ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
153
УДК 343.98 Э.Р. Комаркова
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ И РАССМОТРЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Анализируются возможности и особенности применения криминалистических знаний при выявлении и рассмотрении дел об административных правонарушениях в экологической сфере. Для эффективного расследования административных правонарушений в экологической сфере субъектам административной юрисдикции необходимо решать криминалистические задачи. В статье рассматриваются особенности применения криминалистических знаний при составлении протокола об административном правонарушении в экологической сфере. Описанию события правонарушения в протоколе должен предшествовать грамотно проведённый осмотр места происшествия в соответствии с криминалистическими рекомендациями и привлечением разного рода специалистов. Автор уделяет внимание вопросам организации и тактики назначения и производства экспертизы по данной категории дел. Для обеспечения эксперта материалами необходимо получение проб и образцов. При этом не обойтись без знания тактических особенностей отбора образцов для проведения экспертизы. Указыват-ся на необходимость привлечения специалиста к процедуре опроса лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере экологии, об особенностях тактики опроса.
Ключевые слова: протокол об административном правонарушении, тактика, экспертиза, осмотр места происшествия, опрос.
Экологические проблемы в современном мире остры и многогранны. Опасность необратимых изменений природной среды стала реальной из-за возросших масштабов хозяйственной деятельности. Она проявляется во всех отраслях производства и жизнедеятельности человека. Любая человеческая деятельность (в том числе противоправная) выражается в системе действий, средств и порождает изменения в окружающей среде.
Субъекты административной юрисдикции сталкиваются с необходимостью решения криминалистических задач в процессе выявления, расследования и разрешения дел в экологической сфере.
Производству по делам об административных правонарушениях в целом присуща множественность субъектов административной юрисдикции. Большинство дел об административных правонарушениях передано, в соответствии с КоАП РФ, в подведомственность органов исполнительной власти. Должностные лица этих органов уполномочены выявлять правонарушения и осуществлять производство по административным делам на ранних стадиях. Осуществляя общий контроль в соответствующих сферах, должностные лица этих органов обладают необходимой квалификацией. К ним относятся должностные лица органов санитарно-эпидемиологической службы, рыбоохраны, государственного экологического контроля, государственного контроля за использованием и охраной земель, водных объектов, лесного фонда, природных заповедников и национальных парков, объектов животного мира и т. д. Они являются специалистами (не в процессуальном смысле) в соответствующих сферах деятельности. В силу компетенции данные лица способны выявить правонарушение в своей сфере деятельности. Однако расследование, обнаружение, фиксация, исследование доказательств, оформление процессуальных документов требуют от должностных лиц криминалистических знаний.
Лицам, осуществляющим расследование, зачастую приходится сталкиваться с проблемами при составлении протокола об экологическом правонарушении. В связи с этим целесообразно и необходимо использовать криминалистические рекомендации по составлению протокола. Не обойтись и без консультации и непосредственного участия разного рода специалистов при составлении протокола. Специалист поможет должностному лицу обратить внимание на обстоятельства, связанные с обнаружением и закреплением доказательств, оценить результаты всех процессуальных действий, проведённых в ходе расследования по делу, обсудить формулировки в тексте протокола. В составлении протоколов об административном правонарушении в экологической сфере наибольшую трудность у работников органов исполнительной власти, сотрудников ОВД вызывает описание события административного правонарушения.
Этому описанию должен предшествовать грамотно проведённый осмотр места происшествия, хотя такого процессуального действия в КоАП РФ прямо не предусмотрено. Одной из новаций КоАП
РФ является законодательное закрепление (ст. 27.1, 27.8) в числе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. Осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении. При проведении осмотра для обеспечения полноты доказательственного материала потребуются знания о блоковом строении модели противоправной деятельности, о видах и локализации следов, о механизмах противоправной деятельности в сфере охраны окружающей природной среды, о сущности процесса выявления и раскрытия правонарушений в этой области.
Процессуальные правила статей КоАП РФ, в общих чертах определяя действия субъекта административной юрисдикции, не указывают, в какой последовательности и как рекомендуется выполнять осмотр. Очевидно, что применение субъектом административной юрисдикции определённой системы тактико-криминалистических приёмов (тактика осмотра) имеет большое значение для получения необходимых сведений по делу. Результаты осмотра могут оказаться лишёнными доказательственного значения, если проигнорировать тактические приёмы, разработанные криминалистикой.
Тактика осмотра при расследовании экологических правонарушений подчинена общим правилам осмотра. Однако тактика осмотра отдельных объектов (водных объектов, объектов животного и растительного мира, источника загрязнения окружающей среды, участков местности) обладает спецификой, определяемой видом правонарушения, способами и средствами его совершения, сокрытия, свойствами самих природных объектов.
Качественному осмотру и правильному описанию события правонарушения в протоколе об административном правонарушении в экологической сфере может и должно способствовать привлечение разного рода специалистов: сотрудника санитарно-эпидемиологической службы, работника рыбоохраны, ихтиолога, охотоведа, ветеринара, агронома, химика, почвоведа, дозиметриста и других.
К этому перечню, на наш взгляд, необходимо добавить специалиста-криминалиста, а также специалиста в области права - юриста (в тех случаях, когда осмотр и составление протокола производятся должностными лицами органов исполнительной власти, не имеющими юридического образования). И в этом случае нельзя не согласиться с мнением Е.Р. Россинской о том, что существующий многие годы подход, отрицающий признание юридических знаний в качестве специальных, устарел1.
Тщательная подготовка к осмотру, уяснение задач и вопросов, подлежащих проработке при осмотре, определение круга участников этого процессуального действия, обеспечение участия в нём специалиста или специалистов, способных оказать помощь в обнаружении, фиксации и изъятии доказательств, их описание в протоколе - это гарантия выявления и закрепления материальных признаков расследуемого экологического правонарушения.
Следовая информация, порождённая экологическим правонарушением, особые субъекты, специфические объекты посягательства и условия их существования требуют для своей расшифровки специальных знаний из разных областей.
Основным видом процессуальной формы использования специальных знаний в административном процессе является экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ). Её сущность состоит в анализе по заданию судьи, органа или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сведущим лицом - экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы и документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое служит одним из предусмотренных законом источников доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нём - доказательствами.
Важнейшее теоретическое и практическое значение приобретают вопросы организации и тактики назначения и производства экспертизы по данной категории дел: необходимость назначения экспертизы; определение вопросов, которые следует поставить на разрешение эксперта; отбор образцов и сравнительных материалов для экспертизы; обеспечение необходимых условий для работы эксперта; пределы ознакомления эксперта с материалами дела; тактические действия субъектов административной юрисдикции в процессе производства экспертизы.
1 Россинская Е.Р. Использование специальных познаний в судопроизводстве // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства. По материалам научно-практической конференции. М., 2001. С. 43-51.
Согласно ст. 28.7 КоАП РФ процессуальное разрешение к назначению экспертизы на ранней стадии есть только по делам, по которым предусмотрено административное расследование, то есть имеются ограничения для субъекта административной юрисдикции на ранних стадиях в использовании специальных знаний. Экспертиза в производстве по делам об административных правонарушениях должна быть доступным средством доказывания (по всем категориям дел и на всех стадиях), но назначаться только в том случае, если иными средствами и способами установить искомое обстоятельство, входящее в предмет доказывания по делу, не представляется возможным2.
По большинству административных дел, которые, в отличие от преступлений, не представляют большой общественной опасности, перед вынесением определения о производстве экспертизы тактически верным будет проконсультироваться у специалиста о возможностях экспертного учреждения, виде экспертизы, времени и сроках её проведения.
Е.Р. Россинская справедливо указывает, что тактически верным будет привлечение специалиста при назначении экспертизы. Конкретная помощь, которую он способен оказать, связана, например:
- с указанием на невозможность решения данного вопроса (например, из-за отсутствия экспертной методики);
- с указанием на непригодность объектов для экспертного исследования (что очевидно только лицу, обладающему специальными знаниями);
- с указанием на ошибки в собирании (обнаружении, фиксации, изъятии) объектов, могущих стать впоследствии вещественными доказательствами(ошибки могут быть связаны с неиспользованием или неправильным использованием технико-криминалистических средств и методов собирания тех или иных следов, особенно микрообъектов);
- с определением рода и вида судебной экспертизы (что напрямую связано в дальнейшем с выбором экспертного учреждения или кандидатуры эксперта);
- с указанием на материалы, которые необходимо предоставить в распоряжение эксперта (например, протоколы осмотра места происшествия и некоторых вещественных доказательств, схемы, планы, документы и прочее)3.
Назначение судебных экспертиз имеет целью извлечение и перекодирование в доступную для субъекта административной юрисдикции форму доказательственной информации, заключённой в объекте экспертного исследования, а для этого необходимо предоставить материал для сравнения с другими доказательствами и формирования системы доказательств. Полнота, объективность и обоснованность заключения эксперта во многом зависят от качества представленных эксперту для исследования материалов, от правильности подготовки и оформления их для исследования4.
Очевидно, что в соответствии с действующим КоАП РФ институт судебной экспертизы получит своё развитие, так как в кодексе подробное закрепление получили вопросы статуса эксперта и специалиста, назначения и проведения экспертизы. Необходимо усилить значимость института административной ответственности в связи с разнообразием и сложностью экономической, производственно-технологической, предпринимательской деятельностью. Введение по наиболее сложным делам стадии расследования свидетельствует о том, что процесс доказывания в административном процессе приобретает такое же значение, что и в уголовном. Поэтому экспертиза как важная форма использования специальных знаний имеет целью получение новых и проверку имеющихся доказательств.
Около тридцати лет назад Е.В. Додин отмечал, что, вероятно, не все виды криминалистических экспертиз могут найти применение в административном процессе, но такие как баллистическая, трас-сологическая, экспертиза документов бывают необходимы для объективного и всестороннего решения дел о привлечении к административной ответственности. Причём в некоторых случаях заключение эксперта-криминалиста является одним из основных доказательств в административном процессе. Например, баллистическая экспертиза необходима при нарушении правил охоты. Перед экспертом в таких случаях ставятся вопросы об определении направления полёта пули, давности выстрела,
2 Фоченкова Н.А. Использование криминалистических знаний при обнаружении и исследовании доказательств в административном процессе: дис. .канд. юрид. наук. Калининград, 2003. С. 126.
3 Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. М.: НОРМА, 2007. С. 364.
4 См.: Бородин С.В., Палиашвили А.Я. Вопросы теории и практики судебной экспертизы. М.,1963. С. 45; Ли-луашвили Т.А. Экспертиза в советском гражданском процессе. Тбилиси, 1967. С. 106; Тельнов П.А. Процессуальные вопросы судебной экспертизы. М., 1967. С. 27-32; Скорик Н.В. О пределах ознакомления судебного эксперта с материалами дела. Киев, 1970. С. 120.
идентификации оружия по стреляным пулям и гильзам. В других случаях заключение эксперта, положенное в основу прекращения уголовного дела, может служить доказательством для привлечения лица к административной ответственности5.
В ряде случаев без назначения экспертизы невозможно квалифицировать деяние, не определив предмет (как часть объекта) административного правонарушения. Экспертиза свойств предмета может понадобиться, например, при производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ), с нарушением правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), с порчей земель (ст. 8.6 КоАП РФ), с нарушением требований к охране лесов (ст. 8.31 КоАП РФ), а также ряда статей, включённых в гл. 8 КоАП РФ.
Также экспертиза может понадобиться для исследования качеств почвы, размера нанесённого ей, другим природным объектам и ресурсам, здоровью человека ущерба в результате совершённого правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 КоАП РФ. В этом случае без экспертизы нельзя решить вопроса правовой квалификации, так как УК РФ предусматривает ответственность за аналогичное правонарушение (ст. 254 УК РФ).
Отождествление лица, определение его психического состояния, проведённые экспертом, в необходимых случаях могут иметь отношение к определению субъекта правонарушения.
«Экспертное исследование элементов и материальных компонентов поведения субъекта, имеющих доказательственное значение, способствует установлению фактов, используемых для определения вины (мотивов и целей)»6 правонарушения, следовательно, помогает определить субъективную сторону правонарушения.
Для обеспечения эксперта материалами, которые ему необходимы для сравнительного исследования в целях решения вопроса об идентификации материальных следов, других вещественных доказательств, необходимо получение образцов.
Изъятие проб, образцов, вещей и документов, которые могут быть объектами экспертного исследования, должностное лицо осуществляет в процессуальном порядке, предусмотренном ст. 26.5 и 27.10 КоАП РФ. Изъятие производится в присутствии двух понятых (ч. 2 ст. 27.10 КоАП РФ). При необходимости при изъятии применяются фото- и киносъёмка, видеозапись, упаковка и опечатывание в соответствии с криминалистическими рекомендациями. Материалы, отобранные для экспертизы, должны быть тщательно осмотрены и описаны в протоколе.
Нормы КоАП РФ не предусматривают способы отбора экспериментальных образцов для сравнительного исследования. Тактически такой отбор осуществляется в особом порядке: 1) не должно быть сомнений в принадлежности образца конкретному объекту; 2) образцы должны соответствовать исследуемому объекту; 3) количество образцов должно быть не меньше, чем это требуется для производства экспертизы7.
Необходимо отметить, что специфика материалов, отбираемых для исследования, состоит в том, что некоторые из них приобретают необратимые изменения, утрачивая, таким образом, своё первоначальное состояние. Повторный отбор образцов для экспертного исследования не даёт первоначальной картины и, более того, может дать противоположные результаты8 (например, повторный отбор образцов атмосферного воздуха, воды в реке вследствие нахождения этих природных объектов в постоянном движении).
Для решения вопроса об отборе образцов субъект административной юрисдикции анализирует материалы дела, консультируется со специалистом. Это поможет определить, на соблюдение каких требований следует обратить внимание при получении образцов, какие приёмы необходимо использовать, чтобы обеспечить требуемое качество и количество образцов, изучить особенности отбора отдельных видов образцов.
5 Додин Е.В. Доказательства в административном процессе. М.: Юрид. лит., 1973. С. 89-90.
6 Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. С. 414.
7 Фоченкова Н.А. Использование криминалистических знаний при обнаружении и исследовании доказательств в административном процессе... С. 136.
8 Экологические преступления: квалификация и методика расследования: метод. пос. / под ред. В.Е. Коноваловой, Г.А. Матусовского. Харьков: Глобус, 1994. С. 158.
В процессе подготовительных действий перед получением экспериментальных образцов специалист помогает субъекту административной юрисдикции определить: какие образцы нужны и в каком количестве; какие необходимы технические средства для получения образцов, оказать помощь в их получении; какие необходимы условия для получения образцов; в чём должна выражаться помощь специалиста9. При решении этих вопросов исходят из целей дальнейшего исследования, а также из общих требований к образцам, разработанных криминалистикой.
После проведения всех подготовительных действий, а именно получив консультации специалиста о предмете экспертизы, собрав материал для исследования, определив экспертное учреждение или эксперта, сформулировав цель экспертизы, должностное лицо выносит мотивированное определение, которое является процессуальным основанием её назначения и производства (ч. 2 ст. 26.4 Ко-АП РФ). Требования КоАП РФ к структуре и содержанию определения аналогичны требованиям, предъявляемым к постановлению о назначении экспертизы в уголовном судопроизводстве (ст. 195 УПК РФ).
Один из способов получения сведений при рассмотрении экологических правонарушений -привлечение специалиста к процедуре опроса различных лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях. Необходимо отметить, что у субъектов, разрешающих дело, имеются процессуальные возможности в части приглашения специалиста для участия в опросе правонарушителя, потерпевших, свидетелей (п. 2. ч. 4 ст. 25.8 КоАП РФ).
Подготовительные действия к опросу должны обеспечить возможность получения от опрашиваемых лиц всей информации, относящейся к обстоятельствам дела и имеющей значение для его решения. Изучение материалов дела с участием специалиста позволит наметить дальнейшие подготовительные действия к опросу. На этой стадии необходимо решить следующие вопросы: кого опрашивать, по каким обстоятельствам дела, на какой стадии рассмотрения дела, в какой последовательности должен быть проведён опрос, в какой форме и с помощью каких тактических приёмов его наиболее целесообразно осуществить. Решение этих вопросов составляет основу подготовки к опросу.
Необходимо обратить внимание, что опрашиваемое лицо может являться специалистом (не в процессуальном смысле) в своей сфере деятельности (специальный субъект). В этом случае имеет большое значение квалификация лица, привлекаемого в качестве специалиста по делу. Это будет способствовать получению необходимой информации, экономии процессуальных средств и времени на производство процессуальных действий.
Одним из важных этапов подготовки к опросу является изучение специальных вопросов, включающих представление о хозяйственной деятельности, о технологии производства, о видах очистных сооружений, о предельно допустимых выбросах и концентрации вредных отходов производства, о правилах хранения, транспортировки и захоронения ядовитых отходов и т. д., а также ведомственных инструкций, приказов, распоряжений по вопросам технологии производства отдельных изделий, технике безопасности, стандартов. Это представляет сложность, так как требуются специфические знания различных областей деятельности, тактики их применения. В этом случае суду необходимы консультации специалистов, работающих в соответствующих предприятиях и научных учреждениях. Другим субъектам административной юрисдикции, являющимся компетентными в вопросах своей сферы деятельности, понадобится квалифицированная помощь юристов, криминалистов.
Роль стимулирующих факторов при опросе выполняют и тактические приёмы предъявления вещественных доказательств. Предъявление опрашиваемому предметов, документов или следов («немых» свидетелей) - наглядный и действенный приём производства опроса различных лиц.
Таким образом, сфера применения криминалистических знаний в административном процессе расширяется. Необходимость их использования при выявлении и рассмотрении дел об экологических правонарушениях обусловлена задачами административного производства, повышением эффективности расследования дел этой категории.
Поступила в редакцию 16.09.14
9 Рузметов С.А. Актуальные проблемы использования специальных знаний при расследовании экологических преступлений: монография. Калининград, 2005. С. 104-105.
E.R. Komarkova
WAYS OF USING CRIMINALISTIC KNOWLEDGE IN REVEALING AND CONSIDERING ADMINISTRATIVE OFFENSES AGAINST NATURE
The author analyzes the possibilities and the peculiarities of the criminalistic knowledge application to the identification and the consideration of administrative violations in the environmental field. For the effective investigation of administrative violations in the environmental field, the subjects of administrative jurisdiction have to solve criminalistic problems. The article discusses the peculiarities of the criminalistic knowledge application within the process of writing a report on administrative environmental offense. The offence description in the protocol must be preceded by competently conducted inspection of the scene in accordance with the criminalistic recommendations and by engaging various specialists. The author pays attention to the organization and tactics of the appointment and execution of an expertise for this category of cases. To provide an expert with materials it is necessary to obtain samples and probes. In this case, one can not do without the knowledge of tactical features of sampling for the examination. The paper refers to the need for engaging a specialist to the procedure of interviewing people involved in proceedings before courts concerning administrative violations in the field of ecology; the peculiarities of the interrogation tactics are specified.
Keywords: report on administrative offense, tactics, expertise, inspection of the scene, interrogation.
Комаркова Эльмира Рафилевна, Komarkova E.R.,
старший преподаватель кафедры гражданского senior lecturer of Department of public
управления и права administration and law
Филиал ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный Udmurt State University (Votkinsk branch)
университет» в г. Воткинске 427433, Russia, Votkinsk, Raskovoy st., 1а
427433, Россия, г. Воткинск, ул. Расковой,1а E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]