Научная статья на тему 'Направления и формы участия структур гражданского общества в регулировании социально-экономической деятельности'

Направления и формы участия структур гражданского общества в регулировании социально-экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIAL ORGANIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомин Алексей Викторович

Российские некоммерческие организации, выступая в различных организвционно-правовых формах, не имеют целью извлечение прибыли из своей деятельности. Скорее это потенциальный ресурс государства, буферная зона между государством, бизнесом и обществом. Показаны реалии и возможности участия различных организаций субъектов гражданского общества в разработке и принятии экономических решений. Этот процесс позволит общественным организациям стать партнером государства, институтом, связующим частную и общественную сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фомин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions and Forms of Participation of Civil Society in the Regulation of Economic Activity

The article considers the realities and possibilities of various organizations of civil society actors participation in the development and economic decision-making. This process will allow community organizations to become the partner of the state, institution, spanning the private and public spheres.

Текст научной работы на тему «Направления и формы участия структур гражданского общества в регулировании социально-экономической деятельности»

http://www.apn.ru/publications/article1711 (дата обращения: 10.09.2014).

9. Gleason P. American Identity and Americanization // Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups [Ed. by S. Thern-strom, A. Orlov, O. Handlin]. Harvard, 1980. P. 31-58.

10. D'Sauza D. What's So Great About America. Washington, 2002. 218 p.

References

1. Migracija i razvitie. [Migration and Development] Doklad General'nogo sekretarja na 60 sessii General'noj Assamblei OON. 2006. 7 apr. URL: http://www.iuf.ru/pic/N0550124.pdf (data obrashhenija: 25.09.2014).

2. Kurbanova L. Ch. Migracionnye processy kak vyzov sovremennosti [Migration Processes as a Challenge to Modernity] // Vyzovy sovremennosti i otvetstvennost' filosofa: materialy «Kruglogo stola», posvjashhennogo vsemirnomu Dnju filosofii. Bishkek, 2003. S. 98-103.

3. Markov A. Germanija i krah mul'tikul'turalizma [Germany and the Collapse of Multiculturalism] // Analiticheskoe agentstvo Stratfor.ru. 2010. 4 nojab. URL: http://stratfor. ru/2010/11/germaniya-i-krax-multikulturalizma/ (data obrashhenija: 24.09.2014).

Поступила в редакцию_

4. Ponamareva A. Musul'mane Evropy: progressirujushhij faktor straha [Muslims of Europe: Progressing Fear Factor]// Indeks bezopasnosti. 2007. № 3. S. 61-79.

5. Kotel'nikov V. S. Mul'tikul'turalizm dlja Evropy: vyzov immigracii [Multiculturalism for Europe: the Challenge of Immigration] // Internet-portal «Russkij arhipelag». 2002. URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a263 (data obrashhenija: 9.10.2014).

6. Hargreaves A. Immigration, «race» and ethnicity in contemporary France. London, 1995. 288 p.

7. Pain Je. A. Zakat vul'garnogo mul'tikul'turalizma kak vozrozhdenie kul'tury moderna [The Sunset of Vulgar Multiculturalism as the Rebirth of Modern Culture] // Rossija v global'noj politike. 2011. № 2. S. 8-23.

8. Danilov D. Avstralijskie zakaty mul'tikul'turalizma [Australian Multiculturalism Sunsets] // Agentstvo politicheskih novostej. 2005. 27 dek. URL: http://www.apn.ru/publications/ article1711 (data obrashhenija: 10.09.2014).

9. Gleason P. American Identity and Americanization // Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups [Ed. by S. Thernstrom, A. Orlov, O. Handlin]. Harvard, 1980. P. 31-58.

10. D'SauzaD. What's So Great About America. Washington, 2002. 218 p.

_5 ноября 2014 г

УДК 32.1

направления и формы участия структур гражданского общества в регулировании социально-экономической деятельности

© 2014 г. А. В. Фомин

Фомин Алексей Викторович -аспирант,

кафедра политологии и этнополитологии, Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ул. Пушкинская, д. 70, г. Ростов-на-Дону, 344002. E-mail: director@uriu.ranepa.ru.

Fomin Aleksey Viktorovich -Post-Graduate Student,

Department of Political Science and Ethnopolitology, South-Russian Institute of Management of Russian Academy of National Economy and State Administration of the Russian Federation President, Pushkinskaja st., 70, Rostov-on-Don, 344002, Russia. E-mail: director@uriu.ranepa.ru.

Российские некоммерческие организации, выступая в различных организвционно-правовых формах, не имеют целью извлечение прибыли из своей деятельности. Скорее - это потенциальный ресурс государства, буферная зона между государством, бизнесом и обществом. Показаны реалии и возможности участия различных организаций субъектов гражданского общества в разработке и принятии экономических решений. Этот процесс позволит общественным организациям стать партнером государства, институтом, связующим частную и общественную сферы.

ключевые слова: гражданское общество, общественные организации, экономическая деятельность.

The article considers the realities and possibilities of various organizations of civil society actors participation in the development and economic decision-making. This process will allow community organizations to become the partner of the state, institution, spanning the private and public spheres.

Keywords: civil society, social organization, economic activities.

В последнее время актуализируется проблема уча- заций в процессе разработки и принятия социально-стия неправительственных (некоммерческих) органи- экономических решений [1, 2]. Некоммерческий или

третий сектор становится важным фактором в трансформации человечества в направлении от индустриальной к постиндустриальной стадии развития [3]. Являясь основой гражданского общества, они при этом входят в систему создания и доставки потребителю общественных благ и социальных услуг. По мнению Л. К. Терещенко и А. Е. Шаститко, при помощи публичных частных или индивидуализированных услуг происходит удовлетворение общественного интереса [4, 5]. Однако если государство будет чрезмерно способствовать вовлечению различных гражданских субъектов к его обсуждению и реализации, то может развиться не только общественная активность, но общественная конфронтация. Этому способствует общественная теневая или криминальная деятельность с образованием соответствующих «общественных» объединений.

Российские некоммерческие организации - это потенциальный ресурс государства, что предполагает создание своего рода буферной зоны между государством, бизнесом и обществом [6]. Согласно закону «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г., выделяются следующие виды их организационно-правовых форм: общественная организация, религиозная организация, фонд, некоммерческое партнерство, учреждение, автономная некоммерческая организация, ассоциация, государственная корпорация, потребительский кооператив и др. НКО - организация, не имеющая целью извлечение прибыли из своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В систему НКО входят организации в соответствии со степенью дистанцирования от политической сферы: правозащитные, экономические, экологические, профсоюзные, религиозные, спортивные, научные и образовательные структуры. В процессе совместного принятия государственных управленческих решений используются двухсторонние общественно-государственные комиссии, которые формируются из представителей администрации, с одной стороны, и жителей, представителей общественных организаций и фактически сложившихся групп и общностей граждан - с другой. Такие комиссии могут систематически оценивать ход процесса публичного обсуждения государственных функций, готовить предложения по его развитию [7]. Публичные общественные слушания -самая простая форма реализации права населения области на участие в процессе принятия решений органами государственной власти посредством проведения собраний для публичного обсуждения общественно значимых вопросов. Развитые структуры гражданского общества стремятся участвовать в определении причин и существа проблемы, анализе контекста и факторов, влияющих на вопрос в изучении возможности применения различных вариантов мер и определении потенциальных ресурсов, выборе оптимального варианта решения вопроса, в реализации комплекса мер

на практике; в мониторинге осуществления, а также сборе отзывов об эффективности выбранных мер. Для обеспечения реального участия публичных структур в частно-государственном партнерстве представители гражданского общества могут включаться в коллегии надзорных органов, рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти. Возможна передача исполнения государственной функции или ее части публичной организации [8].

В условиях свободной рыночной экономики, когда конкуренция оказывает постоянное давление на предпринимателей и побуждает их объединяться, возрастает активность экономических структур гражданского общества [9]. Цели объединений в экономической сфере различны, начиная с защиты прав и интересов членских организаций и заканчивая укреплением их экономических позиций на внутреннем и внешнем рынках. Но это и организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции, проведение в рамках объединения хозяйственной и коммерческой деятельности и повышение профессионализма и деловой квалификации предпринимателей. Социально-политическая сфера гражданского общества включает в себя общественно-политические организации и движения, использующие такие популярные формы общественной активности граждан, как митинги, собрания, пикеты, забастовки. Используются в этих целях также органы общественного самоуправления по местожительству или в трудовых коллективах, негосударственные СМИ. Частно-экономическая сфера порождает также такие простейшие объединения граждан, как жилищные, дачные, гаражные кооперативы и т. п. Причем структуры, представляющие гражданское общество, могут быть официально оформлены и зарегистрированы или существовать вне официальной сферы. Государство обеспечивает свободы слова, самостоятельность и полную независимость любых неполитических объединений и формирований.

В сложившемся ряду институтов гражданского общества особое место занимают саморегулируемые организации, создаваемые в экономической сфере в соответствии с Федеральным законом № 315-Ф3 от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях» в первую очередь для делегирования негосударственным организациям надзорных функций органов государственной власти. Передача функций регулирования различных видов деятельности общественным структурам предпринималась в прошлом даже в советском государстве, например, профессиональным союзам были переданы функции управления охраной труда и государственным социальным страхованием. В РФ саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляют обуче-

ние граждан, принимают квалификационные экзамены и выдают квалификационные аттестаты. В целом ряде других видов деятельности также осуществляется обучение граждан [10]. Создана такая организация, объединяющая компании, оказывающие услуги в области охраны труда - Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Национальное общество аудиторов трудовой сферы» [11].

Основная идея саморегулирования состоит в передаче надзорных функций, изначально присущих государственным органам, в руки самодеятельной организации, членство в которой является добровольным. Предполагается, что такая организация может устанавливать свои правила и стандарты деятельности, требования которых будут порой даже жестче нормативных государственных. Они смогут регулировать те стороны деятельности, требования к которым не прописаны в государственных нормативах. Уже начат процесс установления обязательности членства субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации. Для арбитражных управляющих это является условием допуска к деятельности. Очевидно, следует ожидать распространения этого требования и на иные виды деятельности таких организаций. В совокупности с установленными нормативами к саморегулируемым организациям в сочетании с детальным контролем со стороны органов государственной власти эти обстоятельства в некоторой степени снижают ценность указанных организаций как структур гражданского общества. Функции их в различных видах деятельности весьма различны. В отдельных случаях необходимы лицензирование и аккредитация. Процесс развития и расширения зоны действия саморегулирования призван создать условия демократизации общества в экономической сфере. Но при этом нужно, чтобы соблюдался баланс отношений между государством и институтами гражданского общества, способствующими воспитанию у членов общества гражданской культуры [12, 13]. В общественной практике имеется ряд позитивных примеров нахождения такого баланса.

Агентством стратегических инициатив в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» был подготовлен «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [14]. Он был задуман как «обновляемый» и «пополняемый»: содержащиеся в нем требования должны были корректироваться с учётом результатов их применения. Первая версия Стандарта была апробирована в конце 2011 - начале 2012 г. в шести субъектах РФ.

Таким образом, практически общественная организация разработала интересный многообещающий проект действий по активизации инвестиционной деятельности.

Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ), созданное в 2001 г. с целью оказания содействия российским компаниям, отраслям и регионам, а также российским и иностранным компаниям в привлечении инвестиций и развитии бизнеса, активно сотрудничает с органами федеральной власти, региональными администрациями, с российскими и иностранными компаниями, международными финансовыми организациями. Им было выполнено более 100 проектов для государственных органов власти и частных компаний. Например, совместно с Администрацией Полномочного Представителя Президента РФ в ЮФО Агентство выступало координатором комплексного проекта по созданию правовых и организационных основ привлечения инвестиций в регионы ЮФО. Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития, которая объединяет 26 региональных агентств, представляющих все федеральные округа России, является официальным представителем MIGA (группа Всемирного Банка) по созданию и развитию «Центра прямых иностранных инвестиций» в России и СНГ. В 2007 г. в структуре Российского союза промышленников и предпринимателей был создан Комитет по инвестиционной политике и государственно-частному партнерству. Совместно с университетом «Высшая школа Экономики» НАПИ разработало несколько профессиональных образовательных программ, в том числе «Мастер делового администрирования» (MBA) и др. В регионах России также осуществляется аналогичная деятельность.

Рассматривая вопрос относительно форм участия в определении принципов инвестиционной политики общественных объединений, необходимо учитывать, что все эти сообщества могут переходить в зависимости от появляющихся ресурсов из одного состояния в другое. На определение позиций влияет ряд таких факторов, как распределение власти (структура управления) в государстве, тип политической культуры, религиозный фактор, уровень социально-экономической инфраструктуры и образования, а также уровень доверия внутри общества и отношение к властным институтам. Предлагая свои варианты инвестиционной политики, общественные движения в той или иной степени формально участвуют в определении если не самой инвестиционной политики, то в создании определенной атмосферы в обществе. Практически все организации приветствуют государственные и частные инвестиции, предлагают свои варианты создания благоприятного инвестиционного климата, формы государственной поддержки инвестиционных проектов. Оппозиционные партии и различные гражданские структуры реа-лизовывают свое право на рекомендации, хотя окончательное решение принимается властями. Показателен тот факт, что самые продвинутые предложения по совершенствованию инвестиционной политики сформулировали движение «Деловая Россия» и государствен-

ное Агентство стратегических инициатив. О влиянии гражданских структур можно будет упоминать при достижении нового типа партнерских отношений с властью, когда возможен консенсус по проблемным вопросам. Наивысшей степенью участия, при которой можно оказывать им влияние, являются делегирование и гражданский контроль. При таком положении гражданские структуры должны быть представлены в органах, где осуществляется процесс принятия решений и контроля за их исполнением. Можно констатировать, что гражданское общество в перспективе будет партнером государства, институтом, связующим частную и общественную сферы.

Литература

1. Кислицын С. А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации. Ростов н/Д, 2005.

2. ГорныйМ. Б. Общественное участие некоммерческих организаций // Публичная политика-2006 : сб. ст. / под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб., 2006. С. 10 - 30.

3. Лившин А. Я. Некоммерческий сектор в России и мире: современные проблемы экономики и управления // Вестн. МГУ. Серия 21. Управление (государство и общество). 2005. № 4. С. 23-42.

4. Терещенко Л. К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журн. российского права. 2004. № 10. С. 15-23.

5. Шаститко А. Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. 2004. № 7. С. 150-155.

6. Фливберг Б. Хабермас и Фуко - теоретики гражданского общества // Социологические исследования. 2000. № 2. С. 127-136.

7. Предлагаемые механизмы взаимодействия органов исполнительной власти Липецкой области и структур гражданского общества. Липецк, 2012.

8. Евстифеева А. Р. Социально-политические аспекты взаимоотношений современного государства и гражданского общества в контексте инвестиционной политики // Вестн. Поволжской академии государственной службы. 2009. № 3 (20). С. 53-58.

9. Говорков В. Н. Саморегулируемые организации и их вклад в становление и развитие гражданского общества // Вестн. Ин-та труда и страхования. 2012. № 1.

10. Панасенко С. В. Стратегическое управление некоммерческими организациями: теория, методология, концепция. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01003000000/rsl01003376000/ rsl01003376... (дата обращения: 11.11.2014).

11. Шадрикова А. П. Некоммерческие организации: роль и влияние в процессе принятия политических решений. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-258680.htm (дата обращения: 11.11.2014).

12. Пашин С. А. Государство и гражданское общество, или Игра в орлянку. URL: http://index.org.ru/16/pashin/html (дата обращения: 17.11.2014).

13. Круглик С. И. Переход от системы лицензирования строительной деятельности в Российской Федерации к ин-

ституту саморегулируемых организаций // Инженерные изыскания. 2009. № 5.

14. Коммерсант. Review. Стратегические инициативы. 2012. Приложение № 14 (4799). 27 янв.

References

1. Kislicyn S. A. Formirovanie grazhdanskogo obshhestva v uslovijah rossijskoj demokraticheskoj reformacii [Formation of Civil Society in the Context of Russia's Democratic Reformation]. Rostov n/D., 2005.

2. GornyjM. B. Obshhestvennoe uchastie nekommercheskih organizacij [Public Participation of Non-profit Organizations] // Publichnaja politika-2006: sb. st. / pod red. A.Ju. Sungurova. SPb., 2006. S. 10-30.

3. Livshin A. Ja. Nekommercheskij sektor v Rossii i mire: sovremennye problemy jekonomiki i upravlenija [Non-profit Sector in Russia and the World: Modern Problems of Economics and Management] // Vestn. MGU. Ser. 21. Upravlenie (gos-udarstvo i obshhestvo). 2005. № 4. S. 23-42.

4. Tereshhenko L. K. Uslugi: gosudarstvennye, publichnye, social'nye [Services: Governmental, Public, Social] // Zhurn. rossijskogo prava. 2004. № 10. S. 15-23.

5. Shastitko A. E. Organizacionnye ramki predostavlenija publichnyh uslug [Institutional Framework of Public Service Delivery] // Voprosy jekonomiki. 2004. № 7. S. 150-155.

6. Flivberg B. Habermas i Fuko - teoretiki grazhdanskogo obshhestva [Habermas and Foucault - Theorists of Civil Society] // Sociologicheskie issledovanija. 2000. № 2. S. 127-136.

7. Predlagaemye mehanizmy vzaimodejstvija organov ispolnitel'noj vlasti Lipeckoj oblasti i struktur grazhdanskogo obshhestva [Suggested Mechanisms of Interaction of Executive Authorities of the Lipetsk Region and Civil Structures]. Lipeck, 2012.

8. Evstifeeva A. R. Social'no-politicheskie aspekty vzaimo-otnoshenij sovremennogo gosudarstva i grazhdanskogo obshhest-va v kontekste investicionnoj politiki [Socio-Political Aspects of the Relationship of the Modern State and Civil Society in the Context of the Investment Policy] // Vestn. Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. 2009. № 3(20). S. 53-58.

9. Govorkov V. N. Samoreguliruemye organizacii i ih vklad v stanovlenie i razvitie grazhdanskogo obshhestva [Self-Regulatory Organizations and their Contribution to the Development of Civil Society] // Vestn. In-ta truda i strahovanija. № 1.

10. Panasenko S. V.Strategicheskoe upravlenie nekom-mercheskimi organizacijami: teorija, metodologija, koncepcija. [Strategic Management of Non-profit Organizations: the Theory, Methodology, Concept]. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01003000000/ rsl01003376000/rsl01003376... (data obrashhenija: 11.11.2014).

11. Shadrikova A. P. Nekommercheskie organizacii: rol' i vlijanie v processe prinjatija politicheskih reshenij [Non-profit Organizations: the Role and Influence in the Political Decisionmaking]. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-258680.htm (data obrashhenija: 11.11.2014).

12. Pashin S. A. Gosudarstvo i grazhdanskoe obshhestvo, ili Igra v orljanku [State and Civil Society, or Toss a Coin]. URL: http://index.org.ru/16/pashin/html (data obrashhenija: 17.11.2014).

13. Kruglik S. I. Perehod ot sistemy licenzirovanija the Institution of Self-regulatory Organizations] // Inzhenernye

stroitel'noj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii k institutu samoreguliruemyh organizacij [The Transition from a System of Licensing of Construction Activities in the Russian Federation to

izyskanija. 2009. № 5.

14. Kommersant. Review. Strategicheskie iniciativy [Strategic Initiatives]. 2012. Prilozhenie № 14 (4799). 27 janv.

Поступила в редакцию

26 ноября 2014 г.

УДК 177

о роли в современном цивилизационном процессе потенциала поколений

© 2014 г. Н. У. Ярычев

Ярычев Насруди Увайсович -доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой теории и истории социальной работы, Чеченский государственный университет, ул. Киевская, 33, г. Грозный, 364031. E-mail: nasrudiny@mail.ru.

Yarychev Nasrudi Uvaysovich -PhD of Pedagogical Science, Professor,

Head of the Department of Theory

and History of Social Work,

Chechen State University,

Kievskaya st., 33, Grozny, 364031, Russia.

E-mail: nasrudiny@mail.ru.

Одним из существенных недостатков нарождающейся социально-философской теории современной глобальной цивилизации является отсутствие в ее концептуальном аппарате проблемного пространства «поколения» как одного из ведущих субъектов исторического процесса. Интеграция положений общенациональной идеи во все сферы жизнедеятельности коренным образом реконструирует социальное взаимодействие современной России. Сущностная теоретическая социально-философская модель общенациональной идеи позволит разработать проект позитивной «экспансии» восточнославянской цивилизации на западный мир и таким образом положить начало радикальной гуманистической трансформации глобального цивилизационного процесса.

ключевые слова: поколение, современная Россия, общенациональная идея, глобальная цивилизация, локальная цивилизация, социальное взаимодействие, социально-философская теория.

One of essential shortcomings of the arising social and philosophical theory of modern global civilization is absence in its conceptual device of «generation» problem space as one of historical process leading subjects. Integration of national idea into all spheres of activity radically reconstructs social interaction of modern Russia. The intrinsic theoretical social and philosophical model of national idea will allow to develop the project ofpositive expansion of an East Slavic civilization on the Western world and thus to lay the foundation of radical humanistic transformation of global civilization process.

Keywords: generation, modern Russia, national idea, global civilization, local civilization, social interaction, social and philosophical theory.

Крутой поворот в общемировом процессе, обусловленный почти одновременным развалом бывшего СССР как одного из ведущих его субъектов и выходом на мировую арену группы мощных стран (Китай, Индия, Япония, Бразилия, Пакистан и др.), сформировал принципиально новый расклад экономических, политических, культурных сил. Рухнули надежды США на однополярный мир, в котором они видели себя полноправным «хозяином». Достаточно четко в связи с этим определилась проблема формирования принципиально нового «порядка» межцивилизационного взаимодействия в полиполярном мировом социуме. Необходимо выявить детерминант развития современной цивилизации эпохи глобализации. Мы сосредоточились только на определении роли в современном цивилизационном

процессе жизнетворческих гуманистических потенциалов поколений как имманентных его субъектов и некоторых сущностных моментов социально-философской модели общенациональной идеи России.

Категориальный статус понятия «современность» напрямую корреспондируется с глобальной цивилизацией человечества, интенсивно формирующийся в начале третьего тысячелетия. Очевидно, что для данного понятия необходим стержневой смысловой конструкт. Вполне закономерно А. В. Апыхтин, исследуя социально-философский феномен современности, формулирует риторический вопрос: «...как найти в современной эпохе то, что задает ей саму определенность современного?» [1, с. 46].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.