Научная статья на тему 'Направления инновационного развития моногорода'

Направления инновационного развития моногорода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / МОНОГОРОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / TOWN-FORMING ENTERPRISES / AN INNOVATIVE COMPONENT / MONOCITY / A MONOCITY SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REGIONAL INNOVATIVE SYSTEM / DEVELOPMENTS OF AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / THE INNOVATIVE POLICY / INNOVATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыткин Александр Игоревич

Состояние развития моногорода взывает все больший интерес со стороны государства. От уровня развития монопрофильных городах зависит напрямую от роли государства и его вовлечении в процесс. Однако существует основная проблема моногородов инновационное развитие, которое зависит от множества факторов, внешних и внутренних. Суть проблемы заключается в низком уровне развития данного направления моногородов. Рассмотрены вопросы современного состояния моногородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лыткин Александр Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A MONOCITY

The condition of development of a monocity appeals the increasing interest from the state. From a level of development monoprofile cities depends directly on a role of the state and its involving in process. However there is a basic problem of monocities innovative development which depends on set of factors, external and internal. The problem essence consists in a low level of development of the given direction of monocities. Questions a current state of monocities are considered.

Текст научной работы на тему «Направления инновационного развития моногорода»

НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДА

УДК 330:911.375

Александр Игоревич Лыткин,

аспирант кафедры инновационной экономики ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» Эл. почта: 078163@gmail.com

Состояние развития моногорода взывает все больший интерес со стороны государства. От уровня развития монопрофильных городах зависит напрямую от роли государства и его вовлечении в процесс. Однако существует основная проблема моногородов - инновационное развитие, которое зависит от множества факторов, внешних и внутренних. Суть проблемы заключается в низком уровне развития данного направления моногородов. Рассмотрены вопросы - современного состояния моногородов.

Кпючевые слова: градообразующие предприятия, инновационная составляющая, моногород, устойчивое развитие моногорода, региональная инновационная система, развитие инновационной инфраструктуры, инновационная политика, инновационная сфера.

Alexander I. Lytkin,

post-graduate student of chair of innovative economy of GOU BVPO the Bashkir academy of public service and management at the President of Republic Bashkortostan E-mail: 078163@gmail.com

DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A MONOCITY

The condition of development of a monocity appeals the increasing interest from the state. From a level of development monoprofile cities depends directly on a role of the state and its involving in process. However there is a basic problem of monocities - innovative development which depends on set of factors, external and internal. The problem essence consists in a low level of development of the given direction of monocities. Questions - a current state of monocities are considered.

Keywords: town-forming enterprises, an innovative component, monocity, a monocity sustainable development, regional innovative system, developments of an innovative infrastructure, the innovative policy, innovative sphere.

1. Введение

В монопрофильных городах, оказавшихся в сложной ситуации из-за проблем на градообразующем предприятии, складывается тяжелая финансовая ситуация, проявляющаяся в недостаточном финансировании основных социальных статей. Городские бюджеты явно недостаточно вкладывают средств в профилактику работоспособности и поддержку инфраструктуры. Происходит ветшание всех объектов. Промедление с финансированием этих объектов может привести к необратимым последствиям и разрушению городов. Наиболее сложная бюджетная ситуация может складываться в городах, в которых доля пенсионеров составляет более 60% по отношению к численности населения в трудоспособном возрасте: Старо-дуб Брянской области, Дегтярск Свердловской области, Пучеж Ивановской области, три города Тульской области Суворов, Сокольники, Советск. Выявлено еще тридцать три города с суммарной численностью населения 636,3 тысячи жителей, в которых соотношение пенсионеров и лиц трудоспособного возраста составляет от 50 до 60%.

Анализ финансового состояния градообразующих предприятий моногородов позволяет оценить это состояние как преимущественно неблагополучное. После распада системы централизованного планирования и начала приватизации градообразующие предприятия испытали особо острый шок в силу:

а) неоптимальной в условиях растущих цен на транспорт и энергоносители схемы размещения предприятий, что делает значительную часть продукции заведомо неконкурентоспособной;

б) приватизации по "однозаводскому варианту", которая разрушила налаженные кооперационные связи и схемы снабжения;

в) трудностей с содержанием так называемой "социальной инфраструкту-ры"[2].

Градообразующие предприятия являются полноценными участниками социальной политики регионов и городов. Они являются крупнейшими налогоплательщиками в местный и региональный бюджет, обеспечивают занятость значительной доли населения монопрофильных городов. Предприятия проводят активную внутреннюю социальную политику в отношении своих сотрудников и играют значительную роль в социальном развитии городов своего присутствия.

Всего в сформированный список монопрофильных вошли 467 городов и 332 поселка городского типа (ПГТ).

Градообразующие предприятия являются полноценными участниками социальной политики регионов и городов. Они являются крупнейшими налогоплательщиками в местный и региональный бюджет, обеспечивают занятость значительной доли населения монопрофильных городов. Предприятия проводят активную внутреннюю социальную политику в отношении своих сотрудников и играют значительную роль в социальном развитии городов своего присутствия.

2. Аспекты инновационного развития моногородов

Инновационная составляющая деятельности монопрофильных предприятий на современном этапе характеризуется отсутствием внедрения в производство инновационных продуктов и инновационные технологии, это говорит о том, что международные компании, работающие в России, существенно активнее ведут инновационную деятельность, чем российские.

Доля компаний, вводивших новые продукты, в два раза выше среди международных компаний, чем среди российских компаний, работающих в России, а доля компаний, вводивших новые технологии и бизнес-процессы - примерно в полтора раза выше. Российские компании, работающие на международных рынках, вводят новые технологии и бизнес-процессы не реже, чем международные, хотя существенно отстают от международных коллег во введении инновационных продуктов.

Моногород может рассматриваться только как целостное социально-экономическое образование, в неразрывной связи его социальных, экономических и инженерно-технических структур при безусловной приоритетности социально -демографических и, в целом, общегосударственных задач его развития.

Проблемность небольших монопрофильных городов и поселков городского

№1, 2012

44

типа (далее - моногородов и пгт) заключается, прежде всего в том, что их настоящее и будущее полностью зависит от состояния и перспектив развития градообразующего предприятия, от политики собственника предприятия в отношении своего бизнеса, с одной стороны, и с другой - от политики, которую проводит государство в отношении моногородов. Местная муниципальная власть не имеет официальных рыгаагов влияния на судьбу градообразующего предприятия [1].

Специфической проблемой моногорода, препятствующей принятию комплексных решений по его выживанию и развитию, осуществлению упреждающих антикризисных мер, а также по подготовке антикризисной стабилизационной программы в единой связке моногорода как селитебного образования и его градообразующего предприятия, является проблема отсутствия реальных рычагов воздействия на градообразующие предприятия со стороны администраций моногородов, связанная с жесткой зависимостью города от политики, проводимой менеджментом и собственниками градообразующих предприятий. Органы местного самоуправления не имеют права, в соответствии с действующим законодательством, оказытать влияние на решения по приватизации, банкротству и закрытию градообразующего предприятия, то есть на решения, определяющие судьбу моногорода и проживающего в нем населения.

В целях необходимой для устойчивого развития моногорода, особенно в период кризиса, координации работы по разработке и реализации стратегии и тактики стабилизации, выживания и развития моногорода, на его территории должен быть, как показывает опыт, наделенный необходимыми полномочиями координатор в лице местной власти. Однако в Федеральном законодательстве не обозначены механизмы обеспечения комплексного социально-экономического развития территории.

Ввиду того, что все моногорода были образованы решениями государственного уровня в рамках действовавшей ранее государственной концепции развития промышленности и планомерно встраивались в единую систему производственных связей государства, разрушенную экономическими реформами, органы местного самоуправления моногородов считают, что Правительство РФ должно разделить с ними

ответственность за сложившуюся ситуацию и помочь им выжить в это непростое время. Задача сложная, многоэтапная и затратная. Между тем, в 2010 году предусмотрена поддержка лишь 27 моногородов, положение которых признано на настоящий момент наиболее критическим, с выделением в федеральном бюджете 25 млрд. рублей, в том числе -20 млрд. руб. (по сообщениям прессы) - на Нижний Тагил, Тольятти и г. Сокол [1].

Все вышеизложенное указывает на то, что объектом внимания федеральных государственных органов, требующим в той или иной форме федеральной поддержки в процессе выведения из кризиса и последующего развития должны стать все без исключения монофункциональные городские населенные пункты Российской Федерации, включая поселки городского типа, а судьбу их как особого типа населенных мест необходимо определять в рамках федеральной экономической, промышленной, социально-демографической и территориально-региональной политики с учетом ее военно-стратегических и геополитических аспектов. И прежде всего, представляется необходимым, в целях комплексного решения обозначенной проблемы на системной основе, разработать на федеральном уровне и принять комплекс основополагающих принципов концепции и государственной политики развития небольших городских населённых мест, вышвив и обобщив позицию региональных органов государственной власти и местных органов управления.

Промедление с финансированием этих объектов может привести к необратимым последствиям и разрушению городов. Наиболее сложная бюджетная ситуация может складываться в городах, в которых доля пенсионеров составляет более 60% по отношению к численности населения в трудоспособном возрасте: Стародуб Брянской области, Дегтярск Свердловской области, Пучеж Ивановской области, три города Тульской области Суворов, Сокольники, Советск. Выявлено еще тридцать три города с суммарной численностью населения 636,3 тысячи жителей, в которых соотношение пенсионеров и лиц трудоспособного возраста составляет от 50 до 60%.

3. Направление развития моногородов

Изучение опыта моногородов показало, что региональная научно-техни-

ческая и инновационная политика, сформированная руководителем и руководством города, в которой приоритетами являются: решения социально-экономических проблем на основе создания конкурентоспособной научно-технической продукции, сохранение и развитие научно-технического потенциала, создание нормативно-правовой базы и организационного механизма научно-технической и инновационной деятельности.

Основной целью нового этапа формирования региональной инновационной системы для сферы малого наукоемкого предпринимательства является:

- распространение использование результатов научных исследований и разработок, а также новыгх технологий;

- создание механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий, работающих в области коммерциализации технологий;

- поддержка и развитие базовый элементов инфраструктуры [3].

При этом предстоит решить следующие задачи:

- продолжить развитие соответствующей инфраструктуры, включающей информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную, нормативно-правовую составляющие;

- привлечь необходимые финансовые ресурсы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты и техническую помощь;

- скоординировать действия всех участников региональной программы развития инновационной инфраструктуры, использовать возможности международного сотрудничества;

- обеспечить концентрацию ресурсов регионального и Федерального бюджетов.

Основные мероприятия развития инновационной инфраструктуры заключаются в развитии инфраструктуры, а именно эта задача предусматривает определение состава участников инновационных процессов и формирование организационной основы системы; информационную, финансовую и материально-техническую поддержку; кадровое обеспечение; разработку соответствующей нормативно-правовой базы инновационной деятельности в регионе [3].

Помимо развития инновационной

Экономика, Статистика и Информатика

№1, 2012

45

инфраструктуры необходимо развитие институциональных рамок. Предполагается обеспечить значительное развитие инфраструктуры. Поскольку инновационной деятельностью сегодня с разной степенью эффективности занимаются многие многопрофильные и специализированные организации, планируется использовать уже действующие организации, отдав предпочтение наиболее продвинутым в деле коммерциализации научно-технических результатов и технологий, которые будут играть роль базовых элементов инновационной инфраструктуры, выполняя при этом функции опорных точек роста.

4. Заключение

Инновационная политика моногорода должна стать мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад и застой в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Инновационная политика призвана обеспечить реализацию нововведений в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, финансов, образования, культуры и управления посредством необходимых правовых, экономических и организационных мер, способствующих активизации субъектов инновационной деятельности, гармонизации отношений между ними. Основными направлениями региональной инновационной политики являются:

- формирование эффективной системы управления и координации инновационными процессами;

- формирование принципов и меха-

низмов стимулирования и активизации развития регионального потенциала инновационной сферы;

- регионализация научной деятельности на основе поддержки инновационного предпринимательства в научно-технической сфере;

- активное внедрение технологий, обеспечивающих значительное повышение качества, наукоемкости и конкурентоспособности продукции, а так же ее экологической безопасности;

- создание предпосылок для расширения объема производства энергосырьевых ресурсов;

- разработка мероприятий по обеспечению ресурсоэнергосбережения;

- избирательное развитие принципиально новых технологий с целью повышения экспортного потенциала области по наукоемкой продукции;

- интеграция научно-технического потенциала региона в международные связи на основе взаимного трансферта технологий и специалистов.

В инновационной сфере усилия и ресурсы необходимо направлять, прежде всего на развитие инфраструктуры инновационной деятельности, формирование инновационного рынка, нормативной правовой базы инновационной деятельности, подготовку специалистов в сфере инновационного бизнеса, реализацию высокоэффективных инновационных проектов управления и координации инновационной деятельностью на уровне области и муниципальных образований, а также разработан механизм взаимодействия органов исполнительной власти с вузовским, академическим, отраслевым, негосу-

дарствеииым секторами науки и инновационным бизнесом.

Успех инновационной политики и действенность форм управления процессами нововведений, в конечном счете, будет зависеть от концентрации научно-технического потенциала региона на ключевых участках общественного производства и адаптации ученых и производственников к условиям рыночной экономики.

Литература

1.Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. - М.: Гардарики, 2009. - С. 123

2. Предложения Союза малых городов РФ по решению проблем моногородов. Москва 1991-2010.

3.Инновационно - инвестиционный фонд самарской области. «Проблемы развития инновационной инфраструктуры» Г.В.Шепелев [Электронный ресурс] режим доступа - http:// www.samarafond.ru/0_fonde/biblioteka/ manager_book

References

1. Afonin I.V Innovation management and economic evaluation of real investment. - Moscow: Gardariki, 2009. - P. 123.

2. The proposals of the Union of Small Towns of Russia to address industry towns. Moscow 1991-2010.

3. Innovation - Investment Fund of Samara Region. "Problems of development of innovation infrastructure" GV Shepelev [electronic resource] access mode - http:/ /www.samarafond.ru/0_fonde/biblioteka/ manager_book

№1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.