Научная статья на тему 'Направления интеллектуализации системы управления качеством тренажерной подготовки специалистов органов внутренних дел'

Направления интеллектуализации системы управления качеством тренажерной подготовки специалистов органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Алексеевич, Гончар Артем Александрович, Стахно Роман Евгеньевич

В статье рассматривается направление повышения эффективности управления качеством тренажерной подготовки специалистов ОВД за счет создания и внедрения различного рода автоматизированных и экспертных систем, с учетом особенностей тренажерной и специальной подготовки в ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Сергей Алексеевич, Гончар Артем Александрович, Стахно Роман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления интеллектуализации системы управления качеством тренажерной подготовки специалистов органов внутренних дел»

всех стадиях разработки и внедрения, разработка и внедрение по частям, адаптированность к

конкретному учебному заведению и сложности оценки экономических показателей.

Список литературы

1. Алексеев С.А., Стахно Р.Е., Гончар А.А. Проектирование интегрированной автоматизированной системы управления территориальных органов внутренних дел // Наука, техника и образование, 2016. № 4. С. 12-15.

2. Алексеев С.А., Гончар А.А., Стахно Р.Е. Эргономические принципы при проектировании АРМ АСУ ОВД // Наука и образование сегодня, 2016. № 9. С. 10-14.

3. Стахно Р.Е., Алексеев С.А. Эргономические принципы технологии распределения функций между пользователем и средствами автоматизации в органах внутренних дел // European Science, 2016. № 11. С. 16-21.

4. Алексеев С.А., Алексеева Е.К. Задачи квалиметрии прогноза и диагностики достигнутого качества тренажерной подготовки специалистов по судовождению // Журнал университета водных коммуникаций, 2012. № 1. С. 172-179.

5. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: Справочник / под ред. А.И. Губинского, В.Г. Евграфова. М.: Машиностроение, 1993. 528с.

НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Алексеев С.А.1, Гончар А.А.2, Стахно Р.Е.3

'Алексеев Сергей Алексеевич - доктор технических наук;

2Гончар Артем Александрович - кандидат военных наук;

3Стахно Роман Евгеньевич - кандидат технических наук, кафедра математики и информатики, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается направление повышения эффективности управления качеством тренажерной подготовки специалистов ОВД за счет создания и внедрения различного рода автоматизированных и экспертных систем, с учетом особенностей тренажерной и специальной подготовки в ОВД.

Ключевые слова: качество, эффективность, управление, экспертные системы, обучение.

В настоящее время общепризнано противоречие между сложностью задач по управлению качеством тренажерной подготовки (ТП) специалистов ОВД и минимумом методов и средств по принятии решений, имеющихся у руководителей ТП. Решению этого противоречия способствует применение средств автоматизации на всех уровнях управления качеством ТП. Использование ЭВМ, экспертных систем (ЭС) может создать принципиально новую ситуацию в предметной области управления качеством ТП.

Структура вычислительной системы, которая должна быть либо встроена в программное обеспечение системы управления качеством ТП (СУК ТП), либо в качестве самостоятельного блока с элементами искусственного интеллекта (ИИ) сопряжена с ней, должна включать три модуля [1 - 5]:

1. Исполнительная система, представляющая программный модуль, осуществляющий любые вычисления, поиск данных в информационных базах (знаний и данных), логический вывод и включающий всю совокупность аппаратно-программных средств, обеспечивающих работу программ.

2. Базы знаний (БЗ) и базы данных (БД), представляющие информационный модуль. БЗ осуществляет интеграцию средств вычислительной системы, участвующих в решении задач управления качеством ТП. При этом она должна обеспечивать адекватность отображения среды управления качеством ТП и естественность для руководителя ТП способа описания среды. Рекомендуется [2] строить БЗ как двухуровневую структуру, включающую концептуальную

часть (верхний уровень) и БД (нижний уровень). Язык представления данных определяется типом соответствующей СУБД, а язык представления знаний должен выбираться из группы языков обработки символьной информации (ЛИСП, РЕФАЛ, СНОБОЛ и др.).

3. Интеллектуальный интерфейс представляет третий модуль вычислительной системы, включающий решатель - совокупность средств, обеспечивающих в диалоге с руководителем ТП автоматический синтез программы решения конкретной задачи управления качеством ТП, и систему общения - совокупность трансляторов, осуществляющих трансляцию с языка руководителя ТП как пользователя на язык представления знаний в БЗ и обратную трансляцию.

На основании сказанного, при решении задач управления качеством ТП структура необходимой вычислительной системы, реализующей технологию ЭС с использованием элементов ИИ, может быть определена, как человеко-машинная система «руководитель ТП - СУК ТП».

С функциональной точки зрения под ЭС понимается вычислительная система, которая использует знания специалистов (экспертов) о конкретной узко специализированной предметной области и которая в пределах этой области способна вырабатывать рекомендации (решения) на уровне с экспертом-профессионалом [1 - 5].

Структура типовой ЭС (рис. 1) должна содержать пять основных компонент: интерфейс с пользователем (руководителем ТП), подсистему логического вывода, БЗ и БД, составляющих ядро ЭС, подсистему приобретения знаний, подсистему отображения и объяснения результатов выработанных рекомендаций (решений). Кроме того, в состав структуры ЭС могут входить две дополнительные компоненты - подсистемы обучения и самообучения.

Подсистема самообучения

Рис. 1. Структура типовой экспертной системы

Применительно к проблеме интеллектуализации управления качеством ТП экспертная система должна решать следующие задачи:

1) прогнозировать вероятные последствия изменения качества ТП, вызванные неадекватными действиями специалиста в составе ТП в моделируемых ситуациях управления техническими средствами (ТС);

2) планировать последовательность действий специалиста в составе ТП по отработке его умений и навыков в ходе функционирования ТП;

3) сравнивать результаты, показанные специалистом в составе ТП с заданными на это мероприятие руководителем;

4) вырабатывать рекомендации (решения) по управлению качеством ТП для руководителя;

5) выявлять причины ошибок, возникающих в ходе управления качеством ТП;

6) диагностировать состояние личности специалиста в составе ТП в ходе реализации мероприятия ТП и вырабатывать рекомендации по ее коррекции.

Для успешного решения названных задач в первую очередь должна быть сформирована адекватная предметной области управления качеством ТП база знаний. При этом должны рассматриваться следующие уровни знаний:

1. общенаучные, содержащие информацию о качестве объектов, процессов, явлений и законах, методах и средствах управления качеством,

2. общеинженерные, содержащие информацию об основных видах, типах и образцах ТС, которыми будет управлять специалист в составе ТП, и способах управления ими,

3. специальные, содержащие информацию об управлении качеством ТП по управлению образцами ТС определенного типа,

4. конкретно-специальные, содержащие информацию об управлении качеством ТП по управлению конкретным образцом ТС.

Следует подчеркнуть, что ЭС манипулирует не конкретными уровнями знаний, а их моделями, т.е. для представления знаний экспертов в БЗ необходимо реализовать процесс моделирования знаний. Наиболее распространенными видами моделей представления знаний являются: логические, продукционные и семантические, сравнительные характеристики назначения которых применительно к предметной области управления качеством ТП, приведены в табл. 1.

Правила построения моделей знаний изложены в [1 - 5]. При этом используется четыре типа знаний:

1. Фактуальные - информация о конкретных фактах управления качеством ТП, собираемая посредством диалога с руководителем ТП, который указывает, какие факты следует считать истинными;

2. Процедурные - собираемые заранее путем опроса экспертов, которые составляют ядро БЗ;

3. Управляющие - набор стратегий (технологий) управления качеством ТП;

4. Метазнания - знания ЭС о себе, своей работе, структуре, БЗ и схеме логического вывода.

Таблица 1. Сравнительные характеристики назначения моделей представления знаний

Вид модели Тип модели Назначение модели

Логическая Логико-вероятностная Учет и анализ неопределенностей, возникающих при управлении качеством ТП

Исчисление высказываний и логики предикатов Индивидуальные и дедуктивные выводы при управлении качеством ТП

Семантичес кая Семантическая сеть Последовательность действий по управлению качеством

Фреймовая Различные отношения между объектами и процессами в ходе управления качеством ТП

Продукцион ная С четкими правилами Решение задач управления качеством ТП с количественными (четкими) параметрами

С нечеткими правилами Решение задач управления качеством ТП с качественными (нечеткими) параметрами

Входящая в структуру ЭС подсистема объяснения должна уметь разъяснять руководителю ТП различные аспекты управления ее качеством, отвечая на вопросы типа «как», «почему» и «какие». Формы ответов могут быть в виде:

1. Текста на редуцированном естественном языке, сопровождаемого схемами и рисунками;

2. Обратного развертывания дерева целей (трассы логического вывода) с указанием подцелей;

3. Вызова работающего правила или правила, связанного с данной подцелью;

4. Поиска в БЗ и предъявления правил, являющихся ответом на вопрос.

Подсистема приобретения знаний реализует процесс передачи опыта по решению задач управления качеством ТП от источника знаний (эксперты, специальная литература, личный опыт руководителя ТП) в БЗ. Эта процедура реализуется в пять этапов:

- идентификация - определение необходимых знаний для решения задач управления качеством ТП,

- концептуализация - фиксация понятий и связей между ними на естественном языке,

- формализация - формальные представления понятий и их связей на языке представления знаний (графы, диаграммы и т.п.),

- реализация - выбор механизма логического вывода и стратегий (технологий) управления качеством ТП в виде программ,

- тестирование - проверка и отладка варианта БЗ в рамках экспериментальной версии ЭС на представительном множестве тестовых примеров из предметной области управления качеством ТП.

Работа подсистемы логического вывода основана на использовании одного из класса моделей представления знаний: логических, семантических, продукционных (табл. 1). На вход данной подсистемы поступает запрос руководителя ТП в виде актуальной задачи управления качеством ТП. В свою очередь подсистема логического вывода, используя информацию из БЗ, генерирует рекомендации по решению задачи. Поскольку основу БЗ составляют факты (фактуальные знания) и правила (процедурные знания), то в подсистеме логического вывода формируется некоторая

стратегия (последовательная, параллельная, прямая, обратная, с возможностью возврата, безвозвратная) выбора соответствующего правила из БЗ, тесно связанная с моделью представления знаний и характером решаемой задачи управления качеством ТП.

Проведенные исследования, описываемые в статье, позволили сделать следующие выводы:

1. При проектировании, внедрении и эксплуатации автоматизированной СУК ТП следует учитывать ряд (пять) ее особенностей: человеко-машинный характер, непрерывность экспертизы на всех стадиях разработки и внедрения, разработка и внедрение по частям, адаптированность к конкретному ТС и сложности оценки экономических показателей.

2. Вычислительная система может служить основой для создания интеллектуализированной СУК ТП в виде ЭС. Определено, что в состав такой ЭС должны в обязательном порядке входить: интеллектуальный (дружественный) интерфейс, подсистема логического вывода (решения задачи управления качеством ТП), БЗ и БД, подсистема объяснения и отображения руководителю ТП хода решения задачи и подсистема приобретения знаний, с которой работают эксперты. Кроме того, в состав ЭС могут входить подсистемы обучения и самообучения решению задач в предметной области управления качеством ТП.

Список литературы

1. Алексеев С.А. Процедура выбора степени автоматизации системы управления качеством тренажерной подготовки // Научное обозрение, 2011. № 5. С. 88-97.

2. Алексеев С.А. Направления интеллектуализации системы управления качеством биотехнической системы // Биотехносфера, 2010. № 5-6. С. 43-47.

3. Алексеев С.А., Алексеева Е.К. Построение частных моделей управления качеством содержания и технологии тренажерной подготовки специалистов по судовождению // Журнал университета водных коммуникаций, 2010. № 3. С. 223-234.

4. Стахно Р.Е., Алексеев С.А. Эргономические принципы технологии распределения функций между пользователем и средствами автоматизации в органах внутренних дел // European Science, 2016. № 11 (21). С. 16-21.

5. Кунтурова Н.Б., Яковлева Н.А. Подход к оцениванию профессиональной компетентности специалистов силовых структур по видам деятельности при организации контроля формирования профессиональной компетентности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2016. № 2 (70). С. 146-150.

ОБОСНОВАНИЕ ШУМОЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОБЩЕГОРОДСКИХ АВТОМАГИСТРАЛЯХ Бойко Т.В.1, Гриванов И.Ю.2

'Бойко Татьяна Валерьевна — начальник отдела, отдел экспертизы проектной документации, Краевое государственное автономное учреждение Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Приморского края; 2Гриванов Игорь Юрьевич - кандидат географических наук, доцент, кафедра туризма и экологии, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: в статье рассмотрено обоснование шумозащитных мероприятий от совокупности шумового воздействия от движения автотранспорта на общегородских магистралях г. Владивостока, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания людей в близлежащих жилых домах. Ключевые слова: шум, загрязнение, автотранспорт.

Шум - один из важных факторов вредного влияния на окружающую среду, он опасен не менее чем загрязнение воздуха или воды. От 30 до 40% современных горожан проживает в условиях шумового дискомфорта. Акустическое загрязнение становиться причиной различных заболеваний, ведет к ухудшению качества жизни и экономическим потерям, снижает производительность труда на предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.