Научная статья на тему 'Направления инновационной политики государства в решении проблем экономического роста'

Направления инновационной политики государства в решении проблем экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ГОСУДАРСТВО / STATE ECONOMIC POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC GROWTH / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтынбаева Эмина Романовна

Проблема формирования в России экономики инновационных изменений относится к числу наиболее активно обсуждаемых. Интерес к данной теме обусловлен целым рядом обстоятельств. Среди них неудачи в переходе на инновационный путь развития, несмотря на предпринимаемые усилия. Все отчетливее проявляется ослабление конкурентных позиций России не только на рынках высокотехнологичной продукции, но и на традиционных рынках. Это связано с неудачной стратегией крупных компаний в настоящий кризисный период. Исчерпаны прежние факторы экономического роста. Существенно отставание в области энергоэффективности, производительности труда и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF INNOVATION POLICY IN ADDRESSING THE PROBLEMS OF ECONOMIC GROWTH

The problem of formation in the Russian economy innovative changes are among the most actively discussed. The interest in the subject is due to a number of circumstances. Among them, the failure of the transition to innovative development, despite the efforts made. Become increasingly apparent weakening of the competitive position of Russia, not only in the markets of high-tech products, but also in traditional markets. This is due to a failed strategy of large companies in a real crisis. Exhausted old growth factors. Significantly lagging behind in the field of energy efficiency, productivity, etc.

Текст научной работы на тему «Направления инновационной политики государства в решении проблем экономического роста»

УДК 338.1

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Алтынбаева Э.Р., КНИТУ-КАИ, канд. экон. наук, доцент, kafedraetkai@mail.ru

Проблема формирования в России экономики инновационных изменений относится к числу наиболее активно обсуждаемых. Интерес к данной теме обусловлен целым рядом обстоятельств. Среди них неудачи в переходе на инновационный путь развития, несмотря на предпринимаемые усилия. Все отчетливее проявляется ослабление конкурентных позиций России не только на рынках высокотехнологичной продукции, но и на традиционных рынках. Это связано с неудачной стратегией крупных компаний в настоящий кризисный период. Исчерпаны прежние факторы экономического роста. Существенно отставание в области энергоэффективности, производительности труда и т.д.

Ключевые слова: инновации, государство, экономическая политика, инновационная деятельность, экономический рост.

В настоящее время переход к инновационной экономике в России на базе масштабного промышленного и инфраструктурного технологического обновления является безусловным целевым приоритетом. Следование по инновационному пути развития экономики требует создания системы взаимодействия всех участников научно-инновационной деятельности и механизмов ее функционирования, адекватных поставленным целям. Главным звеном этой системы является государство, основными задачами которого являются:

• определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсных средств;

• выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы науки, промышленности, инвесторов;

71

• непосредственно бюджетное финансирование так называемых базисных инноваций, включая доведение их результатов до практического применения в промышленности;

• создание условий для эффективного функционирования инновационного рынка.

Инструменты государственного вмешательства не ограничиваются расходованием средств федерального бюджета. Источником развития инноваций во всем мире являются кредиты. Этот инструмент у нас используется неэффективно. Государство не создает организационно-экономические и правовые условия. Организация инновационных процессов продолжает базироваться исключительно на государственном программном финансировании или адресной финансовой поддержке. Бизнес фактически исключен из числа инициаторов инновационного процесса.

В российской экономике спрос на инновационную продукцию должно формировать преимущественно государство. Это или политика выхода на внешний рынок, или госзаказ на удовлетворение государственных нужд, повышающий конкурентоспособность страны.

Роль государства должна заключаться в выборе наиболее зрелого объекта инноваций и выдаче государственного заказа наиболее соответствующему изготовителю. Государство в инновационном процессе должно защищать права участников и регулировать те участки, где рынок не справляется или срабатывает неэффективно, формировать искусственный спрос на особо перспективные, новые продукты потребления в крупномасштабных, капиталоемких и долгосрочных инновационных проектах.

Но главное, государство должно сосредоточить усилия на мерах непосредственной финансовой поддержки инноваторов. Стимулирование инновационной деятельности может осуществляться государством различным образом - это льготное налогообложение и кредитование, бюджетное дотирование, предоставле-

72

ние таможенных преференций, эффективная амортизационная политика, совершенствование системы ценообразования, нормативно-правовое регулирование и администрирование, патентно -лицензионное регулирование в целях распространения нововведений, создание системы распространения технических и технологических новшеств, страхование рисков и т.д.

Таким образом, система стимулирования инновационной деятельности в современных условиях должна обеспечиваться комплексом мер, включающих адресную поддержку инновационной деятельности, создание благоприятного экономического климата, стимулирующего заинтересованность в инновациях и приток инвестиций, законодательную охрану прав интеллектуальной собственности.

Анализ успешного опыта новых индустриальных стран позволяет выделить ряд принципов, на которых строилась политика стимулирования инноваций и повышения конкурентоспособности экономики [1].

1. Ориентация не только на макроэкономические результаты проектов, но и на более современную и эффективную модель инновационного роста и частногосударственного партнерства. Средства, выделяемые правительством на инновационные цели, могут быть катализатором инновационных процессов.

2. Софинансирование проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса. Попытки избыточной регламентации инновационной деятельности со стороны государства могут привести к провалу программ, организуемых совместно с бизнесом.

3. Децентрализация государственной поддержки и формирование «институтов развития». Многообразие и экспериментирование уменьшает риски провала из-за неэффективной деятельности конкретных институтов и дает возможность маневрирования средствами.

73

4. Встраивание старых инновационных институтов в новую систему, кардинальное разрушение может принести вред.

5. Формирование доверия к новым институтам через личную репутацию управляющих. Доверие особенно важно в условиях несовершенного рынка и преобладании негативных ожиданий в отношении действий правительства. При этом важным механизмом повышения эффективности реализации проектов является постоянная внешняя оценка хода реализации проектов.

6. Широкое использование бизнес-посредников. Государственные органы не должны непосредственно взаимодействовать с компаниями, претендующими на государственную поддержку. Прямые контакты увеличивают риск коррупции. Аутсорсинг позволяет правительству доверить взаимодействие с бизнесом экспертам.

7. Кооперация и взаимное обучение, распространение положительного опыта осуществленных проектов на новые проекты.

Подобные принципы существенно снижают расходы государства и способствуют формированию инновационных кластеров, в рамках которых возможен эффективный обмен опытом, совместное обучение между заинтересованными компаниями.

Основными источниками и формами финансовой поддержки инноваций со стороны государства является государственный бюджет и налоговые льготы. Наряду с бюджетным финансированием институтов в структуре федерального бюджета разрабатываются целевые программы. Эти программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно -исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально - экономических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в разных областях развития. Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для госу-

74

дарственных нужд. Целевые программы обладают рядом недостатков. Среди них - неритмичное финансирование, отставание от бюджетных назначений уровня заключения государственных контрактов. Нередко целевые программы не выходят на параметры заданной эффективности управления и результатов [2].

Из средств федерального бюджета финансируется также деятельность фондов, поддерживающих инновационную деятельность: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере.

Функциональная и институциональная незрелость финансового сектора ограничивает возможности полноценной модернизации национальной экономики. Роль рынка капитала в финансировании инноваций незначительна. Финансирование осложнено и по условиям и по объемам. Это тяжелая институциональная, макроэкономическая и монетарная задача, которая стоит перед государством.

Традиционной задачей экономической политики государства является улучшение среды функционирования бизнеса. Улучшение институциональной среды обеспечивает уменьшение общей неопределенности и рисков и тем самым способствует сокращению издержек ведения бизнеса. Однако институциональные реформы требуют времени. Опыт показывает, что в условиях несовершенства рыночных механизмов помимо общих институциональных реформ и улучшения инвестиционного климата двигаться нужно еще и в других направлениях. Среди них:

• уменьшение прямых издержек выхода на новые рынки;

• снижение прямых рисков новых проектов.

Подобные действия необходимы, когда бизнес объективно рассматривает риски инноваций как чрезмерные. В этих условиях правительство должно быть готово к тому, чтобы взять часть рис-

75

ков на себя и инвестировать существенные средства в новые бизнес-проекты.

В последние годы в России активно развиваются элементы инновационной инфраструктуры:

1. Инновационные центры (технополисы) представляют собой научно-промышленные комплексы, сосредоточившие научные исследования в пионерных отраслях, занимающиеся созданием благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях.

2. Инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам. Главное направление деятельности - развитие местной экономики и создание рабочих мест. Главная задача бизнес-инкубаторов - помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

3. Научные парки (технопарки) - это территория, на которой для создания благоприятных условий по разработке и коммерциализации инноваций объединены научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия (синонимы -технополисы, технограды) [3].

Одна из приоритетных задач инвестиционной политики - содействие развитию венчурных фондов. В настоящее время поддержка венчурной отрасли осуществляется главным образом через механизм государственно-частного партнерства, предусматривающего совместное участие государства и бизнеса в создании и финансировании венчурных фондов. Обычно государство выступает соинвестором находящихся в частном управлении венчурных фондов, формируя до 50% их капитала. Средства в такие фонды чаще всего направляются через так называемый Фонд фондов, формиру-

76

емый Правительством РФ в качестве постоянно действующего механизма финансовой поддержки венчурной индустрии.

Финансирование конкретных инвестиционных проектов осуществляется через предоставление бюджетам долгосрочных субординированных займов. Это заметно повышает эффективность расходования бюджетных средств.

Основными целями деятельности Российской венчурной компании являются: стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Роль ОАО «РВК» в инновационной системе - это роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляется государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом.

Российская венчурная компания инвестирует в венчурные фонды на следующих условиях:

• объем инвестируемых средств - от 600 млн до 1,5 млрд

руб.;

• доля РВК в фонде - 49%;

• венчурный фонд создается в виде закрытого паевого инвестиционного фонда.

В инвестиционной декларации венчурного фонда должны быть закреплены следующие правила:

• фонд инвестирует только в инновационные компании;

• не менее чем 80% средств фонда должны быть инвестированы в компании на ранней фазе;

• диверсификация: фонд должен инвестировать не менее, чем в восемь инновационных компаний за 5 лет.

На современном этапе развития российской экономики все более значительную роль играют государственные гарантии Российской Федерации, выступая в качестве важного инструмента

77

экономической политики. В последнее время большинство программных документов (отраслевых стратегий, федеральных целевых программ, «дорожных карт» и т. п.) содержат ссылки на государственные гарантии Российской Федерации как главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частногосудар-ственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной отечественной продукции. Кроме того, практика предоставления государственных гарантий в последнее время подтвердила важную роль данного вида государственной поддержки в качестве одной из мер антикризисной политики Правительства Российской Федерации.

Конечным результатом инновационных процессов в экономике, поддерживаемых многообразными методами государства, является экономический рост. Под экономическим ростом понимаются изменения реального объема национального производства на основе положительной динамики валового национального продукта.

Существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе экономического роста расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества экономических факторов и ресурсов: численности работников, средств труда, земли, сырья и т.д. [4]. При интенсивном типе экономического роста расширение производства обеспечивается за счет качественного изменения оптимального использования факторов и ресурсов экономики:

1) внедрение новых, более эффективных технологий за счет использования достижений научно-технического прогресса;

2) улучшение организации производства (новой структуры хозяйственных связей, управления, маркетинга, кооперации) и, как результат, повышения его эффективности;

3) совершенствование использования основных и оборотных фондов;

78

4) постоянный рост квалификации рабочей силы и совершенствование научной организации труда.

И экстенсивный, и интенсивный типы экономического роста существуют одновременно, доминируя друг над другом на разных временных этапах.

В современной рыночной экономике воспроизводство национального продукта в долгосрочном плане является расширенным. Динамика расширенного производства как раз и характеризует такое явление, как экономический рост.

В современный период каждая страна решает проблемы экономического роста:

• определение тенденции и источников (факторов) роста;

• обеспечение устойчивости экономического роста в долгосрочной перспективе;

• определение последствий, которые может иметь страна, выбирая ту или иную модель технологического развития;

• определение наиболее эффективных темпов роста для установления новой структуры народного хозяйства.

Для реализации потенциала экономического роста необходимо, чтобы доходы работников росли темпами, равными темпам роста производительности их труда. Мировой опыт свидетельствует, что устойчиво развиваться может экономика лишь тех государств, где растет производительность труда, повышается доля готовой продукции в структуре экспорта.

Таким образом, во всех странах экономическому росту уделяется большое внимание. Во-первых, он ведет к росту производительности труда, объема реального материального продукта, услуг, а значит, и к повышению реального уровня жизни. Во -вторых, экономический рост позволяет более эффективно решать социальные проблемы (образования, экологии, бедности). Следовательно, экономический рост выступает формой эволюционного экономического развития.

79

Источники

1. Алтынбаева Э.Р. Некоторые методологические подходы к исследованию проблем инновационной экономики // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики, 2013, №11-12, С. 116-119.

2. Васильев В.П. Государственное регулирование. М.: Дело и сервис, 2010.

3. Филина О.В., Сорокина К.В. Взаимодействие субъектов предпринимательских отношений в Российской экономике // Сегодня и завтра российской экономики, 2014, №67-68.

4. Шипшова О.А., Мухаметшина Ф.А. Особенности развития сервиса и сферы услуг в мировой и российской экономике //Научное обозрение, 2014, № 9, часть 1, С. 82-86.

References

1. Altynbaeva E.R. Nekotorye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu problem inno-vatsionnoi ekonomiki. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Problemy energetiki, No. 1112, pp. 116-119, (2013).

2. Vasil'ev V.P. Gosudarstvennoe regulirovanie. M., Delo i servis, 2010.

3. Filina O.V., Sorokina K.V. Vzaimodeistvie sub"ektov predprinimatel'skikh otnoshenii v Rossiiskoi ekonomike. Segodnya i zavtra rossiiskoi ekonomiki, No. 67-68, 2014.

4. Shipshova O.A., Mukhametshina F.A. Osobennosti razvitiya servisa i sfery uslug v miro-voi i rossiiskoi ekonomike. Nauchnoe obozrenie, No. 9, chast' 1, pp. 82-86, (2014).

Information

Altynbaeva E.R.

THE DIRECTIONS OF INNO VA TION POLICY IN ADDRESSING THE PROBLEMS OF ECONOMIC GROWTH

The problem of formation in the Russian economy innovative changes are among the most actively discussed. The interest in the subject is due to a number of circumstances. Among them, the failure of the transition to innovative development, despite the efforts made. Become increasingly apparent weakening of the competitive position of Russia, not only in the markets of high-tech products, but also in traditional markets. This is due to a failed strategy of large companies in a real crisis. Exhausted old growth factors. Significantly lagging behind in the field of energy efficiency, productivity, etc. Keywords: innovation, state economic policy, innovation, economic growth.

Дата поступления 17.02.2015.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.