Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ'

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОСТРОЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РИСК / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МЕТОД / РАЗВИТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полшков Юлиан Николаевич

Целью исследования является обоснование научно-методических положений и совершенствование прикладного инструментария стратегического планирования процессов инновационного развития судостроительной отрасли и экономики Севера Российской Федерации. Объектом исследования выступают процессы инновационного развития судостроительной отрасли. Предметом исследования являются теоретические, методические и прикладные проблемы стратегического планирования процессов совместного инновационного развития кораблестроительной промышленности и экономики Севера. Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использованы метод монографического анализа, абстрактно-логический метод, системно-структурный метод, метод анализа и синтеза, математические методы принятия решений по экономической и управленческой проблематике.Систематизированы направления реализации стратегических планов инновационного развития судостроительной отрасли Российской Федерации, которые обеспечиваются ростом научного, технического, технологического и кадрового потенциалов, оптимизацией основных производственных фондов, инвестициями в модернизацию производственных мощностей, совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере удовлетворения внутренних потребностей и осуществления экспортных поставок продукции хозяйствующих субъектов северных регионов. Обоснованы внешние и внутренние риски, препятствующие реализации стратегических планов совместного инновационного развития судостроительной отрасли и экономики Севера. Предложены мероприятия по нейтрализации рисков экономической деятельности предприятий российского судостроения. Научная значимость результатов исследования заключается в обосновании направлений инновационной политики судостроительной отрасли России в контексте развития экономики северных регионов. Практическая значимость работы состоит в совершенствовании прикладного инструментария системно-аналитического и экспертного сопровождения процессов управления при реализации государственных индустриальных программ, обеспечивающих создание и реконструкцию промышленных мощностей, технологическое перевооружение испытательной базы, утилизацию изношенной техники, субсидирование российских лизинговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полшков Юлиан Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF THE INNOVATION POLICY OF THE RUSSIAN SHIPBUILDING INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE NORTHERN REGIONS

The purpose of the study is to substantiate the scientific and methodological provisions and improve the applied tools for strategic planning of the processes of innovative development of the shipbuilding industry and the economy of the North of the Russian Federation. The object of research is the processes of innovative development of the shipbuilding industry. The subject of the research is the theoretical, methodological and applied problems of strategic planning of the processes of joint innovative development of the shipbuilding industry and the economy of the North. To achieve the set goal and solve problems, the work uses the method of monographic analysis, the abstract-logical method, the system-structural method, the method of analysis and synthesis, the mathematical methods of decision-making on economic and managerial issues. The directions for the implementation of strategic plans for the innovative development of the shipbuilding industry of the Russian Federation are systematized, which are ensured by the growth of scientific, technical, technological and human potentials, optimization of fixed production assets, investments in the modernization of production facilities, improvement of the legal framework in the field of meeting domestic needs and implementation export deliveries of products of economic entities of the northern regions. The external and internal risks that impede the implementation of strategic plans for the joint innovative development of the shipbuilding industry and the economy of the North are substantiated. Measures are proposed to neutralize the risks of economic activity of Russian shipbuilding enterprises. The scientific significance ofthe results of the study lies in the substantiation of the directions of the innovation policy of the Russian shipbuilding industry in the context of the development of the economy of the northern regions. The practical significance of the work lies in the improvement of applied tools for system-analytical and expert support of management processes in the implementation of state industrial programs that ensure the creation and reconstruction of industrial facilities, technological re-equipment of the test base, disposal of worn-out equipment, subsidizing Russian leasing companies.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ»

Научная статья

DOI: 10.34130/2070-4992-2022-2-2-213

УДК 338.24: 330.34: 338.45: 336.2: 330.4: 331.103

Направления инновационной политики судостроительной отрасли России в контексте развития экономики северных регионов

Полшков Юлиан Николаевич

Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика, yul-pol@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2574-5925

Аннотация. Целью исследования является обоснование научно-методических положений и совершенствование прикладного инструментария стратегического планирования процессов инновационного развития судостроительной отрасли и экономики Севера Российской Федерации. Объектом исследования выступают процессы инновационного развития судостроительной отрасли. Предметом исследования являются теоретические, методические и прикладные проблемы стратегического планирования процессов совместного инновационного развития кораблестроительной промышленности и экономики Севера. Для достижения поставленной цели и решения задач в работе использованы метод монографического анализа, абстрактно-логический метод, системно-структурный метод, метод анализа и синтеза, математические методы принятия решений по экономической и управленческой проблематике. Систематизированы направления реализации стратегических планов инновационного развития судостроительной отрасли Российской Федерации, которые обеспечиваются ростом научного, технического, технологического и кадрового потенциалов, оптимизацией основных производственных фондов, инвестициями в модернизацию производственных мощностей, совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере удовлетворения внутренних потребностей и осуществления экспортных поставок продукции хозяйствующих субъектов северных регионов. Обоснованы внешние и внутренние риски, препятствующие реализации стратегических планов совместного инновационного развития судостроительной отрасли и экономики Севера. Предложены мероприятия по нейтрализации рисков экономической деятельности предприятий российского судостроения. Научная значимость результатов исследования заключается в обосновании направлений инновационной политики судостроительной отрасли России в контексте развития экономики северных регионов. Практическая значимость работы состоит в совершенствовании прикладного инструментария системно-аналитического и экспертного сопровождения процессов управления при реализации государственных индустриальных программ, обеспечивающих создание и реконструкцию промышленных мощностей, технологическое перевооружение испытательной базы,утилизацию изношенной техники, субсидирование российских лизинговых компаний.

Ключевые слова: судостроение, экономика, стратегия, регион, планирование, технология, управление, инновация, промышленность, риск, предприятие, потенциал, оптимизация, метод, развитие, производство

Для цитирования: Полшков Ю. Н. Направления инновационной политики судостроительной отрасли России в контексте развития экономики северных регионов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2022. Т. 2. Вып. 2. С. 213-226. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-213

Original Article

Directions of the innovation policy of the Russian shipbuilding industry in the context of the development of the economy of the northern regions

Yulian N. Polshkov

Donetsk National University, Donetsk, Donetsk People's Republic, yul-pol@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2574-5925

Absract The purpose of the study is to substantiate the scientific and methodological provisions and improve the applied tools for strategic planning of the processes of innovative development of the shipbuilding industry and the economy of the North of the Russian Federation. The object of research is the processes of innovative development of the shipbuilding industry. The subject of the research is the theoretical, methodological and applied problems of strategic planning of the

processes of joint innovative development of the shipbuilding industry and the economy of the North. To achieve the set goal and solve problems, the work uses the method of monographic analysis, the abstract-logical method, the system-structural method, the method of analysis and synthesis, the mathematical methods of decision-making on economic and managerial issues. The directions for the implementation of strategic plans for the innovative development of the shipbuilding industry of the Russian Federation are systematized, which are ensured by the growth of scientific, technical, technological and human potentials, optimization of fixed production assets, investments in the modernization of production facilities, improvement of the legal framework in the field of meeting domestic needs and implementation export deliveries of products of economic entities of the northern regions. The external and internal risks that impede the implementation of strategic plans for the joint innovative development of the shipbuilding industry and the economy of the North are substantiated. Measures are proposed to neutralize the risks of economic activity of Russian shipbuilding enterprises. The scientific significance of the results of the study lies in the substantiation of the directions of the innovation policy of the Russian shipbuilding industry in the context of the development of the economy of the northern regions. The practical significance of the work lies in the improvement of applied toolsfor system-analytical and expert support of management processes in the implementation of state industrial programs that ensure the creation and reconstruction of industrial facilities, technological re-equipment of the test base, disposal of worn-out equipment, subsidizing Russian leasing companies.

Keywords: shipbuilding, economy, strategy, region, planning, technology, management, innovation, industry, risk, enterprise, potential, optimization, method, development, production

For citation: Polshkov Yu. N. Directions of the innovation policy of the Russian shipbuilding industry in the context of the development of the economy of the northern regions. Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. Vol. 2, issue 2. Рр. 213-226. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-213

Введение

Географическое расположение, суровый климат, сравнительно небольшая численность человеческих ресурсов, фрагментарное наличие социально-производственной инфраструктуры накладывают естественные ограничения на трудоёмкость продукции, произведенной хозяйственными единицами Русского Севера. Перечисленные объективные факторы и необходимость северного завоза, с одной стороны, создают значительные трудности для успешной экономической деятельности, а с другой — стимулируют поиск инновационных путей развития северных регионов Российской Федерации.

Выдающиеся люди России, начиная с М. В. Ломоносова, на сотни лет вперёд предвидели приращение мощи государства Сибирью и Северным Ледовитым океаном. Эти задачи выводят на первый план роль и место судостроения в инновационном развитии экономики Севера.

Эффективная деятельность судостроительной промышленности затруднительна без оперативных и долгосрочных планов технологической модернизации, основой которым должны служить федеральные нормативно-правовые акты стратегической направленности [1-3]. Необходимость исследования мирового опыта функционирования гражданского и военного судостроения актуализирует формирование собственного концептуального базиса стратегического планирования процессов совместного инновационного развития кораблестроительной отрасли и северных регионов России.

На этом пути не обойтись без аналитической оценки влияния глобальных трендов на управление инвестиционными проектами и промышленной политикой отраслевого, территориального и национального уровней. Диагностика современного состояния российского судостроения стоит в одном ряду с направлениями реализации стратегических планов социально-экономического развития Русского Севера, закреплённых нормативно-правовыми актами федерального [4; 5] и регионального [6] уровней.

Проблемами планирования процессов стимулирования внутреннего спроса, экспортного потенциала и повышения конкурентоспособности продукции кораблестроительной промышленности России занимались многие российские учёные [7-20].

И. Н. Ахунжанова, Ю. Н. Томашевская, О. В. Дрозд [7] исследовали вопросы управления региональной экономикой, отталкиваясь от мировых тенденций и совершенствуя кластерные подходы к развитию российского судостроения. И. А. Балаова, Ж. Д. Тотиева [8], осуществляя обзор экономической деятельности судостроительных предприятий, определяют её взаимосвязь с национальной безопасностью России в оборонной, энергетической, транспортной, технологической и продовольственной сферах.

Л. В. Добровольский, Е. В. Боровик, М. В. Холод [9] взаимоувязывают возможный рост эффективности национальной экономики с качеством управления инновационным развитием российской судостроительной промышленности. Л. Н. Жилина, Е. В. Красова [10] оценивают факторы инновационного развития судостроения России в рамках государственной политики поддержки данной отрасли.

Н. А. Игнатьева [11], А. А. Киселёв [12], О. В. Конева [13], Е. В. Левкина, Е. Г. Попова [14], А. А. Митус, П. В. Никитина [15] оценивают современное состояние и перспективы инновационного развития российского судостроения посредством методов повышения его конкурентоспособности и стратегий модернизации, с помощью которых В. А. Осипов, И. С. Астафурова [16], Н. П. Петрова, П. В. Пименов [17], С. С. Полос-ков [18], А. Ю. Смирнов, В. К. Барканова [19], А. А. Тресорук, И. Э. Фролов [20] и др. учёные пытаются решать экономические проблемы регионов России.

Вопросы эффективности корпоративного управления, инвестиционно-инновационного развития регионов, в частности северных территорий Российской Федерации, а также примыкающие задачи рассматривались в трудах [21-29] отечественных исследователей.

А. П. Шихвердиев, А. А. Вишняков, Н. И. Обрезков [21], Н. А. Оганезова [22], С. А. Никонова, Л. В. Гуды-рева [23] убедительно обосновывают пути решения хозяйственных проблем Севера в развитии малого и среднего предпринимательства, совершенствовании механизмов эффективного государственного управления депрессивными территориями, поступательном росте уровня жизни населения в контексте обеспечения экономической безопасности региона.

В свою очередь А. Г. Шеломенцев, В. А. Антропов, О. А. Козлова, Т. В. Терентьева [24], С. В. Дорошенко, Е. А. Трушкова [25], С. И. Чужмарова, В. В. Фаузер [26] предложили концептуальные основы формирования социально-экономической политики в отношении северных территорий России, методики учёта при-родно-ресурсных факторов, налоговый инструментарий поддержки местной промышленности, теоретико-методологические подходы к разработке долгосрочных стратегий инновационного развития экономики Севера.

A. В. Половян [27], А. Н. Сёмин, В. Н. Лаженцев, Н. Г. Бобылёв, С. Н. Большаков, Л. И. Бушуева, Ю. Ф. Попова, Ю. М. Уразова [28], И. О. Волкова, А. В. Григорищин, В. В. Иванов, Т. С. Крестовских, И. Ф. Луппов, А. А. Петров, Н. А. Львова, И. А. Майбуров, Т. В. Никитина, Е. С. Петренко внесли свой вклад в совершенствование методов публичного менеджмента развития институтов инновационной экономики и конкурентной среды региона в условиях неоиндустриализации.

B. А. Иванов [29], О. Д. Притула, М. М. Стыров, Е. Н. Тимушев, И. А. Уренцов, А. Н. Челомбитко, А. В. Чиру-хин, Е. А. Чулкова, М. А. Шишелов, О. У. Юлдашева обосновали методологические положения по стратегическому планированию и прогнозированию процессов социально-экономического развития сельских территорий и аграрно-промышленных комплексов, разработали приоритеты хозяйственной деятельности в ряде отраслей индустрии Севера России.

Значительный вклад в теорию и практику управления региональным развитием внесён рядом зарубежных учёных [30-38].

М. Берман, Л. Хоу [30] и др. исследовали в своих трудах проблемы устойчивого экономического роста, модернизации транспортной инфраструктуры, миграции населения, рыночной оценки хозяйственных активов, интеллектуальной собственности, предпринимательской деятельности, городских агломераций и сельских поселений в контексте управления экономикой региона.

Л. Генри [31], И. Келман [32], Р. Кресцензи [33], М. Ламерс [34], Г. Локкен [35], К. Марчезе, Ф. Приви-легги [36], Е. Селцер [37], Л. Хаски [38] и др. уделили внимание решению вопросов корпоративной социальной ответственности, добычи невосполнимых ресурсов, географической удалённости центра и периферии, территориального планирования, эндогенного экономического роста при формировании механизмов управления инвестиционно-инновационным развитием регионов.

Несмотря на обилие результатов по проблематике данной статьи, остались нерешёнными отдельные задачи. В совершенствовании нуждается прикладной инструментарий стратегического планирования совместного инновационного развития судостроительной отрасли и экономики Севера Российской Федерации, который базируется на комплексной методике, объединяющей теоретико-методологические основы экономического поведения с системным, процессным и ситуационным подходами к антикризисному управлению субъектами хозяйственной деятельности на региональном уровне.

Теория / методология исследования

Стратегическое планирование процессов развития промышленной отрасли выступает в качестве функции менеджмента и представляет собой набор действий, а также управленческих решений, согласованных в процессе разработки и выбора стратегических целей отрасли и путей их достижения. Исследование этапов эволюции в сочетании с современными проблемами стратегического планирования приводят к обоснованию того факта, что генезис рассматриваемых категорий корректировался в основном под

влиянием потребностей инвестиционно-инновационного развития государств, регионов, хозяйственных комплексов и крупных субъектов современной индустрии [25]. Метод монографического анализа позволяет критически осмыслить терминологический аппарат и категориальную сущность стратегического планирования процессов инновационного развития применительно к судостроительной отрасли [12].

Сформировавшаяся парадигма стратегического планирования процессов инновационного развития служит достижению приоритетных долгосрочных целей модернизации промышленности. Методология исследования включает комплексный подход к стратегическому планированию, объединяющий общенаучные управленческие подходы (системный, процессный, ситуационный), опирающиеся на теоретическую основу, базисные категории, соответствующие детерминанты, императивы, а также принципы иерархичности, структурированности, множественности, мобилизованности, сбалансированности, адап-тированности, целостности, государственно-частного партнёрства и др. [35].

Абстрактно-логический и системно-структурный методы применяются для модификации концепции стратегического планирования процессов инновационного развития промышленной отрасли. Следуя принципам когнитивности и композиционности, формируются методическая составляющая концепции, её методологическая надстройка в сочетании с теоретическим базисом стратегического планирования [37].

Концептуальные воззрения такого рода служат основой информационным и аналитическим методикам стратегического планирования процессов инновационного развития промышленной отрасли. Данные процессы подкрепляются антикризисными стратегиями (портфельными, деловыми, функциональными, оперативными) деятельности отрасли, обеспечивая коммуникативность, взаимосвязанность и согласованность реализации планов. В свою очередь, метод анализа и синтеза, математические методы принятия решений задействуются при диагностике современного состояния судостроительной отрасли России [11; 17] в контексте формирования стратегических планов инновационного развития северных регионов [21].

Результаты исследования и их обсуждение

В Российской Федерации реализуется Государственная программа «Развитие судостроения на 20132030 годы» [39], за исполнение которой отвечает Министерство промышленности и торговли России [40]. Эта программа не первая в истории отрасли. За период с 2009 по 2016 год осуществлена Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники» (рис. 1).

Рис. 1. Итоги реализации Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники»

на 2009-2016 годы (инновационный аспект)

Fig. 1. Results of the implementation of the Federal Target Program «Development of Civil Marine Engineering» for 2009-2016 (innovative aspect)

Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University. 2022. V. 2. № 2

Насущная необходимость в вышеперечисленных проектах обусловлена тем, что протяженность водных путеи только на территории самои России составляет 120 тыс. км. Если добавить к этому прибрежные моря, то становится понятнои забота государства об инвестиционно-инновационном развитии судостроительной отрасли [10].

Разведанные запасы шельфовои нефти составляют примерно 1216 млрд тонн. В 2021 г. ежесуточно добывалось в среднем 1,1 млн тонн нефти в прибрежных районах Арктики и др. морях.

В настоящее время на основных предприятиях судостроительной отрасли Россиискои Федерации трудятся 75 тыс. человек, а с учетом вспомогательных — этот показатель увеличивается вдвое. Кораблестроительные заводы и судоремонтные верфи в количестве 71 хозяйствующего субъекта активно взаимодействуют с 46 научно-исследовательскими учреждениями данного профиля.

Государство существенно инвестирует в судостроительную науку (рис. 2), преследуя интересы инновационного развития всеи отрасли. Помимо авиапрома и радиоэлектронной промышленности, судостроение Россиискои Федерации входит в число отраслей, чья продукция активно экспортируется [9].

Инновационное развитие технологического потенциала гражданского судостроения и

техники для освоения шельфовых l_J

месторождений Севера России

G 2GG 4GG 6GG SGG млн. руб.

1GGG 12GG

Рис. 2. Объёмы бюджетного финансирования инновационного развития судостроительной отрасли России в 2021 г.

Fig. 2. Volumes of budget financing of innovative development of the Russian shipbuilding industry in 2021

Государственная программа [39] (одна из Федеральных целевых программ) была впоследствии существенно обновлена. Распоряжением Правительства [41] ее позиционировали в качестве стратегического плана инновационного развития кораблестроительной отрасли. Причем акцент был сделан на импорто-замещение зарубежного оборудования.

Одно из направлении Программы — инновационное развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождении Севера России. Программа должна снять проблему наличия собственных судостроительных инновационных технологии, что наиболее актуально при освоении новых морских месторождении нефти и газа в раионах Арктики.

Планируется значительно сократить использование импортной техники в судостроении. При этом доля отечественной продукции отрасли на российском рынке должна вырасти до 75 %.

Общии тренд — улучшение позиции гражданского судостроения России в мировом масштабе. В перспективе необходимо полностью покрыть потребности государства и бизнеса в кораблях и пр. продукции судостроения.

К 2030 году планируется увеличить производство гражданских судов в 5 раз по сравнению с 2011 годом в денежном эквиваленте. Таким образом, доля российских судов должна составить на мировом рынке

не менее 2 % от общего тоннажа, что всё-таки мало для обширных водных просторов России, особенно для ее северных регионов.

Общии объем выделенных бюджетных средств на Программу [10] составит в совокупности около 270 млрд руб. Большая часть затрат направляется на НИОКР и государственную поддержку инновационного развития предприятии отрасли.

Инвестиции служат, прежде всего, модернизации судостроительных компании. Государство также субсидирует судовладельцев, купивших российские гражданские корабли.

Например, ежеквартально компенсируются две трети расходов на выплату лизинговых услуг и процентов по кредитам. Такие подходы действуют начиная с 2008 года.

Имеет место абсолютное преобладание Северо-Запада России по численности компании, количеству персонала и объему выпуска продукции в судостроительной промышленности (рис. 3). Основные производственные мощности сосредоточены на таких предприятиях, как ПАО «Судостроительный завод "Северная Верфь"», АО «Балтиискии завод», ООО «НОВАТЭК-Мурманск» («Кольская верфь»), АО «Адмиралтейские верфи», ПАО «Выборгский судостроительный завод», АО «Центр судоремонта "Звездочка"», ОАО «Ленинградский судостроительный завод "Пелла"», АО «Средне-Невский судостроительный завод», АО «Производственное объединение «Севмаш».

Рис. 3. Удельный вес (%) регионов Российской Федерации в судостроении по состоянию на 2021 г.

Fig. 3. Share (%) of the regions of the Russian Federation in shipbuilding as of 2021

Благодаря инвестициям в отрасль производительность труда повысилась в среднем на 12 % за период с 2013 по 2021 г. Это достигнуто также за счет роста количества высококвалифицированных рабочих на 1,5 %.

Поступательно увеличивается объем выпуска гражданской продукции как поштучно, так и в тоннаже (рост примерно на 14 %). При этом портфель заказов на суда и др. морскую технику начиная с 2022 г. по 2030 г. примерно составит от 1400 до 1600 единиц [39].

Государственная поддержка инновационного развития судостроительной промышленности осуществляется путем финансирования реализуемых проектов (рис. 4). В 2021 году Программа [39] была профинансирована в объеме около 27 млрд руб.

Рис. 4. Финансирование Государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 годы»

Fig. 4. Financing of the State program «Development of shipbuilding for 2013-2030» [40]

Источник: [40].

Source: [40].

Федеральная целевая программа «Развитие гражданской! морской! техники» на 2009-2016 годы дала существенный импульс инвестиционно-инновационному развитию судостроительной отрасли России. Из примерно 1200 новых разработанных технологии! около 500 являются инновационными и, безусловно, соответствуют мировому уровню.

При построике новых кораблеи и др. морскои техники использовано приблизительно 1250 авторских свидетельств и патентов. Из них 1140 ноу-хау получены в России и закреплены правами интеллектуаль-нои собственности за отечественными изобретателями-инноваторами, что является выдающимся результатом.

В итоге к 2021 году на 72 % обновлены основные производственные фонды научно-исследовательских учреждении! и конструкторских бюро судостроительнои отрасли Россиискои Федерации. Общии объем профильных НИОКР включает более 30 % технологических инновации! отечественного происхождения.

Приоритетное финансирование россиискои судостроительной науки позволит:

осуществить комплексные мероприятия по технической модернизации исследовательских и опытно-испытательных стендов в научных учреждениях;

реконструировать полигонную базу судостроительной отрасли;

обеспечить развитие гражданской морскои и речнои техники для северных регионов Россиискои Федерации;

стимулировать трансфер технологии в смежных с кораблестроением отраслях промышленности (секторах экономики Севера) с перспективой выхода на мировой рынок морскои и речнои техники;

сформировать государственный научньш центр развития российского судостроения на базе ведущих компании отрасли, расположенных в северных районах России;

эффективно организовать систему получения отраслевых и междисциплинарных знании.

Массовыи выпуск морскои и речнои техники гражданского назначения должен сопровождаться: разработкой инновационных технологии с высокой конкурентоспособностью продукции в мировом масштабе;

созданием пилотных экспериментально-демонстрационных проектов высокотехнологичных кораблей;

импортозамещением передовых технологии иностранного происхождения российскими образцами; оформлением лицензии на строительство объектов производственно-испытательного назначения;

организацией в северных регионах России выпуска современного производственного оборудования для кораблестроительных компании, работающих внутри страны.

Повышение конкурентоспособности судостроительной отрасли Россиискои Федерации среди других стран мира обеспечивает удовлетворение потребностей государства и российского бизнеса в даннои продукции. При этом непосредственно для экономики Севера решаются многие задачи (рис. 5). Модернизация материально-технической базы выпуска судов гражданского назначения непосредственно связана с обновлением основных производственных фондов предприятии, функционирующих в северных регионах. Созданию кораблестроительных комплексов и последующему их развитию способствуют кредитные линии, открытые в нескольких российских банках.

Обеспечение эффективности инновационного развития судостроительной

отрасли на Севере России

Создание инновационного научно-технического задела и технологий, необходимых для разработки проектов современной судовой техники, способной работать в условиях Арктики

Укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственно-инновационного потенциалов судостроительных корпораций Севера Российской Федерации

Обеспечение 100%-ного выполнения государственного оборонного заказа и текущей государственной программы вооружения по кораблям ледового класса

Инновационное развитие кадрового потенциала /_ кораблестроительной промышленности и реализация его в компаниях, расположенных на Севере России

Обеспечение инвестиционной привлекательности отечественного

судостроения в северных регионах

Достижение уровня развитых стран по качеству судостроительной продукции, выпускаемой на предприятиях Севера Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Задачи стратегического планирования процессов инновационного развития судостроения Российской Федерации

Fig. 5. Tasks of strategic planning of the processes of innovative development of shipbuilding in the Russian Federation

Источник: систематизировано на основе [41].

Source: systematized on the basis of [41].

Усложнение общей! экономической! ситуации (последствия пандемии короновирусной инфекции и пр.) не позволило ряду судостроительных предприятии! Севера вовремя возвращать проценты по кредитам. Для урегулирования этои проблемы из российского бюджета внесены взносы в уставный капитал этих компании точно в размере величины накопившееся задолженности.

Этот шаг — один из многих в рамках государственной промышленно-инновационнои политики, проводимой в Россиискои Федерации [10; 22; 29; 40]. Особое внимание в этом аспекте уделяется гражданским судостроительным предприятиям северных регионов [19].

Государственная промышленно-инновационная политика включает поддержку кластерных процессов в судостроении Севера [7]. С этими намерениями Правительство Россиискои Федерации приобрело дополнительные акции, выпущенные для увеличения уставного капитала крупных кораблестроительных корпорации (в том числе функционирующих в северных регионах).

Кроме того, взнос Правительства России в уставный капитал ОАО «Судостроительный завод "Северная верфь"» позволил погасить кредит, инспирированный Центральным банком Россиискои Федерации. Взамен государство стало держателем акции даннои корпорации [40].

Российские водные транспортные компании и пароходства, работающие в условиях Севера и Арктики, напрямую субсидируются Правительством России. Этим предприятиям частично возмещаются затраты на кредиты в отечественных финансовых организациях (госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и др.), взятые для закупки новых судов, аренды ранее эксплуатируемых кораблеи и модернизации рыбно-хозяиственного комплекса.

Заключение

Проведенный анализ состояния судостроительной отрасли России показал её тесную связь с инновационным развитием экономики Севера. Хозяйственные, социальные, технологические и др. процессы, протекающие в северных регионах, имеют многие точки соприкосновения с российским кораблестроением.

Проблемы россииского судостроения зачастую совпадают с общими трудностями, которые испытывают отрасли экономики Севера. Их эффективная работа крайне затруднительна без научно-технических прорывов, т.е. при отсутствии конкурентоспособных технологии разработки перспективных инновационных проектов [24].

Направлениям реализации стратегических планов совместного инновационного развития судостроительной отрасли России и экономики Севера сопутствуют риски внешней среды: геополитические, макроэкономические и рыночные. При этом экономическая деятельность предприятий российского судостроения на Севере России сопряжена с рядом внутренних рисков, а именно с бюджетными, технологическими, законодательными, инфраструктурными, кадровыми и операционными рисками.

Подробный анализ и оценку последствий данных рисков отнесём к перспективе будущих исследований автора данной статьи. Однако общие черты мероприятий по преодолению рисковых ситуаций схематически обрисуем сейчас.

Промышленно-инновационная политика нуждается в системно-аналитическом и экспертном сопровождении процессов управления мероприятиями государственных индустриальных программ в северных регионах. Координация реализации НИОКР промышленной направленности предполагает осуществление правовои защиты результатов научно-технической деятельности в современных условиях.

На правительственном уровне необходима комплексная взаимоувязка инвестиционных проектов по созданию и реконструкции промышленных мощностей Севера. В частности, для судостроительной отрасли наиболее значимо масштабное техническое перевооружение испытательных стендов, что требует взаимодействия и координации многих инвестиционных потоков общего неоиндустриального назначения.

От Правительства России ожидаются судовые утилизационные гранты применительно к рыбопромысловым сеинерам, кораблям внутреннего пассажирского плавания, судам смешанного плавания (типа «река-море») в условиях Севера, создавая возможность замены изношенной техники на только что сошедшую с отечественных стапелеи. Необходимы государственные субсидии российским лизинговым корпорациям, закупающим отечественные гражданские суда для последующей передачи в аренду транспортным компаниям и пароходствам северных регионов.

Реализация комплекса потенциалов (производственного, конструкторского, научного и пр.) обеспечит выполнение стратегических планов государства в отношении инновационного развития российского судостроения и всеи экономики Севера. Рабочие кадры, инженерно-технические специалисты и грамотные управленцы при наличии инвестиции выведут неоиндустриальные устремления бизнеса и власти к производству продукции мирового уровня.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ // Правительство России: официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/all/101250/ (дата обращения: 20.05.2022).

2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 14 : указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 3) // Правительство России: официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/all/109256/ (дата обращения: 21.05.2022).

3. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 16.12.2021) // Правительство России: официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ 006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/ (дата обращения: 26.05.2022).

4. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года : указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 // Правительство России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 24.05.2022).

5. О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) : федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ // Правительство России: официальный сайт. URL: https://base.garant.ru/74370528/ (дата обращения: 25.05.2022).

6. О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года : постановление от 11 апреля 2019 года № 185 // Правительство Республики Коми: официальный сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/553237768 (дата обращения: 23.05.2022).

7. Ахунжанова И. Н., Томашевская Ю. Н., Дрозд О. В. Управление региональной экономикой: мировые тенденции и перспективы развития кластеров судостроения в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2015. Т. 9, № 1. C. 7-17.

8. Балаова И. А., Тотиева Ж. Д. Обзор судостроительной отрасли России // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 5. С. 233-239.

9. Добровольский Л. В., Боровик Е.В., Холод М. В. Управление инновационным развитием российского судостроения и его влияние на повышение эффективности экономики страны // Инновации и инвестиции. 2021. № 5. С. 270-276.

10. Жилина Л. Н., Красова Е. В. Государственная политика инновационной поддержки российского судостроения: факторы развития, цели и приоритеты // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2 (42). С. 99-104.

11. Игнатьева Н. А. Современное состояние и перспективы развития судостроения в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-6. С. 1159-1162. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9152 (дата обращения: 15.05.2022).

12. Киселёв А. А. Повышение конкурентоспособности российского судостроения: ревизия моделей и стратегии модернизации : монография. М.: ИНФРА-М., 2014. 240 с.

13. Конева О. В. Статистический обзор результатов деятельности судостроительной отрасли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 (73). URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15296 (дата обращения: 16.05.2022).

14. Левкина Е. В., Попова Е. Г. Проблемы и перспективы развития судостроительной отрасли в России // Карельский научный журнал. 2017. № 2 (19). С. 126-130.

15. Митус А. А., Никитина П. В. Состояние и перспективы развития судостроительной отрасли в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2020. № 12. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/12/regionaleconomy/Mitus_Nikitina.pdf (дата обращения: 16.05.2022).

16. Осипов В. А., Астафурова И. С., Жилина Л. Н. Проблемы развития судостроительно-судоремонтного комплекса Дальнего Востока России : монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. 219 с.

17. Петрова Н. П., Пименов П. В. Анализ современного состояния судостроения в России с использованием бенчмаркинга // Вестник Евразийской науки. 2018. Том 10. № 6. URL: https://esj.today/PDF/72ECVN618.pdf (дата обращения: 17.05.2022).

18. Полосков С. С. Судостроение России на инновационном пути развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2018. Т. 8, № 3. С. 465-478.

19. Смирнов А. Ю., Барканова В. К. Гражданское судостроение России. Проблема конкурентоспособности и пути её повышения // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. 2021. Т. 2, № 1. С. 278-282.

20. Тресорук А. А., Фролов И. Э. Российское судостроение: проблемы развития и пути повышения его конкурентоспособности // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. Т. 13. С. 463-485.

21. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Обрезков Н. И. Малое и среднее предпринимательство — двигатель освоения Севера и Арктики (информационно-аналитический обзор) // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. Вып. 1. С. 117-123.

22. Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А. Механизмы эффективного государственного управления депрессивными территориями региона для обеспечения их социально-экономического развития // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2018. № 3. С. 41-53.

23. Шихвердиев А. П., Никонова С. А., Вишняков А. А., Гудырева Л. В. Оценка уровня жизни населения как ключевого показателя и основы экономической безопасности региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 4. С. 104-117.

24. Шеломенцев А. Г., Антропов В. А., Козлова О. А., Терентьева Т. В. Федеральный университет как социально-ответственный институт регионального развития // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15, № 2. С. 257-276.

25. Шеломенцев А. Г., Дорошенко С. В., Трушкова Е. А., Шихвердиев А. П. Стратегии-2030: подходы к разработке в регионах России // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Т. 9, № 4. С. 570-592.

26. Чужмарова С. И. Методология формирования и реализации налоговой политики в северных регионах России : монография / под общ. ред. А. Г. Шеломенцева, В. В. Фаузера. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2014. 385 с.

27. Институты развития инновационной экономики в условиях новой индустриализации : монография / колл. авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А .В. Половяна. Донецк: Изд-во ФЛП Артамонов Д.А., 2019. 416 с.

28. Бушуева Л. И., Попова Ю. Ф., Уразова Ю. М. Роль публичного управления в развитии конкурентной среды Арктических территорий в Республике Коми: по данным мониторинга // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 3. С. 15-26.

29. Иванов В. А. Формирование механизма государственной поддержки развития аграрного сектора Северного региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2020. № 1. С. 13-22.

30. Berman M., Howe L. Remoteness, Transportation Infrastructure, and Urban-Rural Population Movements in the Arctic // Proceedings of the Intern. Conference on Urbanisation of the Arctic, 2012. Stockholm: Nordregio, 2012, Рр. 108-122.

31. Henry L. A., Nysten-Haarala S., Tulaeva S., Tysiachniouk M. Corporate Social Responsibility and the Oil Industry in the Russian Arctic: Global Norms and Neo-Paternalism // Europe-Asia Studies. 2016. Vol. 68, № 8. Рр. 1340-1368.

32. Kelman I., Loe J., Rowe E. W., Wilson E., Poussenkova N., Nikitina E., Fj^rtoft D. B. Local Perceptions of Corporate Social Responsibility for Arctic Petroleum in the Barents Region // Arctic Review on Law and Politics. 2016. Vol. 7, № 2. Рр. 152-178.

33. Crescenzi R., Percoco M. A Comparative Spatial Dynamics Analysis // Geography, Institutions and Regional Economic Performance. Springer — Verlag Berlin Heidelberg, 2013. Рр. 39-58.

34. Tysiachniouk M., Henry L. A., Lamers M., van Tatenhove J. Oil Extraction and Benefit Sharing in an Illiberal Context: The Nenets and Komi-Izhemtsi Indigenous Peoples in the Russian Arctic // Society & Natural Resources. 2018. Vol. 31, № 5. Рр. 556-579.

35. Lokken G., Haggarde M. Sustainable planning of the future north — a subversive approach // Proceedings of the 10th Artek Event. Urbanisation and Infrastructure in the Arctic Challenges to Sustainability. Aarhus: Royal Danish Academy. 2014. Pp. 28-38.

36. Marchese C. Privileggi F. Endogenous economic growth with disembodied knowledge // Journal of Public Economic Theory. 2018. Vol. 20 (3). Pp. 437-449.

37. Seltzer E., Carbonell A. Regional Planning in America: Planning Regions // Regional Planning in America: Practice and Prospect. Iimbridge: Lincoln Institute of Lend Polisy. 2011. Pp. 1-16.

38. Huskey L. Challenges to Economic Development: Dimensions of «Remoteness» in the North // Polar Geography. 2005. Vol. 29 (2). Pp. 119-125.

39. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» // Правительство России: официальный сайт. URL: http://govemment.ш/шgovdassifler/845/events/ (дата обращения: 22.05.2022).

40. Судостроение Российской Федерации // Минпромторг России: официальный сайт. URL: https://budget.minpromtorg.gov.ru/citizens/raskhody-po-otraslyam-new?tag=ships (дата обращения: 19.05.2022).

41. Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-р // Правительство России: официальный сайт. URL: http://govemment.ш/docs/38218/ (дата обращения: 18.05.2022).

References

1. Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ "On Strategic Planning in the Russian Federation". Pravitel'stvo Rossii [Government of Russia]. Available at: http://government.ru/docs/all/101250/ (accessed: 20.05.2022). (In Russ.).

2. Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 "On the Strategy for the Scientific and Technological Deve^ment of the Russian Federation" (As amended by Decree of the President of the Russian Federation of March 15, 2021 No. 143). Pravitel'stvo Rossii [Government of Russia]. Available at: http://government.ru/docs/all/109256/ (accessed: 21.05.2022). (In Russ.).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 No. 207-r (as amended on December 16, 2021) "On Approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025". Pravitel'stvo Rossii [Government of Russia]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_318094/ 006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681/ (accessed: 26.05.2022). (In Russ.).

4. Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2020 No. 645 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period until 2035". Pravitel'stvo Rossii [Government of Russia]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (accessed: 24.05.2022). (In Russ.).

5. Federal Law No. 193-FZ of July 13, 2020 "On State Support for Entrepreneurship in the Arctic Zone of the Russian Federation" (as amended). Pravitel'stvo Rossii [Government of Russia]. Available at: https://base.garant.ru/74370528/ (accessed: 25.05.2022). (In Russ.).

6. Decree of April 11, 2019 No. 185 "On the Strategy for the socio-economic development of the Komi Republic for the period until 2035". Pravitel'stvo Respubliki Komi [Government of the Komi Republic]. Available at: https://docs.cntd.ru/docu-ment/553237768 (accessed: 23.05.2022). (In Russ.).

7. Akhunzhanova I. N., Tomashevskaya Yu. N., Drozd O. V. Management of the regional economy: world trends and prospects for the development of shipbuilding clusters in Russia. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management], 2015, Vol. 9, no. 1, pp. 7-17. (In Russ.).

8. Balaova I. A., Totieva Zh. D. Overview of the shipbuilding industry in Russia. Aktual'nyye voprosy sovremennoy ekonomiki [Actual issues of the modern economy], 2018, no. 5, pp. 233-239. (In Russ.).

9. Dobrovolsky L. V., Borovik E. V., Kholod M. V. Management of innovative development of Russian shipbuilding and its impact on improving the efficiency of the country's economy. lnnovatsii i investitsii [Innovations and investments], 2021, no. 5, pp. 270-276. (In Russ.).

10. Zhilina L. N., Krasova E. V. State policy of innovative support for Russian shipbuilding: factors of development, goals and priorities. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2014, no. 1-2 (42), pp. 99-104. (In Russ.).

11. Ignatieva N. A. The current state and prospects for the development of shipbuilding in the Russian Federation. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2016, no. 4-6, pp. 1159-1162. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9152 (accessed: 15.05.2022). (In Russ.).

12. Kiselev A. A. Povysheniye konkurentosposobnosti rossiyskogo sudostroyeniya: reviziya modeley istrategii modernizatsii: monografiya [Improving the competitiveness of Russian shipbuilding: revision of models and modernization strategies: monograph]. Moscow: INFRA-M., 2014. 240 p. (In Russ.).

13. Koneva O. V. Statistical review of the results of the shipbuilding industry. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy [Economics and management of innovative technologies], 2017, no. 10 (73). Available at: https://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15296 (accessed: 16.05.2022). (In Russ.).

14. Levkina E. V., Popova E. G. Problems and prospects for the development of the shipbuilding industry in Russia. Ka-rel'skiy nauchnyy zhurnal [Karelian scientific journal], 2017, no. 2 (19), pp. 126-130. (In Russ.).

15. Mitus A. A., Nikitina P. V. Status and development prospects of the shipbuilding industry in the Russian Federation. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Vektor ekonomiki» [Electronic scientific journal "Economy Vector"], 2020, no. 12. Available at: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/12/regionaleconomy/Mitus_Nikitina.pdf (accessed: 16.05.2022). (In Russ.).

16. Osipov V. A., Astafurova I. S., Zhilina L. N. Problemy razvitiya sudostroitel'no-sudoremontnogo kompleksa Dal'nego Vos-toka Rossii: monografiya [Problems of development of the shipbuilding and ship repair complex of the Russian Far East: monograph]. Vladivostok: VGUES Publishing House, 2014. 219 p. (In Russ.).

17. Petrova N. P., Pimenov P. V. Analysis of the current state of shipbuilding in Russia using benchmarking. Vestnik Yev-raziyskoy nauki [Bulletin of the Eurasian Science], 2018, Vol. 10, no. 6. Available at: https://esj.today/PDF/72ECVN618.pdf (accessed: 17.05.2022). (In Russ.).

18. Poloskov S. S. Shipbuilding in Russia on the innovative path of development: problems and prospects. Voprosy inno-vatsionnoy ekonomiki [Issues of innovative economics], 2018, Vol. 8, no.3, pp. 465-478. (In Russ.).

19. Smirnov A. Yu., Barkanova V. K. Civil shipbuilding in Russia. The problem of competitiveness and ways to improve it. Ekonomika, ekologiya i obshchestvo Rossii v 21-m stoletii [Economy, ecology and society of Russia in the 21st century], 2021, Vol. 2, no. 1, pp. 278-282. (In Russ.).

20. Tresoruk A. A., Frolov I. E. Russian shipbuilding: problems of development and ways to increase its competitiveness. Nauchnyye trudy: Institut narodnokhozyaystvennogo prognozirovaniya RAN [Scientific works: Institute of National Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences], 2015, Vol. 13, pp. 463-485. (In Russ.).

21. Shikhverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Obrezkov N. I. Small and medium-sized enterprises — an engine for the development of the North and the Arctic (information and analytical overview). Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo in-vestirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of The research center for corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University], 2021, Vol. 1, issue 1, pp. 117-123. (In Russ.).

22. Shikhverdiev A. P., Vishnyakov A. A., Oganezova N. A. Mechanisms of effective state management of depressive territories of the region to ensure their socio-economic development. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investiro-vaniya Sy'kty'vkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of The research center for corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University], 2018, no. 3, pp. 41-53. (In Russ.).

23. Shikhverdiev A. P., Nikonova S. A., Vishnyakov A. A., Gudyreva L. V. Assessment of living standards as a key indicator and basis for economic security in the region. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Sy'kty'vkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University], 2020, no. 4, pp. 104-117. (In Russ.).

24. Shelomentsev A. G., Antropov V. A., Kozlova O. A., Terenteva T. V. Federal University as a socially responsible institution for regional development. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management], 2016, vol. 15, no 2, pp. 257-276. (In Russ.).

25. Shelomentsev A. G., Doroshenko S. V., Trushkova E. A. and Shikhverdiyev A. P. Strategii-2030: podhody k razrabotke v regionah Rossii [Strategy-2030: Approaches to Development in Russian Regions]. Ars Administrandi, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 570-592. (In Russ.).

26. Chuzhmarova S. I. Metodologiya formirovaniya i realizacii nalogovoj politiki v severnyh regionah Rossii: monografiya [Methodology of formation and implementation of tax policy in Northern regions of Russia: monograph]. Shelomencev A.G., Fauzer V. V. (eds.). Moscow: EKON-INFORM, 2014. 385 p. (In Russ.).

27. Instituty razvitiya innovatsionnoy ekonomiki v usloviyakh novoy industrializatsii: monografiya [Institutions for the development of an innovative economy in the context of new industrialization: monograph]. Team of authors of the State Institution "Institute for Economic Research"; under scientific ed. A.V. Polovyan. Donetsk: Publishing house FLP Artamonov D.A., 2019. 416 p. (In Russ.).

28. Bushueva L. I., Popova Y. F., Urazova Y. M. The role of public administration in the development of the competitive environment of the Arctic territories in the Komi Republic: according to monitoring data. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Sy'kty'vkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of The research center for corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University], 2020, no. 3, pp. 15-26. (In Russ.).

29. Ivanov V. A. The formation mechanism of state support of development of agrarian sector of the Northern region. Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovateFskogo centra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Sy'kty'vkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of The research center for corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state University], 2020, no. 1, pp. 13-22. (In Russ.).

30. Berman M. and Howe L., 2012. Remoteness, Transportation Infrastructure, and Urban-Rural Population Movements in the Arctic. Proceedings of the Intern. Conference on Urbanisation of the Arctic. Stockholm: Nordregio, pp. 108-122.

31. Henry L. A., Nysten-Haarala S., Tulaeva S., Tysiachniouk M., 2016. Corporate Social Responsibility and the Oil Industry in the Russian Arctic: Global Norms and Neo-Paternalism. Europe-Asia Studies, Vol. 68, no 8, pp. 1340-1368.

32. Kelman I., Loe J., Rowe E. W., Wilson E., Poussenkova N., Nikitina E., Fj^rtoft D. B., 2016. Local Perceptions of Corporate Social Responsibility for Arctic Petroleum in the Barents Region. Arctic Review on Law and Politics, Vol. 7, no 2, pp. 152-178.

33. Crescenzi R., Percoco M., 2013. A Comparative Spatial Dynamics Analysis. Geography, Institutions and Regional Economic Performance. Springer — Verlag Berlin Heidelberg, pp. 39-58.

34. Tysiachniouk M., Henry L. A., Lamers M., van Tatenhove J., 2018. Oil Extraction and Benefit Sharing in an Illiberal Context: The Nenets and Komi-Izhemtsi Indigenous Peoples in the Russian Arctic. Society & Natural Resources, Vol. 31, no. 5, pp. 556-579.

35. Lokken G. and Haggarde M., 2014. Sustainable planning of the future north — a subversive approach. In: Proceedings of the 10th Artek Event. Urbanisation and Infrastructure in the Arctic Challenges to Sustainability. Aarhus: Royal Danish Academy, pp. 28-38.

36. Marchese C., Privileggi F., 2018. Endogenous economic growth with disembodied knowledge. Journal of Public Economic Theory, Vol. 20 (3), pp. 437-449.

37. Seltzer E., Carbonell A., 2011. Regional Planning in America: Planning Regions. Regional Planning in America: Practice and Prospect. Iimbridge: Lincoln Institute of Lend Polisy, pp. 1-16.

38. Huskey L., 2005. Challenges to Economic Development: Dimensions of «Remoteness» in the North. Polar Geography, 9 (2), pp. 119-125.

39. State Program of the Russian Federation "Development of shipbuilding for 2013-2030". Pravitel'stvo Rossii [Government of Russia]. Available at: http://government.ru/rugovclassifier/845/events/ (accessed: 22.05.2022). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Shipbuilding of the Russian Federation. Minpromtorg Rossii [Ministry of Industry and Trade of Russia]. Available at: https://budget.minpromtorg.gov.ru/citizens/raskhody-po-otraslyam-new?tag=ships (accessed: 19.05.2022). (In Russ.).

41. Decree of the Government of the Russian Federation of October 28, 2019 No. 2553-r "On approval of the Strategy for the development of the shipbuilding industry for the period up to 2035". Pravitel'stvo Rossii [Government of Russia]. Available at: http://government.ru/docs/38218/ (accessed: 18.05.2022). (In Russ.).

Информация об авторе

Полшков Юлиан Николаевич — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и математических методов в экономике, Донецкий национальный университет (Донецкая Народная Республика, 283001, г. Донецк, ул. Университетская, д. 24).

Information about the author

Polshkov Yu. Nikolaevich — Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Mathematics and Mathematical Methods in Economics, Donetsk National University (24, Universitetskaya St., Donetsk, 283001, Donetsk People's Republic).

Статья поступила в редакцию: 31.05.2022. Одобрена после рецензирования: 17.06.2022. Принята к публикации: 20.06.2022.

The article was submitted: 31.05.2022. Approved after reviewing: 17.06.2022. Accepted for publication: 20.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.