управления инновационным прогрессом на агропромышленных предприятиях должна учитывать особенности и закономерности каждого этапа (стадии) их развития (освоение, совершенствование, локальное расширение, реконструкция и т.д.) стадии развития действующих агропромышленных предприятий чередуются в экономически закономерной последовательности и имеют разную фактическую продолжительность. Поэтому научную и практическую ценность приобретают научно обоснованные классификации жизненного цикла развития агропромышленных предприятий по стадиям и рассматривать их инновационноинвестиционное развитие под этим углом зрения. При этом необходимо учитывать, что периоды эволюционного совершенствования научно-технического уровня на агропромышленных предприятиях чередуются с революционными изменениями, связанными с качественными скачками, которые требуют в конкретные периоды корректной реконструкции предприятия. Представляется важным так же использование методического подхода к развитию агропромышленных предприятий, предусматривающего определение последовательность и длительности рассматриваемых стадий с учетом как внутренних таки внешних закономерностей. Агропромышленные формирования необходимо рассматривать, как динамические системы, состоящие из органически связанных между собой двух составляющих: самих формирований и выпускаемой ими продукции, имеющих разные циклы развития.
Периодизация агропромышленных предприятий требует учета закономерностей обновления выпускаемой ими продукции и прогнозирования этого процесса с учетом взаимодействия развития агропро-
мышленных предприятий и осваиваемой ими новой продукции, ресурсосберегающих технологий и услуг.
5. Разработка и обоснование таких прогнозов приобретает большое социально-экономическое значение при реконструкции, реорганизации, модернизации агропромышленного производства.
Освоение новой, инновационной продукции и технологий во многих случаях требует новых структур оборудования. Частое обновление выпускаемой продукции приводит к непрерывно возобновляющейся диспропорции в мощностях предприятий по отдельным стадиям технологических процессов и группам оборудования и техники.
Основным критерием отбора и установления очередности освоения инновационной продукции является применение в агропромышленном производстве современных инвестиционных и ресурсосберегающих технологий, позволяющих производить высококачественную и конкурентоспособную продукцию.
6. В успешном решении этих проблем главную роль будут играть создаваемые в регионах инженернотехнологические центры (ИТЦ), призванные создать испытательные полигоны для обработки современных технологий, осуществлять освоение современных комплексов машин, реконструкцию предприятий.
В систему управления агропромышленного производства целесообразно интегрировать функцию научно-технической подготовки производства, содержание которой в теории и экономической практики в настоящее время незаслуженно сужено и не соответствует задачам, выдвигаемым «Концепцией научного обеспечения агропромышленного комплекса РФ на период до 2010 года».
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АПК
С.Б. Огнивцев, д.э.н., проф., гл. науч. сотр Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
В последнее время вопросы инновационного развития отечественной экономики и, в частности, АПК находятся в центре внимания руководства страны. Однако существенных сдвигов в переводе АПК на инновационный путь развития добиться не удается. Важнейшей причиной этих неудач является явно недостаточная эффективность работы РАСХН, которая должна была бы играть ведущую роль в разработке и внедрении агроинноваций. Финансирование РАСХН уже превышает 10 млрд руб. в год, а реальная отдача от вложений пока весьма скромна.
По числу научных учреждений, опытных хозяйств, площади занимаемых помещений и отведенных для научных экспериментов земель РАСХН многократно опережает аграрные инновационные комплексы всех других стран. Однако по уровню научных исследований в ряде областей имеется значительное отставание. Оно вызвано традиционным отставанием аграрной науки в советский период, усиленным общим кризисом сельского хозяйства в период реформ. К сожалению, многие ученые поддерживают распространенный миф о том, что российская аграрная наука (как и наука, вообще) находится на современном мировом уровне, а вот продвижение научных достижений оставляет желать лучшего. На самом деле, российская аграрная наука отстает не только в передаче (трансфере) результатов и технологий, но ив качестве исследований, в уровне научных результатов.
Однако слабое звено российского инновационного комплекса все же передача и освоение технологий. Опыт ведущих европейских стран свидетельствует об эффективности использования специализированных государственных и тесно связанных с государством независимых организаций для защиты, коммерциализации и продвижении объектов патентного права на рынки. В Великобритании такой организацией является специальная государственная структура - Британская технологическая группа (British Technology Group, BTG). Во Франции - агентство ANVAR (ANVAR - Agence Nationale de Valorisation de la Recherche). В Германии имеется специализированная государственная инновационная компания (Garching lunovation GmbH Technologien aus der Max-Planch Gesebschaft), созданная в 1970 г. для работы вместе с институтами общества Макса Планка (MPG).
Предлагается создать аналогичную вышеназванным специализированную организацию в российском АПК. В функции этой организации (условное название «Росагроинновация») могут входить:
1. Разработка патентных стратегий для отдельных направлений продвижения объектов интеллектуальной собственности и их осуществление. В настоящее время российские организации, в основном, освоили патентование своих результатов. Однако с использованием патентов дела обстоят гораздо хуже, а с осуществлением направленной стратегии патентной защиты инноваций - практически никак.
2. Выявление объектов интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.д.), созданных в советский период и незаконно присвоенных частными юридическими и физическими лицами. Эти патенты должны принадлежать Российской Федерации в лице уполномоченной государственной организации, например, «Росагроинновации».
3. Патентование российских инноваций и других объектов интеллектуальной собственности в зарубежных странах, их защита в зарубежных судах и продвижение на зарубежных рынках.
4. Привлечение российских и иностранных инвестиций в развитие российских объектов интеллектуальной собственности, их продвижение и судебную защиту в России и в зарубежных странах.
5. Приобретение иностранных патентов и технологий для вывода российского АПК на мировой уровень в тех областях, где наблюдается отставание или пробелы.
Приобретение иностранных патентов - традиционный способ инновационного роста. Реформы Петра I и индустриализация советского Союза проходили при энергичном заимствовании уже опробованных технологий.
Качество инноваций, предлагаемых РАСХН, не вызывает большого оптимизма по поводу возможностей их экономически эффективного использования. В связи с этим необходимо последовать примеру ныне развитых, а ранее довольно отсталых в научном отношении стран, совершивших научнотехнический рывок за счет покупок иностранных технологий. Ярким примером такого рывка является «японское чудо». С 1950 по 1980 фин. г. японские государственные и частные компании заключили с иностранными фирмами свыше 36 тыс. соглашений об импорте технологии. В 80-е годы было приобретено 25,3 тыс. лицензий, а с 1991 по 1998 фин. г. - около 24 тыс.
«Росагроинновация» могла бы организовать процесс приобретения лицензий на агротехнологии в США, ЕС и других развитых странах. «Росагроинновация» должна будет экспертно оценивать области, в которых у России имеется значительное отставание, ликвидировать которое проще и дешевле путем приобретения иностранного патента или уже хорошо себя зарекомендовавшей за рубежом технологии. В качестве экспертов по выбору перспективных технологий могут выступить ведущие ученые РАСХН по соответствующим направлениям аграрной науки.
Перспективные технологии будут приобретаться в государственную собственность компанией-оператором, а доходы от их внедрения будут поступать в форме роялти по лицензионным договорам, заключенным с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Приобретателями выступят предприятия перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Следует заметить, что за последние годы в сельское хозяйство пришло немало крупных и средних инвесторов, по разным причинам приобретших сельскохозяйственные организации. Они активно ищут новые эффективные технологии и готовы приобретать их на выгодных условиях. Государство может стимулировать эти приобретения путем компенсации части процентной ставки по кредитам или с помощью иных экономических механизмов.
Одной из важных причин неудач при внедрении зарубежных аграрных технологий является фрагментарность приобретения. То есть фактически приобретаются отдельные части технологического цикла, которые не могут функционировать без определенного
инфраструктурного обеспечения, а также без неформальных знаний владельцев технологий. В связи с этим целесообразно внедрять на территории России крупные технологические комплексы вместе с поддерживающими их инфраструктурными элементами и с привлечением ключевых иностранных специалистов, которые будут на первых этапах обеспечивать надлежащее функционирование комплекса. Эти комплексы могут одновременно использоваться как натурные выставочные площадки для массового освоения зарубежных технологий.
Полезно, например, предложить крупным иностранным корпорациям, ввозящим животноводческую продукцию в Россию, на льготных условиях построить в нашей стране животноводческие комплексы и постепенно перейти от ввоза продуктов питания к их производству на нашей территории. Можно также рассмотреть вопрос о приглашении нескольких сот фермерских семей из европейских стран, США, Канады, других передовых стран для комплексного переноса аграрных технологических инноваций. Эти фермеры должны быть обеспечены землей, фермерскими домами, необходимыми производственными постройками и инвентарем, а также обслуживающей инфраструктурой.
По нашему мнению, предлагаемые программы инновационного развития АПК недостаточно амбициозны. Например, в ноябре 2008 г. были приняты отраслевые целевые программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы» и «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы».
Программа развития молочного скотоводства потребует финансирования из средств федерального бюджета в размере 30,5 млрд руб. и позволит к 2012 гг. увеличить производство молока на 8,8% с 34 млн т в 2009 г. до 37 млн т в 2012 г. и на 13,9% прибавить за то же время в надоях с 3950 кг до 4500 к на корову. Цели более чем скромные при немалых затратах. Нетрудно видеть, что при этом отставание нашей страны по надоям от ведущих стран вряд ли сократится, поскольку у них темпы роста надоев не меньше.
Программа развития мясного скотоводства обойдется в 19,1 млрд руб. и приведет к увеличению племенной базы мясного скота с 66,3 тыс. коров в 2007 г. до 200 тыс. коров в 2012 г., т.е. с 0,7 до 2% всех российских коров. Это обеспечит рост производства говядины от мясного скота в живом весе с 62,2 тыс. т в 2007 г. до 282,4 тыс. т в 2012 г., т.е. с 0,6 до 3% от общего производства мяса в России. Очевидно, такая программа не способна изменить положения дел в мясном скотоводстве.
Достойными перспективными целями является получение надоев на уровне 8000 кг на корову от молочного стада примерно в 5 млн коров и доведение доли мяса от мясных пород скота до 50% мясной продукции скотоводства. Это достижимо при наличии 4-5 млн мясных коров с выходом продукции около 300 кг говядины на корову в год.
При решении этих амбициозных задач, следует учитывать, что проблемы российского животноводства имеют системный характер и связаны с неверным выбором направлений инновационного развития. Российская селекция с советских времен пошла по своеобразному пути выведения универсальных пород животных: молочно-мясных коров, яично-мясных кур и т.д. Необходимо разделить имеющееся стадо из примерно 9,1 млн коров на спе-
циализированное молочное стадо численностью примерно 5 млн коров с высокими надоями на уровне 8000 кг и специализированное мясное поголовье примерно такой же численности, работающее на подсосной технологии «корова-теленок».
Расчеты показывают, что поставленных целей можно достичь примерно за десять лет к 2020 г., используя две следующие новые технологии:
1) технологию сексфиксации, позволяющую оплодотворять коров спермой с заданным полом плода. Поскольку до 90% молочной продуктивности передается по отцовской линии, можно получать до 95% высокопродуктивных телок от высоко породных коров. Эта технология позволяет наращивать высоко породное поголовье коров почти с удвоенной скоростью;
2) технологию пересадки эмбрионов, позволяющую пересаживать эмбрионы племенных высоко продуктивных животных низко продуктивным отечественным коровам. Приобрести эмбрион у авторитетных западных компаний можно за 500 долл. В
настоящее время вероятность принятия эмбриона коровой примерно 60%. Данная технология позволяет использовать большое количество неплеменных низко продуктивных коров для резкого увеличения племенного поголовья страны.
Агроинновация может организовать работы по программам развития молочного и мясного скотоводства. По заданию Минсельхоза России она может заключить договоры с ведущими генетическими транснациональными корпорациями о поставках спермы племенных быков с сексфиксацией и эмбрионов. Одновременно она заключит договоры с сельскохозяйственными предприятиями, готовыми войти в указанные программы и имеющие для этого необходимые средства и условия содержания племенных животных. Оплата за поставки будет проводиться после получения высокопродуктивного потомства в форме роялти за поставки спермы и эмбрионов, как объектов интеллектуальной собственности.
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Д.В. Ходос, к.э.н., доц., зав. каф. Красноярского государственного аграрного университета
Формирование инновационного потенциала сельскохозяйственных организаций должно основываться на экономическом механизме развития инновационных процессов, представленном как комплексная система, состоящая из планирования, организации внедрения инновационных проектов в производство, развития предпринимательства в научнотехнической сфере АПК и сельском хозяйстве, государственной поддержки (финансирование, кредитование, страхование, налогообложение) на всех стадиях процесса (создание, распространение, внедрение и освоение инноваций), ценообразования на основе создания взаимного интереса его участников.
Предлагаемый механизм должен быть внедрен на всех уровнях управления АПК, начиная с микро (уровень отдельного аграрного предприятия) и заканчивая макроуровнем (государственная инновационная политика). Как показывает опыт, главным является своевременное и в полном объеме финансирование аграрной науки и обеспечение непрерывного потока реальных инноваций для их освоения в аграрном производстве.
Экономический механизм должен реализовываться в рамках определенной направленности, которая заключается в формировании инновационной политики в АПК по приоритетным направлениям развития этого процесса. Данное положение позволит выработать стратегию к переходу на вариант устойчивого развития сельскохозяйственного производства.
Развитие инновационных процессов в сельском хозяйстве Красноярского края видится нам в рамках приоритетного восстановления минерально-сырьевой базы агрономических руд, к которым относится минеральное сырье, способное повышать и воспроизводить плодородие почв (фосфоритовые и апатитовые руды, торфы и сапропели, карбонатные породы и пр.). Инновационные процессы в сельском хозяйстве должны начаться с восстановления собственной сырьевой базы производства минеральных удобрений, что станет основой продовольственной безопасности региона. Речь должна идти, в первую очередь, о зерновых сельскохозяйственных районах, формирующих условия продовольственного самообеспечения региона. К их числу относятся Минусинская группа районов,
Чулымо-Енисейская и Ачинско-Боготольская группы. Организационно-экономическое обоснование проекта показало, что при условии использования местных удобрений может быть увеличена норма продовольственного самообеспечения, получено дополнительной прибыли на сумму 295 млн руб. в год за счет прибавки урожая, а также обеспечен рост занятости сельского населения (создание 600 новых рабочих мест).
Основной целью аграрной инновационной политики является ускорение темпов роста сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности, увеличения привлекательности жизни на селе и социального уровня сельских территорий. Комплексный подход к формированию социально-инновационного развития сельских муниципальных образований можно представить в виде методологической схемы (рис. 1). В ходе исследования был разработан вариант формирования стратегического плана социально-экономического развития Шушенского района Красноярского края - привлекательной в инвестиционном плане аграрной территории Южной зоны региона. Разработка и реализация подобных программ может стать основой устойчивого развития депресси-онных сельских территорий.
Одним из приоритетных направлений социального развития села является обеспечение доступным жильем молодых специалистов и их семей. Реализацию его должны обеспечить администрации региона, муниципального образования и сельхозор-ганизации. Средства на приобретение или строительство жилья могут быть привлечены посредством Программы земельно-ипотечного кредитования. Эффективность предложенной концепции обоснована на примере ЗАО «Искра» Ужурского района. Расчеты показали, что система кредитования наиболее выгодна при сроках кредита более пяти лет.
В мировой и отечественной аграрной практике одним из направлений инновационного развития является процесс создания интегрированных формирований. Мы не являемся сторонниками только одной формы объединения интересов участников интеграции. Современные условия хозяйствования в АПК позволяют создавать различные модели ин-