Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / персонал / кадры / экономика / фирма / квалификация / управление / digital technologies / personnel / personnel / economics / firm / qualifications / management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чэньси Сун

В статье рассматриваются основные направления использования цифровых инструментов для повышения квалификации персонала на микроэкономическом уровне, укрепления конкурентоспособности фирмы, осуществлён сравнительный анализ основных недостатков и преимуществ цифровых инструментов повышения квалификации. Установлено, что на современном этапе перед менеджментом организации стоит задача создания корпоративной системы непрерывного образования персонала, эффективно сочетающей очные и цифровые инструменты повышения квалификации. Решение подобной задачи позволяет организации выйти на качественно новый уровень развития, значительно усилить свои конкурентные преимущества на рынке, а также инвестиционную привлекательность. Цифровые инструменты повышения квалификации не могут заменить очный формат обучения в тех видах деятельности, где необходимы практические навыки материального производства. Вместе с тем, цифровой инструментарий позволяет дополнить корпоративные программы переподготовки, развития кадров и значительно повысить их эффективность при сокращении общих затрат хозяйствующего субъекта по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN PERSONNEL DEVELOPMENT CONTEXT ORGANIZATIONS

The article discusses the main directions of using digital tools to improve the qualifications of personnel at the microeconomic level, strengthen the competitiveness of the company, a comparative analysis of the main disadvantages and advantages of digital tools for advanced training is carried out. It has been established that at the present stage the management of the organization faces the task of creating a corporate system of continuous education of personnel, effectively combining full-time and digital tools for advanced training. The solution of such a problem allows the organization to reach a qualitatively new level of development, significantly enhance its competitive advantages in the market, as well as investment attractiveness. Digital tools for advanced training cannot replace face-to-face training in those types of activities that require practical skills in material production. At the same time, digital tools make it possible to supplement corporate retraining and personnel development programs and significantly increase their efficiency while reducing the overall costs of an economic entity in this area.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ»

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Чэньси Сун, аспирант

Южный федеральный университет

(Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1100

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления использования цифровых инструментов для повышения квалификации персонала на микроэкономическом уровне, укрепления конкурентоспособности фирмы, осуществлён сравнительный анализ основных недостатков и преимуществ цифровых инструментов повышения квалификации. Установлено, что на современном этапе перед менеджментом организации стоит задача создания корпоративной системы непрерывного образования персонала, эффективно сочетающей очные и цифровые инструменты повышения квалификации. Решение подобной задачи позволяет организации выйти на качественно новый уровень развития, значительно усилить свои конкурентные преимущества на рынке, а также инвестиционную привлекательность. Цифровые инструменты повышения квалификации не могут заменить очный формат обучения в тех видах деятельности, где необходимы практические навыки материального производства. Вместе с тем, цифровой инструментарий позволяет дополнить корпоративные программы переподготовки, развития кадров и значительно повысить их эффективность при сокращении общих затрат хозяйствующего субъекта по данному направлению.

Ключевые слова: цифровые технологии, персонал, кадры, экономика, фирма, квалификация, управление.

Достижение целей, указанных в документах стратегического планирования Российской Федерации [4] подразумевает структурную трансформацию экономики Российской Федерации, основывающуюся на широком внедрении цифровых технологий в производственные и управленческие процессы. В подобных условиях уровень квалификации персонала является одним из ключевых факторов, обусловливающих конкурентоспособность на микро-и мезоэкономическом уровнях. Дополнительные конкурентные преимущества получают фирмы, способные сформировать эффективную корпоративную систему повышения квалификации сотрудников, позволяющую обеспечить достижение кратко-, средне- и долгосрочных целей развития хозяйствующего субъекта. С учётом сказанного, не подлежат сомнению актуальность и своевременность научных исследований, анализирующих направления использования цифровых технологий в контексте повышения квалификации персонала организации.

В настоящее время цифровизация является глобальным процессом, затрагивающем все отрасли экономики. По мнению Е.И. Белоноговой, «внедрение современных цифровых инструментов во всех сферах жизни способствует появлению новых профессий и рабочих мест, не существовавших ранее» [2].

Т.Ю. Анопченко, Е.И. Лазарева,

Д.С. Лозовицкая, А.Д. Мурзин подчёркивают, что «Глобальные информационные сети и всеобъемлющая автоматизация, переход к информационно-мобильному обществу, всё в большей мере опирающемуся на технологии «Ыgh-hume», кардинально меняют парадигму конкуренции на информационную парадигму» [1]. Как считают аналитики «МсКтвеу», одной из основных тенденций мировой экономики в настоящее время является постоянная автоматизация производственных, управленческих, рабочих процессов. К 2036-му году удельный вес цифровых операций при осуществлении рабочей деятельности увеличится до 50% [5]. Подобная тенденция

детерминирует широкомасштабные структурные изменения, а также ставит перед менеджментом фирмы новые вызовы, одним из которых является необходимость адаптации системы управления к современным реалиям, в том числе посредством непрерывного развития человеческого ка-

Сравнительный анализ основных недостатков и преимуществ цифровых инструментов повышения квалификации персонала организации показывает, что имеющиеся у цифровых (как и любых других) инструментов повышения квалификации сотрудников являются менее значимыми по сравнению с преимуществами. Также отметим, что вследствие использования для развития человеческого капитала организации цифровых технологий, формируется экономический эффект, выражаемый в сокращении издержек, связанных с оплатой образовательных продуктов, доставкой, размещением слушателей к месту повышения квалификации, страховкой и т.п.

Подводя итог сказанному, сформулируем следующие основные выводы:

1. Развитие цифровых технологий открывает для хозяйствующих субъектов новые возможности, связанные с усилением конкурентных преимуществ на рынке за счёт повышения квалификации персонала. В настоящее время в Интернете имеется множество цифровых образовательных

питала. Это, в свою очередь, ставит задачу интенсификации инструментов повышения квалификации сотрудников. В таблице представлен сравнительный анализ основных недостатков и преимуществ цифровых инструментов повышения квалификации персонала организации.

продуктов со свободным бесплатным доступом, которые можно в целях развития человеческого капитала организации. Экономический эффект подобной практики заключается в минимизации издержек, связанных с повышением квалификации персонала.

2. Практика показывает, что цифровые инструменты повышения квалификации не могут заменить очный формат обучения в тех видах деятельности, где необходимы практические навыки материального производства. Вместе с тем, цифровой инструментарий позволяет дополнить корпоративные программы переподготовки, развития кадров и значительно повысить их эффективность при сокращении общих затрат хозяйствующего субъекта по данному направлению.

3. На современном этапе перед менеджментом организации стоит задача создания корпоративной системы непрерывного образования персонала, эффективно сочетающей очные и цифровые инструменты повышения квалификации. Решение подобной задачи позволяет органи-

Таблица. Сравнительный анализ основных недостатков и преимуществ цифровых инструментов повышения квалификации персонала организации_

Недостатки Преимущества

1. Высокие требования к качеству связи, техническим характеристикам оборудования 2. Быстрая утомляемость слушателей дистанционных образовательных курсов 3. Низкая эффективность дистанционного контроля полученных знаний, навыков, умений 4. Отсутствие независимого аудита качества имеющихся на рынке дистанционных образовательных продуктов 1. Полный охват сотрудников организации 2. Возможность построения индивидуальных траекторий повышения квафикации для каждого сотрудника 3. Низкая стоимость (часто бесплатный формат) доступа к образовательным продуктам 4. Широкий ассортимент образовательных продуктов, позволяющий в максимальной степени учесть специфику деятельности организации 5. Возможность организации непрерывного повышения квалификации персонала 6. Повышение квалификации осуществляется без отрыва сотрудника от основной рабочей деятельности 7. Возможность аналитики результатов повышения квалификации менеджментом организации, кадровой службой

зации выйти на качественно новый уро- также инвестиционную привлекатель-вень развития, значительно усилить свои ность [3, 6]. конкурентные преимущества на рынке, а

Библиографический список

1. Анопченко Т.Ю. Анализ ключевых параметров устойчивого инновационного развития региона в условиях цифровизации экономики / Анопченко Т.Ю., Лазарева Е.И., Лозо-вицкая Д.С., Мурзин А.Д. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - №1 (104). - С. 7-12.

2. Белоногова Е.И. Основные проблемы управления развитием персонала в условиях цифровой экономики // Вестник науки и образования. - 2018. - №13 (49).

3. Москаленко А.П. Инвестиционное проектирование: основы теории и практики / Москаленко А.П., Москаленко С.А., Ревунов Р.В., Вильдяева Н.И. // Санкт-Петербург, 2018. (1-е, Новое)

4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.

5. Цифровая экономика и её основные характеристики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mckinsey.com/global-location (дата обращения 29 декабря 2020 г.)

6. Pryadko I.A. Promotion of educational services in social networks / Pryadko I.A., Paytaeva K.T., Revunov R.V., Zelenova G.V., Evetskaya S.V. // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Т. 726. - С. 931-942. DOI: 10.1007/978-3-319-90835-9_104

DIRECTIONS FOR USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN PERSONNEL DEVELOPMENT CONTEXT ORGANIZATIONS

Chensi Song, Graduate Student Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article discusses the main directions of using digital tools to improve the qualifications of personnel at the microeconomic level, strengthen the competitiveness of the company, a comparative analysis of the main disadvantages and advantages of digital tools for advanced training is carried out. It has been established that at the present stage the management of the organization faces the task of creating a corporate system of continuous education of personnel, effectively combining full-time and digital tools for advanced training. The solution of such a problem allows the organization to reach a qualitatively new level of development, significantly enhance its competitive advantages in the market, as well as investment attractiveness. Digital tools for advanced training cannot replace face-to-face training in those types of activities that require practical skills in material production. At the same time, digital tools make it possible to supplement corporate retraining and personnel development programs and significantly increase their efficiency while reducing the overall costs of an economic entity in this area.

Keywords: digital technologies, personnel, personnel, economics, firm, qualifications, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.