Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ И ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ И ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕДОСТАТКИ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косников С.Н., Нилова Н.М., Гринева А.Г., Столярчук Н.М.

В статье рассмотрены основные дистанционные и виртуальные образовательные технологии, особенности их использования в современной практике. Выявлены преимущества и недостатки обучения на расстоянии, проанализированы платформы дистанционного и виртуального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косников С.Н., Нилова Н.М., Гринева А.Г., Столярчук Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF USING DISTANCE AND VIRTUAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING

The article discusses the main distance and virtual educational technologies, the features of their use in modern practice. The advantages and disadvantages of distance learning are revealed, the platforms of distance and virtual learning are analyzed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ И ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_7_145 УДК 378.14:004

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ И ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБУЧЕНИИ

Косников Сергей Николаевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической кибернетики, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия, е-mail: snkosnikov@gmail.com

Нилова Надежда Михайловна,

старший преподаватель кафедры системного анализа и обработки информации, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия, е-mail: nilova@gmail.com

Гринева Анастасия Геннадьевна,

аспирант первого курса, факультет прикладной информатики, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия, е-mail: grin.sia@gmail.com

Столярчук Надежда Максимовна,

аспирант первого курса, факультет прикладной информатики, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, г. Краснодар, Россия, е-mail: nstolyarchuk2409@gmail.com

В статье рассмотрены основные дистанционные и виртуальные образовательные технологии, особенности их использования в современной практике. Выявлены преимущества и недостатки обучения на расстоянии, проанализированы платформы дистанционного и виртуального обучения.

Ключевые слова: обучение; дистанционное обучение; преимущества; недостатки; формы; методы; образование.

UDC 378.14:004

DIRECTIONS OF USING DISTANCE AND VIRTUAL EDUCATIONAL

TECHNOLOGIES IN TEACHING

Kosnikov Sergey Nikolaevich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Cybernetics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia, e-mail: snkosnikov@gmail.com

Nilova Nadezhda Mikhailovna,

Senior Lecturer of the Department of System Analysis and Information Processing, I. T. Trubilin Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia, e-mail: nilova@ gmail.com

Grineva Anastasia Gennadievna,

First-year postgraduate student, Faculty of Applied Informatics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia, e-mail: grin.sia@ gmail.com

Stolyarchuk Nadezhda Maksimovna,

first-year postgraduate student, Faculty of Applied Informatics, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia, e-mail: nstolyarchuk2409@ gmail.com

The article discusses the main distance and virtual educational technologies, the features of their use in modern practice. The advantages and disadvantages of distance learning are revealed, the platforms of distance and virtual learning are analyzed.

Keywords: training; distance learning; advantages; disadvantages; forms; methods; education.

Обучение является основой развития личности человека, его профессиональной карьеры и качества жизни в целом. Обучение может быть формальным и неформальным, и оба типа могут внести значительный вклад в успех и карьеру человека. В целом обучение является важным элементом личностного и профессионального развития, и его значимость будет только возрастать в контексте изменяющегося мира. По мнению В. С. Кукушина, преподавателя университета в Ростове-на-Дону, обучением называется процесс передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии преподавателя и обучающегося.

Образование является одним из важнейших инструментов для развития личности и общества в целом. Оно дает людям навыки и знания, необходимые для успешной и продуктивной жизни. Благодаря образованию в нашем обществе есть профессионалы и специалисты в разных сферах, что обеспечивает социальный и экономический рост. Также у людей формируется критическое мышление, которое позволяет им анализировать и критиковать информацию, получаемую от СМИ, политиков, лидеров общества.

Образование является ключевым фактором, определяющим успех человека и нашего общества в целом. Поэтому важно идти на все возможные меры, чтобы улучшить его качество и доступность. В настоящее время образование можно получить разными способами, например посещая очные занятия или занимаясь дистанционно.

Под образованием понимается социальный институт, который предназначен для воспитания и обучения личности, получения новых знаний и умений.

Дистанционное обучение - это процесс, при котором студенты получают знания, не посещая традиционные занятия. Дистанци-

онное обучение может быть организовано как в режиме онлайн, так и офлайн. В случае онлайн-обучения студенты обучаются через сеть Интернет, используя специальные образовательные платформы и веб-приложения. Офлайн-обучение, с другой стороны, предполагает использование учебных материалов, которые были созданы специально для такого вида обучения, и которые студенты могут изучать в удобное для них время и месте.

Время, когда дистанционное образование было редкостью и вызывало множество вопросов, осталось в прошлом. Сегодня оно стало не просто альтернативой классическому обучению, но и неотъемлемой частью нашей жизни. Существует обширный спектр различных образовательных технологий.

В данной статье мы рассмотрим такие образовательные технологии, как дистанционные и виртуальные технологии.

По мнению Э. В. Давыдовой, преподавателя спецдисциплин ГБПОУ РО «ВТИТБиД» имени В.В. Самарского, под дистанционным обучением понимается обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов [3].

Эффективность применения ИТ в образовании индивида определяется способностью обучающегося к самостоятельной познавательно-образовательной деятельности. Стоит отметить, что дистанционное образование очень востребовано в наше время, ведь это максимально удобный способ получения дополнительного образования, повышения квалификации, обучения лиц с ограниченными возможностями и т. д.

Под электронным обучением понимается

организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодей-

Дистанционные образовательные технологии представляют собой самостоятельное изучение предметов студентом через различные системы коммуникаций.

Обучающийся по дистанционным образовательным технологиям самостоятельно изучает учебные курсы с помощью:

- образовательного портала;

- цифровых образовательных ресурсов;

- сетевых систем управления;

- занятий в режиме online/offline;

- прохождения всех видов контроля знаний.

Дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки, и выбор формы обучения будет зависеть от индивидуальных потребностей и способностей каждого конкретного человека.

Характерные особенности (преимущества) дистанционного обучения:

- гибкость расписания: ученики не привязаны к учебному расписанию или строгим временным рамкам, они могут выбирать подходящее для них время для обучения;

- индивидуальный подход: дистанционное обучение позволяет студентам изучать материалы в темпе, который лучше всего соот-

ствие обучающихся и педагогических работников.

Целью внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования является обеспечение доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, состояния здоровья и социального положения.

ветствует их индивидуальным потребностям и способностям;

- использование новых технологий: дистанционное обучение использует новейшие технологии, такие как онлайн-курсы, видеоконференции и т.д., для улучшения качества обучения;

- усиление самостоятельности: дистанционное обучение помогает студентам развивать свои навыки самостоятельной работы, самоконтроля и самоорганизации;

- увеличение доступности: дистанционное обучение делает возможным получение образования для людей, которые раньше не имели доступа к образовательным учреждениям;

- отсутствие контакта «лицом к лицу»: дистанционное обучение не обеспечивает прямого взаимодействия студентов и преподавателей, что может негативно сказаться на качестве обучения;

- необходимость меньшей социальной интеракции: дистанционное обучение ориентировано на работу индивидуально, поэтому может быть сложнее для студентов, которые лучше учатся в групповых условиях.

Проблемы дистанционного образования:

Таблица 1 - Дистанционные образовательные технологии

Дистанционная образовательная технология Описание

Кейсовая технология Обучающимся регулярно предоставляются различные учебные материалы в виде текстов, аудио- и видеофайлов, которые они могут изучать самостоятельно. Кроме того, заранее планируется возможность консультаций с преподавателями

Телевизионно-спутниковая технология Заключается в использовании различных технологий интерактивного телевидения, таких как телевизионные и радиовещания, видеоконференции, виртуальные практические занятия и аналогичные средства коммуникации

Сетевые технологии Предполагает использование телекоммуникационных сетей для предоставления учебных пособий и обеспечения взаимодействия между преподавателем и учащимися с различной степенью интерактивности. Для этого используются сетевые технологии, которые классифицируются на асинхронные и синхронные

- отсутствие мотивации: студенты могут не получать достаточной мотивации для уче -бы, так как им приходится учиться в одиночку и без поддержки со стороны преподавателей и однокурсников;

- проблемы с коммуникацией: так как дистанционное обучение включает минимальную или отсутствующую коммуникацию «лицом к лицу», студенты могут испытывать трудности с коммуникацией и решением задач в группе;

- недостаток медиа-ресурсов: в некоторых обсуждениях, заданиях и курсах дистанционного обучения может недоставать актуальной информации, специализированных онлайн-ресурсов и программного обеспечения;

- ограниченность программных средств: не все студенты имеют доступ к передовым программным средствам и многозадачным приложениям, и это может ограничить качество образования;

- технические проблемы: студенты могут столкнуться с техническими проблемами, такими как проблемы с доступом в Интернет, несоответствие программного обеспечения или технические сбои, что может привести к задержкам и нарушению обучения;

- какие-то вопросы могут быть сложными для самостоятельного изучения и могут требовать наставлений от преподавателя, что при дистанционном обучении возможно только в рамках онлайн-конференций или иных коммуникационных средств;

- проверка знаний и оценка усвоенного материала могут быть более сложными в дистанционной форме обучения [1; 2].

При дистанционном обучении можно стол -кнуться с трудностями, но многие из них можно решить с помощью правильной подго -товки и разработки используемых образовательных программ. Несмотря на недостатки, дистанционное обучение продолжает быстро развиваться и выступает в качестве удобной альтернативы традиционному обучению.

Также одним из наиболее перспективных направлений в образовательной сфере является применение технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности.

Технология виртуальной реальности (virtual reality, VR) - это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при исполь-

зовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности).

Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом.

Погружение в виртуальную среду - это ощущение физического присутствия в виртуальном мире. Данное ощущение создается благодаря тому, что пользователь окружен изображениями, звуком и другими стимулами, создающими целостную среду.

Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения. Человек может взаимодействовать с трехмерной, компьютеризированной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи. Этот феномен называется эффектом присутствия.

Технология дополненной реальности (augmented reality, AR) - это технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display, очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека. Иными словами, виртуальная реальность полностью искусственная, а дополненная реальность - это результат смешения искусственных и реальных объектов.

Симуляторы в основном используются для имитации различных процессов, либо там, где использование реальных устройств и механизмов в обучении связано с повышенным риском или большими затратами. Находясь в разных городах и странах, участники виртуальной системы могут взаимодействовать друг с другом, вместе наблюдая за экспериментами и участвуя в научных разработках.

Для полного погружения в виртуальную и дополненную реальности используются специальные устройства, такие как шлем, VR-очки, комнаты виртуальной реальности, микрофоны, наушники, костюмы, различные системы управления и системы прямого подключения к нервной системе человека.

Достоинства использования виртуальной и дополненной реальности в образовании:

- подходит для обучения в сотрудничестве и проблемного обучения;

- является инструментом для ситуационного обучения;

- способствует индивидуализации учебного процесса;

- обеспечивает визуализацию изучаемого материала;

- освоение абстрактных концептов;

- обеспечивает стопроцентную концентрацию внимания обучающегося;

- способствует повышению мотивации.

Кроме того, дистанционные и виртуальные образовательные технологии также могут быть более экономически эффективными, чем традиционные методы обучения. Это связано с тем, что они позволяют сократить расходы на транспорт, проживание и питание, что может существенно уменьшить общую стоимость образования. А также эти технологии могут быть полезны для тех, кто живет в удаленных или малонаселенных районах, где доступ к высшему образованию может быть ограничен. Это делает образование более доступным для людей, которые ранее не имели такой возможности.

Однако, несмотря на все преимущества, дистанционные и виртуальные образовательные технологии также имеют свои недостатки.

Недостатки использования виртуальной и дополненной реальности в образовании:

- затратность ресурсов для создания условий работы с виртуальной и дополненной реальностью;

- высокая стоимость;

- большое энергопотребление техники.

Кроме того, дистанционное обучение может требовать от студента большей самодисциплины и организованности, так как отсутствие прямого контроля со стороны преподавателя может привести к отставанию в учебе.

В целом дистанционные и виртуальные образовательные технологии имеют множество преимуществ и могут быть полезными для тех, кто ищет более гибкие и экономически эффективные способы получения образования. Однако, прежде чем решиться на дистанционное и виртуальное обучение, важно учитывать все свои потребности и возможности, а также сравнить различные

программы и курсы, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант.

Технология виртуальной реальности, в зависимости от различных факторов, может внедряться в систему занятия:

- в качестве учебного материала при груп -повой работе;

- в качестве практико-ориентированного материала при групповой работе или работы в парах для решения различных теоретических задач;

- на этапе создания проекта, когда обучение в группах используется как подход к решению задач с длительными сроками;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- для визуализации теоретической части.

Инструменты онлайн-образования позволяют ученикам получать доступ к знаниям и учиться в удобное для них время и место, а также предоставляют преподавателям больше возможностей для улучшения образовательного процесса.

Существует множество инструментов он-лайн-образования, которые используются в виртуальных классах и курсах. Некоторые из них:

- платформы онлайн-курсов: такие как Coursera, edX, Udemy, Khan Academy и др. Эти платформы предлагают бесплатные или платные курсы по широкому спектру тем, включая программирование, бизнес, искусство, науку и технологии;

- видео-конференц-системы: такие как Zoom, Skype, Google Meet, Microsoft Teams и др. Эти инструменты позволяют преподавателям и студентам участвовать в онлайн-уроках и общаться друг с другом в режиме реального времени;

- вебинары: это онлайн-мероприятия, которые обычно включают в себя презентации, обсуждения и взаимодействие с публикой в режиме реального времени. Они проводятся на платформах вебинаров, таких как WebinarJam, GoToWebinar и др.;

- онлайн-курсы по программированию: такие как Codecademy, FreeCodeCamp, Code. org и др. Они предлагают бесплатные или платные курсы по различным языкам программирования и технологиям;

- интерактивные доски: такие как Jamboard, Miro, Google Classroom и др. Они предоставляют возможность студентам и преподавателям делиться информацией, рисовать, создавать мозговые карты и др.;

- интерактивные учебники: такие как iBooks, Kindle и др. Они предоставляют возможность создания интерактивных учебников с использованием видео, аудио, изображений и т.д.;

- системы управления обучением (LMS): такие как Moodle, Canvas, Blackboard и др. Эти инструменты позволяют создавать он-лайн-курсы, распределять задания и оценивать прогресс студентов;

- мобильные приложения: такие как Duolingo, Khan Academy, Memrise и др. Они предоставляют возможность получения знаний и обучения через мобильные устройства;

- системы аналитики образования: такие как Knewton, Learning Analytics and Knowledge (LAK) и др. Они предоставляют возможность сбора и анализа данных обучения для повышения эффективности обучения и развития индивидуальных методов обучения. Виртуальные и дополненные реальности: такие как Google Expeditions, Alchemy VR, Merge Cube и др. Они предоставляют возможность студентам учиться через виртуальные экспедиции, игры и симуляции, что позволяет им получать новые знания и навыки в интерактивной форме;

- игровые платформы: такие как Minecraft Education Edition, Kahoot, Quizlet и др. Они позволяют преподавателям создавать игры и квесты, которые могут быть использованы для привлечения внимания студентов и повышения их мотивации;

- социальные сети и форумы: такие как Facebook, Twitter, Reddit и др. Они могут быть использованы для создания сообщества студентов и обмена знаниями и опытом между участниками;

- онлайн-библиотеки и ресурсы: такие как Google Scholar, JSTOR, Project MUSE и др.

Они предоставляют доступ к широкому спектру научных исследований, журналов, книг и других материалов, которые могут быть использованы для углубленного изучения темы;

- онлайн-переводчики и словари: такие как Google Translate, Linguee, Oxford Learner's Dictionary и др. Они предоставляют возможность перевода текста на различные языки и быстрого поиска значений слов;

- облачные хранилища: такие как Google Drive, Dropbox, OneDrive и др. Они позволяют студентам и преподавателям хранить и обмениваться файлами, документами и другой информацией в облаке. Современные технологии позволяют создавать инновационные формы обучения, такие как микрокурсы, массовые онлайн-курсы и учебные платформы, которые позволяют студентам изучать материалы в своем темпе и обмениваться знаниями с другими студентами и преподавателями. Это помогает повысить качество образования и сделать его более доступным для людей по всему миру.

Таким образом, дистанционные и виртуальные образовательные технологии являются важным компонентом современной системы образования. Они предоставляют студентам удобные, гибкие и экономически эффективные способы получения образования, а также позволяют обеспечить доступ к высшему образованию для людей из отдаленных и малонаселенных районов. Однако для того чтобы использовать эти технологии наиболее эффективно, необходимо учитывать все их преимущества и недостатки, а также выбирать программы и курсы, которые наилучшим образом соответствуют потребностям студента.

Список литературы _

1. Донская Е. Ю. Дистанционные технологии обучения в открытом образовании: опыт казанского федерального университета // XI международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе». URL: https://kai.ru/documents/683568/1369561/Sbornik_NOTV_2014.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

2. Донская Е. Ю. Тестирование как неотъемлемая часть системы дистанционного обучения в высшей школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN120.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

3. Давыдова Э. В. Формы и методы дистанционного обучения // World science: problems and innovations : сборник статей LVII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021.

References _

1. Donskaya E. Yu. Distance learning technologies in open education: the experience of Kazan Federal University. XI International scientific and methodological conference "New educational technologies in higher education". URL: https:// kai.ru/documents/683568/1369561/Sbornik_NOTV_2014.pdf (date of reference: 01.02.2023).

2. Donskaya E. Y. Testing as an integral part of the distance learning system in higher school. Mir nauki. Pedagogy and psychology. 2020. No. 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PDMN120.pdf (accessed: 01.02.2023).

3. Davydova E. V. Forms and methods of distance learning. World science: problems and innovations: collection of articles of the LVII International Scientific and Practical Conference. Penza, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.