но и значимые социальные цели: устранение бедности, создание рабочих мест, обучение населения. При этом составной частью проектов, финансируемых за ее счет, является инфраструктура и диверсификация имеющейся экономической специализации. Неотъемлемой частью планирования является экономическая оценка не только региона, но и более мелких территориальных единиц, а также последующая корректировка целей по необходимости. Интересным опытом представляется практика финансирования конкретных проектов, имеющих целью развитие территории. В плане управления важно создание специализированного органа управления, отвечающего за развитие территории и помогающего получить доступ гражданам на местах к федеральным программам. Данная модель может быть использована для депрессивных и проблемных регионов, например, Северного Кавказа или Дальнего Востока.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Волошина, А. Ю. Реализация мегапроек-тов как фактор ускорения регионального развития / А. Ю. Волошина // Вестник ВолГУ - Серия 3, «Экономика. Экология». - 2010. - № 2. - С. 15-20.

2. Волошина, А. Ю. Эволюция пространства мегаэкономики на современном этапе : монография / под ред. Е. И. Иншаковой. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. - 393 с.

3. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: учебник для студентов вузов / А. Г. Гранберг; ГУВШЭ. - М. : Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. - 494 с.

4. Митрофанова, И. В. Разработка стратегии развития Южного макрорегиона в формате мегап-роекта / И. В. Митрофанова, А. Н. Жуков // Вестник ВолГУ Серия 3, «Экономика. Экология». - 2010. -№ 2 (17). - С. 5-14.

5. Митрофанова, И. В. Региональная экономика и политика : учеб. пособие / И. В. Митрофанова, В. В. Батманова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2012. - 378 с.

6. Митрофанова, И. В. Стратегический территориальный менеджмент: возрождение мегап-роектов / И. В. Митрофанова, А. Н. Жуков // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. -22 (252). - С. 2-10.

7. Щедровицкий, П. Реальные границы / П. Щед-ровицкий. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://vz.ru/opinions/2013/3/11/623836.html. -Загл. с экрана.

8. Appalachian Regional Commission. About ARC. ARC History. - Electronic text data. - 2014. -Mode of access: http://www.arc.gov/about/ ARCHistory.asp. - Title from screen.

9. Appalachian Regional Commission. About ARC. ARC Members, Partners and Staff. - Electronic text data. - 2014. - Mode of access: http://www.arc.gov/ about/ARCMembersPartnersandStaff.asp. - Title from screen.

10. Appalachian Regional Commission. About ARC. - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.arc.gov/about/index.asp. - Title from screen.

11. Appalachian Regional Commission. Appalachian Region. County Economic Status and Distressed Areas in Appalachia. - Electronic text data. - Mode of access: http: //www.arc.gov/appalachian_region/CountyEconomic StatusandDistressedareasinAppalachia.asp. - Title from screen.

12. Appalachian Regional Commission. Appalachian Region. - Electronic text data. - Mode of access : http: //www. arc. gov/appalachian_region/The AppalachianRegion.asp. - Title from screen.

13. Appalachian Regional Commission. Grants and Funding. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.arc.gov/grants. - Title from screen.

14. Appalachian Regional Commission. Program Areas. - Electronic text data. - Mode of access: http:/ /www.arc.gov/appalachian_region/Appalachias Economy.asp. - Title from screen.

15. Tennessee Valley Authority. About TVA. TVA's Mission and Vision. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.tva.com/abouttva/ vision.htm. - Title from screen.

16. Tennessee Valley Authority. Frequently Asked Questions About TVA. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.tva.com/abouttva/ keyfacts.htm. - Title from screen.

17. Tennessee Valley Authority. Key Topic - 2011 Performance. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.tva.gov/news/keytopics/2012_perf.htm. -Title from screen.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Voloshina A.Yu. Realizatsiya megaproektov kakfaktor uskoreniya regionalnogo razvitya [Realization of Megaprojects as a Factor of the Acceleration of the Regional Development]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstennogo universiteta. Seriya 3. Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System]. 2010, no. 2, pp. 15-20.

2. Voloshina A.Y. Evolutsiya prostranstva megaekonomiki na sovremennom etape [Evolution of the Megaeconomy Space at the Modern Stage]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2013. 393 p.

3. Granberg A.G. Osnovy regionalnoy ekonomiki [The Basics of Regional Economy]. Moscow, GU VShE Publ., 2004. 494 p.

4. Mitrofanova I.V., Zhukov A.N. Razrabotka strategii razvitya makroregiona v formate megaproekta [Development of the Strategy of the Southern Macroregion in the Format of a Megaproject]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System]. 2010, no. 2 (17), pp. 5-14.

5. Mitrofanova I.V, Batmanova VV Regionalnaya ekonomika i politika [Regional Economics and Policy]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2012. 378 p.

6. Mitrofanova I.V, Zhukov A.N. Strategichesky territorialnyy menedzhment: vozrozhdenie megaproektov [Strategic Territorial Management: Resurrection of Megaprojects]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, 2012, no. 22 (252), pp. 2-10.

7. Shchedrovitskiy P. Realnye granitsy [Real Borders]. Available at: http://vz.ru/opinions/2013/3/11/ 623836.html.

8. Appalachian Regional Commission. About ARC. ARC History, 2014. Available at: http:// www. arc. gov/about/ARCHistory. asp.

9. Appalachian Regional Commission. About ARC. ARC Members, Partners and Staff, 2014. Available at: http://www.arc.gov/about/ARCMembers PartnersandStaff.asp.

10. Appalachian Regional Commission. About ARC. Available at: http://www.arc.gov/about/ index.asp.

11. Appalachian Regional Commission. Appalachian Region. County Economic Status and Distressed Areas in Appalachia. Available at: http:// www.arc.gov/appalachian_region/CountyEconomic StatusandDistressedareasinAppalachia.asp.

12. Appalachian Regional Commission. Appalachian Region. Available at: http://www.arc.gov/ appalachian_region/The AppalachianRegion.asp.

13. Appalachian Regional Commission. Grants and Funding. Available at: http://www.arc.gov/ grants.

14. Appalachian Regional Commission. Program Areas. Available at: http://www.arc.gov/ appalachian_region/AppalachiasEconomy.asp.

15. Tennessee Valley Authority. About TVA. TVA's Mission and Vision. Available at: http:// www.tva.com/abouttva/vision.htm.

16. Tennessee Valley Authority. Frequently Asked Questions About TVA. Available at: http:// www. tva. com/abouttva/keyfacts.htm.

17. Tennessee Valley Authority. Key Topic -2011 Performance. Available at: http://www.tva.gov/ news/keytopics/2012_perf. htm.

VECTORS OF USE IN RUSSIAN REGIONS OF THE AMERICAN EXPERIENCE OF THE REALIZATION OF THE PROGRAMS OF REGIONAL DEVELOPMENT

Batmanova Victoria Victorovna

Associate Professor, Department of International and Regional Economics, Volgograd State University, vbatmanova@mail. ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Аннотация. The main regulators of the territorial development are integrated targeted programs of economic, social and other development of a region. Every program usually presents a complex of targeted scientific and research, project, production, social and research, social and economic, organizational and managerial and other measures realized at the state participation agreed in terms of realization and executives. They ensure an efficient solution of tasks of regional development in the sphere of economic, science and technical or ecological development of a region (subject of the federation, economic region, zone, city and so on).

In modern Russia the realization of territorial megaprojects as an important tool of the strategic territorial management is becoming the manifestation of contemporary institutional, organizational and informational transformations of the economic space of the global economic system. In contrast to financial investments, megaprojects are oriented on a real material result, having a considerable prolonged impact on the changes in the economic space.

The article provides the analysis of the international (American) experience in the realization of the territorial megaprojects within the strategic territorial development. Author assumes that the study of the American experience of the realization of territorial development programs has an important role for the modernization of the Russian strategic territorial management.

The article provides the conclusion that the Tennessee River Authority is a flexible and adaptable for the situation structure responding to the challenges of the time and possessing definite goals for the development. On the basis of the experience of the corporation Russia can use the following directions: to set concrete goals, to use perspective technologies (energy saving), support in the region of the functioning of the enterprises due to its social responsibility.

The working experience of the Regional Commission of the Appalachia is interesting by the fact that within its limits not only economic but also important social goals are set: poverty elimination, creation of working places, population education and training. At the same time one of the constituents of the projects financed at its expense is the infrastructure and diversification of the available economic specialization. The inseparable part of the planning is the economic assessment not only of the region but also smaller territorial units and the following correcting of the targets when necessary. The practice of the financing of concrete projects directed towards the development of the territory is found interesting. From the point of view of the management the creation of the specialized authority is important that will be responsible for the regional development and the access of the local citizens to federal programs. This type of the model can be used for depressive and problematic regions of Russia, for instance of the North Caucasus or the Far East.

Key words: integrated programs of regional development, Tennessee River Authority, Appalachian Regional Commission, regional management, strategic management, territorial development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.